Контакты:
-
Татьяна Александровна АдамоваУчитель
Тема 1. 1. Мозаика:
Византийская,
Флорентийская,
Венецианская,
Римская,
Керамическая.
Краткое содержание лекции:
Мозаика разновидность искусства и техника создания изображения набором из кусочков какого-либо материала, прикрепляемых к основе.
«Картинные композиции» в орнаментальных обрамлениях называемые эмблемами. Мозаика из стеклянных тессер (кубиков) и смальты – глушенного (непрозрачного) цветного стекла выполнялась византийскими мастерами на сферических поверхностях куполов и сводов, под кубики смальты подкладывали золотую фольгу и закрепляли их на цементе с различным наклоном, что создавало мерцание света и цвета. Наряду с сиянием золотых фонов использовались яркие зеленый, синий, красный, белый цвета. Фигуры обрамлялись красным и синим контурами. Мозаика из смальты в интерьерах и облицовка наружных стен зданий мрамором и поливной керамикой была распространена в Византии. Особенностью венецианской архитектуры является сочетание полихромной облицовки, мозаики, росписи. Облицовка стен производилась из тонких мраморных плиток разного цвета: белых, зеленых, розовых, синих и черных. Плитки тщательно подгонялись друг к другу в причудливый геометрический узор, традиционный для арабского, испано-мавританского искусства.
Различают два типа ренессансной и классической мозаики: римскую (набираемую из мелких кубиков разноцветных камней) и флорентийскую ( из крупных кусков, которые вырезают по контуру изображения). В технике флорентийской мозаики помимо цвета используется разнообразная текстура камня, в сочетании с другими материалами.
В странах ислама, в Испании и Португалии в XIII – XIV вв. была распространена мозаика из цветных (голубых и синих) майоликовых плиток орнаментного характера. Майоликовая мозаика и применялась в эпоху модерна.
Мастера Академии, работавшие в Исаакиевском соборе, виртуозно исполняли смальтовые «репродукции» масляной живописи. А.А.Фролов внедрял обратный (Венецианский) метод набора, его мастерской создан не имеющий равных ансамбль мозаик в храме Воскресения «на крови» (арх. А.А.Парланд).
Тема 1.2. Материалы мозаики и инструменты для ее обработки.
Краткое содержание лекции:
Набор мозаики производится из разноцветных камней, смальты, мрамора, дерева.
Инкрустация – техника декорирования какой-либо поверхности сочетанием различных материалов, различного цвета, фактуры, текстуры. Интарсия – углубленная инкрустация, когда один материал врезается в другой.
Практическое задание 1.3. Выполнение копии мозаики: (фрагмент), эскиз, картон, калька шаблон. Прямой и обратный набор. Подбор палитры, рубка смальты на модули. Приготовление раствора (заливка).
Материал: Основа, масляные краски, кисти, тройник, мольберт или этюдник, муштабель, шпатель, скальпели, бритва для межслойной обработки, кистемойка.
Методические рекомендации:
- подготовка основы под мозаику;
- предварительно выполняется форэскиза или наброска художественного произведения, выбранного для копирования;
- выделение композиционного центра (от частного к общему), подчинение деталей общей форме, выделение главного, существенного, характерного в соответствии с оригиналом;
- колористическое решение мозаики;
- степень стилизации и обобщения в художественном произведении;
- тональное и цветовое построение масс и объемов;
- точное определение соотношений и пропорций;
- полная характеристика объектов композиций;
- передача пространства и освещения, используя изобразительные средства для решения данной задачи;
- целостность изображения и выразительность художественного образа.