Аннотация
к рабочей программе дисциплины
«Русский язык»
43.02.10. «Туризм».
Дисциплина закреплена за кафедрой гуманитарных дисциплин.
Форма обучения: очная.
Трудоемкость: Общая трудоёмкость дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» составляет 106 часа. Из них 70 аудиторных групповых, 36 часа – самостоятельная работа студента. Изучается в 1,2,3 семестрах.
Цель изучения дисциплины: сохранение традиционной речевой культуры, формирование целостного теоретического представления о состоянии современного русского языка и навыков самостоятельного применения знаний в профессиональной практике
Место дисциплины в структуре образовательной программы: дисциплина является частью основной профессиональной образовательной программы, составленной в соответствии с требованиями ФГОС 3+ по специальности СПО 43.02.10. «Туризм».
Наименование дисциплин, необходимых для освоения данной дисциплины: курс начинает формирование компетенций в области родного языка
Краткая характеристика учебной дисциплины (основные разделы, блоки, темы):
Раздел 1. Русский язык в современном мире.
Раздел 2. Система норм современного русского литературного языка.
Раздел 3. Система выразительных средств русского языка.
Раздел 4. Синонимика в современном русском языке.
Раздел 5. Смысловая точность речи.
Раздел 6. Лексическая сочетаемость, свободные и фразеологически связанные значения.
Раздел 7. Речевая избыточность и недостаточность, тавтология и плеоназмы.
Раздел 8 . Полисемия. Использование многозначных слов, паронимы.
Раздел 10. Лексика ограниченных сфер распространения.
Раздел 11. Типичные нарушения речевых норм. Редактирование.
Раздел 12. Функционально – смысловые типы речи и текст. Стилистическая окраска слов.
Раздел 13. Грамматический практикум. Подготовка к экзамену.
Результаты освоения дисциплины:
Знать: теоретические понятия, признаки хорошей речи (чистота, богатство, точность, уместность, выразительность), нормы (орфоэпические, грамматические, пунктуационные, стилистические, орфографические).
Уметь: объяснять и соблюдать нормы речи, редактировать неправильную речь и контролировать собственное произношение, последовательно реализовывать сознательно – коммуникативный принцип для успешного формирования практических речевых задач коммуникации, проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений.
Формы проведения занятий, образовательные технологии: лекции, семинары, грамматический практикум, развивающие лингвистические игры, участие во Всероссийском тотальном диктанте.
Формы промежуточного контроля знаний: опрос, лингвистический анализ текста, контрольный урок, защита языкового портфеля, тестирование.
Форма итогового контроля знаний: экзамен
- Общие сведения (организационно-методический раздел)
Нормативно – правовая основа.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» является частью основной профессиональной образовательной программы, составленной в соответствии с требованиями ФГОС 3+ по специальности СПО 43.02.10. «Туризм».
Цель освоения дисциплины.
Содержание программы учебной дисциплины «Литература» направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
- формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса;
- образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса;
- устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;
- написания сочинений различных типов;
- поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
- сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);
метапредметных:
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
- способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
предметных:
- сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
- сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации
- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
- знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики;
- осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
- Формируемые компетенции в результате освоения дисциплины. Результаты освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» обучающиеся указанных специальностей должны:
Знать: соотношение произведения с литературным направлением эпохи; критические оценки эстетической значимости произведения; образную природу словесного творчества; средства художественной выразительности (метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, гипербола); взаимодействие языка, культуры, литературы; тематическое поле изучаемого художественного произведения; национальное и общечеловеческое в творчестве поэта или писателя; нравственные понятия в их исторической изменчивости, их соотнесение с идеалом автора.
Уметь: воспроизводить содержание художественного произведения; определять род и жанр произведения; пересказывать фабулу и сюжет с сопутствующими пересказу комментариями; интерпретировать основные положения текста; комментировать литературно – критические статьи и сопоставлять разные точки зрения на текст; использовать клише и собственные приёмы моделирования сочинений; работать с электронными библиотечными каталогами.
3. Место дисциплины в подготовке выпускника
Дисциплина «Русский язык и литература. Русский язык» (БД.01) входит в состав базовых дисциплин цикла «Общеобразовательная подготовка» согласно учебному плану ОПОП СПО по специльности 43.02.10 «Туризм» .
4. Объем дисциплины
Общая трудоёмкость дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» составляет 106 часа. Из них 70 аудиторных групповых, 36 часа – самостоятельная работа студента. Изучается в 1,2,3 семестрах.
№ |
Форма обучения |
Курс |
Семестр |
Всего часов |
Лекц. |
Практ. |
Инд. |
СРС |
Контроль |
1 |
Очная |
1,2 |
1,2,3 |
104 |
70 |
- |
- |
36 |
|
- Формы промежуточной аттестации
Форма промежуточного контроля знаний: контрольный урок в 1 семестре
Форма итогового контроля знаний: комплексный экзамен по русскому языку и литературе во 2,3 семестрах.
Формы текущего контроля знаний: опрос, лингвистический анализ текста, контрольный урок, тестирование.
- Тематический план
№ |
Раздел дисциплины, тема |
Всего часов |
Аудиторные |
СРС |
Форма отчетности |
||
Лекц. |
Практ. |
Инд. |
|||||
|
Русский язык в современном мире. |
2 |
2 |
- |
- |
1 |
Опрос |
|
Система норм современного русского литературного языка. |
6 |
6 |
- |
- |
4 |
Опрос, реферат, доклад, презентация |
|
Система выразительных средств русского языка. |
6 |
6 |
- |
- |
4 |
Опрос, реферат, доклад, презентация |
|
Синонимика в современном русском языке. |
6 |
6 |
- |
- |
3 |
Опрос, реферат, доклад, презентация |
|
Итого за 1 семестр: |
20 |
20 |
- |
- |
12 |
|
|
Смысловая точность речи. |
6 |
6 |
- |
- |
3 |
Опрос, реферат, доклад, презентация |
|
Лексическая сочетаемость, свободные и фразеологически связанные значения. |
6 |
6 |
- |
- |
3 |
Опрос, реферат, доклад, презентация |
|
Речевая избыточность и недостаточность, тавтология и плеоназмы. |
6 |
6 |
- |
- |
4 |
Опрос, реферат, доклад, презентация |
|
Итого за 2 семестр: |
18 |
18 |
- |
- |
10 |
|
|
Полисемия. Использование многозначных слов, паронимы. |
6 |
6 |
- |
- |
2 |
Опрос, реферат, доклад, презентация |
|
Лексика ограниченных сфер распространения. |
6 |
6
|
- |
- |
2 |
Опрос, реферат, доклад, презентация |
|
Типичные нарушения речевых норм. Редактирование. |
6 |
6 |
- |
- |
4 |
Опрос, реферат, доклад, презентация |
|
Функционально – смысловые типы речи и текст. Стилистическая окраска слов. |
6 |
6 |
- |
- |
3 |
Опрос, реферат, доклад, презентация |
|
Грамматический практикум. Подготовка к экзамену. |
8 |
8 |
- |
- |
3 |
Опрос, реферат, доклад, презентация |
|
Итого за 3 семестр: |
32 |
32 |
- |
- |
14 |
|
|
Всего: |
70 |
70 |
- |
- |
36 |
|