Contacts:
-
Лилия Васильевна ДёминаУчитель
исполнение народных песен и фольклорных образцов ансамблем
1. Общие положения
Программа дисциплины «Ансамблевое пение» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 53.03.04 «Искусство народного пения», утвержденного приказом Минобрнауки России № 666 от 17.07.2017г., локальных нормативных актов ФГБОУ ВО «Тюменский государственный институт культуры».
2. Цели и задачи освоения дисциплины
Цель дисциплины: формирование и совершенствование у студентов навыков ансамблевого пения на основе традиционной народно-песенной культуры, умения соотносить свой голос с голосами других певцов и добиваться высокого уровня в создании художественного образа с его многообразием интонационно-тембровых красок.
Задачи:
· углубление интереса к народно-певческому искусству, расширение представления о нем и его возможностях;
· развитие народной певческой манеры, навыков соединения регистров, расширение певческого диапазона;
· развитие навыков ансамблирования в количественно различных певческих составах, умения «ладить» голосами;
· осваивание синкретических (в том числе танцевальных) форм коллективного исполнения народных песен;
· постижение искусства внутри коллективного общения, коммуникативных свойств песенного фольклора;
· развитие навыков распева народных песен на голоса, импровизационного многоголосия;
· расширение репертуарного багажа и музыкального языка певцов благодаря овладению современными обработками и авторскими сочинениями для народных голосов;
· ознакомление с лучшими образцами отечественной и зарубежной фольклористики.
3. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в состав обязательной части ООП. Содержательно-методическая взаимосвязь дисциплины с другими частями ООП (дисциплинами, модулями, практиками) осуществляется посредством освоения компетенций:
Код компетенции
|
Предшествующие дисциплины |
Параллельно осваиваемые дисциплины |
Последующие дисциплины |
ОПК-2; ОПК-6; ПК-2; ПК-7; ПКО-1; ПКО-2; ПКО-3 |
Ансамблевое пение, изучаемое на уровне СПО |
Сольное пение Гармония Теория музыки Сольфеджио вокалиста Музыкальная форма История зарубежной музыки История отечественной музыки Музыка второй половины XX - начала XXI веков История народно-певческого исполнительства Народное музыкальное творчество Обряды и праздники восточных славян Фортепиано Основы сольной импровизации Региональные народно-певческие стили Народные певческие стили и традиции Аранжировка народных песен Исполнительский анализ интерпретации народных песен Расшифровка записей народных песен Народные инструменты фольклорной традиции Изучение педагогического репертуара Режиссура народной песни Танец, сценическое движение Сценическая речь Основы актерского мастерства |
Учебная исполнительская практика Производственная исполнительская практика Производственная фольклорно-этнографическая практика Производственная преддипломная практика |
4. Результаты освоения дисциплины. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины
Наименование категории (группы) компетенций |
Код компетенции |
Наименование компетенции |
Код и наименование индикатора достижения компетенции
|
Общепрофессиональные компетенции |
|||
Музыкальная нотация |
ОПК-2 |
Способен воспроизводить музыкальные сочинения, записанные традиционными видами нотации |
Знать: -традиционные знаки музыкальной нотации, в том числе нотации в ключах «до»; -приемы результативной самостоятельной работы над музыкальным произведением Уметь: -прочитывать нотный текст во всех его деталях и на основе этого создавать собственную интерпретацию музыкального произведения; -распознавать знаки нотной записи, отражая при воспроизведении музыкального сочинения предписанные композитором исполнительские нюансы Владеть: -навыком исполнительского анализа музыкального произведения; свободным чтением музыкального текста сочинения, записанного традиционными методами нотации |
Музыкальный слух |
ОПК-6. |
Способен постигать музыкальные произведения внутренним слухом и воплощать услышанное в звуке и нотном тексте |
Знать: – различные виды композиторских техник (от эпохи Возрождения и до современности); – принципы гармонического письма, характерные для композиции определенной исторической эпохи; – виды и основные функциональные группы аккордов; – принципы пространственно-временной организации музыкального произведения разных эпох, стилей и жанров, облегчающие восприятие внутренним слухом; – стилевые особенности музыкального языка композиторов ХХ века в части ладовой, метроритмической и фактурной организации музыкального текста; Уметь: – пользоваться внутренним слухом; – записывать музыкальный материал нотами; – чисто интонировать голосом; – производить гармонический анализ произведения без предварительного прослушивания; – выполнять письменные упражнения на гармонизацию мелодии и баса; – сочинять музыкальные фрагменты в различных гармонических стилях на собственные или заданные музыкальные темы; – анализировать нотный текст полифонического сочинения без предварительного прослушивания; – распознавать и идентифицировать на слух элементы музыкального языка произведений ХХ века; – записывать одноголосные и многоголосные диктанты; – анализировать музыкальное произведение во всей совокупности составляющих его компонентов (мелодические, фактурные, тонально-гармонические, темпо-ритмические особенности), прослеживать логику темообразования и тематического развития опираясь на представления, сформированные внутренним слухом; Владеть: теоретическими знаниями об основных музыкальных системах; – навыками гармонического, полифонического анализа, целостного анализа музыкальной композиции с опорой на нотный текст, постигаемый внутренним слухом. – навыками интонирования и чтения с листа музыки ХХ века. |
Профессиональные компетенции |
|||
|
ПКО-1 |
Способен быть исполнителем концертных номеров в качестве артиста народно-певческого коллектива (хора или ансамбля)
|
Знать: - отдельные партии музыкального сочинения в составе народно-певческого творческого коллектива и в качестве певца солиста Уметь: -демонстрировать посредством собственного исполнения фрагменты партии музыкального сочинения; -решать поставленные перед артистами народнопевческого творческого коллектива и певцами- солистами исполнительские задачи Владеть: -разностилевыми, композиционными особенностями народно-песенных и авторских произведений |
|
ПКО-2.
|
Способен создавать индивидуальную художественную интерпретацию музыкального произведения |
Знать: - принципы и методы работы с народными голосами, их развития и постановки; эстетические и музыкально-технические особенности народного пения. Уметь: - интерпретировать народно-песенные традиции в соответствии с поэтическим текстом, драматургией музыкального произведения; - осознавать и раскрывать художественное содержание музыкального произведения; критически анализировать процесс исполнения музыкального произведения - навыками создания художественно убедительной интерпретации музыкального сочинения в соответствии с его эстетическими и музыкально-техническими особенностями; навыками анализа процесса исполнения музыкального сочинения, в том числе на основе изучения различных исполнительских интерпретаций музыкального сочинения. |
|
ПКО-3.
|
Способен осуществлять сценические постановки в народно-певческом коллективе с применением знаний и умений в области народной хореографии и актерского мастерства |
Знать: - принципы составления сценарного плана концертной программы; особенности использования элементов народной хореографии и музыкального инструментария в сценических постановках; - особенности строения русских народных танцев разных жанров и регионально-стилевых традиций; исполнительские особенности народных танцев разных регионов России; Уметь: - пользоваться навыками ансамблевого исполнения народных танцев; - свободно читать с листа расшифровки записей народных танцев; - составлять сценарный план концертной программы (тема, идея, музыкальный материал); осуществлять сценическую постановку с использованием элементов народной хореографии и музыкального инструментария; Владеть: - хореографическими, вокальными, инструментальными и актёрскими навыками; - навыками составления сценической программы с Использованием народных инструментов Фольклорной традиции и элементов народной хореографии. |
|
ПК-1.
|
Способен осуществлять переложение музыкальных произведений для различных видов творческих народнопевческих коллективов (хора, вокального ансамбля и солиста) |
Знать: - классификацию певческих голосов; - стилевые региональные особенности народно-опесенных образцов; - различные вокальноисполнительские стили, их характеристики; Уметь: - анализировать форму, фактуру; - приспосабливать народно-песенный и авторский первоисточник к исполнительским возможностям конкретного певца; - транспонировать произведение в заданную тональность; - раскрывать заложенные в песенной мелодии интонационные, ритмические и ладовые возможности её развития; выстраивать музыкальную форму в аранжировке; Владеть: - разными типами интонирования-артикулирования применительно к аутентичным образцам песенного фольклора, обработкам, авторским произведениям для народных голосов; - навыками самостоятельной работы с репертуаром, региональными диалектами. |
|
ПК-2.
|
Способен осуществлять подбор репертуара для концертных программ и других творческих мероприятий |
Знать: - репертуар народно-певческих творческих коллективов и певцов- солистов; - жанрово-стилевые особенности песенного фольклора; Уметь: - подбирать разнообразный в стилевом и жанровом отношении концертный репертуар для творческого народно-певческого коллектива и певцов-солистов; Владеть: умениями и навыками формирования концертной программы творческого народно-певческого коллектива и певцов- солистов на основе репертуарных источников (народные песни различных регионов России, обработки и авторские сочинения) |
|
ПК-7.
|
Способен к демонстрации достижений музыкального искусства в рамках своей музыкально-исполнительской работы на различных сценических площадках (в учебных заведениях, клубах, дворцах и домах культуры, центрах (отделах) казачьей культуры |
Знать: - многообразие и специфику традиционной хореографии, народного костюма и инструментария различных региональных традиций; Уметь: Проводить различные концертные мероприятия с использованием разностилевых концертных программ, включающих, в том числе, демонстрацию казачьих песенных традиций; - осуществлять подбор репертуара с учетом специфики слушательской аудитории; Владеть: - особенностями народно-песенной речи и спецификой исполнительской манеры; - характерными местными традиционными элементами народной хореографии; - навыками игры на инструментах разных фольклорных традиций. |
5. Объем, структура и содержание дисциплины
5.1 Объем и структура дисциплины
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 14 з.е., 504 ч., в том числе контактная работа обучающихся с преподавателем (ауд.) 250 ч., самостоятельная работа обучающихся 126,68 ч.
№ п/п |
Форма обучения |
Курс |
Семестр |
Всего часов |
Лекций |
Практ. (сем.) |
Индив. |
СРС |
Контроль |
1. |
ОФО |
1 |
1 |
72 |
|
18 |
|
18 |
Экз. 0.4, контроль 35.6 |
2. |
ОФО |
1 |
2 |
72 |
|
36 |
|
18 |
Экз. 0.4, контроль 17.6 |
3. |
ОФО |
2 |
3 |
54 |
|
34 |
|
19,67 |
ЗаО 0,33 |
4. |
ОФО |
2 |
4 |
54 |
|
34 |
|
19,67 |
ЗаО 0,33 |
5. |
ОФО |
3 |
5 |
72 |
|
36 |
|
|
Экз. 0.4, контроль 35.6 |
6. |
ОФО |
3 |
6 |
72 |
|
34 |
|
37,67 |
ЗаО 0,33 |
7. |
ОФО |
4 |
7 |
72 |
|
36 |
|
|
Экз. 0.4, контроль 35.6 |
8. |
ОФО |
4 |
8 |
36 |
|
22 |
|
13,67 |
ЗаО 0,33 |
|
Итого: |
250 |
|
126,68 |
127,32 |
5.2. Тематический план дисциплины
Очная форма обучения
(темы изучаются в каждом семестре обучения на новом репертуаре)
№ п/п |
Раздел дисциплины/темы |
Семестр |
Виды учебной работы (в часах) |
Формы текущего контроля успеваемости, форма промежуточной аттестации (по семестрам) |
|||||
контактная |
Самостоятельная работа
|
||||||||
Лекции |
Семинар |
Практические занятия |
Индивидуаль-ные занятия |
Промежуточ-ная аттестация
|
|||||
1.1 |
Выработка единого творческого направления партнеров ансамбля, единой манеры звукообразования и звуковедения, умения петь чисто, стройно и выразительно |
1-8 |
|
|
|
1 сем – 3ч., 2,5,7 сем. – 6 ч. 3,4,6 сем. – 4 ч. 8 сем – 2 ч. |
|
1,2 сем – 3ч., 3,4, сем. – 7 ч. 8 сем – 2,5 ч. |
Экзамен – 1,2,5,7 семестр; Зачет с оценкой – 3,4,6,8 семестр |
1.2 |
Формирование навыков диалектного пения (через понятия: «лад», «музыкальный диалект», «фонетика», «слуховое восприятие», «речевое мышление» и др.), развитие фонетического слуха |
1-8 |
|
|
|
1 сем – 3ч. 2,5,7 сем. – 6ч. 3,4,6 сем. – 6ч. 8 сем – 4ч. |
|
1,2 сем – 3ч., 3,4, сем. – 7 ч. 8 сем – 2,5 ч. |
Экзамен – 1,2,5,7 семестр; Зачет с оценкой – 3,4,6,8 семестр |
1.3 |
Овладение различными типами интонирования-артикулирования: повествование, скандирование, скороговорка |
1-8 |
|
|
|
1 сем – 3ч. 2,5,7 сем. – 6ч. 3,4,6 сем. – 6ч. 8 сем – 4ч. |
|
1,2 сем – 3ч., 3,4, сем. – 7 ч. 8 сем – 2,5 ч. |
Экзамен – 1,2,5,7 семестр; Зачет с оценкой – 3,4,6,8 семестр |
1.4 |
Закрепление навыков открытого пения и умений передавать разную степень открытости звука в зависимости от песенного жанра и певческого стиля |
1-8 |
|
|
|
1 сем – 3ч. 2,5,7 сем. – 6ч. 3,4,6 сем. – 6ч. 8 сем – 4ч. |
|
1,2 сем – 3ч., 3,4, сем. – 7 ч. 8 сем – 2,5 ч. |
Экзамен – 1,2,5,7 семестр; Зачет с оценкой – 3,4,6,8 семестр |
1.5 |
Раскрытие художественных способностей студентов через коллективное сотворчество |
1-8 |
|
|
|
1 сем – 3ч. 2,5,7 сем. – 6ч. 3,4,6 сем. – 6ч. 8 сем – 4ч. |
|
1,2 сем – 3ч., 3,4, сем. – 7 ч. 8 сем – 2,5 ч. |
Экзамен – 1,2,5,7 семестр; Зачет с оценкой – 3,4,6,8 семестр |
1.6 |
Воспитание правильных стилистических и эстетических представлений о народном пении с помощью аутентичных образцов народного пения и изучения творчества профессиональных исполнителей народного мелоса Регистры, сглаживание регистров. |
1-8 |
|
|
|
1 сем – 3ч. 2,5,7 сем. – 6ч. 3,4,6 сем. – 6ч. 8 сем – 4ч. |
|
1,2 сем – 3ч., 3,4, сем. – 7 ч. 8 сем – 2,5 ч. |
Экзамен – 1,2,5,7 семестр; Зачет с оценкой – 3,4,6,8 семестр |
|
Итого: |
|
|
|
|
420 |
|
164 |
|
5.3 Содержание дисциплины
I курс
В течении первого года обучения педагог изучает профессиональные данные студентов, влившихся в работу ансамбля, особенности их голосов, тембральную окраску, наличие развитого внимания, музыкальной памяти, навыков ансамблевого пения (спевания), а также уровень подготовки, работоспособности, которые предполагают:
- умение «пульсировать» в заданном темпо-ритме;
- темброво сливать свой голос с группой певцов (припеваться к ним);
- чисто интонировать и удерживать мелодическую линию своего голоса в общем многоголосии.
Особое внимание уделяется развитию певческого дыхания, естественной артикуляции и ансамблевого слуха.
Подбор репертуара предполагает несложные (по мелодической и ритмической структуре) песенные образцы, преимущественного хороводного, игрового и плясового жанров, небольшого диапазона. Обязательное использование местного регионального материала.
Интонирование осуществляется на основе коллективного включения в образное исполнение песни, то есть на основе воспитания коллективного вокально-образного мышления. В течение учебного года учащийся должен пройти:
- не менее 5 фольклорных произведений в акапельном исполнении;
- 3-5 произведений в исполнении под балалайку или гармонь;
- Изучить песни и традицию самоходов (переселенцев с Украины и Белоруссии) и старожилов.
Преподавателю необходимо всесторонне изучить общие профессиональные данные учащегося: музыкальность (слух, память, ритм), внимание, работоспособность, а также определить состояние его здоровья в связи с индивидуальными возможностями развития голоса; выявить основные недостатки голосообразования (горловое зажатие, напряженная или скованная челюсть, носовой призвук, перенапряжение мышц лица, владение дыханием, дикцией и т.д.).
Перед учащимися стоят следующие задачи:
- овладение навыками правильного певческого голосообразования, обусловленного взаимодействием певческого дыхания, атаки звука и звукоизвлечением, а также навыками традиционного звучания голоса; развитие умения формировать певческие гласные и согласные;
- приобретение навыков самостоятельного разбора и разучивания фольклорных произведений, а также умения добиваться чистоты интонации.
За время обучения студент осваивает не менее десяти народных песен в ансамблевом исполнении. Партии учатся самостоятельно и сдаются (педагогу) наизусть.
II курс