1. Общие сведения

Программа дисциплины «Сольное камерное и оперное исполнительство» разработана в соответствии с требованиями:

Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС 3+) специальности 53.03.03 «Вокальное искусство» (уровень бакалавриата),

Основной образовательной программы высшего образования специальности 53.03.03 «Вокальное искусство» (уровень бакалавриата),

Положения ТГИК о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования.

При разработке учитывалась ранее действующая рабочая программа, созданная с учётом требований ФГОС 3, рекомендации Министерства образования по содержанию рабочих программ нового стандарта, локальные нормативные акты ТГИК.

 2. Цель и задачи дисциплины

Целью данной дисциплины является: воспитание и подготовка  квалифицированных  исполнителей, обладающих вокально-техническим и исполнительским мастерством.

Задачи:

1.                   формирование и развитие вокально-певческих навыков, включающие в себя: правильную певческую позицию, манеру исполнения, дыхание, дикцию, осознание чистой интонации;

2.                  формирование комплекса исполнительских навыков и умений сольного пения с учетом природных способностей;

3.                  обучение грамотному и выразительному художественному исполнению вокальных произведений;

4.                  обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом;

5.                  обучение грамотному и полноправному сотрудничеству с концертмейстером;

6.                  приобретение опыта вокального исполнительства и публичных выступлений;

7.                  овладение духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации;

8.                  воспитание художественного вкуса, расширение музыкального кругозора

3. Результаты освоения дисциплины. Формируемые компетенции в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины, студент должен:

Знать

основной репертуар, для своего типа голоса, основные композиторские стили; художественно-исполнительские возможности разных типов  голосов; особенности развития и постановки голоса, основы звукоизвлечения, технику дыхания; принцип работы над  сольным репертуаром; различные вокально-исполнительские стили; основные этапы истории и развития теории  сольного и вокального исполнительства; основные черты национальных вокальных школ (итальянской, французской, немецкой, русской); профессиональную терминологию; особенности работы в качестве артиста-вокалиста в составе хора и ансамбля, специфику репетиционной  работы; историю развития музыкального образования, музыкальной педагогики; сущность и структуру образовательных процессов, способы взаимодействия педагога с различными субъектами образовательного процесса; общие формы организации учебной деятельности, методы, приёмы, средства организации и управления педагогическим процессом; специфику музыкально-педагогической работы в группах разного возраста; основы методики постановки голоса; основные принципы отечественной и зарубежной вокальной  педагогики, различные методы и  приёмы преподавания; специальную вокально-методическую литературу.

Уметь

самостоятельно анализировать художественные и технические особенности вокальных произведений; сознавать и раскрывать художественное содержание музыкального произведения; прочитывать нотный текст во всех его деталях; использовать технические навыки и приёмы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста; вести самостоятельную работу с концертмейстером; изучить и подготовить к концертному исполнению произведения разных стилей и жанров; профессионально и психофизически владеть собой в процессе репетиционной и концертной работы с сольными программами; использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения; отмечать  и анализировать свои недостатки в голосообразовании с целью их преодоления; применять теоретические знания в исполнительской практике; самостоятельно работать над исполнительским репертуаром (в соответствии с программными требованиями); использовать навыки актёрского мастерства в работе над сольными  произведениями, в сценических выступлениях; ориентироваться в различных педагогических методах и подходах при обучении пению в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений; проводить с обучающимися разного возраста групповые и индивидуальные занятия по предметам согласно профилю подготовки; пользоваться справочной литературой.

Владеть

основами правильного звукоизвлечения и голосоведения в пределах определённого диапазона, тесситуры; методикой освоения интонационно-ритмических и художественно-исполнительских трудностей, заложенных в вокальном репертуаре; основами певческого дыхания; вокальной техникой для освоения репертуара различных стилей и жанров; основами кантилены, отчётливой дикцией при осознанном формировании согласных и гласных звуков, музыкальной формой; навыками чтения с листа вокальных партий,  транспонирования сольных произведений среднего уровня трудности; самостоятельной работой  с произведениями разных жанров в соответствии с программными требованиями; навыками публичного выступления, как отдельных  вокальных сочинений, так и вокальных циклов; актёрской работы на сценической площадке в учебных постановках; ведением учебно-репетиционной работы; методикой показа интонационно-ритмических и художественно-исполнительских трудностей, заложенных в вокально-педагогическом репертуаре.

В результате освоения дисциплины «Сольное камерное и оперное исполнительство» у студента должна быть сформированы следующие профессиональные компетенции:

ОПК 2 – способностью критически оценивать результаты собственной деятельности

ПК 1 – способностью демонстрировать артистизм, свободу самовыражения, исполнительскую волю, концентрацию внимания;

ПК 2 – способностью создавать индивидуальную художественную интерпретацию музыкального произведения

ПК 5 – способностью совершенствовать культуру исполнительского интонирования, мастерство в использовании комплекса художественных средств исполнения в соответствии со стилем музыкального произведения

ПК 8 –  способностью организовывать свою практическую деятельность: интенсивно вести репетиционную (ансамблевую, сольную) и концертную работу

ПК 9 – готовностью к постоянной и систематической работе, направленной на совершенствование своего исполнительского мастерства

ПК 10 – готовностью к овладению и постоянному расширению репертуара, соответствующего исполнительскому профилю

ПК 12 – способностью осуществлять исполнительскую деятельность и планировать свою индивидуальную деятельность в учреждениях культуры

ПК 15 – способностью исполнять публично сольные концертные программы, состоящие из музыкальных произведений различных жанров, стилей, эпох.

5. Объем дисциплины

 

Общая трудоемкость дисциплины «Сольное камерное и оперное исполнительство» составляет 14 зачетных единиц, 504 часа.

Объем контактной работы студента с преподавателем в рамках дисциплины составляет – 417 академических часов.

Форма обучения

Курс

Семестр

Всего часов

Лекц.

Практ. (сем).

Инд.

СРС

Контроль

1

ОФО

1-4

1-8

504

-

-

318

87

99

Формы текущего контроля знаний: академические концерты, прослушивания.

Формы промежуточного контроля знаний: зачет (2 семестр), экзамены (1,3,5,7 семестры) (ОФО).

Формы итогового контроля: зачет – 8 семестр (ОФО).