Контакты:
-
Валерий Викторович АрхиповУчитель
Содержание:
№ п/п | Разделы программы | № страницы |
1. | Общие сведения
| 3 |
2. | Цель и задачи дисциплины | 3 |
3. | Результаты освоения дисциплины. Формируемые компетенции в результате освоения дисциплины | 3 |
4. | Место дисциплины в структуре образовательной программы
| 3 |
5. | Объем дисциплины
| 3 |
6. | Содержание дисциплины | 3-4 |
7. | Учебно-методическое обеспечение дисциплины | 4-8 |
8. | Информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса по дисциплине | 8 |
9. | Материально-техническое обеспечение дисциплины
| 8 |
| Приложение: Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
| 9-12 |
1. Общие сведения
Программа дисциплины «Теория театра» разработана в соответствии с требованиями:
Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС 3+) специальности 52.05.01 «Актёрское искусство» (уровень специалитета),
Основной образовательной программы высшего образования специальности 52.05.01 «Актёрское искусство» (уровень специалитета),
Положения ТГИК о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования.
При разработке учитывалась ранее действующая рабочая программа, созданная с учётом требований ФГОС 3, рекомендации Министерства образования по содержанию рабочих программ нового стандарта, локальные нормативные акты ТГИК.
2. Цель и задачи дисциплины
Целью изучения дисциплины «Теория театра» является формирование высокопрофессионального специалиста (артиста драматического театра и кино) в области игровых (театрального и кинематографического) видов искусства.
Задачи:
- изучение теоретического наследия деятелей театра.
- изучение теоретических основ актёрского мастерства в историческом контексте развития театра.
- формирование навыков анализа теории актёрского мастерства и применения полученных знаний в профессиональной деятельности.
3. Результаты освоения дисциплины. Формируемые компетенции в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины «Теория театра» студент должен обладать следующей компетенцией:
ПСК-1.4 - умением свободно ориентироваться в творческом наследии выдающихся мастеров отечественного и зарубежного драматического театра.
В результате освоения дисциплины, студент:
Знает: творческое наследие выдающихся мастеров отечественного и зарубежного драматического театра.
Умеет: свободно ориентироваться в творческом наследии выдающихся мастеров отечественного и зарубежного драматического театра.
Владеет: способностью свободно ориентироваться в творческом наследии выдающихся мастеров отечественного и зарубежного драматического театра.
4. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Теория театра» входит в состав базовой части образовательной программы, согласно учебному плану по направлению подготовки 52.05.01 «Актёрское искусство» и отвечает за формирование базовых знаний о теории актёрского мастерства в контексте исторического развития профессионального театра.
5. Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины «Теория театра» составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.
Объем контактной работы студента с преподавателем в рамках дисциплины составляет – 68 академических часов (ауд.68 + курсовая работа + зачёт с оценкой).
№ | Форма обучения | Курс | Семестр | Всего часов | Лекц. | Практ. (сем). | Инд. | СРС | Контроль |
7 | ОФО | 4 | 7 | 54 | 18 | 18 | - | 18 | - |
8 | ОФО | 4 | 8 | 54 | 16 | 16 | - | 22 | Зачёт с оценкой |
6. Содержание дисциплины
6.1 Календарный план дисциплины «Теория театра»
ОФО 7 семестр 18 недель
Раздел дисциплины, тема | Всего часов | Аудиторные | СРС | Форма отчетности | |||
Лекц. | Практ (сем). | Инд | |||||
Введение | 2 | 1 | 1 | - | - | - | |
Античный театр | 3 | 1 | 1 |
| 1 |
| |
Средневековый театр | 3 | 1 | 1 |
| 1 |
| |
Театр XVI-XVIII веков | 10 | 3 | 3 |
| 4 |
| |
Театр XIX века | 10 | 3 | 3 |
| 4 |
| |
Театр Станиславского | 26 | 9 | 9 |
| 8 |
| |
Итого: | 54 | 18 | 18 | - | 18 | - | |
ОФО 8 семестр 16 недель
Раздел дисциплины, тема | Всего часов | Аудиторные | СРС | Форма отчетности | |||
Лекц. | Практ (сем). | Инд | |||||
Ученики Станиславского | 9 | 9 | 9 | - | 12 | - | |
Развитие театра и актёрской техники в XX веке | 4 | 4 | 4 |
| 5 |
| |
Театр Востока | 2 | 2 | 2 |
| 4 |
| |
Современный театр | 1 | 1 | 1 |
| 1 |
| |
Итого: | 54 | 16 | 16 | - | 22 | Зачёт с оценкой | |
6.2 Содержание дисциплины «Теория театра»:
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
1. | Введение | Влияние исторического этапа развития театра на технологию актёрского искусства. |
2. | Античный театр | Требования к исполнительскому мастерству актёров, с учётом своеобразия устройства античного театра, философских и эстетических взглядов общества. «Поэтика» Аристотеля. |
3. | Средневековый театр | Мистерия, моралитэ, фарс, скоморошье действо. Особенности игровой техники средневековых артистов. |
4 | Театр XVI-XVII-XVIII веков | Комедия дель арте. Актёрская техника и амплуа. Влияние религии и науки на технику актёрской игры. Театр гуманистов (кровавая трагедия, учёная комедия, пастораль). Работы Аникста (Теория драмы от Аристотеля до Лессинга), Бояджиева, Дидро (Парадокс об актёре). |
5. | Театр XIX века | Личность и психологическая достоверность образа. Развитие режиссёрского театра. Влияние литературы и драматургии на технику актёрской игры. Малый театр и его школа. |
6. | Театр Станиславского | Теория актёрской техники К.С.Станиславского (Система Станиславского). Этапы развития. |
7. | Ученики Станиславского | Вахтангов. Мейерхольд. М.Чехов. Творческое наследие. Особенности актёрской техники. Влияние Станиславского и его учеников на развитие современного театра |
8. | Развитие театра и актёрской техники в XX веке | Театр жестокости А. Арто. Эпический театр Б.Брехта. Театр смерти Т.Кантора. Живой театр Я.Морено. Театр священнодействия П. Брука. Антропологический театр Е. Гротовского. Мистериальный театр А.Васильева. |
9. | Театр Востока | Особенности традиционного театра и актёрской техники Востока (Япония, Китай, Индия, Бали). |
10. | Современный театр | Современный театр и актёрские школы. Тенденции развития современного театра и их влияние на требования к актёрской подготовке. |
7. Учебно-методическое обеспечение курса.
7.1 Описание используемых образовательных технологий.
50% интерактивных занятий от объема аудиторных занятий
№ п/п | № семестра | Виды учебной работы | Образовательные технологии |
1 | 2 | 3 | 4 |
| 7,8 | Лекция | Проблемная лекция, лекция с разбором конкретной ситуации |
| 7,8 | Практическое занятие (семинар) | дискуссия, беседа |
| 8 | Курсовая работа | Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя |
7.2 Задания для СРС по темам, вопросы для самопроверки.
По разделу Введение
А) Привести примеры влияния исторического этапа развития театра на технологию актёрского искусства.
По разделу Античный театр
А) Перечислить особенности актёрской техники античного театра;
Б) Рассказать о взглядах Аристотеля на театральное искусство.
По разделу Средневековый театр
А) Рассказать об особенностях игровой техники в жанрах средневекового театра.
По разделу Театр XVI-XVII-XVIII веков
А) Рассказать об актёрской технике комедии дель арте, перечислить традиционных персонажей и рассказать об особенностях исполнения ролей;
Б) Рассказать о театральных жанрах данного периода и особенностях игры актёров;
В) Требования к игре актёров в данный исторический период.
По разделу Театр XIX века
А) Особенности театрального процесса в данное время;
Б) Рассказать об изменениях в актёрской технике в данный период;
В) Рост влияния режиссуры и его результат;
Г) Московский Малый театр и его значение в развитии актёрской техники.
По разделу Театр Станиславского
А) Анализ основных теоретических работ Станиславского;
Б) Примеры применения метода Станиславского в современном театре;
В) Значение метода Станиславского для развития психологического театра.
По разделу Ученики Станиславского
А) Особенности школы Вахтангова;
Б) Особенности школы Мейерхольда;
В) Особенности школы М.Чехова;
Г) Примеры влияния русской актёрской школы на развитие актёрской техники в других странах.
По разделу Развитие театра и актёрской техники в XX веке
А) Перечислить наиболее ярких теоретиков и практиков театра XX века, развивших собственное направление актёрской техники;
Б) Дать краткую характеристику основным школам актёрской техники XX века.
По разделу Театр Востока
А) Дать краткую характеристику основных театральных направлений театра Востока;
Б) Рассказать об особенностях актёрской техники театров Востока (по выбору);
В) Рассказать о взаимном влиянии театров Востока и Запада.
По разделу Современный театр
А) Особенности современного театрального периода и их влияние на актёрскую технику
7.3.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине.
(В соответствии с «Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный институт культуры» к основным видам фонда оценочных средств (ФОС) в вузе отнесены: курсовые работы, коллоквиумы, контрольные работы, рефераты, тесты, эссе, просмотры, технические зачеты, академические концерты, прогоны и пр.)
Данный раздел выполняется в виде Приложения к рабочей программе по дисциплине «Теория театра» (смотреть Приложение, стр. 9).
Список методической литературы
а) основная литература
Актерский тренинг по системе Станиславского : учебное пособие. – Москва : Полиграфиздат ; Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010. – 179 с. – (Золотой фонд актерского мастерства).
Альшиц, Ю. Л. Тренинг forever! / Ю. Л. Альшиц. – Москва : РАТИ-ГИТИС, 2009. – 256 с. : ил. – 20 экз.
Барба, Э. Бумажное каноэ : трактат о Театральной Антропологии / Эудженио Барба ; пер. с фр. М. Александровой. – Санкт-Петербург : СПбГАТИ, 2008. – 304 с. – 5 экз.
Барба, Э. Словарь театральной антропологии. Тайное искусство исполнителя / Эудженио Барба, Никола Саварезе ; пер. с фр. – Москва : Артист. Режиссер. Театр, 2010. – 320 с. : ил. – 5 экз.
Буров, А. Г. Труд актера и педагога : учебное пособие / А. Г. Буров. – Москва : РАТИ-ГИТИС, 2007.– 364 с. – 10 экз.
Владимиров, С. В. Действие в драме : учебное пособие / С. В. Владимиров ; рец., авт. предисл. Ю. М Барбой. – 2-е изд., доп. – Санкт-Петербург : СПбГАТИ, 2007. – 192 с. – 5 экз.
Вокруг актера : сб. статей победителей Пятого Всероссийского конкурса студенческих работ / отв. ред. Г. А. Лапкина, А. А. Чепуров. – Санкт-Петербург : СПбГАТИ : Левша, 2009.– 182 с. – 2 экз.
Гиппиус, С. В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств / С. В. Гиппиус. – Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. – 377, [3] с. – (Золотой фонд актерского мастерства). – 2 экз.
Жабровец, М. В. Тренинг фантазии и воображения : метод. пособие / М. В. Жабровец ; отв. за вып. О. А. Покотило. – Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2008. – 24 с. – 20 экз.
Захава, Б. Е. Мастерство актера и режиссера : учебник / Б. Е. Захава. – 5-е изд. – Москва : РАТИ-ГИТИС, 2008. – 432 с. : ил. – (Вахтанговская библиотека). – 10 экз.
Зверева, Н. А. Создание актерского образа : словарь театральных терминов / Н. А. Зверева, Д. Г. Ливнев. – Москва : РАТИ-ГИТИС, 2008. – 105 с. – («ГИТИС» – студентам. Учебники. Учебные пособия). – 20 экз.
Кипнис, М. 128 лучших игр и упражнений для любого тренинга : как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу / М. Кипнис. – Москва : АСТ ; Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 317 с. – 1 экз.
Кнебель, М. О. Слово в творчестве актера / М. О. Кнебель. – Москва : РАТИ-ГИТИС, 2009. – 160 с. – 3 экз.
Мастерство актера в терминах Станиславского : учебное пособие / сост. М. А. Венецианова, Л. Ф. Макарьева. – Москва : АСТ ; Владимир : ВКТ, 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства). – 2 экз.
Полищук, В. Актерский тренинг : книга актерского мастерства Всеволод Мейерхольд / В. Полищук. – Москва : АСТ ; Владимир : ВКТ, 2010. – 222 с. – (Золотой фонд актерского мастерства). – 2 экз.
Полищук, В. Актерский тренинг Михаила Чехова, сделавший звездами Мерилин Монро, Джека Николсона, Харви Кейтеля, Брэда Питта, Аль Пачино, Роберта де Ниро и еще 165 обладателей премии «Оскар» : учебное пособие / В. Полищук. – Москва : АСТ ; Владимир : ВКТ, 2010. – 248 с. – (Золотой фонд актерского мастерства). – 2 экз.
Рождественская, Н. В. «Быть или казаться» : истоки современного театра и психотехника актера : учебное пособие / Н. В. Рождественская. – Санкт-Петербург : СПбГАТИ, 2009. – 96 с. – 10 экз.
Рождественская, Н. В. Диагностика актерских способностей / Н. В. Рождественская. – Санкт-Петербург : Речь, 2005. – 180, [1] с. – 3 экз.
Сарабьян, Э. Актерский тренинг по системе Георгия Товстоногова : учебное пособие / Э. Сарабьян. – Москва : АСТ ; Владимир : ВКТ, 2010. – 309, [3] с. – (Золотой фонд актерского мастерства). – 2 экз.
Сарабьян, Э. Актерский тренинг по системе Станиславского : интеллект, воображение, эмоции / Э. Сарабьян. – Москва : АСТ ; Владимир : ВКТ, 2011. – 190 с. – (Золотой фонд актерского мастерства). – 1 экз.
Сарабьян, Э. Актерский тренинг по системе Станиславского : настрой, состояния, партнер, ситуация / Э. Сарабьян. – Москва : АСТ, 2011. – 190 с. – (Золотой фонд актерского мастерства). – 2 экз.
Сарабьян, Э. Актерский тренинг по системе Станиславского : речь, слова, голос, максимальная достоверность и убедительность / Э. Сарабьян. – Москва : АСТ, 2011. – 160 с. – (Золотой фонд актерского мастерства). – 2 экз.
Создание актерского образа : хрестоматия / сост Д. Г. Ливнев. – Москва : РАТИ-ГИТИС, 2008. – 156 с. – («ГИТИС» – студентам. Учебники. Учебные пособия). – 13 экз.
Соснова, М. Л. Искусство актера : учебное пособие / М. Л. Соснова. – Москва : Академический проект ; Трикста, 2007. – 432 с. – (Gaudeamus). – 12 экз.
Станиславский, К. С. Актерский тренинг : учебник актерского мастерства. Работа актера над собой. Работа над собой в творческом процессе перевоплощения / К. С. Станиславский. – Москва : АСТ : АСТ МОСКВА : Полиграфиздат ; Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010. – 448 с. – (Золотой фонд актерского мастерства). – 5 экз.
Станиславский, К. С. Работа актера над собой / К. С. Станиславский ; О технике актера / М. А. Чехов. – Москва : АРТ, 2008. – 487, [1] с. – 24 экз.
Станиславский, К. С. Работа актера над собой. Работа в творческом процессе воплощения : дневник ученика / К. С. Станиславский. – Москва : URSS, 2012. – 500 с. – 1 экз.
Театр. Актер. Режиссер : краткий словарь терминов и понятий / авт.-сост. А. Савина. – Санкт-Петербург ; Москва ; Краснодар : Планета музыки, 2010. – 350 с. – (Мир культуры, истории и философии). – 6 экз.
Хукс, Э. Актерский тренинг для всех, кто хочет стать такими, как Брэд Питт и Анджелина Джоли : 150 советов от мастера / Э Хукс. – Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства). – 3 экз.
Доступно в ЭБС «Лань»:
Александрова, М. Е. Актерское мастерство. Первые уроки плюс DVD : учебное пособие / М. Е. Александрова. – Санкт-Петербург : Лань : Планета музыки, 2014. – 96 с.
Доступно в ЭБС «IPRbooks»:
Бартоу, А. Актерское мастерство. Американская школа / А. Бартоу. – Москва : Альпина паблишер, 2013. – 406 с.
Долинин, В. Е. Актерская практика : учебное пособие / В. Е. Долинин. – Нижний Новгород, 2014. – 25 с.
Мирошниченко, Л. В. Психология актерского искусства. Актерские способности : учебное пособие / Л. В. Мирошниченко. – Кемерово, 2012. – 286 с.
Седита, С. Восемь комедийных характеров : руководство для сценаристов и актеров / С. Седита. – Москва : Альпина Паблишер, 2017. – 344 с.
Соснова, И. Л. Искусство актера : учебное пособие / И. Л. Соснова. – Москва : Академический проект, 2008. – 432 с.
Филонов, В. Ф. Событие как первооснова сценического действия : учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусств и театральных уч-щ / В. Ф. Филонов. – Челябинск : ЧГАКИ, 2016. – 132 с.
Яркова, Е. Н. Телесная практика в творчестве актера / Е. Н. Яркова. – Омск, 2014. – 72 с.
б) дополнительная литература
I Учебная литература
Бажанова, Р. К. Феномен артистизма и его театральные разновидности / Р. К. Бажанова // Обсерватория культуры. – 2010. – № 4. – С. 42–49.
Барбой, Ю. М. К теории театра / Ю. М. Барбой. – Санкт-Петербург: Изд-во СПбГАТИ, 2009. – 240 с.
Бочкарева, Н. В. От упражнения – к спектаклю: учебное пособие / Н. В. Бочкарева, Е. Р. Генелин. – Санкт-Петербург: Изд-во СПб ГАТИ, 2007.– 85 с.
Венецианова, М. А. Актерский тренинг. Мастерство актера в терминах Станиславского / М. А. Венецианова. – Москва: АСТ, 2010. – 512 с. – (Золотой фонд актерского мастерства).
Гительман, Л. И. Зарубежное актерское искусство XIX века. Франция, Англия, Италия, США: хрестоматия / Л. И. Гительман. – Санкт-Петербург: СПб ГУЭФ; Вертикаль; Гуманитарный университет профсоюзов, 2002. – 408 с.
Зверева, Н. А. Создание актерского образа: словарь театральных терминов / Н. А. Зверева, Д. Г. Ливнев. – Москва: РАТИ–ГИТИС, 2008. – 105.
Кипнис, М. Актерский тренинг. Более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актером / М. Кипнис. – Москва: АСТ, 2010. – 256 с. – (Золотой фонд актерского мастерства).
Кипнис, М. Актерский тренинг. 128 лучших игр и упражнений для любого тренинга / М. Кипнис. – Москва: АСТ, 2009. – 288 с. – (Золотой фонд актерского мастерства).
Кокорин, А. Вам привет от Станиславского: учебное пособие / А. Кокорин. – 2002. – 224 с.
Кутьмин, С. П. Характер и характерность: учебно-методическое пособие / С. П. Кутьмин. – Тюмень: ТГИИК, 2004. – 51 с.
Лоза, О. Актерский тренинг по системе Станиславского. Упражнения и этюды / О. Лоза. – Москва: АСТ, 2009. – 192 с. – (Золотой фонд актерского мастерства).
Немирович-Данченко, В. И. Рождение театра / В. И. Немирович-Данченко. – Москва: АСТ; Зебра Е; ВКТ, 2009. – 672 с. – (Актерская книга).
Новарина, Валер. Жертвующий актер / пер. с фр. Екатерины Дмитриевой // Новое литературное обозрение. – 2005. – № 73. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2005/73/no31-pr.html.
Райан, П. Актерский тренинг искусства быть смешным и мастерства импровизации / П. Райан; пер. с англ. – Москва: АСТ, 2010. – 320 с. – (Золотой фонд актерского мастерства).
Русская театральная школа. – Москва: ПанЪинтер, 2004. – 544 с. – (Русские школы).
Русский театр. 1824–1941. Иллюстрированная хроника российской театральной жизни. – Москва: Интеррос, 2006. – 472 с.
Сорокин, В. Н. Мизансцена – как пластическое выражение сути драматургического материала / В. Н. Сорокин, Л. Я. Сорокина // Искусство и образование. – 2010. – № 1(63). – С. 19–27.
Стреллер, Джорджо. Театр для людей. Мысли, записанные, высказанные и осуществленные / Джорджо Стрелер; пер. с итал. и коммент. С. Бушуевой. – Москва: Радуга, 1984. – 310 с.
Сушков, Б. Театр будущего. (Школа русского демиургического театра. Этика творчества актера/Борис Сушков. – Тула: Гриф и К,2010. – 472 с.
Хмельницкий, Ю. О. Из записок актера таировского театра / Юлий Хмельницкий. – Москва: ГИТИС, 2004. – 212 с: ил.
Чехов, М. А. Тайны актерского мастерства. Путь актера / М. А. Чехов. – Москва: АСТ, 2009. – 560 с. – (Золотой фонд актерского мастерства).
в) Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины:
Лицензионное программное обеспечение: пакет программ Microsoft Office (MS Word, MS Power Point).
Актерское мастерство. – Режим доступа: http://acterprofi.ru.
Античный театр. – Режим доступа: http://anti4teatr.ucoz.ru.
Западноевропейский театр. – Режим доступа: http://svr-lit.niv.ru
История: Кино. Театр. – Режим доступа: http://kinohistory.com/index.php.
Культура и Образование. Театр и кино // Онлайн Энциклопедия «Кругосвет». – Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino.ru
Планета театра: [новости театральной жизни России]. – Режим доступа: http://www.theatreplanet.ru/articles.
Средневековый театр Западной Европы. – Режим доступа: http://scit.boom.ru/music/teatr/Zarybegnui_teatr3.htm
Средневековый театр. – Режим доступа: http://art.1september.ru/index.php?year=2008&num=06
Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия. – Режим доступа: http://biblioteka.teatr-obraz.ru
Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия. – Режим доступа: http://biblioteka.teatr-obraz.ru.
Театральная Энциклопедия. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Teatr/_Index.php
Театры мира. – Режим доступа: http://jonder.ru/hrestomat.
Театры народов мира. – Режим доступа: http://teatry-narodov-mira.ru/
Хрестоматия актёра. – Режим доступа: http://jonder.ru/hrestomat.
Энциклопедия: Музыка. Театр. Кино. – Режим доступа: http://scit.boom.ru/music/teatr/What_takoe_teatr.htm
7.5 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины:
Дисциплина «Теория театра», обучая студентов технологии актёрского искусства на основании огромного опыта отечественного и зарубежного театров, теоретиков и практиков театрального искусства, опыта театральных школ, даёт расширенную теоретическую базу знаний для дальнейшего профессионального роста артистов. Курс освоения дисциплины построен по принципу следования историческим этапам развития актёрской техники. От студентов требуются трудолюбие и огромное желание учиться профессии, что влияет на их успешность в будущей профессиональной деятельности и успеваемость в процессе обучения в ВУЗе. К началу изучения дисциплины «Теория театра», студенты уже освоили дисциплины «История театра» и «История искусства драматического театра» и ознакомились с историческими этапами становления театрального искусства, что позволяет, без лишних исторических справок, переходить к сути теории актёрской игры в перспективе её развития и становления. Поэтому студентам рекомендуется возобновлять полученные знания по дисциплинам истории театра в контексте разделов дисциплины «Теория театра», а также читать рекомендуемую к изучению литературу не дожидаясь начала изучения соответствующего раздела, так как успешное освоение данной дисциплины требует анализа полученных знаний, что не возможно при спешке. Аналитическая работа студентов отражается на качестве подготовки курсовой работы, где требуется проявление не только знаний, полученных во время изучения дисциплины, но и собственных размышлений и выводов. Курсовая работа студента по дисциплине «Теория театра» даёт повод проявить себя в студенческой науке.
8. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения.
– сбор, хранение, систематизация и выдача учебной и научной информации;
– обработка текстовой, графической и эмпирической информации;
– самостоятельный поиск дополнительного учебного и научного материала, с использованием поисковых систем и сайтов сети Интернет, электронных энциклопедий и баз данных;
– использование электронной почты преподавателей и обучающихся для рассылки, переписки и обсуждения возникших учебных проблем.
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Процесс обучения дисциплине «Теория театра» проходит на базе учебной аудитории, оснащённой следующим оборудованием:
-Стол офисный большой (1 шт.),
- Столы учебные (10 шт),
-Стулья (20 шт.),
-Кресла офисные (2 шт.),
-Видеопроектор + экран,
-Ноутбук (с подключением к Интернету),
-Музыкальный центр.
Приложение
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тюменский государственный институт культуры
Факультет музыки, театра и хореографии
Кафедра актёрского искусства
УТВЕРЖДАЮ:
Декан факультета
_________________________Дёмина Л.В.
«____» _____________ 2016 г.
Фонд оценочных средств
По дисциплине
Теория театра
Направление подготовки
52.05.01 «Актёрское искусство»
Профиль подготовки
«Артист драматического театра и кино»
Квалификация (степень) выпускника
Специалист
Форма обучения
очная
Тюмень, 2016
Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине
«Теория театра»
1. Перечень компетенций, формируемых дисциплиной «Теория театра», и этапы формирования компетенций.
Код компетенции | Наименование компетенции | Структурные элементы компетенции | Этапы формирования компетенции | Виды занятий для формирова ния компе тенции | Виды оценочных средств для определения сформирован ности компетенции |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
ПСК-1.4 |
умение свободно ориентироваться в творческом наследии выдающихся мастеров отечественного и зарубежного драматического театра.
|
Знать: творческое наследие выдающихся мастеров отечественного и зарубежного драматического театра. Уметь: свободно ориентироваться в творческом наследии выдающихся мастеров отечественного и зарубежного драматического театра. Владеть: умением свободно ориентироваться в творческом наследии выдающихся мастеров отечественного и зарубежного драматического театра.
| Все разделы дисциплины: Введение Античный театр Средневековый театр Театр XVI-XVIII веков Театр XIX века Театр Станиславского Ученики Станиславского Развитие театра и актёрской техники в XX веке Театр Востока Современный театр
(7, 8 семестры, 34 недели) |
Лекции, семинарские занятия. | Опрос Зачёт с оценкой |
2. Планируемые уровни сформированности компетенций по дисциплине «Теория театра».
Этапы формирования компетенций (по отношению ко времени прохождения дисциплины)ПСК-1.4 | Уровни сформированности компетенций (качество сформированности компетенций) | Основные признаки (показатели) достижения определенного уровня – критерии (дескрипторы) | Оценка достигнутого уровня |
Введение Античный театр Средневековый театр Театр XVI-XVIII веков Театр XIX века Театр Станиславского Ученики Станиславского Развитие театра и актёрской техники в XX веке Театр Востока Современный театр (7, 8 семестры, 34 недели) | Начальный уровень: Студент проявляет неполный уровень знаний и слабый уровень умения и владения | Знает: творческое наследие выдающихся мастеров отечественного и зарубежного драматического театра. Умеет: ориентироваться в творческом наследии выдающихся мастеров отечественного и зарубежного драматического театра. Владеет: способностью свободно ориентироваться в творческом наследии выдающихся мастеров отечественного и зарубежного драматического театра.
| Начальный уровень: удовлетворительно
|
Базовый уровень: Студент проявляет достаточно полный уровень знаний, умений и владений, с небольшим количеством недоработок | Базовый уровень: хорошо
| ||
Продвинутый уровень: Студент проявляет полное знание, умение и владение материалом курса обучения | Продвинутый уровень: отлично |
3.Критерии оценки итоговой аттестации студентов по дисциплине «Теория театра»
Критерии оценки дифференцированного зачёта.
| |
Оценка «отлично»
| Студент достиг продвинутого уровня сформированности компетенции. Проявляет полное знание и владение информацией курса обучения, с учётом % посещаемости занятий.
|
Оценка «хорошо»
| Студент достиг базового уровня сформированности компетенции. Проявляет достаточно полный уровень знаний и владений информацией курса обучения, с небольшим количеством недоработок и с учётом % посещаемости занятий.
|
Оценка «удовлетворительно»
| Студент достиг начального уровня сформированности компетенции. Проявляет неполный уровень знаний и слабый уровень владения информацией курса обучения, с учётом % посещаемости занятий.
|
Оценка «неудовлетворительно»
| Студент не проявил уровня сформированности компетенции, что соответствует полному (почти полному) отсутствию уровня знаний. |
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.
Текущий контроль знаний осуществляется в ходе семинарских занятий в виде устного фронтального опроса по пройденным разделам дисциплины. Перечень вопросов к семинарам:
По разделу Введение
А) Привести примеры влияния исторического этапа развития театра на технологию актёрского искусства.
По разделу Античный театр
А) Перечислить особенности актёрской техники античного театра;
Б) Рассказать о взглядах Аристотеля на театральное искусство.
По разделу Средневековый театр
А) Рассказать об особенностях игровой техники в жанрах средневекового театра.
По разделу Театр XVI-XVII-XVIII веков
А) Рассказать об актёрской технике комедии дель арте, перечислить традиционных персонажей и рассказать об особенностях исполнения ролей;
Б) Рассказать о театральных жанрах данного периода и особенностях игры актёров;
В) Требования к игре актёров в данный исторический период.
По разделу Театр XIX века
А) Особенности театрального процесса в данное время;
Б) Рассказать об изменениях в актёрской технике в данный период;
В) Рост влияния режиссуры и его результат;
Г) Московский Малый театр и его значение в развитии актёрской техники.
По разделу Театр Станиславского
А) Анализ основных теоретических работ Станиславского;
Б) Примеры применения метода Станиславского в современном театре;
В) Значение метода Станиславского для развития психологического театра.
По разделу Ученики Станиславского
А) Особенности школы Вахтангова;
Б) Особенности школы Мейерхольда;
В) Особенности школы М.Чехова;
Г) Примеры влияния русской актёрской школы на развитие актёрской техники в других странах.
По разделу Развитие театра и актёрской техники в XX веке
А) Перечислить наиболее ярких теоретиков и практиков театра XX века, развивших собственное направление актёрской техники;
Б) Дать краткую характеристику основным школам актёрской техники XX века.
По разделу Театр Востока
А) Дать краткую характеристику основных театральных направлений театра Востока;
Б) Рассказать об особенностях актёрской техники театров Востока (по выбору);
В) Рассказать о взаимном влиянии театров Востока и Запада.
По разделу Современный театр
А) Особенности современного театрального периода и их влияние на актёрскую технику
Итоговый контроль в виде дифференцированного зачёта проводится в конце 8 семестра на основании индивидуального опроса по темам пункта 4.
5.Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций:
5.1 Требования по каждому виду оценочных средств.
Самостоятельная работа (индивидуальные задания): |
5 – своевременное, правильное выполнение задания; |
4 - правильное, самостоятельное выполнение задания с незначительными ошибками или с незначительным опозданием |
3 – не вполне правильное, самостоятельное выполнение задания с ошибками |
2 – не выполненная или не правильно выполненная самостоятельная работа с большими ошибками |
Лекционные, практические (семинарские) занятия |
5 – активное участие в занятии, правильные ответы по темам |
4 – небольшие недостатки в понимании темы и\или не совсем правильные ответы по темам |
3 – недостаточное понимание темы и\или ошибки в ответах по темам |
2 – не понимание темы и\или отсутствие ответов по темам |
Курсовая работа |
5 – отличная работа в соответствии с продвинутым уровнем формирования компетенций |
4 – хорошая работа с небольшими ошибками, проявляющая базовый уровень формирования компетенций |
3 – недостаточно хорошая работа с ошибками, соответствующая начальному уровню формирования компетенций |
2 – плохая работа, отсутствие необходимых знаний, собственных оценок и выводов, не сформированные уровни компетенций |
5.2. Требования к итоговой форме аттестации по дисциплине «Теория театра»
Задание: Ответы на контрольные вопросы и задания (см. п.4). Наличие защищённой курсовой работы.
Критерии оценки: Проявленный уровень формирования компетенции (смотреть таблицу 2).