Б1.В.ДВ.02.01 «Оркестровая литература»

Дисциплина закреплена за кафедрой оркестрового дирижирования и народных инструментов.

Трудоемкость общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц, 288 часов (из них на очной форме обучения: 64 – ауд., 188 – СРС, 36 – контроль; на заочной форме обучения: 16 – ауд., 263 – СРС, 9 – контроль). Дисциплина приходится на 7-8 семестре (ОФО, ЗФО).

Цель изучения дисциплины.

Цель – изучение лучших образцов народной инструментальной музыки, произведений русских и советских композиторов для оркестра русских народных инструментов, приобретение студентами необходимых знаний оркестровой литературы различных жанров, воспитание у студентов навыков анализа оркестровых произведений.

Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Оркестровая литература» входит в состав вариативной части дисциплин, согласно учебному плану ОП по направлению подготовки 53.03.05 «Дирижирование». Профиль «Дирижирование оркестром народных инструментов».

Логическим продолжением является последующий курс «Производственная практика (работа с оркестром народных инструментов)», «Производственная практика (преддипломная).

Наименование дисциплин, необходимых для освоения данной дисциплины: История музыки, фортепиано, изучение педагогического репертуара, история дирижерского искусства.

Краткая характеристика учебной дисциплины

Тема 1. Инструментальная музыка на Руси

Тема 2. Деятельность В. В. Андреева и его сподвижников в области русской инструментальной музыки

Тема 3. Создание репертуара для Великорусского оркестра.

Тема 4. Русская и зарубежная классика в репертуаре оркестра русских народных инструментов

Тема 5. Инструментальная музыка в 20-е гг.

Тема 6. Произведения советских композиторов для народных инструментов 30-х гг.

Тема 7. Исполнительское мастерство. Репертуар оркестров русских народных инструментов

Тема 8. Музыка для народных инструментов в 40-е гг.

Тема 9. Особенности произведений для оркестра русских народных инструментов 50-60-х гг.

Тема 10. Поиски новых выразительных возможностей народных инструментов

Тема 11. Современное композиторское творчество

Тема 12. Этапы развития и особенности репертуара ведущих профессиональных оркестров народных инструментов

Тема 13. Современный репертуар оркестров и ансамблей русских народных инструментов

Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины

ПК-9, ПК-17, ПК-23.

Результаты освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен

знать: лучшие образцы народной инструментальной музыки, произведения русских, зарубежных и советских композиторов для оркестра русских народных инструментов, в том числе произведения для солистов в сопровождении оркестра; оркестровую литературу различных жанров; роль творческого наследия композиторов, создавших оригинальные произведения для оркестра русских народных инструментов.

уметь: анализировать партитуры оркестра русских народных инструментов, читать с листа текст; составлять репертуарные планы для работы оркестра русских народных инструментов.

владеть: знанием оркестровых стилей, особенностей оркестрового письма, навыками свободного ориентирования в партитурах.

Формы проведения занятий, образовательные технологии - лекционные занятия, практические занятия.

Форма текущего контроля знаний   – опрос, беседа по теме.

Форма итогового контроля знаний – экзамен в 8 семестре (ОФО, ЗФО).