Self enrolment

   Спортивный танец и методика его преподавания. Европейская программа.                                    

   1.   Общие положения

Программа дисциплины «Спортивный танец и методика его преподавания. Европейская программа» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования бакалавриат №1121 от 16.11.2017г. по направлению подготовки 52.03.01. Хореографическое искусство-05, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 ноября 2017года №117, вступившем в силу 30.12.2017года;

Приложением к федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 52.03.01 Хореографическое искусство, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» 2/4. 2017 г. № НИК;

 Перечнем профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата по направлению подготовки 52.03.01 Хореографическое искусство-05;

  Профессионального стандарта 01 Образование и наука 01.003; «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 613н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 сентября 2015 г., регистрационный № 38994);

 01.004 Профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 сентября 2015 г., регистрационный № 38993);

Основной образовательной программой высшего образования по направлению Хореографическое Искусство, профиль подготовки «Педагогика бального танца»;

Документов и локальных нормативных актов ФГБОУ ВО «Тюменский государственный институт культуры»: протоколом ученого совета вуза №9 от 30.05.2019г.

1.      Цели и задачи освоения дисциплины «Спортивный танец и методика его преподавания. Европейская программа».

 Целью освоения дисциплины «Спортивный танец и методика его преподавания

 Европейская программа» является::

Овладение профессиональными компетенциями, необходимыми педагог, тренеру для осуществления трудовой педагогической, спортивной и творческой деятельности, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, а также требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих учебных, образовательных и воспитательных задач:

-овладеть способностью обучать детей и взрослых спортивным танцам Европейской программы, сочетая научную теорию, достижения спортивной и хореографической   практики,

овладеть способностью осуществлять управление познавательными процессами обучающихся, формировать умственные, эмоциональные и двигательные действия,

-овладеть способность применять в педагогической практике собственный практический опыт исполнения спортивных танцев Европейской программы,

-овладеть способностью использовать понятийный аппарат и терминологию спортивной и хореографической педагогики, образования, психологии 

-овладеть способностью профессионально осуществлять педагогическую, тренерскую и репетиционную работу с исполнителями, спортивными парами, с командой,

-овладеть способностью использовать методы контроля и дозирования специфической физической нагрузки во время репетиционных занятий,

-овладеть способностью демонстрировать необходимую технику исполнения спортивной хореографии в танцах Европейской программы, индивидуальную художественную интонацию, исполнительский стиль,

-овладеть способностью к консультационной работе по вопросам диагностирования одаренности детей, спортсменов, исполнителей,

-овладеть способностью видеть и исправить технические, стилевые и иные ошибки собственные и других исполнителей.

     3.    Место дисциплины в структуре ООП

В структуре основной образовательной программы высшего образования по направлению – Хореографическое искусство,  профилю подготовки – Педагогика бального танца - дисциплина  «Спортивный танец  и методика его преподавания Европейская программа » является одной из профильных, основных дисциплин , изучается в обязательной части блоке-1( Б1.О),специальном цикле Б1.О.13  с 1 по 4 курс и вместе с другими  изучаемыми дисциплинами формирует ключевые профессиональные компетенции педагога спортивного бального танца – бакалавра хореографического искусства.

Дисциплина «Спортивный танец и методика его преподавания Европейская программа»  имеет логическую и содержательно-методическую  взаимосвязь с другими частями ООП: дисциплинами, модулями, практиками, где  прослеживается по линии осваиваемых компетенций  параллельно и с последующими:

 

Код компетен

ции

 

Содержание

компетенции

Параллельно осваиваемые дисциплины

Последующие

дисциплины

ПКО- 6

Способен применять различные методики репетиционной работы в организациях дополнительного и профессионального образования

 

 

 

 

Дисциплины специального цикла:

Спортивный танец и методика его преподавания.

 Латиноамериканская программа.

 

Современный танец и методика      его преподавания                      

 

 

 

Основы постановки секвей

Производственная педагогическая практика       

 

Зачеты с оценкой по модулю "Производственная преддипломная практика"     

 

Подготовка к защите и защита выпускной квалификационной работы          

 

 

 

ПКО-7

 

Способен

организовывать и проводить учебные занятия по профессио

нальным дисциплинам (модулям) в организациях дополнительного и профессиональ

ного образования

 

 

 

Дисциплины специального цикла:

Классический танец и методика его преподавания           

Спортивный танец и методика его преподавания. Латиноамериканская программа

Современный танец и методика его преподавания

Основы постановки секвей           

Основы постановки формейшн    

Историко-бытовой танец   

Сценический дуэтный танец           

Народно-сценический танец и методика его преподавания                       

 

Основы постановки секвей

 

Производственная педагогическая практика       

 

Зачеты с оценкой по модулю "Производственная преддипломная практика"     

 

Подготовка к защите и защита выпускной квалификационной работы          

 

 

ПКО-8

Способен выполнять основные виды методичес

кой работы в области хореографи

ческого образования

 

 

 

Дисциплины специального цикла:

Классический танец и методика его преподавания           

Спортивный танец и методика его преподавания. Латиноамериканская программа

Современный танец и методика его преподавания           

Основы постановки секвей           

Основы постановки формейшн    

Историко-бытовой танец   

Сценический дуэтный танец Народно-сценический танец и методика его преподавания

Основы тренерского мастерства    

История хореографического искусства

       Мастерство  хореограф

 

 

 

 

 

          

 

       Производственная педагогическая практика       

 

Зачеты с оценкой по модулю "Производственная преддипломная практика"     

 

Подготовка к защите и защита выпускной квалификационной работы          

 4.Результаты освоения дисциплины. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины .

Наименов.

категории (группы) компетенций,

трудовые функции

Код компе

тенции[1]

Наименование

 компетенции

Код и наименование индикатора

достижения компетенции

 

Профессиональные компетенции

Профессиональная педагогическая деятельность

 

Обобщенная трудовая функция:

Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам

 

Трудовая функция:

Организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы

 

ПКО-6

 

Способен применять различные методики репетиционной работы в организациях дополнительного и профессионального образования

 

 

 

 

 

 

ПКО-6.1. Проводит, используя различные методики, репетиционную работу в организациях дополнительного и профессионального образования. (по дисциплине:» Спортивный танец и методика его преподавания. Европейская программа»);

 

ПКО-6.2. Определяет основные исполнительские задачи солистов, коллектива и пути их решения;

           

ПКО-6.3. Оптимально использует имеющееся репетиционное время, находя в процессе репетиции наиболее результативные способы решения поставленных исполнительских задач.

 

Профессиональная педагогическая деятельность

 

Обобщенная трудовая функция:

Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам

 

Трудовая функция:

Организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы

ПКО-7

            

      Способен организовывать и проводить учебные занятия по профессиональным дисциплинам (модулям) в организациях дополнительного и профессионального

 

 

ПКО-7.1. Осуществляет подготовку и проведение учебных занятий по профессиональным дисциплинам

(в том числе по дисциплине «Спортивный танец и методика его преподавания. Европейская программа») в организациях дополнительного и профессионального образования,

осуществляет педагогический контроль и оценку освоения дополнительной общеобразовательной программы дополнительного образования.

 

 

 

 

 

 

Профессиональная педагогическая деятельность

 

Обобщенная трудовая функция:

Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам

 

Трудовая функция:

Организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программамы.

ПК-8

 

Способен выполнять основные виды методической работы в области хореографического образования

 

 

 

 

 

 

ПКО-8.1. Разрабатывает календарно-тематические планы профессиональных дисциплин, фонды оценочных средств;

 

Разрабатывает программно-методическое обеспечение реализации дополнительной общеобразовательной программы (в том числе по дисциплине: «Спортивный танец и методика его преподавания.Европейская программа».)

 

Профессиональная педагогическая деятельность

 

Обобщенная трудовая функция:

Преподавание по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (СПО) и дополнительным профессиональным программам (ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации

Трудовая функция:Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП

 

ПКО-9

 

Способен осуществлять контрольные мероприятия, направленные на оценку результатов педагогического процесса, и оценивать результаты освоения дисциплин (модулей)

 

 

 

 

 

 

 

 

ПКО-9.1. Проводит в процессе обучения контрольные мероприятия, направленные на оценку результатов педагогического процесса и оценку результатов освоения дисциплины «Спортивный танец и методика его преподавания.Европейская программа»;Преподает  дисциплину:«Спортивный танец и методика его преподавания. Европейская программа».                  по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (СПО) и дополнительным профессиональным программам (ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации.

 

 

5.Объем, структура и содержание дисциплины Спортивный танец и методика его преподавания. Европейская программа.

5.2  Тематический план дисциплины

 

 

 

 

 

     Темы дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

 

 

 

Лек.

Пр.

И.

СРС

 

1 курс

 

 

Тема 1. Методика построения урока по европейской программе для группы начальной подготовки (ГНП) (Медленный вальс, квикстеп)

1 сем.

1-6

 

12

3

9

Входной контроль, практический показ проученного материала

 

 

 

Текущая аттестация, контрольная неделя (2 раза в семестр)

 

 

Тема 2. Развитие навыков составления танцевальной вариации для группы начальной подготовки (ГНП)

1 сем.

7-12

 

12

3

9

 

 

Тема 3. Основы создания и сохранения позиций и форм в паре в европейской программе

1 сем.

13-18

 

12

3

9

 

Зачет-практический показ, устный ответ по билетам

 

 

 

 

Текущая аттестация, контрольная неделя (2 раза в семестр)

 

 

Тема 4. Изучение основ танца медленный вальс группы начальной подготовки (ГНП)

2 сем.

1-4

 

9

2

11

 

 

Тема 5. Изучение основ танца квикстеп в группе начальной подготовки (ГНП)

2 сем.

5-8

 

9

2

11

 

практические занятия

 

 

 

 

___________________

 

Экзамен

Практический показ,

Устный опрос.

 

 

Тема 6. Техника европейских танцев в единичных действиях

2 сем.

9-12

 

9

2

11

 

 

Тема 7. Развитие навыков составления танцевальной вариации по европейской программе для танцоров «Е» класса

2 сем.

13-18

 

9

3

11

 

 

 

 

 

 

72

18

72

 

Всего на 1 курсе - 216 часов, 6 зачетных единиц, 98 контактных часов.

 

 

 

Текущий контроль по темам,

практический показ, устный опрос

 

 

 

 

 

 

 

Текущая аттестация, контрольная неделя (2 раза в семестр)

 

2 курс

 

 

Тема 1. Основы физической и спортивной подготовки

3 сем.

1-3

 

5

1

6

 

 

Тема 2. Социальные танцы европейской программы; Правила ФТСР по программе «Массовый спорт»

3 сем.

4-6

 

5

1

6

 

 

Тема 3. Особенности методики построения учебно-тренировочного процесса по европейской программе в учебно-тренировочных группах

3 сем.

7-9

 

6

1

6

 

 

Тема 4. Особенности построения группового урока по европейской программе

 

3 сем.

10-12

 

6

2

6

Текущий контроль по темам,

практический показ, устный опрос

 

 

 

Тема 5. Теория и методика преподавания для учебно-тренировочных групп танцоров «Е» класса: медленный вальс, венский вальс, квикстеп.

3 сем.

13-15

 

6

2

2

 

 

 

Промежуточный контроль:

практический показ

 

 зачет с оценкой:

 

Тема 6. Методика построения урока по европейской программе для танцоров «Е» класса

3 сем.

16-18

 

6

2

2.7

практический показ,

устный ответ

 

 

Тема 7. Развитие навыков составления танцевальной вариации по европейской программе для танцоров «Е» класса

4 сем.

1-4

 

9

3

14

Текущий контроль

 по темам, практический показ, устный опрос

 

 

 

Тема 8. Изучение стандартного соединения фигур в танцах европейской программы

4 сем.

5-8

 

9

2

13

 

 

___________________

Текущая аттестация, контрольная неделя (2 раза в семест

 

 

Тема 9. Основы ведения в паре на примере базовых фигур и соединений европейской программы

4 сем.

9-12

 

9

2

13

 

 

 

 

___________________

 

 

 

 

Экзамен:

- Практический показ,

-Сдача теории по билетам

Зачет с оценкой

 

Тема 10. Изучение основ и методики преподавания социальных танцев европейской программы для учебно-тренировочных групп танцоров «D» класса: медленный вальс, танго, венский вальс, квикстеп.

4 сем.

13-18

 

9

2

14

 

Экзамен:

- Практический показ,

-Сдача теории по билетам

Зачет с оценкой

 

 

 

Всего за 2 курс: 180 часов, 5 зачетных единиц,

88 .7контактных часов.

70

18

82.7

 

5.3 Содержание дисциплины.

 

Наименование раздела

Тема

Методико-практического занятия

 

 

Содержание темы

Методико-практического занятия

 

1 раздел

Основы

Обучения на подготовите

льном этап .

1 курс

1-2сем.

Тема 1. Методика построения урока по европейской программе для группы начальной подготовки (ГНП) (Медленный вальс, квикстеп)

Методика составления тренингов для изучения европейской программы на начальном этапе обучения. Понятие о построении фигур. Позиции ступней. Использование противо движения корпуса (ПДК) и позиции противо движения корпуса (ППДК). Степени поворота в подъемах и снижениях. Работа ступней.

 

Тема 2. Развитие навыков составления танцевальной вариации для группы начальной подготовки (ГНП)

 

Составление танцевальной вариации для танцев Медленный вальс, Венский вальс, Квикстеп с использованием базовых фигур европейской программы. Изучение вариантов предшествующих и последующих фигур. Теория применения степеней поворотов, наклонов и работы ступни при соединении различных фигур европейской программы.

 

Тема 3. Основы формирования и сохранения позиций и форм в паре в европейской программе

 

Особенности позиций в паре при исполнении танцев: Медленный вальс, Венский вальс, Медленный фокстрот и Квикстеп. Позиции в паре при исполнении европейской программы. Наклоны и характерные ошибки при их исполнении. Различия в принципах применения наклонов в танцах европейской программы

 

Тема 4. Изучение основ танца медленный вальс группы начальной подготовки (ГНП)

 

Особенности работы стопы в танце медленный вальс. Работа коленей в танце медленный вальс. Работа корпуса и основы ведения. Характерные особенности при исполнении танца медленный вальс.  Закрепление и повторение пройденных тем. Контроль-опрос. Подготовка к соревнованиям.

 

Тема 5. Изучение основ танца квикстеп в группе начальной подготовки (ГНП)

 

Особенности работы стопы в танце квикстеп. Работа коленей в танце квикстеп. Работа корпуса и основы ведения. Характерные особенности при

исполнении танца квикстеп.

Закрепление и повторение пройденных тем.

Контроль-опрос.

 

Тема 6. Техника европейских танцев в единичных действиях

 

Понятие противо движения корпуса. Понятия позиции противо движения корпуса. Понятия ведущей стороны движения. Понятия движения с наружной стороны партнера (партнерши). Понятие движения в линию с партнером (партнершей). Различия принципов движения в танцах европейской программы. Изучение характера и отличий в работе ступни в европейской программе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 раздел:

Спортивная подготовка в группах

2-3 года обучения

2 курс

3-4сем.

Тема 7. Теория и методика преподавания европейской программы для танцоров «Е» класса

 

 

 

Тема1.Основы

 физической и спортивной

подготовки в группах

2-3 годов обучения.

Детальное изучение фигур европейской программы как предмета обучения начинающих танцоров. Построение фигур Европейской программы. Варианты соединения фигур на углу зала. Соединение фигур при использовании различных степеней поворотов. Основы ведения в паре на примерах основных фигур и их соединений.

 

 

Общие понятия физической и спортивной тренировки. Физические способности человека. Виды спортивной подготовки. Принципы и методы построения спортивно-тренировочного процесса. Самоконтроль в процессе физического воспитания. Особенности   обучения 2-3 года подготовки.

 

Тема 2. Социальные танцы европейской программы; Правила ФТСАРР по   программе «Массовый спорт»

Танцы Европейской программы, не входящие в программу официальных соревнований IDSF и ФТСР (Федерации танцевального спорта России). Понятие о «Массовом спорте» в спортивных танцах. Цели и задачи программы «о Массовом спорте», классы танцевального мастерства в программе «Массовый спорт». Спортивный костюм участников соревнований по «Массовому спорту» в спортивных танцах. Критерии оценки и переход из массового спорта в квалификационные группы спорта. Изучение фигур разрешенных к исполнению по программе «Массовый спорт».

 

Тема 3. Особенности методики построения учебного   процесса по европейской программе в руппах 2-3 года обучения

Планирование учебно-тренировочного процесса на начальном этапе. Методы и принципы обучения на начальном этапе. Основные элементы, навыки и умения для изучения на начальном этапе обучения. Поэтапный подход к учебно-тренировочному процессу.

 

Тема 4. Особенности построения группового урока по европейской программе.

Ведение группы. Виды групп. Планирование групповых занятий. Особенности подхода к воспитанникам при групповом занятии. Тематика групповых занятий. Изучение фигур разрешенных к исполнению по программе «Массовый спорт».

 

 

Тема 5. Теория и методика преподавания для учебно-тренировочных групп. квикстеп.

Детальное изучение фигур европейской программы как предмета обучения танцоров «Е» класса. Построение фигур европейской программы. Варианты соединения фигур на углу зала. Соединение фигур при использовании различных степеней поворотов. Основы ведения в паре на примерах основных фигур и их соединений для танцоров «Е» класса.

 

Тема 6. Методика построения урока по европейской программе.

Методика составления тренингов по европейской программе для танцоров «Е» класса. Понятие о построении фигур «Е» класса. Позиции ступней. Работа ступней. Использование ПДК, ППДК и наклонов при исполнении фигур «Е» класса. Степени поворота в подъемах и снижениях.

 

Тема 7. Развитие навыков составления танцевальной вариации по европейской программе.   

Составление танцевальной вариации для танцев Медленный вальс, Венский вальс и Квикстеп с использованием базовых фигур европейской программы. Изучение вариантов предшествующих и последующих фигур. Теория применения степеней поворотов, наклонов и работы ступни при соединении различных фигур европейской программы «Е» класса.

 

Тема 8. Изучение стандартного соединения фигур в танцах европейской программы

 

Варианты соединения фигур на углу зала. Соединение фигур при использовании различных степеней поворота. Изучение предшествующих и последующих фигур. Подготовка к учебным соревнованиям.

 

 

Тема 9. Основы ведения в паре на примере базовых фигур и соединений европейской программы

 

Изучение понятий: вести и следовать. Изменение направления движения. Импульс - как начало совместного движения.

Изучение предшествующих и последующих фигур. Подготовка к учебным соревнованиям.

 

 

Тема 10. Изучение основ и методики преподавания социальных танцев европейской программы.

Изучение основ танцев: ритмический фокстрот, аргентинское танго, фигурный вальс. Методика преподавания социальных танцев для различных возрастных групп.

Изучение предшествующих и последующих фигур. Подготовка к учебным соревнованиям.

танцам.

повышении спортивной работоспособности.


                                 Содержание самостоятельной работы

Самостоятельная работа представляет собой обязательную часть основной образовательной программы, выполняемую студентом вне аудиторных занятий в соответствии с заданиями преподавателя. Результат самостоятельной работы контролируется преподавателем. Самостоятельная работа может выполняться студентом в танцевальных классах, репетиционных аудиториях, читальном зале библиотеки, компьютерных классах, а также в домашних условиях.

Текущая самостоятельная работа студента включает в себя следующие виды работ:

  • знакомство с рабочей программой дисциплины;
  • работа тематическим материалом;
  • работа с обязательной и дополнительной литературой, включенной в планы практических занятий;
  • Видео-просмотр рекомендованных программ, соревнований, учебных фильмов.
  • подготовка докладов, сообщений, рефератов, творческих работ;
  • Подготовка к соревнованиям, фестивалям, конкурсам;
  • подготовка к практическим занятиям, опросу, зачету, экзамену. 

Наиме

нование раздела

Вид самостоятельной работы[1]

Содержание практической самостоятельной работы

 

1 раздел

тренировки

Разучивание вариаций по танцам: медленный вальс,

Квик стэп, венский вальс.

(Уровень начальной подготовки) 

2 раздел

 

  

Тренировки

 


Разучивание вариаций следующего уровня сложности.

Построение конкурсных композиций по танцам:

медленный вальс, квик стэп, венский вальс 

3 раздел

Тренировки

 Разучивание вариаций 3 уровня сложности.

Построение конкурсных композиций по танцам:

медленный вальс, танго, венский вальс    квик стэп, венский вальс. 

4 раздел

Тренировки

Разучивание вариаций 4уровня сложности.

Построение конкурсных композиций по танцам:

медленный вальс, танго,  медленный фокстрот,    квик стэп,

 

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы                                    обучающихся по дисциплине

Учебный материал дисциплины направлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей студентов, формирование необходимых качеств и свойств личностей, овладение методами и средствами исполнения Европейских танцев, приобретение личного практического исполнительского опыта на учебно-тренировочных групповых, а также индивидуальных занятиях. Методико-практические занятия предусматривают освоение и овладение элементами и фигурами всех танцев Европейской программы: медленный вальс, танго, венский вальс, фокстрот, квикстеп. Каждое практическое занятие согласуется с теоретическими знаниями. 

Самостоятельная работа представляет собой обязательную часть основной образовательной программы, выполняемую студентом вне аудиторных занятий в соответствии с заданиями преподавателя. Результат самостоятельной работы контролируется преподавателем. Самостоятельная работа может выполняться студентом в танцевальных классах, репетиционных аудиториях, читальном зале библиотеки, компьютерных классах, а также в домашних условиях.

Текущая самостоятельная работа студента включает в себя следующие виды работ:

  • знакомство с рабочей программой дисциплины;
  • работа тематическим материалом;
  • работа с обязательной и дополнительной литературой, включенной в планы практических занятий;
  • Видео-просмотр рекомендованных программ, соревнований, учебных фильмов.
  • подготовка докладов, сообщений, рефератов, творческих работ;
  • Подготовка к соревнованиям, фестивалям, конкурсам;
  • подготовка к практическим занятиям, опросу, зачету, экзамену.

Перечень тем для докладов, статей, рефератов, творческих работ (проектов)

 

 

Примерные темы творческих, исследовательских работ 

Тема 1

Развитие Европейских танцев в России и в мире.

Тема 2

Музыка, как основа определяющая характер каждого танца, образы,  внутреннюю драматургию.

Тема 3

Взаимосвязь музыкального материала с танцевальной лексикой, рисунком танца и внешним образом исполнителей.

Тема 4

Основные законы музыкально-художественной драматургии. Их применение при сочинении конкурсных вариаций.

Тема 5

Танцевальный костюм в европейской программе, сценический и стилистический имидж партнеров в европейских танцах.

Тема 6

Постановочная работа с детьми, специфика композиций для детей

Тема 7

Специфика репетиционной работы.

Тема 8

Роль родительского участия в танцевальном спорте.

Тема 9

Воспитание духовно-нравственных качеств личности средствами спортивного бального танца.

Тема10

Танцевальное творчество как средство патриотического воспитания.

Тема11

 Занятия танцевальным спортом как средство социализации личности.

Тема12

Виды подготовки спортсмена на уровень высшего спортивного мастерства.


Тема13

Приоритет развития физических качеств как основы подготовки во всех дисциплинах танцевального спорта.

Тема14

Методика технической подготовки спортсменов в европейкой программе спортивного бального танца.

Тема15.

Особенности видов спортивной подготовки для спортсменов –танцоров


2 Темы контрольных работ

1.      История возникновения танца Медленный вальс.

2.       История возникновения танца Танго.

3.       История возникновения танца Венский вальс.

4.       История возникновения танца Медленный фокстрот.

5.       История возникновения танца Квикстеп.

6.       Бальные танецы в Европе начала XIX века.

7.       Бальные танецы в Европе конца XIX века.

8.       Бальные танцы в Европе начала XX века.

9.       Общефизическая подготовка воспитанников.

10.   Спортивная подготовка воспитанников.

11.   Социальные танцы европейской программы.

12.   Музыкальное сопровождение танцев европейской программы.

13.   Особенности методики построения урока по европейской программе на начальном этапе учебно-тренировочного процесса.

14.   Особенности методики построения работы с группой.

15.   Судейские    квалификационные категории ФТСАРР и их особенности.

16.  Массовый спорт в танцевальном спорте.

17. Принципы и методы построения спортивного-тренировочного процесса. 

18.Самоконтроль в процессе физического воспитания.           

19.Взаимодействие европейской программы спортивных танцев с другими видами

      хореографического искусства.

20.Подготовка воспитанников «E» и «D» класса мастерства к выступлениям на

     соревнованиях по танцевальному спорту.

        6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и

           промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации представлен в Приложении 1.

Полный комплект контрольных заданий и иных материалов, необходимых для оценивания результатов обучения по дисциплине хранится на кафедре спортивного, современного танцев на печатных и электронных носителях. 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

       7.1 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Успешное усвоение курса предполагает активное, творческое участия студента на всех этапах ее освоения путем планомерной, повседневной работы.

Общие рекомендации. Изучение дисциплины следует начинать с проработки настоящей рабочей программы, методических указаний, указанных в программе, особое внимание уделяется целям, задачам, структуре и содержанию курса.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям. Практические занятия это одна из основных, наиболее плодотворных форм вузовского обучения и воспитания. Практические занятия предназначаются для углубленного изучения практически всех разделов дисциплины. Ведущей дидактической целью практических занятий является развития техники исполнительского мастерства и овладения на практике навыками методики преподавания танцевальных спортивных дисциплин. систематизация и обобщение знаний по изучаемой теме, формирование умений работать с дополнительными источниками информации, сопоставлять и сравнивать точки зрения. Необходимо систематически готовиться к практическим   занятиям, изучать рекомендованную к прочтению основную и дополнительную литературу. Каждую неделю рекомендуется отводить время для повторения пройденного материала, В процессе подготовки осуществляется самооценка собственных знаний, умений и навыков, выявление «белых пятен» в системе своих знаний, повышению познавательной активности. На практических занятиях приветствуется активное участие в обсуждении конкретных методов, технических тонкостей и специфических особенностей исполнения тех или иных элементов и фигур танцевального спорта, вырабатывается, способность на основе полученных знаний находить наиболее эффективные решения поставленных проблем, уметь находить полезный дополнительный материал по тематике занятий.

При подведении рейтинга студента принимаются во внимание следующие позиции:

1. Посещение и творческая работа студентов на занятиях (активное участие в соревнованиях, творческих показах, концертах.

2. Работа на практических занятиях (обсуждение теоретических вопросов, выполнение практических заданий);

3. Знание хореографического материала, фрагменты постановок, вариации, развивающие упражнения

4. Выполнение самостоятельных творческих работ (написание докладов или сообщений по заданной теме).

Методические указания по подготовке к промежуточной аттестации: зачетам, экзаменам. Требования к организации подготовки к экзамену те же, что и при занятиях в течение семестра. При подготовке к экзамену у студента должен быть хороший конспект литературы, прочитанной по указанию преподавателя в течение семестра. Первоначально следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний. 

7.2 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины « Спортивный танец и методика его преподавания. Европейская программа.»

1. Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики: учеб. пособие / В.И. Гинецинский. – Санкт-Петербург: Изд-во СПб ГУ, 1992. – 154 с.

2. Демченко З. А. Педагогическая деятельность учителя и ценностное отношение к ней в контексте аксиологических проблем образования / З.А. Демченко // Материалы региональных чтений РАО «Ценности современного образования». – Архангельск: Изд-во ПГУ им. М.В. Ломоносова, 2003. – 540 с.

3. Елканов С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / С. Б. Елканов. – Москва: Просвещение, 1989. - 189 с.

4. Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке / В. И. Журавлев. – Москва: Педагогика, 1990. – 168 с.

5. Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / Г. М. Коджаспирова. – Москва: Гардарики, 2004. - 527 с.

6. Краевский В. В. Общие основы педагогики: учебник для студ. высш. пед. уч. зав. — Москва: Издательский центр «Академия», 2008. — 256 с.

7. Никитин А. А. Художественная одаренность / А. А. Никитин. – Москва: Классика-XXI, 2010. – 175 с.

8. Обухова Л. Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2013. – 460 с.

9. Сапогова Е. Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова– Издательство: Аспект-Пресс, 2006. – 460 с.

10. Соболь В. А. Профессиональная лексика педагога-хореографа: методические рекомендации для руководителей хореографических студий / В. А. Соболь. – Тюмень: Редакционно-издательский отдел АНО ДОД «ОЦТДиМ», 2017. – 19 с.

11. Соболь В. А. Искусство – педагог – ученик: этика и эстетика хореографической деятельности / В. А. Соболь. – Тюмень: Редакционно-издательский отдел ГАУ ДОД ТО «ОЦТДиМ», 2018. – 35 с.

12. Шерегова В. А. Методика работы в коллективе спортивного и эстрадного танцев: учебно-методическое пособие для студентов кафедры спортивного и эстрадного танцев ТГИИК / В. А. Шерегова. – Тюмень: РИЦ ТГИИК, 2018. – 84с. .

13. Шерегова В. А. Организационно-творческая работа с хореографическим коллективом: учебное пособие для студентов кафедры спортивного и эстрадного танцев ТГАКИ / В. А. Шерегова. – Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2018. – 35 с.

1.5 Анисимов В. В. Общие основы педагогики: учебник / В. В. Анисимов, О. Г. Грохольская, Н. Д. Никандров. – 2-е изд. – Москва: Просвещение, 2007. – 575 с.

16. Белякова Е. Г. Психология и педагогика: учеб. пособие для студентов вузов / Е. Г. Белякова, И. Г. Фомичева. – Тюмень: ТюмГУ, 2010. – 267 с.

17. Борытько Н. М. Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов / Н. М. Борытько, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков. – Москва: Академия, 2007. – 491, [1] с. – (Высшее профессиональное образование).

17. Вигман С. Л. Педагогика в вопросах и ответах: учебное пособие / С. Л. Вигман. – Москва: Проспект, 2006. – 208 с.

18. Волынкин В. И. Педагогика в схемах и таблицах: учеб. пособие для студентов вузов / В. И. Волынкин. – 2-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 282 с. – (Высшее образование).

19. Ефремов О Ю. Педагогика: краткий курс / О. Ю. Ефремов. – Москва; Санкт-Петербург; Нижний Новгород: Питер, 2009. – 256 с.

20. Загвязинский В. И. Теория обучения в вопросах и ответах: пособие для студентов вузов / В. И. Загвязинский. – 2-е изд., испр. – Москва: Академия, 2008. – 156, [2] с. – (Высшее профессиональное образование).

21. Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. 033400 (050701) – Педагогика / В. И. Загвязинский. – Москва: Академия, 2008. – 173, [1] с.

22. Загвязинский В. И. Общая педагогика: учебное пособие / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. – Москва: Высшая школа, 2008. – 391 с.

23. Коджаспирова Г. М. Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов / Г. М. Коджаспирова. – Москва: Гардарики, 2007. – 527 с.


7.3 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" профессиональных баз данных, информационных справочны

1.   Все для хореографов и танцоров [Электронный ресурс]. – URL:  http://www.horeograf.com/ – (дата обращения 15.05.2018).

2.Каталог курсов, вебинаров, тестов «Инфоурок» [Электронный ресурс]. – URL:  https://infourok.ru/– (дата обращения 15.05.2018).

3.Национальная электронная библиотека. – URLhttp://xn--90ax2c.xn--p1ai/. – (дата обращения 15.05.2018).

4.Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина.  – URLhttp://www.prlib.ru/. – (дата обращения  15.05.2018).

5.Российское образование [Электронный ресурс]: федеральный портал. – URL:  http://www.edu.ru/– (дата обращения 15.05.2018).

6.Хореография для всех [Электронный ресурс]. – URL:  https://horeografiya.com/ – (дата 9. Методические указания

При осуществлении образовательного процесса применяются следующие информационные технологии:

– сбор, хранение, систематизация и выдача учебной и научной информации;

– обработка текстовой, графической и эмпирической информации;

– самостоятельный поиск дополнительного учебного и научного материала, с использованием поисковых систем и сайтов сети Интернет, электронных энциклопедий и баз данных;

– взаимодействие обучающихся и преподавателя с использованием электронной информационной образовательной среды института: 

1 Перечень электронных образовательных ресурсов удаленного доступа

для обучающихся по ООП

1.         Подписные электронно-библиотечные системы

Электронно-библиотечная система (ЭБС) издательства «Лань»

Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks

Электронно-библиотечная система издательства (ЭБС) «Юрайт»

Электронно-библиотечная система eLib

1.      Электронные библиотечные системы свободного доступа

 для обучающихся по ООП

Национальная электронная библиотека (НЭБ) https://нэб.рф

Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина http://www.prlib.ru

Планируемые уровни сформированности компетенций по дисциплине «Спортивный танец и методика преподавания. Европейская программа»

Этапы формирования компетенции:

Уровни сформированности компетенции (качество сформированности компетенции)

Критерии (показатели)  оценивания уровня сформированности компетенции (дискрипторы)

Оценка достигнутого уровня 

1 этап – 1-2 курс,

1,2,3,4 семестры

Начальный уровень

 

Знание основных понятий и терминов спортивного танца европейской программы и основ преподавания спортивного бального танца

удовлетворительно

Базовый уровень

 

Обобщение знаний по методике спортивного танца европейской программы; владение терминологией и понятийным аппаратом, педагогическими приемами учебно-тренировочной работы; знание правил исполнения движений европейских танцев

хорошо

Продвинутый уровень

 

Анализ и систематизация знаний по практическому исполнению европейских танцев; владение профессиональной лексикой, методичным, грамотным показом; навыками практического использования знаний по технике исполнения спортивного танца европейскойй программы

отлично

2 этап – 3 курс

5-6 семестры

Начальный уровень

 

Знание основных понятий и терминов европейских танцев; педагогических основ и техник спортивных бальных танцев

удовлетворительно

Базовый уровень

 

Обобщение знаний по теории европейских танцев; владение терминологией и педагогическими основами танцевальной деятельности; знание правил исполнения и преподавания движений и комбинаций европейских танцев

хорошо

Продвинутый уровень

 

Анализ и систематизация знаний по исполнительской практике европейских танцев; владение профессиональной лексикой и методичным, грамотным показом; навыками практического использования знаний по спортивной педагогике бального танца; владение теоретической подготовкой на этапе уровне спортивного совершенствования; знание методической и специальной литературы

отлично

3 этап – 4 курс

7-8 семестры

Начальный уровень

 

Знание основных понятий и терминов европейских танцев; педагогических основ танцевального спорта

удовлетворительно

Базовый уровень

 

Обобщение знаний по методике европейских танцев; владение терминологией и педагогическими основами спортивной танцевальной деятельности; знание правил исполнения и преподавания, методической литературы; знание методики составления комбинаций и построения урока

хорошо

Продвинутый уровень

 

Анализ и систематизация знаний по методике и практике европейских танцев; владение профессиональной лексикой и методичным, грамотным показом; навыками практического использования знаний по спортивно-танцевальной педагогике; знание технологий проведения урока, тренировки, соревнований; умение анализировать научную, методическую и специальную литературу

отлично


4. Критерии оценки промежуточной аттестации студентов по дисциплине «Спортивный танец. Европейская программа»

Критерии оценки для экзамена (зачета с оценкой)

Оценка «отлично»

(зачет)

 

Студент достиг продвинутого уровня сформированности компетенций: ПКО-6, ПКО-7, ПКО-8, ПКО-9. Успешно выполнил все практические и теоретические задания по каждому разделу дисциплины. Посещал занятия и активно участвовал в практической работе. Ответил убедительно на на все вопросы билета.

Оценка «хорошо»

(зачет)

 

Студент достиг базового уровня сформированности компетенций: ПКО-6, ПКО-7, ПКО-8, ПКО-9. Выполнил практические и теоретические задания по каждому разделу дисциплины. Посещал занятия и активно участвовал в практической работе. Ответил на 75% билета, не проявил достаточной уверенности в не которых ответах.

Оценка «удовлетворительно»

(зачет)

Студент достиг начального уровня сформированности компетенций: ПКО-6, ПКО-7, ПКО-8, ПКО-9.     Выполнил не все практические и теоретические задания, и только на 60 % посещал занятия. Ответил не на все вопросы билета.

Оценка «неудовлетворительно»

(незачет)

 

Студент не достиг начального уровня сформированности компетенций: ПКО-6, ПКО-7 ПКО-8 ПКО-9 .                                      Студент выполнил менее 50% практических и теоретических заданий. Плохо посещал занятия. Не смог ответить на большую часть вопросов билета

 

5. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений,  навыков и (или) владения материалом,  опытом деятельности в последовательности,  соответствующей этапам формирования компетенций:

5.1. Требования к контрольному уроку: Задача контрольного урока: подведение итогов освоения одной или нескольких тем программы. - Содержание учебного материала и структура контрольного урока должны соответствовать общей задаче. Информировать заранее о дате, месте и времени проведения контрольной работы. Продолжительность письменной контрольной работы 45 мин.

5.2. Требования к практическому показу: Задача практического показа: подведение итогов освоения одного или нескольких разделов программы. Содержание учебного материала и структура практического показа должны соответствовать общей задаче.- Информировать заранее о дате, месте и времени проведения.- Продолжительность практического показа – 30-40 мин.- Практический показ проводится в присутствии преподавателей кафедры и других приглашенных лиц.

5.3. Требования к контрольной работе: Контрольная работа представляет собой ответ в письменном виде на определенные вопросы из теоретической части дисциплины. Контрольная работа состоит из нескольких частей: титульный лист; содержание; - основная часть работы; заключение; библиографический список; приложения. Оформление работы: - ссылки оформляются согласно ГОСТ Р 7.0.5-2008; - библиографический список оформляется в алфавитном порядке. - объем работы - 5-10 стр.; шрифт 14, интервал 1,5, поля: справа 1см, слева 3см, сверху и снизу 2см; нумерация страниц в верхнем правом углу без точек и тире.

 

     






.