Контакты:
-
Ольга Борисовна АскароваУчитель
Программа дисциплины «Фортепиано» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 53.03.06 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство», утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.09.2017г. № 48187, локальных нормативных актов ФГБОУ ВО «Тюменский государственный институт культуры.
Целью данной дисциплины является: совершенствование комплекса исполнительских знаний, умений и навыков¸ дающих возможность широко использовать фортепиано в профессиональной деятельности – исполнительской, педагогической, просветительской.
Задачи:
- всестороннее развитие личности студента, расширение его художественного кругозора;
- развитие комплекса музыкально-творческих способностей;
- развитие у студентов познавательного интереса и познавательной активности в постижении фортепианного исполнительского искусства как целостного художественного пространства;
- формирование мотивации к овладению комплексом музыкально-исполнительских навыков и умений, как способа воплощения художественного замысла;
- накопление опыта публичного исполнения фортепианного репертуара (соло и в ансамбле);
- развитие профессиональной самостоятельности;
- формирование художественного вкуса, способности к контролю и самоконтролю;
- обучение различным исполнительским методам работы над музыкальным произведением;
- стимулирование просветительской направленности в музыкально-исполнительской деятельности.
Дисциплина входит в состав обязательной части ООП. Содержательно-методическая взаимосвязь дисциплины с другими частями ООП (дисциплинами, модулями, практиками)осуществляется посредством освоения компетенций:
ОПК-2 Способен воспроизводить музыкальные сочинения, записанные традиционными видами нотацииЗнать:
– традиционные знаки музыкальной нотации, в том числе нотации в ключах «до»;
– приемы результативной самостоятельной работы над музыкальным произведением;
Уметь:
– прочитывать нотный текст во всех его деталях и на основе этого создавать собственную интерпретацию музыкального произведения;
– распознавать знаки нотной записи, отражая при воспроизведении музыкального сочинения предписанные композитором исполнительские нюансы;
Владеть:
– навыком исполнительского анализа музыкального произведения;
– свободным чтением музыкального текста сочинения, записанного традиционными методами нотацииОПК-6 Способен постигать музыкальные произведения
внутренним слухом и воплощать услышанное в звуке и нотном тексте
Знать:
– различные виды композиторских техник (от эпохи Возрождения и до современности);
– принципы гармонического письма, характерные для композиции определенной исторической эпохи; – виды и основные функциональные группы аккордов;
– принципы пространственновременной организации музыкального произведения разных эпох, стилей и жанров, облегчающие восприятие внутренним слухом; – стилевые особенности музыкального языка композиторов ХХ века в части ладовой, метроритмической и фактурной организации музыкального текста;
Уметь:
– пользоваться внутренним слухом;
– записывать музыкальный материал нотами;
– чисто интонировать голосом; – производить гармонический анализ произведения без предварительного прослушивания;
– выполнять письменные упражнения на гармонизацию мелодии и баса;
– сочинять музыкальные фрагменты в различных гармонических стилях на собственные или заданные музыкальные темы;
– анализировать нотный текст полифонического сочинения без предварительного прослушивания; – распознавать и идентифицировать на слух элементы музыкального языка произведений ХХ века;– записывать одноголосные и многоголосные диктанты;
– анализировать музыкальное произведение во всей совокупности составляющих его компонентов (мелодические, фактурные, тональногармонические, темпо-ритмические особенности), прослеживать логику темообразования и тематического развития опираясь на представления, сформированные внутренним слухом;
Владеть:
теоретическими знаниями об основных музыкальных системах;
– навыками гармонического, полифонического анализа, целостного анализа музыкальной композиции с опорой на нотный текст, постигаемый внутренним слухом.
– навыками интонирования и чтения с листа музыки ХХ века.ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ КУРСА
1. Исполнительский и методический анализ музыкального произведения
- Содержание данного музыкального произведения.
- Характеристика музыкальных образов.
- Возможный круг ассоциаций и аналогий (с привлечением
материала других музыкальных произведений и других видов искусств).
- Средства, которыми композитор создает эти музыкальные образы (стилистика
сочинения; жанровая характерность, ритмические и темповые особенности; строение
мелодии; тональный план, гармонические и ладовые особенности, форма сочинения,
особенности развития, кульминационные зоны).
- Выразительные средства, с помощью которых исполнитель реализует замысел
композитора на инструменте (интонирование и фразировка мелодии; динамический план
сочинения, агогические особенности, артикуляционные моменты, особенности
педализации и др.).
2. Работа над произведениями различных жанров и стилей.
2.1 Полифонические произведения
- совершенствование полифонического слуха,
- установка на дифференцированно-целостное слышание многоголосия,
- различие голосов по их развитию, в метроритмическом темброво-динамическом отношении и по характеру туше.
- умение слышать и воспроизводить каждый голос дифференцированно и автономно как важный элемент полифонического мастерства.
Фуга: работа над интонационной выразительностью темы - определение интонационных точек тяготения и тактовой опоры, метрической и ритмической характерности. Стретты: их значение, особенности исполнения. Проведение темы в увеличении и уменьшении, в зеркальном отражении. Противосложение: смысловое содержание, звуковое и артикуляционное соотношение с темой, сохранение заданных параметров на протяжении пьесы, варианты и динамика изменяющихся смыслов. Интермедии: функциональность, ослабление тематической насыщенности, изменение характера полифонического развития, составление перспективного плана проведения интермедий на всём музыкальном пространстве фуги. Показ выразительности тонального плана, распределение динамики.
2.2. Произведения крупной формой
- осознание принципов композиционного строения, художественной организации произведений крупной формы,
- характеристика сонат по образно-драматургическому типу: драматические, импровизационно-лирические и т.д.
- целостное восприятие произведения и работа над составляющими его элементами,
- логичное сочетание контрастных образов, переход с одного вида фактуры на другой, темпоритмическая целостность.
2.3. Произведения малой формы (пьесы)
- особенности исполнения и специфика работы над произведениями различных художественных
жанров и стилей,
- особенности звукоизвлечения (туше) при исполнении произведений различных стилей и эпох:
клавесинистов, венских классиков, романтиков, музыки 20 века,
- разнообразие видов фортепианной техники, гибкость и мобильность их сочетаний,
- особенности развития мелодии, педальные принципы, динамический план произведения.
3. Работа над музыкальным произведением.
3.1 Развитие активного слухового самоконтроля – основа работы над звуком.
Качество звучания и проблема выработки двигательных навыков, соответствующих
внутреннему слуховому представлению. Выработка естественного, певучего тона,
умение добиться на рояле хорошего звучания. Организация естественных движений:
ощущение пальцевой подушечки, опора, погружение, направление движения, чувство
клавиатуры, свободная кисть, «перетекание» веса из плеча в кончик пальца и
т.д. Психофизиологические основы, «предслышание», интеллектуальные
методы работы, выстраивание звучания «по вертикали» и «по горизонтали», распределение
веса руки, динамика, тембр, туше.
- работа над мелодией: развитие, членение мелодии, цезуры, проникновение в
выразительный смысл интонаций.
3.2 Работа над метроритмом: единство темпа, ясное ощущение счетной единицы и ритмического пульса; полиритмия; фактурные изменения; агогика. Условия, при которых необходим строгий пульс или его нарушение: жанровая специфика, стилевые особенности.
3.3 Педализация: выразительные возможности педали; классификация педали; художественная педализация; педализация в различных стилях; жанровая педализация. Обусловленность педализации гармоническими, мелодическими, ритмическими закономерностями нотного текста. Условность и относительность фиксации педали в тексте. Разнообразные приёмы применения правой и левой педалей в качестве красочного динамического или колористического средства.
Принципы технического овладения произведением, работа над различными видами фактуры. Исправление технических недостатков: определить характер затруднения, подобрать в индивидуальном порядке адекватные приёмы технической тренировки, разъяснить и показать место детали в контексте произведения.
Работа над фортепианным ансамблем
Формирование профессиональных навыков ансамблевого исполнительства: слышать звучание всего ансамбля в целом и своей партии как части целого; добиться тождественности исполнения всех элементов музыкальной ткани, штрихов, педализации, звукоизвлечения и т. д.; игра в одном темпе; работа над единством художественного замысла, драматургической концепцией произведения. Научить слышать все исполняемые партии; согласовывать исполнительские намерения партнеров; находить совместное исполнительское решение.
Практическая работа в классе. Слышать звучание всего ансамбля в целом и своей партии как части целого. Игра в одном темпе. Тождественность исполнения всех элементов музыкальной ткани, штрихов, педализации, звукоизвлечения. Единство художественного замысла и драматургической концепцией произведения. Умение подчинять свое исполнение общим задачам.
Грамотное ансамблевое исполнение состоит из следующих компонентов:
- синхронность при взятии и снятии звука;
- согласование приемов звукоизвлечения;
- ритмическую согласованность и устойчивость исполнения;
- единство динамики, фразировки, тембровой окраски.
Развитие навыков чтения с листа
Чтение с листа - основной способ работы на этапе ознакомления с новым произведением. Развитие навыка беглое чтение с листа: распознавание носителей смысла; опора на типовые формулы; ускоренное восприятие нотной графики; игра «вслепую»); мысленное опережение что играется в данный момент; безостановочное проигрывание.
Практическая работа в классе. Умение мгновенно охватить, внутренне услышать и точно воспроизвести всю ткань музыкального произведения.
Навыки беглое чтение с листа:
1) Распознавание носителей смысла (ориентировка на графическую нотную запись, ориентировка на клавиатуре) – предварительное прочтение глазами;
2) Обобщение (опора на типовые формулы), смысловые группировки;
3) Динамическое мышление (способность к быстрому переключению: ритм, лад, фактура и т.д.) и ускоренное восприятие нотной графики;
4) Неотрывность взгляда от нотного текста (игра «вслепую»);
5) Мысленное опережение (предвосхищение) того, что играется в данный момент;
6) Мгновенная двигательная реакция и безостановочное проигрывание.