Контакты:
-
Мария Олеговна КоростелеваУчитель
-
Елена Михайловна ШлыковаУчитель
1. Общие сведения
Программа дисциплины «Сольное камерное и оперное исполнительство» разработана в соответствии с требованиями:
Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС 3+) специальности 53.03.03 «Вокальное искусство» (уровень бакалавриата),
Основной образовательной программы высшего образования специальности 53.03.03 «Вокальное искусство» (уровень бакалавриата),
Положения ТГИК о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования.
При разработке учитывалась ранее действующая рабочая программа, созданная с учётом требований ФГОС 3, рекомендации Министерства образования по содержанию рабочих программ нового стандарта, локальные нормативные акты ТГИК.
2. Цель и задачи дисциплины
Целью данной дисциплины является: воспитание и подготовка квалифицированных исполнителей, обладающих вокально-техническим и исполнительским мастерством.
Задачи:
1. формирование и развитие вокально-певческих навыков, включающие в себя: правильную певческую позицию, манеру исполнения, дыхание, дикцию, осознание чистой интонации;
2. формирование комплекса исполнительских навыков и умений сольного пения с учетом природных способностей;
3. обучение грамотному и выразительному художественному исполнению вокальных произведений;
4. обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом;
5. обучение грамотному и полноправному сотрудничеству с концертмейстером;
6. приобретение опыта вокального исполнительства и публичных выступлений;
7. овладение духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации;
8. воспитание художественного вкуса, расширение музыкального кругозора
3. Результаты освоения дисциплины. Формируемые компетенции в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины, студент должен:
Знать
основной репертуар, для своего типа голоса, основные композиторские стили; художественно-исполнительские возможности разных типов голосов; особенности развития и постановки голоса, основы звукоизвлечения, технику дыхания; принцип работы над сольным репертуаром; различные вокально-исполнительские стили; основные этапы истории и развития теории сольного и вокального исполнительства; основные черты национальных вокальных школ (итальянской, французской, немецкой, русской); профессиональную терминологию; особенности работы в качестве артиста-вокалиста в составе хора и ансамбля, специфику репетиционной работы; историю развития музыкального образования, музыкальной педагогики; сущность и структуру образовательных процессов, способы взаимодействия педагога с различными субъектами образовательного процесса; общие формы организации учебной деятельности, методы, приёмы, средства организации и управления педагогическим процессом; специфику музыкально-педагогической работы в группах разного возраста; основы методики постановки голоса; основные принципы отечественной и зарубежной вокальной педагогики, различные методы и приёмы преподавания; специальную вокально-методическую литературу.
Уметь
самостоятельно анализировать художественные и технические особенности вокальных произведений; сознавать и раскрывать художественное содержание музыкального произведения; прочитывать нотный текст во всех его деталях; использовать технические навыки и приёмы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста; вести самостоятельную работу с концертмейстером; изучить и подготовить к концертному исполнению произведения разных стилей и жанров; профессионально и психофизически владеть собой в процессе репетиционной и концертной работы с сольными программами; использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения; отмечать и анализировать свои недостатки в голосообразовании с целью их преодоления; применять теоретические знания в исполнительской практике; самостоятельно работать над исполнительским репертуаром (в соответствии с программными требованиями); использовать навыки актёрского мастерства в работе над сольными произведениями, в сценических выступлениях; ориентироваться в различных педагогических методах и подходах при обучении пению в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений; проводить с обучающимися разного возраста групповые и индивидуальные занятия по предметам согласно профилю подготовки; пользоваться справочной литературой.
Владеть
основами правильного звукоизвлечения и голосоведения в пределах определённого диапазона, тесситуры; методикой освоения интонационно-ритмических и художественно-исполнительских трудностей, заложенных в вокальном репертуаре; основами певческого дыхания; вокальной техникой для освоения репертуара различных стилей и жанров; основами кантилены, отчётливой дикцией при осознанном формировании согласных и гласных звуков, музыкальной формой; навыками чтения с листа вокальных партий, транспонирования сольных произведений среднего уровня трудности; самостоятельной работой с произведениями разных жанров в соответствии с программными требованиями; навыками публичного выступления, как отдельных вокальных сочинений, так и вокальных циклов; актёрской работы на сценической площадке в учебных постановках; ведением учебно-репетиционной работы; методикой показа интонационно-ритмических и художественно-исполнительских трудностей, заложенных в вокально-педагогическом репертуаре.
В результате освоения дисциплины «Сольное камерное и оперное исполнительство» у студента должна быть сформированы следующие профессиональные компетенции:
ОПК 2 – способностью критически оценивать результаты собственной деятельности
ПК 1 – способностью демонстрировать артистизм, свободу самовыражения, исполнительскую волю, концентрацию внимания;
ПК 2 – способностью создавать индивидуальную художественную интерпретацию музыкального произведения
ПК 5 – способностью совершенствовать культуру исполнительского интонирования, мастерство в использовании комплекса художественных средств исполнения в соответствии со стилем музыкального произведения
ПК 8 – способностью организовывать свою практическую деятельность: интенсивно вести репетиционную (ансамблевую, сольную) и концертную работу
ПК 9 – готовностью к постоянной и систематической работе, направленной на совершенствование своего исполнительского мастерства
ПК 10 – готовностью к овладению и постоянному расширению репертуара, соответствующего исполнительскому профилю
ПК 12 – способностью осуществлять исполнительскую деятельность и планировать свою индивидуальную деятельность в учреждениях культуры
ПК 15 – способностью исполнять публично сольные концертные программы, состоящие из музыкальных произведений различных жанров, стилей, эпох.
5. Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины «Сольное камерное и оперное исполнительство» составляет 14 зачетных единиц, 504 часа.
Объем контактной работы студента с преподавателем в рамках дисциплины составляет – 417 академических часов.
№ |
Форма обучения |
Курс |
Семестр |
Всего часов |
Лекц. |
Практ. (сем). |
Инд. |
СРС |
Контроль |
1 |
ОФО |
1-4 |
1-8 |
504 |
- |
- |
318 |
87 |
99 Формы текущего контроля знаний: академические концерты, прослушивания. Формы промежуточного контроля знаний: зачет (2 семестр), экзамены (1,3,5,7 семестры) (ОФО). Формы итогового контроля: зачет – 8 семестр (ОФО). |