Контакты:
-
Алена Васильевна ЕмельяненкоУчитель
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«тЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»
ФАКУЛЬТЕТ ДИЗАЙНА, ВИЗУАЛЬНЫХ ИСКУССТВ И АРХИТЕКТУРЫ
КАФЕДРА КОММУНИКАТИВНОГО И СРЕДОВОГО ДИЗАЙНА
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
_______________( Н.В. Крамская)
(подпись)
«_____» _______________ 2022 г.
Рабочая программа дисциплины
Материаловедение
по основной образовательной программе
54.03.01 Дизайн
Квалификация (степень) выпускника
бакалавр
Форма обучения
очная
Год набора
2020
Тюмень, 2022 г.
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры
Коммуникативного и средового дизайна
протокол №______ от «____» __________________ 2022 г.
Заведующий кафедрой ____________________ / А. Н. Ревкова /
(подпись)
Председатель УМК _______________________ / В. С. Сидорова /
(подпись)
«____» ______________ 2022 г. (протокол заседания УМК № _____)
СОГЛАСОВАНО
Директор научной библиотеки ____________________ / Н. П. Соколова /
(подпись)
Руководитель образовательной программы
____________________________ / /
(подпись)
Рабочая программа разработана
Емельяненко А.В., старшим преподавателем кафедры коммуникативного и средового дизайна
_______________________
(подпись)
СОДЕРЖАНИЕ
1. |
Общие положения |
4 |
2. |
Цели освоения дисциплины |
4 |
3. |
Место дисциплины в структуре образовательной программы |
4 |
4. |
Результаты освоения дисциплины. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины |
4 |
5. |
Объём, структура и содержание дисциплины |
5 |
5.1. |
Объём и структура дисциплины |
5 |
5.2. |
Тематический план дисциплины |
6 |
5.3. |
Содержание дисциплины |
8 |
6. |
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
10 |
7. |
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины |
10 |
7.1. |
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины |
10 |
7.2. |
Перечень основных и дополнительных образовательных ресурсов (печатных и электронных), необходимых для освоения дисциплины |
11 |
7.3. |
Перечень образовательных ресурсов информационно-телекоммуникационной сети интернет, профессиональных баз данных, информационных справочных систем |
13 |
7.4. |
Использование дистанционных образовательных технологий при изучении дисциплины |
13 |
8. |
Материально-техническое обеспечение дисциплины |
14 |
8.1. |
Перечень аудиторного фонда материально-технического оборудования, необходимого для освоения дисциплины |
14 |
8.2. |
Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, необходимого для освоения дисциплины |
14 |
|
ПРИЛОЖЕНИЯ: |
15 |
1. |
Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине |
|
2. |
Аннотация рабочей программы дисциплины |
|
1. Общие положения
Программа дисциплины «Материаловедение» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн (бакалавриат), утверждённого приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 №301, локальных нормативных актов ФГБОУ ВО «Тюменский государственный институт культуры.
2. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Материаловедение» являются:
- обучение студентов применению строительных и декоративных отделочных материалов в средовом проектировании.
- методика соединения элементов в конструктивных отделочных системах.
3. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Материаловедение» входит в состав обязательной части учебного плана основной образовательной программы.
Логическая и содержательно-методическая взаимосвязи дисциплины с другими частями ООП осуществляется посредством освоения компетенции:
Код компетенции |
Предшествующие дисциплины |
Параллельно осваиваемые дисциплины |
Последующие дисциплины |
ПК-2 |
Проектирование |
Проектирование |
Проектирование, Эргономика и антропометрия, Архитектурно-строительные конструкции и материалы. |
4. Результаты освоения дисциплины. Компетенция, формируемая в результате освоения дисциплины
Наименование категории (группы) компетенций |
Код компетенции |
Наименование компетенции |
Код и наименование индикатора достижения компетенции |
Общепрофессиональная компетенция | |||
Проектная |
ПК-2 |
Способен проектировать объекты дизайна с учетом особенностей материалов, конструктивно-технологических и экономических параметров. |
ПК-2.1. знает свойства материалов, современные технологии, основы эргономики, нормативные требования к дизайн-проекту и оформлению проектной документации; ПК-2.2. умеет собирать и обрабатывать проектную информацию, проводить предпроектные исследования; ПК-2.3. умеет разрабатывать дизайн-концепцию. |
5. Объём, структура и содержание дисциплины
5.1. Объём и структура дисциплины
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 108 часов, 3 зачётные единицы, в том числе контактная работа обучающихся с преподавателем 36 ч., аудиторная работа 32 ч., самостоятельная работа обучающихся 37,45 ч., контроль 2,55 ч.
№ п/п |
Форма обучения |
Курс |
Семестр |
Всего часов |
Лекций |
Практ. (МГЗ) |
Инд. (ИКР) |
СРС |
Контроль |
1. |
ОФО |
2 |
3 |
54 |
18 |
16 |
|
19,75 |
зачёт (0,25)
|
2. |
ОФО |
2 |
4 |
54 |
18 |
16 |
|
17,7 |
контроль (2) экзамен (0,3)
|
- Тематический план дисциплины
Очная форма обучения
№ п/п |
Разделы и темы дисциплины |
семестр |
Виды учебной работы (в часах) |
Формы текущего контроля успеваемости, формы промежуточной аттестации | ||||||||||
|
|
|
контактная |
самостоятельная работа |
из них в форме практической подготовки |
| ||||||||
|
|
|
лекции |
из них в форме практической подготовки |
семинар |
из них в форме практической подготовки |
практические занятия |
из них в форме практической подготовки |
индивидуальная контактная работа |
из них в форме практической подготовки |
промежуточная аттестация |
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
1. |
Введение. |
1 |
4 |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
Опрос по теме |
2. |
Природные каменные материалы. |
1 |
2 |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
Опрос по теме |
3. |
Керамические материалы. |
1 |
2 |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
2 |
|
Опрос по теме |
4. |
Стеклянные материалы. |
1 |
2 |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
2 |
|
Опрос по теме |
5. |
Древесные материалы. |
1 |
2 |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
2 |
|
Опрос по теме |
6. |
Минеральные вяжущие вещества. |
1 |
2 |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
2 |
|
Опрос по теме |
7. |
Строительные растворы. |
1 |
2 |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
2 |
|
Опрос по теме |
8. |
Бетон и железобетон. |
1 |
2 |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
2 |
|
Опрос по теме |
9. |
Зачет |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
0,25 |
1,75 |
|
Практическая работа, защита практической работы |
10. |
Контроль |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
За первый семестр |
|
18 |
|
|
|
16 |
|
|
|
0,25 |
19,75 |
|
54 |
11. |
Металлы и металлические изделия |
2 |
2 |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
2 |
|
Опрос по теме |
12. |
Полимерные материалы |
2 |
2 |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
2 |
|
Опрос по теме |
13. |
Экологические показатели пользования материалов |
2 |
2 |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
2 |
|
Опрос по теме |
14. |
Современные материалы для облицовки стен |
2 |
2 |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
2 |
|
Опрос по теме |
15. |
Современные материалы для устройства потолков |
2 |
2 |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
2 |
|
Опрос по теме |
16. |
Специальные материалы |
2 |
2 |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
2 |
|
Опрос по теме |
17. |
Современные материалы для устройства полов |
2 |
2 |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
2 |
|
Опрос по теме |
18. |
Декоративные материалы |
2 |
2 |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
2 |
|
Опрос по теме |
19. |
Современные материалы для отделки фасадов |
2 |
2 |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
1 |
|
Опрос по теме |
20. |
Контроль |
2 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
0,7 |
|
Практическая работа, защита практической работы |
|
За второй семестр |
|
18 |
|
|
|
16 |
|
2 |
|
0,3 |
17,7 |
|
54 |
|
Итого: |
|
36 |
|
|
|
32 |
|
2 |
|
0,55 |
37,4 |
|
108 |
5.3. Содержание дисциплины
5.3.1. Содержание практических занятий
Наименование раздела |
Тема практического занятия |
Содержание практического занятия (перечень дидактических единиц: рассматриваемых подтем, вопросов) |
Введение. |
Классификация и основные свойства строительных материалов. |
Перечень строительных материалов, используемых в строительстве и отделке. Классификация по назначению, свойствам, особенности применения. |
Природные каменные материалы. |
Применение природного камня в конструктивных и отделочных материалах. |
Природный камень, добыча, способы обработки и использования в качестве материала конструкций, отделочных решений. |
Керамические материалы. |
Керамика как строительный материал и ее виды |
Заводские способы производства керамических материалов, технологии обработки, технологии и особенности работы с материалом. Классификация. |
Стеклянные материалы. |
Стекло и его применение |
Виды стекла по типу назначения, его свойства и способы придать необходимы свойства изделиям из стекла. |
Древесные материалы. |
Применение дерева в конструктивных и отделочных материалах. |
Свойства древесины в зависимости от породы дерева, способы обработки древесины. Примеры изготовления изделий из древесины. |
Минеральные вяжущие вещества. |
Типы минеральных вяжущих веществ. |
Перечень материалов с вяжущими минеральными веществами и их свойства. |
Строительные растворы. |
Состав и свойства строительных растворов. |
Технологии использование строительных растворов. |
Бетон и железобетон. |
Состав и свойства бетонов. |
Классификация, марка и место применения. |
Металлы и металлические изделия |
Виды металлических сплавов и их обработка. |
Изучение эксплуатационно-технических свойств, эстетических характеристик и номенклатуры металлических материалов. Применение металлов в конструктивных и отделочных материалах. |
Полимерные материалы |
Виды современных полимерных материалов. |
Классификация полимерных строительных материалов и изделий по видам основного сырья и применению. Основы технологии производства полимерных материалов, их свойства. Полимерные материалы для покрытия полов и отделки зданий. Теплоизоляционные, гидроизоляционные, герметизирующие. Лакокрасочные материалы на основе природных и синтетических связующих веществ, их свойства, применение. |
Экологические показатели пользования материалов |
Составы материалов и их влияние на экологию. |
Материалы и их состав, влияние на окружающую среду. Возможности переработки и вторичного использования. |
Современные материалы для облицовки стен |
Виды материалов для облицовки стен. |
Обои. Тканевые покрытия. Декоративная штукатурка и ее виды. Выбор краски: стандарт высокого качества. Экологически чистые материалы. Свойства, технологии нанесения, подготовка основания. |
Современные материалы для устройства потолков |
Виды материалов для устройства потолков. |
Свойства, технологии нанесения, технология монтажа. |
Современные материалы для устройства полов |
Виды материалов для устройства полов. |
Свойства, технологии нанесения, подготовка основания. Конструкции полов. Бесшовные монолитные покрытия. Рулонные материалы. Штучные материалы. |
Декоративные материалы |
Виды декоративных материалов. |
Свойства, технологии нанесения, подготовка основания. |
Современные материалы для отделки фасадов |
Классификация |
Тип материала, технология изготовления и состав. |
5.3.2. Содержание самостоятельной работы
Наименование раздела |
Вид самостоятельной работы |
Содержание самостоятельной работы (перечень дидактических единиц: рассматриваемых подтем, вопросов) |
Введение. |
Закрепление материала аудиторных занятий |
Составление таблицы материалов по назначению. |
Природные каменные материалы. технологий в электронной среде |
Закрепление материала аудиторных занятий |
Сбор примеров на пройденную тему, составление базы материалов для дальнейшей работы на смежных дисциплинах.
|
Керамические материалы. |
Закрепление материала аудиторных занятий |
Сбор примеров на пройденную тему, составление базы материалов для дальнейшей работы на смежных дисциплинах.
|
Стеклянные материалы. |
Закрепление материала аудиторных занятий |
Сбор примеров на пройденную тему, составление базы материалов для дальнейшей работы на смежных дисциплинах.
|
Древесные материалы. |
Закрепление материала аудиторных занятий |
Сбор примеров на пройденную тему, составление базы материалов для дальнейшей работы на смежных дисциплинах.
|
Минеральные вяжущие вещества. |
Закрепление материала аудиторных занятий |
Сбор примеров на пройденную тему, составление базы материалов для дальнейшей работы на смежных дисциплинах.
|
Строительные растворы. |
Закрепление материала аудиторных занятий |
Сбор примеров на пройденную тему, составление базы материалов для дальнейшей работы на смежных дисциплинах.
|
Бетон и железобетон. |
Закрепление материала аудиторных занятий |
Сбор примеров на пройденную тему, составление базы материалов для дальнейшей работы на смежных дисциплинах.
|
Металлы и металлические изделия |
Закрепление материала аудиторных занятий |
Сбор примеров на пройденную тему, составление базы материалов для дальнейшей работы на смежных дисциплинах.
|
Полимерные материалы |
Закрепление материала аудиторных занятий |
Сбор примеров на пройденную тему, составление базы материалов для дальнейшей работы на смежных дисциплинах.
|
Экологические показатели пользования материалов |
Закрепление материала аудиторных занятий |
Сбор примеров на пройденную тему, составление базы материалов для дальнейшей работы на смежных дисциплинах.
|
Современные материалы для облицовки стен |
Закрепление материала аудиторных занятий |
Сбор примеров на пройденную тему, составление базы материалов для дальнейшей работы на смежных дисциплинах.
|
Современные материалы для устройства потолков |
Закрепление материала аудиторных занятий |
Сбор примеров на пройденную тему, составление базы материалов для дальнейшей работы на смежных дисциплинах.
|
Современные материалы для устройства полов |
Закрепление материала аудиторных занятий |
Сбор примеров на пройденную тему, составление базы материалов для дальнейшей работы на смежных дисциплинах.
|
Декоративные материалы |
Закрепление материала аудиторных занятий |
Сбор примеров на пройденную тему, составление базы материалов для дальнейшей работы на смежных дисциплинах.
|
Современные материалы для отделки фасадов |
Закрепление материала аудиторных занятий |
Сбор примеров на пройденную тему, составление базы материалов для дальнейшей работы на смежных дисциплинах.
|
5.3.3. Перечень тем контрольных работ
Семестр |
Раздел дисциплины |
Темы контрольных работ |
2 |
Итоговая работа по пройденным темам |
Разработка спецификации по материалам к проектному заданию на смежной дисциплине «Дизайн-проектирование». |
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации представлен в Приложении 1.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
7.1. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Общие рекомендации.
Успешное усвоение дисциплины предполагает активное участие обучающихся на всех этапах её освоения путём планомерной работы. Изучение дисциплины следует начинать с изучения данной рабочей программы.
Рекомендации по изучению теоретического материала, выполнению практических и самостоятельных заданий.
Учебный материал апробируется, отрабатывается и закрепляется на практических занятиях. Они являются обязательными для выполнения. При выполнении практических заданий следует озвучивать и обсуждать неясные моменты.
Для полноценного овладения учебной дисциплиной и формирования соответствующей компетенции организуется и реализуется самостоятельная работа обучающихся.
При освоении учебной дисциплины особое внимание уделяется практической подготовке обучающихся, направленной на формирование, развитие, закрепление практических умений и навыков. Практическая подготовка реализуется в форме контактных (аудиторных) практических занятий и самостоятельной работы.
Критериями оценивания выполненных практических и самостоятельных работ являются уровень теоретических знаний по теме задания, умение применять теоретические знания при выполнении заданий, умение выстраивать и адаптировать алгоритмы выполнения заданий, способность оценивать и интерпретировать результаты выполнения заданий, способность делать выводы, видение перспектив практического использования технологий и результатов выполнения заданий.
Рекомендации по прохождению промежуточной и итоговой аттестаций по дисциплине.
Промежуточная и итоговая аттестации по дисциплине (первый семестр, второй семестр) проходят в форме устных собеседований, которые требуют предварительной подготовки, изучения материала практических работ и документных источников.
Контрольная работа (второй семестр) выполняется студентами заочной формы обучения в межсессионный период, предоставляется в начале сессии, до сдачи зачёта с оценкой.
Рекомендации по организации учебного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Специфика обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья регламентируется нормативными правовыми актами различного уровня, в том числе, Порядком организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Тюменский государственный институт культуры».
7.2. Перечень основных и дополнительных образовательных ресурсов (печатных и электронных), необходимых для освоения дисциплины
Печатные ресурсы
1. Байер, В. Е. Архитектурное материаловедение: учебник / В. Е. Байер. – Москва: Архитектура-С, 2007. – 264 с.
2. Киреева, Ю. И. Современные строительные материалы и изделия / Ю. И. Киреева. – Ростов-на- Дону: Феникс, 2010. – 245 с.
3. Справочник современных строительных материалов и конструкций: справочное издание. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 423, [2] с. – (Строительство и дизайн).
4. Строительное материаловедение: учебное пособие / под ред. В. А. Невского. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 588 с.
1. Капустинская, И. Ю. Архитектурно-дизайнерское материаловедение: учебное пособие / И. Ю. Капустинская. – Омск, 2013. – 93 с.
Доступно в ЭБС «elib»(ТИУ):
1. Тихонов, Ю. М. Архитектурное материаловедение: учебник / Ю. М. Тихонов, Ю. П. Панибратов. – Москва: Академия, 2013. – 219 с.
7.3. Перечень образовательных ресурсов информационно-телекоммуникационной сети интернет, профессиональных баз данных, информационных справочных систем
Подписные электронно-библиотечные системы
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks
Электронно-библиотечная система eLib
Электронные библиотечные системы свободного доступа
Национальная электронная библиотека (НЭБ) https://нэб.рф
Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина http://www.prlib.ru
7.4. Использование дистанционных образовательных технологий при освоении дисциплины
Платформой для организации обучения в дистанционной форме является электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) вуза (https://eduoffice.tumgik.ru).
В ЭИОС предоставлены материалы учебного и методического содержания. При освоении дисциплины используются различные элементы и ресурсы электронной информационно-образовательной среды.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
8.1. Перечень аудиторного фонда, материально-технического оборудования, необходимого для освоения дисциплины
Практические занятия
Аудитории для практических занятий укомплектованы мебелью (посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя) и техническими средствами обучения (проектор, экран, компьютер / ноутбук, компьютеры на рабочих местах, обучающихся с доступом к сети интернет).
Индивидуальные занятия
Для индивидуальных занятий используются аудитории, оснащенные мебелью и компьютерной техникой.
Самостоятельная работа
Помещения для самостоятельной работы оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети интернет и доступом к электронной информационно-образовательной среде Института: аудитория № 216 учебного корпуса.
8.2. Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, необходимого для изучения дисциплины
№ аудитории |
Наименование программных продуктов |
216
|
Windows OS, Microsoft Office Microsoft Open License (41957791, 42213966, 42500504, 43477183, 44107839, 46126336, 46126337, 47323872, 47855899, 48158797, 48497044, 60784280, 64454435, 64527996, 68385086, 69133251, 69133680) KES (1B08171114064952317273) GNU GPL: K-Lite Codec Pack, 7-Zip 15.14, STDU Viewer Pack, Alternative Flash Player Auto-Updater |
Приложение 1
к рабочей программе дисциплины
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся
по дисциплине «Материаловедение»
Основная образовательная программа
54.03.01 Дизайн
Квалификация (степень) выпускника
бакалавр
Форма обучения
очная
Паспорт фонда оценочных средств (ФОС) по дисциплине «Материаловедение»
Паспорт ФОС содержит программу и этапы формирования компетенции в процессе освоения дисциплины, а также формы контроля сформированности компетенции у обучающихся.
1. Перечень компетенций, формируемых дисциплиной, индикаторы их достижения и этапы формирования компетенций, критерии оценивания уровня сформированности
Код компетенции (или её части) |
Наименование компетенции |
Индикаторы достижения компетенции |
Виды занятий для формирования компетенции |
Виды оценочных средств для определения сформированности компетенции |
Этапы формирования компетенции |
Уровни сформированности компетенции и основные критерии достижения определённого уровня |
Оценка достигнутого уровня |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
ПК-2.1. знает свойства материалов, современные технологии, основы эргономики, нормативные требования к дизайн-проекту и оформлению проектной документации; ПК-2.2. умеет собирать и обрабатывать проектную информацию, проводить предпроектные исследования; ПК-2.3. умеет разрабатывать дизайн-концепцию. |
|
|
третий семестр
третий семестр |
начальный уровень: знает: свойства материалов, современные технологии, основы эргономики, нормативные требования к дизайн-проекту и оформлению проектной документации на начальном уровне.
владеет: способностью разрабатывать дизайн-концепцию на начальном уровне базовый уровень: знает: свойства материалов, современные технологии, основы эргономики, нормативные требования к дизайн-проекту и оформлению проектной документации на среднем уровне.
владеет: способностью разрабатывать дизайн-концепцию на среднем уровне продвинутый уровень: знает: свойства материалов, современные технологии, основы эргономики, нормативные требования к дизайн-проекту и оформлению проектной документации на высоком уровне.
владеет: способностью разрабатывать дизайн-концепцию на высоком уровне. |
оценка «зачтено/ удовлетворительно»
оценка «зачтено / хорошо»
оценка «зачтено / отлично»
|
2. Типовые контрольные задания и иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения дисциплины
2.1. Отчёты по выполненным практическим работам
План отчёта:
1. Название выполненной работы.
2. Теоретические положения, лежащие в основе практических заданий.
3. Алгоритм выполнения заданий.
4. Характеристика результатов выполненной работы.
5. Возможности использования результатов практической работы в профессиональной деятельности.
Защита отчёта заключается в ответах на вопросы по его содержанию и форме представления.
Критерии оценивания отчётов по практическим работам:
- уровень теоретических знаний по теме практического занятия;
- умение применять теоретические знания при выполнении практических заданий;
- умение выстраивать и адаптировать алгоритмы выполнения практических заданий;
- способность оценивать и интерпретировать результаты выполнения практических заданий, способность делать выводы;
- качество оформления отчёта;
- способность оперативно, адекватно и аргументировано отвечать на вопросы по содержанию и форме представления отчёта.
2.2. Контрольные вопросы к зачёту (собеседованию)
Первый семестр:
Тема 1.1.
Материалы для стен.
Задание: Подобрать материал и сохранить в электронном варианте на темы «Стеновые и каменные материалы, основные характеристики стеновых конструкций».
Тема 1.2.
Материалы для перегородок.
Задание: Подобрать материал и сохранить в электронном варианте на темы «Материалы для перегородок, их основные характеристики»
Тема 1.3.
Теплоизоляционные материалы.
Задание: Подобрать материал и сохранить в электронном варианте на темы «Виды теплоизоляционных материалов, их основные характеристики».
Тема 1.4.
Гидроизоляционные материалы.
Задание: Подобрать материал и сохранить в электронном варианте на темы «Основные гидроизоляционные материалы, их характеристики».
Тема 1.5.
Акустические материалы.
Задание: Подобрать материал и сохранить в электронном варианте на темы «Основные акустические материалы, их характеристики».
Тема 1.6.
Огнезащитные материалы.
Задание: Подобрать материал и сохранить в электронном варианте на темы «Основные огнезащитные материалы, их характеристики».
Тема 1.7.
Лакокрасочные материалы.
Задание: Подобрать материал и сохранить в электронном варианте на темы «Виды лакокрасочных материалов, их основные характеристики».
Тема 1.8.
Строительные смеси.
Задание: Подобрать материал и сохранить в электронном варианте на темы «Виды строительных смесей, их основные характеристики».
Тема 2.1.
Кровля. Основные характеристики. Потолки.
Задание: Подобрать материал и сохранить в электронном варианте на темы «Виды кровельных материалов, их основные характеристики».
Тема 2.2.
Материалы для ворот.
Задание: Подобрать материал и сохранить в электронном варианте на темы «Виды ворот, Необходимые материалы для изготовления каркаса ворот».
Тема 2.3.
Керамическая плитка и камень.
Задание: Подобрать материал и сохранить в электронном варианте на темы «Виды керамической плитки и декоративного камня. Основные эксплуатационные характеристики».
|
Критерии оценивания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине |
«зачтено» |
Обучающийся выполнил все практические задания, написал и защитил отчёты по практическим работам; при ответе на вопросы зачёта показывает достаточно высокий уровень знаний, приводит практические примеры, отвечает на дополнительные вопросы. Продемонстрирована сформированность компетенции ПК-2. |
«не зачтено» |
Обучающийся не выполнил практические задания и / или не предоставил отчёты по практическим работам; при ответе на вопросы зачёта показывает крайне слабый уровень знаний, не может привести практические примеры, неправильно отвечает на дополнительные вопросы или затрудняется с ответами. Компетенция ПК-2 не сформирована. |
2.3. Контрольная работа
Задание 1.
Проанализировать выбор материалов для отделки фасада. Необходимо выбрать существующее здание и проанализировать отделочные материалы, используемые для оформления фасада.
Работа выполняется в графических программах и подается на листах формата А4.
Цель работы:
Проанализировать выбор материалов для наружной отделки фасада здания (банк, торговый центр и т.д.) с учетом требований по их безопасности для окружающей среды и человека.
Задачи выполнения практического задания по архитектурному материаловедению в 4 семестре обучения:
- изучить роль физической сущности материала при восприятии объемно-пространственной композиции (ОПК);
- изучить основы методики рационального выбора материалов для наружной и отделки фасада здания.
При выполнении задания наружная отделка здания связывается с рядом основных факторов. Среди последних природные (географические и климатические), конструкционные (характер конструктивной схемы здания, основной конструкционный материал, необходимые прочность и долговечность), функциональные, контекстуальные, экономические. Принципиальное значение имеют экологические аспекты выбора материалов.
Задание 2.
Проанализировать выбор материалов для интерьера (интерьер выдается преподавателем, либо работа выполняется на основе курсового проекта по дисциплине «Проектирование»). Работа выполняется в графических программах и подается на листах А4.
Цель работы:
Проанализировать выбор материалов для внутренней отделки интерьера (жилой, либо общественного назначения с минимальным кол-вом комнат – 3)
Задачи выполнения практического задания по материаловедению в 4 семестре обучения:
- изучить роль физической сущности материала при восприятии объемно-пространственной композиции (ОПК);
- изучить основы методики рационального выбора материалов для внутренней отделки интерьера.
При выполнении задания учитывается ряд факторов: функциональные, контекстуальные, экономические. Принципиальное значение имеют экологические аспекты выбора материалов.
Спецификация отделочных материалов.
Наименование материала |
Назначение материала |
Состав |
Артикул |
Стоимость |
|
|
|
|
|
|
Критерии оценивания первого задания контрольной работы |
«зачтено» |
Контрольная работа демонстрирует наличие определённого уровня теоретических знаний и практических умений в предметной области, способность интерпретировать теоретический материал. Материал представлен достаточно чётко, лаконично, целостно, гармонично, наглядно и уместно. Презентация логична и завершена, её дизайн соответствует базовым требованиям. Продемонстрирована сформированность компетенции ПК-2. |
«не зачтено» |
Контрольная работа полностью не соответствует изложенным выше критериям, не выполнена или выполнена несамостоятельно. Компетенция ПК-2 не сформирована. |
2.4. Контрольные вопросы к зачёту с оценкой (собеседованию)
Второй семестр:
1.Металлические материалы: определение.
2.Свойства металлических материалов.
3.Сырьё для производства металлических материалов.
4.Технология производства металлических материалов.
5.Разнообразие строительных материалов из металлов.
6.Области применения чугуна. Чугун в дизайне городов.
7.Области применения сталей. Применение сталей в дизайне.
8.Благородные металлы и их применение в дизайне.
9.Материалы на основе полимеров. Определение «Полимеры»
10.Исторические сведения о полимерах и их первом применении в дизайне.
11.Свойства материалов на основе полимеров.
12.Основы производства пластмасс.
13.Роль пластификаторов в создании материалов на основе полимеров.
14.Применение материалов на основе полимеров в дизайне.
15.Применение материалов на основе полимеров в строительстве и отделке помещений.
16.Разнообразие материалов на основе полимеров.
17.Минеральные вяжущие материалы: определение.
18.Две группы минеральных вяжущих материалов.
19.Цемент: история изобретения и применения.
20.Основы производства минеральных вяжущих материалов.
21.Применение гипса для отделки помещений.
22.Краски на основе минеральных материалов вяжущих.
23.Области применения минеральных вяжущих материалов.
24.Керамические материалы: определение.
25.Исторические сведения о керамических материалах.
26.Основы производства керамики.
27.Материалы из стеклянных и других минеральных сплавов. Определение и свойства.
28.Исторические сведения о применении стекла.
29.Основы производства материалов из стекла.
30.Применение стекла в дизайне.
31.Области применения материалов из стекла.
32.Древесные материалы: определение.
33.Основы производства материалов на основе древесины.
34.Области применения древесных материалов.
35.Основы производства бумаги и картона.
36.Применение бумаги и картона в дизайне.
37.Применение картона в дизайне упаковки
|
Критерии оценивания итоговой аттестации обучающихся по дисциплине |
оценка «зачтено / отлично» |
Обучающийся успешно выполнил все практические задания и контрольную работу, грамотно написал и уверенно защитил отчёты по практическим работам; при ответе на вопросы зачёта с оценкой показывает высокий уровень знаний, умений и навыков, прослеживает внутри дисциплинарные и междисциплинарные связи, приводит практические примеры, ответ построен логично, материал излагается чётко, ясно, аргументировано, на дополнительные вопросы отвечает уверенно и по существу. Продемонстрирован продвинутый уровень сформированности компетенции 0ПК-2 |
оценка «зачтено / хорошо» |
Обучающийся выполнил все практические задания, допустив незначительные ошибки, написал и защитил отчёты по практическим работам и контрольную работу с незначительными погрешностями; при ответе на вопросы зачёта с оценкой показывает достаточный уровень знаний, умений и навыков, оперирует профессиональной терминологией, имеет представление о внутри дисциплинарных и междисциплинарных связях, ответ построен достаточно логично, материал излагается с практическими примерами, но допускаются некоторые погрешности содержания и изложения, дополнительные вопросы не вызывают существенных затруднений. Продемонстрирован базовый уровень сформированности компетенции ПК-2. |
оценка «зачтено / удовлетворительно» |
Обучающийся выполнил не все практические задания (или все, но с достаточно серьёзными ошибками), выполнил отчёты по практическим работам и контрольную работу частично и / или с серьёзными ошибками; при ответе на вопросы зачёта с оценкой показывает недостаточный уровень знания материала, не в полном объёме владеет умениями и навыками, чувствует себя неуверенно при анализе внутри дисциплинарных и междисциплинарных связей, затрудняется с ответами на дополнительные вопросы. Продемонстрирован начальный уровень сформированности компетенции ПК-2. |
оценка «не зачтено / неудовлетворительно» |
Обучающийся не выполнил практические задания, не предоставил, соответственно, отчёты по их выполнению, контрольная работа не выполнена (или выполнена с грубыми ошибками); при ответе на вопросы зачёта с оценкой показывает крайне слабый уровень знаний, не может привести практические примеры, неуверенно и логически непоследовательно излагает материал, неправильно отвечает на дополнительные вопросы или затрудняется с ответами. Компетенция ПК-2 не сформирована. |
Приложение 2
к рабочей программе дисциплины
Аннотация
рабочей программы дисциплины
направления подготовки 51.03.06 Дизайн
Уровень образования: бакалавриат
Квалификация выпускника: бакалавр
Форма обучения: заочная
Год набора: 2020
МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
Кафедра, за которой закреплена дисциплина: Кафедра коммуникативного и средового дизайна.
Трудоемкость дисциплины: Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 з. е. 108 часов (лекции – 36 часов, лекции – 32 часа, СРС – 37,45 часов, контроль – 2,55 часа.). Дисциплина изучается в 3-4 семестрах.
- Цель изучения дисциплины: Обучение студентов применению строительных и декоративных отделочных материалов в средовом проектировании и методике соединения элементов в конструктивных отделочных системах.
Место дисциплины в структуре образовательной программы: «Материаловедение» (Б1.В.01) входит в Блок 1 – Часть, формируемая участниками образовательных отношений, согласно учебному плану по специальности 54.03.01 Дизайн, проходит с 3 - 4 семестр.
Наименование дисциплин, необходимых для освоения данной дисциплины: Программа «Материаловедение» связана с дисциплинами «Дизайн-проектирование», «Оборудование интерьера».
Краткая характеристика учебной дисциплины (основные разделы, блоки, темы):
1. Введение. Классификация и основные свойства строительных материалов. Цели и задачи учебной дисциплины, место в структуре ОП.
2. Природные каменные материалы. Применение природного камня в конструктивных отделочных материалах
3. Керамические материалы. Определение «керамических материалов» и краткие исторические сведения о них.
4. Стеклянные материалы. Сырьё. Понятие о производстве. Свойства стекла, его виды.
5. Древесные материалы.
6. Минеральные вяжущие вещества. Классификация минеральных вяжущих по условию твердения и эксплуатации.
7. Строительные растворы. Материалы для изготовления растворных смесей. Свойства строительных растворов. Виды строительных растворов.
8. Бетон и железобетон. Классификация бетонов и отличительные свойства.
Промежуточный контроль: зачет с оценкой.
9. Металлические материалы. Понятие «металлические материалы» их свойства и основа производства.
10. Материалы на основе полимеров. Классификация полимерных строительных материалов и изделий по видам основного сырья и применению.
11. Экологические показатели пользования материалов. Принципы назначения материалов.
12.Современные материалы для облицовки стен. Обои. Тканевые покрытия. Декоративная штукатурка и ее виды.
13. Современные материалы для устройства потолков.
14. Специальные материалы. Основные предпосылки создания новых материалов. Комплексное использование отделочных и конструкционных материалов при проектировании.
15. Современные материалы для устройства полов.
16. Декоративные материалы. Декоративные поверхности.
17. Современные материалы для отделки фасадов. Основные требования и нормативы.
Итоговый контроль: курсовая работа, зачет с оценкой.
Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины:
ПК-2.
В результате освоения дисциплины необходимо:
- Проектировать объекты дизайна с учетом особенностей материалов, конструктивно-технологических и экономических параметров;
- освоить свойства и ассортимент, технические и выразительные возможности отделочных материалов; технологии выбора их и сертификации;
изучить взаимосвязь между особенностями конструкций, свойствами и технологиями использования материалов для достижения проектного замысла;
освоить особенности применения отделочных материалов для создания интерьеров.
Формы проведения занятий, образовательные технологии: лекции, практические занятия
Формы промежуточного контроля знаний: дифференцированный зачет в конце каждого семестра
Форма итогового контроля знаний: дифференцированный зачет