1. Общие сведения

Программа дисциплины «Камерный ансамбль» разработана в соответствии с требованиями: Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС 3+) специальности 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство» (уровень бакалавриата), 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство» (уровень бакалавриата), Положения ТГИК о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования.

При разработке учитывалась ранее действующая рабочая программа, созданная с учётом требований ФГОС 3, рекомендации Министерства образования по содержанию рабочих программ нового стандарта, локальные нормативные акты ТГИК.

 

2. Цель и задачи дисциплины

В комплексе учебных дисциплин, формирующих всесторонне развитого музыканта-профессионала, класс камерного ансамбля занимает важное место, являясь одним из профилирующих предметов специального цикла, имеющих большое значение в практической деятельности.

Цель освоения дисциплины: подготовить студента к самостоятельной практической деятельности в качестве артиста-ансамблиста.

Задачи дисциплины:

·       воспитание у студентов навыков ансамблевой игры;

·       умение слышать свою партию в общем контексте произведения;

·       развитие и закрепление навыков чтения нот с листа, быстрой ориентации в тексте;

·       расширение музыкального кругозора за счет изучения камерно-инструментального репертуара;

·       воспитание дисциплины и коллективной ответственности.

 

3.Формируемые компетенции в результате освоения дисциплины.

Результаты освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины «Камерный ансамбль» обучающийся должен обладать общекультурными и профессиональными компетенциями:

-способностью осознавать специфику музыкального исполнительства как вида творческой деятельности (ОПК-1);

- способностью демонстрировать артистизм, свободу самовыражения, исполнительскую волю, концентрацию внимания (ПК-1)

- способностью совершенствовать культуру исполнительского интонирования, мастерство в использовании комплекса художественных средств исполнения в соответствии со стилем музыкального произведения (ПК-6)

- готовностью к постижению закономерностей и методов исполнительской работы над музыкальным произведением, подготовки произведения, программы к публичному выступлению, студийной записи, задач репетиционного процесса, способов и методов его оптимальной организации в различных условиях (ПК-7)

- способностью организовывать свою практическую деятельность: интенсивно вести репетиционную (ансамблевую, концертмейстерскую, сольную) и концертную работу (ПК-9)

- способностью творчески составлять программы выступлений (сольных и ансамблевых) с учетом как собственных артистических устремлений, так и запросов слушателей, а также задач музыкально-просветительской деятельности (ПК-12)

- способностью исполнять партию своего инструмента в различных видах ансамбля (ПК-17)

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

·      основные композиторские стили;

·      обширный концертный репертуар, включающий произведения разных эпох, жанров и стилей;

·      основные нотные издания концертного репертуара;

уметь:

·         анализировать художественные и технические особенности музыкальных произведений;

·         анализировать и подвергать критическому разбору процесс исполнения музыкального произведения;

·         раскрывать художественное содержание музыкального произведения;

·         создавать собственную интерпретацию музыкального произведения;

·         самостоятельно изучать и готовить к концертному исполнению произведения разных стилей и жанров;

владеть:

·         навыками самостоятельного разучивания и подготовки к концертному исполнению музыкальных произведений различных стилей и жанров;

·         навыками поиска исполнительских решений;

·         художественно-выразительными средствами (штрихами, разнообразной звуковой палитрой и другими средствами исполнительской выразительности);

·         профессиональной терминологией.

4. Место дисциплины в структуре образовательной программы

В учебном плане дисциплина входит в состав вариативной  части (индекс Б1.В) согласно учебному плану ООП по направлению подготовки  53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство».

Наименование дисциплин, необходимых для освоения данной дисциплины: Ансамблевое исполнительство в объеме СПО,  «История музыки», «Музыкальная форма», «Полифония», «История исполнительского искусства», «История искусств», «Учебная практика (исполнительская)», «История фортепианного искусства», «Методика обучения игре на инструменте», «Изучение концертного фортепианного репертуара»..

Данная дисциплина входит в цикл профессиональных дисциплин и составляет группу предметов для бакалавров, выпускающихся с квалификациями: «Артист ансамбля», «Концертмейстер», «Преподаватель».

 

5. Объем дисциплины, формы отчетности по дисциплине

Трудоемкость Общая трудоемкость дисциплины: 12 зачетных единиц,  432 часа (из них: для очной формы обучения 222 – ауд., 183 – СРС, 27 – контроль; для заочной формы обучения 24 – ауд., 382 – СРС, 26 - контроль). Дисциплина проходится на 3-8 сем.

Форма обучения

Курс

Семестр

Всего часов

Лекц.

Практ.

Инд.

СРС

Контроль

Формы отчетности

(семестры)

Очная

2-4

3-8

432

-

222

-

183

27

3,5,7(экзамен);

4,6,8 (зачет с оценкой)

Заочная

3-4

5-8

432

-

24

-

382

26

6,7 (экзамен);

6,8 (зачет с оценкой)

Формы текущего контроля знаний – контрольные уроки, академические концерты,

Форма итогового контроля знаний – зачет с оценкой 8 сем.

Формой итогового контроля является защита выпускной квалификационной работы (ВКР),  проходящая в 9 семестре в рамках государственной итоговой аттестации (ГИА). Общая продолжительность программы ВКР не должна превышать 30-40 минут.

В программу могут быть включены ранее исполнявшиеся произведения, но не более одной трети программы. В нее обязательно включаются произведения российских композиторов, а также оригинальная музыка для камерного ансамбля.