Контакты:

Фольклорный ансамбль: 


2.  Цели и  задачи дисциплины

Цель дисциплины: совершенствование у студентов навыков ансамблевого пения на основе традиционной народно-песенной культуры, умений соотносить свой голос с голосами других певцов и добиваться высокого уровня в создании художественного образа с его многообразием интонационно-тембровых красок.

Задачи дисциплины:

·         углубление интереса к народно-певческому искусству, расширение представления о нем и его возможностях;

·         развитие народной певческой манеры, навыков соединения регистров, расширение певческого диапазона;

·         развитие навыков ансамблирования в количественно различных певческих составах, «ладить» голосами;

·         осваивание синкретических (в том числе танцевальных) форм коллективного исполнения народных песен;

·         постижение искусства внутри коллективного общения, коммуникативных свойств песенного фольклора;

·         развитие навыков распева народных песен на голоса, импровизационного многоголосия;

·        расширение репертуарного багажа и музыкального языка певцов благодаря овладению современными обработками и авторскими сочинениями для народных голосов;

·        ознакомление с лучшими образцами отечественной и зарубежной фольклористики.

 

3. Результаты освоения дисциплины. Формируемые компетенции в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать - основной репертуар творческих коллективов, методику работы с исполнительскими коллективами разных типов, средства достижения выразительности звучания творческого коллектива;

уметь -  импровизировать соло и в ансамбле, выступать в различных народно-певческих коллективах, имитировать народные певческие стили, творчески использовать особенности региональных песенных традиций в исполнительской и хормейстерской практике; самостоятельно анализировать художественные и технические особенности вокальных произведений, осознавать и раскрывать художественное содержание музыкального произведения; создавать собственную интерпретацию музыкального произведения, изучить и подготовить к концертному исполнению произведения разных стилей и жанров;

владеть - специфическими приемами и особенностями регионального народного пения, сольной и ансамблевой исполнительскими традициями; навыками публичного исполнения концертных программ.ОК-5 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины: ОК-5, ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-14, ПК-16.

ОК-5 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

ОПК-1 способностью осознавать специфику музыкального исполнительства как вида творческой деятельности

ОПК-2 способностью критически оценивать результаты собственной деятельности

ПК-1 способностью демонстрировать артистизм, свободу самовыражения, исполнительскую волю, концентрацию внимания

ПК-2 способностью создавать индивидуальную художественную интерпретацию музыкального произведения

ПК-5 способностью совершенствовать культуру исполнительского интонирования, мастерство в использовании комплекса художественных средств исполнения в соответствии со стилем музыкального произведения

ПК-14 способностью осуществлять сценические постановки народных обрядовых действ, в том числе с применением знаний и умений в области народной хореографии

ПК-16 способностью осуществлять репетиционную работу с творческими коллективами и солистами при подготовке концертных программ.

4. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина входит в состав базовой части дисциплин (Б1.Б.18), согласно учебному плану ОП по направлению подготовки 53.03.04 «Искусство народного пения». Профиль: «Сольное народное пение».

Изучение дисциплины «Ансамблевое пение» осуществляется и закрепляется на групповых занятиях. Занятия ориентированы на приобретение вокальных знаний и умений пользоваться различными вокальными техниками, на базе которых осуществляется определение собственной профессиональной позиции, стимулирование самостоятельного мышления студента. В процессе обучения обязательны связи с дисциплинами профессионального цикла, как «Сольное пение», «Методика собирания записей народной музыки», «Методика обучения народному пению», «Основы сольной импровизации», «Педагогический репертуар для народного певца», «Современный репертуар народного певца» и др.

Основу дисциплины составляют методологические принципы:

- связь теории с практикой - владение методикой научно-исследовательской работы, умение использовать исследовательский подход (в том числе и собирательскую деятельность) для решения практических задач в будущей профессиональной деятельности;

- принцип сознательности и активности студентов, так как образование человека невозможно без интенсивного, сознательного сопряжения всех познавательных процессов и психических функций обучающегося.

5. Объем дисциплины

Трудоемкость 11 зачетных единиц, 396 часов (из них на очной форме обучения: 276 – ауд., 66 – СРС, 54 – контроль). Дисциплина приходится на 1-8 сем. (ОФО).

Форма обучения

Курс

Семестр

Всего часов

Лекц.

Практ.

Инд.

СРС

 

 

 

 

 

 

 

СРС

контроль

очная

1-4

1-8

396

 

276

 

66

Формы текущего контроля знаний: академические концерты, прослушивания.

Формы промежуточного контроля знаний: зачет (3,5,7 семестр), экзамены (1 семестр) (ОФО).

Формы итогового контроля: экзамен – 8 семестр (ОФО).

Объем контактной работы студента с преподавателем в рамках дисциплины составляет – 330 академических часов.

6. Содержание дисциплины «Ансамблевое пение».

I курс

В течении первого года обучения педагог изучает профессиональные данные студентов, влившихся в работу ансамбля, особенности их голосов, тембральную окраску, наличие развитого внимания, музыкальной памяти, навыков ансамблевого пения (спевания), а также уровень подготовки, работоспособности, которые предполагают:

- умение «пульсировать» в заданном темпо-ритме;

- темброво сливать свой голос с группой певцов (припеваться к ним);

- чисто интонировать и удерживать мелодическую линию своего голоса в общем многоголосии.

Особое внимание уделяется развитию певческого дыхания, естественной артикуляции и ансамблевого слуха.

Подбор репертуара предполагает несложные (по мелодической и ритмической структуре) песенные образцы, преимущественного хороводного, игрового и плясового жанров, небольшого диапазона. Обязательное использование местного регионального материала.

Интонирование осуществляется на основе коллективного включения в образное исполнение песни, то есть на основе воспитания коллективного вокально-образного мышления. В течение учебного года учащийся должен пройти:

- не менее 5 фольклорных произведений в акапельном исполнении;

- 3-5 произведений в исполнении под балалайку или гармонь;

- Изучить песни и традицию самоходов (переселенцев с Украины и Белоруссии) и старожилов.

Преподавателю необходимо всесторонне изучить общие профессиональные данные учащегося: музыкальность (слух, память, ритм), внимание, работоспособность, а также определить состояние его здоровья в связи с индивидуальными возможностями развития голоса; выявить основные недостатки голосообразования (горловое зажатие, напряженная или скованная челюсть, носовой призвук, перенапряжение мышц лица, владение дыханием, дикцией и т.д.).

Перед учащимися стоят следующие задачи:

-           овладение навыками правильного певческого голосообразования, обусловленного взаимодействием певческого дыхания, атаки звука и звукоизвлечением, а также навыками традиционного звучания голоса; развитие умения формировать певческие гласные и согласные;

-           приобретение навыков самостоятельного разбора и разучивания фольклорных произведений, а также умения добиваться чистоты интонации.

За время обучения студент осваивает не менее десяти народных песен в ансамблевом исполнении. Партии учатся самостоятельно и сдаются (педагогу) наизусть.

II курс

При изучении произведений в ансамблевом исполнении, усложняются музыкально-исполнительские задачи, включающие передачу содержания текста, общего настроения произведения; подчеркивание кульминации, логических ударений, акцентов в словах. При этом особое внимание следует уделять правильному звукоизвлечению и единению звучания, а так же знание манеры исполнения той или иной традиции.

Репертуар составляют народные песни усложненной фактуры, акцент следует сделать на изучение местного локального материала преимущественно с диалектными и региональными особенностями, звукоизвлечением, обработки народных песен и авторские сочинения. В репертуар необходимо включить песни уральской традиции. Изучить манеру пения и говора этой традиции.

В течение учебного года учащийся должен пройти:

- не менее 5 фольклорных произведений региональной традиции (более сложных, чем на 1 курсе) – в акапельном исполнении или под аккомпонемент;

6-8  произведений различных традиций (желательно использование экспедиционных материалов различных традиций).

Следует продолжить работу над развитием вокально-технических навыков в ансамблевом исполнении, что предполагает:

- ровное звуковедение, открытое звукоизвлечение, выравнивание звучности гласных; ясное, четкое произношение согласных в сочетании с гласными звуками;

-  организацию дыхания, связанного с ощущением опоры звука;

- гибкость, подвижность голоса.

За время обучения студенты проходят не менее десяти новых произведений.

III курс.

Продолжается работа над укреплением навыков ансамблевого пения, но уже на материале протяжных песен, дающих возможность в полной мере почувствовать каждому студенту роль цепного дыхания в народном пении. Для этого вырабатываются навыки обеспечения непрерывного звучания многоголосной партитуры. Песенная форма создается с помощью певческого дыхания.

Репертуар составляют народные песни усложненной фактуры, преимущественно с диалектными и региональными особенностями, звукоизвлечением, обработки народных песен и авторские сочинения. В репертуар необходимо включить песни южно-русской и западно-русской традиции. Изучить манеру пения этих традиций.

В течение учебного года учащийся должен пройти:

- не менее 5 фольклорных произведений песенной традиции пройденных регионов (более сложных, чем на 2 курсе) – в акапельном исполнении и под аккомпонемент;

- 6-8  народных произведений (возможны песни различных традиций);

- восстановить из экспедиционных материалов (реконструировать) обрядовое действие. Возможно детальное дополнение имеющегося обрядового действия.

Следует продолжить работу над развитием вокально-технических навыков в ансамблевом исполнении, что предполагает:

- ровное звуковедение, открытое звукоизвлечение,  выравнивание звучности гласных; ясное, четкое произношение согласных в сочетании с гласными звуками – певческое дыхание и дикция;

-  организацию дыхания, связанного с ощущением опоры звука;

- гибкость, подвижность голоса, применять к аутентичным образцам песенного фольклора разные типы интонирования-артикулирования.

При изучении произведений в ансамблевом исполнении, усложняются музыкально-исполнительские задачи, включающие передачу содержания текста, чистого интонирования, традиционного звукоизвлечения; подчеркивание кульминации, логических ударений, акцентов в словах. При этом особое внимание следует уделять правильному традиционному (народному) звукоизвлечению и единению звучания, а также знание манеры исполнения той или иной традиции.

За время обучения студенты проходят не менее десяти новых произведений.

IV курс.

На основе наработанных навыков ансамблевого пения, изучения способов достижения кантиленного пения и формообразования укрепляются и развиваются художественно-исполнительские (музыкальные и артистические) способности студентов.

Ансамблевое пение воспринимается как основная форма народного песнетворчества, в котором все голоса равноправны, и каждый создает свою мелодическую линию согласно усвоенным правилам коллективного песнетворчества, на основе искусства импровизационного распева песни на голоса.

В течение учебного года учащийся должен пройти исполнение произведений различных жанров, форм и стилей, состоящих из трех направлений:

            1) Традиционная региональная песня.

            2) Русская народная песня.

            3) Авторская песня в народном стиле.

Следует продолжить работу над развитием и закреплением вокально-технических навыков в ансамблевом исполнении, что предполагает:

- основы правильного звукоизвлечения и голосоведения на основе школы народного пения (открытого способа звукообразования, речевого приема звуковедения) и акустических законов вокального искусства (резонативного пения в полном объеме диапазона голоса на соединении певческих регистров); 

- основы певческого дыхания, отчетливой дикцией и кантиленой;

- разные типы интонирования – артикулирования применительно к аутентичным образцам песенного фольклора, обработкам, авторским произведениям для народных голосов;

 

В репертуар включаются авторские сочинения для народных голосов, также необходимо изучить традицию казаков Сибири и Урала.

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

            С первых же уроков по ансамблевому пению у учащихся необходимо развивать чувство самоконтроля, умение слышать и анализировать свои недостатки в звукообразовании с целью преодоления, а также активизировать стремление к чистой интонации, к точности ритма и осмысленности в пении, к умению слушать партнера.

            Внимание преподавателя должно быть направлено на правильную корпусную установку учащегося, свободное положение гортани, естественную артикуляцию и правильное звукоизвлечение, использование резонаторной функции голосового аппарата и особенно на певческое дыхание с экономным постепенным расходованием воздуха при фонации.

            Необходимо помнить, что певческое дыхание является не только одной из основ правильного звукообразования и условием развития вокальной техники, но также важным средством художественной выразительности. Развитое, эластичное певческое дыхание помогает певцу свободно владеть музыкальной фразой, цезурами, динамикой звука и другими элементами выразительности в пении.

Как правило, при пении рекомендуется мягкая атака звука, точная, «без подъездов». Не допускается форсированная подача звука. С самого начала обучения следует вести систематическую работу по формированию правильного певческого звучания как в индивидуальном, так и в ансамблевом исполнении. Особое внимание необходимо уделять правильной певческой артикуляции, ясной и четкой дикции, добиваясь чистоты интонации в звучании голоса.

            Самостоятельная работа студента заключается в разучивании музыкального и фольклорного текста, анализа  произведения. Для достижения наилучшего эффекта следует учить не только свою мелодическую линию, но и исполнять ее с аккомпанементом, для максимально точного слышания гармонии произведения. Отработка упражнений является обязательным для студентов, имеющих недостатки в работе голосового аппарата. Существуют специальные упражнения для преодоления определенных недостатков тембра голоса. 

            Существуют общеизвестные правила организации певческого вдоха и выдоха. Если исполнителю нужно спеть длинную фразу, как правило, используется диафрагматическое дыхание. Умеренно вдохнув, следует сделать краткую задержку дыхания, что позволит хорошо прочувствовать опору звука. На этой задержке вдыхательного состояния и надо атаковать звук, пользуясь тем видом атаки, который в данном конкретном случае наиболее целесообразен. Организация выдоха является очень важным моментом в голосоведении. Надо плавно подавать дыхание, не ослаблять его и не напирать, чтобы не разрушить найденной координации. Дыхание во фразе надо распределять так, чтобы звук все время был хорошо поддержан дыханием, и в конце фразы его было бы достаточно. После каждой спетой фразы хорошо сбрасывать остатки дыхания и только тогда начинать петь следующую фразу.

            Опора – важнейшее ощущение в пении, благодаря которому певец спокойно распоряжается своим голосом. Под чувством опоры голоса следует понимать своеобразное ощущение, сопровождающее правильно опертое певческое голосообразование. Чувство опоры – субъективное ощущение и поэтому ощущается разными исполнителями по-разному. Одни считают, что это своеобразное ощущение как бы столба воздуха, поддерживаемого снизу мышцами живота и упирающегося в нёбный свод. Многие же понимают под чувством опоры лишь определенную степень напряжения выдыхательной мускулатуры, подающую нужное воздушное давление голосовым связкам. У каждого исполнителя индивидуальные ощущения опоры. Все зависит от путей контроля за звукообразованием.  

            В вокальной педагогике широко применяются термины «грудной и головной резонаторы». Голос при хорошем резонировании ярок, звонок, металличен. При грудном – насыщен, «мясист». Под головным резонатором исполнителей иногда понимают все полости, находящиеся выше гортани, т.е. включают в это понятие не только нос, носоглотку и придаточные полости носа, но и ротоглоточный канал. Но это не совсем правильно, т.к. хороший певческий звук предполагает или полное перекрытие хода в нос мягким нёбом, или совершенно незначительное сообщение.  Под головным резонатором следует понимать только полости, расположенные выше нёбного свода, в лицевой части головы, в области «маски» (имеется в виду та часть лицевого скелета, которая прикрывается маскарадной маской). Головной резонатор – важнейший индикатор правильного певческого звучания голоса. Все пути через «мычание», «нычание», посредством гласного «и» и путем активизации смыкания связок – ведут к появлению головного резонирования.

            В отношении грудного резонатора можно сказать, что грудное резонирование, т.е. ощущения ясно выраженных вибраций в области грудной клетки, сопровождает все звукообразование на протяжении полутора октав диапазона мужского голоса и в нижнем и центральном участках женского голоса. Резонатором в акустическом понимании этого слова здесь могут быть трахея и крупные бронхи. Резонаторные ощущения в грудной клетке явственно ощущаются певцом, если он приложит руку к любой ее части. Практически надо стремиться к такому звучанию, когда головной и грудной резонаторы звучат одновременно.

            Исполнитель должен быть каждый день в вокальной форме. Для этого ему надо придерживаться определенных гигиенических правил. Надо беречь голосовой аппарат от утомления: много не разговаривать, не перепевать, не злоупотреблять высокими нотами и крикливым пением. Необходимо следить за состоянием слизистых оболочек верхних дыхательных путей, не допуская их воспаления. Никогда не следует петь не распевшись. Занятия следует распределять в течение всего дня, не допуская пения более двух часов подряд. Во время урока делать небольшие перерывы. В занятиях следует использовать все факторы, способствующие снижению утомляемости: проводить урок интересно, творчески, увлекать музыкой, слушать записи с носителями информации и традиции, поддерживать высокий тонус занятия.  

            В процессе приспособления голоса к исполнению какой-либо хоровой партии, песни, молодой исполнитель не в состоянии пользоваться экономными, правильными и целесообразными движениями органов голосообразования. Чтобы при этом преодолеть встречающиеся трудности и достигнуть звучности голоса, молодые исполнители, не зная естественных возможностей своего голосового аппарата, часто насилуют и перегружают его. В результате они либо прямо срывают голос, либо, в лучшем случае, приобретают ряд вредных навыков, отрицательно отражающихся на качестве голосового материала. Сюда относятся тремолирование звука, напряженный, носовой или горловой его характер, гримасы лица при пении, напряженное состояние всего тела, набухание вен на шее, поднятая вверх голова, крикливость на связках, плохая дикция и т.д.

Многие такого рода дефекты являются результатом неправильного пения и нерационального режима голоса в детском возрасте, в частности – у мальчиков во время мутации голоса, а также и в до- и послемутационном периоде. Будучи крайне восприимчивы и склонны к подражанию, дети часто перенимают у взрослых и старших товарищей их манеру пения, причем встречающиеся технические трудности преодолеваются ими в большинстве случаев путем вредных напряжений голосового аппарата или его отдельных частей. Дети обыкновенно стараются петь возможно более громко, значительно громче, чем это по силам их хрупкому голосовому аппарату.

            В результате неправильного крикливого пения, исполнения непосильных вещей, а также «взрослой манеры» пения, дети вплетают в звучание своего голоса чуждые детской природе элементы. Таким образом, они приобретают ряд дурных вокальных навыков, портящих истинную природу голоса ребенка, его, так сказать, первичную основу, что в дальнейшем сказывается на ансамблевом исполнении песен.

            Преподавателям пения в некоторых случаях удается путем голосовых упражнений достигнуть положительных результатов в смысле уменьшения тремолирования голоса и даже полного его исчезновения, то это, надо полагать, относится скорее к некоторым наиболее легким формам тремолирования. С другой стороны, этот факт нисколько не противоречит тому, чтобы считать тремолирование голоса за настоящую болезнь голосового аппарата: из литературы и наблюдений известно, что многие функциональные болезни голоса излечиваются благодаря правильной постановке голоса и рациональным упражнениям, так же как и то, что большое количество функциональных болезней голоса является результатом неправильного пения или нерационального метода обучения пению.

Присущую каждому голосу физиологическую вибрацию голоса изменить не удается, но уже сама работа в этом направлении, являясь насилием над голосом, очень вредно отражается на всем его звучании.

            Наиболее частой причиной заболевания голоса у сполнителей является нерациональный голосовой режим: хрупкая, не окрепшая вокально гортань не в состоянии выдержать большую и неправильную нагрузку.

Участники хоровых самодеятельных коллективов, как и поющие дети, обычно не осматриваются ларингологом или фониатром со стороны состояния их голосового аппарата. Даже при поступлении в вокальные классы большинства специальных учебных заведений учащиеся далеко не во всех случаях подвергаются предварительному осмотру врача-специалиста (фониатра).

            Среди профессиональных заболеваний голоса первенствующую роль, несомненно, играет фонастения (или нервные, функциональные болезни голоса). Под фонастенией принято обыкновенно обозначать болезни голоса, сопровождающиеся нарушением его функций без заметных, видимых глазу, объективных изменений в голосовом аппарате.

            Причины, вызывающие болезни, очень разнообразны. На первом месте стоит неправильный голосовой режим: чрезмерное пользование голосом, перенапряжение голосового аппарата как следствие неправильной постановки голоса, злоупотребление крайним верхним и нижним диапазонами голоса, пение в несоответствующей голосу тесситуре, форсированное пение и т.д.

Дальнейшей причиной нервных расстройств голоса могут являться: нервные заболевания, нервные потрясения, истощение, малокровие, заболевания легких и верхнего отрезка дыхательных путей, ненормальности в области женской половой сферы и т.п.

Функциональные расстройства голосового аппарата имеют особенное значение для певцов не только потому, что они количественно превалируют над иного рода болезнями голоса (например, заболеваниями воспалительного характера), но еще и потому, что они по самому своему существу являются крайне вредными для голоса и оказывают разрушающее действие на него.

            Певец сам является «музыкальным инструментом». Голос тогда звучит хорошо, когда человек здоров. Поэтому певец в жизни должен придерживаться определенного режима и выполнять правила общей гигиены. Прежде всего, следует беречь нервную систему. В зимне-весенний период необходимо следить за достаточной витаминизацией организма. В режим дня нужно обязательно включать физическую нагрузку: прогулки, неутомительный спорт. Зарядка и водные процедуры закаляют организм. Лучшая форма отдыха для певца – активный отдых на природе. Курение и алкоголизм – противопоказаны. Это яд для нервной системы, вызывающий, кроме того, местные реакции со стороны голосового аппарата.

 

Упражнения

            Упражнения приобретают особую важность на начальном этапе развития и формирования голоса певца. Они необходимы для того, чтобы привести голос в профессиональное состояние, устранить имеющиеся недостатки. В то же время работа над упражнениями способствует овладению дыханием, резонаторами, достижению ровности звучания на всем диапазоне, подвижности голоса, а также нахождению его наилучшей тембральной окраски.

            Вырабатывая с первых шагов правильный певческий тон на legato, рекомендуется следить за тем, чтобы учащийся пел свободно, естественно, без всякого напряжения: вначале на небольшом ограниченном диапазоне, ведя звук плавно, без portamento («подъездов»), постепенно удлиняя и разнообразя упражнения с учетом возрастающих возможностей обучаемого. Важно уделять внимание развитию техники, беглости, постепенно увеличивая трудность упражнений, совершенствуя технические возможности голоса. В ряду с вокально-техническими задачами, стоящими перед учащимися, - выразительное исполнение упражнений.

            Вокальное упражнение преподаватель должен подбирать индивидуально для каждого голоса в соответствии с уровнем развития учащегося в процессе обучения с тем, чтобы они постоянно сопутствовали всей певческой деятельности вокалиста. 

 

Изучение произведений

            Работа над произведениями ставит перед учащимися новые, более сложные задачи. С самого начала обучения надо стремиться к осмысленной и выразительной передаче содержания произведения. Для этого необходимо, чтобы вокально-техническая сторона исполнения была подчинена художественной. Одна только мелодия, какой бы хорошей она ни была, сама по себе современного слушателя удовлетворить не может. Даже совершенная техника не должна быть самоцелью, ее следует подчинять творческим задачам.

            Раскрытие содержания произведения невозможно без хорошо развитого слуха, чувства ритма и фразировки, поэтому воспитанию этих элементов придается очень большое значение. Упражнения, предшествующие работе над произведениями, являются необходимым материалом для воспитания этих качеств.

            В самом начале обучения исполнительские задачи, стоящие перед учащимся, должны быть ему доступны. По мере совершенствования навыков голосообразования на протяжении всего обучения эти задачи следует постепенно усложнять, но в соответствии с возможностями учащегося.

 

Основные приемы психолого-педагогического воздействия на обучающихся:

· творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся и создающие для них поисковые ситуации;

· запись основных правил пения; постоянное слушание «информаторов»;

· постоянное побуждение к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

· различные индивидуальные задания на тему исполняемых песен для усиления эмоциональной отзывчивости на музыку;

· использование дыхательной гимнастики и легких физических упражнений в процессе репетиции, что снимает статические мышечные напряжения, улучшает кровообращение, восстанавливает работоспособность;

· формирование личностного и социального смысла певческой деятельности.

 

Использование комплекса данных методов и приемов должно быть ориентировано на развитие основных качеств певческого голоса путём стимулирования, прежде всего, слухового внимания и активности, сознательности и самостоятельности. Дифференциация качеств звучания голоса и элементов музыкальной выразительности, а также собственно вокальное исполнение основывается на использовании всех видов умственной деятельности студента. Даже представление «в уме» звука до того как он будет воспроизведен голосом, - сложный психический процесс, требующей анализа и обобщения, внимания, мышечной памяти и т.п.

Реализация такого подхода к развитию голоса и его исполнению в составе ансамбля, обеспечивается знаниями педагога.

 

Описание используемых образовательных технологий.

Для освоения данной дисциплины необходимо использовать следующие средства обучения, в которые входят:

-        рабочая программа,

-        специальная и дополнительная учебно-методическая литература

-        аудио- и видео записи.

Эффективное применение традиционных и активных (альтернативных) средств и методов обучения позволит:

-        создать у студентов мотивацию к изучению курса;

-             формировать профессиональные компетенции, связанные с умениями студентов анализировать и систематизировать материал;

-           формировать у студентов умения планировать и организовывать свою деятельность для достижения целей;

-        последовательно развивать исследовательские способности;

-           целенаправленно развивать навыки и умения применять приобретённые знания в практической деятельности.

Рекомендуемые основные подходы, заложенные в формирование средств и методов обучения:

-        использование интенсивных методов обучения;

-        использование проблемного метода изложения материала;

-        оптимальное сочетание различных методов обучения;

-        специально разработанные учебные материалы;

-        обучение на основе разбора исполнительских ситуаций;

-        обучение на основе разбора педагогических ситуаций;

-        обучение на основе разбора психологических ситуаций.

 

Формы текущего, промежуточного и итогового контроля

Требования к экзамену 1 семестра

№ п/п

Примерные формулировки вопросов

Код

компетенций

1.       

Исполнить семь произведений, два из которых без сопровождения. Жанры произведений – календарные песни, плясовые, игровые песни. Желательно использование регионального материала.

ОК-5, ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-14, ПК-16.

Требования к зачету 3 семестра

№ п/п

Примерные формулировки вопросов

Код

компетенций

1.

Исполнить десять произведений, три из которых без сопровождения. Жанры произведений-календарные; плясовые песни с элементами движения; лирические песни, исторические песни. Желательно использование регионального материала. Не менее 3 песен уральской традиции.

ОК-5, ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-14, ПК-16.

Требования к экзамену 5 семестра

№ п/п

Примерные формулировки вопросов

Код

компетенций

1.

Исполнить десять произведений, три из которых без сопровождения. Жанры произведений – маскимально охватить все песенные жанры. Не менее трех произведений южно-русской и западно-русской традиции. Не менее трех песен местной локальной традиции.

ОК-5, ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-14, ПК-16.

Требования к зачету 7 семестра

№ п/п

Примерные формулировки вопросов

Код

компетенций

1.       

Исполнить десять произведений, три из которых без сопровождения. Жанры произведений – патриотические песни, песни с плясовыми движениями, лирические песни; песни профессиональных и самодеятельных композиторов для народных певцов, казачьи песни. Желательно использование экспедиционного материала различных регионов.

ОК-5, ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-14, ПК-16.

Требования к экзамену 8 семестра

№ п/п

Примерные формулировки вопросов

Код

компетенций

1.

Экзамен проводится в концертном зале.  Программа по ансамблевому пению исполняется совместно со студентами всех курсов народного пения, концертмейстер – баянист.

Программа выступления 20-30 минут:

1) 10-12  произведений в ансамблевом исполнении.

2) Обрядовое действие (восстановление любого регионального обрядового действия на основе собранных экспедиционных материалов).

В программу экзамена может быть включено исполнение народных песен для различных вокальных составов, от дуэтов до ансамбля с любым количеством исполнителей, по выбору студента и преподавателя, руководителя коллектива. Так же в программу экзамена должны входить не менее 3 произведений, над которыми непосредственно работал выпускник с ансамблевым коллективом.

Жанры произведений – все изученные. Желательно использование экспедиционных материалов разных регионов России.

ОК-5, ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-14, ПК-16.

 

7.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине:

(В соответствии с «Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный институт культуры» к основным видам фонда оценочных средств (ФОС) в вузе отнесены: курсовые работы, коллоквиумы, контрольные работы, рефераты, тесты, эссе, просмотры, технические зачеты, академические концерты, прогоны и др.)

Данный раздел выполняется в виде Приложения к рабочей программе по дисциплине, см. Приложение.

7.4. Список методической литературы.

7.4.1. Обязательная

1.      Демина, Л. В. Свадебный обряд славян Тюменской области / Л. В. Демина. – Тюмень : Экспресс, 2005. – 242 с.

2.      Дмитриев, Лев Борисович. Основы вокальной методики  / Л. Дмитриев. – Москва : Музыка, 2007. – 368 с.

3.      Емельянов, В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг / В. В. Емельянов. – Москва : Планета музыки, 2010. – 192 с.

4.      Калабин, А. А. Управление голосом : метод. материал / А. А. Калабин. – Москва :Эксмо, 2007. – 160 с.

5.      Ламперти, Ф. Искусство пения. По классическим преданиям. Технические правила и советы ученикам и артистам : учеб. пособие / Ф. Ламперти. – Москва : Планета музыки, 2009. – 192 с.

6.      Народное музыкальное творчество : учебник / отв. ред. О. А. Пашина; авт. кол. Е. Е. Васильева и др. – Санкт-Петербург : Композитор, 2005. – 565, [2] с. – 5 экз.

7.      Мечковская, Нина Борисовна. Семиотика : язык, природа, культура : учеб. пособие / Н. Б. Мечковская. – Москва : Академия, 2008. – 425 с.

8.      Морозов, В. П. Школа классического вокала : мастер-класс / В. П. Морозов. – Москва : Планета музыки, 2008. – 48 с.

Дополнительная литература:

1.        Аникин, В.П. Русское народное поэтическое творчество. – Л.: Просвещение, 1983.

2.        Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М., 1957.

3.        Артемьева, Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. – М.: Наука, 1977.

4.        Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании/. – Л.: Музыка, 1973.

5.        Асафьев, Б.В. О народной музыке Сост. И. Земцовский, А. Кунанбаева. – Л.: Музыка, 1987.

6.        Бессонов, П.А. Детские песни. – М., 1968.

7.        Богатырев, П.Г. Вопросы теории народного искусства. – М.: Искусство, 1971.

8.        Богоявленская, Л.Б. Пути к творчеству. – М., 1981.

9.        Василенко, В.А. Детский фольклор. Русское народное поэтическое творчество. – М.: Педагогика, 1969.

10.    Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка – М., 1968.

11.    Гладкая, С. О формировании певческих навыков на уроках музыки вначальных классах М., 1989.

12.    Гусев, В.Е. Специфика фольклорных жанров Л.: Наука, 1967.

13.    Дмитриев, Л. Голосовой аппарат певца : наглядное пособие / Л. Дмитриев. – Москва, 1964.

14.    Дмитриев, Л. Голосообразование у певцов / Л. Дмитриев. – Москва, 1962.

15.    Дмитриева, Н.А. Вопросы эстетического воспитания. – М., 1956.

16.    Жданова, Т. А. Игровой метод в развитии музыкально-просветительских интересов младших школьников в детском хоре.

17.    Земцовский И.И. Народная музыка и современность. – М., 1977. – с. 49–50

18.    Искусство в жизни детей / Опыт художественных занятий с младшими школьниками. Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991.

19.    Как определить и развить способности ребенка? – Сост. В.М. Воскобойников. – СПб.:Риспекс, 1996.

20.    Капица, О.И. Детский фольклор. – Л., 1928.

21.    Картавцева, М.Г. Школа русского фольклора. М.: МГИК, 1994.

22.    Картавцева, М.Т. Многоголосие в классах сольфеджио. – М., 1972.

23.    Картавцева, М.Т. и Коряжкина, Е. Колокольцы – бубенцы. – М., 1991.

24.    Картавцева, М.Т. Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио. – М.: Музыка, 1978.

25.    Комарова, Т.С. Дети в мире творчества. – М., 1995.

26.    Седов, В. В. Первый международный симпозиум по славянскому язычеству // КСИИМК. Вып. 164, 1981. Цит. по: Серяков М. «Сварог» М., 2004. 

27.    Творчество народов Севера Тюменской области : из сборника Тюменского обл. краеведческого музея им. В. Я. Словцова. – Москва, 1999. – 255 с.

28.    Фрейденберг, О. М. Миф и литература древности / О. М. Фрейденберг. – Екатеринбург : У-Фактория, 2008. – 896 с.

29.    Фрэзер, Дж. Дж. Фольклор в ветхом завете / Дж. Фрезер ; пер. с англ. Д. Вольпина. – Москва : Политиздат, 1989. – 542с.

30.    Чарели, Э. М. Тайны нашего голоса / Э. М. Чарели, И.П. Козлянинова – Екатеринбург : Диамант, 1992. – 320 с.

31.    Яковлева, А. С. Русская вокальная школа: исторический очерк от истоков до середины XIX столетия / А.С. Яковлева. – Москва, 1999.

 

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

1.             Национальная электронная библиотека. – URL: http://xn--90ax2c.xn--p1ai/. – (дата обращения 28.08.2016).

2.             Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина.  – URL: http://www.prlib.ru/. – (дата обращения 28.08.2016).

3.             Российская государственная библиотека по искусству [Электронный ресурс].  –URL: http://liart.ru/ru/ . – (дата обращения 28.08.2016).

4.             Смирнов Д.В. К вопросу о ладовой концепции Е.Э. Линевой. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ruplace.ru/etnologiya/kvoprosu-o-ladovoy-kontseptsii e.e.linevoy.d.v.smirnov.html. – (дата обращения 28.08.2016).

5.             Теория фольклора [Электронный ресурс]. – URL:http://www.philol.msu.ru/folk/old/edu/teorfolk.htm. – (дата обращения 28.08.2016).

6.             ФолкИнфо – фольклор /Фольклорно-информационный портал [Электронный ресурс]. –URL: http://www.folkinfo.ru. – (дата обращения 28.08.2016).

7.             http://bookarchive.ru – архив литературы по народному творчеству.

8.             http://db.inforeg.ru/deposit/Catalog/dealer.asp?tp=o&dealId=363 – Депозитарий электронных изданий.

9.             http://e-library.musigi-dunya.az/fn_narod.html – Фонотека «Традиционная музыка».

10.         http://folkportal.3dn.ru/publ – Статьи о фольклоре, традиционной культуре – Фолкпортал.

11.         http://www.centrfolk.ru/edition/period_edition – издания Государственного республиканского центра русского фольклора.

12.         http://www.muzklondike.ru – "Музыкальный Клондайк" - информационный портал о событиях в области классической, хоровой, народной музыки, джаза, вокального искусства, хореографии и театральной жизни.

13.         http://www.mastergolosa.ru/ – мастер голоса. Упражнения для развития голосового аппарата

14.         http://www.konkurs.redu.ru – обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров, конкурсов и пр. Организовано on-line размещение нормативных документов.

 

 

8. Информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса по дисциплине

При прохождении практики используются следующие информационные технологии, реализуемые с помощью программного обеспечения MicrosoftOffice (MicrosoftWord, MicrosoftExcel, MicrosoftPowerPoint и т.д.) и информационных справочных систем:

– сбор, хранение, систематизация и выдача методической и научной информации;

– самостоятельный поиск дополнительного материала, с использованием поисковых систем и сайтов сети Интернет, электронных энциклопедий и баз данных;

– использование электронной почты преподавателей и обучающихся для рассылки, переписки и обсуждения возникших вопросов.

 

9.        Материально-техническое обеспечение дисциплины:

1. Аудитории, оборудованные персональными компьютерами и соответствующим программным обеспечением.

2.Концертный зал, с концертными роялями, пультами, звукотехническим оборудованием.

3. Лингафонный кабинет для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека).