Контакты:

1. Общие положения

Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 01.08.2017 № 730, локальных нормативных актов ФГБОУ ВО «Тюменский государственный институт культуры».

 2. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Русский язык и культура речи» являются:

– повышение уровня практического владения современным русским языком в разных сферах его функционирования;

– воспитание и развитие личностных качеств обучающихся, необходимых для успешной социализации и подготовки к будущей профессиональной деятельности, воспитание уважительного отношения к русскому языку и языковому наследию других народов.  

 3. Место дисциплины в структуре  ООП

Дисциплина «Русский язык и культура речи» входит в состав обязательной части дисциплин (Б1.О.07) согласно учебному плану ВО. Содержательно-методическая взаимосвязь дисциплины с другими частями ООП (дисциплинами, модулями, практиками) осуществляется посредством освоения компетенций:

 

Код компетенции

 

Предшествующие

дисциплины

Параллельно осваиваемые дисциплины

Последующие дисциплины

УК-4

Иностранный язык

 

Иностранный язык

 

Иностранный язык

Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена

Итоговый междисциплинарный экзамен «Педагогика и методика преподавания профессиональных дисциплин»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Результаты освоения дисциплины. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины

Наимено-вание

категории (группы) компетен-

ций

Код ком-

петенции

Наименование

компетенции

Индикаторы

достижения компетенции

 

Универсальные компетенции

Коммуни-кация

УК-4

Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)

 

Знать:

– о сущности языка как универсальной знаковой системы в контексте выражения мыслей, чувств, волеизъявлений;

– формы речи (устной и письменной);

– особенности основных функциональных стилей; – языковой материал (лексические единицы и грамматические структуры) русского и минимум одного иностранного языка, необходимый и достаточный для общения в различных средах и сферах речевой деятельности;

– морфологические, синтаксические и лексические особенности с учетом функционально-стилевой специфики изучаемого иностранного языка;

Уметь:

– ориентироваться в различных речевых ситуациях;

– адекватно реализовать свои коммуникативные намерения;

– воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных политических, публицистических (медийных) и прагматических текстов на иностранном языке, различных типов речи, выделять в них значимую информацию;

– понимать основное содержание иноязычных научно-популярных и научных текстов, блогов / веб-сайтов; детально понимать иноязычные общественно-политические, публицистические (медийные) тексты, а также письма личного характера;

– выделять значимую информацию из прагматических иноязычных текстов справочно-информационного и рекламного характера;

– делать сообщения и выстраивать монолог на иностранном языке;

– заполнять деловые бумаги на иностранном языке;

– вести на иностранном языке запись основных мыслей и фактов (из аудиотекстов и текстов для чтения), запись тезисов устного выступления / письменного доклада по изучаемой проблеме;

 – вести основные типы диалога, соблюдая нормы речевого этикета, используя основные стратегии;

– поддерживать контакты по электронной почте; оформлять Curriculum Vitae / Resume и сопроводительное письмо, необходимые при приеме на работу; – выполнять письменные проектные задания (письменное оформление презентаций, информационных буклетов, рекламных листовок, коллажей, постеров и т.д.) с учетом межкультурного речевого этикета; Владеть:

– системой изучаемого иностранного языка как целостной системой, его основными грамматическими категориями;

– системой орфографии и пунктуации;

– жанрами устной и письменной речи в разных коммуникативных ситуациях профессионально-делового общения;

– основными способами построения простого, сложного предложений на русском и иностранном языках.

 

 

5. Объем, структура и содержание дисциплины «Русский язык и культура речи»

5.1. Объем и структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа, 2 зачетные единицы (в том числе контактная работа обучающихся с преподавателем 34,25 ч.; 34 – ауд., 37,75 – СРС).

Очная форма обучения

Форма обучения

Курс

Семестр

Всего часов

Лекц.

Практ. (сем).

Инд.

СРС

Контроль

1

ОФО

1

2

72

18

16

-

37,75

Зачет 0,25

 

5.2. Тематический план дисциплины «Русский язык и культура речи»

Очная форма обучения

2 семестр

п/п

Раздел дисциплины/темы

семестр

Виды учебной работы

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости,

форма промежуточной аттестации (по семестрам)

контактная

самостоятельная работа

из них в форме практической подготовки

лекции

из них в форме практической подготовки

практические занятия

из них в форме практической подготовки

ИКР

промежуточная аттестация

1

Раздел I. Языковая норма как историческая категория (история вопроса)

2

6

1

6

2

 

 

12

2

Терминологический диктант

1.1.

История изучения русского языка. Соотношение языка и речи

2

2

 

 

 

 

 

2

 

Сообщение

1.2.

История изучения русского языка

2

 

 

2

 

 

 

2

 

практическое упражнение / моделирование практических заданий

1.3.

Языковая норма как историческая категория

2

2

1

 

 

 

 

2

2

сочинение-эссе / макет викторины

1.4.

Орфоэпическая и акцентологическая нормы русского языка

2

 

 

2

1

 

 

2

 

практическое упражнение / моделирование практических заданий

1.5.

Грамматические нормы: морфологические и синтаксические нормы современного русского языка

2

2

 

2

1

 

 

2

 

практическое упражнение / моделирование практических заданий

2

Раздел II. Словарный состав русского языка

2

6

1

6

2

 

 

13,75

2

Контрольная работа

2.1.

Структура лексического значения слова

2

2

 

 

 

 

 

2

 

конспект лекции

2.2.

Лексическая и фразеологическая нормы русского языка

2

 

 

2

1

 

 

2

1

практическое упражнение / моделирование практических заданий

2.3.-2.4

Словарный состав русского языка

2

2

1

2

 

 

 

2

1

 макет викторины

2.5.-2.6

Функциональные стили речи.  Художественный и разговорный стили речи

2

2

 

2

1

 

 

3

 

практическое упражнение / моделирование практических заданий

3

Раздел III. Функциональные стили речи

2

6

 

4

2

 

 

12

2

Контрольная работа

3.1.-3.2

Стили речи. Официально-деловой стиль речи

2

2

 

2

1

 

 

4

 

конспект лекции

3.3.-3.4

Функциональные стили речи. Газетно-публицистический стиль речи

2

2

 

2

1

 

 

4

1

практическое упражнение

3.5.

Функциональные стили речи. Научный стиль речи

2

2

 

 

 

 

 

4

1

конспект лекции

 

Зачет

2

 

 

 

 

 

0,25

 

 

Устный ответ на вопросы зачета

 

 

2

18

2

16

6

 

0,25

37,75