Дисциплина « Дирижирование академическим хором » нацелена на воспитание высококвалифицированных дирижеров хора. Теоретическая и практическая подготовка к исполнительской, педагогической и общественно-музыкальной деятельности — основная цель дисциплины «Дирижирование», в процессе изучения которой (в непосредственной связи с другими дисциплинами специального цикла, а также с педагогической и исполнительской практикой) формируется творческий облик дирижера. 

На I и II курсах одной из главных задач студента является овладение необходимыми дирижерскими приемами — техникой дирижирования. Изучение дирижерской техники является органичной частью общего процесса воспитания профессионального хорового дирижера, формирования его исполнительской культуры. Закрепление ранее приобретенных в среднем учебном заведении навыков дирижерской техники, их совершенствование, накопление новых (на материале лучших образцов хоровой литературы) – всё это способствует раскрытию артистического дарования студента, росту его профессионального мастерства. 

На старших курсах (III, IV) студент изучает произведения значительной сложности, обращая особое внимание на стилевые особенности хоровых произведений различных эпох. 

Курс дирижирования занимает важное место в системе межпредметных связей, взаимодействуя с такими дисциплинами, как « Хороведение и Методика  работы с хором», «Чтение хоровых партитур», «Хоровая аранжировка», «Сольфеджио».


I.          До начала изучения дисциплины «Дирижирование» обучающийся должен уметь :

              1. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения  профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

              2. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

             3. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать хоровой и ансамблевый репертуар (в соответствии и программными требованиями);

             4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений;

             5. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией. 


II.       Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие следующих навыков и компетенций:

·       развитием навыков постижения музыкальных произведений внутренним слухом и способен воплощать услышанное в звуке, нотном тексте, ритме, динамике, фразировке ;

·      способности дирижировать музыкальным коллективом (хором) при разучивании и публичном исполнении концертной программы ; 

·      готовности к работе дирижера исполнительского коллектива (хорового, ансамблевого) в музыкальном театре ;

·      способностью организовывать и проводить репетиционный процесс с различными составами творческих коллективов (солисты, ансамбли, хоры, оркестры);

·      способности создавать исполнительскую концепцию музыкального произведения;

·      готовности к самостоятельной работе над партитурой ;

·      способности творчески использовать профессиональные знания в исполнительской и педагогической деятельности ;

·      готовности интеллектуально и психологически к деятельности хормейстера ;

·      способностью контролировать качество хорового звучания, строя и ансамбля ;

способностью работать над дыханием, нюансами, дикцией и артикуляцией в процессе исполнения . 


III.                   В результате изучения дисциплины студент должен 

знать:

·         широкий музыкальный репертуар, включающий произведения разных                    стилей и эпох, необходимый профессиональному дирижеру хора в его                    музыкальной деятельности;

уметь:

·         осуществлять творческое руководство исполнительским коллективом             (академическим хором, солистами), проявляя профессиональную                     компетентность, убежденность, гибкость, способность увлечь исполнителей            в процессе работы над музыкальным произведением;

·         выстраивать собственную интерпретаторскую концепцию, выполняя             функцию посредника между композитором и слушательской аудиторией;

·         представлять результаты своей творческо-исполнительской                                деятельности, проявляя уверенность, свободу и легкость обращения с                материалом;

·         критически оценивать и осмысливать результаты своей творческо-                  исполнительской деятельности;

·         работать и взаимодействовать с другими людьми (артистами хора,                  солистами) в различных ситуациях; 

владеть:

·         навыками самостоятельной работы над партитурой и работы над нею            с хором;

·         навыками техники дирижирования;

 

проявлять:

·         артистизм, исполнительскую волю, способность энергетически                            воздействовать на слушателей 


IV.        Интернет-ресурсы

Архив классической музыки http://classic-online.ru

Нотный архив http://notes.tarakanov.net

Международная нотная библиотека https://imslp.org/wiki/Main_Page

Нотная библиотека http://nlib.narod.ru/ 

Классика ноты http://www.free-scores.com

Нотный архив России http://www.notarhiv.ru 

Электронно-библиотечная система «Лань» http://e.lanbook.com

Видео классической музыки http://ru.medici.tv

http://www.classicalmusicnews.ru

http://www.iskusstvo.tv

http://www.belcanto.ru

http://www.muzcentrum.ru/