1.                  Общие положения

Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» является частью основной профессиональной образовательной программы, составленной в соответствии с требованиями ФГОС по специальности 43.02.16 «Туризм и гостеприимство» утвержденного приказом Минобрнауки России от 12.12.2022 № 1100, локальных нормативных актов ФГБОУ ВО «Тюменский государственный институт культуры».

2. Цели освоения дисциплины (модуля)

Содержание программы учебной дисциплины «Литература» направлено на достижение следующих целей:

– формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской самостоятельности обучающихся, основанных на навыках анализа и интерпретации литературных текстов;

– воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

Освоение содержания учебной дисциплины «Литература» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

личностных:

– сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

– сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

– готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

– толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и спо­собность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

 –готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;

– сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

– эстетическое отношение к миру;

– совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;

– использование для решения познавательных и коммуникативных задач раз­личных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);

метапредметных:    

– умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно–следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

– умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

– умение работать с разными источниками информации, находить ее, анали­зировать, использовать в самостоятельной деятельности;

– способность и готовность к познавательной, учебно–исследовательской и проектной деятельности;

– способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

предметных:

– сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

– сформированность навыков различных видов анализа литературных произ­ведений;

– сформированность –  навыков самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

– сформированность навыков анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации

– умение представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

– знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко–культурного и нравственно–ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

– сформированность умений учитывать исторический, историко–культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

– способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

– способность анализировать художественные произведения с учетом их жанрово–родовой специфики;

– осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

– сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

 3. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Литература» (СО.01.02) является базовой дисциплиной среднего общего образования общеобразовательной подготовки согласно учебному плану ОПОП СПО по специальности 43.02.16 «Туризм и гостеприимство». Параллельно с курсом читаются следующие дисциплины «Родная литература», «Русский язык», «Иностранный язык», «Обществознание», «История».