Контакты:
-
Елена Николаевна КоролюкУчитель
1. Общие положения
Программа дисциплины «Физическая культура и спорт», "Элективный курс по физической культуре и спорту. Гимнастика" разработана в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС 3++) по всем направлениям подготовки высшего образования (уровень бакалавриата), реализуемым ФГБОУ ВО «Тюменский государственный институт культуры»: 50.03.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия, 51.03.03 «Социально-культурная деятельность», 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность», 07.03.01 «Архитектура», 53.03.04 «Искусство народного пения», 51.03.02 «Народная художественная культура», 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство», 53.03.03 «Вокальное искусство», 53.03.05 «Дирижирование», 53.03.06 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство», 53.03.01 «Музыкальное искусство эстрады», 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников», локальных нормативных актов ФГБОУ ВО «Тюменский государственный институт культуры».
2. Цели освоения дисциплины
Целями дисциплины «Физическая культура и спорт» являются:
- развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;
- формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;
- овладение современными технологиями оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта в специально-прикладных физических упражнениях и базовых видах спорта;
- овладение системой профессионально и жизненно значимых практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
- освоение системы знаний при занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социального ориентирования;
- приобретение навыков творческого сотрудничества в коллективных занятиях физической культурой и спортом;
- приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной деятельности, овладение навыками сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.
Содержательная линия ориентирует образовательный процесс на укрепление здоровья обучающихся, воспитание бережного к нему отношения. Через свое предметное содержание она нацеливает обучающихся на формирование интересов и потребностей в регулярных занятиях физической культурой и, творческое использование осваиваемого учебного материала в разнообразных формах активного отдыха и досуга, самостоятельной физической подготовке к предстоящей жизнедеятельности с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Содержание образовательного процесса соотносится с интересами обучающихся в занятиях физической культурой и характеризуется направленностью на обеспечение оптимального и достаточного уровня физической и двигательной подготовленности обучающихся с учетом особенностей состояния здоровья. Образовательный процесс ориентирует на развитие интереса у обучающихся к будущей профессиональной деятельности и показывает значение физической культуры для их дальнейшего профессионального роста, самосовершенствования на современном рынке труда.
Содержание учебно-методических занятий обеспечивает: формирование у обучающихся установки на психическое и физическое здоровье; освоение методов профилактики профессиональных заболеваний; овладение приемами массажа и самомассажа, психорегулирующими упражнениями; знакомство с тестами, позволяющими самостоятельно анализировать состояние здоровья. На учебно-методических занятиях преподаватель проводит консультации, на которых по результатам тестирования помогает определить оздоровительную и профессиональную направленность индивидуальной двигательной нагрузки с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Вместе с тем в зависимости от заболеваний двигательная активность обучающихся может снижаться или прекращаться. Обучающиеся, временно освобожденные по состоянию здоровья от практических занятий, осваивают теоретический и учебно-методический материал, готовят рефераты, выполняют индивидуальные проекты.
Задачи:
Образовательные:
Содействовать гармоничному развитию и выработке умений использовать физические упражнения, гигиенические факторы и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостоять стрессам в процессе освоения раздела «Основы знаний по физической культуре и спорту». Комплексное использование различных факторов физической культуры для полного общего развития свойственных человеку жизненно важных физических качеств и основанных на них двигательных способностей наряду с формированием широкого фонда двигательных умений и навыков, необходимых в жизни.
Оздоровительные:
Содействовать овладению комплексными физическими упражнениями оздоровительной и коррегирующей направленности с учетом индивидуального физического развития, развитию интересов к культуре телосложения и культуре движений. Планирование и регулирование тренировочной нагрузки в зависимости от пола, возраста, уровня подготовленности обучающихся. Обеспечивать регулярность и единство врачебного и педагогического контроля в процессе занятий и соревнований. Широко использовать оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Обеспечивать прикладную физическую подготовку к массовым видам деятельности и службе в армии.
Воспитательные:
Систематические занятия физическими упражнениями формируют организованность, настойчивость, способность преодолевать трудности, собственное нежелание или неумение и в конечном итоге воспитывают трудолюбие. Воспитание привычки к организованности в работе и планировании своих возможностей.
3. Место дисциплины «Физическая культура и спорт» в структуре ООП:
Дисциплина «Физическая культура и спорт» входит в состав части, формируемой участниками образовательных отношений, (Б1.0.05) согласно учебным планам ООП по направлениям подготовки (уровень бакалавриата). «Физическая культура и спорт» является обязательной общеобразовательной дисциплиной.
Содержательно-методическая взаимосвязь дисциплины с другими частями ООП осуществляется посредством освоения компетенции УК-7.
Физическая культура и спорт являются важнейшим компонентом целостного развития личности и тесно связаны не только с физическим развитием и совершенствованием функциональных систем организма молодого человека, но и с формированием средств физической культуры и спорта жизненно необходимых психических качеств, свойств и черт личности. Все это в целом находит свое отражение в психофизической надежности выпускника, в необходимом уровне и устойчивости его профессиональной работоспособности.
4. Результаты освоения дисциплины. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины «Физическая культура и спорт»:
Изучение дисциплины «Физическая культура и спорт» направлено на формирование следующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВО:
Универсальные компетенции |
Наименование категории компетенций: Самоорганизация и саморазвитие, в том числе и здоровьесбережение |
Код и наименование компетенции: УК-7 Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности |
УК-7.1 знать:
- основы и правила здорового образа жизни;
- значение физической культуры и спорта в формировании общей культуры личности, приобщении к общечеловеческим ценностям и здоровому образу жизни, укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек средствами физической культуры в процессе физкультурно-спортивных занятий.
УК-7.2 уметь:
- вести здоровый образ жизни, поддерживать уровень физической подготовки;
- самостоятельно заниматься физическими упражнениями и в спортивных секциях с общей развивающей, профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленностью; - составлять индивидуальные комплексы физических упражнений с различной направленностью;
УК-7.3 владеть:
- навыками организации здорового образа жизни и спортивных занятий;
- способами определения дозировки физической нагрузки и направленности физических упражнений и спорта.3. Место дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту. Гимнастика» в структуре ООП:
Дисциплина «Элективные курсы по физической культуре и спорту. Гимнастика» входит в состав части, формируемой участниками образовательных отношений, согласно учебным планам ООП по направлениям подготовки на уровне бакалавриата.
Содержательно-методическая взаимосвязь дисциплины с другими частями ООП осуществляется посредством освоения компетенции УК-7: предшествующая дисциплина Физическая культура и спорт; параллельно осваиваемые: Элективные курсы по физической культуре и спорту. Волейбол, Баскетбол, Адаптированная программа по физической культуре для лиц с ОВЗ.