1. Общие сведения (организационно-методический раздел)

 

Нормативно-правовая основа.

Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» является частью основной профессиональной образовательной программы, составленной в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 52.02.02 «Искусство танца» (по видам)   (Приказ Минобрнауки России № 33 от 30. 01.2015).

Данная структура программы соответствует требованиям к РПД, указанным в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 N 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования".

 

Цель освоения дисциплины.

Содержание программы учебной дисциплины «Лите­ратура» направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовер­шенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
  •  формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, куль­туры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процес­са;
  • образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способ­ностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса;
  • устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и фор­мы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • формирование общего представления об историко-литературном про­цессе;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведе­ния как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;
  • написания сочинений раз­личных типов;
  • поиска, систематизации и использования необходимой инфор­мации, в том числе в сети Интернет.

 

Освоение содержания учебной дисциплины «Литера­тура» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
  • готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
  • сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятель­ности;
  • эстетическое отношение к миру;
  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач раз­личных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);

метапредметных:

  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, фор­мулировать выводы;
  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анали­зировать, использовать в самостоятельной деятельности;
  • способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

предметных:

  • сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
  • сформированность навыков различных видов анализа литературных произ­ведений;
  • знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
  • сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художествен­ного произведения;
  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
  • осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального лич­ностного восприятия и интеллектуального понимания;
  • сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

 

 

  1. Формируемые компетенции в результате освоения дисциплины. Результаты освоения дисциплины

 

В результате изучения дисциплины «Литература» обучающиеся по указанным специальностям должны освоить общие и профессиональные компетенции:

ОК 12. Использовать умения и знания базовых учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины «Литература» обучающиеся  должны:

Знать: соотношение произведения с литературным направлением эпохи; критические оценки эстетической значимости произведения; образную природу словесного творчества; средства художественной выразительности (метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, гипербола); взаимодействие  языка, культуры, литературы; тематическое поле изучаемого художественного произведения; национальное и общечеловеческое в творчестве поэта или писателя; нравственные понятия в их исторической изменчивости, их соотнесение с идеалом автора.

  Уметь: воспроизводить содержание художественного произведения; определять род и жанр произведения;  пересказывать фабулу и сюжет с  сопутствующими пересказу комментариями; интерпретировать основные положения текста; комментировать литературно – критические статьи и сопоставлять разные точки зрения на текст; использовать клише и собственные приёмы моделирования сочинений; работать с электронными библиотечными каталогами.

3.      Место дисциплины в подготовке выпускника

 

Дисциплина «Литература»  изучается в цикле «Общеобразовательная подготовка», ОД.01.02 ФГОС среднего общего образования.

 

4.      Объем дисциплины

 Общая трудоёмкость дисциплины «Литература» составляет 181 часов. Из них 121 аудиторных групповых, 60 час – самостоятельная работа студента. Изучается в 1,2, 3,4 семестрах.

 

Форма обучения

Курс

Семестр

Всего часов

Лекц.

Практ.

Инд.

СРС

1

Очная

1

1

48

32

-

-

16

2

1

2

29

19

-

-

10

3

2

3

48

32

-

-

16

4

2

4

57

38

-

-

19


  1. Формы промежуточной аттестации

 

Форма промежуточного контроля знаний: контрольный урок в 1, 2, 3  семестрах

Форма итогового контроля знаний: комплексный экзамен по русскому языку и литературе в 4 семестре.

Формы текущего контроля знаний: контрольный урок, терминологический диктант, изложение, сочинение с творческим заданием.

6.      Содержание дисциплины

 

Раздел дисциплины, тема

Всего часов

Аудиторные

СРС

Лекц.

Практ.

Инд.

  1.  

Русская литература второй половины 19 века.

32

32

-

-

16

 

Итого за 1 семестр:

32

32

-

-

16

  1.  

Развитие русской литературы на рубеже веков.

10

10

-

-

5

  1.  

Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс».

10

10

-

-

5

 

Итого за 2 семестр:

20

20

-

-

10

  1.  

Социалистический реализм: литература в 20 – 30 гг.

10

10

-

-

5

  1.  

Становление жанра романа – антиутопии

10

10

-

-

5

  1.  

Литература русского зарубежья.

12

12

 

-

-

6

 

Итого за 3 семестр:

32

32

-

-

16

  1.  

Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.

10

10

-

-

5

  1.  

Поэзия 60 –х  годов. Поиски нового поэтического языка.

10

10

-

-

5

  1.  

Литературная оттепель.

10

10

-

-

5

  1.  

Литература последних лет.

10

10

 

 

5

 

Итого за 4 семестр:

40

40

-

-

20

 

Всего:

124

124

-

-

62