Contacts:
-
Наталья Владимировна КрамскаяУчитель
1.Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы (ООП) 54.03.01 «Дизайн»
Программа по учебной дисциплине «Проектирование» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн». Цель изучения дисциплины «Проектирование» – формирование у студентов общекультурных, социально-личностных, профессиональных компетенций в соответствии с особенностями традиций подготовки дизайнеров в России и мире, а также спецификой регионального рынка труда.
Реализация дисциплины «Проектирование» возможна в дистанционном формате.
Компетенции обучающегося, формируемые
в результате освоения дисциплины (модуля):
В результате освоения дисциплины обучающийся должен освоить следующие компетенции:
общекультурные:
способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-10);
общепрофессиональные:
способностью владеть рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта, иметь навыки линейно-конструктивного построения и понимать принципы выбора техники исполнения конкретного рисунка (ОПК-1);
способностью применять современную шрифтовую культуру и компьютерные технологии, применяемые в дизайн-проектировании (ОПК-4);
профессиональные:
способностью обосновать свои предложения при разработке проектной идеи, основанной на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи (ПК-2);
способностью учитывать при разработке художественного замысла особенности материалов с учетом их формообразующих свойств (ПК-3).
способностью анализировать и определять требования к дизайн-проекту и синтезировать набор возможных решений задачи или подходов к выполнению дизайн- проекта (ПК-4):
способностью конструировать предметы, товары, промышленные образцы, коллекции, комплексы, сооружения, объекты, в том числе для создания доступной среды (ПК-5);
способностью применять современные технологии, требуемые при реализации дизайн-проекта на практике (ПК-6);
способностью выполнять эталонные образцы объекта дизайна или его отдельные элементы в макете, материале (ПК-7):
способностью разрабатывать конструкцию изделия с учетом технологий изготовления: выполнять технические чертежи, разрабатывать технологическую карту исполнения дизайн-проекта (ПК-8);
способностью применять методы научных исследований при создании дизайн-проектов и обосновывать новизну собственных концептуальных решений (ПК-12).
2. Указание места дисциплины (модуля) в структуре
образовательной программы:
Дисциплина «Проектирование» входит в состав вариативной части (Б1.В.08) согласно учебному плану ООП по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн», изучается в течение 7-8 семестров.
Дисциплина «Проектирование» связана со следующими дисциплинами: «Основы теории и методологии проектирования», «Эргономика и антропометрия», «История дизайна», «Информационные технологии и компьютерная графика».
3. Объем дисциплины «Проектирование»
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 7 з.е. (252 часов), их распределение по видам работ представлено в таблице.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 з.е. (216 часов)
Форма обучения |
Курс |
Семестр |
Трудоемкость дисциплины в часах |
||||||||
очная |
4 |
7-8 |
Всего часов |
Контактных часов |
|||||||
252 |
Всего |
Лекции |
Практические занятия |
КСР (Контроль самостоятельной работы) |
СРП (Самостоятельная работа под руководством преподавателя) |
Зачет |
Консультация |
Экзамен |
|||
120,4 |
120 |
|
|
0,4 |
|||||||
Самостоятельная работа студента |
|||||||||||
Всего |
КРП (курсовое проектирование) |
СР (самостоятельная работа) |
Контроль |
||||||||
131,6 |
131,6 |
4. Содержание дисциплины «Проектирование»
7 семестр 18 недель
№ |
Наименование разделов |
Количество часов |
||||
Всего |
Аудиторная работа |
|||||
Лекции |
Практические занятия |
СРС |
Контроль |
|||
1 |
Методология проектирования комплексных дизайн-объектов. Профессиональные требования к проектированию. Тенденции практического дизайн-проектирования. Особенности работы дизайнера в условиях практики. Организация труда в условиях реальной проектной практики. Стратегия и тактика проектирования. Выбор направлений проектирования. Определение объёма проекта. Формы репрезентации. |
36 |
- |
18 |
18 |
- |
2 |
Выбор темы для курсового (дипломного) проектирования – (например, 1.комплексная разработка архитектурно-интерьерного общественного (жилого) пространства с элементами проектирования внешней среды; 2.графический комплекс, включающий элементы средового дизайна (элементы фирменного стиля, социальная акция, графический комплекс и программа его продвижения и т.п.) |
36 |
- |
18 |
18 |
- |
3 |
Предпроектное исследование и разработка программы действий. Обмеры и сбор материала. Определение объёма работы и стратегии. Разработка технического задания. Выработка концепции. |
36 |
- |
18 |
18 |
- |
4 |
Работа над эскизным дизайн-проектом. Словесное формулирование концепции. Средовые исследования и графические клаузуры. Продолжение сбора косвенных и прямых аналогов. Формулирование словесной концепции. Уточнение параметров работы. Исполнение репрезентативной версии эскизного проекта. |
36 |
- |
18 |
17,8 |
0,2 |
|
|
144 |
- |
72 |
71,8 |
0,2 |
Содержание тем:
1. Методология проектирования комплексных дизайн-объектов.
Уточнение социальных требований к проектированию, функциональность решений. Экологические и эргономические задачи. Культурные тенденции дизайн-проектирования. Образ в современном дизайне. Семантика и метафоризм образа.
Планирование личной деятельности. Соотношение стратегических и тактических функций в проектировании. Определение состава проекта. Традиционные и новые формы презентации в дизайнерской деятельности.
2. Выбор темы для курсового (дипломного) проектирования:
Примерная тематика проектов:
разработка общественного интерьера (магазина, предприятия общественного питания, развлекательного центра, офиса или общественной службы; клуба, школы, медицинского учреждения с элементами оборудования и (или) средового дизайна;
комплексный средовой объект (праздничное оформление площади, здания и окружающей территории; визуальные коммуникации с разработкой оборудования; места досуга и отдыха);
комплексный графический объект (графический комплекс кампании или общественной акции; элементы фирменного стиля и его продвижения; серия печатных изданий с элементами средовой или телевизионной репрезентации; серия сувенирной продукции);
эксподизайн (музей, выставка) с элементами графики и оборудования.
3. Предпроектное исследование и разработка программы действий.
Для интерьерно-архитектурных тем собираются аналоги, генпланы участков, на которых располагается проектируемый объём. Исследуются тенденции формообразования и объёмно-планировочные решения.
Для графических тем, также исследуются аналоги по выбранной теме, преимущественно с целью определить современные формы репрезентации и типологию графических объектов, формообразующие тенденции, а также современные технологии исполнения.
Объём работы, её последовательность и методология определяется с учётом, как личных возможностей студента, так и существующих тенденций. Необходимо сформулировать личные цели, которые авторы ставят в этой работе.
Техническое задание составляется в виде перечня элементов проекта, описания их параметров и кратко сформулированных проектных целей.
Поиск и уточнение концепции будет продолжаться в течение всей работы. Немаловажно, чтобы студенты обратили внимание на то, что часть из них способна на раннем этапе работы сформулировать словесную концепцию работы, другим же в большей мере дано идти в концепции от визуального образа, что более присуще дизайнерскому творчеству, более визуальному по природе. Таким образом, одна из тактических целей этой стадии работы – обратить внимание на необходимость прислушиваться к себе, реально оценивать свои возможности и искать личные методы.
4. Работа над эскизным дизайн-проектом.
На этой стадии делаются графические клаузуры и форэскизы. Их тематика связана на первом этапе с формализацией образных представлений. Темы клаузур могут уточняться в процессе занятий. В случае с интерьерно-архитектурным заданием они могут основываться на конкретных ассоциациях. Но могут основываться и на абстрактно-категориальных понятиях: «борьба и покой», «хаос и порядок», «современные фактуры и текстуры», «цвет старый и новый», что позволяет освободиться от «проектного зажима». В клаузурах необходим поиск формальных средств в целом, так и частные элементы: характер решения плана, объёмно-планировочные структуры интерьера. Путь работы – от укрупнённых пространственных и планировочных решений к детализованным.
Клаузуры в графических разработках должны развивать образное мышление студентов и подталкивать их к усвоению языка графического дизайна. В заданиях необходима отсылка к задачам комплексности, системности, важным в современном дизайне.
Промежуточный контроль: Экзаменационный просмотр.
8 семестр 12 недель
№ |
Наименование разделов |
Количество часов |
|
|||
Всего |
Аудиторная работа |
|
||||
Практические занятия |
СРС |
Контроль |
||||
5. |
Анализ проделанной работы, корректировка условий проектирования, объёма и задач доработки проекта. |
17,8 |
8 |
9,8 |
- |
|
6. |
Исполнение курсового (дипломного) дизайн-проекта. Подготовка к защите. Защита курсового проекта. |
90,2 |
40 |
50 |
0,2 |
|
|
|
108 |
48 |
59,8 |
0,2 |
|
Содержание тем:
5. Работа анализируется совместно со студентами. Они оценивают собственные
находки и проблемные стороны проекта. Преподаватель анализирует методологию работы, находки и проблемы дальнейшего хода работы. Корректируются условия проектирования, объём работы и задачи доработки проекта.
Критерии оценки:
глубина и остроумие концептуального решения,
полнота представления проекта,
грамотность проработки объёмно-планировочного решения,
качество формального решения и проектной графики,
адресность проекта, образное соответствие выбранной теме,
наличие инновационных ходов,
наличие остроумных репрезентативных составляющих.
6. Исполнение дизайн-проекта. Защита курсового проекта.
Состав работы: графические клаузуры, пояснительная записка, рабочий дизайн-проект, представленный на 4 планшетах формата 60Х80 см каждый или в мультимедийной презентации.
Критерии оценки:
убедительность концептуального решения;
полнота представления проекта (наличие необходимых для ясного представления проекций, видов, при необходимости – макетов);
острота и точность объёмно-планировочного решения и его соответствие выбранной теме и условиям реализации;
детальность и качество формального решения;
качество проектной графики;
образная убедительность, адресность;
наличие инновационных находок;
новизна и убедительность презентации.
Материалы и технологии исполнения:
Работа может быть выполнена как ручным образом, так и на компьютере, и распечатана на принтере. Эскизная часть и клаузуры могут быть выставлены как в альбоме, так и как составная часть выставочной работы. Все составные части разработки должны быть подписаны и прокомментированы в пояснительной записке, а также на самих планшетах.
Пояснительная записка обязательна. В ней должны присутствовать:
Вводная часть, краткая характеристика проделанной работы;
Анализ проектной ситуации и проблем, включая социокультурные, утилитарные,
гуманитарные и профессиональные;
Информации о творческой идеологии автора и выбранных принципах и способах
проектирования;
Описание проектного решения, в том числе:
формально-образного, объёмно-планировочного, пластического или графического
решений;
функциональных, эргономических, технологических сторон работы;
художественно-образного решения, роли колористики и материалов, описание
визуального и эмоционального восприятия работы условными потребителями
характеристика способов реализации работы, необходимости привлечения
специалистов-смежников для дальнейшей проработки отдельных аспектов.
Критерии оценки:
профессионализм образного решения,
грамотность проектных решений: учёт технологических, эргономических, факторов, особенностей функционирования и восприятия разработки потребителем, возможностей осуществления проекта;
творческий потенциал, достаточный для продолжения и завершения разработки.
Промежуточный контроль: Экзаменационный просмотр.