МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»

Факультет, театра, хореографии

кафедра Народного танца

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

______________(Л.В.Демина)

                     (подпись)                                                                              

"26" июня 2022г.

 

 

 

Рабочая программа дисциплины

 

Танцевальная техника народов России

 

 

Направление подготовки

 

51.03.02. Народная художественная культура

 

Профиль\направленность

 

Руководство хореографическим любительским коллективом

 

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

 

 

Форма обучения

(очная, заочная)

 

Год набора

2022

 

 

 

 

 

 

Тюмень, 2022 г.

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры  народного танца

 

 

протокол №  8 от «06 » мая  2022г.

 

Заведующий кафедрой __________________(Т.Н.Цепляева)

                                                                  (подпись)

Председатель УМК _____________________(С.А.Коломиец)

                                                                  (подпись)

«12 » мая  2022 г. (протокол заседания УМК № 9)

 

 

«СОГЛАСОВАНО»

 

Директор научной библиотеки ___________(Н.П.Соколова)

                                                                      (подпись)

 

Заведующий выпускающей кафедрой___________(Т.Н.Цепляева)

                                                                                       (подпись)

 

Руководитель образовательной программы

____________________________( Т.С.Михайлова)

                    (подпись)

 

 

Рабочая программа разработана

Я.А.Степанченко, старший преподаватель кафедры народного танца, 

С.В.Панов, доцент кафедры народного танца

В.В.Казанцев преподаватель кафедры народного танца

Т.С.Михайлова, доцент кафедры народного танца

 

________________________________________________________

(подпись)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.

Общие положения

4

2.

Цели освоения дисциплины

4

3.

Место дисциплины в структуре образовательной программы

4

4.

Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины

5

5.

Объем, структура и содержание дисциплины

6

5.1

Объем и структура дисциплины

6

5.2

Тематический план дисциплины

7

5.3

Содержание дисциплины

9

6.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

12

7.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

12

7.1.

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

12

7.2

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

12

7.3

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, профессиональных баз данных, информационных справочных систем

14

8.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

14

8.1

Перечень аудиторного фонда материально-технического оборудования, необходимого для освоения дисциплины

14

8.2

Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, необходимого для освоения дисциплины

15

 

ПРИЛОЖЕНИЯ:

 

1.

Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Общие положения

 

Программа дисциплины  «Танцевальная техника народов России»  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 51.03.02. Народная художественная культура, утвержденного приказом Минобрнауки России от № 1178 от 06.12.2017 , локальных нормативных актов ФГБОУ ВО «Тюменский государственный институт культуры».

 

2.     Цели освоения дисциплины

Целью дисциплины является формирование у студентов практических и теоретических знаний об особенностях русского народного танца в разных регионах России.

 

3.     Место дисциплины в структуре ООП

 

Код компетенции

 

Параллельно осваиваемые дисциплины

Последующие

дисциплины

ПК-2

Классический танец и методика его преподавания 

Народно-сценический танец и методика его преподавания    Современный танец и методика его преподавания 

Русский танец и методика его преподавания 

Наследие и репертуар

Хореографический тренаж     

Гимнастика    

Сценическая техника и исполнительское мастерств

Учебная практика      

Учебная ознакомительная практика           

Возрастная и педагогическая психология в хореографической деятельности  

Историко-бытовой танец       

Производственная творческая практика

Производственная практика

Производственная преддипломная практика

Подготовка к защите и защита ВКР

Профессиональная этика                   

ПКО-5

Сценическая техника и исполнительское мастерство

Производственная практика

Менеджмент и маркетинг в сфере народной художественной культуры        

Производственная педагогическая практика

Производственная преддипломная практика

Производственная творческая практика

Подготовка к защите и защита ВКР    

 

 

 

 

 

 

4.Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины

Наименование

 категории (группы) компетенций

Код компетенции

Наименование

 компетенции

Код и наименование индикатора

достижения компетенции

 

Профессиональные компетенции

1.обучение различных групп населения теории и истории народной культуры, различным видам народного творчества; создания     благоприятных психолого- педагогических условий для успешного личностного и профессионального становления  обучающихся.

2.осуществление патриотического воспитания, формирование духовно – нравственных ценностей и идеалов личности, культуры межнационального общения на материале и средствами народной художественной культуры и национально – культурных традиций народов России.          

ПК-2

Применяет на практике методику преподавания хореографических дисциплин, профессионально осуществляет педагогическую и репетиционную работу с исполнителями, использует понятийный аппарат и терминологию хореографической педагогики

Знает:

терминологический аппарат по дисциплине, основные требования по видам танца

Умеет:

методически грамотно объяснять исполнение движений, составлять хореографические комбинации по всем видам танца

Владеет:

навыками работы с исполнителями различных возрастов, навыками практического использования полученных теоретических знаний в области различных видов танца

 

ПКО-5

Способность принимать участие в формировании общего мирового научного, образовательного и культурно-информационного пространства, трансляции и сохранения в нем культурного наследия народов России, достижений в различных видах народного художественного творчества

ПКО-5.1. • Знает: - теоретико-

методологические основы

культурного наследия народов

России, достижений в различных

видах народного художественного

творчества; - основные формы и

методы сохранения и трансляции

культурного наследия народов

России.

 

ПКО-5.2. • Умеет: - проводить

маркетинговую деятельность для прогнозирования основных тенденций в развитии общего

мирового научного, образовательного и культурно-

информационного пространства в

целях сохранения культурного наследия народов России, достижений в различных видах народного художественного творчества; - организовывать

образовательное и культурно- информационное пространство в целях трансляции и сохранения в

нем культурного наследия народов России, достижений в различных видах народного художественного творчества.

 

ПКО-5.3. • Владеет: - формами и

методами трансляции и сохранения

культурного наследия народов России; сотрудничества со СМИ. -

культурно-охранными и культурно-

информационными практиками.

 

5.Объем, структура и содержание дисциплины

5.1 Объем и структура дисциплины

Общая трудоёмкость дисциплины на очном составляет 8 з.е., 288 ч., в том числе контактная работа обучающихся с преподавателем 195,64 ч., самостоятельная работа обучающихся 92,36 ч.на заочном составляет  8 з.е.,  288 ч., в том числе контактная работа обучающихся с преподавателем 96,64 ч., самостоятельная работа обучающихся 162 ч.

 

№ п/п

Форма обучения

Курс

Семестр

Всего часов

Контр.

Практ. (сем.)

Индив.

СРС

1.

ОФО

1

1-2

72

 

32

12

28

 

 

2

3-4

72

 

32

18

22

 

 

3

5-6

72

 

32

18

22

 

 

4

7-8

72

 

34

15

23

 

Итого:

 

 

288

 

130

69

195

2.

ЗФО

1

1-2

72

8

4

2

42

 

 

2

3-4

72

8

4

2

42

 

 

3

5-6

72

8

4

2

42

 

 

4

7-8

72

8

4

8

36

 

 

 

 

288

32

16

14

162

 

 

5.2    Тематический план дисциплины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Очная форма обучения

 

№ п/п

Раздел дисциплины/темы

Семестр

Виды учебной работы

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости,

форма промежуточной аттестации (по семестрам)

контактная

Самостоятельная работа

 

из них в форме практи- ческой подготовки

Лекции

из них в форме практи- ческой подготовки

Семинар

из них в форме практи- ческой подготовки

Практические занятия

из них в форме практи- ческой подготовки

Индивидуальные занятия

из них в форме практи- ческой подготовки

 Промежуточная аттестация

 

1

Особенности форм народных танцев

1

 

 

 

 

16

16

6

6

 

14

14

Зачёт

2

Особенности форм народных танцев

2

 

 

 

 

16

16

6

6

 

14

14

Зачёт с оценкой

3

Танцевальная культура южнорусской части России

3

 

 

 

 

16

16

9

9

 

11

11

Зачёт

4

Танцевальный фольклор северорусской части России

4

 

 

 

 

16

16

9

9

 

11

11

Зачёт с оценкой

5

Танцевальный фольклор центральной части России

5

 

 

 

 

16

16

9

9

 

11

11

Зачёт

6

Особенности русских народных танцев Сибири

6

 

 

 

 

16

16

9

9

 

11

11

Зачёт с оценкой

7

Танцевальная культура Урала: Северный, Средний и Южный Урал.

7

 

 

 

 

16

16

9

9

 

11

11

Зачёт

8

Основные движенческие элементы русского танца

8

 

 

 

 

18

18

6

6

 

12

12

Зачёт с оценкой

 

Зачёт

1357

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговый показ

 

Зачёт

(зачёт с оценкой)

2468

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговый показ

 

Итого:

 

 

 

 

 

130

130

63

63

 

93

93

 

 

 

Заочная форма обучения

 

№ п/п

Раздел дисциплины/темы

Семестр

Виды учебной работы

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости,

форма промежуточной аттестации (по семестрам)

контактная

Самостоятельная работа

 

из них в форме практи- ческой подготовки

Лекции

из них в форме практи- ческой подготовки

Семинар

из них в форме практи- ческой подготовки

Практические занятия

из них в форме практи- ческой подготовки

Индивидуальные занятия

из них в форме практи- ческой подготовки

 Промежуточная аттестация

 

1

Особенности форм народных танцев

1

 

 

 

 

2

2

1

1

4

21

21

Зачёт

2

Особенности форм народных танцев

2

 

 

 

 

2

2

1

1

4

21

21

Зачёт с оценкой

3

Танцевальная культура южнорусской части России

3

 

 

 

 

2

2

1

1

4

21

21

Зачёт

4

Танцевальный фольклор северорусской части России

4

 

 

 

 

2

2

1

1

4

21

21

Зачёт с оценкой

5

Танцевальный фольклор центральной части России

5

 

 

 

 

2

2

1

1

4

21

21

Зачёт

6

Особенности русских народных танцев Сибири

6

 

 

 

 

2

2

1

1

4

21

21

Зачёт с оценкой

7

Танцевальная культура Урала: Северный, Средний и Южный Урал.

7

 

 

 

 

4

4

2

2

4

18

18

Зачёт

8

Основные движенческие элементы русского танца

8

 

 

 

 

4

4

2

2

4

18

18

Зачёт с оценкой

 

Зачёт

1357

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговый показ

 

Зачёт

(зачёт с оценкой)

2468

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговый показ

 

Итого:

 

 

 

 

 

20

20

10

10

30

162

162

 

5.3 Содержание дисциплины

         5.3.1Содержание практических занятий

 

Наименование раздела

Тема практического

занятия

Содержание практического

занятия

 

Раздел 1

Особенности форм народных танцев

Знакомство с областями России, условиями, влияющими на манеру и характер исполнения, композицию и музыкальное сопровождение тех танцев, которые бытуют в данной области; название хороводов, кадрилей, плясок и переплясов, гаданий, игр, обычаев и обрядов. Основные положения рук и движений танцев, бытующих в каждой области России. Приобретение исполнительских навыков танцевальных движений данной области.

 

Раздел 2

Танцевальная культура южнорусской части России

Особенности быта и социального устройства жителей юга России. Влияние погодных и природных особенностей на формирование танцевальной культуры южнорусского региона.

Изучение основных движений в танцах Белгородской области, Курской области, Орловской области. (хороводы «А мы сеяли ленок» «Заплетися, плетень», пляска «Заинька», «Барыня», «Матаня», «Тимоня» )

 

 

Раздел 3

Танцевальный фольклор северорусской части России

Особенности формирования традиционной культуры севера России. Влияние географических особенностей на формирование танцевальной культуры северорусского региона.

Орнаментальные и игровые хороводы Архангельской и Псковской областей. ( хоровод «Завивание берёзки», кадриль формы Лансье)

 

Раздел 4

Танцевальный фольклор центральной части России

Скоморошество – как способ распространения и трансформации русского народного танца. Исторические события и их влияние на появление новых форм русского народного танца.

Освоение хореографической культуры Владимирской области, Московской области.( Игровой хоровод, « Как по той, по травке» -Владимирская область, «Тверская кадриль»; «Сени», «Во саду ли в огороде» )

 

Раздел 5

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 6

Особенности русских народных танцев Сибири

 

 

 

 

 

 

 

Танцевальная культура Урала: Северный, Средний и Южный Урал.

 

Сибирский  русский народный танец в праздниках и обрядах. Влияние исторических событий и природно-географических особенностей на виды сибирского русского танца (хороводы, пляски, кадрили). Освоение особенностей сибирской кадрильной пляски «Сибирская подгорная», «Ой, во лузях» - круговой хоровод,«Золотая цепочка» - балетмейстер Г. А. Устинова.

Влияние рода деятельности на быт и культуру населения  Предуралья и Урала(Свердловская, Пермская, Челябинская область)

Взаимовлияние культур поволжских народов: мордва, чуваши, марийцы.

Основные положения рук в уральских танцах, основные движения, Уральский лирический танец, Алапаевская кадриль, кадрильная пляска «Шестера», «Восьмера»,  «Девята».

 

Раздел 7

Основные движенческие элементы русского танца

Орнаментальные рисунки.  Положение рук в групповых танцах.

Дробные шаги и дорожки. Основные движения русского танца. Женские и мужские трюки.

 

 

5.3.2Содержание самостоятельной работы

 

Наименование раздела

Вид самостоятельной работы

Содержание самостоятельной работы

 

1.Танцевальный фольклор южнорусской части России

подготовка к практическим занятиям

Изучение танцевального фольклора Белгородской области, Курской области, Орловской области.

Движение № 1 - шаг с подскоком и дробной дорожкой.

Движение № 2 - простые шаги с соскоком по VI позиции и «упаданием».

Движение № 3 - женский переменный ход с каблука.

Движение № 4 - переменный шаг назад.

Движение № 5 - девичий двойной шаг с приставкой.

Движение № 6- ход назад с подъемом на полупальцы по VI позиции.

Движение № 7- мужской ход - мелкие переборы, на каждую шестнадцатую долю такта.

Движение № 8 - основной ход секиринской плясовой.

Движение № 9 - подскоки и притопы.

Движение № 10 - основной ход танца «Рязанская змейка»

Движение № 11 - основной ход танца «Заплетися,плетень»

Движение № 12 - переменный ход с каблука.

Движение № 13 - комбинированный ход с приставкой ног

 

2.Танцевальный фольклор северорусской части России

подготовка к практическим занятиям

Изучение орнаментальных и игровых хороводов Архангельской и Псковской областей. («Северный хоровод с шалями», Традиционный хоровод поморов «Восьмера»)

 

 

Движение № 1- Основные ходы

Движение № 2- "ковырялочка с поворотом, "ковырялочка" с двойной дробью, в. "ковырялочка" с шагами и с движением ноги по кругу

Движение № 3 -"припадание" по первой прямой позиции,

Движение № 4-Присядки: с ударом по бедру, с "ковырялочкой".

Движение №5- Основные фигуры хороводов. (круг, круг в круге, «корзиночка», «восьмерка»,улитка, «змейка»,колонна,улица, «ворота»)

Движение № 6- Традиционные фигуры пляски ( «шен», «звездочка», карусель, «челнок», «ручеек». «волна»)

3.Танцевальный фольклор центральной части России

подготовка к практическим занятиям

Освоение хореографической культуры Владимирской области, Московской области.

 

Движение № 1 шаг с приставкой.

Движение № 2 – приставной шаг.

Движение № 3 – простые шаги.

Движение № 4 – ковырялочка с притопом.

Движение № 5 – соскоки с притопом.

Движение № 9 – хлопушка с выносом ноги на каблук и наклоном корпуса.

Движение № 10 – хлопушка с соскоком и ударом по бедру.

Движение № 11 – шаги с соскоком на одну ногу.

Движение № 12 – соскоки с переступанием.

Движение № 13 – два удара одной ногой с переступыванием.

Движение № 14 – хлопок в ладоши с переступыванием.

4. Особенности русских народных танцев Сибири

 

подготовка к практическим занятиям

Освоение особенностей сибирской кадрильной пляски «Сибирская подгорная»

Движение №1-Положения рук у мужчин и женщин в кадрильной пляске

Движение № 2 -Обращение с платочком (жен.)

Движение № 3- Наиболее характерные положения рук с платочком у девушек

Движение № 4- Специфические особенности русских народных танцев Сибири

Движение № 5- Комбинирование разных движений, усложнение, сочинение новых и развитие старых вариантов.

Движение № 6- Вращения в парах 

Движение №7-Дроби каблучные, с переходом на всю стопу, в повороте, в продвижении

5. Танцевальная культура Урала: (Средний и Южный Урал

подготовка к практическим занятиям

Движение № 1- Движения и положения рук,

Движение № 2- постановка корпуса в мужском и женском танце,

Движение № 3-«уральские кружочки»,   

  Движение № 4- притоп-соскок двумя ногами одновременно, на присогнутых коленях.

Движение №5-Руки «под крендель».,покачивание локтями

Движение №6-соединение исполнителей «тройками»

Движение №7- «Хлопушки».

Движение №8-Ходы и проходки.

Движение №9- «Молоточки»( с пяткой)

Движение №10-Шитьё» (шен по кругу или в линии).

Движение №11-«Звёздочка». «Карусель». «Ручеёк». «Ворота».

Движение №12- «Качели». Чётное число пар располагаются в две параллельные линии.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации представлен в Приложении 1.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. отработка отдельных основных движений русского танца, комбинаций из проученного материала;

 2. работа над стилевыми особенностями танцевальной культуры Урала: Северный, Средний и Южный Урал.

 3. просмотр образцов культурного регионального наследия;

 4. работа над техникой исполнения;

 

7.2 Перечень печатных и электронных ресурсов, необходимых для освоения дисциплины

а) основная литература

 

Доступно в ЭБС «Лань

1.     Лопухов, А. В. Основы характерного танца : [пособие] / А. В. Лопухов, А. В. Ширяев, А. И. Бочаров.  - 4-е изд., стер. - Санкт-Петербург [и др.] : Лань : Планета музыки, 2010. - 344 с. : ил. - (Мир культуры, истории и философии). - Указ. имен: c. 339. - Предм. указ.: с. 340-342. 

2.     Коптелова, Е. Д. Игорь Моисеев - академик и философ танца / Е. Д. Коптелова.  - Санкт-Петербург [и др.] : Лань : Планета музыки, 2012. - 416 с. : портр., 24 л. ил. - (Мир культуры, истории и философии). - Библиогр.: с. 408-414. - ISBN 978-5-8114-1172-6 (Лань).  (Планета музыки).

3.     Красовская, В. М. История русского балета / В. М. Красовская.  - 3-е изд., стер. - Санкт-Петербург [и др.] : Лань : Планета музыки, 2010. - 288 с. : ил., 12 л. фот. - (Мир культуры, истории и философии). - Указ.: с. 277-287. 

4.     Матвеев, В. Ф. Русский народный танец [Электронный ресурс] : теория и методика преподавания : учебное              пособие / В. Ф. Матвеев.  - Санкт-Петербург : Лань : Планета музыки, 2010. - 256 с. - Доступна эл. версия. ЭБС "Лань". - ISBN 978-5-8114-1082-8.

б) дополнительная литература:

  1.  Есаулов, И. Г. Письма к Ж. Ж. Новерру : введение в эстетику классической хореографии / И. Г. Есаулов.  - Ижевск : МСА, 1998. - 299 с. - Библиогр.: с. 297-299.
  2. Есаулов, И. Г. Устойчивость и координация в хореографии : методическое пособие / И. Г. Есаулов.  - Ижевск : Удмуртский ун-т, 1992. - 136 с. : ил. - Библиогр.: с. 108. - ISBN 5-7029-0009-Х.
  3. Захаров, Р. В. Слово о танце / Р. В. Захаров.  - 2-е изд. - Москва : Молодая гвардия, 1979. - 159 с. : 25 л. фот., портр. - (Мастера искусств - молодежи).
  4. Красовская, В. М. Западноевропейский балетный театр : очерки истории : преромантизм / В. М. Красовская ; Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии.  - Ленинград : Искусство, Ленингр. отд-ние, 1983. - 431 с. : 20 л. ил. - Библиогр. в сносках. - Указ. имен: c. 416-431.
  5. Лиепа, Марис Я хочу танцевать сто лет / М. Лиепа.  - Москва : Знание, 1999. - 160 с. : фот. - (Мир искусств ; № 3). - ISBN 5-07-002864-2.
  6. Проблемы танцевальной педагогической деятельности : психолого-педагогические, региональные и методологические аспекты : сборник научных трудов : 1-й Сибирский научно-практический конгресс "Танцы народов Сибири" (16-й международный научный конгресс "История танца"), Новосибирск. Россия. 2002 / науч. консультант В. Г. Леонтьев ; Сибирская акад. танца.  - Новосибирск : ЦЭРИС, 2002. - 127 с. - Библиогр. в конце ст.. - ISBN 5-7007-0153-7.
  7. Ромм, В. В. Танец и секреты древнейших цивилизаций / В. В. Ромм ; Новосиб. гос. консерватория(акад.).  - Новосибирск : [б. и.], 2002. - 452 с. : ил., табл. - Библиогр.: c. 299-316. - ISBN 5-9294-0013-Х.
  8. Соковикова, Н. В. Хореографический словарь / авт.-сост. Н. В. Соковикова.  - Новосибирск : Сова, 2007. - 292 с. - Библиогр.: с. 273-275. - Указ.: с. 276-289. - Федеральная целевая программа "Культура России" (подпрограмма "Поддержка полиграфии и книгоиздания России"). - ISBN 978-5-87550-046-6.
  9. Сценическое оформление танца и народный костюм : программа по курсу "Народное художественное творчество" для студентов хореографического фак. / сост. Н. Н. Мурашко ; Моск. госу. ун-т культуры и искусств.  - Москва : МГУКИ, 2003. - 19 с. - Библиогр.: c. 17-19. - Сост. указан на обороте тит. л..
  10. Фольклор-музыка-театр : программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками : программно-методическое пособие : доп. М-вом образования РФ / под ред. С. И. Мерзляковой.  - Москва : Владос, 1999. - 216 с. : ил. - (Воспитание и дополнительное образование детей). - Библиогр.: с. 211-212. - ISBN 5-691-00375-5.

 в) учебная литература

  1. Балет. Танец. Хореография : краткий словарь танцевальных терминов и понятий / сост. Н. А. Александрова.  - 2-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург [и др.] : Лань, 2008. - 416 с. - (Мир культуры, истории и философии). - ISBN 978-5-8114-0837-5.
  2. Гусев, Г. П. Методика преподавания народного танца : упражнения у станка : учебное пособие для вузов искусств и культуры : рек. М-вом культуры и массовых коммуникаций РФ / Г. П. Гусев.  - Москва : Владос, 2005. - 207 с. : ил., нот. - (Учебное пособие для вузов). - Библиогр.: с. 204. - ISBN 5-691-00729-7.
  3. Заикин, Н. И. Областные особенности русского народного танца : учебное пособие по специальности "Народное художественное творчество" : доп. М-вом образования РФ. Ч. 2 / Н. И. Заикин, Н. А. Заикина ; Орловский гос. ин-т искусств и культуры.  - Орел : ОГИИК, 2004. - 688 с. : ил., 3 л. ил. - Библиогр.: с. 686-687. - Словарь: с. 665-685. - ISBN 5-89436-109-5.
  4. Климов, А. А. Русский народный танец : учебное пособие. Вып. 1 : Север России / А. А. Климов.  - Москва : МГУК, 1996. - 41 с. : ил. - ISBN 5-85652-014-9.
  5. Климов, А. А. Основы русского народного танца : учебник для вузов искусств и культуры : рек. М-вом культуры РФ / А. А. Климов.  - 3-е изд. - Москва : МГУКИ, 2004. - 320 с. : ил., 8 л. цв. ил., 1 л. портр. - Библиогр.: с. 317. - ISBN 5-85652-113-7.

6.     Матвеев В. Ф. Русский народный танец. Теория и методика преподавания: Учебное пособие. — СПб.: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2010. -256 с. — (Учебники для вузов. Специальная литература).

 

7.3 Перечень Интернет-ресурсов, необходимых для освоения дисциплины

1. Национальная электронная библиотека. – URL: http://xn--90ax2c.xn--p1ai/. – (дата обращения 15.05.2019). 2. Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина. – URL: http://www.prlib.ru/. – (дата обращения 15.05.2019).

3. Российская государственная библиотека по искусству [Электронный ресурс]. –URL: http://liart.ru/ru/ . – (дата обращения 15.05.2019).

4. Смирнов Д.В. К вопросу о ладовой концепции Е.Э. Линевой. [Электронный ресурс]. –URL: http://www.ruplace.ru/etnologiya/kvoprosu-o-ladovoy-kontseptsii e.e.linevoy.d.v.smirnov.html. – (дата обращения 15.05.2019).

5. Теория фольклора [Электронный ресурс]. – URL:http://www.philol.msu.ru/folk/old/edu/teorfolk.htm. – (дата обращения 15.05.2019).

6. ФолкИнфо – фольклор /Фольклорно-информационный портал [Электронный ресурс]. –URL: http://www.folkinfo.ru. – (дата обращения 15.05.2019).

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

 

– учебные аудитории для групповых, учебных и индивидуальных занятий, оснащенные 2 роялями, зеркалами, стульями;

– специализированные кабинеты: танцевальные залы площадью не менее 95 кв. м., имеющие специализированные покрытие, балетные станки (палки) длиной не менее 25 м погонных вдоль трех стен, зеркала размером 7 м x 2 м на одной стене и звуковоспроизводящую технику (магнитофоны, аудио-проигрыватели);

– библиотека, читальный зал, лингафонный кабинет, помещения для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека);

– рабочие места в компьютерных классах, читальном зале библиотеки, оборудованные выходом в Интернет, сканерами, принтерами

 

8.1 Перечень аудиторного фонда, материально-технического оборудования, необходимого для освоения дисциплины

        Специализированные аудитории для практических занятий, оборудованные станками, зеркалами, специальными напольными настилами, учитывающими особенности всех видов хореографического искусства (русский и народно-сценический танец, классический танец, современный танец); классы для индивидуальных занятий, кабинет технических средств, оснащенный теле- и видеозаписывающей аппаратурой.

 

Практические занятия

Аудитории для практических занятий укомплектованы специализированной мебелью,         оборудованные станками, зеркалами, специальными напольными настилами, учитывающими особенности всех видов хореографического искусства (русский и народно-сценический танец, классический танец, современный танец); классы для индивидуальных занятий, кабинет технических средств, оснащенный теле- и видеозаписывающей аппаратурой.

 

Индивидуальные занятия

Для индивидуальных занятий используются аудитории, оснащенные следующим оборудованием теле- и видеозаписывающей аппаратурой.

 

 

 

Самостоятельная работа

Помещения для самостоятельной работы оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом к электронной информационно-образовательной среде Института:

- читальный зал (корпус № 6; корпус № 1),

- компьютерные классы (ауд. № 2407).

- танцевальные классы (1502,1504,1503)

 

8.2 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, необходимого для изучения дисциплины

 

№ аудитории

 

Наименование программных продуктов

1502, 1503, 

спортивный зал,

1504

 

Программное обеспечение отсутствует

 

Windows OS, Microsoft Office, Windows Server, ИРБИС 64, Kaspersky Endpoint Security, K-Lite Codec Pack, 7-Zip 15.14, STDU Viewer,Pack, Alternative Flash Player Auto-Updater,  Реквизиты договоров и лицензионных сертификатов на программное обеспечение: Microsoft Open License (41957791, 42213966, 42500504, 43477183, 44107839, 46126336, 46126337, 47323872, 47855899, 48158797, 48497044, 60784280, 64454435, 64527996, 68385086, 69133251, 69133680) ИРБИС 64 (По договору № 3/145/1 от 2010), KES (1B08­171114­064952­317­273) GNU GPL: K-Lite Codec Pack, 7-Zip 15.14, STDU Viewer,Pack, Alternative Flash Player Auto-Updater

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся 

по дисциплине «Танцевальная техника народов России»

 

 

Направление подготовки

 

51.03.02. Народная художественная культура

 

Профиль\направленность

 

Руководство хореографическим любительским коллективом

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

(очная, заочная)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Паспорт фонда оценочных средств

 

1.     Перечень компетенций, этапы  и планируемые уровни их сформированности 

 

Код ком-петенции

Наименование компетенции

Индикаторы

достижения компетенции

Виды занятий для формирова-ния компетен-ции

Виды оценочных средств для определения сформирован-ности компетенции

Этапы формирования компетен-ции

Уровни (качество) сформированности компетенции

 

Оценка достигнутого уровня

1

2

3

4

5

6

7

8

ПК-2

Применяет на практике методику преподавания хореографических дисциплин, профессионально осуществляет педагогическую и репетиционную работу с исполнителями, использует понятийный аппарат и терминологию хореографической педагогики

Знает:

терминологический аппарат по дисциплине, основные требования по видам танца

Умеет:

методически грамотно объяснять исполнение движений, составлять хореографические комбинации по всем видам танца

Владеет:

навыками работы с исполнителями различных возрастов, навыками практического использования полученных теоретических знаний в области различных видов танца

 

Практичес-кие занятия

Индивиду-альные занятия

Самостоя-тельная работа

 

Итоговый исполнитель-ский показ;

итоговый творческий показ

Взаимосвязь с другими предметами профессионального цикла.

Владение знаниями основ танцевальной культуры, самобытности и образности танцев любого танцевального направления, знание ведения репетиционнои

работы в организациях дополнитель-ного и профессионального образования

знать: методику исполнения движений, сценический репертуар по направлениям народный танец, классический танец, современная хореография; навыки исполнительского мастерства; основы репетиционной и концертной деятельности; специфику создания сценического репертуара как подготовку к педагогической деятельности;

уметь: применять профессиональные знания в изучении репертуара; демонстрировать исполнение хореографических композиций разных направлений, жанров, эпох; применять при исполнении  технические и исполнительские навыки и умения; сознательно управлять своим телом через бессознательное использование танцевальных движений;

владеть: профессиональными знаниями,  актерскими и исполнительскими навыками, основными навыками в исполнительской технике и умениями применять полученные знания в преподавательской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начальный уровень:

Знает:

Методологические основы культурного наследия народов России,

Структуру репетиционных занятий;

Умеет:

Находить способы решения поставленных исполнительских задач;

Владеет:

навыками работы с исполнителями различных возрастов, с хореографическими коллективами, навыками практического использования полученных теоретических знаний в области различных видов танца.

Базовый уровень:

Знает:

различные методики, репетиционную работу в организациях дополнительного и и профессионального образования;

Умеет:

Выстраивать технический урок, корректировать ошибки и неточности исполнения танцевальных номеров;

Владеет:

Приемами оценивания уровня технических способностей обучаемых.  

Основными формами и методами      сохранения культурного наследия России

Продвинутый уровень:

Знает:

исполнительские задачи солиста, коллектива и пути их решения;

Умеет:

профессионально ориентироваться в огромном массиве накопленного музыкального материала развивать зрительное восприятие, воображение, пространственное представление, память и пр

проводить маркетинговую деятельность

Владеет:

знаниями и умениями  в своей профессиональной творческой деятельности, в сфере искусства хореографического коллектива, культурно-информационной практикой

Начальный уровень:

«Удовлетворительно»

Студент в недостаточной степени владеет пройденным материалом. Не выразительное исполнение экзерсиса у станка, на середине зала, не владение трюковой и вращательной техникой. Индивидуальные задания выполнены не полностью. Теряется в ответах на теоретические вопросы.

 

Базовый уровень:

«Хорошо»

Студент показал глубокие и прочные знания по данной дисциплине, дал четкий ответ на дополнительные вопросы. Технически грамотно, музыкально  и артистично исполнил танцевальные комбинации.

полностью выполнил самостоятельные задания

 

 

Продвинутый уровень:

«Отлично»

Студент показал глубокие и прочные знания по данной дисциплине, дал четкий ответ на дополнительные вопросы. Технически грамотно, музыкально  и артистично исполнил танцевальные комбинации.

полностью выполнил самостоятельные задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПКО-5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способность принимать участие в формировании общего мирового научного, образовательного и культурно-информационного пространства, трансляции и сохранения в нем культурного наследия народов России, достижений в различных видах народного художественного творчества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПКО-5.1. • Знает: - теоретико-

методологические основы

культурного наследия народов

России, достижений в различных

видах народного художественного

творчества; - основные формы и

методы сохранения и трансляции

культурного наследия народов

России.

 

ПКО-5.2. • Умеет: - проводить

маркетинговую деятельность для прогнозирования основных тенденций в развитии общего

мирового научного, образовательного и культурно-

информационного пространства в

целях сохранения культурного наследия народов России, достижений в различных видах народного художественного творчества; - организовывать

образовательное и культурно- информационное пространство в целях трансляции и сохранения в

нем культурного наследия народов России, достижений в различных видах народного художественного творчества.

 

ПКО-5.3. • Владеет: - формами и

методами трансляции и сохранения

культурного наследия народов России; сотрудничества со СМИ. -

культурно-охранными и культурно-

информационными практиками.

 

 


 

2.   Типовые контрольные задания и иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения дисциплины

Примерный перечень и краткая характеристика оценочных средств

 

№ п/п

     Наименование оценочного средства

Краткая характеристика оценочного средства

Представление оценочного средства в фонде

2.

Контрольная , самостоятельная работа

Средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу

Комплект контрольных заданий по вариантам

 

 

2.1. Перечень самостоятельных заданий (ОФО), (ЗФО)

 

Практическое задание № 1.  Танцевальный фольклор северо-восточного региона России и Поволжья

 

Составить женскую танцевальную комбинацию на 32 такта, используя не менее четырёх движений, с обязательным включением дробных элементов.

Последовательность работы:

1. Исходя из выбранного материала студенты (с помощью специальной литературы и видео-материала) составляют танцевальные комбинации ;

3)  Параллельно ведётся работа по подбору музыкального материала для композиции танца данных регионов;

4) На основе проученных движений и разобранных орнаментальных рисунках, студенты выстраивают небольшую танцевальную композицию, разводят ее на  своём курсе.

Форма отчетности:  практический показ

 

Практическое  задание № 2. Танцевальный фольклор северорусского региона России  

 (ОФО, ЗФО)

 

 Составить произвольную парную комбинацию ( мужскую, женскую)на 64 такта, используя не менее четырех движений с обязательным включением дробных выстукиваний  и вращений, так же используя любые рисунки,

присущие данному региону.

Задание: каждый студент выбирает для себя один  из видов пляски(сюжетная, игровая, хороводная)

Последовательность работы:

  1) Выбор  вида и формы.

  2) Особенности взаимосвязи движений и рисунка в хореографической композиции .

  3) Подбор музыкального материала,  его анализ.

  4) Общая характеристика выбранного;

Форма отчетности: практический показ

 

Практическое  задание № 3.  Особенности русских народных танцев Сибирского региона

(ОФО,ЗФО)

 

 Распределить основные фигуры хоровода-пляски, игровых танцев-песен; из перечня календарных праздников:      Рождественские колядки, Масленица, трудовые, бытовые.

Форма отчетности: практический показ.

Последовательность работы:

1) произвести отбор танцевальных «кадрильных» движений, присущих сибирскому региону );

2) изучить основные положения рук в кадрильной пляске , композиционные рисунки;

3) проанализировать выбранные движения с точки зрения структуры (композиции танца) и соответствия музыкального материала

Форма отчетности: практический показ.

 

 

Практическое задание № 4. Танцевальная культура народов Северного Кавказа.

Особенности танцевальных движений и манеры исполнения танцев народов Кавказа. Дагестанский народный танец. Осетинский народный танец. Адыгейский народный танец(на выбор студента).

 

На основе исследования национальных танцев Северного Кавказа композиционно структурировать сюжетные танцы, и раскрыть темы и сюжеты средствами народно-сценического танца; («Лезгинка», «Картули», «Хоруми»)

Требования к выполнению задания: знание основных принципов построения пляски

Последовательность работы:

1) изучить своеобразие основных движенийкавказских танцев  (тематику, манеру исполнения танца).

2) проанализировать что в прошлом этого народа могло повлиять на его материальную культуру, нравы, обычаи, характер, на его творчество.

 3) обогатить технику танцевального движения, не искажая манеры и характера первоисточника.

Форма отчетности: практический показ.

 

Практическое задание № 5 Танцевальный фольклор народов России. Самодийские и угорские народы Севера и Сибири

На основе изучения и анализа ненецких, селькупских танцев выявить и сочинить танцевальную композицию через выразительные средства фольклорного танца с элементами современной пластики.

 

Последовательность работы:

1) изучить основные положения рук в шаманских плясках, композиционные рисунки;

2) изучить костюм. Обычаи и обряды амодийских и угорских народов Севера и Сибири;

3) проанализировать выбранные движения с точки зрения структуры (композиции танца) и соответствия музыкального материала.

 

 

 

 

2.2. Примерные темы рефератов

 

1.      Миф и историческая поэтика фольклора;

2.      Первобытные истоки словесного искусства и хореографии;

3.      Образцы «потустороннего мира» в народных верованиях и традиционных танцах;

4.      Жанровое многообразие эпических форм в русском народном творчестве;

5.      Детский фольклор;

6.      Славянские календарно-обрядовые праздники у немцев Поволжья;

7.      Пословицы и поговорки –сокровища народной мудрости;

8.      Связь танцевальной культуры с условиями и образами жизни русского народа в различных областях России;

9.      Современное состояние танцевального  фольклора народов России;

10.   Фольклорные традиции, этнические формы, факторы и принципы этнической самоорганизации.