Контакты:

Систематизирование и расшифровка фольклорных образцов, записанных в фольклорных экспедициях (1986-2019)

Тема 5. Сведения о записанном произведении

1. Название (первая строка поэтического текста или специальное народное название).

2. Жанр произведения (по терминологии исполнителей).

3. От кого, когда и где исполнитель услышал и запомнил данное фольклорное произведение?

4. Когда исполняется (исполнялось) произведение?

            Если оно относится к категории календарно-обрядовых, то следует отметить во время каких праздников и обрядов оно исполнялось, кто конкретно его исполнял. Место произведения в обряде.

5. Как комментируется произведение исполнителем?

            Ответы на данные вопросы следует записывать на магнитную ленту сразу после записи фольклорного произведения.

 

Тема 6. Формирование, хранение и систематизация фольклорных фондов.Фольклорные фонды формируются в методических кабинетах. и включают три основных раздела:

1. Фонотека.

2. Рукописный фонд (тексты).

3. Фонд нотаций.

Фонотека

            Фонотека в методическом кабинете должна оформляться в виде открытой фольклорной коллекции. Она включает:

            1. Фонограммы /магнитофонные, диктофонные записи/.

            2. Опись коллекции.

            3. Полевые дневники.

            4. Сведения о фольклорных коллективах, их участниках и отдельных народных исполнителях.

            5. Каталог.

1. Фонограммы. Каждая фонограмма с записями фольклорных произведений, поступившая в фонотеку, подлежит обработке. В процессе прослушивания проверяются рукописные тексты фольклорных произведений и правильность составления реестра. Если реестра и рукописных текстов нет, их необходимо восстановить. Каждый текст фольклорного образца набирается на компьютере, с включением всех данных справочного аппарата. Данные тексты необходимы для комплектования рукописного фонда. Все данные реестра фонограммы вносятся в опись коллекции, где фонограмме дается порядковый номер.

2. Опись коллекции. Является основным документом фольклорного фонда и основой для каталогизации материала, что в дальнейшем облегчит удобство поиска фольклорных произведений. Для ведения описи можно использовать альбом для рисования или черчения. Оформление описи, как и реестров к фонограммам, требует грамотного документального исполнения. Вся документация должна выполняться студентами под руководством преподавателя.

            Опись содержит следующую информацию по каждой записи:

            1. Инвентарный номер фольклорного произведения.

            2. Две строки или наименование произведения.

            3. Жанр произведения со слов исполнителя /информатора/.

            4. Порядковый номер фонограммы /кассеты/.

            5. Порядковый номер произведения.

            6. Дата /число, месяц и год/ и место записи.

            7. Паспортизация исполнителей /фамилия, инициалы, год и место рождения/.

            8. Автор записи.

            9. Номер полевого дневника.

            10. Примечание, которое включает дополнительную информацию по каждой записи / «смазано начало», не полный текст, речитативом, с напевом и т.д./.

3. После проведения полевой работы полевые дневники подлежат учёту и сдаче в фольклорный фонд.

4. На каждый фольклорный коллектив должна быть заведена папка, в которую вкладываются следующие сведения:

1) Творческая характеристика

2) Список участников по установленной форме

3) Список репертуара (программы концертов и тексты фольклорных произведений).

4) Заметки о коллективе из районных и областных газет.

5) Фотографии.

            Сведения об отдельных народных исполнителях лучше всего вести по населенным пунктам, в которых проводилась запись

5. Все фольклорные образцы должны быть внесены в каталог, что облегчит поиск и обработку нужной информации. Для каталога используются картотеки, применяемые в библиотеках.

            Технология работы над составлением такого каталога основывается на том, что сведения о каждом произведении, имеющемся в фонде, заносятся на карточку в следующем порядке:

1. Две строки или наименование: сказка, легенда и т.д.

2. Жанровое обозначение.

3. Способ записи (рукописный или магнитофонный).

4. Автор записи.

5. Дата записи.

6. Место записи.

7. Паспортизация исполнителей (фамилия, инициалы, год рождения).

8. Инвентарный номер фонограммы и порядковый номер произведения на пленке.

            Размещение на карточке этих сведений выглядит следующим образом:

            Как по морюшку, морю синему плывет стадо лебединое…

            По тому-то морю синему

            «Круговая». Звукозапись

            М.Г. Екимов. 6.08.80г. в дер. Полевое Белозерского района.

            от Шмаковой М.С. 1909 г.р.

            Инв. №321 КII – 4. Нотация: Т.П. Кропачевой Рук. фонд-Папка 2 лист 16

Карточки, составленные по такому типу, дублируется в двух экземплярах и каждый экземпляр занимает свое место в одном из рядов каталога.

            При составлении «жанрового» ряда каталога рекомендуется пользоваться следующей схемой:

            1. Эпос (былины, эпические баллады).

            2. Исторические песни.

            3. Балладные песни.

            4. Календарные песни –

                        1) Зимнего календаря:

                                   а) калядки,

                                   б) щедровки,

                                   в) гадальные (поблюдные) песни,

                                   г) масленичные песни,

                                   д) ритуальные игровые песни

(святочно-игровые, вечорочные и т.д.)

                        2) Весеннего календаря:

                                   а) веснянки,

                                   б) заклички,

                                   в) волочебные песни,

                                   г) качельные песни.

                        3) Весенне-летнего календаря:

                                   а) семицко-троицкие песни

                                   б) хороводные («круговые»),

                                   в) купальские песни.

            5. Семейно-бытовые обрядовые песни:

                        1) Свадебные песни:

                                   а) величальные,

                                   б) лирические,

                                   в) корильные.

                        2) Свадебные причитания.

                        3) Рекрутские песни.

                        4) Рекрутские причитания.

                        5) Похоронные причитания.

            6. Колыбельные песни (байки).

            7. Детский фольклор (песни, потешки, считалки, дразнилки, скороговорки и т.д.).

            8. Проголосные песни:

                        а) лирические,

                        б) солдатские,

                        в) арестантские,

                        г) бурлацкие,

                        д) разбойничьи.

            9. Романсы (крестьянский, городской, мещанский, жестокий).

            10. Частушки.

            11. Песни каторги и ссылки.

            12. Песни революции и гражданской войны.

            13. Песни периода коллективизации и первых пятилеток.

            14. Фольклор Великой Отечественной войны.

            15. Плясовые  шуточные песни.

            16. Сказки, легенды, народные анекдоты.

            17. Духовные стихи.

            18. Заговоры.

            19. Пословицы, поговорки.

            Основные методические рекомендации к составлению алфавитного ряда сводятся к следующим пунктам:

            1. Весь песенный массив располагается в алфавитном порядке букв первых слов текста.

            2. Если текст песни начинается не со звучащего слова, а с междометия или предлога, т.е. слов, не несущих смысловой нагрузки, то на такие песни в каталог вводятся отсылочные карточки – «ссылки». Таким образом, в алфавитном ряду песня представлена дважды – от первого звучащего слова и в реальной подтекстовке:

           

               Что из улицы, улицы….

               см.: 

               Ой, да, что из улицы, улицы…

 

            3. В случае, если варианты одной и той же песни, присутствующие в каталоге, имеют разные зачины, то в ссылке необходимо выделить смысловой стержень – общий для всех вариантов:

 

               Ванька-Ключник

               см.: 

               В саде ягода малина…

               Зрела ягода лесная…

 

            Рукописный фонд представляет собой папки с текстами и папки с нотациями фольклорных произведений. Папки с текстами подписываются и комплектуются в соответствии со схемой «жанрового» ряда каталога («Свадебные песни», «Плясовые»).

Напоминаем, что каждый текст отпечатывается на машинке в трёх экземплярах с включением паспортизации. Каждой папке дают порядковый номер хранения, а внутри папки каждому произведению также дается инвентарный номер. Так, в папке № 1 заключены свадебные песни с инвентарными номерами с 1 по 40, в папке №2 – с 41 по 60 и так далее. На внутренней стороне папки можно приклеить перечень фольклорных произведений, входящих в ее состав.

            Создание фонда нотаций – ответственная и трудная задача. Для успешного решения методисту по фольклору необходимы хорошие знания методики нотирования произведений народной музыки, правил учета и хранения фонда нотаций.

            Созданию фонда нотаций предшествует полевая собирательская работа в образовании звучащего фонда (фонотеки). Однако магнитная лента со временем деформируется, поэтому нотирование осуществляется прежде всего для сохранения памятников народной музыкальной культуры. Кроме того, создание фонда нотаций (наряду с фондом фонотеки) способствует более широкому использованию произведений фольклора в научных и практических целях.

            Фонд нотаций послужит основой в работе по пропаганде местного фольклора, а также будет использоваться в исполнительской практике коллективов художественной самодеятельности.

            В условиях практической работы осуществить нотации интересных песен и наигрышей сложно, так как нотировщик должен иметь хорошие профессиональные навыки (как минимум на уровне музыкального училища, которое обеспечивает практику в написании трех-четырех-голосных музыкальных диктантов), отличный слух и хорошую музыкальную память.

            К созданию фондов нотаций необходимо привлекать обучающихся, преподавателей. Предъявляя материал в фонд, нотировщик должен иметь один экземпляр нотации, выполненный тушью, два экземпляра текстов песен, отпечатанных на машинке, два экземпляра списка-перечня названий песен.

            Рукописный фонд рекомендуется хранить также в защищенных от солнечного воздействия шкафах. Однако в отличие от фонотеки место хранения должно регулярно проветриваться, либо располагаться в максимально сухих условиях.Такие условия как отдельное помещение, закрытые шкафы, сейфы и т.д. соответствуют тому же требованию изоляции фондов по причине их материальной ценности.

Показателем полезности фольклорных фондов РДК и ЦСДК, представительности, активного участия в современной музыкальной жизни станет книга (журнал) консультаций. В нее заносятся все заявки на те или иные фольклорные материалы, указывается тематика консультаций, ведется учет материалов, которыми пользуются посетители. Обязательно фиксируется цель визита посетителя – подбор репертуара для коллектива художественной самодеятельности, педагогической работы, лекций, научные цели использования (какие именно) и так далее. В книге указывается фамилия, имя, отчество и год рождения посетителя, его профессия, место работы, должность и домашний адрес.

Выдавать оригиналы фольклорных материалов из фонда строго запрещается. При выдаче копий необходимо информировать о правах ссылок на фонд, в котором они хранятся, об авторских правах собирателей и нотировщиков.