МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«тЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»

ФАКУЛЬТЕТ ДИЗАЙНА, ВИЗУАЛЬНЫХ ИСКУССТВ И АРХИТЕКТУРЫ

КАФЕДРА КОММУНИКАТИВНОГО И СРЕДОВОГО ДИЗАЙНА

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

_______________( Н.В. Крамская)

(подпись)

«_____» _______________ 2022 г.

 

 

 

 

Рабочая программа дисциплины

Пропедевтика

 

по основной образовательной программе

54.03.01 Дизайн

 

 

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

 

 

Форма обучения

очная

 

 

Год набора

2022

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень, 2022 г.

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры

Коммуникативного и средового дизайна

 

протокол №______ от «____» __________________ 2022 г.

 

Заведующий кафедрой ____________________ / А. Н. Ревкова /

(подпись)

Председатель УМК _______________________ / В. С. Сидорова /

(подпись)

«____» ______________ 2022 г. (протокол заседания УМК № _____)

 

 

СОГЛАСОВАНО

 

Директор научной библиотеки ____________________ / Н. П. Соколова /

(подпись)

 

 

Руководитель образовательной программы

____________________________ / /

(подпись)

 

 

Рабочая программа разработана

Емельяненко А.В., старшим преподавателем кафедры коммуникативного и средового дизайна

_______________________

(подпись)


СОДЕРЖАНИЕ

1.

Общие положения

4

2.

Цели освоения дисциплины

4

3.

Место дисциплины в структуре образовательной программы

4

4.

Результаты освоения дисциплины. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины

4

5.

Объём, структура и содержание дисциплины

5

5.1.

Объём и структура дисциплины

5

5.2.

Тематический план дисциплины

6

5.3.

Содержание дисциплины

8

6.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

10

7.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10

7.1.

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

10

7.2.

Перечень основных и дополнительных образовательных ресурсов (печатных и электронных), необходимых для освоения дисциплины

11

7.3.

Перечень образовательных ресурсов информационно-телекоммуникационной сети интернет, профессиональных баз данных, информационных справочных систем

13

7.4.

Использование дистанционных образовательных технологий при изучении дисциплины

13

8.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

14

8.1.

Перечень аудиторного фонда материально-технического оборудования, необходимого для освоения дисциплины

14

8.2.

Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, необходимого для освоения дисциплины

14

ПРИЛОЖЕНИЯ:

15

1.

Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

 

2.

Аннотация рабочей программы дисциплины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общие положения

Программа дисциплины «Пропедевтика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн (бакалавриат), утверждённого приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 №301, локальных нормативных актов ФГБОУ ВО «Тюменский государственный институт культуры.

  •  

2. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Пропедевтика» являются:

  • всестороннее изучение и освоение теории и практики художественной композиции как базового фактора профессиональной работы в различных областях дизайна;
  • выявление и раскрытие индивидуального композиционного почерка бакалавра;
  • формирование культуры пропедевтических композиций как метода поддержания и развития уровня профессиональной квалификации в дизайне.

3. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Пропедевтика» входит в состав обязательной части учебного плана основной образовательной программы.

Логическая и содержательно-методическая взаимосвязи дисциплины с другими частями ООП осуществляется посредством освоения компетенции:

Код компетенции

Предшествующие дисциплины

Параллельно осваиваемые дисциплины

Последующие дисциплины

ОПК-4

 

Пластическое моделирование

Дизайн-проектирование

 

4. Результаты освоения дисциплины. Компетенция, формируемая в результате освоения дисциплины

Наименование категории (группы) компетенций

Код компетенции

Наименование компетенции

Код и наименование индикатора

достижения компетенции

Общепрофессиональная компетенция

Создание авторского дизайн-проекта

ОПК-4

Способен проектировать, моделировать, конструировать предметы, товары, промышленные образцы и коллекции, художественные предметно-пространственные комплексы, интерьеры зданий и сооружений архитектурно-пространственной среды, объекты ландшафтного дизайна, используя линейно-конструктивное построение, цветовое решение композиции, современную шрифтовую культуру и способы проектной графики

ОПК-4.1.

знает основы графической и цветовой композиции;

ОПК-4.2.

знает правила линейного построения объектов проектирования;

ОПК-4.3.

знает принципы объемно-пространственного моделирования формы;

ОПК-4.4.

знает современную шрифтовую культуру и способы проектной графики;

ОПК-4.5.

умеет работать с цветом и цветовыми композициями;

ОПК-4.6.

умеет использовать методы и средства проектной и

шрифтовой графики, цветовое решение композиции при проектировании, моделировании и конструировании дизайн-проекта.

 

5. Объём, структура и содержание дисциплины

5.1. Объём и структура дисциплины

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 216 часов, 6 зачётных единиц, в том числе контактная работа обучающихся с преподавателем 72,2 ч., аудиторная работа 72 ч., самостоятельная работа обучающихся 143,8 ч., контроль 0,2 ч.

 

№ п/п

Форма обучения

Курс

Семестр

Всего часов

Лекций

Практ. (МГЗ)

Инд.

(ИКР)

СРС

Контроль

1.

ОФО

1

1

216

 

72

 

143,8

экзамен (0,2)

 

 

 

  • Тематический план дисциплины

Очная форма обучения

№ п/п

Разделы и темы дисциплины

семестр

Виды учебной работы (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости, формы промежуточной аттестации

 

 

 

контактная

самостоятельная работа

из них в форме практической подготовки

 

 

 

 

лекции

из них в форме практической подготовки

семинар

из них в форме практической подготовки

практические занятия

из них в форме практической подготовки

индивидуальная контактная работа

из них в форме практической подготовки

промежуточная аттестация

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1.

Введение.

1

4

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

Опрос по теме

2.

Природные каменные материалы.

1

2

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

Опрос по теме

3.

Керамические материалы.

1

2

 

 

 

2

 

 

 

 

2

 

Опрос по теме

4.

Стеклянные материалы.

1

2

 

 

 

2

 

 

 

 

2

 

Опрос по теме

5.

Древесные материалы.

1

2

 

 

 

2

 

 

 

 

2

 

Опрос по теме

6.

Минеральные вяжущие вещества.

1

2

 

 

 

2

 

 

 

 

2

 

Опрос по теме

7.

Строительные растворы.

1

2

 

 

 

2

 

 

 

 

2

 

Опрос по теме

8.

Бетон и железобетон.

1

2

 

 

 

2

 

 

 

 

2

 

Опрос по теме

9.

Зачет

1

 

 

 

 

 

 

 

 

0,25

1,75

 

Практическая работа, защита практической работы

10.

Контроль

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

За первый семестр

 

18

 

 

 

16

 

 

 

0,25

19,75

 

54

 

Итого:

 

36

 

 

 

32

 

2

 

0,55

37,4

 

108

 

5.3. Содержание дисциплины

5.3.1. Содержание практических занятий

Наименование раздела

Тема практического занятия

Содержание практического занятия

(перечень дидактических единиц:

рассматриваемых подтем, вопросов)

Основные понятия пропедевтики.

Креативный и коммуникационн ый процессы в дизайне

Контекст и концепция художественного образа в композиции. Дизайнер и потребитель. История, теория проблемы, многофакторный анализ ситуации, синтез концептуального и художественного решений. Средства композиционного выражения — свет, цвет, форма, фактура, динамика.

Законы зрительного восприятия

Восприятие форм на плоскости. Энергетика форм.

Законы композиции – единство и соподчиненность, композиционный центр, равновесие, статика и динамика, симметрия и асимметрия.

Средства гармонизации композиции.

Метр и ритм. Контраст, нюанс и тождество

Пропорциональный строй, масштаб композиции. Материал, цвет и текстура. Стилистика композиции.

Виды композиционных структур

Свет, пространство и время.

Плоскостные композиции. Текстура, фактура и рельеф поверхности. Открытая и закрытая структуры. Пластика и объем. Объемно-пространственная структура. Модульные системы. Динамика композиционных структур.

Плоскостная композиция

Модульная сетка

Черно-белые и полихромные композиции. Глубина пространственных ощущений. Фигура-фон, двойственность восприятия. Принцип выявления форм. Оптические иллюзии

Фронтальная композиция

Графико-пластическая моделировка поверхности

Выявление структуры фронтальной композиции.

Объемно-пространственная композиция

Техника создания объемно-пространственных форм; открытые и закрытые пространства.

Динамика восприятия глубинно-пространственной композиции; плоскость с прорезью, с окном, с отверстием как метод трансляции внутреннего объема формы, как принцип управления взглядом, обозревающим форму, как способ организации пространства и движения воздуха; оболочка и методы формирования пустотелого, полого объема; принципы эффективного формообразования, базирующиеся на минимуме затрат (материи) и максимуме визуальных эффектов; конструкция как метод взаимодействия элементов бумажной формы

 

5.3.2. Содержание самостоятельной работы

Наименование раздела

Вид самостоятельной работы

Содержание самостоятельной работы

(перечень дидактических единиц:

рассматриваемых подтем, вопросов)

Основные понятия пропедевтики.

Закрепление материала аудиторных занятий

Работа с литературой, освоение Интернет-ресурсов по дизайну, выполнение творческих заданий по пропедевтике, основам композиции.

Законы зрительного восприятия

Закрепление материала аудиторных занятий

Работа с литературой, освоение Интернет-ресурсов по дизайну, выполнение творческих заданий по пропедевтике, основам композиции.

Средства гармонизации композиции.

Закрепление материала аудиторных занятий

Работа с литературой, освоение Интернет-ресурсов по дизайну, выполнение творческих заданий по пропедевтике, основам композиции.

Виды композиционных структур

Закрепление материала аудиторных занятий

Работа с литературой, освоение Интернет-ресурсов по дизайну, выполнение творческих заданий по пропедевтике, основам композиции.

Плоскостная композиция

Закрепление материала аудиторных занятий

Работа с литературой, освоение Интернет-ресурсов по дизайну, выполнение творческих заданий по пропедевтике, основам композиции.

 

Фронтальная композиция

Закрепление материала аудиторных занятий

Работа с литературой, освоение Интернет-ресурсов по дизайну, выполнение творческих заданий по пропедевтике, основам композиции.

Объемно-пространственная композиция

Закрепление материала аудиторных занятий

Работа с литературой, освоение Интернет-ресурсов по дизайну, выполнение творческих заданий по пропедевтике, основам композиции.

5.3.3. Перечень тем контрольных работ

Семестр

Раздел дисциплины

Темы контрольных работ

1

Контроль

Экзаменационный просмотр выполненных работ в течении семестра.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации представлен в Приложении 1.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Общие рекомендации.

Успешное усвоение дисциплины предполагает активное участие обучающихся на всех этапах её освоения путём планомерной работы. Изучение дисциплины следует начинать с изучения данной рабочей программы.

Рекомендации по изучению теоретического материала, выполнению практических и самостоятельных заданий.

Учебный материал апробируется, отрабатывается и закрепляется на практических занятиях. Они являются обязательными для выполнения. При выполнении практических заданий следует озвучивать и обсуждать неясные моменты.

Для полноценного овладения учебной дисциплиной и формирования соответствующей компетенции организуется и реализуется самостоятельная работа обучающихся.

При освоении учебной дисциплины особое внимание уделяется практической подготовке обучающихся, направленной на формирование, развитие, закрепление практических умений и навыков. Практическая подготовка реализуется в форме контактных (аудиторных) практических занятий и самостоятельной работы.

Рекомендации по прохождению промежуточной и итоговой аттестаций по дисциплине.

Промежуточная и итоговая аттестации по дисциплине (первый семестр, второй семестр) проходят в форме экзаменационных просмотров.

Рекомендации по организации учебного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Специфика обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья регламентируется нормативными правовыми актами различного уровня, в том числе, Порядком организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Тюменский государственный институт культуры».

 

7.2. Перечень основных и дополнительных образовательных ресурсов (печатных и электронных), необходимых для освоения дисциплины

Печатные ресурсы

  • Композиция в дизайне. Методические основы композиционно - художественного формообразования и дизайнерского творчества : учебное пособие / В. Б. Устин. - М. : АСТ : Астрель, 2008. - 239 с. : ил., цв.ил., рис.
  • Основы пластической культуры архитектора - дизайнера : учебное пособие для студентов дизайнерских и архитектурных специальностей / А. П. Ермолаев, Т. О. Шулика, М. А. Соколова ; МАРХИ (Государственная академия). - М. : Архитектура-с, 2007. - 464 с. : цв.ил.
  • Основы художественного проектирования и композиции : курс лекций для студентов специальности 052400"Дизайн" / Козловская, Ольга Леонидовна. - Тюмень : ТюмГНГУ, 2002. - 65 с.
  • Энциклопедия символов : пер.с нем. / Бауэр, Вольфганг. - М. : КронПресс, 2009. - 503 с. : ил.
  • Энциклопедия символов, знаков, эмблем : энциклопедия / Авт.-сост.: В. Андреева, В. Куклев, А. Ровнер. - М. : Астрель, Миф, АСТ, 2011. - 557 с. : ил.
  • ева, В. Куклев, А. Ровнер. - М. : Астрель, Миф, АСТ, 2011. - 557 с. : ил. 2011 ПЛ Пр, СРС 1 15 10% БИК - Дизайн поверхности : композиция, пластика, графика, колористика : учебное пособие / Н. В. Калмыкова, И. А. Максимова. - М. : КДУ, 2010. - 153 с. : ил., цв. ил.

7.3. Перечень образовательных ресурсов информационно-телекоммуникационной сети интернет, профессиональных баз данных, информационных справочных систем

Подписные электронно-библиотечные системы

Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks

Электронно-библиотечная система eLib

Электронные библиотечные системы свободного доступа

Национальная электронная библиотека (НЭБ) https://нэб.рф

Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина http://www.prlib.ru

 

7.4. Использование дистанционных образовательных технологий при освоении дисциплины

Платформой для организации обучения в дистанционной форме является электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) вуза (https://eduoffice.tumgik.ru).

В ЭИОС предоставлены материалы учебного и методического содержания. При освоении дисциплины используются различные элементы и ресурсы электронной информационно-образовательной среды.

 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8.1. Перечень аудиторного фонда, материально-технического оборудования, необходимого для освоения дисциплины

Практические занятия

Аудитории для практических занятий укомплектованы мебелью (посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя) и техническими средствами обучения (проектор, экран, компьютер / ноутбук, компьютеры на рабочих местах, обучающихся с доступом к сети интернет).

Индивидуальные занятия

Для индивидуальных занятий используются аудитории, оснащенные мебелью и компьютерной техникой.

Самостоятельная работа

Помещения для самостоятельной работы оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети интернет и доступом к электронной информационно-образовательной среде Института: аудитория № 310 учебного корпуса.

 

8.2. Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, необходимого для изучения дисциплины

№ аудитории

Наименование программных продуктов

310

 

Windows OS, Microsoft Office, Windows Server, Kaspersky Endpoint Security, K-Lite Codec Pack, 7-Zip 15.14, STDU Viewer,Pack, Alternative Flash Player Auto-Updater,

Реквизиты договоров и лицензионных сертификатов на программное обеспечение:

Microsoft Open License (41957791, 42213966, 42500504, 43477183, 44107839, 46126336, 46126337, 47323872, 47855899, 48158797, 48497044, 60784280, 64454435, 64527996, 68385086, 69133251, 69133680)

 

 


Приложение 1

к рабочей программе дисциплины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся

по дисциплине «Пропедевтика»

 

Основная образовательная программа

54.03.01 Дизайн

 

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

 

Форма обучения

очная

 

Паспорт фонда оценочных средств (ФОС) по дисциплине «Пропедевтика»

Паспорт ФОС содержит программу и этапы формирования компетенции в процессе освоения дисциплины, а также формы контроля сформированности компетенции у обучающихся.

 

1. Перечень компетенций, формируемых дисциплиной, индикаторы их достижения и этапы формирования компетенций, критерии оценивания уровня сформированности

Код компетенции

(или её части)

Наименование компетенции

Индикаторы достижения компетенции

Виды занятий для формирования компетенции

Виды оценочных средств для определения сформированности компетенции

Этапы формирования компетенции

Уровни сформированности компетенции и

основные критерии достижения определённого уровня

Оценка достигнутого уровня

1

2

3

4

5

6

7

8

  • ОПК-4
  • Способен проектировать, моделировать, конструировать предметы, товары, промышленные образцы и коллекции, художественные предметно-пространственные комплексы, интерьеры зданий и сооружений архитектурно-пространственной среды, объекты ландшафтного дизайна, используя линейно-конструктивное построение, цветовое решение композиции, современную шрифтовую культуру и способы проектной графики

ОПК-4.1.

знает основы графической и цветовой композиции;

ОПК-4.2.

знает правила линейного построения объектов проектирования;

ОПК-4.3.

знает принципы объемно-пространственного моделирования формы;

ОПК-4.4.

знает современную шрифтовую культуру и способы проектной графики;

ОПК-4.5.

умеет работать с цветом и цветовыми композициями;

ОПК-4.6.

умеет использовать методы и средства проектной и

шрифтовой графики, цветовое решение композиции при проектировании, моделировании и конструировании дизайн-проекта.

  • практические работы, самостоятельная работа
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  • отчёты по практическим работам, защиты отчётов, экзамен
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  • первый семестр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

начальный уровень:

знает: основы графической и цветовой композиции; правила линейного построения объектов проектирования; принципы объемно-пространственного моделирования формы на начальном уровне.

умеет: использовать современную шрифтовую культуру и способы проектной графики, работать с цветом и цветовыми композициями на начальном уровне.

владеет: методами и средства проектной и шрифтовой графики, цветовое решение композиции при проектировании, моделировании и конструировании дизайн-проекта на начальном уровне.

базовый уровень:

знает: основы графической и цветовой композиции; правила линейного построения объектов проектирования; принципы объемно-пространственного моделирования формы на среднем уровне.

умеет: использовать современную шрифтовую культуру и способы проектной графики, работать с цветом и цветовыми композициями на среднем уровне.

владеет: методами и средства проектной и шрифтовой графики, цветовое решение композиции при проектировании, моделировании и конструировании дизайн-проекта на среднем уровне.

продвинутый уровень:

знает: основы графической и цветовой композиции; правила линейного построения объектов проектирования; принципы объемно-пространственного моделирования формы на высоком уровне.

умеет: использовать современную шрифтовую культуру и способы проектной графики, работать с цветом и цветовыми композициями на высоком уровне.

владеет: методами и средства проектной и шрифтовой графики, цветовое решение композиции при проектировании, моделировании и конструировании дизайн-проекта на высоком уровне.

 

оценка «зачтено/ удовлетворительно»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

оценка «зачтено / хорошо»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

оценка «зачтено / отлично»

 

  •  
  •  

2. Типовые контрольные задания и иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения дисциплины

2.1. Отчёты по выполненным практическим работам

2.2. Контрольные вопросы к зачёту (собеседованию)

 

2.3. Контрольная работа

Критерии оценивания итоговой аттестации обучающихся

по дисциплине

оценка «зачтено / отлично»

Обучающийся выполнил все практические задания на высоком уровне, полностью отвечающие поставленным задачам на практических занятиях, провел устную и письменную аналитику собственных работ, представленных по теме задания.

Продемонстрировал продвинутый уровень сформированности компетенции ОПК-4.

оценка «зачтено / хорошо»

Обучающийся выполнил все практические задания на хорошем уровне, отвечающие поставленным задачам на практических занятиях, провел устную и письменную аналитику собственных работ, представленных по теме задания.

Продемонстрировал базовый уровень сформированности компетенции ОПК-4.

оценка «зачтено / удовлетворительно»

Обучающийся выполнил все (или большую часть) практические задания, отвечающие поставленным задачам на практических занятиях.

Продемонстрировал начальный уровень сформированности компетенции ОПК-4.

оценка «не зачтено / неудовлетворительно»

Обучающийся не выполнил все практические задания, полностью, не провел устную и письменную аналитику собственных работ, представленных по теме задания.

Компетенция ОПК-4 не сформирована.

 


Приложение 2

к рабочей программе дисциплины

 

 

 

 

Аннотация

рабочей программы дисциплины

направления подготовки 51.03.06 Дизайн

 

Уровень образования: бакалавриат

Квалификация выпускника: бакалавр

Форма обучения: заочная

Год набора: 2022

 

ПРОПЕДЕВТИКА

 

Кафедра, за которой закреплена дисциплина: Кафедра коммуникативного и средового дизайна.

Трудоемкость дисциплины: Общая трудоемкость дисциплины составляет з. е. 216 часов (практические занятия – 72 часа, СРС – 143,8 часов, контроль – 0,2 часа.). Дисциплина изучается в 1 семестре.

  • Цель изучения дисциплины: Всестороннее изучение и освоение теории и практики художественной композиции как базового фактора профессиональной работы в различных областях дизайна, выявление и раскрытие индивидуального композиционного почерка бакалавра, формирование культуры пропедевтических композиций как метода поддержания и развития уровня профессиональной квалификации в дизайне.

Место дисциплины в структуре образовательной программы: «Пропедевтика» (Б1.О.24) входит в Блок 1 – Часть, формируемая участниками образовательных отношений, согласно учебному плану по специальности 54.03.01 Дизайн, проходит на 1 семестре.

Наименование дисциплин, необходимых для освоения данной дисциплины: Программа «Пропедевтика» связана с дисциплинами «Дизайн-проектирование», «Пластическое моделирование».

Краткая характеристика учебной дисциплины (основные разделы, блоки, темы):

1. Основные понятия пропедевтики. Контекст и концепция художественного образа в композиции. Дизайнер и потребитель. История, теория проблемы, многофакторный анализ ситуации, синтез концептуального и художественного решений. Средства композиционного выражения — свет, цвет, форма, фактура, динамика.

2. Законы зрительного восприятия. Законы композиции – единство и соподчиненность, композиционный центр, равновесие, статика и динамика, симметрия и асимметрия.

3. Средства гармонизации композиции. Плоскостные композиции. Текстура, фактура и рельеф поверхности. Открытая и закрытая структуры. Пластика и объем. Объемно-пространственная структура. Модульные системы. Динамика композиционных структур.

4. Виды композиционных структур. Плоскостные композиции. Текстура, фактура и рельеф поверхности. Открытая и закрытая структуры. Пластика и объем. Объемно-пространственная структура. Модульные системы. Динамика композиционных структур.

5. Плоскостная композиция. Черно-белые и полихромные композиции. Глубина пространственных ощущений. Фигура-фон, двойственность восприятия. Принцип выявления форм. Оптические иллюзии.

6. Фронтальная композиция. Выявление структуры фронтальной композиции.

7. Объемно-пространственная композиция. Динамика восприятия глубинно-пространственной композиции; плоскость с прорезью, с окном, с отверстием как метод трансляции внутреннего объема формы, как принцип управления взглядом, обозревающим форму, как способ организации пространства и движения воздуха; оболочка и методы формирования пустотелого, полого объема; принципы эффективного формообразования, базирующиеся на минимуме затрат (материи) и максимуме визуальных эффектов; конструкция как метод взаимодействия элементов бумажной формы.

Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины:

ОПК-4.

В результате освоения дисциплины необходимо:

  • изучить основные положения и теоретические основы художественной композиции в дизайне;
  • ознакомится с научными и художественными концепциями; — определение роли и места художественной композиции в профессиональной деятельности дизайнера;
  • изучение истории возникновение и развития «Композиции» как самостоятельного художественного жанра, а также как пропедевтической дисциплины;
  • практическое освоение методов создания композиционного единства (стилевого, формального, пластического) всех элементов художественного образа;
  • обретение навыков профессионального анализа и оценки своих и чужих композиционных решений;
  • выявление и раскрытие индивидуального композиционного почерка.

Формы проведения занятий, образовательные технологии: лекции, практические занятия

Формы промежуточного контроля знаний:

Форма итогового контроля знаний: экзамен в конце семестра