1.Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы (ООП) 54.03.01 «Дизайн»

 

Программа по учебной дисциплине «Проектирование» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн». Цель изучения дисциплины «Проектирование» – формирование у студентов общекультурных, социально-личностных, профессиональных компетенций в соответствии с особенностями традиций подготовки дизайнеров в России и мире, а также спецификой регионального рынка труда.

Реализация дисциплины «Проектирование» возможна в дистанционном формате.

Компетенции обучающегося, формируемые

в результате освоения дисциплины (модуля):

В результате освоения дисциплины обучающийся должен освоить следующие компетенции:

общекультурные:

способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-10);

общепрофессиональные:

способностью владеть рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта, иметь навыки линейно-конструктивного построения и понимать принципы выбора техники исполнения конкретного рисунка (ОПК-1);

способностью применять современную шрифтовую культуру и компьютерные технологии, применяемые в дизайн-проектировании (ОПК-4);

профессиональные:

способностью обосновать свои предложения при разработке проектной идеи, основанной на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи (ПК-2);

способностью учитывать при разработке художественного замысла особенности материалов с учетом их формообразующих свойств (ПК-3).

способностью анализировать и определять требования к дизайн-проекту и синтезировать набор возможных решений задачи или подходов к выполнению дизайн- проекта (ПК-4):

способностью конструировать предметы, товары, промышленные образцы, коллекции, комплексы, сооружения, объекты, в том числе для создания доступной среды (ПК-5);

способностью применять современные технологии, требуемые при реализации дизайн-проекта на практике (ПК-6);

способностью выполнять эталонные образцы объекта дизайна или его отдельные элементы в макете, материале (ПК-7):

способностью разрабатывать конструкцию изделия с учетом технологий изготовления: выполнять технические чертежи, разрабатывать технологическую карту исполнения дизайн-проекта (ПК-8);

способностью применять методы научных исследований при создании дизайн-проектов и обосновывать новизну собственных концептуальных решений (ПК-12).

 

2. Указание места дисциплины (модуля) в структуре

образовательной программы:

Дисциплина «Проектирование» входит в состав вариативной части (Б1.В.08) согласно учебному плану ООП по направлению подготовки   54.03.01 «Дизайн», изучается в течение 7-8 семестров.

Дисциплина «Проектирование» связана со следующими дисциплинами: «Основы теории и методологии проектирования», «Эргономика и антропометрия», «История дизайна», «Информационные технологии и компьютерная графика».

 

3. Объем дисциплины «Проектирование»

            Общая трудоёмкость дисциплины составляет 7 з.е. (252 часов), их распределение по видам работ представлено в таблице.

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 з.е. (216 часов)

 

Форма обучения

Курс

Семестр

Трудоемкость дисциплины в часах

очная

4

7-8

Всего часов

Контактных часов

252

Всего

Лекции

Практические занятия

КСР (Контроль самостоятельной работы)

СРП (Самостоятельная работа под руководством преподавателя)

Зачет

Консультация

Экзамен

120,4

120

 

 

0,4

Самостоятельная работа студента

Всего

КРП (курсовое проектирование)

СР (самостоятельная работа)

Контроль

131,6

131,6

 

4. Содержание дисциплины «Проектирование»

 

7 семестр 18 недель

 

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Аудиторная работа

Лекции

Практические занятия

СРС

Контроль

1

Методология проектирования комплексных дизайн-объектов. Профессиональные требования к проектированию. Тенденции практического дизайн-проектирования. Особенности работы дизайнера в условиях практики. Организация труда в условиях реальной проектной практики. Стратегия и тактика проектирования. Выбор направлений проектирования. Определение объёма проекта. Формы репрезентации.

36

-

18

18

-

2

Выбор темы для курсового (дипломного) проектирования – (например, 1.комплексная разработка архитектурно-интерьерного общественного (жилого) пространства с элементами проектирования внешней среды;

2.графический комплекс, включающий элементы средового дизайна (элементы фирменного стиля, социальная акция, графический комплекс и программа его продвижения и т.п.)

36

-

18

18

-

3

Предпроектное исследование и разработка программы действий. Обмеры и сбор материала. Определение объёма работы и стратегии. Разработка технического задания. Выработка концепции.

36

-

18

18

-

4

Работа над эскизным дизайн-проектом. Словесное формулирование концепции. Средовые исследования и графические клаузуры. Продолжение сбора косвенных и прямых аналогов. Формулирование словесной концепции. Уточнение параметров работы. Исполнение репрезентативной версии эскизного проекта.

36

-

18

17,8

0,2

 

 

144

-

72

71,8

0,2

 

Содержание тем:

1. Методология проектирования комплексных дизайн-объектов.

Уточнение социальных требований к проектированию, функциональность решений. Экологические и эргономические задачи. Культурные тенденции дизайн-проектирования. Образ в современном дизайне. Семантика и метафоризм образа.

Планирование личной деятельности. Соотношение стратегических и тактических функций в проектировании. Определение состава проекта. Традиционные и новые формы презентации в дизайнерской деятельности.

2. Выбор темы для курсового (дипломного) проектирования:

Примерная тематика проектов:

разработка общественного интерьера (магазина, предприятия общественного питания, развлекательного центра, офиса или общественной службы; клуба, школы, медицинского учреждения с элементами оборудования и (или) средового дизайна;

комплексный средовой объект (праздничное оформление площади, здания и окружающей территории; визуальные коммуникации с разработкой оборудования; места досуга и отдыха);

комплексный графический объект (графический комплекс кампании или общественной акции; элементы фирменного стиля и его продвижения; серия печатных изданий с элементами средовой или телевизионной репрезентации; серия сувенирной продукции);

эксподизайн (музей, выставка) с элементами графики и оборудования.

3. Предпроектное исследование и разработка программы действий.

Для интерьерно-архитектурных тем собираются аналоги, генпланы участков, на которых располагается проектируемый объём. Исследуются тенденции формообразования и объёмно-планировочные решения.

Для графических тем, также исследуются аналоги по выбранной теме, преимущественно с целью определить современные формы репрезентации и типологию графических объектов, формообразующие тенденции, а также современные технологии исполнения.

Объём работы, её последовательность и методология определяется с учётом, как личных возможностей студента, так и существующих тенденций. Необходимо сформулировать личные цели, которые авторы ставят в этой работе.

Техническое задание составляется в виде перечня элементов проекта, описания их параметров и кратко сформулированных проектных целей.

Поиск и уточнение концепции будет продолжаться в течение всей работы. Немаловажно, чтобы студенты обратили внимание на то, что часть из них способна на раннем этапе работы сформулировать словесную концепцию работы, другим же в большей мере дано идти в концепции от визуального образа, что более присуще дизайнерскому творчеству, более визуальному по природе. Таким образом, одна из тактических целей этой стадии работы – обратить внимание на необходимость прислушиваться к себе, реально оценивать свои возможности и искать личные методы.

4. Работа над эскизным дизайн-проектом.

На этой стадии делаются графические клаузуры и форэскизы. Их тематика связана на первом этапе с формализацией образных представлений. Темы клаузур могут уточняться в процессе занятий. В случае с интерьерно-архитектурным заданием они могут основываться на конкретных ассоциациях. Но могут основываться и на абстрактно-категориальных понятиях: «борьба и покой», «хаос и порядок», «современные фактуры и текстуры», «цвет старый и новый», что позволяет освободиться от «проектного зажима». В клаузурах необходим поиск формальных средств в целом, так и частные элементы: характер решения плана, объёмно-планировочные структуры интерьера. Путь работы – от укрупнённых пространственных и планировочных решений к детализованным.

Клаузуры в графических разработках должны развивать образное мышление студентов и подталкивать их к усвоению языка графического дизайна. В заданиях необходима отсылка к задачам комплексности, системности, важным в современном дизайне.

Промежуточный контроль: Экзаменационный просмотр.

 

8 семестр 12 недель

 

Наименование разделов

Количество часов

 

Всего

Аудиторная работа

 

Практические занятия

СРС

Контроль

5.

Анализ проделанной работы, корректировка условий проектирования, объёма и задач доработки проекта.

17,8

8

9,8

-

6.

Исполнение курсового (дипломного) дизайн-проекта. Подготовка к защите. Защита курсового проекта.

90,2

40

50

0,2

 

 

108

48

59,8

0,2

 

Содержание тем:

5. Работа анализируется совместно со студентами. Они оценивают собственные

находки и проблемные стороны проекта. Преподаватель анализирует методологию работы, находки и проблемы дальнейшего хода работы. Корректируются условия проектирования, объём работы и задачи доработки проекта.

Критерии оценки:

глубина и остроумие концептуального решения,

полнота представления проекта,

грамотность проработки объёмно-планировочного решения,

качество формального решения и проектной графики,

адресность проекта, образное соответствие выбранной теме,

наличие инновационных ходов,

наличие остроумных репрезентативных составляющих.

6. Исполнение дизайн-проекта. Защита курсового проекта.

Состав работы: графические клаузуры, пояснительная записка, рабочий дизайн-проект, представленный на 4 планшетах формата 60Х80 см каждый или в мультимедийной презентации.

Критерии оценки:

убедительность концептуального решения;

полнота представления проекта (наличие необходимых для ясного представления проекций, видов, при необходимости – макетов);

острота и точность объёмно-планировочного решения и его соответствие выбранной теме и условиям реализации;

детальность и качество формального решения;

качество проектной графики;

образная убедительность, адресность;

наличие инновационных находок;

новизна и убедительность презентации.

Материалы и технологии исполнения:

Работа может быть выполнена как ручным образом, так и на компьютере, и распечатана на принтере. Эскизная часть и клаузуры могут быть выставлены как в альбоме, так и как составная часть выставочной работы. Все составные части разработки должны быть подписаны и прокомментированы в пояснительной записке, а также на самих планшетах.

Пояснительная записка обязательна. В ней должны присутствовать:

Вводная часть, краткая характеристика проделанной работы;

Анализ проектной ситуации и проблем, включая социокультурные, утилитарные,  

гуманитарные и профессиональные;

Информации о творческой идеологии автора и выбранных принципах и способах

проектирования;

Описание проектного решения, в том числе:

формально-образного, объёмно-планировочного, пластического или графического

решений;

функциональных, эргономических, технологических сторон работы;

художественно-образного решения, роли колористики и материалов, описание

визуального и эмоционального восприятия работы условными потребителями

характеристика способов реализации работы, необходимости привлечения

специалистов-смежников для дальнейшей проработки отдельных аспектов.

Критерии оценки:

профессионализм образного решения,

грамотность проектных решений: учёт технологических, эргономических, факторов, особенностей функционирования и восприятия разработки потребителем, возможностей осуществления проекта;

творческий потенциал, достаточный для продолжения и завершения разработки.

Промежуточный контроль: Экзаменационный просмотр.