1. Общие положения

В соответствии с ФГОС СПО по направлению подготовки 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» дисциплина «Методика обучения игре на инструменте» является обязательным разделом ППССЗ и направлена на формирование профессиональных компетенции, развитие и закрепление практических навыков, связанных с будущей профессиональной деятельностью студентов.

Цель дисциплины: овладение методическими основами обучения игре на инструменте в объеме, необходимом для дальнейшей практической деятельности в качестве преподавателей ДМШ, ДШИ, студий и центров искусств.

Задачи дисциплины:

·           овладеть теоретическими и практическими основами обучения игре на инструменте уч-ся различного возраста и уровня подготовки;

·           развить способность к аналитическому мышлению, обобщению исполнительского опыта (как своего, так и чужого);

·           воспитать умение пользоваться методической литературой, ориентироваться в учебных пособиях.

Рабочая программа по дисциплине «Методика обучения игре на инструменте» сформирована на основе ФГОС3+ СПО по данному направлению подготовки (Приказ МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 27.10.2014г. № 1390 г. Москва (ООП СПО). Данная программа соответствует

1)      Положению о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся,  осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования;

2)      Положению о фонде оценочных средств в ТГИК.

В программе использованы некоторые материалы рабочей программы для музыкальных училищ по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» (фортепиано) РАМ им. Гнесиных, а также − авторской рабочей программы «Развитие организаторских и коммуникативных качеств» (автор −  Гетьман Н.В.).

 

2.Формируемые компетенции в результате освоения дисциплины. Результаты освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины «Методика обучения игре на инструменте» обучающиеся по специальности "Инструментальное исполнительство" должны освоить профессиональные компетенции:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений.

ПК 2.1. Осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в образовательных организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств), общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях.

ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской деятельности.

ПК 2.3. Использовать базовые знания и навыки по организации и анализу образовательного процесса, методике подготовки и проведения занятия в исполнительском классе.

ПК 2.4. Осваивать учебно-педагогический репертуар.

ПК 2.5. Применять классические и современные методы преподавания, анализировать особенности отечественных и мировых инструментальных школ.

ПК 2.6. Использовать индивидуальные методы и приемы работы в исполнительском классе с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

ПК 2.7. Планировать развитие профессиональных умений обучающихся.

В результате освоения дисциплины «Методика обучения игре на инструменте» студенты специальности «Инструментальное исполнительство» должны иметь практический опыт

·         организации обучения игре на инструменте с учетом возраста и уровня подготовки обучающихся;

·         организации индивидуальной художественно-творческой работы с детьми с учетом возрастных и личностных особенностей;

уметь

·         осуществлять педагогический анализ ситуации в исполнительском классе;

·         использовать теоретические сведения о личности и межличностных отношениях в педагогической деятельности;

·         пользоваться специальной литературой;

·         подбирать репертуар с учетом индивидуальных особенностей ученика;

знать:

·         основы теории воспитания и образования;

·         психолого-педагогические особенности работы с детьми дошкольного и школьного возраста;

·         требования к личности педагога;

·         основные исторические этапы развития музыкального образования в России и за рубежом;

·         творческие и педагогические исполнительские школы;

·         современные методики обучения игре на инструменте;

·         педагогический репертуар детских музыкальных школ и детских школ искусств;

·         профессиональную терминологию;

·         порядок ведения учебной документации в организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях.

 

3. Место дисциплины в подготовке выпускника

Дисциплина «Методика обучения игре на инструменте» (фортепиано)  входит в МДК 02.02 «Учебно-методическое обеспечение учебного процесса» и изучается в 5-6 семестрах.

 Данный курс тесно связан с дисциплинами  МДК 02.01  «Педагогические основы преподавания творческих дисциплин»: «Основы педагогики»; «Основы системы музыкального образования»; «Возрастная психология»; «Основы организации учебного процесса»; «Основы психологии музыкального восприятия»; а также с дисциплинами МДК 02.02 «Учебно-методическое обеспечение учебного процесса»: «Основы организации учебного процесса», «Изучение методической литературы по вопросам  педагогики и методики»; «Изучение педагогического репертуара»; «Педагогический анализ музыкальных произведений»; «Педагогическая практика».

Для успешного освоения междисциплинарного курса  «Методика обучения игре на инструменте»     необходимы знания, умения и навыки, получаемые в процессе изучения других междисциплинарных курсов образовательной программы: «Специальный инструмент», «Совершенствование технической подготовки», «История исполнительского искусства», «Устройство клавишных инструментов», «Чтение с листа и транспозиция», «Анализ музыкальных форм», «Гармония», «Сольфеджио» «История зарубежной музыки», «История отечественной музыки».

 

4. Объем дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины: 108 часов, из них: аудиторные мелкогрупповые занятия - 72 часа, самостоятельная работа студентов - 36 часов. Изучается в 5-6 семестрах.

Форма обучения

Курс

Семестр

Всего часов

Лекц.

Практ.

Инд.

СРС

Очная

3

5-6

108

-

 

72

-

 

36

Формы промежуточного контроля знаний: 5 семестр - контрольный урок

Форма итогового контроля знаний: 6 семестр – экзамен.

 

5. Формы промежуточной аттестации

5 семестр

6 семестр

Контрольный урок

Экзамен

Суммарная оценка за участие в семинарах, выполнение  практических работ по пройденному материалу в течение семестра

 Устный ответ по билетам (теоретический и практический вопрос) из программы ГИА по специальности

Формы текущего контроля успеваемости:

·          семинар (устный опрос, подготовка докладов по заданной теме);

·          письменная работа (подготовка реферата, анализ статьи, методического труда, тестирование);

·          творческий показ (моделирование педагогического процесса в ролевых играх);

·           анализ музыкального произведения (методико-педагогический, исполнительский)

 Форма промежуточной аттестации:

·          контрольный урок;

·          экзамен

Экзамен:

·          ответ на теоретический вопрос с иллюстрацией основных положений за инструментом;

·          методико-педагогический, исполнительский анализ заданного музыкального произведения из педагогического репертуара музыкальной школы.

Вариантом одного из пунктов ответа может быть представление реферата на актуальную тему.