1.      Объем дисциплины

Общая трудоёмкость дисциплины «Русский язык» составляет 109 часов. Из них 73 аудиторных групповых, 36 часов – самостоятельная работа студента. Изучается в 1,2, 3,4 семестрах.

 

Форма обучения

Курс

Семестр

Всего часов

Лекц.

Практ.

Инд.

СРС

1

Очная

1

1

24

16

-

-

8

2

1

2

30

20

-

-

10

3

2

3

24

16

-

-

8

4

2

4

30

20

-

-

10


  1. Формы промежуточной аттестации

 

Форма промежуточного контроля знаний: контрольный урок в 1, 2, 3  семестрах

Форма итогового контроля знаний: комплексный экзамен по русскому языку и литературе в 4 семестре.

Формы текущего контроля знаний: опрос, лингвистический анализ текста, контрольный урок, тестирование.

 

3.      Содержание дисциплины

 

Раздел дисциплины, тема

Всего часов

Аудиторные

СРС

Лекц.

Практ.

Инд.

  1.  

Русский язык в современном мире.

2

2

-

-

1

  1.  

Система норм современного русского литературного языка.

6

6

-

-

4

  1.  

Система выразительных средств русского языка.

8

8

-

-

4

 

Итого за 1 семестр:

16

16

-

-

9

  1.  

Синонимика в современном русском языке.

6

6

-

-

3

  1.  

Смысловая точность речи.

6

6

-

-

3

  1.  

Лексическая сочетаемость, свободные и фразеологически связанные значения.

8

8

-

-

3

 

Итого за 2 семестр:

20

20

-

-

9

  1.  

Речевая избыточность и недостаточность, тавтология и плеоназмы.

6

6

-

-

3

  1.  

Полисемия. Использование многозначных слов, паронимы.

4

4

-

-

3

  1.  

Лексика ограниченных сфер распространения.

6

6

 

-

-

3

 

Итого за 3 семестр:

16

16

-

-

9

  1.  

Типичные нарушения речевых норм. Редактирование.

6

6

-

-

3

  1.  

Функционально – смысловые типы речи и текст. Стилистическая окраска слов.

6

6

-

-

3

  1.  

Грамматический практикум. Подготовка к экзамену.

8

8

-

-

3

 

Итого за 4 семестр:

20

20

-

-

9

 

Всего:

72

72

-

-

36

 

 

 

 

 

Требования к минимуму содержания по дисциплине

Введение. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система.

Раздел 1.Русский язык в современном мире.

Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.

Раздел 2. Система норм современного русского литературного языка.

Тема 2.1. Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм.

Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические.

Тема 2.2. Орфоэпические и акцентологические нормы.

 Роль орфоэпии в устном общении. Акцентологические нормы: нормы ударения. Допустимые варианты произношения и ударения. Произношение гласных и согласных звуков, заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря

Тема 2.3. Лексические, орфографические, грамматические, пунктуационные нормы.

Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. Употребление слов в соответствии с лексическим значением и стилистическими свойствами. Морфологические нормы. Выразительные возможности знаменательных и служебных частей речи. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы ь. Правописание о/е после шипящих и ц. Правописание приставок на з- / с-. Правописание и/ы после приставок.

Раздел 3. Система выразительных средств русского языка.

Тема 3.1. Лексические средства выразительности речи. Прямые и переносные значения слов в словосочетаниях и предложениях. Омонимы. Каламбур. Антонимы.

Тема 3.2. Тропы и стилистические фигуры. Метафора. Олицетворение. Эпитет. Литота. Ирония. Метонимия. Гипербола. Перифраз.  Анафора.

Раздел 4. Синонимика в современном русском языке.

Тема 4.1. Синонимика - раздел лексикологии, изучающий синонимы.

Теоретические основы синонимики. Синонимика простых предложений. Синонимика сложных предложений.

Раздел 5. Смысловая точность речи. Семантика и сочетаемость. Смешение паронимов. Смешение антонимов Стечение антонимов.

Раздел 6. Лексическая сочетаемость, свободные и фразеологически связанные значения.  Теория лексической сочетаемости. Три типа сочетаемости: семантическая (от термина «семантика» - значение слова), грамматическая (точнее, синтаксическая), лексическая.

Тема 6.1. Нарушение лексической сочетаемости как стилистический прием. Оценка лексической сочетаемости в экспрессивной речи. Законы «притяжения» слов. В художественных и публицистических произведениях границы лексической сочетаемости расширены.

Тема 6.2. Нарушение лексической сочетаемости как речевая ошибка.

Отражение характерной особенности диалектической природы языка: в одном случае явление, представляющее собой отклонение от языковой нормы, оказывается действенным средством создания речевой экспрессии, в другом - свидетельством небрежности, невнимательного отношения автора к слову.

Раздел 7. Речевая избыточность и недостаточность, тавтология и плеоназмы.

Многословие. Причины речевой недостаточности. «Мнимый плеоназм». Тавтологические сочетания нескольких типов: сочетания с тавтологическим эпитетом, с тавтологическим творительным падежом.

Раздел 8 . Полисемия. Использование многозначных слов, паронимы.

Стилистические функции многозначных слов и омонимов. Индивидуально-авторская омонимия. Стилистические функции паронимов и сходных по звучанию разнокоренных слов. Парономазия.

Раздел 9. Лексика ограниченных сфер распространения.

Диалектная лексика (диалектизмы), профессиональная и терминологическая лексика (профессионализмы и термины), жаргонная лексика (жаргонизмы). Лексические диалектизмы. Семантические диалектизмы. Фонетические диалектизмы. Словообразовательные диалектизмы. Специальная лексика. Использование жаргонной лексики в литературном языке.

Раздел 10. Типичные нарушения речевых норм. Редактирование.

Причины речевых ошибок. Ошибки типа «заполнения пустых клеток». Ошибка типа «выбор ненормативного варианта из числа предлагаемых языковой системой». Ошибки типа «устранение фактов, чуждых языковой системе». Пути исправления и предупреждения речевых ошибок:

 -необходимость системы в работе;

 -стилистические упражнения; языковой анализ текста;

 -языковые упражнения перед написанием изложений или сочинений;

 -классная работа над самыми типичными ошибками (индивидуальная и групповая);

  -обучение редактированию собственного сочинения и изложения.

Раздел 11. Функционально – смысловые типы речи и текст. Стилистическая окраска слов.

Функциональные стили речи и их особенности.

Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.

Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.

Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.

Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.

Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др. Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.

Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи.

Лингвостилистический анализ текста.

Раздел 12. Грамматический практикум. Подготовка к экзамену.

 Анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей и использования изобразительно-выразительных средств языка. Соблюдение языковых нормы и правил речевого поведения.