Контакты:
-
Наталья Владимировна МургинаУчитель
1. Общие сведения
Программа дисциплины «Камерный ансамбль» разработана в соответствии с требованиями: Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС 3+) специальности 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство» (уровень бакалавриата), 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство» (уровень бакалавриата), Положения ТГИК о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования.
При разработке учитывалась ранее действующая рабочая программа, созданная с учётом требований ФГОС 3, рекомендации Министерства образования по содержанию рабочих программ нового стандарта, локальные нормативные акты ТГИК.
2. Цель и задачи дисциплины
В комплексе учебных дисциплин, формирующих всесторонне развитого музыканта-профессионала, класс камерного ансамбля занимает важное место, являясь одним из профилирующих предметов специального цикла, имеющих большое значение в практической деятельности.
Цель освоения дисциплины: подготовить студента к самостоятельной практической деятельности в качестве артиста-ансамблиста.
Задачи дисциплины:
· воспитание у студентов навыков ансамблевой игры;
· умение слышать свою партию в общем контексте произведения;
· развитие и закрепление навыков чтения нот с листа, быстрой ориентации в тексте;
· расширение музыкального кругозора за счет изучения камерно-инструментального репертуара;
· воспитание дисциплины и коллективной ответственности.
3.Формируемые компетенции в результате освоения дисциплины.
Результаты освоения дисциплины.
В результате освоения дисциплины «Камерный ансамбль» обучающийся должен обладать общекультурными и профессиональными компетенциями:
-способностью осознавать специфику музыкального исполнительства как вида творческой деятельности (ОПК-1);
- способностью демонстрировать артистизм, свободу самовыражения, исполнительскую волю, концентрацию внимания (ПК-1)
- способностью совершенствовать культуру исполнительского интонирования, мастерство в использовании комплекса художественных средств исполнения в соответствии со стилем музыкального произведения (ПК-6)
- готовностью к постижению закономерностей и методов исполнительской работы над музыкальным произведением, подготовки произведения, программы к публичному выступлению, студийной записи, задач репетиционного процесса, способов и методов его оптимальной организации в различных условиях (ПК-7)
- способностью организовывать свою практическую деятельность: интенсивно вести репетиционную (ансамблевую, концертмейстерскую, сольную) и концертную работу (ПК-9)
- способностью творчески составлять программы выступлений (сольных и ансамблевых) с учетом как собственных артистических устремлений, так и запросов слушателей, а также задач музыкально-просветительской деятельности (ПК-12)
- способностью исполнять партию своего инструмента в различных видах ансамбля (ПК-17)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
· основные композиторские стили;
· обширный концертный репертуар, включающий произведения разных эпох, жанров и стилей;
· основные нотные издания концертного репертуара;
уметь:
· анализировать художественные и технические особенности музыкальных произведений;
· анализировать и подвергать критическому разбору процесс исполнения музыкального произведения;
· раскрывать художественное содержание музыкального произведения;
· создавать собственную интерпретацию музыкального произведения;
· самостоятельно изучать и готовить к концертному исполнению произведения разных стилей и жанров;
владеть:
· навыками самостоятельного разучивания и подготовки к концертному исполнению музыкальных произведений различных стилей и жанров;
· навыками поиска исполнительских решений;
· художественно-выразительными средствами (штрихами, разнообразной звуковой палитрой и другими средствами исполнительской выразительности);
· профессиональной терминологией.
4. Место дисциплины в структуре образовательной программы
В учебном плане дисциплина входит в состав вариативной части (индекс Б1.В) согласно учебному плану ООП по направлению подготовки 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство».
Наименование дисциплин, необходимых для освоения данной дисциплины: Ансамблевое исполнительство в объеме СПО, «История музыки», «Музыкальная форма», «Полифония», «История исполнительского искусства», «История искусств», «Учебная практика (исполнительская)», «История фортепианного искусства», «Методика обучения игре на инструменте», «Изучение концертного фортепианного репертуара»..
Данная дисциплина входит в цикл профессиональных дисциплин и составляет группу предметов для бакалавров, выпускающихся с квалификациями: «Артист ансамбля», «Концертмейстер», «Преподаватель».
5. Объем дисциплины, формы отчетности по дисциплине
Трудоемкость Общая трудоемкость дисциплины: 12 зачетных единиц, 432 часа (из них: для очной формы обучения 222 – ауд., 183 – СРС, 27 – контроль; для заочной формы обучения 24 – ауд., 382 – СРС, 26 - контроль). Дисциплина проходится на 3-8 сем.
Курс |
Семестр |
Всего часов |
Лекц. |
Практ. |
Инд. |
СРС |
Контроль |
Формы отчетности (семестры) |
|
Очная |
2-4 |
3-8 |
432 |
- |
222 |
- |
183 |
27 |
3,5,7(экзамен); 4,6,8 (зачет с оценкой) |
Заочная |
3-4 |
5-8 |
432 |
- |
24 |
- |
382 |
26 |
6,7 (экзамен); 6,8 (зачет с оценкой) |
Формы текущего контроля знаний – контрольные уроки, академические концерты,
Форма итогового контроля знаний – зачет с оценкой 8 сем.
Формой итогового контроля является защита выпускной квалификационной работы (ВКР), проходящая в 9 семестре в рамках государственной итоговой аттестации (ГИА). Общая продолжительность программы ВКР не должна превышать 30-40 минут.
В программу могут быть включены ранее исполнявшиеся произведения, но не более одной трети программы. В нее обязательно включаются произведения российских композиторов, а также оригинальная музыка для камерного ансамбля.