Контакты:

Программа дисциплины «Фортепиано» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 53.03.06 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство»,  утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.09.2017г.  № 48187, локальных нормативных актов ФГБОУ ВО «Тюменский государственный институт культуры.

 

Целью данной дисциплины является: совершенствование комплекса исполнительских знаний, умений и навыков¸ дающих возможность  широко использовать фортепиано в профессиональной деятельности – исполнительской, педагогической, просветительской.

 Задачи:

-  всестороннее развитие личности студента, расширение его художественного кругозора;

- развитие комплекса музыкально-творческих способностей;

- развитие у студентов познавательного  интереса и познавательной активности в постижении фортепианного исполнительского искусства как целостного художественного пространства;

- формирование мотивации к овладению комплексом музыкально-исполнительских навыков и умений, как способа воплощения художественного замысла;

-  накопление опыта публичного исполнения фортепианного репертуара (соло и в ансамбле);

- развитие профессиональной самостоятельности;

- формирование художественного вкуса, способности к контролю и самоконтролю;

- обучение различным исполнительским методам работы над музыкальным произведением;

- стимулирование просветительской направленности в музыкально-исполнительской   деятельности.

Дисциплина входит в состав обязательной части ООП. Содержательно-методическая взаимосвязь дисциплины с другими частями ООП (дисциплинами, модулями, практиками)осуществляется посредством освоения компетенций:

ОПК-2 Способен воспроизводить музыкальные сочинения, записанные традиционными видами нотации

Знать:

– традиционные знаки музыкальной нотации, в том числе нотации в ключах «до»;

– приемы результативной самостоятельной работы над музыкальным произведением;

Уметь:

– прочитывать нотный текст во всех его деталях и на основе этого создавать собственную интерпретацию музыкального произведения;

– распознавать знаки нотной записи, отражая при воспроизведении музыкального сочинения предписанные композитором исполнительские нюансы;

Владеть:

– навыком исполнительского анализа музыкального произведения;

– свободным чтением музыкального текста сочинения, записанного традиционными методами нотации

ОПК-6 Способен постигать музыкальные произведения внутренним слухом и воплощать услышанное в звуке и нотном тексте

Знать:

– различные виды композиторских техник (от эпохи Возрождения и до современности);

– принципы гармонического письма, характерные для композиции определенной исторической эпохи; – виды и основные функциональные группы аккордов;

– принципы пространственновременной организации музыкального произведения разных эпох, стилей и жанров, облегчающие восприятие внутренним слухом; – стилевые особенности музыкального языка композиторов ХХ века в части ладовой, метроритмической и фактурной организации музыкального текста;

Уметь:

– пользоваться внутренним слухом;

– записывать музыкальный материал нотами;

 – чисто интонировать голосом; – производить гармонический анализ произведения без предварительного прослушивания;

– выполнять письменные упражнения на гармонизацию мелодии и баса;

– сочинять музыкальные фрагменты в различных гармонических стилях на собственные или заданные музыкальные темы;

– анализировать нотный текст полифонического сочинения без предварительного прослушивания; – распознавать и идентифицировать на слух элементы музыкального языка произведений ХХ века;

– записывать одноголосные и многоголосные диктанты;

– анализировать музыкальное произведение во всей совокупности составляющих его компонентов (мелодические, фактурные, тональногармонические, темпо-ритмические особенности), прослеживать логику темообразования и тематического развития опираясь на представления, сформированные внутренним слухом;

Владеть:

теоретическими знаниями об основных музыкальных системах;

– навыками гармонического, полифонического анализа, целостного анализа музыкальной композиции с опорой на нотный текст, постигаемый внутренним слухом.

 – навыками интонирования и чтения с листа музыки ХХ века.

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ КУРСА

1.      Исполнительский и методический анализ музыкального произведения

 

- Содержание данного музыкального произведения.

- Характеристика музыкальных образов.

- Возможный круг ассоциаций и аналогий (с привлечением материала других музыкальных произведений и других видов искусств).
- Средства, которыми композитор создает эти музыкальные образы (стилистика сочинения; жанровая характерность, ритмические и темповые особенности; строение мелодии; тональный план, гармонические и ладовые особенности, форма сочинения, особенности развития, кульминационные зоны).
- Выразительные средства, с помощью которых исполнитель реализует замысел композитора на инструменте (интонирование и фразировка мелодии; динамический план сочинения, агогические особенности, артикуляционные моменты, особенности педализации и др.).

 

2.      Работа над произведениями различных жанров и стилей.

2.1  Полифонические произведения

-  совершенствование полифонического слуха,

- установка на дифференцированно-целостное слышание многоголосия,

-  различие голосов по их развитию, в метроритмическом темброво-динамическом отношении и по характеру туше.

-  умение слышать и воспроизводить каждый голос дифференцированно и автономно как важный элемент полифонического мастерства.

Фуга: работа над интонационной выразительностью темы - определение интонационных точек тяготения и тактовой опоры, метрической и ритмической характерности. Стретты: их значение, особенности исполнения. Проведение темы в увеличении и уменьшении, в зеркальном отражении. Противосложение: смысловое содержание, звуковое и артикуляционное соотношение с темой, сохранение заданных параметров на протяжении пьесы, варианты и динамика изменяющихся смыслов. Интермедии: функциональность, ослабление тематической насыщенности, изменение характера полифонического развития, составление перспективного плана проведения интермедий на всём музыкальном пространстве фуги. Показ выразительности тонального плана, распределение динамики.

2.2. Произведения крупной формой

-  осознание принципов композиционного строения, художественной организации произведений крупной формы,

- характеристика сонат по образно-драматургическому типу: драматические, импровизационно-лирические и т.д.

- целостное восприятие произведения и работа над составляющими его элементами,

-  логичное сочетание контрастных образов, переход с одного вида фактуры на другой, темпоритмическая целостность.

     2.3. Произведения малой формы (пьесы)

- особенности исполнения и специфика работы над произведениями различных художественных

жанров и стилей,

-  особенности звукоизвлечения (туше) при исполнении произведений различных стилей и эпох:

клавесинистов, венских классиков, романтиков, музыки 20 века,

- разнообразие видов фортепианной техники, гибкость и мобильность их сочетаний,

- особенности развития мелодии,  педальные принципы, динамический план произведения.

 

3.      Работа над музыкальным произведением.

3.1  Развитие активного слухового самоконтроля – основа работы над звуком. Качество звучания и проблема выработки двигательных навыков, соответствующих внутреннему слуховому представлению. Выработка естественного, певучего тона, умение добиться на рояле хорошего звучания. Организация естественных движений: ощущение пальцевой подушечки, опора, погружение, направление движения, чувство клавиатуры, свободная кисть, «перетекание» веса из плеча в кончик пальца и т.д. Психофизиологические основы, «предслышание», интеллектуальные методы работы, выстраивание звучания «по вертикали» и «по горизонтали», распределение веса руки, динамика, тембр, туше.
- работа над мелодией: развитие, членение мелодии, цезуры, проникновение в выразительный смысл интонаций.

3.2  Работа над метроритмом: единство темпа, ясное ощущение счетной единицы и ритмического пульса; полиритмия; фактурные изменения; агогика.  Условия, при которых необходим строгий пульс или его нарушение: жанровая специфика, стилевые особенности. 

3.3  Педализация: выразительные возможности педали; классификация педали; художественная педализация; педализация в различных стилях; жанровая педализация. Обусловленность педализации гармоническими, мелодическими, ритмическими закономерностями нотного текста. Условность и относительность фиксации педали в тексте. Разнообразные приёмы применения правой и левой педалей в качестве красочного динамического или колористического средства.

Принципы технического овладения произведением, работа над различными видами фактуры. Исправление технических недостатков: определить характер затруднения, подобрать в индивидуальном порядке адекватные приёмы технической тренировки, разъяснить и показать место детали в контексте произведения. 

 

Работа над фортепианным ансамблем

               Формирование профессиональных навыков ансамблевого исполнительства: слышать звучание всего ансамбля в целом и своей партии как части целого; добиться тождествен­ности исполнения всех элементов музыкальной ткани, штри­хов, педализации, звукоизвлечения и т. д.; игра в одном темпе; работа над единством художественного за­мысла, драматургической концепцией произведения. Научить слышать все исполняемые партии; согласовывать исполнительские намерения партнеров; находить совместное исполнительское решение.

             Практическая работа в классе. Слышать звучание всего ансамбля в целом и своей партии как части целого. Игра в одном темпе. Тождествен­ность исполнения всех элементов музыкальной ткани, штри­хов, педализации, звукоизвлечения. Единство художественного за­мысла и драматургической концепцией произведения. Умение подчинять свое исполнение общим задачам.

Грамотное ансамблевое исполнение состоит из следующих компонентов:

- синхронность при взятии и снятии звука;

- согласование приемов звукоизвлечения;

- ритмическую согласованность и устойчивость исполнения;

- единство динамики, фразировки, тембровой окраски.

Развитие навыков чтения с листа

Чтение с листа - основной способ работы на этапе ознакомления с новым произведением. Развитие навыка беглое чтение с листа:  распознавание носителей смысла; опора на типовые формулы; ускоренное восприятие нотной графики; игра «вслепую»); мысленное опережение что играется в данный момент; безостановочное проигрывание.

Практическая работа в классе. Умение мгновенно охватить, внутренне услышать и точно воспроизвести всю ткань музыкального произведения.

Навыки беглое чтение с листа:

1) Распознавание носителей смысла (ориентировка на графическую нотную запись, ориентировка на клавиатуре) – предварительное прочтение глазами;

2)  Обобщение (опора на типовые формулы), смысловые группировки;

3) Динамическое мышление (способность к быстрому переключению: ритм, лад, фактура и т.д.) и ускоренное восприятие нотной графики;

4)  Неотрывность взгляда от нотного текста (игра «вслепую»);

5)  Мысленное опережение (предвосхищение) того, что играется в данный момент;

6)  Мгновенная двигательная реакция и безостановочное проигрывание.