Контакты:
-
Наталья Владимировна МургинаУчитель
1. Общие положения
В соответствии с ФГОС СПО по направлению подготовки 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» дисциплина «Методика обучения игре на инструменте» является обязательным разделом ППССЗ и направлена на формирование профессиональных компетенции, развитие и закрепление практических навыков, связанных с будущей профессиональной деятельностью студентов.
Цель дисциплины: овладение методическими основами обучения игре на инструменте в объеме, необходимом для дальнейшей практической деятельности в качестве преподавателей ДМШ, ДШИ, студий и центров искусств.
Задачи дисциплины:
· овладеть теоретическими и практическими основами обучения игре на инструменте уч-ся различного возраста и уровня подготовки;
· развить способность к аналитическому мышлению, обобщению исполнительского опыта (как своего, так и чужого);
· воспитать умение пользоваться методической литературой, ориентироваться в учебных пособиях.
Рабочая программа по дисциплине «Методика обучения игре на инструменте» сформирована на основе ФГОС3+ СПО по данному направлению подготовки (Приказ МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 27.10.2014г. № 1390 г. Москва (ООП СПО). Данная программа соответствует
1) Положению о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования;
2) Положению о фонде оценочных средств в ТГИК.
В программе использованы некоторые материалы рабочей программы для музыкальных училищ по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» (фортепиано) РАМ им. Гнесиных, а также − авторской рабочей программы «Развитие организаторских и коммуникативных качеств» (автор − Гетьман Н.В.).
2.Формируемые компетенции в результате освоения дисциплины. Результаты освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины «Методика обучения игре на инструменте» обучающиеся по специальности "Инструментальное исполнительство" должны освоить профессиональные компетенции:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений.
ПК 2.1. Осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в образовательных организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств), общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях.
ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской деятельности.
ПК 2.3. Использовать базовые знания и навыки по организации и анализу образовательного процесса, методике подготовки и проведения занятия в исполнительском классе.
ПК 2.4. Осваивать учебно-педагогический репертуар.
ПК 2.5. Применять классические и современные методы преподавания, анализировать особенности отечественных и мировых инструментальных школ.
ПК 2.6. Использовать индивидуальные методы и приемы работы в исполнительском классе с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
ПК 2.7. Планировать развитие профессиональных умений обучающихся.
В результате освоения дисциплины «Методика обучения игре на инструменте» студенты специальности «Инструментальное исполнительство» должны иметь практический опыт
· организации обучения игре на инструменте с учетом возраста и уровня подготовки обучающихся;
· организации индивидуальной художественно-творческой работы с детьми с учетом возрастных и личностных особенностей;
уметь
· осуществлять педагогический анализ ситуации в исполнительском классе;
· использовать теоретические сведения о личности и межличностных отношениях в педагогической деятельности;
· пользоваться специальной литературой;
· подбирать репертуар с учетом индивидуальных особенностей ученика;
знать:
· основы теории воспитания и образования;
· психолого-педагогические особенности работы с детьми дошкольного и школьного возраста;
· требования к личности педагога;
· основные исторические этапы развития музыкального образования в России и за рубежом;
· творческие и педагогические исполнительские школы;
· современные методики обучения игре на инструменте;
· педагогический репертуар детских музыкальных школ и детских школ искусств;
· профессиональную терминологию;
· порядок ведения учебной документации в организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях.
3. Место дисциплины в подготовке выпускника
Дисциплина «Методика обучения игре на инструменте» (фортепиано) входит в МДК 02.02 «Учебно-методическое обеспечение учебного процесса» и изучается в 5-6 семестрах.
Данный курс тесно связан с дисциплинами МДК 02.01 «Педагогические основы преподавания творческих дисциплин»: «Основы педагогики»; «Основы системы музыкального образования»; «Возрастная психология»; «Основы организации учебного процесса»; «Основы психологии музыкального восприятия»; а также с дисциплинами МДК 02.02 «Учебно-методическое обеспечение учебного процесса»: «Основы организации учебного процесса», «Изучение методической литературы по вопросам педагогики и методики»; «Изучение педагогического репертуара»; «Педагогический анализ музыкальных произведений»; «Педагогическая практика».
Для успешного освоения междисциплинарного курса «Методика обучения игре на инструменте» необходимы знания, умения и навыки, получаемые в процессе изучения других междисциплинарных курсов образовательной программы: «Специальный инструмент», «Совершенствование технической подготовки», «История исполнительского искусства», «Устройство клавишных инструментов», «Чтение с листа и транспозиция», «Анализ музыкальных форм», «Гармония», «Сольфеджио» «История зарубежной музыки», «История отечественной музыки».
4. Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины: 108 часов, из них: аудиторные мелкогрупповые занятия - 72 часа, самостоятельная работа студентов - 36 часов. Изучается в 5-6 семестрах.
Форма обучения |
Курс |
Семестр |
Всего часов |
Лекц. |
Практ. |
Инд. |
СРС |
Очная |
3 |
5-6 |
108 |
-
|
72 |
-
|
36 |
Формы промежуточного контроля знаний: 5 семестр - контрольный урок
Форма итогового контроля знаний: 6 семестр – экзамен.
5. Формы промежуточной аттестации
5 семестр |
6 семестр |
Контрольный урок |
Экзамен |
Суммарная оценка за участие в семинарах, выполнение практических работ по пройденному материалу в течение семестра |
Устный ответ по билетам (теоретический и практический вопрос) из программы ГИА по специальности |
Формы текущего контроля успеваемости:
· семинар (устный опрос, подготовка докладов по заданной теме);
· письменная работа (подготовка реферата, анализ статьи, методического труда, тестирование);
· творческий показ (моделирование педагогического процесса в ролевых играх);
· анализ музыкального произведения (методико-педагогический, исполнительский)
Форма промежуточной аттестации:
· контрольный урок;
· экзамен
Экзамен:
· ответ на теоретический вопрос с иллюстрацией основных положений за инструментом;
· методико-педагогический, исполнительский анализ заданного музыкального произведения из педагогического репертуара музыкальной школы.
Вариантом одного из пунктов ответа может быть представление реферата на актуальную тему.