Контакты:
-
Алена Васильевна ЕмельяненкоУчитель
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«тЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»
ФАКУЛЬТЕТ ДИЗАЙНА, ВИЗУАЛЬНЫХ ИСКУССТВ И АРХИТЕКТУРЫ
КАФЕДРА КОММУНИКАТИВНОГО И СРЕДОВОГО ДИЗАЙНА.
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
_______________( Н.В. Крамская)
(подпись)
«_____» _______________ 2022 г.
Рабочая программа дисциплины
Основы ландшафтного проектирования
по основной образовательной программе
54.03.01 Дизайн
Квалификация (степень) выпускника
бакалавр
Форма обучения
очная
Год набора
2020
Тюмень, 2022 г.
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры
Коммуникативного и средового дизайна
протокол №______ от «____» __________________ 2022 г.
Заведующий кафедрой ____________________ / А. Н. Ревкова /
(подпись)
Председатель УМК _______________________ / В. С. Сидорова /
(подпись)
«____» ______________ 2022 г. (протокол заседания УМК № _____)
СОГЛАСОВАНО
Директор научной библиотеки ____________________ / Н. П. Соколова /
(подпись)
Руководитель образовательной программы
____________________________ / /
(подпись)
Рабочая программа разработана
Емельяненко А.В., старшим преподавателем кафедры коммуникативного и средового дизайна
_______________________
(подпись)
СОДЕРЖАНИЕ
1. |
Общие положения |
4 |
2. |
Цели освоения дисциплины |
4 |
3. |
Место дисциплины в структуре образовательной программы |
4 |
4. |
Результаты освоения дисциплины. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины |
4 |
5. |
Объём, структура и содержание дисциплины |
5 |
5.1. |
Объём и структура дисциплины |
5 |
5.2. |
Тематический план дисциплины |
6 |
5.3. |
Содержание дисциплины |
8 |
6. |
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
10 |
7. |
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины |
10 |
7.1. |
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины |
10 |
7.2. |
Перечень основных и дополнительных образовательных ресурсов (печатных и электронных), необходимых для освоения дисциплины |
11 |
7.3. |
Перечень образовательных ресурсов информационно-телекоммуникационной сети интернет, профессиональных баз данных, информационных справочных систем |
13 |
7.4. |
Использование дистанционных образовательных технологий при изучении дисциплины |
13 |
8. |
Материально-техническое обеспечение дисциплины |
14 |
8.1. |
Перечень аудиторного фонда материально-технического оборудования, необходимого для освоения дисциплины |
14 |
8.2. |
Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, необходимого для освоения дисциплины |
14 |
|
ПРИЛОЖЕНИЯ: |
15 |
1. |
Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине |
|
2. |
Аннотация рабочей программы дисциплины |
|
1. Общие положения
Программа дисциплины «Основы ландшафтного проектирования» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн (бакалавриат), утверждённого приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 №301, локальных нормативных актов ФГБОУ ВО «Тюменский государственный институт культуры.
2. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Основы ландшафтного проектирования» являются:
- получение знаний о влиянии средовых факторов на решение проектных и инженерных задач по созданию комфортной художественно полноценной городской среды обитания человека; получить навыки, средства выражения художественных образов и решения задач, возникающих в ландшафтном проектирование.
3. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Основы ландшафтного проектирования» входит в состав обязательной части учебного плана основной образовательной программы.
Логическая и содержательно-методическая взаимосвязи дисциплины с другими частями ООП осуществляется посредством освоения компетенции:
Код компетенции |
Предшествующие дисциплины |
Параллельно осваиваемые дисциплины |
Последующие дисциплины |
ОПК -4, ПК – 2, ПК – 3 |
Дизайн - проектирование |
Дизайн-проектирование |
Дизайн-проектирование, Эргономика и антропометрия, Архитектурно-строительные конструкции и материалы. |
4. Результаты освоения дисциплины. Компетенция, формируемая в результате освоения дисциплины
Наименование категории (группы) компетенций |
Код компетенции |
Наименование компетенции |
Код и наименование индикатора достижения компетенции |
Общепрофессиональная компетенция | |||
Разработка систем визуальной информации, идентификации и коммуникации на основе методов проектно-художественной деятельности |
ПК-2 |
Способен проектировать объекты дизайна с учетом особенностей материалов, конструктивно-технологических и экономических параметров. |
ПК-2.1. знает свойства материалов, современные технологии, основы эргономики, нормативные требования к дизайн-проекту и оформлению проектной документации; ПК-2.2. умеет собирать и обрабатывать проектную информацию, проводить предпроектные исследования; ПК-2.3. умеет разрабатывать дизайн-концепцию. |
Разработка систем визуальной информации, идентификации и коммуникации на основе методов проектно-художественной деятельности |
ПК – 3 |
Способен создавать презентацию и осуществлять защиту дизайн-проекта, в том числе с использованием цифровых технологий. |
ПК-3.1. знает цифровые технологии и компьютерные программы для разработки мультимедийных презентаций и способы их представления; ПК-3.2. умеет создавать презентацию дизайн-проекта в цифровом виде; ПК-3.3. умеет проводить публичную презентацию дизайн-проекта, в том числе в информационной среде интернета. |
Создание авторского дизайн-проекта |
ОПК -4 |
Способен проектировать, моделировать, конструировать предметы, товары, промышленные образцы и коллекции, художественные предметно-пространственные комплексы, интерьеры зданий и сооружений архитектурно-пространственной среды, объекты ландшафтного дизайна, используя линейно-конструктивное построение, цветовое решение композиции, современную шрифтовую культуру и способы проектной графики |
ОПК-4.1. знает основы графической и цветовой композиции; ОПК-4.2. знает правила линейного построения объектов проектирования; ОПК-4.3. знает принципы объемно-пространственного моделирования формы; ОПК-4.4. знает современную шрифтовую культуру и способы проектной графики; ОПК-4.5. умеет работать с цветом и цветовыми композициями; ОПК-4.6. умеет использовать методы и средства проектной и шрифтовой графики, цветовое решение композиции при проектировании, моделировании и конструировании дизайн-проекта. |
5. Объём, структура и содержание дисциплины
5.1. Объём и структура дисциплины
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 108 часов, 3 зачётные единицы, в том числе контактная работа обучающихся с преподавателем 72,4 ч., аудиторная работа 72 ч., самостоятельная работа обучающихся 35,6 ч., контроль 0,4 ч.
№ п/п |
Форма обучения |
Курс |
Семестр |
Всего часов |
Лекций |
Практ. (МГЗ) |
Инд. (ИКР) |
СРС |
Контроль |
1. |
ОФО |
3 |
5 |
54 |
18 |
18 |
|
17,8 |
экзамен (0,3)
|
2. |
ОФО |
3 |
6 |
54 |
18 |
18 |
|
17,8 |
экзамен (0,2)
|
- Тематический план дисциплины
Очная форма обучения
№ п/п |
Разделы и темы дисциплины |
семестр |
Виды учебной работы (в часах) |
Формы текущего контроля успеваемости, формы промежуточной аттестации | ||||||||||
|
|
|
контактная |
самостоятельная работа |
из них в форме практической подготовки |
| ||||||||
|
|
|
лекции |
из них в форме практической подготовки |
семинар |
из них в форме практической подготовки |
практические занятия |
из них в форме практической подготовки |
индивидуальная контактная работа |
из них в форме практической подготовки |
промежуточная аттестация |
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
1. |
Введение. Основные понятия и определения |
5 |
2 |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
2 |
|
Опрос по теме |
2. |
Садово-парковое искусство |
5 |
2 |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
2 |
|
Опрос по теме |
3. |
Развитие ландшафтной архитектуры конца XIX - первой половины ХХ века. |
5 |
2 |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
2 |
|
Опрос по теме |
4. |
Тенденции развития современного ландшафтного дизайна |
5 |
2 |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
2 |
|
Опрос по теме |
5. |
Дизайн компонентов городского ландшафта |
5 |
2 |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
2 |
|
Опрос по теме |
6. |
Этапы ландшафтного проектирования. Состав проекта |
5 |
2 |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
2 |
|
Опрос по теме |
7. |
Принципы проектирования эксплуатируемых кровель, террас |
5 |
2 |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
2 |
|
Опрос по теме |
8. |
Принципы проектирования жилых территорий |
5 |
2 |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
2 |
|
Опрос по теме |
9. |
Принципы проектирования открытых уличных пространств |
5 |
2 |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
1,8 |
|
Практическая работа, защита практической работы |
|
Контроль |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,2 |
|
|
|
За первый семестр |
|
18 |
|
|
|
18 |
|
|
|
|
18 |
|
54 |
11. |
Принципы проектирования парков, скверов |
6 |
4 |
|
|
|
4 |
|
|
|
|
4 |
|
Опрос по теме |
12. |
Организация пешеходных улиц и площадей |
6 |
6 |
|
|
|
6 |
|
|
|
|
6 |
|
Опрос по теме |
13. |
Реконструкция сквера |
6 |
4 |
|
|
|
4 |
|
|
|
|
3,8 |
|
Опрос по теме |
14. |
Дендроплан. Посадочный план |
6 |
4 |
|
|
|
4 |
|
|
|
|
4 |
|
Опрос по теме |
15. |
Контроль |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,2 |
|
Опрос по теме |
|
За второй семестр |
|
18 |
|
|
|
18 |
|
|
|
|
18 |
|
54 |
|
Итого: |
|
36 |
|
|
|
36 |
|
|
|
|
36 |
|
108 |
5.3. Содержание дисциплины
5.3.1. Содержание практических занятий
Наименование раздела |
Тема практического занятия |
Содержание практического занятия (перечень дидактических единиц: рассматриваемых подтем, вопросов) |
Введение. |
Основные понятия и определения. |
Ландшафтное проектирование - проектирование озелененных открытых пространств в городской и природной среде. Понятие о ландшафте. Природный, антропогенный, культурный, городской, межселенной, рекреационный ландшафты. Рекреационные ресурсы и рекреационная нагрузка. Типы открытых пространств, их функции. Их оздоровительное, рекреационное, культурное, эстетическое значение. Типология объектов ландшафтной архитектуры и дизайна по градостроительным параметрам. Типы ландшафтных пространств. Основные компоненты, формирующие ландшафт. Основные принципы согласования архитектурных сооружений, их комплексов и элементов дизайна с окружающим пейзажем в зависимости от типа объекта, его назначения, характера ландшафта, общего художественного замысла. Сооружение в ландшафте как один из уровней в системе связей города с природным окружением. Непосредственное введение в архитектуру компонентов природного ландшафта (камня, воды, растений). Озеленение интерьера, зимние сады, вертикальное озеленение. Роль ландшафтного дизайна в совершенствовании среды жизнедеятельности человека. |
Садово-парковое искусство. |
Истоки русского ландшафтного искусства. |
Развитие с IX по конец XYII вв. Древние традиции и европейское влияние. |
Развитие ландшафтной архитектуры конца XIX - первой половины ХХ века |
Развитие ландшафтной архитектуры |
Перелом в развитии ландшафтной архитектуры и дизайна. Отличие от романтических пейзажей. Расширение строительства городских общественных садов и парков. Появление новых типов специализированных озелененных пространств. Основные вехи развития ландшафтной архитектуры и дизайна как новой области профессиональной деятельности.
|
Тенденции развития современного ландшафтного дизайна. |
Современные тенденции и практический опыт в отечественной и зарубежной практике. |
Наиболее распространенные композиционные приемы. Озелененные пространства в структуре современных городских центров. Решение озеленения городских центров в условиях реконструкции. «Многоуровневость» системы насаждений. Сады на крышах. Пешеходные платформы и эстакады. «Висячие сады» над магистралями. Освоение «неудобных» территорий и участков искусственного рельефа, расположенных выше или ниже естественной поверхности, в том числе для организации «водяных скверов». Включение зеленых насаждений в структуру зданий (крытые сады). Вертикальное озеленение. Насаждения на искусственных основаниях в акваториях и т.д.
|
Дизайн компонентов городского ландшафта. |
Дизайн поверхности земли(планшет) |
Формы рельефа, формы растительности, водные компоненты городского ландшафта. Световой дизайн городских открытых пространств. Дизайн малых форм и обустройство мест для отдыха в городской среде. Малые архитектурные формы. Их функции и назначение (утилитарное, декоративное, игровое, физкультурно-спортивное). Павильон. Беседка. Киоск. Малые архитектурные формы, использующие декоративные свойства растений: трельяжи, перголы, цветочницы и пр. Садово-парковая мебель. Садовая скульптура. Скульптура и лэнд-арт в городской среде. Декоративные камни или группы камней. Рокарии и альпинарии. Декоративные стенки. Ограждения. Элементы информации. Автоматы. Урны. Искусственное освещение территорий зеленых насаждений. Площадки отдыха. Детские площадки. |
Этапы ландшафтного проектирования. |
Состав проекта. |
Выбор участка. Анализ территории. Инвентаризация. Выполнение эскиза. Разработка проекта. Состав проекта: ситуационный план; схемы анализа территории; функциональная схема(зонирование); разработка плана благоустройства территории; разбивочный план; плана озеленения; план твёрдых покрытий; дендроплан; посадочный план; ассортиментная ведомость растений; перспективные виды. пояснительная записка.
|
Принципы проектирования эксплуатируемых кровель, террас. |
Сады на крышах, история |
Создание компенсирующей природы в городе. Устройство террас. Типы основания террас: деревянные, бетонные, на грунте. Проектирование: определение расположения террасы, относительно здания, выбор конструкции, выбор материала, зонирование, выбор компонентов ландшафта. |
Принципы проектирования жилых территорий. |
Социальные и градостроительные задачи, решаемые при формировании жилых образований. |
Современные тенденции формирования жилой среды средствами ландшафтной архитектуры. Формирование жилой среды в условиях реконструкции. Архитектурная организация придомовых территорий, садов жилых районов, пешеходных аллей, участков школ и детских учреждений. Использование при благоустройстве жилых территорий малых архитектурных форм, водных устройств, средств геопластики, вертикального озеленения. Ландшафтная реконструкция сложившихся районов. |
Принципы проектирования открытых уличных пространств. |
Архитектурно-ландшафтная организация пешеходных улиц и площадей. |
Типы пешеходных пространств: улицы, изолированные от транспорта, улицы с ограниченным движением транспорта, одноуровневые пешеходные площади, двухуровневые улицы (с разделением пешеходов и транспорта по вертикали), «подвесные» площади над транспортными узлами, крытые галереи в комплексах торговых и общественных зданий, подземные пешеходные коммуникации. Предметный мир улицы. Ландшафтный дизайн как средство, обеспечивающее комфорт, благоприятную биологическую и эстетическую среду городского пешеходного пространства. |
Принципы проектирования парков, скверов. |
Типология парков и скверов. |
Функциональное зонирование и архитектурно-планировочная структура. Средства и приемы ландшафтного дизайна при проектировании парков, скверов, бульваров, набережных. Организация строительства парков и скверов. |
Организация пешеходных улиц и площадей |
Архитектурно-ландшафтная организация пешеходных улиц и площадей. |
Типы пешеходных пространств: улицы, изолированные от транспорта, улицы с ограниченным движением транспорта, одноуровневые пешеходные площади, двухуровневые улицы (с разделением пешеходов и транспорта по вертикали), «подвесные» площади над транспортными узлами, крытые галереи в комплексах торговых и общественных зданий, подземные пешеходные коммуникации. Предметный мир улицы. Ландшафтный дизайн как средство, обеспечивающее комфорт, благоприятную биологическую и эстетическую среду городского пешеходного пространства |
Реконструкция сквера. |
Типология парков и скверов |
Функциональное зонирование и архитектурно-планировочная структура. Средства и приемы ландшафтного дизайна при проектировании парков, скверов, бульваров, набережных. Организация строительства парков и скверов. |
Дендроплан. |
Посадочный план. |
Подбор ассортимента растений исходя из условий почвы, инсоляции, газостойкости, шумо- и пылезащитной способности растений, их быстроты роста, засухоустойчивости, прозрачности кроны. Виды посадок и цветочного оформления, применяемые при озеленении городских центров. |
5.3.2. Содержание самостоятельной работы
Наименование раздела |
Вид самостоятельной работы |
Содержание самостоятельной работы (перечень дидактических единиц: рассматриваемых подтем, вопросов) |
Введение. |
Закрепление материала аудиторных занятий |
Работа с литературой, Интернет – ресурсами. |
Садово-парковое искусство. |
Закрепление материала аудиторных занятий |
Работа с литературой, Интернет – ресурсами. |
Развитие ландшафтной архитектуры конца XIX - первой половины ХХ века |
Закрепление материала аудиторных занятий |
Работа с литературой, Интернет – ресурсами. |
Тенденции развития современного ландшафтного дизайна. |
Закрепление материала аудиторных занятий |
Работа с литературой, Интернет – ресурсами. |
Дизайн компонентов городского ландшафта. |
Закрепление материала аудиторных занятий |
Работа с литературой, Интернет – ресурсами. Работа над курсовым проектом. |
Этапы ландшафтного проектирования. |
Закрепление материала аудиторных занятий |
Работа с литературой, Интернет – ресурсами. Работа над курсовым проектом. |
Принципы проектирования эксплуатируемых кровель, террас. |
Закрепление материала аудиторных занятий |
Работа с литературой, Интернет – ресурсами. Работа над курсовым проектом. |
Принципы проектирования жилых территорий. |
Закрепление материала аудиторных занятий |
Работа с литературой, Интернет – ресурсами. Работа над курсовым проектом. |
Принципы проектирования открытых уличных пространств. |
Закрепление материала аудиторных занятий |
Работа с литературой, Интернет – ресурсами. Работа над курсовым проектом. |
Принципы проектирования парков, скверов. |
Закрепление материала аудиторных занятий |
Работа с литературой, Интернет – ресурсами. Работа над курсовым проектом. |
Организация пешеходных улиц и площадей |
Закрепление материала аудиторных занятий |
Работа с литературой, Интернет – ресурсами. Работа над курсовым проектом. |
Реконструкция сквера. |
Закрепление материала аудиторных занятий |
Работа с литературой, Интернет – ресурсами. Работа над курсовым проектом. |
Дендроплан. |
Закрепление материала аудиторных занятий |
Работа с литературой, Интернет – ресурсами. Работа над курсовым проектом. |
5.3.3. Перечень тем контрольных работ
Семестр |
Раздел дисциплины |
Темы контрольных работ |
5 |
Контроль |
Курсовой проект 1: «Реконструкция жилого двора» Состав: Ситуационный план, схемы анализа проектируемого участка, схема функционального зонирования, план благоустройства, план твёрдых покрытий, план озеленения, разбивочный план, перспективные виды, пояснительная записка. Альбом: формат А-3, 8-10 листов, планшет 60х80 |
6 |
Контроль |
Курсовой проект 2: «Реконструкция сквера» Состав: Ситуационный план, схемы анализа проектируемого участка, схема функционального зонирования, план благоустройства, план твёрдых покрытий, план озеленения, разбивочный план, дендроплан, посадочный план, ассортиментная ведомость растений, перспективные виды, пояснительная записка. Альбом: формат А-3, 8-10 листов, планшет 60х80 |
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации представлен в Приложении 1.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
7.1. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Общие рекомендации.
Успешное усвоение дисциплины предполагает активное участие обучающихся на всех этапах её освоения путём планомерной работы. Изучение дисциплины следует начинать с изучения данной рабочей программы.
Рекомендации по изучению теоретического материала, выполнению практических и самостоятельных заданий.
Учебный материал апробируется, отрабатывается и закрепляется на практических занятиях. Они являются обязательными для выполнения. При выполнении практических заданий следует озвучивать и обсуждать неясные моменты.
Для полноценного овладения учебной дисциплиной и формирования соответствующей компетенции организуется и реализуется самостоятельная работа обучающихся.
При освоении учебной дисциплины особое внимание уделяется практической подготовке обучающихся, направленной на формирование, развитие, закрепление практических умений и навыков. Практическая подготовка реализуется в форме контактных (аудиторных) практических занятий и самостоятельной работы.
Критериями оценивания выполненных практических и самостоятельных работ являются уровень теоретических знаний по теме задания, умение применять теоретические знания при выполнении заданий, умение выстраивать и адаптировать алгоритмы выполнения заданий, способность оценивать и интерпретировать результаты выполнения заданий, способность делать выводы, видение перспектив практического использования технологий и результатов выполнения заданий.
Рекомендации по прохождению промежуточной и итоговой аттестаций по дисциплине.
Контроль выполнения заданий по дисциплине проходит в виде экзаменационного просмотра и представляет собой проектную работу выполненную в соответствии с поставленными задачами и пройденным теоретическим материалом.
Рекомендации по организации учебного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Специфика обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья регламентируется нормативными правовыми актами различного уровня, в том числе, Порядком организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Тюменский государственный институт культуры».
7.2. Перечень основных и дополнительных образовательных ресурсов (печатных и электронных), необходимых для освоения дисциплины
Печатные ресурсы
1. Горохов, В. А. Зеленая природа города. В 2 т. : учеб. пособие для вузов / В. А. Горохов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Архитектура-С, 2012. – Т. 1-2. – 527 с.
2. Залесская Л.С.,Микулина Е.М. Ландшафтная архитектура: Учебник для вузов.-2-е изд., перераб. и доп.-М.:Стройиздат,1979.-240 с.
3. Нефёдов В.А Городской ландшафтный дизайн. Учебное пособие. - Спб.: "Любавич" 2012. 320 с.
4. Ожегов С.С., История ландшафтной архитектуры. Учеб. для вузов: М.:Стройиздат, 2003.-232 с: ил.
5. Сокольская, О. Б. Ландшафтная архитектура : специализированные объекты : учеб. пособие / О. Б. Сокольская, В. С. Теодоронский, А. П. Вергунов. – 2-е изд. – Москва : Академия, 2008. – 224 с.
6. Теодоронский, В. С. Ландшафтная архитектура : учеб. пособие для студентов вузов / В. С. Теодоронский, И. О. Боговая. – Москва : Форум, 2010. – 303 с.
7. Дизайн архитектурной среды : учеб. для студентов вузов / Г. В. Минервин и др. – Москва : Архитектура-С, 2006. – 502, [1] с.
8. Шишанов, А. В. Ландшафтный дизайн и экстерьер в 3ds Max : учеб. пособие / А. В. Шишанов. – Москва ; Санкт-Петербург ; Нижний Новгород : Питер, 2011. – 240 с.
9. Филин, В. А. Видеоэкология : что для глаза хорошо, а что плохо / В. А. Филин. – Москва : Видеоэкология, 2006. – 512 с.
10. Щепетков, Н. И. Световой дизайн города : учебное пособие / Н. И. Щепетков. – Москва : Архитектура-С, 2006. – 320 с.
7.3. Перечень образовательных ресурсов информационно-телекоммуникационной сети интернет, профессиональных баз данных, информационных справочных систем
Подписные электронно-библиотечные системы
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks
Электронно-библиотечная система eLib
Электронные библиотечные системы свободного доступа
Национальная электронная библиотека (НЭБ) https://нэб.рф
Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина http://www.prlib.ru
7.4. Использование дистанционных образовательных технологий при освоении дисциплины
Платформой для организации обучения в дистанционной форме является электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) вуза (https://eduoffice.tumgik.ru).
В ЭИОС предоставлены материалы учебного и методического содержания. При освоении дисциплины используются различные элементы и ресурсы электронной информационно-образовательной среды.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
8.1. Перечень аудиторного фонда, материально-технического оборудования, необходимого для освоения дисциплины
Практические занятия
Аудитории для практических занятий укомплектованы мебелью (посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя) и техническими средствами обучения (проектор, экран, компьютер / ноутбук, компьютеры на рабочих местах, обучающихся с доступом к сети интернет).
Индивидуальные занятия
Для индивидуальных занятий используются аудитории, оснащенные мебелью и компьютерной техникой.
Самостоятельная работа
Помещения для самостоятельной работы оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети интернет и доступом к электронной информационно-образовательной среде Института: аудитория № 308 учебного корпуса.
8.2. Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, необходимого для изучения дисциплины
№ аудитории |
Наименование программных продуктов |
308
|
Windows OS, Microsoft Office, Windows Server, Kaspersky Endpoint Security, K-Lite Codec Pack, 7-Zip 15.14, STDU Viewer,Pack, Alternative Flash Player Auto-Updater, Реквизиты договоров и лицензионных сертификатов на программное обеспечение: Microsoft Open License (41957791, 42213966, 42500504, 43477183, 44107839, 46126336, 46126337, 47323872, 47855899, 48158797, 48497044, 60784280, 64454435, 64527996, 68385086, 69133251, 69133680) KES (1B08171114064952317273) GNU GPL: K-Lite Codec Pack, 7-Zip 15.14, STDU Viewer,Pack, Alternative Flash Player Auto-Updater |
Приложение 1
к рабочей программе дисциплины
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся
по дисциплине «Основы ландшафтного проектирования»
Основная образовательная программа
54.03.01 Дизайн
Квалификация (степень) выпускника
бакалавр
Форма обучения
очная
Паспорт фонда оценочных средств (ФОС) по дисциплине «Основы ландшафтного проектирования»
Паспорт ФОС содержит программу и этапы формирования компетенции в процессе освоения дисциплины, а также формы контроля сформированности компетенции у обучающихся.
1. Перечень компетенций, формируемых дисциплиной, индикаторы их достижения и этапы формирования компетенций, критерии оценивания уровня сформированности
Код компетенции (или её части) |
Наименование компетенции |
Индикаторы достижения компетенции |
Виды занятий для формирования компетенции |
Виды оценочных средств для определения сформированности компетенции |
Этапы формирования компетенции |
Уровни сформированности компетенции и основные критерии достижения определённого уровня |
Оценка достигнутого уровня |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
ОПК-4.1. знает основы графической и цветовой композиции; ОПК-4.2. знает правила линейного построения объектов проектирования; ОПК-4.3. знает принципы объемно-пространственного моделирования формы; ОПК-4.4. знает современную шрифтовую культуру и способы проектной графики; ОПК-4.5. умеет работать с цветом и цветовыми композициями; ОПК-4.6. умеет использовать методы и средства проектной и шрифтовой графики, цветовое решение композиции при проектировании, моделировании и конструировании дизайн-проекта. |
|
|
5-6 семестр |
начальный уровень: знает: основы графической и цветовой композиции; правила линейного построения объектов проектирования на минимальном уровне. умеет: работать с цветом и цветовыми композициями на минимальном уровне. владеет: методами и средствами проектной и шрифтовой графики, цветовое решение композиции при проектировании, моделировании и конструировании дизайн-проекта на минимальном уровне. базовый уровень: знает: основы графической и цветовой композиции; правила линейного построения объектов проектирования на среднем уровне. умеет: работать с цветом и цветовыми композициями на среднем уровне. владеет: методами и средствами проектной и шрифтовой графики, цветовое решение композиции при проектировании, моделировании и конструировании дизайн-проекта на среднем уровне. продвинутый уровень: знает: основы графической и цветовой композиции; правила линейного построения объектов проектирования на высоком уровне. умеет: работать с цветом и цветовыми композициями на высоком уровне. владеет: методами и средствами проектной и шрифтовой графики, цветовое решение композиции при проектировании, моделировании и конструировании дизайн-проекта на высоком уровне. |
оценка «зачтено/ удовлетворительно»
оценка «зачтено / хорошо»
оценка «зачтено / отлично»
|
|
|
ПК-2.1. знает свойства материалов, современные технологии, основы эргономики, нормативные требования к дизайн-проекту и оформлению проектной документации; ПК-2.2. умеет собирать и обрабатывать проектную информацию, проводить предпроектные исследования; ПК-2.3. умеет разрабатывать дизайн-концепцию. |
|
|
5-6 семестр |
начальный уровень: знает: свойства материалов, современные технологии, основы эргономики, нормативные требования к дизайн-проекту и оформлению проектной документации на минимальном уровне.
владеет: навыками разрабатывать дизайн-концепцию на минимальном уровне. базовый уровень: знает: свойства материалов, современные технологии, основы эргономики, нормативные требования к дизайн-проекту и оформлению проектной документации на среднем уровне.
владеет: навыками разрабатывать дизайн-концепцию на среднем уровне. продвинутый уровень: знает: свойства материалов, современные технологии, основы эргономики, нормативные требования к дизайн-проекту и оформлению проектной документации на высоком уровне.
владеет: навыками разрабатывать дизайн-концепцию на высоком уровне. |
оценка «зачтено/ удовлетворительно»
оценка «зачтено / хорошо»
оценка «зачтено / отлично»
|
|
Способен создавать презентацию и осуществлять защиту дизайн-проекта, в том числе с использованием цифровых технологий. |
ПК-3.1. знает цифровые технологии и компьютерные программы для разработки мультимедийных презентаций и способы их представления; ПК-3.2. умеет создавать презентацию дизайн-проекта в цифровом виде; ПК-3.3. умеет проводить публичную презентацию дизайн-проекта, в том числе в информационной среде интернета. |
|
|
5-6 семестр |
начальный уровень: знает: цифровые технологии и компьютерные программы для разработки мультимедийных презентаций и способы их представления на минимальном уровне.
владеет: навыками проводить публичную презентацию дизайн-проекта, в том числе в информационной среде интернета. базовый уровень: знает: цифровые технологии и компьютерные программы для разработки мультимедийных презентаций и способы их представления на среднем уровне.
владеет: навыками проводить публичную презентацию дизайн-проекта, в том числе в информационной среде интернета. продвинутый уровень: знает: цифровые технологии и компьютерные программы для разработки мультимедийных презентаций и способы их представления на высоком уровне.
владеет: навыками проводить публичную презентацию дизайн-проекта, в том числе в информационной среде интернета.
|
|
2. Типовые контрольные задания и иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения дисциплины
2.1. Отчёты по выполненным практическим работам
План отчёта:
1. Название выполненной работы.
2. Теоретические положения, лежащие в основе практических заданий.
3. Алгоритм выполнения заданий.
4. Характеристика результатов выполненной работы.
5. Возможности использования результатов практической работы в профессиональной деятельности.
Защита отчёта заключается в ответах на вопросы по его содержанию и форме представления.
Критерии оценивания отчётов по практическим работам:
- уровень теоретических знаний по теме практического занятия;
- умение применять теоретические знания при выполнении практических заданий;
- умение выстраивать и адаптировать алгоритмы выполнения практических заданий;
- способность оценивать и интерпретировать результаты выполнения практических заданий, способность делать выводы;
- качество оформления отчёта;
- способность оперативно, адекватно и аргументировано отвечать на вопросы по содержанию и форме представления отчёта.
2.2. Контрольные вопросы к зачёту (собеседованию)
- Цели ландшафтной архитектуры;
- Проблемы, решаемые с помощью ландшафтного проектирования;
- Типы ландшафтных пространств.
- Типы ландшафтных объектов, их функции и значение;
- Основные компоненты, формирующие ландшафт;
- Компоненты природного ландшафта в архитектуре;
- Художественные приёмы в создании композиции ландшафта;
- Водные компоненты в ландшафте;
- Композиции растительных компонентов;
- Световой дизайн открытых уличных пространств;
- Этапы ландшафтного проектирования;
- Принципы проектирования эксплуатируемых кровель, террас;
- Принципы проектирования парков, скверов, бульваров;
- Принципы проектирования открытых уличных пространств;
- Принципы проектирования жилых территорий;
- Состав проекта ландшафтного объекта.
|
Критерии оценивания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине |
«зачтено» |
Обучающийся выполнил все практические задания, написал и защитил отчёты по практическим работам; при ответе на вопросы зачёта показывает достаточно высокий уровень знаний, приводит практические примеры, отвечает на дополнительные вопросы. Продемонстрирована сформированность компетенции ПК-2, ПК-3, ОПК-4. |
«не зачтено» |
Обучающийся не выполнил практические задания и / или не предоставил отчёты по практическим работам; при ответе на вопросы зачёта показывает крайне слабый уровень знаний, не может привести практические примеры, неправильно отвечает на дополнительные вопросы или затрудняется с ответами. Компетенции ПК-2, ПК-3, ОПК-4.не сформированы. |
2.3. Контрольная работа
Курсовой проект 1 семестр: «Реконструкция жилого двора»
Состав: Ситуационный план, схемы анализа проектируемого участка, схема функционального зонирования, план благоустройства, план твёрдых покрытий, план озеленения, разбивочный план, перспективные виды, пояснительная записка.
Альбом: формат А-3, 8-10 листов, планшет 60х80
Курсовой проект 2 семестр: «Реконструкция сквера»
Состав: Ситуационный план, схемы анализа проектируемого участка, схема функционального зонирования, план благоустройства, план твёрдых покрытий, план озеленения, разбивочный план, дендроплан, посадочный план, ассортиментная ведомость растений, перспективные виды, пояснительная записка.
Альбом: формат А-3, 8-10 листов, планшет 60х80
|
Критерии оценивания первого задания контрольной работы |
«зачтено» |
Курсовой проект выполнен в полном объеме, на качественном уровне. Продемонстрирована сформированность компетенции ПК-2, ПК-3, ОПК-4. |
«не зачтено» |
Курсовой проект не выполнен в полном объеме, или уровень подачи не высокого качества. Продемонстрирована сформированность компетенции ПК-2, ПК-3, ОПК-4. |
|
Критерии оценивания итоговой аттестации обучающихся по дисциплине |
оценка «зачтено / отлично» |
Обучающийся успешно выполнил все практические задания и контрольную работу, грамотно написал и уверенно защитил отчёты по практическим работам; при ответе на вопросы зачёта с оценкой показывает высокий уровень знаний, умений и навыков, прослеживает внутридисциплинарные и междисциплинарные связи, приводит практические примеры, ответ построен логично, материал излагается чётко, ясно, аргументировано, на дополнительные вопросы отвечает уверенно и по существу. Продемонстрирован продвинутый уровень сформированности компетенции ПК-2, ПК-3, ОПК-4. |
оценка «зачтено / хорошо» |
Обучающийся выполнил все практические задания, допустив незначительные ошибки, написал и защитил отчёты по практическим работам и контрольную работу с незначительными погрешностями; при ответе на вопросы зачёта с оценкой показывает достаточный уровень знаний, умений и навыков, оперирует профессиональной терминологией, имеет представление о внутридисциплинарных и междисциплинарных связях, ответ построен достаточно логично, материал излагается с практическими примерами, но допускаются некоторые погрешности содержания и изложения, дополнительные вопросы не вызывают существенных затруднений. Продемонстрирован базовый уровень сформированности компетенции ПК-2, ПК-3, ОПК-4. |
оценка «зачтено / удовлетворительно» |
Обучающийся выполнил не все практические задания (или все, но с достаточно серьёзными ошибками), выполнил отчёты по практическим работам и контрольную работу частично и / или с серьёзными ошибками; при ответе на вопросы зачёта с оценкой показывает недостаточный уровень знания материала, не в полном объёме владеет умениями и навыками, чувствует себя неуверенно при анализе внутридисциплинарных и междисциплинарных связей, затрудняется с ответами на дополнительные вопросы. Продемонстрирован начальный уровень сформированности компетенции ПК-2, ПК-3, ОПК-4.. |
оценка «не зачтено / неудовлетворительно» |
Обучающийся не выполнил практические задания, не предоставил, соответственно, отчёты по их выполнению, контрольная работа не выполнена (или выполнена с грубыми ошибками); при ответе на вопросы зачёта с оценкой показывает крайне слабый уровень знаний, не может привести практические примеры, неуверенно и логически непоследовательно излагает материал, неправильно отвечает на дополнительные вопросы или затрудняется с ответами. Компетенции ПК-2, ПК-3, ОПК-4.не сформированы. |
Приложение 2
к рабочей программе дисциплины
Аннотация
рабочей программы дисциплины
направления подготовки 51.03.06 Дизайн
Уровень образования: бакалавриат
Квалификация выпускника: бакалавр
Форма обучения: заочная
Год набора: 2020
ОСНОВЫ ЛАНДШАФТНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Кафедра, за которой закреплена дисциплина: Кафедра коммуникативного и средового дизайна.
Трудоемкость дисциплины: Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 з. е. 108 часов (из них на очной форме обучения: 72 – ауд., 35,6 – СРС, 0,4 – контроль). Дисциплина изучается в 5-6 семестре.
Цель изучения дисциплины: получение знаний о влиянии средовых факторов на решение проектных и инженерных задач по созданию комфортной художественно полноценной городской среды обитания человека; получить навыки, средства выражения художественных образов и решения задач, возникающих в ландшафтном проектирование.
Место дисциплины в структуре образовательной программы: «Основы ландшафтного проектирования» (Б1.О.23) входит в Блок 1 – обязательная часть, согласно учебному плану по специальности 54.03.01 Дизайн, проходит в 5 - 6 семестре.
Наименование дисциплин, необходимых для освоения данной дисциплины: Программа «Основы ландшафтного проектирования» связана с дисциплинами «Проектирование», «Оборудование средовых объектов и систем».
Краткая характеристика учебной дисциплины (основные разделы, блоки, темы):
Введение. Основные понятия и определения.
Типология объектов ландшафтной архитектуры и дизайна по градостроительным параметрам.
Садово-парковое искусство.
Тенденции развития современного ландшафтного дизайна.
Дизайн компонентов городского ландшафта.
Этапы ландшафтного проектирования. Состав проекта.
Принципы проектирования эксплуатируемых кровель.
Принципы проектирования жилых территорий.
Принципы проектирования открытых уличных пространств.
Курсовой проект 1: «Реконструкция жилого двора»
Альбом: формат А-3, 8-10 листов.
Курсовой проект 2: «Благоустройство эксплуатируемой кровли»
Альбом: формат А-3, 8-10 листов.
- Принципы проектирования парков, скверов.
- Организация пешеходных улиц и площадей.
- Реконструкция сквера.
- Дендроплан. Посадочный план.
Курсовой проект: «Реконструкция сквера»
Альбом: формат А-3, 8-10 листов.
Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины:
ОПК-3, ПК – 2, ПК – 3.
В результате освоения дисциплины необходимо:
- Познакомиться с мировым опытом ландшафтного проектирования;
- Выявлять основные принципы согласования архитектурных сооружений, их комплексов и элементов дизайна с окружающим пейзажем в зависимости от типа объекта, его назначения, характера ландшафта, общего художественного замысла.
- Владеть приемами композиционной взаимосвязи застройки с ландшафтом.
- Ориентироваться в нормативах озеленения жилых районов,
- Учитывать климатические, планировочные и другие условия.
Формы проведения занятий, образовательные технологии: лекции, практические занятия.
Формы промежуточного контроля знаний: Курсовые работы.
Форма итогового контроля знаний: Экзамен.