Трудоемкость: Общая трудоёмкость дисциплины «Русский язык и культура речи» составляет 54 часа. Из них 36 аудиторных групповых, 18 часов – самостоятельная работа студента. Изучается в 3,4 семестрах. 1 семестр: 16 – ауд., 8 – СРС, контрольный урок, 2 семестр: 20 – ауд., 10 – СРС, экзамен.

Цель изучения дисциплины: Сохранение традиционной речевой культуры, формирование целостного теоретического представления о состоянии современного русского языка и  навыков самостоятельного применения знаний в профессиональной практике.

Место дисциплины в структуре образовательной программы: Дисциплина «Русский язык и культура речи» входит в состав Профессионального учебного цикла П.00 согласно учебному плану ОПОП СПО по специальности 52.02.04 «Актерское искусство».

Наименование дисциплин, необходимых для освоения данной дисциплины: курс начинает формирование компетенций в области родного языка

Краткая характеристика учебной дисциплины (основные разделы, блоки, темы):

Раздел 1. Язык и речь.

Раздел 2. Литературный язык – высшая форма русского национального языка.

Раздел 3. Языковая норма как основная категория культуры речи.

Раздел 4. Функциональные стили речи. Художественный и разговорный стили.

Раздел 5. Научный стиль. Вторичные жанры научного стиля.

Раздел 6. Официально-деловой стиль.

Раздел 7. Публицистический стиль. Особенности ораторской речи.

Раздел 8 . Культура речевого общения. Основы делового этикета.

Раздел 9. Особенности организации профессиональной коммуникации в сфере культуры.

Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины: ОК 4,5,6,8,9,

ПК 1.1, 2.1

Результаты освоения дисциплины:

Уметь:

пользоваться орфоэпическими словарями, словарями русского языка;

определять лексическое значение слова;

использовать словообразовательные средства в изобразительных целях;

пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов официально-делового, учебно-научного стилей; редактировать собственные тексты и тексты других авторов;

пользоваться знаками препинания, вариативными и факультативными знаками препинания;

различать тексты по их принадлежности к стилям; анализировать речь с точки ее нормативности, уместности и целесообразности;

знать:

фонемы;

особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения;

логическое ударение;

орфоэпические нормы;

лексические и фразеологические единицы русского языка;

изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии;

особенности употребления профессиональной лексики и научных терминов;

способы словообразования;

самостоятельные и служебные части речи;

синтаксический строй предложений;

правила правописания;

функциональные стили литературного языка.

Формы проведения занятий, образовательные технологии: лекции, семинары, грамматический практикум, развивающие лингвистические игры, участие во Всероссийском тотальном диктанте.

Формы промежуточного контроля знаний: опрос, лингвистический анализ текста, контрольный урок, защита языкового портфеля, тестирование.

Форма итогового контроля знаний: экзамен