Contacts:
-
Татьяна Яковлевна ПлесовскихУчитель
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине «Русский язык и культура речи »
Нормативно – правовая основа
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» является частью основной профессиональной образовательной программы, составленной в соответствии с требованиями ФГОС 3+ по специальности СПО) 54.02.01. «Дизайн (по отраслям )».
Цель освоения дисциплины
Сохранение традиционной речевой культуры, формирование целостного теоретического представления о состоянии современного русского языка и навыков самостоятельного применения знаний в профессиональной практике.
Содержание программы учебной дисциплины «Русский язык культура речи» направлено на достижение следующих целей:
- совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
- формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
- совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и культура речи», обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
· личностных:
- воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
- понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
- осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
· метапредметных:
- владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
- владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
- применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
· предметных:
- сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
- сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
- сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- владение навыками анализа текста художественных произведений с учетом их стилистической и жанрово- родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
-
2. Указание места дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Русский язык и культура речи» входит в состав общего гуманитарного и социально-экономического цикла (ОГСЭ.07), согласно учебному плану ОПОП СПО по специальности 54.02.01 «Дизайн (по отраслям )».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)
В результате изучения «Русский язык и культура речи» обучающиеся по указанным специальностям должны освоить общие и профессиональные компетенции:
ОК 10. Использовать умения и знания учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности.
ПК 2.7 Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.
В результате освоения дисциплины «Русский язык и культура речи» обучающиеся указанных специальностей должны:
Знать:
о связи языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
теоретические понятия, признаки хорошей речи (чистота, богатство, точность, уместность, выразительность), нормы (орфоэпические, грамматические, пунктуационные, стилистические, орфографические).
Уметь:
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; объяснять и соблюдать нормы речи, анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
4. Объем, структура и содержание дисциплины
Общая трудоёмкость дисциплины «Русский язык и культура речи» составляет 90 часов. Из них 72 аудиторных групповых, 18 часов – самостоятельная работа студента. Изучается в 5,6 семестрах.
№ |
Форма обучения |
Курс |
Семестр |
Всего часов |
Лекц. |
Практ. |
Инд. |
СРС |
Контроль |
1 |
Очная |
3 |
5 |
45 |
36 |
- |
- |
9 |
Контрольный урок |
|
Очная |
3 |
6 |
45 |
36 |
- |
- |
9 |
Диф. зачет |
|
|
|
|
90 |
72 |
|
|
18 |
|
Форма промежуточного контроля знаний: контрольный урок в 5,6 семестрах
Форма итогового контроля знаний: диф. зачет в 6 семестре.
Формы текущего контроля знаний: опрос, лингвистический анализ текста, контрольный урок, тестирование.