Дисциплина является этапом подготовки студентов к осуществлению педагогической деятельности в части освоения важнейших этапов музыкально-исторического  процесса, художественных стилей  с  изучением  их  специфики и связанных  с  ними  музыкальных  средств, формирования  целостных  представлений  о жизненном пути и творческом наследии композиторов.

 

Формируемые компетенции в результате освоения дисциплины. Результаты освоения дисциплины

 В результате изучения «Музыкальная литература (зарубежная и отечественная)» обучающиеся по специальности «Теория музыки» должны освоить профессиональные компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 11. Использовать умения и знания профильных учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в образовательных организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств), общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях.

ПК 1.4. Осваивать учебно-педагогический репертуар.

 

В результате освоения дисциплины «Музыкальная литература (зарубежная и отечественная)» студенты специальности «Теория музыки» должны

уметь:

работать с литературными источниками и нотным материалом;

в письменной или устной форме излагать свои мысли о музыке, жизни и творчестве композиторов;

делать общий исторический обзор, разбирать конкретное музыкальное произведение;

определять на слух фрагменты того или иного изученного произведения;

применять основные музыкальные термины и определения из смежных музыкальных дисциплин при анализе (разборе) музыкальных произведений.

ориентироваться в музыкальных произведениях различных направлений, стилей и жанров;

выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения;

характеризовать выразительные средства в контексте содержания музыкального произведения;

анализировать незнакомое музыкальное произведение по следующим параметрам: стилевые особенности, жанровые черты, особенности формообразования, фактурные, метроритмические, ладовые особенности;

выполнять сравнительный анализ различных редакций музыкального произведения;

работать со звукозаписывающей аппаратурой;

знать:

основные этапы развития музыки, формирование национальных композиторских школ;

условия становления музыкального искусства под влиянием религиозных, философских идей, а также общественно-политических событий;

этапы исторического развития отечественного музыкального искусства и формирование русского музыкального стиля от древности к XX в.;

основные направления, проблемы и тенденции развития русского музыкального искусства в XX в.

о роли и значении музыкального искусства в системе культуры;

основные исторические периоды развития музыкальной культуры, основные направления, стили и жанры;

основные этапы развития отечественной и  зарубежной музыки от музыкального искусства древности и античного периода до современного периода, включая музыкальное искусство ХX  – XXI вв.;

особенности национальных традиций, фольклорные истоки музыки;

творческие биографии крупнейших русских и зарубежных композиторов;

программный минимум произведений симфонического, оперного, камерно-вокального, камерно-инструментального и других  жанров музыкального искусства (слуховые представления и нотный текст);

теоретические основы музыкального искусства в контексте музыкального произведения: элементы музыкального языка, принципы формообразования, основы гармонического развития, выразительные и формообразующие возможности гармонии.

 

Место дисциплины в подготовке выпускника

Дисциплина «Музыкальная литература» изучается студентами специальности «Теория музыки» с 1-4 курс, входит в циклы ПД.02. «Профильных», ОП.01 и ОП.12 «Общепрофессиональных» дисциплин, а также осваивается в процессе учебной практики – УП.01.

В освоении дисциплины применяются знания и умения, полученные на других дисциплинах: «Литература», «История мировой культуры», «Народная музыкальная культура», «Гармония» и «Анализ музыкальных произведений».

 Объем дисциплины

 Общая трудоемкость дисциплины ПД составляет 486 часов, из них 324 часов – аудиторные лекционные занятия и 162 ч. самостоятельной работы.

Общая трудоемкость дисциплины ОП составляет 429 часов, из них 286 часов – аудиторные мелкогрупповые занятия и 143 ч. самостоятельной работы.

Общая трудоемкость УП составляет 138 часа, из них 92 часов – аудиторные лекционные занятия и 46 ч. самостоятельной работы.

Общая трудоемкость дисциплины «Современная музыкальная литература» (ОП.12) составляет 53 часа, из них 35 часов – аудиторные лекционные занятия и 18 ч. самостоятельной работы.