Контакты:

Программа дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 «Туризм», утвержденным приказом Минобрнауки России от 07.05.2014 № 474, локальных нормативных актов ФГБОУ ВО «Тюменский государственный институт культуры».

 

  Цели освоения дисциплины (модуля):

- формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства;

- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

- овладение системой профессионально и жизненно значимых практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья;

- использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

 

2. Указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы

Дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» входит в состав базовых дисциплин общеобразовательной подготовки (БД.05) согласно учебному плану ОПОП СПО по специальности 43.02.10 «Туризм».

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

Освоение содержания учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» обеспечивает достижение следующих результатов:

личностных:

− развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз; − готовность к служению Отечеству, его защите;

− формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

− исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);

− воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью, как к индивидуальной и общественной ценности;

− освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

- готовность к служению Отечеству, его защите;          

метапредметных:

− овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

 − овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

 − формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

 − приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

 − развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; − формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

 − формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

 − развитие умения применять полученные теоретические знания на практике: принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

 − формирование умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения;

- умение использовать средства информационных и коммуникационных  технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, норм информационной безопасности;

предметных:

− сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;

 − получение знания основ государственной системы, российского законодательства, направленного на защиту населения от внешних и внутренних угроз;

 − сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;

 − сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;

 − освоение знания распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

 − освоение знания факторов, пагубно влияющих на здоровье человека;

 − развитие знания основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

− формирование умения предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;

 − развитие умения применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

− получение и освоение знания основ обороны государства и воинской службы: законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; прав и обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставных отношений, быта военнослужащих, порядка несения службы и воинских ритуалов, строевой, огневой и тактической подготовки;

 − освоение знания основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;

− знание основ медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.

 При освоении программы по учебной дисциплине обучающийся должен

Знать:

- упражнения для развития в повседневной жизни силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости;

- гигиену труда и отдыха;

- приемы саморегуляции и самовосстановления, закаливания организма, массажа и самомассажа;

- способы развития умственных и творческих способностей, совершенствования памяти и ораторского искусства, воспитания силы воли, управления эмоциями, рационального отношения к жизненным ошибкам и неудачам;

- правила этикета и общения с людьми;

- факторы опасностей в повседневной жизни;

- меры безопасности в быту;

- правила дорожного движения;

- порядок и правила самопомощи и первой помощи при травмах и несчастных случаях;

- технику самостраховки при падении, освобождения от захватов, нанесения ударов и постановки блоков руками и ногами;

- факторы чрезвычайных ситуаций и способы самоспасения и спасения пострадавших при чрезвычайных ситуациях;

- способы предвидения, распознавания и избежания опасностей и защиты от них в том случае, если избежать этих опасностей не удалось.

Уметь:

- применять в повседневной жизни упражнения для развития силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости;

- соблюдать гигиену труда и отдыха;

- использовать приемы и способы саморегуляции и самовосстановления, закаливания организма, массажа и самомассажа, развития умственных и творческих способностей, совершенствования памяти и ораторского искусства, воспитания силы воли, управления эмоциями, рационального отношения к ошибкам и неудачам;

- регулировать взаимоотношения с людьми;

- соблюдать меры безопасности в повседневной жизни;

- оказать первую помощь при травмах и несчастных случаях;

-осуществлять страховку при падении, освобождаться от захватов, технически правильно наносить удары и ставить блоки руками и ногами;

- предвидеть, распознавать и оценивать грозящие опасности чрезвычайных ситуаций, определять средства и способы защиты от них, сохранять хладнокровие и психологическую устойчивость при их возникновении;

- избегать опасностей криминогенного характера и защищаться в том случае, если этих опасностей избежать не удалось.