1.      Общие положения

Рабочая программа учебной дисциплины «Родная литература» является частью основной профессиональной образовательной программы, составленной в соответствии с требованиями ФГОС 3+

 

Цели освоения дисциплины

Содержание программы учебной дисциплины «Родная литература» направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовер­шенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире, духовно-нравственных качеств и норм поведения и формирование патриотического сознания, активной гражданской позиции, гуманистического мировоззрения  посредством предмета;
  • показ основы развития профессиональной литературы в Тюменском крае;
  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса, освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний, написания сочинений различных типов, поиска, систематизации, использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет;
  • развитие образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса, устной и письменной речи учащихся.

 

Освоение содержания учебной дисциплины «Родная литература» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

личностных:

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
  • готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и спо­собность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
  • сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • эстетическое отношение к миру;
  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач раз­личных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);

метапредметных:    

умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анали­зировать, использовать в самостоятельной деятельности;
  • способность и готовность к познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

предметных:

  • сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
  • сформированность навыков различных видов анализа литературных произ­ведений;
  • сформированность навыков самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
  • сформированность навыков анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации
  • умение представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
  • знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
  • сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
  • способность анализировать художественные произведения с учетом их жанрово-родовой специфики;
  • осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
  • сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.