Тема 1. 1. Мозаика:

Византийская,

Флорентийская,

Венецианская,

Римская,

Керамическая.

Краткое содержание лекции:

Мозаика разновидность искусства и техника создания изображения набором из кусочков какого-либо материала, прикрепляемых к основе.

 «Картинные композиции» в орнаментальных обрамлениях называемые эмблемами.  Мозаика из стеклянных тессер (кубиков) и  смальты –  глушенного (непрозрачного) цветного стекла выполнялась византийскими мастерами на сферических поверхностях куполов и сводов, под кубики смальты подкладывали золотую фольгу и закрепляли их на цементе с различным наклоном, что создавало мерцание света и цвета.  Наряду с сиянием золотых фонов использовались яркие зеленый, синий, красный, белый цвета. Фигуры обрамлялись красным и синим контурами.     Мозаика из смальты в интерьерах и облицовка наружных стен зданий мрамором и поливной керамикой была распространена в Византии. Особенностью венецианской архитектуры является сочетание полихромной облицовки, мозаики, росписи. Облицовка стен производилась из тонких мраморных плиток разного цвета: белых, зеленых, розовых, синих и черных. Плитки тщательно подгонялись друг к другу  в причудливый геометрический узор, традиционный  для арабского, испано-мавританского искусства.

Различают два типа ренессансной и классической мозаики: римскую (набираемую из мелких кубиков разноцветных камней) и флорентийскую ( из крупных кусков, которые вырезают по контуру изображения).  В технике флорентийской мозаики помимо цвета используется разнообразная текстура камня, в сочетании с другими материалами.   

В странах ислама, в Испании и Португалии в XIII – XIV вв. была распространена мозаика из цветных (голубых и синих) майоликовых плиток орнаментного характера.  Майоликовая мозаика и применялась в эпоху модерна.

Мастера Академии, работавшие в Исаакиевском соборе, виртуозно исполняли  смальтовые «репродукции» масляной живописи.  А.А.Фролов внедрял обратный (Венецианский) метод набора, его мастерской создан не имеющий равных ансамбль мозаик в храме Воскресения «на крови» (арх. А.А.Парланд).

Тема 1.2. Материалы мозаики и инструменты для ее обработки.

Краткое содержание лекции:

Набор мозаики производится из разноцветных камней, смальты, мрамора, дерева.

 Инкрустация – техника декорирования какой-либо поверхности сочетанием различных материалов, различного цвета, фактуры, текстуры. Интарсия – углубленная инкрустация, когда один материал врезается в другой.

Практическое задание 1.3. Выполнение копии мозаики: (фрагмент), эскиз, картон, калька шаблон.  Прямой и обратный набор. Подбор палитры, рубка смальты на модули.  Приготовление раствора (заливка).

Материал: Основа, масляные краски, кисти, тройник, мольберт или этюдник, муштабель, шпатель, скальпели, бритва для межслойной обработки,  кистемойка.

Методические рекомендации:

- подготовка основы под мозаику;

- предварительно выполняется форэскиза или наброска художественного произведения, выбранного для копирования;

- выделение композиционного центра (от частного к общему), подчинение деталей общей форме, выделение главного, существенного, характерного в соответствии с оригиналом;

- колористическое решение мозаики;

- степень стилизации и обобщения в художественном произведении;

- тональное  и цветовое построение масс и объемов;

- точное определение соотношений и пропорций;

- полная характеристика объектов композиций;

- передача  пространства и освещения, используя изобразительные средства  для решения данной задачи;

-  целостность изображения и  выразительность художественного образа.