Contacts:
-
Татьяна Яковлевна ПлесовскихУчитель
Цели освоения дисциплины
Содержание программы учебной дисциплины «Литература» направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
- формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса;
- образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса;
- устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;
- написания сочинений различных типов;
- поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
Освоение содержания учебной дисциплины «Литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
- сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);
метапредметных:
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
- способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
предметных:
- сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
- сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации
- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
- знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики;
- осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
Объем, структура и содержание дисциплины Общая трудоёмкость дисциплины «Литература»
составляет 162 часа. Из них 108 аудиторных групповых, 54 часа – самостоятельная
работа студента. Изучается в 3,4,5 семестрах. № Форма обучения Курс Семестр Всего часов Лекц. Практ. Инд. СРС Контроль 1 Очная 2 3 54 36 - - 18 Контрольный урок 2 Очная 2 4 54 36 - - 18 Контрольный урок 3 Очная 3 5 54 36 - - 18 Экзамен 162 108 54
Учебно- тематический план
№ |
Раздел дисциплины, тема |
Всего часов |
Аудиторные |
СРС |
Форма отчетности |
||
Лекц. |
Практ. |
Инд. |
|||||
|
Русская литература второй половины XIX века. |
16 |
16 |
- |
- |
8 |
Опрос, реферат, доклад, презентация |
|
Развитие русской литературы на рубеже веков. |
10 |
10 |
- |
- |
5 |
Опрос, реферат, доклад, презентация |
|
Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». |
10 |
10 |
- |
- |
5 |
Опрос, реферат, доклад, презентация |
|
Итого за 3 семестр: |
36 |
36 |
- |
- |
18 |
|
|
Социалистический реализм: литература в 20 – 30 гг. |
12 |
12 |
- |
- |
6 |
Опрос, реферат, доклад, презентация |
|
Становление жанра романа – антиутопии |
12 |
12 |
- |
- |
6 |
Опрос, реферат, доклад, презентация |
|
Литература русского зарубежья. |
12 |
12
|
- |
- |
6 |
Опрос, реферат, доклад, презентация |
|
Итого за 4 семестр: |
36 |
36 |
- |
- |
18 |
|
|
Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. |
10 |
10 |
- |
- |
4 |
Опрос, реферат, доклад, презентация |
|
Поэзия 60 –х годов. Поиски нового поэтического языка. |
8 |
8 |
- |
- |
4 |
Опрос, реферат, доклад, презентация |
|
Литературная оттепель. |
8 |
8 |
- |
- |
5 |
Опрос, реферат, доклад, презентация |
|
Литература последних лет. |
10 |
10 |
|
|
5 |
Опрос, реферат, доклад, презентация |
|
Итого за 5 семестр: |
36 |
36 |
- |
- |
18 |
|
|
Всего: |
108 |
108 |
- |
- |
54 |
Экзамен |