Контакты:

КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ

ФАКУЛЬТЕТ МУЗЫКИ, ТЕАТРА И ХОРЕОГРАФИИ

КАФЕДРА ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРАКТИКЕ

 

Вид практики

УЧЕБНАЯ

 

Тип практики

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

 

Направление подготовки

51.04.02 «Народная художественная культура»

 

Профиль

«Культурное наследие русского народа»

 

Квалификация (степень) выпускника

Магистр

 

 

Форма обучения

Заочная

 

 

 

Год набора

2020

 

 

 

 

 

 

Тюмень, 2020 г.

 

 

 

 

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры

Вокального искусства

 

протокол №_____ от «____»__________________20__г.

 

И.о. заведующего кафедрой __________________(Н.А. Семешко)

                                                                  (подпись)

Председатель УМК _____________________(М.В. Базилевич)

                                                                  (подпись)

«____»__________20__г. (протокол заседания УМК № ___)

 

 

«СОГЛАСОВАНО»

 

Директор научной библиотеки ___________(Н.П. Соколова)

                                                                      (подпись)

 

Руководитель образовательной программы

____________________________(Л.В. Демина)

                    (подпись)

 

 

Рабочая программа разработана

Деминой Л.В., д. культ, доцент

 

___________________________________________________________

(подпись(и)  разработчика (ов))

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

1. Общие положения. 4

2. Цель и задачи практики. 4

3. Указание вида практики, способа и формы ее проведения. 4

4. Место практики в структуре образовательной программы.. 4

5. Планируемые результаты обучения. Компетенции, формируемые в результате прохождения практики  7

6. Объем практики. 12

7. Содержание практики. 12

8. Формы отчетности по практике. 13

9. Особенности организации практики. 14

10. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам прохождения практики. 16

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики. 16

11.1.  Методические указания для обучающихся по прохождению практики. 16

11.2.  Перечень информационных ресурсов, необходимых для освоения дисциплины (модуля) 16

11.3.  Печатные ресурсы.. 17

11.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». 18

11.5. Перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения. 19

12. Требования к материально-техническому обеспечению процесса. 19

Приложение 1. 20

Приложение 2. 42

Приложение 3. 44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общие положения

      Программа дисциплины «Учебная практика» (педагогическая) разработана в соответствии с требованиями: Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 51.04.02 «Народная художественная культура», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от  № 1184 от 06.12.2017; локальных нормативных актов ФГБОУ ВО «Тюменский государственный институт культуры».   

    2. Цель и задачи практики

Цель проведения практики  – осуществление магистрантами педагогической деятельности в качестве преподавателя этнокультурных и этнохудожественных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в образовательных организациях дополнительного образования, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.

Задачи практики:

- применение в практической деятельности знаний, умений и навыков, полученных магистрантами в процессе освоения учебных дисциплин образовательной программы;

- развитие навыков использования в практической деятельности информационных технологий сбора, учета и анализа информации;

-  освоение современных методов конкретно-социологических исследований для анализа и обобщения зарубежного и отечественного опыта этнокультурного образования;

- формирование навыков разработки документации по учебно-методическому сопровождению ученого процесса, навыков научного обоснования и внедрения в практику этнокультурного образования инновационных педагогических технологий.

 

3. Указание вида практики, способа и формы ее проведения

Наименование практики – учебная.

Вид практики - педагогическая.

Способ проведения – стационарная.

Форма проведения распределенная.

Место проведения – учреждения культуры и образования, организации, связанные с профессиональной деятельностью магистрантов, в случае, если профессиональная деятельность, осуществляемая ими в данных организациях, находится в соответствии с  требованиями к содержанию учебной практики. 

4. Место практики в структуре образовательной программы

Код компетенции

 

Предшествующие

дисциплины

Параллельно

осваиваемые

 дисциплины

 

Последующие

дисциплины

ОПК-1

 

 

 

 

 

Учебная практика

Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)

Производственная практика:

Педагогическая практика

Управление проектами в сфере культуры

Организация и методика научного исследования

Организация и методика научного исследования народной художественной культуры

Производственная практика:

Научно-исследовательская работа

Производственная практика:

Производственная преддипломная практика

Производственная практика:

Выполнение и защита выпускной квалификационной работы

ОПК-2

 

 

Основы педагогической инноватики

Учебная практика

Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)

Производственная практика:

Педагогическая практика

Методика преподавания профессиональных дисциплин Разработка учебных и учебно-методических пособий

Производственная практика:

Научно-исследовательская работа

Производственная практика:

Производственная преддипломная практика

Производственная практика:

Выполнение и защита выпускной квалификационной работы

ОПК-3

 

 

Учебная практика

Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)

Производственная практика:

Педагогическая практика

Профессиональная этика Методика работы с учебным коллективом

Производственная практика:

Научно-исследовательская работа

Производственная практика:

Производственная преддипломная практика

Производственная практика:

Выполнение и защита выпускной квалификационной работы

ПК-1

 

 

Устное народное творчество Фольклорный ансамбль

Учебная практика

Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)

Производственная практика:

Педагогическая практика

Профессиональная этика

Методика преподавания профессиональных дисциплин Методика работы с учебным коллективом

Фольклорный театр

Разработка учебных и учебно-методических пособий

Теория и практика современной режиссуры  этнокультурных программ

Производственная практика:

Научно-исследовательская работа

Производственная практика:

Производственная преддипломная практика

Производственная практика:

Выполнение и защита выпускной квалификационной работы

ПКО-6

 

 

 

Методика собирания и расшифровки народного песенного творчества Производственная практика:

Педагогическая практика

 

Методика преподавания профессиональных дисциплин Производственная практика:

Производственная преддипломная практика

Производственная практика:

Выполнение и защита выпускной квалификационной работы

ПКО-7

 

 

Устное народное творчество Фольклорный ансамбль Производственная практика:

Педагогическая практика

 

Методика преподавания профессиональных дисциплин Фольклорный театр

Разработка учебных и учебно-методических пособий

Производственная практика:

Производственная преддипломная практика

Производственная практика:

Выполнение и защита выпускной квалификационной работы

ПКО-8

 

 

 

 

 

Учебная практика

Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)

Производственная практика:

Педагогическая практика

 

Методика преподавания профессиональных дисциплин Разработка учебных и учебно-методических пособий

Производственная практика:

Научно-исследовательская работа

Производственная практика:

Производственная преддипломная практика

Производственная практика:

Выполнение и защита выпускной квалификационной работы

ПКО-11

 

 

 

 

 

Методика собирания и расшифровки народного песенного творчества Производственная практика:

Педагогическая практика

 

Методика преподавания профессиональных дисциплин Производственная преддипломная практика

Выполнение и защита выпускной квалификационной работы

 

ПКО-12

 

 

 

 

Фольклорный ансамбль

Учебная практика

Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)

Производственная практика:

Педагогическая практика

 

Методика преподавания профессиональных дисциплин Методика работы с учебным коллективом

Разработка учебных и учебно-методических пособий

Фольклорный театр Производственная практика:

Научно-исследовательская работа

Производственная практика:

Производственная преддипломная практика

Производственная практика:

Выполнение и защита выпускной квалификационной работы

ПКО-15

 

 

 

 

Производственная практика:

Педагогическая практика

 

Профессиональная этика Актуальные проблемы истории и теории народной художественной культуры и их сохранение Методика работы с учебным коллективом Разработка учебных и учебно-методических пособий

Производственная практика:

Научно-исследовательская работа

Производственная практика:

Производственная преддипломная практика

Выполнение и защита выпускной квалификационной работы

 

5. Планируемые результаты обучения. Компетенции, формируемые в результате прохождения практики

Наименование

категории (группы) компетенций

Код компетенции

Наименование

компетенции

Код и наименование индикатора

достижения компетенции

 

Общепрофессиональные компетенции

 

ОПК-1

 

Способность организовать исследовательские и проектные работы в области культуроведения и социокультурного проектирования

ОПК-1.1.

Знать:

специфику организации исследовательских и проектных работ в области теории, истории, организации и руководства развитием народной художественной культуры, народного художественного творчества, этнокультурного воспитания и образования.

ОПК-1.2.

Уметь:

организовать исследовательские и проектные работы в области теории, истории, организации и руководства развитием народной художественной культуры, народного художественного творчества, этнокультурного воспитания и образования.

ОПК-1.3.

Владеть:

навыками организации исследовательских и проектных работ в области теории, истории, организации и руководства развитием народной художественной культуры, народного художественного творчества, этнокультурного воспитания и образования

 

ОПК-2

 

Способность участвовать в реализации основных и дополнительных образовательных программ

ОПК-2.1.

Знать:

специфику педагогической деятельности в области этнокультурного воспитания и образования.

ОПК-2.2.

Уметь:

осуществлять педагогическую деятельность в области этнокультурного воспитания и образования.

ОПК-2.3.

Владеть:

навыками осуществления педагогической деятельности в области этнокультурного воспитания и образования.

 

ОПК-3

 

Способность руководить коллективом в сфере профессиональной и педагогической деятельности на основе норм социальной и   этической ответственности

ОПК-3.1.

Знать: современные проблемы управления персоналом и основы создания команды профессионалов, нормы социальной и этической ответственности.

ОПК-3.2.

Уметь: создавать благоприятные психолого-педагогические условия для успешного личностного и профессионального развития коллектива.

ОПК-3.3.

Владеть: методами руководства коллективом на основе норм социальной и этической ответственности.

Профессиональные компетенции

 

ПК-1

 

Способность преподавать этнокультурные и этнохудожественные учебные дисциплины (модули), курсы в профессиональных образовательных учреждениях и образовательных организациях высшего образования

ПК-1.1

Знает

- структуру профессионально-педагогической деятельности педагога, руководителя народного ансамбля;

- принципы, методы и технологии воспитания личности средствами народной художественной культуры;

- общие свойства и закономерности педагогического процесса;

-законы психологии творчества;

 разнообразие видов и форм народного творчества;

-сущность и специфику народного творчества;                      -функции руководителя фольклорного ансамбля;

- организационно-педагогические принципы и методы деятельности руководителя народного ансамбля.

ПК-1.2

Умеет:

- соединять художественные и педагогические компоненты в процессе творческой деятельности;

- квалифицированно проектировать, организовывать и осуществлять художественно-педагогический процесс в творческом коллективе;

- организовать учебно-педагогическую работу фольклорного ансамбля; 

- участвовать в разработке и внедрении инновационных методик организации и руководства народным художественным творчеством;

- творчески решать исследовательские, проективные, исполнительские и организационные задачи, которые могут возникнуть в практике руководителя творческого коллектива.

ПК-1.3

Владеет:

- навыками организации и художественно-педагогического руководства народным ансамблем; 

- методами организации и руководства народным творчеством;

- методами и технологией формирования и развития творческих способностей участников творческого коллектива; 

- методологическими и теоретическими основами развития творческой личности средствами народной художественной культуры; 

- спецификой творческо-производственных отношений в творческом коллективе.

 

ПКО-6

 

Подготовлен к

разработке концептуальных

основ и педагогических технологий патриотического

воспитания, формирования и

развития духовно-

нравственных ценностей и

идеалов личности на основе

культурно-исторических и

национально-культурных

традиций России.

ПКО-6.1.

Знает:

- теоретические

основы патриотического

воспитания, формирования и развития духовно-нравственных

ценностей и идеалов личности; •

государственные документы и

концепции, определяющие

приоритеты в области

патриотического и духовно-

нравственного воспитания

населения; • традиции народов

России в области духовно-

нравственного и патриотического

воспитания молодежи;

ПКО-6.2.

Умеет:

- организовывать разработку

концептуальных основ и

педагогических технологий

патриотического воспитания,

формирования и развития духовно-

нравственных ценностей и идеалов

личности на основе культурно-

исторических и национально-

культурных традиций России

ПКО-6.3.

Владеет:

- методами

разработки и научного обоснования

концептуальных основ и

педагогических технологий

патриотического воспитания,

формирования и развития духовно-

нравственных ценностей и идеалов

личности на основе. • технологиями применения

культурно-исторических и

национально-культурных традиций

в деле патриотического и духовно-

нравственного воспитания

населения.

 

ПКО-7

 

Способен

преподавать этнокультурные и этнохудожественные

учебные дисциплины в

общеобразовательных,

профессиональных

образовательных

организациях и

образовательных

организациях высшего

образования.

ПКО-7.1.

Знает:

- современное

содержание и тенденции развития

этнокультурного образования в РФ; исторический опыт развития этнокультурного образования в

России; закономерности и принципы отбора содержания

этнохудожественного и этнокультурного образования в

системе общего и специального

образования; методику преподавания этнокультурных и

этнохудожественных дисциплин в

средних специальных и высших учебных заведениях, в системе послевузовского образования.

ПКО-7.2.

Умеет:

- использовать

полученные знания в преподавании

этнохудожественных дисциплин;

организовывать обобщение опыта

этнокультурной деятельности

педагогов по использованию в

практике передового педагогического опыта по

инновационным методам и формам

обучения; создавать

этнокультурную образовательную

среду через систему

дополнительного образования и

развитию сетевого взаимодействия

по реализации этнокультурного

компонента;

ПКО-7.3.

Владеет:

- современными технологиями

преподавания этнокультурных и

этнохудожественных учебных

дисциплин на различных уровнях

общего, высшего и послевузовского

образования; методиками создания

банка продуктов инновационной

деятельности – образовательных

программ, учебников и методических пособий, проектов и т.д.

 

ПКО-8

 

Владеет методами

разработки, апробации и внедрения инновационных

этнокультурных и

этнохудожественных

образовательных систем,

педагогических технологий,

учебников, учебных и учебно-методических

пособий.

ПКО-8.1.

Знает:

- современные

требования к разработке учебно-

методического сопровождения этнокультурного и

этнохудожественного образования;

• методики разработки нормативного, организационно-

методического и научного обеспечения деятельности

инновационных этнокультурных и этнохудожественных

образовательных систем; •

технологии внедрения и апробации

инновационных этнокультурных и

этнохудожественных образовательных систем.

ПКО-8.2.

Умеет:

- анализировать

и разрабатывать современные

образовательные системы,

педагогические технологии; •

создавать авторские педагогические

программы, учебники и учебно-

методическую документацию; •

разрабатывать учебно-

методические пособия.

ПКО-8.3.

Владеет:

- механизмами экспериментальной

апробации инновационных

этнокультурных и

этнохудожественных

образовательных систем,

педагогических технологий,

учебников, учебных и учебно-

методических пособий; • навыками

внедрения в современную этнокультурную и

этнохудожественную практику современных образовательных

систем, педагогических технологий, учебников, учебных и

учебно-методических пособий.

 

ПКО-11

 

Владеет способами

разработки, научного

обоснования и внедрения в практику инновационных

методик организации и руководства народным

художественным

творчеством.

ПКО-11.1.

Знает:

- традиционные и

инновационные методики

организации и руководства

народным художественным

творчеством.

ПКО-11.2.

Умеет:

- использовать

современные методики

организации и руководства

народным художественным

творчеством.

ПКО-11.3.

Владеет:

- способностью к научному

обоснованию инновационных

методик организации и руководства

народным художественным

творчеством; - навыками внедрения

и реализации инновационных

методик организации и руководства

народным художественным

творчеством на местах.

 

ПКО-12

 

Способен

разрабатывать и внедрять

инновационные формы и методы трансляции в

современное культурно-

образовательное и

информационное пространство ценностей

традиционной народной

художественной культуры и

достижений народного

художественного творчества.

ПКО-12.1.

Знает:

- традиционные

и инновационные формы и методы

трансляции в современное

культурно- образовательное и

информационное пространство

ценностей традиционной народной

художественной культуры - основные ценности традиционной народной художественной культуры

и мотивирован на применение

ценностей традиционной народной

художественной культуры и

осознает значимость их трансляции

в современное культурно-

образовательное и информационное пространство.

ПКО-12.2.

Умеет:

- различать

традиционные и инновационные

формы и методы трансляции в

современное культурно- образовательное и информационное пространство ценностей традиционной народной художественной культуры; -

систематизировать и отбирать наиболее эффективные формы и методы трансляции в современное культурно-образовательное и информационное пространство ценностей традиционной народной

художественной культуры и

достижений народного

художественного творчества.

ПКО-12.3.

Владеет:

- способностью разрабатывать и

внедрять инновационные формы и методы трансляции в современное культурно-образовательное и

информационное пространство

ценностей традиционной народной

художественной культуры и

достижений народного

художественного творчества.

 

ПКО-15

 

Готов к руководству

учреждениями и

организациями,

участвующими в изучении,

сохранении и развитии

народной художественной

культуры.

ПКО-15.1.

Знает:

- сущность и

особенности управления

учреждениями и организациями,

участвующими в изучении,

сохранении и развитии народной

художественной культуры.

ПКО-15.2.

Умеет:

- организовывать коллективную научную, педагогическую, методическую деятельность организаций и учреждений, участвующих в изучении, сохранении и развитии народной художественной культуры; - принимать и реализовывать решения, связанные с особенностями управления учреждениями и организациями, участвующими в изучении,

сохранении и развитии народной художественной культуры; - находить организационно-

управленческие решения в

нестандартных ситуациях.

ПКО-15.3.

Владеет:

- навыками

организационно-управленческой

деятельности.

6. Объем практики

В соответствии с учебным планом по направлению подготовки 51.04.02 «Народная художественная культура» общая трудоемкость практики составляет 72 часа, 2 з.е. Практика проводится на 1 курсе (1 семестр).

 

Форма обучения

Курс

Семестр

Всего часов

Контроль

1

ЗФО

1

1

72

Текущий  -

Рабочая программа курса

Дневник, отчет по практике

Итоговый – зачет с оценкой 1 сем.

 

7. Содержание практики

«Учебная педагогическая практика» проводится в виде самостоятельной работы магистранта в организации по направлению института или в ТГИК и регулируется «Положением о  практике обучающихся ТГИК, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования».

Индивидуальное задание, полученное магистрантом в начале учебного семестра от руководителя практики от Института, составляет содержание практики в течение одного учебного семестра.

Практика готовит обучающихся к следующим типам задач профессиональной деятельности:

Основной:

- педагогический;

Дополнительный:

- научно-методический,

- организационно-управленческий.

Основными видами работ при прохождении учебной практики является:

-  Подготовка к формированию методической обеспеченности учебного курса (изучение нормативно-правовой документации, регулирующей образовательную деятельность организации, изучение программы курса);

-  Формирование учебно-методической обеспеченности дисциплины, преподаваемой в рамках педагогической практики (написание  рабочей программы курса, составление поурочных планов, написание конспектов занятий).

Индивидуальное задание, полученное магистрантом в начале учебного семестра от руководителя практики от Института, составляет содержание практики в течение одного учебного семестра (Форма индивидуального задания содержится в «Положении о  практике обучающихся ТГИК, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования»).

 

7.1.Права и обязанности студента – практиканта

Студент при прохождении практики обязан:

-        полностью выполнять задания,  предусмотренные программой практики и индивидуальными заданиями;

-        подчиняться действующим в учреждении правилам внутреннего трудового распорядка;

-        изучить и строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии;

-        представить своевременно руководителю практики планы, дневник, письменный отчет о выполнении всех заданий и сдать зачет по практике.

Студент - практикант имеет право:

-         применять теоретические знания, полученные в академии, в решении конкретных художественно-педагогических задач,  связанных с практикой;

-         по всем вопросам, возникающим в процессе практики, обращаться к руководителям практики;

-         вносить предложения по совершенствованию творческого, учебно-воспитательного процесса по организации практики;

-         принимать участие в обсуждении вопросов практики на совещаниях и конференциях в академии и других учреждениях;

-         пользоваться библиотекой, информационными фондами, услугами учебных, научных и других подразделений академии.

 

7.2. Этапы практики

 

Этапы практики

 

Содержание практики

(виды деятельности)

Форма отчетности

цели

срок выполнения

1

Подготовка к формированию методической обеспеченности учебного курса

месяц 1 учебного семестра

Изучение содержания курса

Дневник по практике

2

 

Формирование  учебно-методической обеспеченности дисциплины, преподаваемой в рамках педагогической практики

месяцы 2, 3, учебного семестра

Написание  рабочей программы курса

Рабочая программа, дневник по практике

Составление поурочных планов, написание конспектов занятий

Подготовка отчетных документов

месяц 4 учебного семестра

 Составление отчета

Дневник по практике, отчет

 

 

ИТОГО

Зачет с предоставлением рабочей программы курса дневника, отчета

 

8. Формы отчетности по практике

     Формой отчетности по практике являются зачет с оценкой, который проводится с предоставлением:

– дневника практики (Приложение 2);

– отчета о практике (Приложение 3).

Требования к отчетной документации содержатся в «Положении о практике обучающихся ТГИК, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования».

 

Контроль работы практикантов и отчетность

      Учет выполненной работы ведется каждым студентом ежедневно в дневнике практики. Дневник практики заполняется по каждому виду практики. Записи в дневнике должны содержать краткое описание выполненной работы с анализами и выводами, а также цифровые данные, характеризующие ее объем. Дневники проверяются и подписываются руководителями практики. По завершении каждого вида практики студент составляет отчет, структура которого должна соответствовать структуре программы.

      Итогом практики является ее защита, где оценивается уровень приобретенных практических навыков и умений,  качество ведения дневника и составленного отчета. По итогам практики проводится зачет, по итогам выставляется оценка.

      Студенты, не прошедшие практику по уважительной причине, а также студенты, не выполнившие требования программы практики или получившие отрицательный отзыв, направляются учебными заведениями на практику вторично, в свободное от учебных занятий время. Студенты, не выполнившие  программы практики  без уважительной причины или получившие  отрицательную оценку, могут быть отчислены как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном уставом института.

 

9. Особенности организации практики

     «Учебная практика (педагогическая)» практика регулируется «Положением о  практике обучающихся ТГИК, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования».

«Учебная практика (педагогическая)» может проходить в образовательных организациях дополнительного образования, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, а также в других учреждениях культуры и искусства.

      Места для практики подбираются, как правило, в организациях, расположенных в г. Тюмени и Тюменской области. При наличии мотивированных аргументов допускается проведение практики в других субъектах Российской Федерации.

      Практика в учреждениях осуществляется на основе договоров, в соответствии с которыми указанные организации предоставляют студентам места для прохождения практики. В договоре оговариваются следующие моменты: сроки проведения практики, количество студентов, направляемых для прохождения практики, обязательство сторон. Договор предусматривает назначение руководителя  практики от организации, а так же руководителя от кафедры.

     

Руководитель практики от кафедры:

-        до начала практики руководитель от кафедры проводит инструктаж со студентами;

-        готовит пакет документов для заключения договора с учреждениями,  базами практики;

-        до начала практики выезжает в учреждение  для организации необходимой подготовки к приезду студентов-практикантов;

-        обеспечивает проведение всех организационных мероприятий перед выездом студентов на практику (проведение собраний; инструктаж о порядке прохождения практики; инструктаж по охране труда и технике безопасности и т.д.);

-        принимает участие в распределении студентов по рабочим местам;

-        обеспечивает высокое качество прохождения практики студентами и строгое соответствие её содержания основной образовательной программе и программе практики;

-        организует, исходя из учебных планов и программ, совместно с руководителем практики от предприятия консультации для студентов;

-        осуществляет контроль над соблюдением сроков практики и ее содержанием;

-        осуществляет контроль над обеспечением нормальных условий труда и быта студентов, контролирует проведение со студентами обязательных инструктажей по охране труда и технике безопасности и совместно с руководителем практики от организации несет ответственность за соблюдение студентами правил техники безопасности;

-        контролирует выполнение практикантами правил внутреннего трудового распорядка учреждения;

-        принимает участие в работе комиссии по приему зачетов по итогам практики;

-        рассматривает отчеты студентов по практике,  дает отзывы об их работе и представляет заведующему кафедрой письменный отчет о проведении практики вместе с замечаниями и предложениями по совершенствованию теоретической и практической подготовки студентов;

-        проводит работу в тесном контакте с соответствующим руководителем практики от предприятия, совместно с ним составляет рабочую программу проведения практики;

-        разрабатывает тематику индивидуальных заданий и оказывает методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов к курсовому или дипломному проекту (работе).

 

Руководитель практики от учреждения:

-        знакомит студентов  с объектом практики, задачами и особенностями работы, материально-технической базой, штатным расписанием, текущими планами работы   и структурой управления;

-        обеспечивает активное участие студентов  в художественно-педагогических видах деятельности, в организационных собраниях  и массовых мероприятиях на базе практики, а также организовывает доступ студента к материалам  о работе учреждения  для их изучения и анализа;

-        совместно с руководителем практики от кафедры организует и контролирует организацию практики студентов в соответствии с  программой и утвержденными графиками прохождения практики;

-        обеспечивает качественное проведение необходимых художественно-педагогических консультаций, а также инструктажей по охране труда и технике безопасности;

-        контролирует соблюдение практикантами производственной дисциплины и сообщает на кафедру  обо всех случаях нарушения студентами правил внутреннего трудового распорядка и наложенных на них дисциплинарных взысканий;

-        обсуждает и утверждает планы, отчет и дневник практиканта, пишет характеристику на студента-практиканта, может присутствовать на защите практики.

Для студентов заочной формы обучения, работающих по профилю специальности, все виды практик, за исключением преддипломной, выставляются автоматически с предоставлением справки с места работы,  соответствующей содержанию практики.

10. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам прохождения практики

Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации представлен в Приложении 1.

Полный комплект контрольных заданий или иных материалов, необходимых для оценивания результатов обучения по практике хранится на кафедре вокального искусства в бумажном и электронном виде.

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики

11.1.  Методические указания для обучающихся по прохождению практики

      Деятельность преподавателя должна быть направлена на сознательное освоение студентами практической профессиональной деятельности. Преподавателю необходимо четко проектировать учебный процесс, ясно формулировать задачи и цели практики, ориентироваться на следующие основополагающие методические принципы:

- связь теории с практикой;

- принцип формирования сознательности и активности студента, так как образовательный процесс невозможен невозможно без интенсивного, сознательного сопряжения всех познавательных процессов и психических функций обучающегося.

      Для освоения данной практики необходимо использовать следующие средства обучения, в которые входят:

- рабочая программа,

- специальная и дополнительная учебно-методическая литература,

- наглядный дидактический материал,

- аудио- и видео записи.

      Эффективное применение традиционных (практического, наглядного, словесного) и инновационных (проблемного, игрового, и д.р.) средств и методов обучения позволит:

- создать у студентов мотивацию к изучению курса;

- сформировать профессиональные компетенции, связанные с практическими знаниями, умениями и навыками студентов;

- сформировать у студентов умение планировать и организовывать свою будущую профессиональную педагогическую деятельность.

      Рекомендуемые основные подходы, заложенные в формирование средств и методов обучения:

- использование активных (интенсивных) методов обучения;

- использование индивидуального подхода к обучающемуся;

- оптимальное сочетание различных методов обучения;

- специально разработанные учебные материалы.

 

11.2.  Перечень информационных ресурсов, необходимых для освоения дисциплины (модуля)

Подписные электронно-библиотечные системы

Электронно-библиотечная система (ЭБС) издательства «Лань»

Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks

Электронно-библиотечная система издательства (ЭБС) «Юрайт»

Электронно-библиотечная система eLib

 

Электронные библиотечные системы свободного доступа

Национальная электронная библиотека (НЭБ) https://нэб.рф

Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина http://www.prlib.ru

 

11.3.  Печатные ресурсы

а) Основная литература

1.      Баскаков, А. М. Педагогика : учебное пособие для вузов культуры и искусства / А. М. Баскаков ; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2004. – 243 с.

2.      Борытко, Н. М. Педагогика : учеб. пособие для студентов вузов / Н. М. Борытко, Н. А. Соловцова, А. М. Байбаков. – Москва : Академия, 2007. – 496 с.

3.      Пакулина, С. А. Педагогика и психология самостоятельной работы студентов в высшей школе / С. А. Пакулина. – Челябинск, 2007. – 190 с.

4.      Педагогика : учеб. пособие / под ред. В. Г. Рындак. – Москва : Высш. шк., 2006. – 495 с.

5.      Педагогика : учеб. пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. – Москва : Педагогика, 2008. – 430 с.

6.      Тулькибаева, Н. Н. Педагогика : учебное пособие / Н. Н. Тулькибаева, З. М. Большакова, Г. Я. Гревцева ; Челяб. гос. пед. ун-т. – Челябинск, 2007. – 298 с.

Доступно в ЭБС «IPRbooks»

1.        Бакланова, Т. И. Этнокультурная педагогика : проблемы русского этнокультурного и этнохудожественного образования / Т. И. Бакланова. – Саратов : Вузовское образование, 2015. – 155 с.

2.        Лазарева, Л. Н. Теория и история праздников : учебное пособие.  / Л. Н. Лазарева ; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. –  3-е изд. , испр. и доп. – Челябинск, 2010. – 251 с.

3.        Народная художественная культура : учеб.-метод. пособие / сост. Л. Ю. Егле. – Кемерово : Кемеровский гос. ин-т культуры, 2012. – 48 с.

4.        Организация и руководство народно-художественным творчеством : учеб.-метод. комплекс / сост. Л. Ю. Эгле. – Кемерово : Кемеровский гос. ин-т культуры, 2013. – 56 с.

5.        Теория и история народной художественной культуры / сост. Н. Т. Ултургашева, И. Т. Ултургашева. – Кемерово : КемГИК, 2013. – 87 с.

6.        Теория и история этнохудожественного образования : учеб.-метод. комплекс для студентов вузов / сост. И. А. Сечина. – Кемерово : КемГИК, 2013. – 43 с.

 

б) Дополнительная литература

1.      Андронников, И. Л. А теперь об этом... : рассказы, портреты, статьи / И. А. Андронников. – Москва : Советский писатель, 1985. – 544 с.

2.      Андронников, И. Л. Великая эстафета / И. Л. Андронников. - Москва : Детская литература, 1988. – 335 с.

3.      Андронников, И. Л. К музыке / И. Л. Андронников. – Москва : Советский композитор, 1992. – 213 с.

4.      Аристов, О. В. Управление качеством  : учеб. для студ. вузов,  обучающ. по спец. " Менеджмент организации". / О. В. Аристов. – Москва : ИНФРА-М, 2009. – 240 с.

5.      Асафьев, Б. В. Избранные труды в 4 т. / Б. В. Асафьев. – Москва : Академия, 1955.

6.      Кабалевский, Д. Б. Как рассказать детям о музыке / Д. Б. Кабалевский. - Москва : Просвещение, 1989. – 187 с. 1.      

7.      Коджаспирова, Г. М. Педагогика : учеб. пособие для студентов вузов / Г. М. Коджаспирова. – Москва : Гардарики, 2007. – 527 с.

8.      Орлов, А. А. Введение в педагогическую деятельность : практикум : учеб. пособие для студентов вузов / А. А. Орлов, А. С, Агафонова. – 3-е изд. , стереотип. – Москва : Академия, 2008. – 254, [1] с. – (Высшее профессиональное образование).

9.      Панфилова, А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / А. П. Панфилова ; под общ. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – Москва : Академия, 2008. – 360, [2] с.

10.   Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии : учеб. пособие для студентов вузов / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. – Москва : Академия, 2010. – 364, [1] с. – (Высшее профессиональное образование).

11.  Селиванов, В. С. Основы общей педагогики : теория и методика воспитания : учеб. пособие для студентов вузов / В. С. Селиванов ; под ред. В. А. Сластенина. – 6-е изд., стереотип. – Москва : Академия, 2008. – 335, [1] с. – (Высшее профессиональное образование).

12.  Фокин, Ю. Г. Теория и технология обучения : деятельностный подход : учеб. пособие для студентов вузов / Ю. Г. Фокин. – 3-е изд. , испр. – Москва : Академия, 2008. – 239, [1] с.

 

Методические рекомендации для обучающихся

1. Важенина, С. С. Психология художественного творчества : учеб.-метод. пособие / С. С. Важенина. – Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2008. – 80 с.

2. Важенина, С. С. Формирование ценностного отношения к искусству у студентов вуза культуры в процессе художественной деятельности : метод. рекомендации / С. С. Важенина.  – Тюмень : РИЦ ТГИК, 2015. – 36 с.

3. Лебедев, В. С. Педагогика народного художественного творчества : учеб.-метод. пособие / В. С. Лебедев. – Тюмень : РИЦ ТГАКИиСТ, 2014. – 174 с.

4. Педагогика народного художественного творчества : рабочая программа / сост. В. С. Лебедев.  – Тюмень : РИЦ ТГАКИиСТ, 2013. – 102  с.

 

11.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

1.      Архивы России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusarchives.ru. – (дата обращения 14.05.2020).

2.      Национальная электронная библиотека. – Режим доступа: http://xn--90ax2c.xn--p1ai/. – (дата обращения 14.05.2020).

3.      Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина.  – Режим доступа: http://www.prlib.ru/. – (дата обращения 14.05.2020).

4.      Российская государственная библиотека по искусству [Электронный ресурс].  – Режим доступа: http://liart.ru/ru/ . – (дата обращения 14.05.2020).

5.      Российское образование: федеральный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu.ru/. – (дата обращения 14.05.2020).

6.      Русская литература и фольклор: фундаментальная электронная библиотека [Электронный ресурс].  – Режим доступа: http://feb2.gnpbu.ru/

7.      Смирнов Д.В. К вопросу о ладовой концепции Е.Э. Линевой. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ruplace.ru/etnologiya/kvoprosu-o-ladovoy-kontseptsii e.e.linevoy.d.v.smirnov.html. – (дата обращения 14.05.2020).

8.      Теория фольклора [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.philol.msu.ru/folk/old/edu/teorfolk.htm. – (дата обращения 14.05.2020).

9.      ФолкИнфо – фольклор /Фольклорно-информационный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.folkinfo.ru. – (дата обращения 14.05.2020).

 

11.5. Перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения

При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателями  используется следующее программное обеспечение: Microsoft Office (Power Point, Word и т. д), Open Office, Skype, программное обеспечение социальной сети «В Контакте».

При осуществлении образовательного процесса по дисциплине применяются следующие информационные технологии, реализуемые с помощью программного обеспечения Microsoft Office и информационных справочных систем:

– сбор, хранение, систематизация и выдача учебной и научной информации;

– обработка текстовой, графической и эмпирической информации;

– подготовка, конструирование и презентация итогов исследовательской и аналитической деятельности;

– самостоятельный поиск дополнительного учебного и научного материала, с использованием поисковых систем и сайтов сети Интернет, электронных энциклопедий и баз данных;

– использование электронной почты преподавателей и обучающихся для рассылки, переписки и обсуждения возникших учебных проблем.

 

12. Требования к материально-техническому обеспечению процесса

      Для проведения  занятий по дисциплине «Учебная практика (педагогическая)» ТГИК располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической работы обучающихся, предусмотренных учебным планом и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

      Специальные помещения представляют собой учебные аудитории:

- для проведения занятий лекционного типа, семинарского типа, курсового проектирования, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, самостоятельной работы;

- помещения для тренинговых занятий и репетиционного процесса.

      Учебные кабинеты укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Фонд оценочных средств

для проведения аттестации обучающихся по практике

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ

ФАКУЛЬТЕТ МУЗЫКИ, ТЕАТРА И ХОРЕОГРАФИИ

КАФЕДРА ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

 

 

 

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

 

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ПО ПРАКТИКЕ

 

Вид практики

УЧЕБНАЯ

 

Тип практики

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

 

Направление подготовки

51.04.02 «Народная художественная культура»

 

Профиль

«Культурное наследие русского народа»

 

Квалификация (степень) выпускника

Магистр

 

 

Форма обучения

Заочная

 

Год набора

2020

 

 

 

 

 

 

Тюмень, 2020 г.