Contacts:
-
Татьяна Яковлевна ПлесовскихУчитель
- Общие сведения (организационно-методический раздел)
Нормативно-правовая основа.
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» является частью основной профессиональной образовательной программы, составленной в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 52.02.02 «Искусство танца» (по видам) (Приказ Минобрнауки России № 33 от 30. 01.2015).
Данная структура программы соответствует требованиям к РПД, указанным в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 N 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования".
Цель освоения дисциплины.
Содержание программы учебной дисциплины «Литература» направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
- формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса;
- образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса;
- устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;
- написания сочинений различных типов;
- поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
Освоение содержания учебной дисциплины «Литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
- сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);
метапредметных:
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
- способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
предметных:
- сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
- сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
- знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
- Формируемые компетенции в результате освоения дисциплины. Результаты освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины «Литература» обучающиеся по указанным специальностям должны освоить общие и профессиональные компетенции:
ОК 12. Использовать умения и знания базовых учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины «Литература» обучающиеся должны:
Знать: соотношение произведения с литературным направлением эпохи; критические оценки эстетической значимости произведения; образную природу словесного творчества; средства художественной выразительности (метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, гипербола); взаимодействие языка, культуры, литературы; тематическое поле изучаемого художественного произведения; национальное и общечеловеческое в творчестве поэта или писателя; нравственные понятия в их исторической изменчивости, их соотнесение с идеалом автора.
Уметь: воспроизводить содержание художественного произведения; определять род и жанр произведения; пересказывать фабулу и сюжет с сопутствующими пересказу комментариями; интерпретировать основные положения текста; комментировать литературно – критические статьи и сопоставлять разные точки зрения на текст; использовать клише и собственные приёмы моделирования сочинений; работать с электронными библиотечными каталогами.
3. Место дисциплины в подготовке выпускника
Дисциплина «Литература» изучается в цикле «Общеобразовательная подготовка», ОД.01.02 ФГОС среднего общего образования.
4. Объем дисциплины
Общая трудоёмкость дисциплины «Литература» составляет 181 часов. Из них 121 аудиторных групповых, 60 час – самостоятельная работа студента. Изучается в 1,2, 3,4 семестрах.
№ |
Форма обучения |
Курс |
Семестр |
Всего часов |
Лекц. |
Практ. |
Инд. |
СРС |
1 |
Очная |
1 |
1 |
48 |
32 |
- |
- |
16 |
2 |
1 |
2 |
29 |
19 |
- |
- |
10 |
|
3 |
2 |
3 |
48 |
32 |
- |
- |
16 |
|
4 |
2 |
4 |
57 |
38 |
- |
- |
19 |
- Формы промежуточной аттестации
Форма промежуточного контроля знаний: контрольный урок в 1, 2, 3 семестрах
Форма итогового контроля знаний: комплексный экзамен по русскому языку и литературе в 4 семестре.
Формы текущего контроля знаний: контрольный урок, терминологический диктант, изложение, сочинение с творческим заданием.
6. Содержание дисциплины
№ |
Раздел дисциплины, тема |
Всего часов |
Аудиторные |
СРС |
||
Лекц. |
Практ. |
Инд. |
||||
|
Русская литература второй половины 19 века. |
32 |
32 |
- |
- |
16 |
|
Итого за 1 семестр: |
32 |
32 |
- |
- |
16 |
|
Развитие русской литературы на рубеже веков. |
10 |
10 |
- |
- |
5 |
|
Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». |
10 |
10 |
- |
- |
5 |
|
Итого за 2 семестр: |
20 |
20 |
- |
- |
10 |
|
Социалистический реализм: литература в 20 – 30 гг. |
10 |
10 |
- |
- |
5 |
|
Становление жанра романа – антиутопии |
10 |
10 |
- |
- |
5 |
|
Литература русского зарубежья. |
12 |
12
|
- |
- |
6 |
|
Итого за 3 семестр: |
32 |
32 |
- |
- |
16 |
|
Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. |
10 |
10 |
- |
- |
5 |
|
Поэзия 60 –х годов. Поиски нового поэтического языка. |
10 |
10 |
- |
- |
5 |
|
Литературная оттепель. |
10 |
10 |
- |
- |
5 |
|
Литература последних лет. |
10 |
10 |
|
|
5 |
|
Итого за 4 семестр: |
40 |
40 |
- |
- |
20 |
|
Всего: |
124 |
124 |
- |
- |
62 |