Контакты:
-
Мария Олеговна КоростелеваУчитель
1.3. Проведение государственного экзамена по профессиональному модулю «Педагогическая деятельность»
1.3.1. Порядок проведения экзамена
Государственный экзамен по профессиональному модулю «Педагогическая деятельность»
включает программы нескольких дисциплин учебного плана по данной специальности, объединенных в два модуля:
1) Педагогические основы преподавания творческих дисциплин: «Основы педагогики», «Основы организации учебного процесса», «Основы системы музыкального образования», «Основы психологии музыкального восприятия».
2) Учебно-методическое обеспечение учебного процесса: «Методика преподавания вокальных дисциплин», «Изучение репертуара», «История вокального исполнительства».
Итоговый междисциплинарный экзамен проводится в виде устного ответа по билетам. В билет входит два вопроса:
один вопрос из модуля «Педагогические основы преподавания творческих дисциплин»
один вопрос из модуля «Учебно-методическое обеспечение учебного процесса».
Экзамен проводится в аудитории для проведения групповых занятий. На выполнение задания по билету отводится не более одного часа. На ответ по билету отводится не менее пятнадцати минут.
1.3.2. Примерный перечень вопросов
Модуль I. Педагогические основы преподавания творческих дисциплин
Дисциплина «Основы педагогики»
1. Возникновение и развитие педагогической науки.
2. Педагогика в системе наук о человеке.
3. Объект, предмет и функции педагогики.
4. Образование как педагогический процесс.
5. Обучение как способ организации педагогического процесса.
6. Методы и формы обучения.
7. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования.
8. Общие методы, средства и формы воспитания.
9. Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности.
10. Педагогическое мастерство и культура учителя.
Дисциплина «Основы организации учебного процесса»
1. Дидактика, основные дидактические понятия.
2. Нормативно-правовые основы педагогической деятельности.
3. Закономерности и принципы обучения.
4. Планирование как основа учебного процесса.
5. Учет, оценка и отметка в учебном процессе.
6. Урок как основная форма организации обучения.
7. Сущность гуманистической методологии педагогики.
8. Понятие о педагогических ценностях и их классификация.
9. Образование как общечеловеческая ценность.
10. Профессиональные требования к личности педагога.
Дисциплина «Основы системы музыкального образования»
1. Роль музыкального образования в процессе развития научного мышления учащихся
2. Взаимосвязь музыкального образования и многоканальности личностного мышления
3. Музыкальное образование и межличностное общение
4. Специальные способности как основа музыкального образования личности
5. Генеалогия музыкальных способностей
6. Мультипликативная модель таланта
7. Структурная модель музыкального таланта
8. Виртуозные способности учащихся
9. Артистические способности учащихся
10. Феномен музыкального вундеркинда
Дисциплина «Основы психологии музыкального восприятия»
1. Девять интеллектов Хауэрда Гарднера как базовая структура человеческих способностей
2. Филогенетическая модель музыкального таланта
3. Психологический словарь интонационного слуха
4. Чувство ритма в структуре музыкального таланта
5. Аналитический слух и его составляющие
6. Чувство музыкальной высоты в структуре аналитического слуха
7. Чувство музыкального интервала
8. Ладовое чувство
9. Гармонический слух
10. Психологические предпосылки сценического волнения.
Модуль II. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
Дисциплина «Методика преподавания вокальных дисциплин»
1. Понятия высоты и силы звука.
2. Профессиональная гигиена голоса.
3. Типы дыхания в пении.
4. Положение гортани в пении.
5. Регистры голоса.
6. Классификация голосов.
7. Работа артикуляционного аппарата в пении.
8. Головной и грудной резонаторы.
9. Чувство опоры как важнейшее ощущение в пении.
10. Психологические процессы: познавательная сфера, эмоциональная сфера, волевая сфера.
Дисциплина «Изучение репертуара»
1. Классификация голосов. Основные признаки определения типа голоса.
2. Перечислите типы голосов от высокого к низкому. Приведите в пример исполнителей и их оперные партии.
3. Перечислите жанры вокальной музыки. Дайте определение одному из жанров вокальной музыки с примерами.
4. Начальные этапы освоения вокального произведения.
5. Назовите авторов учебно-методических трудов, разработанных для систематических упражнений развития вокальной техники.
6. Подбор репертуара учащемуся с учетом характеристики певческого голоса.
7. Дайте характеристику жанра оперы. Перечислите разновидности оперы с примерами.
8. Разновидности комической оперы. Приведите примеры.
9. Работа над художественным образом и эмоциональной выразительностью вокального сочинения.
10. Отличия жанров романса и песни. Приведите примеры.
Дисциплина «История вокального исполнительства»
1. Формирование национальной итальянской вокальной школы.
2. Возникновение жанра оперы. Разновидности итальянских вокальных школ.
3. Дж. Верди и его роль в развитии вокального искусства Италии середины 19 в.
4. Вокальное исполнительство Италии I половины ХХ века.
5. Стилистика вокальных произведений И.С.Баха.
6. Французская вокальная школа ХVII-XVIII вв.
7. Немецкая вокальная школа. Школа примарного тона.
8. М. Глинка как основоположник русской вокальной школы.
9. Расцвет русской оперной культуры (М. Мусоргский, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков).
10. Мастера мирового оперного искусства и их оперные партии.
1.3.3. Перечень профессиональных задач, решаемых на междисциплинарном экзамене:
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт: организации обучения учащихся с учетом базовых основ педагогики; организации обучения учащихся пению с учетом их возраста и уровня подготовки; организации индивидуальной художественно-творческой работы с детьми с учетом возрастных и личностных особенностей;
уметь: делать педагогический анализ ситуации в классе индивидуального творческого обучения; использовать теоретические сведения о личности и межличностных отношениях в педагогической деятельности; делать педагогический анализ музыкальной (вокальной) литературы; определять важнейшие характеристики голоса обучающегося и планировать его дальнейшее развитие; пользоваться специальной литературой;
знать: основы теории воспитания и образования; психолого-педагогические особенности работы с детьми дошкольного и школьного возраста; требования к личности педагога; творческие и педагогические вокальные школы, современные методики постановки голоса, преподавания специальных (вокальных дисциплин); педагогический (вокальный) репертуар детских школ искусств; профессиональную терминологию; порядок ведения учебной документации в организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях.