Рабочая программа дисциплины

Спортивный танец и методика его преподавания. Европейская программа.

 

Год начала подготовки 2019

Направление подготовки

Хореографическое искусство

Профиль подготовки

Педагогика бального танца

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

 

                                          1.   Общие положения

Программа дисциплины «Спортивный танец и методика его преподавания. Европейская программа» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования бакалавриат №1121 от 16.11.2017г. по направлению подготовки 52.03.01. Хореографическое искусство-05, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 ноября 2017года №117, вступившем в силу 30.12.2017года;

Приложением к федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 52.03.01 Хореографическое искусство, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» 2/4. 2017 г. № НИК;

 Перечнем профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата по направлению подготовки 52.03.01 Хореографическое искусство-05;

  Профессионального стандарта 01 Образование и наука 01.003; «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 613н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 сентября 2015 г., регистрационный № 38994);

 01.004 Профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 сентября 2015 г., регистрационный № 38993);

Основной образовательной программой высшего образования по направлению Хореографическое Искусство, профиль подготовки «Педагогика бального танца»;

Документов и локальных нормативных актов ФГБОУ ВО «Тюменский государственный институт культуры»: протоколом ученого совета вуза №9 от 30.05.2019г.

1.      Цели и задачи освоения дисциплины «Спортивный танец и методика его преподавания. Европейская программа».

 

Целью освоения дисциплины «Спортивный танец и методика его преподавания

 Европейская программа» является:

Овладение профессиональными компетенциями, необходимыми педагог, тренеру для осуществления трудовой педагогической, спортивной и творческой деятельности, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, а также требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля.

 

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих учебных, образовательных и воспитательных задач:

 

-овладеть способностью обучать детей и взрослых спортивным танцам Европейской программы, сочетая научную теорию, достижения спортивной и хореографической   практики,

овладеть способностью осуществлять управление познавательными процессами обучающихся, формировать умственные, эмоциональные и двигательные действия,

-овладеть способность применять в педагогической практике собственный практический опыт исполнения спортивных танцев Европейской программы,

-овладеть способностью использовать понятийный аппарат и терминологию спортивной и хореографической педагогики, образования, психологии 

-овладеть способностью профессионально осуществлять педагогическую, тренерскую и репетиционную работу с исполнителями, спортивными парами, с командой,

-овладеть способностью использовать методы контроля и дозирования специфической физической нагрузки во время репетиционных занятий,

-овладеть способностью демонстрировать необходимую технику исполнения спортивной хореографии в танцах Европейской программы, индивидуальную художественную интонацию, исполнительский стиль,

-овладеть способностью к консультационной работе по вопросам диагностирования одаренности детей, спортсменов, исполнителей,

-овладеть способностью видеть и исправить технические, стилевые и иные ошибки собственные и других исполнителей                                                                                                           3. Место дисциплины в структуре ООП                                                                                      В структуре основной образовательной программы высшего образования по направлению – Хореографическое искусство,  профилю подготовки – Педагогика бального танца - дисциплина  «Спортивный танец  и методика его преподавания Европейская программа » является одной из профильных, основных дисциплин , изучается в обязательной части блоке-1( Б1.О),специальном цикле Б1.О.13  с 1 по 4 курс и вместе с другими  изучаемыми дисциплинами формирует ключевые профессиональные компетенции педагога спортивного бального танца – бакалавра хореографического искусства.Дисциплина «Спортивный танец и методика его преподавания Европейская программа»  имеет логическую и содержательно-методическую  взаимосвязь с другими частями ООП: дисциплинами, модулями, практиками, где  прослеживается по линии осваиваемых компетенций  параллельно и с последующими:

                                    5.3 Содержание дисциплины. 

Наименование раздела

Тема

Методико-практического занятия

Содержание темы

Методико-практического занятия

 

1 раздел

Основы

Обучения на подготовите

льном этап .

1 курс

1-2сем.

Тема 1. Методика построения урока по европейской программе для группы начальной подготовки (ГНП) (Медленный вальс, квикстеп)

Методика составления тренингов для изучения европейской программы на начальном этапе обучения. Понятие о построении фигур. Позиции ступней. Использование противо движения корпуса (ПДК) и позиции противо движения корпуса (ППДК). Степени поворота в подъемах и снижениях. Работа ступней.

 

Тема 2. Развитие навыков составления танцевальной вариации для группы начальной подготовки (ГНП)

 

Составление танцевальной вариации для танцев Медленный вальс, Венский вальс, Квикстеп с использованием базовых фигур европейской программы. Изучение вариантов предшествующих и последующих фигур. Теория применения степеней поворотов, наклонов и работы ступни при соединении различных фигур европейской программы.

 

Тема 3. Основы формирования и сохранения позиций и форм в паре в европейской программе

 

Особенности позиций в паре при исполнении танцев: Медленный вальс, Венский вальс, Медленный фокстрот и Квикстеп. Позиции в паре при исполнении европейской программы. Наклоны и характерные ошибки при их исполнении. Различия в принципах применения наклонов в танцах европейской программы

 

Тема 4. Изучение основ танца медленный вальс группы начальной подготовки (ГНП)

 

Особенности работы стопы в танце медленный вальс. Работа коленей в танце медленный вальс. Работа корпуса и основы ведения. Характерные особенности при исполнении танца медленный вальс.  Закрепление и повторение пройденных тем. Контроль-опрос. Подготовка к соревнованиям.

 

Тема 5. Изучение основ танца квикстеп в группе начальной подготовки (ГНП)

 

Особенности работы стопы в танце квикстеп. Работа коленей в танце квикстеп. Работа корпуса и основы ведения. Характерные особенности при

исполнении танца квикстеп.

Закрепление и повторение пройденных тем.

Контроль-опрос.

 

Тема 6. Техника европейских танцев в единичных действиях

 

Понятие противо движения корпуса. Понятия позиции противо движения корпуса. Понятия ведущей стороны движения. Понятия движения с наружной стороны партнера (партнерши). Понятие движения в линию с партнером (партнершей). Различия принципов движения в танцах европейской программы. Изучение характера и отличий в работе ступни в европейской программе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 раздел:

Спортивная подготовка в группах

2-3 года обучения

2 курс

3-4сем.

Тема 7. Теория и методика преподавания европейской программы для танцоров «Е» класса

 

 

 

Тема1.Основы

 физической и спортивной

подготовки в группах

2-3 годов обучения.

Детальное изучение фигур европейской программы как предмета обучения начинающих танцоров. Построение фигур Европейской программы. Варианты соединения фигур на углу зала. Соединение фигур при использовании различных степеней поворотов. Основы ведения в паре на примерах основных фигур и их соединений.

 

 

Общие понятия физической и спортивной тренировки. Физические способности человека. Виды спортивной подготовки. Принципы и методы построения спортивно-тренировочного процесса. Самоконтроль в процессе физического воспитания. Особенности   обучения 2-3 года подготовки.

 

Тема 2. Социальные танцы европейской программы; Правила ФТСАРР по   программе «Массовый спорт»

Танцы Европейской программы, не входящие в программу официальных соревнований IDSF и ФТСР (Федерации танцевального спорта России). Понятие о «Массовом спорте» в спортивных танцах. Цели и задачи программы «о Массовом спорте», классы танцевального мастерства в программе «Массовый спорт». Спортивный костюм участников соревнований по «Массовому спорту» в спортивных танцах. Критерии оценки и переход из массового спорта в квалификационные группы спорта. Изучение фигур разрешенных к исполнению по программе «Массовый спорт».

 

Тема 3. Особенности методики построения учебного   процесса по европейской программе в руппах 2-3 года обучения

Планирование учебно-тренировочного процесса на начальном этапе. Методы и принципы обучения на начальном этапе. Основные элементы, навыки и умения для изучения на начальном этапе обучения. Поэтапный подход к учебно-тренировочному процессу.

 

Тема 4. Особенности построения группового урока по европейской программе.

Ведение группы. Виды групп. Планирование групповых занятий. Особенности подхода к воспитанникам при групповом занятии. Тематика групповых занятий. Изучение фигур разрешенных к исполнению по программе «Массовый спорт».

 

 

Тема 5. Теория и методика преподавания для учебно-тренировочных групп. квикстеп.

Детальное изучение фигур европейской программы как предмета обучения танцоров «Е» класса. Построение фигур европейской программы. Варианты соединения фигур на углу зала. Соединение фигур при использовании различных степеней поворотов. Основы ведения в паре на примерах основных фигур и их соединений для танцоров «Е» класса.

 

Тема 6. Методика построения урока по европейской программе.

Методика составления тренингов по европейской программе для танцоров «Е» класса. Понятие о построении фигур «Е» класса. Позиции ступней. Работа ступней. Использование ПДК, ППДК и наклонов при исполнении фигур «Е» класса. Степени поворота в подъемах и снижениях.

 

Тема 7. Развитие навыков составления танцевальной вариации по европейской программе.   

Составление танцевальной вариации для танцев Медленный вальс, Венский вальс и Квикстеп с использованием базовых фигур европейской программы. Изучение вариантов предшествующих и последующих фигур. Теория применения степеней поворотов, наклонов и работы ступни при соединении различных фигур европейской программы «Е» класса.

 

Тема 8. Изучение стандартного соединения фигур в танцах европейской программы

 

Варианты соединения фигур на углу зала. Соединение фигур при использовании различных степеней поворота. Изучение предшествующих и последующих фигур. Подготовка к учебным соревнованиям.

 

 

Тема 9. Основы ведения в паре на примере базовых фигур и соединений европейской программы

 

Изучение понятий: вести и следовать. Изменение направления движения. Импульс - как начало совместного движения.

Изучение предшествующих и последующих фигур. Подготовка к учебным соревнованиям.

 

 

Тема 10. Изучение основ и методики преподавания социальных танцев европейской программы.

Изучение основ танцев: ритмический фокстрот, аргентинское танго, фигурный вальс. Методика преподавания социальных танцев для различных возрастных групп.

Изучение предшествующих и последующих фигур. Подготовка к учебным соревнованиям.

3 раздел

Обучение в учебно-тренировоч

ных группах.

Тема 1. Становление системы преподавания танцевального спорта в России.

Первые педагоги и исполнители спортивного (бального) танца на территории РФ и СНГ. История проведения первых международных соревнований по бальным танцам в XX на территории РФ и СНГ.
История создания первых танцевальных клубов и достижений в соревнованиях по бальным танцам.

3 курс

5-6сем.

Тема 2. Медицинская служба в танцевальном спорте.

Профилактические, реабилитационные и восстановительные мероприятия в процессе занятий танцевальным спортом. Гигиенические, методические и организационные условия предупреждения травм.
Значение восстановительных средств, в повышении спортивной работоспособности.

 

Тема 3. Особенности и принципы построения учебно-тренировочного процесса по танцевальному спорту,

Формирование групп по возрасту и уровню подготовки воспитанников для ДЮСШ, СДЮСШОР И ТСК.
Планирование учебно-тренировочного и соревновательного процесса в ДЮСШ, СДЮСШОР И ТСК.
Методика построения занятий для различных стадий обучения.

 

 

 

 

Тема 4. Изучение положений и правил ФТСР.

Правила спортивно-технического регламента соревнований        ФТСАРР.
Правила ФТСАРР общего характера. Изучение документов Минспорта. Изучение нормативных документов, регламентирующих деятельность спортивных школ клубов.

 

Тема 5. Методика и принципы построения тренажа по европейской программе. 

Овладение смежными дисциплинами. Процесс заимствования. Последовательность разогрева мышц. Изучение методики построения тренажа от простого к сложному. Выработка координации.

 

Тема 6. Теория и методика преподавания европейской программы.

Детальное изучение фигур европейской программы как предмета обучения танцоров «Д» класса. Построение фигур Европейской программы. Варианты соединения фигур на углу зала. Соединение фигур при использовании различных степеней поворотов. Основы ведения в паре на примерах основных фигур и их соединений для танцоров «Д» класса.

 

Тема7.Методика построения урока - спортивной трениров ки по европейской программе.

Методика составления тренингов по европейской программе для танцоров «Д» класса. Понятие о построении фигур «Д» класса. Позиции ступней. Работа ступней. Использование ПДК, ППДК и наклонов при исполнении фигур «Д» класса. Степени поворота в подъемах и снижениях.

 

Тема 8. Развитие навыков построения танцевальной вариации по европейской программе.

Изучение раздела «предшествует-следует» по европейской программе танцоров «С» класса. Теория применения степеней поворотов, наклонов и работы ступни в европейской программе для танцоров «С» класса Изучение предшествующих и последующих фигур. Подготовка к учебным соревнованиям.

 

Тема 9. Работа над фигурами танца медленный фокстрот.

Музыкальный размер. Позиция в паре. Направления движения и построение фигур. Характер исполнения. Основные движения танца Медленный фокстрот.

 

Тема 10. Принципы вращения в европейской программе и методика преподавания фигур с элементами вращения.

Разбор упражнений. Вращения в паре. Фигуры с элементами вращения. Сложные формы сочетания вращений. Изучение предшествующих и последующих фигур. Подготовка к учебным соревнованиям.

4 раздел

Обучение на уровне спортивного

совершенствования

Тема 1. Основы построения процесса спортивной тренировки групп спортивного совершенствования.

Спортивная подготовка как многолетний процесс и ее структура. Построение тренировки в малых, средних и больших циклах. Периоды спортивной тренировки. Цели и задачи спортивной тренировки. Средства, методы и принципы спортивной тренировки.

4 курс

7-8сем.

Тема 2. Принципы построения взаимоотношений внутри танцевального коллектива.

Отношения педагога по танцевальному спорту и его воспитанников. Построение взаимоотношений с родителями.
Координация отношений внутри спортивно-танцевальных дуэтов.

 

Тема 3. Единая всероссийская спортивная классификация (ЕВСК).

Общие положения ЕВСК. Разряды и звания. Требование и порядок присвоения званий по спортивным танцам. Положение о спортивных судьях. Квалификационные требования к спортивным судьям по виду спорта «танцевальный спорт».

 

Тема 4. Основные аспекты тренерской деятельности.

Роль тренера в образовательном, воспитательном и тренировочном процессах. Личное кредо тренера по танцевальному спорту. Методика построения работы в танцевально-спортивном клубе. Особенности работы с разными возрастами и категориями спортсменов.

 

Тема 5. Методика составления вариаций по европейской программе в соответствии с возрастными категориями.

Методика составления вариации для танцоров «E», «D», «C» и «B» классов мастерства. Варианты соединения фигур на углу зала. Соединение фигур при использовании различных степеней поворота.

 Цели и задачи спортивной тренировки. Средства, методы и принципы спортивной тренировки в группах спортивного совершенствования.

 

Тема 6. Изучение и принципы использования позировок в Европейской программе.

Элементарные позировки. Способы соединения позировок и основных движений европейской программе. Совмещение позировок и вращений в вариациях спортивно - танцевальных дуэтов. Изучение предшествующих и последующих фигур. Подготовка к учебным соревнованиям.

 

 

Тема 7. Теория и методика преподаван ия для танцоров «В» класса мастерства и выше.

Разбор популярных вариаций. Детальный разбор предшествующих и последующих фигур. Каблучные действия, фигуры включающие каблучные действия. Подготовка к учебным соревнованиям

 

Тема 8. Методика построения урока - спортивной тренировки для танцоров «В» класса мастерства и выше.

Постепенный переход от урока по спортивному танцу к полноценному процессу спортивной тренировки. Построения тренировочных комбинации для совершенствования уровня мастерства воспитанников. Комплексный подход к тренировочному процессу

 

Тема 9. Развитие навыков построения танцевальной вариации для танцоров «В» класса мастерства.

Различия принципов движения в танцах европейской программы на разных этапах спортивной подготовки. Развитие соревновательных преимуществ у спортивных пар на уровне спортивного совершенствования.

 

Тема 10. Изучение рационального заполнения танцевальной площадки и способов импровизации.

Составление и разбор приемов угловых вариаций. Сложные рисунки и направления движения по залу. Современные тенденции в использовании сложных сочетаний. Подготовка к соревнованиям, конкурсам, фестивалям и другим выступлениям.

   

                                 Содержание самостоятельной работы

Самостоятельная работа представляет собой обязательную часть основной образовательной программы, выполняемую студентом вне аудиторных занятий в соответствии с заданиями преподавателя. Результат самостоятельной работы контролируется преподавателем. Самостоятельная работа может выполняться студентом в танцевальных классах, репетиционных аудиториях, читальном зале библиотеки, компьютерных классах, а также в домашних условиях.

Текущая самостоятельная работа студента включает в себя следующие виды работ:

  • знакомство с рабочей программой дисциплины;
  • работа тематическим материалом;
  • работа с обязательной и дополнительной литературой, включенной в планы практических занятий;
  • Видео-просмотр рекомендованных программ, соревнований, учебных фильмов.
подготовка докладов, сообщений, рефератов

 

Примерные темы творческих, исслеовательских работ

Тема 1

Развитие Европейских танцев в России и в мире.

Тема 2

Музыка, как основа определяющая характер каждого танца, образы,  внутреннюю драматургию

Тема 3

Взаимосвязь музыкального материала с танцевальной лексикой, рисунком танца и внешним образом исполнителей.

Тема 4

Основные законы музыкально-художественной драматургии. Их применение при сочинении конкурсных вариаций.

Тема 5

Танцевальный костюм в европейской программе, сценический и стилистический имидж партнеров в европейских танцах.

Тема 6

Постановочная работа с детьми, специфика композиций для детей.

Тема 7

Специфика репетиционной работы.

Тема 8

Роль родительского участия в танцевальном спорте.

Тема 9

Воспитание духовно-нравственных качеств личности средствами спортивного бального танца.

Тема10

Танцевальное творчество как средство патриотического воспитания.

Тема11

 Занятия танцевальным спортом как средство социализации личности.

Тема12

Виды подготовки спортсмена на уровень высшего спортивного мастерства.

 

Тема13

Приоритет развития физических качеств как основы подготовки во всех дисциплинах танцевального спорта.

Тема14

Методика технической подготовки спортсменов в европейкой программе спортивного бального танца.

Тема15.

Особенности видов спортивной подготовки для спортсменов –танцоров

Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации представлен в Приложении 1.

Полный комплект контрольных заданий и иных материалов, необходимых для оценивания результатов обучения по дисциплине хранится на кафедре спортивного, современного танцев на печатных и электронных носителях. 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

       7.1 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Успешное усвоение курса предполагает активное, творческое участия студента на всех этапах ее освоения путем планомерной, повседневной работы.

Общие рекомендации. Изучение дисциплины следует начинать с проработки настоящей рабочей программы, методических указаний, указанных в программе, особое внимание уделяется целям, задачам, структуре и содержанию курса.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям. Практические занятия это одна из основных, наиболее плодотворных форм вузовского обучения и воспитания. Практические занятия предназначаются для углубленного изучения практически всех разделов дисциплины. Ведущей дидактической целью практических занятий является развития техники исполнительского мастерства и овладения на практике навыками методики преподавания танцевальных спортивных дисциплин. систематизация и обобщение знаний по изучаемой теме, формирование умений работать с дополнительными источниками информации, сопоставлять и сравнивать точки зрения. Необходимо систематически готовиться к практическим   занятиям, изучать рекомендованную к прочтению основную и дополнительную литературу. Каждую неделю рекомендуется отводить время для повторения пройденного материала, В процессе подготовки осуществляется самооценка собственных знаний, умений и навыков, выявление «белых пятен» в системе своих знаний, повышению познавательной активности. На практических занятиях приветствуется активное участие в обсуждении конкретных методов, технических тонкостей и специфических особенностей исполнения тех или иных элементов и фигур танцевального спорта, вырабатывается, способность на основе полученных знаний находить наиболее эффективные решения поставленных проблем, уметь находить полезный дополнительный материал по тематике занятий.

При подведении рейтинга студента принимаются во внимание следующие позиции:

1. Посещение и творческая работа студентов на занятиях (активное участие в соревнованиях, творческих показах, концертах.

2. Работа на практических занятиях (обсуждение теоретических вопросов, выполнение практических заданий);

3. Знание хореографического материала, фрагменты постановок, вариации, развивающие упражнения

4. Выполнение самостоятельных творческих работ (написание докладов или сообщений по заданной теме).

Методические указания по подготовке к промежуточной аттестации: зачетам, экзаменам. Требования к организации подготовки к экзамену те же, что и при занятиях в течение семестра. При подготовке к экзамену у студента должен быть хороший конспект литературы, прочитанной по указанию преподавателя в течение семестра. Первоначально следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний. 

 видеоматериалы

1.        Национальный конгресс ФТСР 2000-2019гг. с 1 по 10 Европейская программа.

2.        Вторые Национальные учебно-тренировочные сборы ФТСР (Александр Захаров «Танго», Сергей Беликов «Медленный вальс», Сергей Коновальцев «Квикстеп», Ирина Марова «Медленный вальс», Сергей Захаров «Фокстрот»)

3.        Первые национальные танцевальные сборы 2013 -2019гг.

4.        Конгресс Блэкпул 2009-2019гг.  Европейские танцы (2 DVD)

5.        Популярные английские вариации. Выпуск 8

6.        Популярные английские вариации. Выпуск 6

7.        Музыкальность танца. C Мирко Гоццоли и Алессией Бетти

8.        Позы в европейских танцах. Мирко Гоццоли - Алессия Бетти

9.        Популярные английские вариации. Стандарт

10.    Время танцевать! Стандарт 1. (Кристофер Хоукинс и Хэйзел Ньюберри)

11.    Время танцевать! Стандарт 2. (Кристофер Хоукинс и Хэйзел Ньюберри)

12.    Ballroom Principles. Принципы европейского танца.

13.    Скьяво, А. Школа чемпионов. Биомеханика движения и основные принципы положения партнеров в паре, 2018.

14.    Скьяво, А. Школа чемпионов. Биомеханика движения и основные принципы положения партнеров в паре. 2018

15.    Школа Чемпионов 2008-2018 Диск D. Основы Стандарт.

16.    Учебный цикл. Линия танца. Европейские танцы. Часть 1

17.    Учебный цикл. Линия танца. Европейские танцы. Часть 2

18.    Конгресс Блэкпул 2008 год. Европейские танцы (2 DVD)

19.    Блэкпул 2018 год. Европейские танцы (2 DVD)

20.    Методика обучения танцоров младших классов. Как воспитать чемпиона. Елана Яценко и Рмма Кондусова.

21.    Хореография для младших классов (D, C). Танго

22.    Хореография Секистов для младших классов (N, E, D, C). Вальс

23.    Школа чемпионов 2017 Основы. Стандарт (Лука и Лорейн Барикки).

24.    Школа чемпионов 2017 Вариации. Стандарт. (В. Фанг и А. Микхед).

25.    Международный конгресс. Блэкпул 2018.Европейская программа.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8.1 Перечень аудиторного фонда, материально-технического оборудования, необходимого для освоения дисциплины.

          Практические занятия проводятся в танцевальных классах с паркетным покрытием, оборудованных зеркалами и хореографическими станками, а также необходимой аудио- и видеовоспроизводящей   аппаратурой:

- проигрыватели компакт-дисков (формат аудио-CD и MP3);

- проигрыватели DVD и видеомагнитофоны, подключенные к телевизору (монитору);

- экран.

В процессе обучения используются CD и DVD-диски с записями концертных выступлений, официальных соревнований среди ансамблей «формейшн» Российского и мирового уровня.

 

Теоритические занятия проводятся в танцевальных классах, а также в учебных аудиториях. Аудитории для теоритических занятий содержат: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, комплект учебно-методических материалов, не обходимую аппаратуру, телевизор, музыкальное оборудование.

Для освоения дисциплины в аудиториях имеются технические средства обучения (аудио- и видеовоспроизводящая аппаратура):

- проигрыватели компакт-дисков (формат аудио-CD и MP3);

- проигрыватели DVD и видеомагнитофоны, подключенные к телевизору (монитору);

- экран.

В процессе обучения используются CD и DVD-диски с записями Чемпионатов России, Европы и Мира среди ансамблей «Формейшн»; концертных   программ, фестивалей и балетных спектаклей, учебных, исторических видео фильмов.

Самостоятельная работа.

Помещения для самостоятельной работы оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом к электронной информационно-образовательной среде Института:

- читальный зал (ауд. № 204, корпус № 2),

- компьютерные классы (ауд. № 208, корпус № 2).

Паспорт фонда оценочных средств

по дисциплине «Спортивный танец и методика его преподавания. Европейская программа»

Темы дисциплины в ходе текущего контроля, вид промежуточной аттестации

Код компетенции

Наименование оценочного средства 

1-ый курс, 1-2 семестры

История возникновения и место Европейских бальных танцев в развитии хореографического искусства и танцевального спорта. 

 

ПКО-6

 

 

ПКО-7

 

 

ПКО-8

 

 

ПКО-9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

Практический показ

 

 

Устный ответ

 

 

Отчетное занятие

 

 

Зачет

Понятия ритма, темпа, музыкального размера в танцах Европейской программы:

- медленный вальс;

- венский вальс;

- быстрый фокстрот.

Основные элементы, шаги, фигуры Европейских танцев для уровня начальной подготовки «Е» класса

Позиции рук, корпуса, головы, взаимодействие партнеров в танцах Европейской программы.

Методы развития общей координации и основы движения при исполнении танцев Европейской программы.

Техника исполнения, характер, стиль исполнения танцев Европейской программы:

- медленный вальс;

- венский вальс;

- быстрый фокстрот.

Терминология и понятийный аппарат изучения названия фигур, шагов, основных элементов танцев Европейской программы. 

Теория и методика преподавания Европейской программы танцев для уровня подготовки по «Е» класса мастерства

Изучение фигур и подготовки вариаций медленного вальса по «Е» классу подготовки

Соединение фигур и составления вариаций по «Е» классу танца быстрый фокстрот.

Соединение фигур и составления вариаций танца венский вальс по «Е» классу мастерства.

Методика построение урока- тренировки по спортивной дисциплине «Европейская программа» танцев на начальном этапе подготовки.

Закрепление знаний и навыков исполнений основных шагов, элементов, фигур, позировок, позиций, баланса и взаимодействия партнеров при исполнении танцев Европейской программы.

2-й курс 3,4 семестр.

Основы подготовки спортсменов в танцевальном спорте:

- физическая подготовка.

 

ПКО-6

 

 

ПКО-7

 

ПКО-8

 

 

ПКО-9

 

Контрольная работа

 

 

Практический показ

 

 

Устный ответ

 

 

Отчетное занятие

 

 

Зачет

 

 

Экзамен

Основы подготовки спортсменов в танцевальном спорте:

- специальная подготовка.

Основы подготовки спортсменов в танцевальном спорте:

- тактическая подготовка.

Основы подготовки спортсменов в танцевальном спорте:

- психолого-педагогическая подготовка.

Правила танцевального спорта по допустимыми танцами и фигурами.

Особенности и построения учебно- тренировочного процесса на этапе спортивной подготовки.

Изучения новых фигур, связок и составление вариаций для спортивных программ класса «Д» в танце медленный вальс.

Изучения новых фигур, связок и составление вариаций для спортивных программ класса «Д» в танце венский вальс.

Изучения новых фигур, связок и составление вариаций для спортивных программ класса «Д» в танце быстрый фокстрот.

Изучения танца танго, музыкальный характер танца, специфика позиций в паре, в корпусе, в ногах и голове.

Изучение фигур, допустимых по классу «Д» в танце танго.

Составление вариаций в танце танго по «Д» классу мастерства.

Практическая подготовка к соревнованиям по танцевальному спорту и регламент для участников.

Компетенции сформированные за период обучения на 1-4 семестрах по Европейской программе танцев.

3 курс, 5,6 семестры

Становление системы преподавания спортивного бального танца в России и Тюменской области.

 

ПКО-6

 

 

ПКО-7

 

 

ПКО-8

 

 

ПКО-9

 

Контрольная работа

 

 

Практический показ

 

 

Устный ответ

 

 

Отчетное занятие

 

 

Зачет

 

 

Экзамен

Медицинское обеспечение спортсменов и соревнований по танцевальному спорту

Изучение танцевального стандарта подготовки по танцевальному спорту.

Принципы, методы и формы построения учебно- тренировочного процесса по танцевальному спорту.

Изучение правил и положений по танцевальному спорту.

Методика, принципы и средства построения тренажа по танцевальному спорту Европейской программы.

Техника исполнения танцевальных элементов, фигур, позировок спортивными парами третьего года обучения мастерства класса «С» в танце медленный вальс.

Техника исполнения новых элементов, позировок и фигур танца танго.

Техника исполнения новых элементов, позировок и фигур танца венский вальс.

Техника исполнения новых элементов, позировок и фигур танца квик-степ.

Изучение танца Европейской программы медленного фокстрота: шаги, элементы, фигуры, позиции в паре.

Принципы вращения в танцах Европейской программе. Техника исполнения фигур с элементами вращения.

Сущность содержания компетенций формируемых на дисциплине спортивного танца Европейской программы.

4 курс, 7,8 семестры

Методика составления вариаций по Европейской программе танца медленный вальс для уровня спортивного мастерства класса «В».

 

ПКО-6

 

 

ПКО-7

 

 

ПКО-8

 

 

ПКО-9

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

Практический показ

 

 

Устный ответ

 

 

Отчетное занятие

 

 

Зачет

 

 

Экзамен

Методика составления вариаций по Европейской программе танца танго для уровня спортивного мастерства.

Методика составления вариаций по Европейской программе танца венский вальс для уровня спортивного мастерства.

Методика составления вариаций по Европейской программе танца медленный фокстрот для уровня спортивного мастерства.

Методика составления вариаций по Европейской программе танца быстрый фокстрот для уровня спортивного мастерства.

Изучение правил и принципов использование позировок в танцах Европейской программы.

Техника исполнений танцев Европейской программы для уровня спортивного мастерства класса «В».

Учебно-тренировочный процесс в период подготовки к соревновательной деятельности.

Развитие и закрепление навыков исполнение бальных танцев Европейской программы в режиме приближенной к соревнованиям.

Изучение и закрепление навыков рационального дополнения и использования паркетной площадки во время соревнований.

Примеры взаимодействий партнеров и необходимости импровизации в период соревнований.

Правила спортивного костюма в танцевальном спорте.

Значение и сущность компетенций, приобретенных на дисциплине: «Спортивный танец Европейской программы».

 

Перечень компетенций, формируемых дисциплиной «Спортивный танец и методика его преподавания. Европейская программа», и этапы формирования компетенций

Код и наименование компетенции

  Структурные элементы компетенции

Этапы формирования компетенции

Виды занятий для формирования компетенций

Виды оценочных средств

ПКО-6.

Способен применять репетиционной работе в организациях дополнительного и профессионального образования. различные методики

 

 

 

 

ПКО-7.     Способен организовывать и проводить учебные занятия по профессиональным дисциплинам (модулям) в организациях дополнительного и профессионального образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПКО-8. Способен выполнять основные виды методической работы в области хореографического образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПКО-9. Способен осуществлять контрольные мероприятия, направленные на оценку результатов педагогического процесса, и оценивать результаты освоения дисциплин (модулей)

 ПКО-6.1.Проводит, используя различные методики, репетиционную работу в организациях дополнительного и профессионального образования.

ПКО-6.2.Определяет основные исполнительские задачи солиста, коллектива и пути их решения.

ПКО-6.3. Оптимально использует имеющееся репетиционное время, находя в процессе репетиции наиболее результативные способы решения поставленных исполнительских задачь

 

ПКО-7.1.

Осуществляет подготовку и проведение учебных занятий по профессиональным дисциплинам (модулям) в организациях дополнительного и профессионального образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 этап

1-2 курсы

1-4 семестры 2 этап

3 курс

5-6 семестры

 

3 этап

4 курс

7-8 семестры

 

 

 

1 этап

1-2 курсы

1-4 семестры 2 этап

3 курс

5-6 семестры

 

3 этап

4 курс

7-8 семестры

 

 

Практические групповые занятия

 

Индивидуальные занятии

 

Самостоятельная работа

 

 

 

Практические групповые занятия

 

Индивидуальные занятии

 

Самостоятельная работа

Входной контроль.

Текущая аттестация.

Контроль

ные недели

(2 раза в семестр).

Зачет-практический показ.

Экзамен-

практический показ.

 

 

 

Входной контроль.

Текущая аттестация.

Контроль

ные недели

(2 раза в семестр).

Зачет-практический показ.

Экзамен-

практический показ.

 

 

ПКО-8.1. Разрабатывает календарно-тематические планы профессиональных дисциплин, фонды оценочных средств.

 

1 этап

1-2 курсы

1-4 семестры 2 этап

3 курс

5-6 семестры

 

3 этап

4 курс

7-8 семестры

 

 

 

 

 

Практические групповые занятия

 

Индивидуальные занятии

 

Самостоятельная работа

Входной контроль.

Текущая аттестация.

Контроль

ные недели

(2 раза в семестр).

Зачет-практический показ.

Экзамен-

практический показ.

 

 

ПКО-9.1. Проводит в процессе обучения контрольные мероприятия, направленные на оценку результатов педагогического процесса и оценку результатов освоения дисциплин бального танца. (модулей).

 

1 этап

1-2 курсы

1-4 семестры 2 этап

3 курс

5-6 семестры

 

3 этап

4 курс

7-8 семестры

 

 

Практические групповые занятия

 

Индивидуальные занятии

 

Самостоятельная работа

Входной контроль.

Текущая аттестация.

Контроль

ные недели

(2 раза в семестр).

Зачет-практический показ.

Экзамен-

практический показ.

 

 

2. Планируемые уровни сформированности компетенций по дисциплине «Спортивный танец и методика преподавания. Европейская программа»

Этапы формирования компетенции:

Уровни сформированности компетенции (качество)

Критерии (показатели)  оценивания

уровня сформированности компетенции (дискрипторы)

Оценка достигнутого уровня 

1 этап – 1-2 курс,

1,2,3,4 семестры

Начальный уровень

 

Знание основных понятий и терминов спортивного танца европейской программы и основ преподавания спортивного бального танца

удовлетворительно

Базовый уровень

 

Обобщение знаний по методике спортивного танца европейской программы; владение терминологией и понятийным аппаратом, педагогическими приемами учебно-тренировочной работы; знание правил исполнения движений европейских танцев

хорошо

Продвинутый уровень

 

Анализ и систематизация знаний по практическому исполнению европейских танцев; владение профессиональной лексикой, методичным, грамотным показом; навыками практического использования знаний по технике исполнения спортивного танца европейскойй программы

отлично

2 этап – 3 курс

5-6 семестры

Начальный уровень

 

Знание основных понятий и терминов европейских танцев; педагогических основ и техник спортивных бальных танцев

удовлетворительно

Базовый уровень

 

Обобщение знаний по теории европейских танцев; владение терминологией и педагогическими основами танцевальной деятельности; знание правил исполнения и преподавания движений и комбинаций европейских танцев

хорошо

Продвинутый уровень

 

Анализ и систематизация знаний по исполнительской практике европейских танцев; владение профессиональной лексикой и методичным, грамотным показом; навыками практического использования знаний по спортивной педагогике бального танца; владение теоретической подготовкой на этапе уровне спортивного совершенствования; знание методической и специальной литературы

отлично

3 этап – 4 курс

7-8 семестры

Начальный уровень

 

Знание основных понятий и терминов европейских танцев; педагогических основ танцевального спорта

удовлетворительно

Базовый уровень

 

Обобщение знаний по методике европейских танцев; владение терминологией и педагогическими основами спортивной танцевальной деятельности; знание правил исполнения и преподавания, методической литературы; знание методики составления комбинаций и построения урока

хорошо

Продвинутый уровень

 

Анализ и систематизация знаний по методике и практике европейских танцев; владение профессиональной лексикой и методичным, грамотным показом; навыками практического использования знаний по спортивно-танцевальной педагогике; знание технологий проведения урока, тренировки, соревнований; умение анализировать научную, методическую и специальную литературу

отлично

 

4. Критерии оценки промежуточной аттестации студентов по дисциплине «Спортивный танец. Европейская программа»

Критерии оценки для экзамена (зачета с оценкой)

Оценка «отлично»

(зачет)

 

Студент достиг продвинутого уровня сформированности компетенций: ПКО-6, ПКО-7, ПКО-8, ПКО-9. Успешно выполнил все практические и теоретические задания по каждому разделу дисциплины. Посещал занятия и активно участвовал в практической работе. Ответил убедительно на на все вопросы билета.

Оценка «хорошо»

(зачет)

 

Студент достиг базового уровня сформированности компетенций: ПКО-6, ПКО-7, ПКО-8, ПКО-9. Выполнил практические и теоретические задания по каждому разделу дисциплины. Посещал занятия и активно участвовал в практической работе. Ответил на 75% билета, не проявил достаточной уверенности в не которых ответах.

Оценка «удовлетворительно»

(зачет)

Студент достиг начального уровня сформированности компетенций: ПКО-6, ПКО-7, ПКО-8, ПКО-9.     Выполнил не все практические и теоретические задания, и только на 60 % посещал занятия. Ответил не на все вопросы билета.

Оценка «неудовлетворительно»

(незачет)

 

Студент не достиг начального уровня сформированности компетенций: ПКО-6, ПКО-7 ПКО-8 ПКО-9 .                                      Студент выполнил менее 50% практических и теоретических заданий. Плохо посещал занятия. Не смог ответить на большую часть вопросов билета

 

5. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений,  навыков и (или) владения материалом,  опытом деятельности в последовательности,  соответствующей этапам формирования компетенций:

5.1. Требования к контрольному уроку: Задача контрольного урока: подведение итогов освоения одной или нескольких тем программы. - Содержание учебного материала и структура контрольного урока должны соответствовать общей задаче. Информировать заранее о дате, месте и времени проведения контрольной работы. Продолжительность письменной контрольной работы 45 мин.                                                                                                                 5.2. Требования к практическому показу: Задача практического показа: подведение итогов освоения одного или нескольких разделов программы. Содержание учебного материала и структура практического показа должны соответствовать общей задаче.- Информировать заранее о дате, месте и времени проведения.- Продолжительность практического показа – 30-40 мин.- Практический показ проводится в присутствии преподавателей кафедры и других приглашенных лиц.

5.3. Требования к контрольной работе: Контрольная работа представляет собой ответ в письменном виде на определенные вопросы из теоретической части дисциплины. Контрольная работа состоит из нескольких частей: титульный лист; содержание; - основная часть работы; заключение; библиографический список; приложения. Оформление работы: - ссылки оформляются согласно ГОСТ Р 7.0.5-2008; - библиографический список оформляется в алфавитном порядке. - объем работы - 5-10 стр.; шрифт 14, интервал 1,5, поля: справа 1см, слева 3см, сверху и снизу 2см; нумерация страниц в верхнем правом углу без точек и тире.