Содержание:

п/п

Разделы программы

страницы

1.

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине «Основы философии», соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОПОП СПО 53.02.03  «Инструментальное исполнительство» (по видам инструментов: фортепиано)

4

 

2.

Указание места дисциплины в структуре образовательной программы

 

4

3.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

 

4

4.

Объем, структура и содержание дисциплины

 

4

5.

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся (задания для самостоятельной работы)

 

10

6.

Фонд оценочных средств для проведения аттестации обучающихся по дисциплине.

 

 

11

7.

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

 

11

8.

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины

 

12

9.

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

 

13

10.

Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

 

13

11.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

 

13

 

Приложение: Фонд оценочных средств для проведения аттестации обучающихся по дисциплине.

 

 

 

  1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы (ОПОП СПО)  52.02.02  «Искусство танца» (спортивный бальный танец)

Программа дисциплины «Основы философии» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 52.02.02 «Искусство танца» (народно-сценический танец). Целью дисциплины является обучение студентов  ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры будущего гражданина и будущего специалиста.

 

2. Указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы:

Дисциплина «Основы философии» входит в состав общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОГСЭ 01 согласно учебному плану ОПОП СПО по специальности 52.02.02  «Искусство танца» (народно-сценический танец)

.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):

В результате освоения дисциплины «Основы государственной культурной политики» у студента должны быть сформированы следующие компетенции:

ОК 1 – способность понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3 – способность решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4 – способность осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5 – способность использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6 – способность работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 7 – способность ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8 – способность самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

 

4. Объем, структура и содержание дисциплины:

Общая трудоемкость дисциплины «Основы философии» составляет 60 часов.

 

Форма обучения

Курс

Семестр

Всего часов

Лекц.

Практ. (сем).

Инд.

СРС

1

ОФО

3

5

60

48

-

-

12

 

Календарный план дисциплины «Основы философии»

5 семестр 18 недель

 

Раздел дисциплины, тема

Всего часов

Аудиторные

СРС

Форма отчетности

Раздел 1. Предмет философии и её история

 

26

8

 

Тема 1.1. Основные понятия и предмет философии

 

4

2

Опрос, тестирование, эссе

Тема 1.2. Философия Древнего мира и средневековая философия

 

8

2

Опрос, тестирование, доклады

Тема 1.3. Философия Возрождения и Нового времени

 

8

2

Опрос, тестирование, доклады

Тема 1.4. Современная философия

 

6

2

Опрос, тестирование, доклады, дискуссия

Раздел 2. Структура и основные направления  философии

 

22

4

 

Тема 2.1. Методы философии  и  её внутреннее строение

 

6

-

Опрос, тестирование, эссе, доклады

Тема 2.2. Учение о бытии и теория познания

 

4

-

Опрос, тестирование, эссе, доклады

Тема 2.3. Этика и социальная философия

 

6

2

Опрос, тестирование, эссе, доклады

Тема 2.4. Место философии в духовной культуре и ее значение

 

6

2

Опрос, тестирование, дискуссия, ролевая игра

 

 

48

12

Дифференцированный зачет

 

Содержание дисциплины

 

Раздел 1. Предмет философии и ее история.

Тема 1.1. Основные понятия и предмет философии.

Термин «философия». Мировоззрение. Социально-исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское. Экзистенциально-личностные типы мировоззрения: хаотическое, догматическое, рефлексивное.

Мифологическое мировоззрение. Миф как самый ранний тип духовной культуры человечества. Особенности мифа. Религиозное мировоззрение. Философское мировоззрение. Пифагор как человек, впервые употребивший слово «философ». Время и место возникновения философии. Условия возникновения философии. Предмет философии. Философия и специальные науки.  Значение философии и ее роль в формировании мировоззрения.

Основной вопрос философии. Онтологическая и гносеологическая стороны основного вопроса философии.

Онтологическая сторона основного вопроса философии. Монизм и дуализм. Объективный и субъективный идеализм. Солипсизм как крайняя форма субъективного идеализма. Различия объективного и субъективного идеализма. Материализм. Понятие материализма. Представители материализма. Виды материализма – наивный  (стихийный), механистический, вульгарный и диалектический. Дуализм. Плюрализм.

Гносеологическая сторона основного вопроса философии. Направления, признающие познаваемость мира  (гносеологические оптимисты) и направления, не признающие познаваемость мира. Скептицизм. Пиррон как основатель скептицизма. Агностицизм. Д. Юм и И. Кант как агностики. Утилитаризм Д. Юма. «Вещь в себе» И. Канта.

Тема 1.2.  Философия Древнего мира и Средневековая философия.

Философия Древнего Востока. Ведическая философия и ее основные понятия. Неортодоксальная индийская философия: буддизм, джайнизм. Философия Древнего Китая: конфуцианство и даосизм. Основные понятия даосской и конфуцианской философии.

Периодизация античной философии. Особенности античной философии. Милетская школа. Фалес. Анаксимандр. Анаксимен. Гераклит. Прозвища Гераклита – «Гераклит Темный» и «плачущий философ». Несотворенность мира богами. Равномерность, ритмичность, закономерность мирового процесса. Элейская школа. Пифагор и Пифагорейский союз. Число как сущность всех вещей. Термин «космос». Понятие калокагатии. Демокрит. Трактовка Демокритом бытия и его основ: атомы и пустота. Учение Демокрита о необходимости. Космология Демокрита. Демокрит как первый последовательный материалист.

Софисты. Критическое отношение к окружающей действительности, стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли. Субъективизм в оценках и суждениях. Софизмы. «Рогатый» софизм. «Покрытый» софизм. Софизм «Пес». Сократ как первый афинский философ. Методы философствования Сократа: ирония, майевтика, дефиниция (определение понятий). Индукция как способ образования понятий у Сократа. Демон (даймон) как внутренний голос. Этический рационализм Сократа.

Платон. Трактовка Платоном бытия и его основ – мир идей, мир вещей, мир материи, мировая душа. Государство. Идеальное государство Платона. Три сословия идеального государства Платона – правители (философы), воины и работники. Гносеология Платона. Познание как анамнезис (припоминание). Диалектика как наиболее эффективный метод воспоминания. Другие ученики Сократа – основатели философских школ. Киники. Антисфен и Диоген Синопский. Бочка Диогена. «Без общины, без дома, без отечества».

Аристотель. «Платон мне друг, но истина дороже». Возражения Платону о познании. Возражения Платону о бытии. Мир как совокупность отдельных предметов. Форма и материя как коренные основы бытия. Материальная и формальная причины. Целевая причина. Космология Аристотеля. Неодушевленные тела, растения, животные и человек как четыре ступени бытия космоса. Растительная, животная и разумная души. Правило золотой середины. Учение Аристотеля о государстве. Человек как политическое животное. Полития как наилучшая форма государства. Гносеология Аристотеля. Познаваемость мира. Определение понятия истины. Четыре этапа познания.

Эпикур. Сад Эпикура. Атомизм Эпикура. Эпикур о богах. Этика Эпикура. Удовольствие как счастье. Отсутствие страданий, болезней, занятие любимым делом как удовольствие. Естественные и необходимые, естественные и не необходимые, неестественные и не необходимые потребности. Дружба. Эпикурейцы. Тит Лукреций Кар и его поэма «О природе вещей».

Стоики. Древняя (Старшая) Стоя. Средняя Стоя. Новая (Поздняя) Стоя. Зенон Китийский как основатель стоицизма. Жизнь по природе. Разумность природы. Пневма. Апатия. Печаль (в том числе сострадание), страх, вожделение, удовольствие  как виды страстей. Долг. «Стойкие стоики». Влияние стоицизма на раннее христианство. Вера в провидение. «Разумного судьба ведет, а неразумного тащит». Космополитизм. Сенека. Марк Аврелий. Эпиктет.

Неоплатоники. Плотин как основатель неоплатонизма. Единое. Понятие эманации (истечения). Ум. Мировая душа. Материя. Гносеология Плотина. Чувство и ум как два способа познания. Созерцание как непосредственное слияние души с Единым. Влияние неоплатонизма на христианскую философию.

Теоцентризм философии Средневековья. Креационизм. Провиденциализм. Догматизм. Представители философии Средневековья. Основные этапы средневековой философии: патристика и схоластика.   Проблема универсалий (общих понятий) – номинализм, реализм и концептуализм. 

Философия Аврелия Августина (Блаженного). Платон и неоплатонизм, а также христианская религия как две традиции, слившиеся в творчестве Августина. «О граде Божьем» и «Исповедь» как главные труды Августина. Счастье как познание Бога. Теодицея  Августина. Зло как недостаток добра.  Бессмертие души. Тело как темница для души. Счастье на основе любви к Богу как задача человека. Линейная концепция истории. Грехопадение Адама и Евы и Страшный суд как два события, между которыми заключается вся история человечества. Динамичность человеческого общества — идея прогресса. Идея предопределения у Августина. Разум и авторитет как два источника познания. Божественный и человеческий авторитет как два вида авторитета.

Философия Фомы Аквинского. Пять доказательств существования Бога – движение, причина, случайность и необходимость, степени качеств, цель. Разделение сущности (эссенции) и существования (экзистенции) как одна из ключевых идей католичества. Единство сущности и существования только в Боге. Одновременность участия веры и знания в процессе познания. Проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога как то, что не поддается рациональному (разумному) познанию и может быть познано только через Божественное откровение. Философия и теология как разные науки. Подчиненная роль философии.

Схоластика как возрождение рационализма в философии Средневековья.

Тема 1.3. Философия Возрождения и Нового времени

Антропоцентризм как особенность философии эпохи Возрождения. Рационализм. Гуманизм (Данте Алигьери, Ф. Петрарка, Эразм Роттердамский). Натурфилософия (гелиоцентризм Н. Коперника, пантеизм Дж. Бруно, астрономические наблюдения Г. Галилея).

Наукоцентризм философии Нового времени. Идея науки нового типа. Представители философии ХVII века. Фрэнсис Бэкон. «Новый  Органон». Классификация наук.  Память, воображение, рассудок как три познавательные способности человека. Очищение наших знаний от всех и всяческих заблуждений (идолов, призраков) как первая задача науки. Четыре вида призраков: призраки рода, призраки пещеры, призраки рынка (площади), призраки театра. Разработка истинного метода познания как вторая задача науки. Три метода (пути) познания: метод паука, метод муравья, метод пчелы. Метод индукции. Эмпиризм Ф. Бэкона. «Знание — сила».

Рене Декарт. «Рассуждение о методе». Четыре правила метода. Дедукция. Математика как образец науки. Рационализм Р. Декарта. «Я мыслю, следовательно, существую». Выведение из существования человека существования Бога. Выведение из существования Бога существования мира. Материальная и духовная субстанции. Равнозначность души и тела. Дуализм Р. Декарта. Теория врожденных идей Р. Декарта.

Джон Локк. Мир как множество материальных объектов. Материя как субстанция. Первичные, или реальные качества вещей (протяженность, длительность, величина, фигура, движение, покой, плотность). Характеристики этих качеств. Вторичные, или приписываемые качества (цвет, запах, вкус, боль, теплота, холод). Характеристики этих качеств. Отсутствие врожденных идей. Душа как «tabula rasa» (чистая доска). Опыт как процесс получения ощущений. Локк как эмпирик и сенсуалист.

Бенедикт Спиноза. Природа как основа самой себя. Две части природы: творящая природа (Бог) и сотворенная природа (совокупность предметов). Б. Спиноза как натуралистический пантеист. Свобода как свойство природы (Бога). Необходимость как свойство сотворенной природы. Путь к свободе как превращение внешней необходимости во внутреннюю.

Готфрид Вильгельм Лейбниц. Отход Лейбница от представления о двойственной природе субстанции (Р. Декарт, Б. Спиноза). Монады как субстанции. «Что-либо материальное не может быть в одно и то же время и материальным, и совершенно неделимым, иными словами, обладать истинным единством». Монада как духовный атом. Предустановленная гармония. Два вида истин – истины разума и истины факта.

Философия эпохи Просвещения. Вера в разум, который приведет к прогрессу. Призыв к освобождению от религиозных суеверий, моральных предрассудков и догм, не поддающихся фактической проверке. Критика социального неравенства, защита естественных прав человека, критика сословных привилегий и тирании. Учение Дж. Локка как философское основание взглядов просветителей. Представители философии Просвещения: Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций и другие.

Джордж Беркли. Защита и обоснование религии как основная задача Беркли. Критика материализма. Критика понятия материи. Вещь как совокупность первичных и вторичных качеств. Субъективность как вторичных, так и первичных качеств. Вещь как совокупность ощущений субъекта. «Существовать – значит быть воспринимаемым». Мир как совокупность ощущающих душ (людей). Ощущающие души как результат творения Бога. Солипсизм Дж. Беркли.

Давид Юм. Невозможность ни доказать, ни не доказать существование как материальной, так и духовной субстанции (основы мира). Доказательность и бездоказательность в одинаковой степени и идеалистов, и материалистов. Агностицизм Юма. Чисто психологическое убеждение людей в том, что в мире существуют причинно-следственные связи. Материализм и идеализм как результаты веры. Зависимость веры в причинно-следственную связь от пользы, которую эта вера приносит. Утилитаризм Юма.

Тема  1.4. Современная философия.

Немецкая классическая философия как основа современной философской системы. Хронологические рамки и представители немецкой классической философии.

Иммануил Кант. Созерцание,  рассудок  и разум как основные познавательные способности человека. Суждение как то, посредством чего формулируются человеческие знания. Аналитические и синтетические суждения. Априорные и апостериорные суждения.  Априорные синтетические суждения как истинные. Математика как основа всякого познания. Арифметика как созерцание времени, геометрия как созерцание пространства. Способность ориентироваться во времени и пространстве как априорная способность. Математика как наука, которая способна давать априорные синтетические суждения, а значит – истину.

Естествознание. Рассудок как познавательная способность, на которой основано естествознание. Рассудок как умение оперировать понятиями. Понятие как синтез созерцаний. Естествознание как наука, которая способна давать априорные синтетические суждения, то есть истину. Двенадцать врожденных понятий (категорий): категории количества (единство, множество, цельность), категории качества (реальность, отрицание, ограничение), категории отношения (субстанция, причина, взаимодействие), категории модальности (возможность, действительность, необходимость).

Философия. Разум как способность, на которой основана философия. Антиномии разума. Обусловленность трудностей человеческого познания не столько сложностью объекта, сколько особенностями человеческого разума. «Вещь в себе». Этика Канта. Гетерономная и автономная воля человека. Гипотетический императив. Категорический императив. Формулировки категорического императива.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Абсолютная идея как первооснова всего. Самопознание абсолютной идеи. Три ступени самопознания абсолютной идеи: логика, природа, дух. Природа как инобытие абсолютной идеи. Человек как носитель абсолютной идеи. Сходство трех ступеней самопознания абсолютной идеи с религиозными представлениями. Тождество бытия и мышления.

Диалектика как закон развития абсолютной идеи, в основе которого лежит единство и борьба противоположностей. Триада развития: 1) утверждение (тезис), 2) отрицание (антитезис), 3) отрицание отрицания (синтез). Синтез как новое утверждение. Законы диалектики – закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицания.

Людвиг Фейербах. Антропологический принцип Фейербаха. Учение о человеке. Три момента человеческой сущности – человеческое тело, общение человека с человеком, духовная жизнь. Виды общения: нравственные отношения, правовые, эстетические, производственные отношения, отношения между мужчиной и женщиной. Три компонента духа – воля, чувство, разум. Учение Фейербаха о природе. Фейербах как материалист. Природа как единственная реальность, человек как ее высший продукт. Вечность природы во времени и неограниченность в  пространстве. Пространство и время как формы бытия природы. Критика религиозных представлений о начале мира. Неразрывность природы и движения. Движение как способ бытия природы. Фейербах как метафизик. Физические, химические, биологические процессы как формы движения природы. Единство живой и неживой природы. Научно обоснованный атеизм Л. Фейербаха. «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии» (Ф. Энгельс).

Постклассическая философия ХIХ - ХХ веков. Марксизм. Позитивизм. Герменевтика. Психоанализ. Экзистенциализм. Основные достижения и проблемы  в науке и философии XIX века.  Социальная философия. Философия культуры (И.Г. Гердер, Дж. Вико). Философия науки.

Материалистическая диалектика (диалектический материализм) как основная онтологическая, гносеологическая и социально-философская система новейшего  времени. Хронологические рамки философии новейшего времени. Особенности философии новейшего времени. Карл Маркс и Фридрих Энгельс как основатели марксистской философии. Огюст Конт как основатель позитивизма. Признание реальными только так называемых «позитивных знаний», добываемых опытной наукой. Критика философии («метафизики») за умозрительность, оторванность от жизни. «Наука – сама себе философия». Классический позитивизм (О. Конт, Дж. С. Милль, Г. Спенсер) как первый этап позитивизма. «Позитивное государство» и «позитивная религия» О. Конта. Эволюционизм Г. Спенсера. Утилитаризм Дж. С. Милля. Четыре этапа позитивизма. Махизм, или эмпириокритицизм (Э. Мах, Р. Авенариус) как «второй позитивизм».

Эрнст Мах. Вещь как комплекс ощущений. Познание как установление связи между ощущениями. Опыт как совокупность ощущений. Анализ ощущений как задача философии. Эмпириокритицизм - критика опыта. Неопозитивизм как «третий позитивизм». Школы и представители неопозитивизма: «Венский кружок» (М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат), Б. Рассел, Л. Витгенштейн. Принцип верификации (лат. veritas - истина) как критерий научности. «Бог», «душа» и т.п. как псевдопроблемы. Постпозитивизм как четвертый этап позитивизма. Представители постпозитивизма: К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд. Проблема развития науки. Карл Поппер. Принцип фальсификации как критерий научности.

Философские идеи А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Герменевтика  (В. Дильтей, Ф. Шлейермахер,    Х.Г. Гадамер). Роль герменевтики в художественном познании.

Философия психоанализа (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм, Г. Маркузе). Зигмунд Фрейд. Открытие бессознательного и реакции вытеснения (из сознания в бессознательное) как два главных открытия Фрейда. «Случайные», спонтанные действия, оговорки, забывания как материал для изучения бессознательного. Сновидения как особая форма жизни бессознательного. Либидо (сексуальное влечение, сексуальный инстинкт) как основа бессознательного. Сублимация: преобразование в социально приемлемые формы вытесненных в бессознательное желаний и мыслей. Массовая сублимация подавленной энергии и преобразование ее в культуру. Культура (религия, спорт, искусство и т.д.) как результат сублимации. Жизнь человека как постоянное взаимодействие Эроса (влечения к жизни) и Танатоса (влечения к смерти). Карл Густав Юнг. Теория архетипов. Герберт Маркузе. «Репрессивная культура». Эрих Фромм. Проблема подлинности личности в обществе потребления.

Философия жизни (А. Бергсон). Феноменология (Э. Гуссерль). Экзистенциализм (С. Кьеркегор, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю). Проблема свободы и ответственности человека. Проблема смысла человеческой жизни. Религиозный экзистенциализм (С.Кьеркегор, Г.Марсель, К.Ясперс) и атеистический (Ж.-П. Сартр, А. Камю).  Экзистенциализм в русской  философии (Н. Бердяев, Л. Шестов).

Философия и глобальные проблемы современности.

 

Раздел 2. Структура и основные направления  философии

Тема 2.1. Методы философии  и её внутреннее строение

Философия как рациональное познание всеобщего. Онтология. Гносеология и логика. Философская антропология. Этика. Эстетика. Социальная философия. Диалектика, метафизика и эклектика как мировоззренческие альтернативы в познании всеобщего.

Основные значения слова «диалектика». Три этапа развития диалектики: античный (Гераклит, Зенон  Элейский, Сократ, Платон),  классический (Г.В.Ф.Гегель), современный  (К.Маркс, Ф.Энгельс и марксисты).  Основные законы и категории  диалектики. Определения понятий  закона и категории. Взаимосвязь этих понятий.

Закон единства и борьбы противоположностей. Определения понятий: противоположность, противоречие, единство, борьба. Виды противоположностей. Единство и борьба противоположностей как основа развития. Закон взаимного  перехода количественных изменений в качественные. Определения понятий: качество, количество, мера, скачок. Диалектический скачок как перерыв постепенности в развитии. Прямая и обратная зависимость качественных и количественных изменений.  Закон отрицания отрицания. Изменение как отрицание предшествующего качества (состояния) вещи. Невозможность возврата в первоначальное состояние в процессе развития, даже при обратимости процесса. Принципиальная незавершенность триады Г.Гегеля. Спиралевидная модель процесса развития.  Направленность процесса развития. Прогресс и регресс.

Основные  категории диалектики. Часть и целое. Система и элемент. Виды систем: простые и сложные, уровни сложности систем. Единичное, общее, особенное. Содержание и форма. Закон соответствия формы и содержания.  Сущность и явление, их взаимосвязь. Адекватные и неадекватные явления.  Причинность. Причина и условие. Возможность и действительность. Вероятность. Невозможность. Связь и зависимость. Виды связей. Необходимость и случайность.

Тема 2.2. Учение о бытии и теория познания

Теория познания Фейербаха. Реальный мир как чувственно воспринимаемая действительность (природа). Подчиненная, служебная роль разума в познании.

Теория познания К. Маркса. Принципы познания: принцип познаваемости, принцип материализма, принцип диалектики, принцип практики. Практика как основа познания, критерий истины и цель познания. Практика как совокупность всех видов деятельности людей относительно процессов и явлений объективного мира. Единство чувств и разума как то, что необходимо для успеха в познании.

Познание и знание. Истина в познании. Чувственный (эмпирический) и рациональный  (логический) элементы в познании. Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Основные формы рационального познания: понятие,  суждение, умозаключение.

Понятие как мысль о существенном признаке класса предметов. Существенный признак тот, который принадлежит всем предметам класса и только им. Объем и содержание понятий. Виды понятий: единичные, общие, нулевые. Регистрирующие и нерегистрирующие. Собирательные и несобирательные. Положительные и отрицательные. Понятия о предмете, свойстве, отношении. Видовые и родовые понятия.

Отношения между понятиями: совместимые и несовместимые. Совместимые: тождества, частичного совпадения, подчинения. Несовместимые: соподчинения, контрарности, контрмедиальности.  Определения понятий. Виды определений. Определение через ближайший род и видовое отличие. Правила определения. Ошибки в определении.

Логическое и аналитическое деление. Делимое понятие, члены деления, основание деления. Правила деления. Дихотомическое деление. Классификация.

Суждение как мысль о принадлежности или отсутствии признака (признаков) у предмета (предметов). Субъект. Предикат. Связка.

Умозаключение как связь мыслей, дающая новую мысль, непосредственно не содержащуюся в исходных мыслях. Состав умозаключения: посылки и вывод. Характеристика видов умозаключений: дедукция, индукция, традукция. Два условия получения истинного умозаключения: истинность исходных посылок и логическая правильность. Логическая неправильность: ошибки (паралогизмы), софизмы, остроты.

Четыре закона логики, соблюдение которых гарантирует истинное умозаключение. Закон тождества: в правильном рассуждении повторяющаяся мысль тождественна самой себе. Нельзя подменять предмет обсуждения, тему, значение слова другим. Закон непротиворечия: два противоположных высказывания не могут быть истинными в одном и том же отношении. Закон исключенного третьего: если в одном высказывании нечто утверждается, а в другом то же самое отрицается, то одно высказывание истинно, другое ложно, а третьего не дано (tertium non datur). Закон достаточного основания: любая истинная мысль имеет достаточное логическое основание (истинность исходных посылок и логическая правильность). Роль упражнений в развитии культуры мышления.

Тема 2.3. Этика и социальная философия

Этика Сократа, Платона, Аристотеля. Античное единство этики и социальной философии. Социальная философия Августина как реализация божественного предопределения. Этика Б. Спинозы как следствие пантеизма. Свобода как свойство природы (Бога). Необходимость как свойство сотворенной природы. Путь к свободе как превращение внешней необходимости во внутреннюю. Свобода как познанная необходимость. «Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать». 

Социальная философия как порождение эпохи Возрождения. Политическая философия Никколо Макиавелли. «Князь» («Государь») как самое известное произведение Н. Макиавелли. Склонность человека по своей природе к злу («Люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества»). Эффективность управления против этичности («Цель оправдывает средства»).

Философия социалистов-утопистов. Томас Мор. «Утопия». Отсутствие в Утопии частной собственности.  Равенство между собой всех граждан Утопии. Всеобщий труд. Продолжительность рабочего дня. Веротерпимость жителей Утопии. Равенство прав женщин и мужчин. Томмазо Кампанелла. «Город солнца». Отсутствие частной собственности. Всеобщий труд. Воспитание детей не в семьях, а в специальных учебных заведениях. Централизованная научная организация труда и быта.

Философия Реформации (М. Лютер, Ж. Кальвин). Протестантизм. Мартин Лютер. Критика индульгенций. Непогрешимость Библии. Библия как единственный источник истины. Необходимость упрощения религиозных обрядов. Необходимость отсутствия профессиональных служителей церкви – священников. Жан Кальвин. Идея провидения. Идея предопределения. Успех в работе, умножение богатства как признак богоизбранности. Протестантизм как идеологическое обоснование капитализма.  Новая антропология  реформатов.

                Учение Фейербаха об обществе и государстве. Общество как совокупность людей.  «Я хочу, следовательно, я существую». Воля как стремление к чему-либо. Счастье как главный объект воли. Определение понятия счастья как раскрытия подлинной человеческой сущности. Счастье как любовь. Любовь как разумное половое общение. Три элемента любви – воля, чувство, разум. Предложение Фейербаха заменить существующую религию религией любви  Я и Ты. Создание общества, где человек мог бы по-человечески реализовать свою человеческую сущность (любить и быть любимым) как задача государства. 

Человек как биосоциокультурное (природное, общественное и культурное) существо. Сознание и членораздельная речь, прямохождение и производство необходимых средств к жизни как то, что свойственно человеку. Производство необходимых средств к жизни как главный, определяющий элемент человека.  Деятельность (активность, направленная на преобразование окружающей действительности) как предпосылка и  процесс производства. Виды деятельности: труд (создание потребительной стоимости (блага - предмета, нужного человеку)), политическая деятельность (распределение созданных благ), нравственная деятельность (деятельность по утверждению добра), эстетическая деятельность (деятельность по утверждению красоты) познавательная деятельность (формирование истинных знаний).

Человек как деятельное существо. Отношение как результат деятельности. Производственные, политические, нравственные, эстетические, познавательные отношения. Общество как совокупность отношений между людьми. Производственные отношения как базис общества, все остальные отношения как надстройка. Шесть элементов, из которых складывается производственная деятельность: человек, средства труда, цель, предмет труда (то, на что направлена деятельность), технология деятельности (совокупность операций над предметом), результат. Люди и средства производства (средства труда и предметы труда) как производительные силы.

Противоречия между уровнем развития производительных сил и производственных отношений как то, что приводит к смене общественно-экономических формаций. Пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная,  капиталистическая, коммунистическая. Государственная (общественная) собственность на средства производства в коммунистическом обществе. Ликвидация эксплуатации человека человеком (присвоение результатов чужого труда). Принцип коммунизма: свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех.

Тема 2.4. Место философии в духовной культуре и ее значение

                Философия и мифология. Философия и наука. Философия и религия. Философия и искусство. Черты сходства и различия. Роль философии как рационального способа познания мира. Значение философии как двигателя культурной эволюции человека. Философия как инструмент постановки и разрешения глобальных проблем человечества. Возможна ли культура без философии? Возможен ли человек без философии? Философия как элемент духовной культуры, материальной культуры, культуры повседневности.

 

4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Основы философии» (задания для самостоятельной работы):

Раздел I. Предмет философии и ее история.

                Задание № 1

Изобразить при помощи кругов Эйлера соотношение понятий: философия и мифология; философия и наука; философия, культура, искусство; философия и мировоззрение.

Форма отчетности: рисунки в тетради

             Задание № 2.

             Сравнить картины мира (космоса) в представлениях Фалеса Милетского, Анаксимандра, Анаксимена, Пифагора. Являются эти картины естественнонаучными или натурфилософскими? Обосновать их относимость.

Форма отчетности: эссе объемом от 1 до 5 страниц WindowsWord, кегль 12, междустрочный интервал 1,5.             

             Задание №3

Какие из высказанных ниже суждений относятся к философским? Обоснуйте Ваш выбор.

  1. Всякое явление причинно обусловлено.
  2. Вечный двигатель невозможен.
  3. Бог не существует.
  4. Цель не оправдывает средства.
  5. Все элементарные частицы имеют структуру.
  6. Жизнь есть способ  существования белковых тел.
  7. Мир познаваем.
  8. Количество энергии в замкнутой системе сохраняется.
  9. Все материальные объекты имеют энергию.
  10. Сознание есть свойство высокоорганизованной материи.

 

Раздел II. Структура и основные направления  философии

                Задание № 4.

Определите, под влиянием какого философского направления находится персонаж этого произведения.

«Я воображал, что, кроме меня, никого и ничего не существует во всем мире, что предметы не предметы, а образы, являющиеся только тогда, когда я на них обращаю внимание, что, как скоро я перестаю думать о них, образы эти тотчас же исчезают. …Были минуты, что я … доходил до такой степени сумасбродства, что иногда быстро оглядывался в противоположную сторону, надеясь врасплох застать пустоту (neant) там, где меня не было» (Л.Н.Толстой. «Отрочество»).

Форма отчетности: эссе в письменном виде в тетради.

                Задание № 5.

О каком виде материализма идет речь? Обоснуйте.

«Материалисты утверждают, что психика суть свойство организованной материи, мысль – химическая реакция. Но ведь это только терминологически отличается от гилозоизма, от одушевления материи… Из всех недопустимых опрощений материализм – самое уродливое». (М. Горький. «Жизнь Клима Самгина»).

Согласны ли Вы с этой позицией? Почему? Как можно охарактеризовать Вашу позицию по данному вопросу?

Форма отчетности: эссе в письменном виде в тетради.

                Задание №6

                Проанализируйте стихотворение И. Бродского «Письма римскому другу: из Марциала». К какой философской школе можно отнести взгляды лирического героя? Является ли его позиция актуальной в наши дни? С чем, по-Вашему, это связано?

                Форма отчетности: эссе объемом от 1 до 5 страниц WindowsWord, кегль 12, междустрочный интервал 1,5.

 

5. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся по дисциплине:

(В соответствии с «Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный институт культуры» к основным видам фонда оценочных средств (ФОС) в вузе отнесены: курсовые работы, коллоквиумы, контрольные работы, рефераты, тесты, эссе, просмотры, технические зачеты, академические концерты, прогоны и пр.)

Данный раздел выполняется в виде Приложения к рабочей программе по дисциплине «Основы государственной культурной политики», см. Приложение.

 

6. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины:

 Основная литература:

  1. Горелов, А. А. Основы философии : учебник / А. А. Горелов. – Москва : Академия, 2010. – 256 с.
  2. Гриненко, Г. В. Философия: учебник / Г. В. Гриненко – Москва: Юрайт, 2011. – 689 с.
  3. Губин, В. Д. Философия: учебник. – Москва: Проспект, 2011. –  336 с.  
  4. Липский, Б. И. Философия: учебник / Б. И. Липский, Б. В. Марков. – Москва: Юрайт, 2011. – 495 с.
  5. Спиркин, А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. – Москва: Юрайт, 2011. – 828 с.
  6. Философия: учебник / В. Н. Лавриненко и др. – Москва: Юрайт, 2011. – 561 с.
  7. Философия: учеб.-метод. комплекс / сост. Н.Ю. Перевозкина. – Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2009. – 44 с.                      

Дополнительная литература

  1. Вечканов, В. Э. Философия : курс лекций / В. Э. Вечканов. - 3-е изд., стереотип. - Москва : Экзамен, 2008. - 318, [1] с.
  2. Ильин, В. В. Философия в схемах и комментариях : учеб. пособие для студентов вузов / В. В. Ильин, А. В. Машенцев. – Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 304 с.
  3. Кармин, А. С. Философия : учебник / А. С. Кармин, Г. Г. Бернацкий. - 2-е изд. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. - 560 с. : ил. - (Учебник для вузов).
  4. Копалов, В. И. Курс лекций по русской философии истории : учеб. пособие / В. И. Копалов. - Екатеринбург : Уральский университет, 2005. - 266 с.
  5. Миронов, В. В. Философия : учебник / В. В. Миронов. - Москва : Проспект, 2009. - 240 с.
  6. Налетов, И. З. Философия : учебник для студентов вузов / И. З. Налетов. - Москва : Инфра-М, 2008. - 399, [1] с. - (Высшее образование).
  7. Сербиненко, В. В. Русская философия : курс лекций / В. В. Сербиненко. - Москва : Омега-Л, 2006. - 464 с.
  8. Скорая помощь на экзаменах по философии. - Минск : Харвест, 2008. - 96 с.
  9. Табуркин, В. И. Основы современной философии : учеб. пособие / В. И. Табуркин ; Тюменская гос. сельхоз. академия. - Тюмень, 2006. - 440 с.
  10. Фокина, Н. И. Современная западная философия (вторая половина 19-20 в.) : учеб. пособие / Н. И. Фокина; под ред. В. И. Кириллова. - Москва : Проспект, 2009. - 336 с.
  11. Хаврак, А. П. Занимательная философия : учеб. пособие в виде кроссвордов / А. П. Хаврак. - Москва : Дашков и К, 2006. - 213, [1] с.

 

Рекомендуемая литература

  1. Авенариус, Р.     Философия как мышление о мире сообразно принципу наименьшей меры сил. Prolegomena к критике чистого опыта : пер. с нем. / Р. Авенариус. – 2-е изд., стер. – Москва : КомКнига, 2007. – 56 с.
  2. Алексеев, П. В. Философия : классический университетский учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – Москва : Изд-во Моск. университета, 2007. – 585 с.
  3. Басин, Е. Я. Философская эстетика и психология искусства : учеб. пособие / Е. Я. Басин, В. П. Крутоус. – Москва : Гардарики, 2007. – 287 с.
  4. Башкова, Н. В.   Преображение человека в философии русского космизма : научное издание / Н. В. Башкова. – Москва : КомКнига, 2007. – 224 с.
  5. Белов, В. Н. Введение в философию культуры : учеб. пособие / В. Н. Белов. – Москва : Академический проект, 2008. – 238 с.
  6. Бердяев, Н. А. Самопознание / Н. А. Бердяев – Москва, 1991.
  7. Блажевич, Н. В.                История и философия науки : учеб.-метод. пособие / авт.-сост. Н. В. Блажевич. – Тюмень : ТЮИ МВД, 2006. – 144 с.
  8. Блажевич, Н. В. Философские забавы / Блажевич Н. В., Ким В. В., Селиванов Ф. А. – Псков, 1996.
  9. Борисов, С. В. "Человек философствующий": исследование современных моделей философской пропедевтики : науч. издание / С. В. Борисов. – Москва : Per se, 2005. – 239 с.
  10. Бучило, Н. Ф.     История и философия науки : учеб. пособие / Н. Ф. Бучило, И. А. Исаев. – Москва : Проспект, 2010. – 427 с.

11.    Бытие и небытие: сб. упражнений по философии : учеб.-метод. пособие / отв. ред. К. Г. Рожко; автор. коллектив: Ю. В. Ларин [и др.]. – Тюмень : ТГИИК, 2004. – 63 с.

  1. Вечканов, В. Э. Философия : курс лекций / В. Э. Вечканов. - 3-е изд. - Москва : Экзамен, 2008. - 318, [1] с.
  2. Витгенштейн, Л. Избранные работы: Логико-философский трактат; Коричневая книга; Голубая книга : науч. издание / Л. Витгенштейн ; пер. с нем., англ. В. Руднева. – Москва : Территория будущего, 2005. – 436, [1] с.
  3. Грязнов, А. Ф. Аналитическая философия : научное издание / А. Ф. Грязнов. – Москва : Высшая школа, 2006. – 375 с.

15.    Губанов, Н. И. Философия : учеб. пособие для вузов / Н. И. Губанов. – Тюмень : Академия, 2003.

16.    Губин, В. Д. Философия : учебник / В. Д. Губин. – Москва : Проспект, 2008. – 332 с.

  1. Гуссерль, Э. Избранные работы : науч. издание / Э. Гуссерль; сост. В. А. Куренной. – Москва : Территория будущего, 2005. – 458, [1] с.
  2. Ильин, В. В. Философия в схемах и комментариях : учеб. пособие / В. В. Ильин, А. В. Машенцев. – Санкт-Петербург : Питер, 2008. – 304 с.
  3. Камю, А. Бунтующий человек / А. Камю. – Москва : Терра-Книжный клуб; Республика, 1999.
  4. Лаэртский, Диоген. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – Москва, 1979.
  5. Лосский, Н. О. История русской философии / Н. О. Лосский – Москва, 1994.
  6. Марксизм: pro и contra. – Москва, 1992.
  7. Патласов, С. А. Подлинность как феномен бытия человеческой личности : монография / С. А. Патласов. – Тюмень : ТюмГУ, 2007. – 228 с.
  8. Подвойский, Д. Г. Антиномия "Россия – Запад" и проблема социокультурной самобытности : науч. издание / Д. Г. Подвойский. – Москва : РУДН, 2005. – 299 с.
  9. Рассел, Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней : научное издание / Б. Рассел; пер. с англ. – Москва : Академический проект, 2009. – 1003 с.
  10. Реале, Дж. История европейской философии от истоков до наших дней : в 4-х кн. / Джованни Реале, Дарио Антисери. – Санкт-Петербург : Петрополис, 1994.
  11. Рожко, К. Г. Формы общественной духовности и виды культуры : учеб.-метод. пособие / К. Г. Рожко. – 3-е изд., испр. и доп. – Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2007. – 80 с.
  12. Сагатовский, В. Н. Вселенная философа / Сагатовский В. Н. – Москва, 1981.
  13. Сагатовский, В. Н. Сборник упражнений по диалектическому материализму / Сагатовский В. Н., Селиванов Ф. А., Дмитриенко В. А. – Томск, 1968.
  14. Селиванов, Ф. А. Оценка и норма в моральном сознании. – Тюмень, 2006.
  15. Селиванов, Ф. А. Поиск ошибочного и правильного / Ф. А. Селиванов. – Тюмень, 2003.
  16. Селиванов, Ф. А. Рассказы о философах / Ф. А. Селиванов. – Тюмень : ТюмГУ, 2002.
  17. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. – Москва, 1995.
  18. Фромм, Э. Иметь или быть / Э. Фромм. – Москва, 1990.
  19. Чанышев, А. Н. Курс лекций по древней философии : учеб. пособие. – Москва : Высш. шк., 1981.
  20. Щербинин, М. Н. Искусство и философия в генезисе смыслообразования (Опыт эстетической антропологии) : науч. издание / М. Н. Щербинин. – Тюмень : ТюмГУ, 2005. – 309 c.
  21. Элиаде, М. Аспекты мифа : науч. издание / М. Элиаде. – 3-е изд. – Москва : Академический проект; Москва : Парадигма, 2005. – 222 с.
  22. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – Москва, 1991.

 

Электронные ресурсы удалённого доступа

1. Антропология : энциклопедия философии и философской антропологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http: // encycl.anthropology.ru/. – 05.06.2010 г. – Загл. с экрана.

2. История философии версия 2.0 [Электронный ресурс]. – Систем. требования : PENTIUM 166 MHz, 32 МВ RAM, 4-Х CD-ROM, звуковая карта, SVGA, WINDOWS 98/ME/ХР/2000.

3. Философия [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http: // istina.rin.ru/philosophy/. – 05.06.2010 г. – Загл. с экрана.

4. Цифровая библиотека по философии [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http: // filosof.historic.ru/. – 05.06.2010 г. – Загл. с экрана.

5. Metromir : словари : философия словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http: // www.metromir.ru/voc/philosofy.php/. – 05.06.2010 г. – Загл. с экрана.

6. Проект «Энциклопедия»: учебные фильмы о знаменитых философах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?

 

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины:

  1. Покотило, О. А. Сборник вопросов по истории философии : учеб. пособие / О. А. Покотило. – 2-е изд., доп. и перераб. – Тюмень, 2005.
  2. Селиванов, Ф. А. Диалектика и ее альтернативы / Ф. А. Селиванов. - 3-е изд. – Тюмень, 2005.

 

9. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем:

Лицензионное программное обеспечение: пакет программ Microsoft Office (MS Word, MS Power Point).

 

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Стандартно оборудованные аудитории для проведения интерактивных лекций и семинаров: видеопроектор, экран настенный, мультимедийные средства, доступ к информационным ресурсам: Интернет, рекомендуемые учебные пособия, базы данных научной библиотеки ТГИК.