1. Общие сведения (организационно-методический раздел)

 

Нормативно-правовая основа

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» является частью основной профессиональной образовательной программы, составленной в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 52.02.02 «Искусство танца» (по видам)   (Приказ Минобрнауки России № 33 от 30. 01.2015).

Данная структура программы соответствует требованиям к РПД, указанным в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 N 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования".

 

Цель освоения дисциплины

Сохранение традиционной речевой культуры, формирование целостного теоретического представления о состоянии современного русского языка и  навыков самостоятельного применения знаний в профессиональной практике.

Содержание программы учебной дисциплины «Русский язык» направлено на достижение следующих целей:

-                   совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;

-                   формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (язы­ковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);

-                   совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;

-                   дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык», обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

·         личностных:

-                    воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;

-                    понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;

-                    осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

-                формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню раз­вития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

-                способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности до­стижения поставленных коммуникативных задач;

-                готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

-                    способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, по­требность речевого самосовершенствования;

·       метапредметных:

-                                            владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (по­ниманием), говорением, письмом;

-                                            владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использо­вание приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

-                                            применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, обще­ственно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

-                                            овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличност­ного и межкультурного общения;

-                                            готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, по­лучаемую из различных источников;

-                                            умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой инфор­мации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изуче­ния русского языка;

·       предметных:

-                сформированность понятий о нормах русского литературного языка и при­менение знаний о них в речевой практике;

-                сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

-                владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

-                владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

-                владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннота­ций, рефератов, сочинений различных жанров;

-                сформированность представлений об изобразительно-выразительных возмож­ностях русского языка;

-                сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;

-                способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргумен­тированных устных и письменных высказываниях;

-                владение навыками анализа текста художественных произведений с учетом их стилистической и жанрово- родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного вос­приятия и интеллектуального понимания;

-                сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

 

 

 

 

  1. Формируемые компетенции в результате освоения дисциплины. Результаты освоения дисциплины

 

В результате изучения «Русский язык» обучающиеся по указанным специальностям должны освоить общие и профессиональные компетенции:

ОК 12. Использовать умения и знания базовых учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины «Русский язык» обучающиеся указанных специальностей  должны:

Знать:

теоретические понятия,

признаки хорошей речи (чистота, богатство, точность, уместность, выразительность), нормы (орфоэпические, грамматические, пунктуационные, стилистические, орфографические).

Уметь: объяснять и соблюдать  нормы речи,

редактировать неправильную речь и контролировать собственное произношение,  последовательно реализовывать сознательно – коммуникативный принцип для успешного формирования практических речевых  задач коммуникации,

проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений.

3.      Место дисциплины в подготовке выпускника

 

Дисциплина «Русский язык»  изучается в цикле «Общеобразовательная подготовка», базовые дисциплины ОД.01.01 ФГОС среднего общего образования.

 

 

4.      Объем дисциплины

 . Общая трудоёмкость дисциплины «Русский язык» составляет 104 часов. Из них 70 аудиторных групповых, 34 часов – самостоятельная работа студента. Изучается в 1,2, 3,4 семестрах.

 

Форма обучения

Курс

Семестр

Всего часов

Лекц.

Практ.

Инд.

СРС

1

Очная

1

1

 

16

-

-

8

2

1

2

 

19

-

-

10

3

2

3

 

16

-

-

8

4

2

4

 

19

-

-

10


  1. Формы промежуточной аттестации

 

Форма промежуточного контроля знаний: контрольный урок в 1, 2, 3  семестрах

Форма итогового контроля знаний: комплексный экзамен по русскому языку и литературе в 4 семестре.

Формы текущего контроля знаний: опрос, лингвистический анализ текста, контрольный урок, тестирование.

 

6.      Содержание дисциплины

 

Раздел дисциплины, тема

Всего часов

Аудиторные

СРС

Лекц.

Практ.

Инд.

  1.  

Русский язык в современном мире.

2

2

-

-

1

  1.  

Система норм современного русского литературного языка.

6

6

-

-

4

  1.  

Система выразительных средств русского языка.

8

8

-

-

4

 

Итого за 1 семестр:

16

16

-

-

9

  1.  

Синонимика в современном русском языке.

6

6

-

-

3

  1.  

Смысловая точность речи.

6

6

-

-

3

  1.  

Лексическая сочетаемость, свободные и фразеологически связанные значения.

8

8

-

-

3

 

Итого за 2 семестр:

20

20

-

-

9

  1.  

Речевая избыточность и недостаточность, тавтология и плеоназмы.

6

6

-

-

3

  1.  

Полисемия. Использование многозначных слов, паронимы.

4

4

-

-

3

  1.  

Лексика ограниченных сфер распространения.

6

6

 

-

-

3

 

Итого за 3 семестр:

16

16

-

-

9

  1.  

Типичные нарушения речевых норм. Редактирование.

6

6

-

-

3

  1.  

Функционально – смысловые типы речи и текст. Стилистическая окраска слов.

6

6

-

-

3

  1.  

Грамматический практикум. Подготовка к экзамену.

8

8

-

-

3

 

Итого за 4 семестр:

20

20

-

-

9

 

Всего:

72

72

-

-

36