МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«тЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»

ФАКУЛЬТЕТ ДИЗАЙНА, ВИЗУАЛЬНЫХ ИСКУССТВ И АРХИТЕКТУРЫ

КАФЕДРА КОММУНИКАТИВНОГО И СРЕДОВОГО ДИЗАЙНА

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

_______________( Н.В. Крамская)

(подпись)

«_____» _______________ 2022 г.

 

 

 

 

Рабочая программа дисциплины

Эргономика и антропометрия

 

по основной образовательной программе

54.03.01 Дизайн

 

 

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

 

 

Форма обучения

очная

 

 

Год набора

2019

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень, 2022 г.

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры

Коммуникативного и средового дизайна

 

протокол №______ от «____» __________________ 2022 г.

 

Заведующий кафедрой ____________________ / А. Н. Ревкова /

(подпись)

Председатель УМК _______________________ / В. С. Сидорова /

(подпись)

«____» ______________ 2022 г. (протокол заседания УМК № _____)

 

 

СОГЛАСОВАНО

 

Директор научной библиотеки ____________________ / Н. П. Соколова /

(подпись)

 

 

Руководитель образовательной программы

____________________________ / /

(подпись)

 

 

Рабочая программа разработана

Емельяненко А.В., старшим преподавателем кафедры коммуникативного и средового дизайна

_______________________

(подпись)


СОДЕРЖАНИЕ

1.

Общие положения

4

2.

Цели освоения дисциплины

4

3.

Место дисциплины в структуре образовательной программы

4

4.

Результаты освоения дисциплины. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины

4

5.

Объём, структура и содержание дисциплины

5

5.1.

Объём и структура дисциплины

5

5.2.

Тематический план дисциплины

6

5.3.

Содержание дисциплины

8

6.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

10

7.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10

7.1.

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

10

7.2.

Перечень основных и дополнительных образовательных ресурсов (печатных и электронных), необходимых для освоения дисциплины

11

7.3.

Перечень образовательных ресурсов информационно-телекоммуникационной сети интернет, профессиональных баз данных, информационных справочных систем

13

7.4.

Использование дистанционных образовательных технологий при изучении дисциплины

13

8.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

14

8.1.

Перечень аудиторного фонда материально-технического оборудования, необходимого для освоения дисциплины

14

8.2.

Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, необходимого для освоения дисциплины

14

ПРИЛОЖЕНИЯ:

15

1.

Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

 

2.

Аннотация рабочей программы дисциплины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общие положения

Программа дисциплины «Эргономика и антропометрия» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн (бакалавриат), утверждённого приказом Минобрнауки РФ от 05.04.2017 №301, локальных нормативных актов ФГБОУ ВО «Тюменский государственный институт культуры.

  •  

2. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Эргономика и антропометрия» является:

  • Развитие понимания принципа человекоориентированного проектирования.

3. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Эргономика и антропометрия» входит в состав обязательной части учебного плана основной образовательной программы.

Логическая и содержательно-методическая взаимосвязи дисциплины с другими частями ООП осуществляется посредством освоения компетенции:

Код компетенции

Предшествующие дисциплины

Параллельно осваиваемые дисциплины

Последующие дисциплины

ОПК-3

ПК-2

Дизайн-проектирование

Дизайн-проектирование, Физика предметно-пространственной среды

Дизайн-проектирование

 

4. Результаты освоения дисциплины. Компетенция, формируемая в результате освоения дисциплины

Наименование категории (группы) компетенций

Код компетенции

Наименование компетенции

Код и наименование индикатора

достижения компетенции

Общепрофессиональная компетенция

Методы творческого процесса дизайнеров

ОПК-3

 

Способен выполнять поисковые эскизы изобразительными средствами и способами проектной графики; разрабатывать проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи; синтезировать набор возможных решений и научно обосновывать свои предложения при проектировании дизайн-объектов, удовлетворяющих утилитарные и эстетические потребности человека (техника и оборудование, транспортные средства, интерьеры, полиграфия, товары народного потребления)

ОПК-3.1.

знает основные приемы изобразительных средств рисунка, живописи и проектной графики для выражения художественного образа, проектной идеи;

ОПК-3.2.

знает методологию дизайн-проектирования, последовательность выполнения проектных работ, стратегии и тактики решения дизайнерских задач;

ОПК-3.3.

знает современные методики изучения потребителей объектов искусства и дизайна;

ОПК-3.4.

умеет разрабатывать художественно-проектную идею с использованием поисковых эскизов, изобразительных

средств и способов проектной графики;

ОПК-3.5.

умеет синтезировать набор возможных решений и научно обосновывать свои предложения при проектировании дизайн-объектов.

Проектная

ПК- 2

Способен проектировать объекты дизайна с учетом особенностей материалов, конструктивно-технологических и экономических параметров.

ПК-2.1.

знает свойства материалов, современные технологии, основы эргономики, нормативные требования к дизайн-проекту и оформлению проектной документации;

ПК-2.2.

умеет собирать и обрабатывать проектную информацию, проводить предпроектные исследования;

ПК-2.3.

умеет разрабатывать дизайн-концепцию.

 

5. Объём, структура и содержание дисциплины

5.1. Объём и структура дисциплины

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 108 часов, 3 зачётных единицы, в том числе контактная работа обучающихся с преподавателем 79,3 ч., аудиторная работа 72 ч., КРП – 5 ч., консультации 2ч, самостоятельная работа обучающихся 13 ч., контроль 16 ч.

 

№ п/п

Форма обучения

Курс

Семестр

Всего часов

Лекций

Практ. (МГЗ)

Инд.

(ИКР)

СРС

Контроль

1.

ОФО

3

5

45

18

18

 

4

 

2,

ОФО

3

6

63

18

18

 

9

экзамен (0,3)

 


 

  • Тематический план дисциплины

Очная форма обучения

№ п/п

Разделы и темы дисциплины

семестр

Виды учебной работы (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости, формы промежуточной аттестации

 

 

 

контактная

самостоятельная работа

из них в форме практической подготовки

 

 

 

 

лекции

из них в форме практической подготовки

семинар

из них в форме практической подготовки

практические занятия

из них в форме практической подготовки

индивидуальная контактная работа

из них в форме практической подготовки

промежуточная аттестация

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1.

Специфика эргономики, как науки о человеческих факторах.

5

4

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

Опрос по теме

2.

История и современное состояние эргономики.

5

4

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

Опрос по теме

3.

Личность и среда.

5

4

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

Опрос по теме

4.

Мотивация деятельности и дизайн.

5

2

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

Опрос по теме

5.

Социально-психологические аспекты проектирования среды.

5

4

 

 

 

4

 

 

 

 

4

 

Опрос по теме

6.

Курсовая работа

5

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

За первый семестр

 

18

 

 

 

18

 

 

5

 

4

 

45

7.

Информационные аспекты взаимодействия человека и среды.

6

2

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

Опрос по теме

8.

Физиологические критерии эффективности деятельности.

6

4

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

Опрос по теме

9.

Гигиенические условия деятельности.

6

2

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

Опрос по теме

10.

Антропометрия.

6

4

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

Опрос по теме

11.

Организация рабочей среды и рабочего места.

6

2

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

Опрос по теме

12.

Эргономическое обоснование проекта

6

4

 

 

 

4

 

 

 

 

9

 

Опрос

13.

Консультация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

14.

Контроль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15,7

 

 

 

Экзамен

6

 

 

 

 

 

 

 

 

0,3

 

 

 

 

За второй семестр

 

18

 

 

 

18

 

 

 

0,3

26,7

 

63

 

Итого:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

108

 

5.3. Содержание дисциплины

5.3.1. Содержание практических занятий

Наименование раздела

Тема практического занятия

Содержание практического занятия

(перечень дидактических единиц:

рассматриваемых подтем, вопросов)

Специфика эргономики как науки о человеческих факторах.

 

Проблемы взаимодействия человека и среды. Предмет и объект изучения эргономики. Цель и задачи эргономики

Категория деятельности в эргономике. Эргономическая система. Виды эргономических систем. Система «человек – среда», «человек – информационный комплекс», «человек-предмет-среда». Эффективность системы, эффективность человека. Безопасность, благополучие и удовлетворение человека деятельностью. Основные эргономические свойства. Эргономические стандарты. Комплексный критерий оптимальности в эргономике. Психологические, физиологические, антропометрические и гигиенические факторы в эргономике. Основные эргономические свойства среды.

Методы эргономики. Междисциплинарные связи эргономики. Эргономика и инженерная психология.

Эргономика и дизайн: единство целей и специфика решения. Взаимодействие дизайнера и специалиста по эргономике.

 

История и современное состояние эргономики.

 

Основные этапы развития эргономики.

Главные направления эргономических исследований и сферы их применения. Расширение возможностей человека, преодоление ограничений и благополучие человека. Эргономика, как методология и способ учета человеческих интересов. Современный кризис человечности и актуальные эргономические проблемы в дизайне. Проектирование среды, отвечающей подлинным ценностям и смыслам человеческой жизни.

Личность и среда.

Понятие социально-личностной эффективности в эргономике.

  • Развитие личности, как задача эргономического проектирования среды. Перенос образа среды, предметного мира на Я-образ личности. Самоидентификация личности в среде. Социально-знаковая форма и Я-образ. Форма и индивидуальность человека. Гуманизация среды – обеспечение активности, свободы и общения. Взаимодействие дизайнера и потребителя. «Массовый» и «элитарный» дизайн. Социокультурный смысл деятельности и ответственность дизайнера.

 

Мотивация деятельности и дизайн среды.

 

Психологический анализ деятельности. Цели, мотивы, потребности.

Иерархия потребностей (А. Маслоу). Организация среды и удовлетворение базовых потребностей и потребности в уважении и самоуважении человека. Фрустрация вследствие воздействия предметной среды. Защитные механизмы личности во взаимодействии со средой.

Социально-психологические аспекты проектирования среды.

Организация пространства и эффективность деятельности.

Зависимость психологических состояний и поведения от среды и интерьера. Личное пространство, его значение для личности. Интимная, персональная, социальная и публичные зоны пространства. Коммуникативная и социально-ориентирующая функции интерьера. Пространственные факторы организации диалога и конфронтации. Усиление влияния и авторитетности, делового и дружеского общения.

Информационные аспекты взаимодействия человека и среды.

 

Информационное взаимодействие человека и среды.

Оптимальные условия зрительного восприятия: яркость, контрастность, освещенность. Визуальный образ. Смысл и значение формы. Предметность, осмысленность, константность, избирательность и целостность восприятия. Гештальтпсихология об организации зрительных образов. Перцептивные факторы компоновки объектов среды и проектирования средств отображения информации. Эффективность восприятия в зависимости от формы, размеров и цвета объектов. Кодирование зрительной информации. Эргономика чтения и дизайн знаков. Стереотипы восприятия, их роль в жизни человека. Учет стереотипов в проектировании. Разрушение стереотипов (схема К. Левина). Стереотипы и профессиональная деформация дизайнера. Учет закономерностей внимания, памяти и мышления человека в дизайне интерьера и графике. Виды и особенности внимания, способы его поддержания. Виды памяти, объем и закономерности памяти.

Основные виды мышления, учет индивидуальных особенностей мышления в дизайне среды и программных средств

Физиологические критерии эффективности деятельности.

Функциональные состояния человека в труде.

Динамика работоспособности. Предупреждение утомления и монотонии средствами дизайна. Оценка оптимальности среды по критерию утомления. Оценка оптимальности среды по степени совершенства двигательных действий. Снятие статической нагрузки человека при эргономической организации среды. Правило экономии движений. Учет стереотипов движений при проектировании интерьера.

Гигиенические условия деятельности.

 

Зависимость работоспособности от факторов среды

Зависимость работоспособности от факторов среды (температурный режим, влажность, шумы, вибрация и т.д.). Компенсация неблагоприятных условий среды в дизайне интерьера. Санитарные нормы и правила, их учет в проектировании.

Антропометрия.

Размеры человеческого тела и характеристики среды.

Вариабельность антропометрических признаков. Надежность и ограничения антропометрических данных. Правила использования данных антропометрии. Примеры использования антропометрических данных при проектировании среды.

Организация рабочей среды и рабочего места.

Связь оснащения среды с ее пространственными и функциональными характеристиками.

Сенсомоторное пространство. Оптимальные зоны досягаемости. Основные требования к светоцветовой среде. Рабочее место с видеотерминалом. Организация компьютеризированных рабочих мест и планировка помещений.

 


 

5.3.2. Содержание самостоятельной работы

Наименование раздела

Вид самостоятельной работы

Содержание самостоятельной работы

(перечень дидактических единиц:

рассматриваемых подтем, вопросов)

Специфика эргономики как науки о человеческих факторах.

Закрепление материала аудиторных занятий

Работа с литературой, Интернет-ресурсами.

История и современное состояние эргономики.

 

Закрепление материала аудиторных занятий

Работа с литературой, Интернет-ресурсами.

Личность и среда.

Закрепление материала аудиторных занятий

Работа с литературой, Интернет-ресурсами.

Мотивация деятельности и дизайн среды.

 

Закрепление материала аудиторных занятий

Работа с литературой, Интернет-ресурсами.

Социально-психологические аспекты проектирования среды.

Закрепление материала аудиторных занятий

Работа с литературой, Интернет-ресурсами.

Информационные аспекты взаимодействия человека и среды.

 

Закрепление материала аудиторных занятий

Работа с литературой, Интернет-ресурсами.

Физиологические критерии эффективности деятельности.

Закрепление материала аудиторных занятий

Работа с литературой, Интернет-ресурсами.

Гигиенические условия деятельности.

 

Закрепление материала аудиторных занятий

Работа с литературой, Интернет-ресурсами.

Антропометрия.

Закрепление материала аудиторных занятий

Работа с литературой, Интернет-ресурсами.

Организация рабочей среды и рабочего места.

Закрепление материала аудиторных занятий

Работа с литературой, Интернет-ресурсами.

5.3.3. Перечень тем контрольных работ

1. Продумать эргономику кухонного пространства, начертить вид в плане, вписать рабочий треугольник.

3. На плане выполнить несколько вариантов планировочных решений для жилого пространства, указать все габаритные размеры мебели и проходов, с учетом эргономических норм.

2. Эргономическое обоснование текущего проекта по дисциплине «Проектирование». Проектируемое оборудование для текущего проекта вычертить и образмерить, сверить с рекомендуемыми размерами в эргономических таблицах, а также обосновать с точки зрения физиологических и психофизиологических особенностей восприятия.

2. Создание схемы жилой квартиры

 

Семестр

Раздел дисциплины

Темы контрольных работ

1

Контроль

Экзаменационный просмотр выполненных работ в течении семестра.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации представлен в Приложении 1.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Общие рекомендации.

Успешное усвоение дисциплины предполагает активное участие обучающихся на всех этапах её освоения путём планомерной работы. Изучение дисциплины следует начинать с изучения данной рабочей программы.

Рекомендации по изучению теоретического материала, выполнению практических и самостоятельных заданий.

Учебный материал апробируется, отрабатывается и закрепляется на практических занятиях. Они являются обязательными для выполнения. При выполнении практических заданий следует озвучивать и обсуждать неясные моменты.

Для полноценного овладения учебной дисциплиной и формирования соответствующей компетенции организуется и реализуется самостоятельная работа обучающихся.

При освоении учебной дисциплины особое внимание уделяется практической подготовке обучающихся, направленной на формирование, развитие, закрепление практических умений и навыков. Практическая подготовка реализуется в форме контактных (аудиторных) практических занятий и самостоятельной работы, предусматривающих выполнение отдельных видов работ, связанных с профессиональной деятельностью в библиотечно-информационной сфере.

Критериями оценивания выполненных практических и самостоятельных работ являются уровень теоретических знаний по теме задания, умение применять теоретические знания при выполнении заданий, умение выстраивать и адаптировать алгоритмы выполнения заданий, способность оценивать и интерпретировать результаты выполнения заданий, способность делать выводы, видение перспектив практического использования технологий и результатов выполнения заданий.

Рекомендации по прохождению промежуточной и итоговой аттестаций по дисциплине.

Промежуточная и итоговая аттестации по дисциплине (пятый семестр, шестой семестр) проходят в форме устных собеседований, которые требуют предварительной подготовки, изучения материала практических работ и документных источников.

Рекомендации по организации учебного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Специфика обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья регламентируется нормативными правовыми актами различного уровня, в том числе, Порядком организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Тюменский государственный институт культуры».

 

7.2. Перечень основных и дополнительных образовательных ресурсов (печатных и электронных), необходимых для освоения дисциплины

Печатные ресурсы

  1. Мунипов, В. М. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды [Текст] : учеб. пособие / В. М. Мунипов, В. П. Зинченко. – Москва : Логос, 2001. – 356 с. : ил

2. Нойферт Эрнест. Строительное проектирование /
Прямостанова Е. Е. - Москва : Архитектура -С, 2017. – 600 с.

3. Рунге, В. Ф. Эргономика в дизайне среды [Текст] : учеб. пособие / В. Ф. Рунге, Ю. П. Манусевич. – Москва : Архитектура-С, 2016. – 328 с. : ил.

7.3. Перечень образовательных ресурсов информационно-телекоммуникационной сети интернет, профессиональных баз данных, информационных справочных систем

Подписные электронно-библиотечные системы

Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks

Электронно-библиотечная система eLib

Электронные библиотечные системы свободного доступа

Национальная электронная библиотека (НЭБ) https://нэб.рф

Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина http://www.prlib.ru

 

7.4. Использование дистанционных образовательных технологий при освоении дисциплины

Платформой для организации обучения в дистанционной форме является электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) вуза (https://eduoffice.tumgik.ru).

В ЭИОС предоставлены материалы учебного и методического содержания. При освоении дисциплины используются различные элементы и ресурсы электронной информационно-образовательной среды.

 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплин

8.1. Перечень аудиторного фонда, материально-технического оборудования, необходимого для освоения дисциплины

Практические занятия

Аудитории для практических занятий укомплектованы мебелью (посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя) и техническими средствами обучения (проектор, экран, компьютер / ноутбук, компьютеры на рабочих местах, обучающихся с доступом к сети интернет).

Индивидуальные занятия

Для индивидуальных занятий используются аудитории, оснащенные мебелью и компьютерной техникой.

Самостоятельная работа

Помещения для самостоятельной работы оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети интернет и доступом к электронной информационно-образовательной среде Института: аудитория № 308 учебного корпуса.

 

8.2. Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, необходимого для изучения дисциплины

 

№ аудитории

Наименование программных продуктов

308

 

Windows OS, Microsoft Office, Windows Server, Kaspersky Endpoint Security, K-Lite Codec Pack, 7-Zip 15.14, STDU Security, Creative Cloud (271B8E6CE6A27D73F34A)

CorelDRAW Graphics Suite X5 (4074758-26)

KES (1B08­171114­064952­317­273) Viewer,Pack, Alternative Flash Player Auto-Updater,

Реквизиты договоров и лицензионных сертификатов на программное обеспечение:

Microsoft Open License (41957791, 42213966, 42500504, 43477183, 44107839, 46126336, 46126337, 47323872, 47855899, 48158797, 48497044, 60784280, 64454435, 64527996, 68385086, 69133251, 69133680)

KES (1B08­171114­064952­317­273)

GNU GPL: K-Lite Codec Pack, 7-Zip 15.14, STDU Viewer,Pack, Alternative Flash Player Auto-Updater

 

 


Приложение 1

к рабочей программе дисциплины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся

по дисциплине «Эргономика и антропометрия»

 

Основная образовательная программа

54.03.01 Дизайн

 

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

 

Форма обучения

очная

 

Паспорт фонда оценочных средств (ФОС) по дисциплине «Эргономика и антропометрия»

Паспорт ФОС содержит программу и этапы формирования компетенции в процессе освоения дисциплины, а также формы контроля сформированности компетенции у обучающихся.

  • Перечень компетенций, формируемых дисциплиной, индикаторы их достижения и этапы формирования компетенций, критерии оценивания уровня сформированности.
  •  
  •  

Код компетенции

(или её части)

Наименование компетенции

Индикаторы достижения компетенции

Виды занятий для формирования компетенции

Виды оценочных средств для определения сформированности компетенции

Этапы формирования компетенции

Уровни сформированности компетенции и

основные критерии достижения определённого уровня

Оценка достигнутого уровня

1

2

3

4

5

6

7

8

  • ПК- 2
  • способен проектировать объекты дизайна с учетом особенностей материалов, конструктивно-технологических и экономических параметров

ПК-2.1.

знает свойства материалов, современные технологии, основы эргономики, нормативные требования к дизайн-проекту и оформлению проектной документации;

ПК-2.2.

умеет собирать и обрабатывать проектную информацию, проводить предпроектные исследования;

ПК-2.3.

умеет разрабатывать дизайн-концепцию.

  • практические работы, самостоятельная работа
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  • экзамен
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  • Первый, второй семестр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

начальный уровень:

знает: свойства материалов, современные технологии, основы эргономики, нормативные требования к дизайн-проекту и оформлению проектной документации на начальном уровне.

умеет: собирать и обрабатывать проектную информацию, проводить предпроектные исследования на начальном уровне.

владеет: способностью разрабатывать дизайн-концепцию на начальном уровне.

базовый уровень:

знает: свойства материалов, современные технологии, основы эргономики, нормативные требования к дизайн-проекту и оформлению проектной документации на базовом уровне.

умеет: собирать и обрабатывать проектную информацию, проводить предпроектные исследования на базовом уровне.

владеет: способностью разрабатывать дизайн-концепцию на базовом уровне

продвинутый уровень:

знает: свойства материалов, современные технологии, основы эргономики, нормативные требования к дизайн-проекту и оформлению проектной документации на продвинутом уровне.

умеет: собирать и обрабатывать проектную информацию, проводить предпроектные исследования на продвинутом уровне.

владеет: способностью разрабатывать дизайн-концепцию на продвинутом уровне

оценка «зачтено/ удовлетворительно»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

оценка «зачтено / хорошо»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

оценка «зачтено / отлично»

 

  • ОПК - 3
  • способен выполнять поисковые эскизы изобразительными средствами и способами проектной графики; разрабатывать проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи; синтезировать набор возможных решений и научно обосновывать свои предложения при проектировании дизайн-объектов, удовлетворяющих утилитарные и эстетические потребности человека (техника и оборудование, транспортные средства, интерьеры, полиграфия, товары народного потребления).

ОПК-3.1.

знает основные приемы изобразительных средств рисунка, живописи и проектной графики для выражения художественного образа, проектной идеи;

ОПК-3.2.

знает методологию дизайн-проектирования, последовательность выполнения проектных работ, стратегии и тактики решения дизайнерских задач;

ОПК-3.3.

знает современные методики изучения потребителей объектов искусства и дизайна;

ОПК-3.4.

умеет разрабатывать художественно-проектную идею с использованием поисковых эскизов, изобразительных

средств и способов проектной графики;

ОПК-3.5.

умеет синтезировать набор возможных решений и научно обосновывать свои предложения при проектировании дизайн-объектов.

  • практические работы, самостоятельная работа
  •  
  • экзамен
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  • Первый, второй семестр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

начальный уровень:

знает: знает методологию дизайн-проектирования, последовательность выполнения проектных работ, стратегии и тактики решения дизайнерских задач на начальном уровне.

умеет: разрабатывать художественно-проектную идею с использованием поисковых эскизов, изобразительных

средств и способов проектной графики на начальном уровне.

владеет: способностью синтезировать набор возможных решений и научно обосновывать свои предложения при проектировании дизайн-объектов на начальном уровне.

базовый уровень:

знает: знает методологию дизайн-проектирования, последовательность выполнения проектных работ, стратегии и тактики решения дизайнерских задач на базовом уровне.

умеет: разрабатывать художественно-проектную идею с использованием поисковых эскизов, изобразительных

средств и способов проектной графики на базовом уровне.

владеет: способностью синтезировать набор возможных решений и научно обосновывать свои предложения при проектировании дизайн-объектов на базовом уровне.

продвинутый уровень:

знает: знает методологию дизайн-проектирования, последовательность выполнения проектных работ, стратегии и тактики решения дизайнерских задач на продвинутом уровне.

умеет: разрабатывать художественно-проектную идею с использованием поисковых эскизов, изобразительных

средств и способов проектной графики на продвинутом уровне.

владеет: способностью синтезировать набор возможных решений и научно обосновывать свои предложения при проектировании дизайн-объектов на продвинутом уровне.

оценка «зачтено/ удовлетворительно»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

оценка «зачтено / хорошо»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

оценка «зачтено / отлично»

 

2. Типовые контрольные задания и иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения дисциплины

2.1. Отчёты по выполненным практическим работам

План отчёта:

1. Название выполненной работы.

2. Теоретические положения, лежащие в основе практических заданий.

3. Алгоритм выполнения заданий.

4. Характеристика результатов выполненной работы.

5. Возможности использования результатов практической работы в профессиональной деятельности.

Защита отчёта заключается в ответах на вопросы по его содержанию и форме представления.

Критерии оценивания отчётов по практическим работам:

- уровень теоретических знаний по теме практического занятия;

- умение применять теоретические знания при выполнении практических заданий;

- умение выстраивать и адаптировать алгоритмы выполнения практических заданий;

- способность оценивать и интерпретировать результаты выполнения практических заданий, способность делать выводы;

- качество оформления отчёта;

- способность оперативно, адекватно и аргументировано отвечать на вопросы по содержанию и форме представления отчёта.

 

2.2. Контрольные вопросы к зачёту (собеседованию)

2.2.1. Тематика проведения зачета. Предмет «Эргономика и антропометрия» связан с основным предметом специальности – «Проектирование» и готовит студента к выполнению курсовых проектов по этой дисциплине

Задание для получения зачета.

Эргономические требования для жилого пространства.

Задание: Выполнить планировочное решение для помещения кухни, учесть особенности работы, правила рабочего треугольника и все высотные и габаритные норматива при компоновке объемных блоков кухонной мебели.

Задание: Выполнить планировочные решения по техническому заданию преподавателя, учесть все параметрические размеры мебели и правильно вписать в пространство интерьера, с соблюдением эргономических требований.

Эргономические требования для общественных пространств.

Задание: Выполнить полное эргономическое обоснование общественного пространства и оборудования, разрабатываемого на дисциплине «Проектирование».

Задание: Выполнить эргономическое обоснование для офисного помещения. План и техническое задание выдается преподавателем.

Выполнить эргономическое обоснование общественного пространства, предполагающего полноценное функционирование в нем людей с ограниченными возможностями.

2.2.2. Требования к работе. Работа выполняется в программе или вручную, с необходимыми пояснениями.

 

Критерии оценивания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

«зачтено»

Обучающийся выполнил все практические задания, Продемонстрирована сформированность компетенции ПК-2, ОПК – 3.

«не зачтено»

Обучающийся не выполнил все практические задания.

Компетенция ПК-2, ОПК - 3 не сформирована.

 

2.3. Контрольная работа

 

Критерии оценивания итоговой аттестации обучающихся

по дисциплине

оценка «зачтено / отлично»

Студент достиг повышенного уровня сформированности компетенции (ПК-2, ОПК-3). Успешно выполнил все практические задания.

оценка «зачтено / хорошо»

Студент достиг базового уровня сформированности компетенции (ПК-2, ОПК-3). Студент успешно выполнил все практические задания.

оценка «зачтено / удовлетворительно»

Студент достиг минимального уровня сформированности компетенции (ПК-2, ОПК-3). Студент успешно выполнил не все практические задания по отдельным темам.

оценка «не зачтено / неудовлетворительно»

Студент не достиг минимального уровня сформированности компетенции (ПК-2, ОПК-3). Студент успешно выполнил не все практические задания.

 


Приложение 2

к рабочей программе дисциплины

 

 

 

 

Аннотация

рабочей программы дисциплины

направления подготовки 51.03.06 Дизайн

 

Уровень образования: бакалавриат

Квалификация выпускника: бакалавр

Форма обучения: заочная

Год набора: 2019

 

ЭРГОНОМИКА И АНТРОПОМЕТРИЯ

 

Кафедра, за которой закреплена дисциплина: Кафедра коммуникативного и средового дизайна.

Трудоемкость дисциплины: Общая трудоемкость дисциплины составляет з. е. 108 часа (из них на очной форме обучения: 72 – ауд., 20 – СРС, 18 – контроль). Дисциплина изучается в 5-6 семестре.

Цель изучения дисциплины: Развить понимание принципа человекоориентированного проектирования.

  • Место дисциплины в структуре образовательной программы: «Эргономика и антропометрия» (Б1.О.10) входит в Блок 1 – обязательная часть, согласно учебному плану по специальности 54.03.01 Дизайн, проходит в 5 - 6 семестре.

Наименование дисциплин, необходимых для освоения данной дисциплины: Программа «Эргономика и антропометрия» связана с дисциплинами «Дизайн-проектирование», «Оборудование интерьера», «Физика предметно – пространственной среды».

Краткая характеристика учебной дисциплины (основные разделы, блоки, темы):

Специфика эргономики как науки о человеческих факторах.Проблемы взаимодействия человека и среды. Предмет и объект изучения эргономики. Цель и задачи эргономики.

История и современное состояние эргономики.

Основные этапы развития эргономики. Главные направления эргономических исследований и сферы их применения.

  • Личность и среда.
  • Социокультурный смысл деятельности и ответственность дизайнера.

Мотивация деятельности и дизайн среды.

Психологический анализ деятельности. Цели, мотивы, потребности. Социально-психологические аспекты проектирования среды.

Курсовая работа 1. Продумать эргономику кухонного пространства, начертить вид в плане, вписать рабочий треугольник. Выполнить развертку с указанием высотных размеров. Формат А4.

Курсовая работа 2. На плане выполнить несколько вариантов планировочных решений для жилого пространства, указать все габаритные размеры мебели и проходов, с учетом эргономических норм.

  • Информационные аспекты взаимодействия человека и среды.

Информационное взаимодействие человека и среды. Оптимальные условия зрительного восприятия: яркость, контрастность, освещенность. Визуальный образ. Смысл и значение формы.

  • Физиологические критерии эффективности деятельности.

Функциональные состояния человека в труде. Динамика работоспособности. Гигиенические условия деятельности.

  • Антропометрия.

Размеры человеческого тела и характеристики среды. Вариабельность антропометрических признаков.

Курсовая работа 3. Эргономическое обоснование текущего проекта по дисциплине «Проектирование». Проектируемое оборудование для текущего проекта вычертить и образмерить, сверить с рекомендуемыми размерами в эргономических таблицах, а также обосновать с точки зрения физиологических и психофизиологических особенностей восприятия.

Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины:

ОПК-3, ПК – 2.

В результате освоения дисциплины необходимо:

  • пробудить интерес к изучению системных научных знаний о человеке;

осознать необходимость использования научных данных о человеке и его деятельности, психических и физических возможностях и ограничениях в проектировании;

понять принцип и подход к эргономическому обоснованию;

познакомиться с историей и современными подходами в эргономике;

изучить мировой опыт в практической эргономике.

Формы проведения занятий, образовательные технологии: лекции, практические занятия

Формы промежуточного контроля знаний: курсовая работа

Форма итогового контроля знаний: экзамен.