Аннотация

к рабочей программе дисциплины

«Русский язык»

 

43.02.10. «Туризм».

Дисциплина закреплена за кафедрой гуманитарных дисциплин.

Форма обучения: очная.

 

Трудоемкость: Общая трудоёмкость дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» составляет 106 часа. Из них 70 аудиторных групповых, 36 часа – самостоятельная работа студента. Изучается в 1,2,3 семестрах.

Цель изучения дисциплины: сохранение традиционной речевой культуры, формирование целостного теоретического представления о состоянии современного русского языка и  навыков самостоятельного применения знаний в профессиональной практике

Место дисциплины в структуре образовательной программы: дисциплина является частью основной профессиональной образовательной программы, составленной в соответствии с требованиями ФГОС 3+ по специальности СПО 43.02.10. «Туризм».

Наименование дисциплин, необходимых для освоения данной дисциплины: курс начинает формирование компетенций в области родного языка

Краткая характеристика учебной дисциплины (основные разделы, блоки, темы):

Раздел 1. Русский язык в современном мире.

Раздел 2. Система норм современного русского литературного языка.

Раздел 3. Система выразительных средств русского языка.

Раздел 4. Синонимика в современном русском языке.

Раздел 5. Смысловая точность речи.

Раздел 6. Лексическая сочетаемость, свободные и фразеологически связанные значения.

Раздел 7. Речевая избыточность и недостаточность, тавтология и плеоназмы.

Раздел 8 . Полисемия. Использование многозначных слов, паронимы.

Раздел 10. Лексика ограниченных сфер распространения.

Раздел 11. Типичные нарушения речевых норм. Редактирование.

Раздел 12. Функционально – смысловые типы речи и текст. Стилистическая окраска слов.

Раздел 13. Грамматический практикум. Подготовка к экзамену.

Результаты освоения дисциплины:

Знать: теоретические понятия, признаки хорошей речи (чистота, богатство, точность, уместность, выразительность), нормы (орфоэпические, грамматические, пунктуационные, стилистические, орфографические).

Уметь: объяснять и соблюдать  нормы речи, редактировать неправильную речь и контролировать собственное произношение,  последовательно реализовывать сознательно – коммуникативный принцип для успешного формирования практических речевых  задач коммуникации, проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений.

Формы проведения занятий, образовательные технологии: лекции, семинары, грамматический практикум, развивающие лингвистические игры, участие во Всероссийском тотальном диктанте.

Формы промежуточного контроля знаний: опрос, лингвистический анализ текста, контрольный урок, защита языкового портфеля, тестирование.

Форма итогового контроля знаний: экзамен

  1. Общие сведения (организационно-методический раздел)

 

Нормативно – правовая основа.

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» является частью основной профессиональной образовательной программы, составленной в соответствии с требованиями ФГОС 3+ по специальности СПО 43.02.10. «Туризм».

 

Цель освоения дисциплины.

Содержание программы учебной дисциплины «Лите­ратура» направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовер­шенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
  •  формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, куль­туры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процес­са;
  • образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способ­ностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса;
  • устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и фор­мы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • формирование общего представления об историко-литературном про­цессе;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведе­ния как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;
  • написания сочинений раз­личных типов;
  • поиска, систематизации и использования необходимой инфор­мации, в том числе в сети Интернет.

 

Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
  • готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятель­ности;
  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и спо­собность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
  • сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятель­ности;
  • эстетическое отношение к миру;
  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач раз­личных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);

метапредметных:

  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, фор­мулировать выводы;
  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анали­зировать, использовать в самостоятельной деятельности;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
  • способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

предметных:

  • сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
  • сформированность навыков различных видов анализа литературных произ­ведений;
  • владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
  • владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации
  • владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннота­ций, рефератов, сочинений различных жанров;
  • знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
  • сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художествен­ного произведения;
  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
  • владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики;
  • осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального лич­ностного восприятия и интеллектуального понимания;
  • сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

 

  1. Формируемые компетенции в результате освоения дисциплины. Результаты освоения дисциплины

 

В результате освоения дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» обучающиеся указанных специальностей  должны:

Знать: соотношение произведения с литературным направлением эпохи; критические оценки эстетической значимости произведения; образную природу словесного творчества; средства художественной выразительности (метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, гипербола); взаимодействие  языка, культуры, литературы; тематическое поле изучаемого художественного произведения; национальное и общечеловеческое в творчестве поэта или писателя; нравственные понятия в их исторической изменчивости, их соотнесение с идеалом автора.

  Уметь: воспроизводить содержание художественного произведения; определять род и жанр произведения;  пересказывать фабулу и сюжет с  сопутствующими пересказу комментариями; интерпретировать основные положения текста; комментировать литературно – критические статьи и сопоставлять разные точки зрения на текст; использовать клише и собственные приёмы моделирования сочинений; работать с электронными библиотечными каталогами.

3.      Место дисциплины в подготовке выпускника

 

Дисциплина «Русский язык и литература. Русский язык» (БД.01)  входит в состав базовых дисциплин цикла «Общеобразовательная подготовка» согласно учебному плану ОПОП СПО по специльности 43.02.10 «Туризм»       .

 

4.      Объем дисциплины

 Общая трудоёмкость дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» составляет 106 часа. Из них 70 аудиторных групповых, 36 часа – самостоятельная работа студента. Изучается в 1,2,3 семестрах.

 

Форма обучения

Курс

Семестр

Всего часов

Лекц.

Практ.

Инд.

СРС

Контроль

1

Очная

1,2

1,2,3

104

70

-

-

36

 


  1. Формы промежуточной аттестации

Форма промежуточного контроля знаний: контрольный урок в 1 семестре

Форма итогового контроля знаний: комплексный экзамен по русскому языку и литературе во 2,3 семестрах.

Формы текущего контроля знаний: опрос, лингвистический анализ текста, контрольный урок, тестирование.

 

  1. Тематический план

 

Раздел дисциплины, тема

Всего часов

Аудиторные

СРС

Форма отчетности

Лекц.

Практ.

Инд.

  1.  

Русский язык в современном мире.

2

2

-

-

1

Опрос

  1.  

Система норм современного русского литературного языка.

6

6

-

-

4

Опрос, реферат, доклад, презентация

  1.  

Система выразительных средств русского языка.

6

6

-

-

4

Опрос, реферат, доклад, презентация

  1.  

Синонимика в современном русском языке.

6

6

-

-

3

Опрос, реферат, доклад, презентация

 

Итого за 1 семестр:

20

20

-

-

12

 

  1.  

Смысловая точность речи.

6

6

-

-

3

Опрос, реферат, доклад, презентация

  1.  

Лексическая сочетаемость, свободные и фразеологически связанные значения.

6

6

-

-

3

Опрос, реферат, доклад, презентация

  1.  

Речевая избыточность и недостаточность, тавтология и плеоназмы.

6

6

-

-

4

Опрос, реферат, доклад, презентация

 

Итого за 2 семестр:

18

18

-

-

10

 

  1.  

Полисемия. Использование многозначных слов, паронимы.

6

6

-

-

2

Опрос, реферат, доклад, презентация

  1.  

Лексика ограниченных сфер распространения.

6

6

 

-

-

2

Опрос, реферат, доклад, презентация

  1.  

Типичные нарушения речевых норм. Редактирование.

6

6

-

-

4

Опрос, реферат, доклад, презентация

  1.  

Функционально – смысловые типы речи и текст. Стилистическая окраска слов.

6

6

-

-

3

Опрос, реферат, доклад, презентация

  1.  

Грамматический практикум. Подготовка к экзамену.

8

8

-

-

3

Опрос, реферат, доклад, презентация

 

Итого за 3 семестр:

32

32

-

-

14

 

 

Всего:

70

70

-

-

36