Дисциплина закреплена за кафедрой социально-культурной деятельности, культурологии и социологии.

Трудоёмкость

Общая трудоёмкость дисциплины «Литература» составляет 117 часов. Из них 117 аудиторных групповых, изучается в 1, 2 семестрах.

Цели изучения дисциплины

– воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовер­шенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;

− формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

− развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, куль­туры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процес­са;

− образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способ­ностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса;

− устной и письменной речи учащихся;

− освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и фор­мы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

− формирование общего представления об историко-литературном про­цессе;

− совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведе­ния как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;

− написания сочинений различных типов;

− поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

Место дисциплины в структуре образовательной программы

Цикл «Общеобразовательная подготовка», обязательные предметные области (СО.01.02).

Она изучается параллельно (и имеет прямую логическую связь) с дисциплинами: «Русский язык», «Родная литература», «Иностранный язык», «История мировой культуры», «История», «Музыкальная литература», а также оказывает влияние на изучение дисциплин, формируя компетентостные навыки: «Обществознание», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия» и других. Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе обучения в школе.

Краткая характеристика учебной дисциплины

Раздел 1. Русская литература второй половины XIX века

Раздел 2. Развитие русской литературы на рубеже веков

Раздел 3. Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс»

Раздел 4. Социалистический реализм: литература в 20-30 г.г.

Раздел 5. Становление жанра романа – антиутопии

Раздел 6. Литература русского зарубежья

Раздел 7. Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

Раздел 8. Поэзия 60-х годов. Поиски нового поэтического языка

Раздел 9. Литературная оттепель

Раздел 10. Литература последних лет

Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины:

Результаты освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины «Литература» обучающиеся указанной специальности  должны

знать: образную природу словесного искусства;  содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества писателей - классиков XIX в.; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; основные теоретико-литературные понятия.

уметь: воспроизводить содержание, анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематику, проблематику, нравственный пафос, систему образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественную деталь);  анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; сопоставлять литературные произведения; выявлять авторскую позицию; выразительно читать изученные произведения (или/и их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; аргументировать отношение к прочитанному произведению; писать рецензии и сочинения разных жанров.

Формы проведения занятий, образовательные технологии: лекции, просмотр фильмов-экранизаций художественных произведений, конспектирование критических статей с комментариями, биографические обзоры, презентации.

Формы текущего контроля знаний: терминологический диктант, изложение, сочинение с творческим заданием, творческая работа, тест, сочинение, изложение, эссе.

Форма промежуточного контроля знаний: контрольный урок в 1 семестре.

Форма итогового контроля знаний: дифференцированный зачет во 2 семестре.