Контакты:
-
Татьяна Яковлевна ПлесовскихУчитель
- Общие сведения (организационно-методический раздел)
Нормативно-правовая основа
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» является частью основной профессиональной образовательной программы, составленной в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 52.02.02 «Искусство танца» (по видам) (Приказ Минобрнауки России № 33 от 30. 01.2015).
Данная структура программы соответствует требованиям к РПД, указанным в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 N 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования".
Цель освоения дисциплины
Сохранение традиционной речевой культуры, формирование целостного теоретического представления о состоянии современного русского языка и навыков самостоятельного применения знаний в профессиональной практике.
Содержание программы учебной дисциплины «Русский язык» направлено на достижение следующих целей:
- совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
- формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
- совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык», обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
· личностных:
- воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
- понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
- осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
· метапредметных:
- владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
- владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
- применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
· предметных:
- сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
- сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
- сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- владение навыками анализа текста художественных произведений с учетом их стилистической и жанрово- родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
- Формируемые компетенции в результате освоения дисциплины. Результаты освоения дисциплины
В результате изучения «Русский язык» обучающиеся по указанным специальностям должны освоить общие и профессиональные компетенции:
ОК 12. Использовать умения и знания базовых учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины «Русский язык» обучающиеся указанных специальностей должны:
Знать:
теоретические понятия,
признаки хорошей речи (чистота, богатство, точность, уместность, выразительность), нормы (орфоэпические, грамматические, пунктуационные, стилистические, орфографические).
Уметь: объяснять и соблюдать нормы речи,
редактировать неправильную речь и контролировать собственное произношение, последовательно реализовывать сознательно – коммуникативный принцип для успешного формирования практических речевых задач коммуникации,
проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений.
3. Место дисциплины в подготовке выпускника
Дисциплина «Русский язык» изучается в цикле «Общеобразовательная подготовка», базовые дисциплины ОД.01.01 ФГОС среднего общего образования.
4. Объем дисциплины
. Общая трудоёмкость дисциплины «Русский язык» составляет 104 часов. Из них 70 аудиторных групповых, 34 часов – самостоятельная работа студента. Изучается в 1,2, 3,4 семестрах.
№ |
Форма обучения |
Курс |
Семестр |
Всего часов |
Лекц. |
Практ. |
Инд. |
СРС |
1 |
Очная |
1 |
1 |
|
16 |
- |
- |
8 |
2 |
1 |
2 |
|
19 |
- |
- |
10 |
|
3 |
2 |
3 |
|
16 |
- |
- |
8 |
|
4 |
2 |
4 |
|
19 |
- |
- |
10 |
- Формы промежуточной аттестации
Форма промежуточного контроля знаний: контрольный урок в 1, 2, 3 семестрах
Форма итогового контроля знаний: комплексный экзамен по русскому языку и литературе в 4 семестре.
Формы текущего контроля знаний: опрос, лингвистический анализ текста, контрольный урок, тестирование.
6. Содержание дисциплины
№ |
Раздел дисциплины, тема |
Всего часов |
Аудиторные |
СРС |
||
Лекц. |
Практ. |
Инд. |
||||
|
Русский язык в современном мире. |
2 |
2 |
- |
- |
1 |
|
Система норм современного русского литературного языка. |
6 |
6 |
- |
- |
4 |
|
Система выразительных средств русского языка. |
8 |
8 |
- |
- |
4 |
|
Итого за 1 семестр: |
16 |
16 |
- |
- |
9 |
|
Синонимика в современном русском языке. |
6 |
6 |
- |
- |
3 |
|
Смысловая точность речи. |
6 |
6 |
- |
- |
3 |
|
Лексическая сочетаемость, свободные и фразеологически связанные значения. |
8 |
8 |
- |
- |
3 |
|
Итого за 2 семестр: |
20 |
20 |
- |
- |
9 |
|
Речевая избыточность и недостаточность, тавтология и плеоназмы. |
6 |
6 |
- |
- |
3 |
|
Полисемия. Использование многозначных слов, паронимы. |
4 |
4 |
- |
- |
3 |
|
Лексика ограниченных сфер распространения. |
6 |
6
|
- |
- |
3 |
|
Итого за 3 семестр: |
16 |
16 |
- |
- |
9 |
|
Типичные нарушения речевых норм. Редактирование. |
6 |
6 |
- |
- |
3 |
|
Функционально – смысловые типы речи и текст. Стилистическая окраска слов. |
6 |
6 |
- |
- |
3 |
|
Грамматический практикум. Подготовка к экзамену. |
8 |
8 |
- |
- |
3 |
|
Итого за 4 семестр: |
20 |
20 |
- |
- |
9 |
|
Всего: |
72 |
72 |
- |
- |
36 |