Контакты:
-
Лилия Васильевна ДёминаУчитель
Систематизирование и расшифровка фольклорных образцов, записанных в фольклорных экспедициях (1986-2019)
Тема 5. Сведения о записанном произведении
1. Название (первая строка поэтического текста или специальное народное название).
2. Жанр произведения (по терминологии исполнителей).
3. От кого, когда и где исполнитель услышал и запомнил данное фольклорное произведение?
4. Когда исполняется (исполнялось) произведение?
Если оно относится к категории календарно-обрядовых, то следует отметить во время каких праздников и обрядов оно исполнялось, кто конкретно его исполнял. Место произведения в обряде.
5. Как комментируется произведение исполнителем?
Ответы на данные вопросы следует записывать на магнитную ленту сразу после записи фольклорного произведения.
Тема 6. Формирование, хранение и систематизация фольклорных фондов.Фольклорные фонды формируются в методических кабинетах. и включают три основных раздела:
1. Фонотека.
2. Рукописный фонд (тексты).
3. Фонд нотаций.
Фонотека
Фонотека в методическом кабинете должна оформляться в виде открытой фольклорной коллекции. Она включает:
1. Фонограммы /магнитофонные, диктофонные записи/.
2. Опись коллекции.
3. Полевые дневники.
4. Сведения о фольклорных коллективах, их участниках и отдельных народных исполнителях.
5. Каталог.
1. Фонограммы. Каждая фонограмма с записями фольклорных произведений, поступившая в фонотеку, подлежит обработке. В процессе прослушивания проверяются рукописные тексты фольклорных произведений и правильность составления реестра. Если реестра и рукописных текстов нет, их необходимо восстановить. Каждый текст фольклорного образца набирается на компьютере, с включением всех данных справочного аппарата. Данные тексты необходимы для комплектования рукописного фонда. Все данные реестра фонограммы вносятся в опись коллекции, где фонограмме дается порядковый номер.
2. Опись коллекции. Является основным документом фольклорного фонда и основой для каталогизации материала, что в дальнейшем облегчит удобство поиска фольклорных произведений. Для ведения описи можно использовать альбом для рисования или черчения. Оформление описи, как и реестров к фонограммам, требует грамотного документального исполнения. Вся документация должна выполняться студентами под руководством преподавателя.
Опись содержит следующую информацию по каждой записи:
1. Инвентарный номер фольклорного произведения.
2. Две строки или наименование произведения.
3. Жанр произведения со слов исполнителя /информатора/.
4. Порядковый номер фонограммы /кассеты/.
5. Порядковый номер произведения.
6. Дата /число, месяц и год/ и место записи.
7. Паспортизация исполнителей /фамилия, инициалы, год и место рождения/.
8. Автор записи.
9. Номер полевого дневника.
10. Примечание, которое включает дополнительную информацию по каждой записи / «смазано начало», не полный текст, речитативом, с напевом и т.д./.
3. После проведения полевой работы полевые дневники подлежат учёту и сдаче в фольклорный фонд.
4. На каждый фольклорный коллектив должна быть заведена папка, в которую вкладываются следующие сведения:
1) Творческая характеристика
2) Список участников по установленной форме
3) Список репертуара (программы концертов и тексты фольклорных произведений).
4) Заметки о коллективе из районных и областных газет.
5) Фотографии.
Сведения об отдельных народных исполнителях лучше всего вести по населенным пунктам, в которых проводилась запись
5. Все фольклорные образцы должны быть внесены в каталог, что облегчит поиск и обработку нужной информации. Для каталога используются картотеки, применяемые в библиотеках.
Технология работы над составлением такого каталога основывается на том, что сведения о каждом произведении, имеющемся в фонде, заносятся на карточку в следующем порядке:
1. Две строки или наименование: сказка, легенда и т.д.
2. Жанровое обозначение.
3. Способ записи (рукописный или магнитофонный).
4. Автор записи.
5. Дата записи.
6. Место записи.
7. Паспортизация исполнителей (фамилия, инициалы, год рождения).
8. Инвентарный номер фонограммы и порядковый номер произведения на пленке.
Размещение на карточке этих сведений выглядит следующим образом:
Как по морюшку, морю синему плывет стадо лебединое…
По тому-то морю синему
«Круговая». Звукозапись
М.Г. Екимов. 6.08.80г. в дер. Полевое Белозерского района.
от Шмаковой М.С. 1909 г.р.
Инв. №321 КII – 4. Нотация: Т.П. Кропачевой Рук. фонд-Папка 2 лист 16
Карточки, составленные по такому типу, дублируется в двух экземплярах и каждый экземпляр занимает свое место в одном из рядов каталога.
При составлении «жанрового» ряда каталога рекомендуется пользоваться следующей схемой:
1. Эпос (былины, эпические баллады).
2. Исторические песни.
3. Балладные песни.
4. Календарные песни –
1) Зимнего календаря:
а) калядки,
б) щедровки,
в) гадальные (поблюдные) песни,
г) масленичные песни,
д) ритуальные игровые песни
(святочно-игровые, вечорочные и т.д.)
2) Весеннего календаря:
а) веснянки,
б) заклички,
в) волочебные песни,
г) качельные песни.
3) Весенне-летнего календаря:
а) семицко-троицкие песни
б) хороводные («круговые»),
в) купальские песни.
5. Семейно-бытовые обрядовые песни:
1) Свадебные песни:
а) величальные,
б) лирические,
в) корильные.
2) Свадебные причитания.
3) Рекрутские песни.
4) Рекрутские причитания.
5) Похоронные причитания.
6. Колыбельные песни (байки).
7. Детский фольклор (песни, потешки, считалки, дразнилки, скороговорки и т.д.).
8. Проголосные песни:
а) лирические,
б) солдатские,
в) арестантские,
г) бурлацкие,
д) разбойничьи.
9. Романсы (крестьянский, городской, мещанский, жестокий).
10. Частушки.
11. Песни каторги и ссылки.
12. Песни революции и гражданской войны.
13. Песни периода коллективизации и первых пятилеток.
14. Фольклор Великой Отечественной войны.
15. Плясовые шуточные песни.
16. Сказки, легенды, народные анекдоты.
17. Духовные стихи.
18. Заговоры.
19. Пословицы, поговорки.
Основные методические рекомендации к составлению алфавитного ряда сводятся к следующим пунктам:
1. Весь песенный массив располагается в алфавитном порядке букв первых слов текста.
2. Если текст песни начинается не со звучащего слова, а с междометия или предлога, т.е. слов, не несущих смысловой нагрузки, то на такие песни в каталог вводятся отсылочные карточки – «ссылки». Таким образом, в алфавитном ряду песня представлена дважды – от первого звучащего слова и в реальной подтекстовке:
Что из улицы, улицы…. см.: Ой, да, что из улицы, улицы… |
3. В случае, если варианты одной и той же песни, присутствующие в каталоге, имеют разные зачины, то в ссылке необходимо выделить смысловой стержень – общий для всех вариантов:
Ванька-Ключник см.: В саде ягода малина… Зрела ягода лесная… |
Рукописный фонд представляет собой папки с текстами и папки с нотациями фольклорных произведений. Папки с текстами подписываются и комплектуются в соответствии со схемой «жанрового» ряда каталога («Свадебные песни», «Плясовые»).
Напоминаем, что каждый текст отпечатывается на машинке в трёх экземплярах с включением паспортизации. Каждой папке дают порядковый номер хранения, а внутри папки каждому произведению также дается инвентарный номер. Так, в папке № 1 заключены свадебные песни с инвентарными номерами с 1 по 40, в папке №2 – с 41 по 60 и так далее. На внутренней стороне папки можно приклеить перечень фольклорных произведений, входящих в ее состав.
Создание фонда нотаций – ответственная и трудная задача. Для успешного решения методисту по фольклору необходимы хорошие знания методики нотирования произведений народной музыки, правил учета и хранения фонда нотаций.
Созданию фонда нотаций предшествует полевая собирательская работа в образовании звучащего фонда (фонотеки). Однако магнитная лента со временем деформируется, поэтому нотирование осуществляется прежде всего для сохранения памятников народной музыкальной культуры. Кроме того, создание фонда нотаций (наряду с фондом фонотеки) способствует более широкому использованию произведений фольклора в научных и практических целях.
Фонд нотаций послужит основой в работе по пропаганде местного фольклора, а также будет использоваться в исполнительской практике коллективов художественной самодеятельности.
В условиях практической работы осуществить нотации интересных песен и наигрышей сложно, так как нотировщик должен иметь хорошие профессиональные навыки (как минимум на уровне музыкального училища, которое обеспечивает практику в написании трех-четырех-голосных музыкальных диктантов), отличный слух и хорошую музыкальную память.
К созданию фондов нотаций необходимо привлекать обучающихся, преподавателей. Предъявляя материал в фонд, нотировщик должен иметь один экземпляр нотации, выполненный тушью, два экземпляра текстов песен, отпечатанных на машинке, два экземпляра списка-перечня названий песен.
Рукописный фонд рекомендуется хранить также в защищенных от солнечного воздействия шкафах. Однако в отличие от фонотеки место хранения должно регулярно проветриваться, либо располагаться в максимально сухих условиях.Такие условия как отдельное помещение, закрытые шкафы, сейфы и т.д. соответствуют тому же требованию изоляции фондов по причине их материальной ценности.
Показателем полезности фольклорных фондов РДК и ЦСДК, представительности, активного участия в современной музыкальной жизни станет книга (журнал) консультаций. В нее заносятся все заявки на те или иные фольклорные материалы, указывается тематика консультаций, ведется учет материалов, которыми пользуются посетители. Обязательно фиксируется цель визита посетителя – подбор репертуара для коллектива художественной самодеятельности, педагогической работы, лекций, научные цели использования (какие именно) и так далее. В книге указывается фамилия, имя, отчество и год рождения посетителя, его профессия, место работы, должность и домашний адрес.
Выдавать оригиналы фольклорных материалов из фонда строго запрещается. При выдаче копий необходимо информировать о правах ссылок на фонд, в котором они хранятся, об авторских правах собирателей и нотировщиков.