1.      Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине «Русский язык и культура речи »

Нормативно – правовая основа

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» является частью основной профессиональной образовательной программы, составленной в соответствии с требованиями ФГОС 3+ по специальности СПО) 54.02.01. «Дизайн (по отраслям )».

Цель освоения дисциплины

Сохранение традиционной речевой культуры, формирование целостного теоретического представления о состоянии современного русского языка и  навыков самостоятельного применения знаний в профессиональной практике.

Содержание программы учебной дисциплины «Русский язык  культура речи» направлено на достижение следующих целей:

-                   совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;

-                   формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (язы­ковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);

-                   совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;

-                   дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и культура речи», обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

·         личностных:

-                    воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;

-                    понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;

-                    осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

-                формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню раз­вития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

-                способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности до­стижения поставленных коммуникативных задач;

-                готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

-                    способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, по­требность речевого самосовершенствования;

·       метапредметных:

-                                            владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (по­ниманием), говорением, письмом;

-                                            владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использо­вание приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

-                                            применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, обще­ственно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

-                                            овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличност­ного и межкультурного общения;

-                                            готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, по­лучаемую из различных источников;

-                                            умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой инфор­мации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изуче­ния русского языка;

·       предметных:

-                сформированность понятий о нормах русского литературного языка и при­менение знаний о них в речевой практике;

-                сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

-                владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

-                владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

-                владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннота­ций, рефератов, сочинений различных жанров;

-                сформированность представлений об изобразительно-выразительных возмож­ностях русского языка;

-                сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;

-                способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргумен­тированных устных и письменных высказываниях;

-                владение навыками анализа текста художественных произведений с учетом их стилистической и жанрово- родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного вос­приятия и интеллектуального понимания;

-                сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

-                 

2.       Указание места дисциплины в структуре образовательной программы

 

Дисциплина «Русский язык и культура речи» входит в состав общего гуманитарного и социально-экономического цикла (ОГСЭ.07), согласно учебному плану ОПОП СПО по специальности 54.02.01 «Дизайн (по отраслям )».

 

3.      Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

В результате изучения «Русский язык и культура речи» обучающиеся по указанным специальностям должны освоить общие и профессиональные компетенции:

ОК 10. Использовать умения и знания учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности.

ПК 2.7 Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.

В результате освоения дисциплины «Русский язык и культура речи» обучающиеся указанных специальностей  должны:

Знать:

о связи языка и истории, культуры русского и других народов;

смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

теоретические понятия, признаки хорошей речи (чистота, богатство, точность, уместность, выразительность), нормы (орфоэпические, грамматические, пунктуационные, стилистические, орфографические).

Уметь:

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; объяснять и соблюдать  нормы речи, анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

4.      Объем, структура и содержание дисциплины

Общая трудоёмкость дисциплины «Русский язык и культура речи» составляет 90 часов. Из них 72 аудиторных групповых, 18 часов – самостоятельная работа студента. Изучается в 5,6 семестрах.

 

Форма обучения

Курс

Семестр

Всего часов

Лекц.

Практ.

Инд.

СРС

Контроль

1

Очная

3

5

45

36

-

-

9

Контрольный урок

 

Очная

3

6

45

36

-

-

9

Диф. зачет

 

 

 

 

90

72

 

 

18

 

Форма промежуточного контроля знаний: контрольный урок в 5,6 семестрах

Форма итогового контроля знаний: диф. зачет в 6 семестре.

Формы текущего контроля знаний: опрос, лингвистический анализ текста, контрольный урок, тестирование.