Contacts:
-
Ольга Юрьевна АдамовичУчитель
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»
Факультет МУЗЫКИ, ТЕАТРА, ХОРЕОГРАФИИ
кафедра НАРОДНОГО ТАНЦА
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
______________(Л.В.Демина)
"26" июня 2022г.
Рабочая программа дисциплины
«Элективные курсы по физической культуре и спорту»
(Хореографический тренаж)
по основной образовательной программе
Направление подготовки
51.03.02. Народная художественная культура
Профиль\направленность
Руководство хореографическим любительским коллективом
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
(очная, заочная)
Год набора
2022
Тюмень,
2022г.
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры народного танца
протокол № 8 от «06» мая 2022г.
Заведующий кафедрой __________________(Т.Н.Цепляева)
(подпись)
Председатель УМК _____________________(С.А.Коломиец )
(подпись)
«12» мая 2022 г. (протокол заседания УМК № 9)
«СОГЛАСОВАНО»
Директор научной библиотеки ___________ (Н.П.Соколова)
(подпись)
Заведующий выпускающей кафедрой ______ (Т.Н.Цепляева)
(подпись)
Руководитель образовательной программы___ (Т.С.Михайлова)
(подпись)
Рабочая программа разработана
Т.Н. Цепляева, к.п.н., профессор кафедры народного танца
Т.С. Михайлова, доцент кафедры народного танца
О.Ю. Адамович, доцент кафедры народного танца
Д.К. Гермус, старший преподаватель кафедры народного танца
__________________________
(подпись)
Содержание
1. |
Общие положения |
4 |
2. |
Цели освоения дисциплины |
4 |
3. |
Место дисциплины в структуре образовательной программы |
4 |
4. |
Результаты освоения дисциплины. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины |
5 |
5. |
Объем, структура и содержание дисциплины |
9 |
5.1 |
Объем и структура дисциплины |
9 |
5.2 |
Тематический план дисциплины |
10 |
5.3 |
Содержание дисциплины |
16 |
6. |
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
26 |
7. |
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины |
27 |
7.1. |
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины |
27 |
7.2 |
Перечень основных и дополнительных образовательных ресурсов (печатных и электронных), необходимых для освоения дисциплины |
27 |
7.3 |
Перечень образовательных ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, профессиональных баз данных, информационных справочных систем |
28 |
7.4 |
Использование дистанционных образовательных технологий при изучении дисциплины |
28 |
8. |
Материально-техническое обеспечение дисциплины |
28 |
8.1 |
Перечень аудиторного фонда материально-технического оборудования, необходимого для освоения дисциплины |
29 |
8.2 |
Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, необходимого для освоения дисциплины |
29 |
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЯ: |
|
1. |
Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине |
30 |
1. Общие сведения
Программа дисциплины «Элективные курсы по физической культуре (Хореографический тренаж)» » разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 3++ по направлению подготовки 51.03.02 Народная художественная культура, утвержденного приказом Минобрнауки России № 1178 от 06.12.2017, редакция с изменениями № 1456 от 26.11.2020 года. С изменениями и дополнениями от 08.02.2021 года, локальных нормативных актов ФГБОУ ВО «Тюменский государственный институт культуры».
2. Цель и задачи дисциплины
Целью дисциплины является воспитание знаний, умений и навыков, необходимых для составления и выполнения специальных комплексов хореографических упражнений для развития профессиональных физических данных.
3. Место дисциплины в структуре ООП
Код компетенции
|
Предшествующие дисциплины |
Параллельно осваиваемые дисциплины |
Последующие дисциплины |
УК-7 |
Физическая культура и спорт |
Гимнастика |
|
ПК-2 |
|
Классический танец и методика его преподавания; Народно-сценический танец и методика его преподавания; Современный танец и методика его преподавания; Русский танец и методика его преподавания; Наследие и репертуар; Сценическая техника и исполнительское мастерство; Гимнастика; Учебная ознакомительная практика |
Возрастная и педагогическая психология в хореографической деятельности; Танцевальная техника народов России; Историко-бытовой танец; Сценический дуэтный танец; Производственная педагогическая практика; Производственная преддипломная практика; Профессиональная этика |
4.Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины
Наименование категории (группы) компетенций |
Код компетенции |
Наименование компетенции |
Код и наименование индикатора достижения компетенции
|
Универсальные компетенции |
|||
Самореализация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережения)
|
УК-7 |
Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности |
УК-7.1.Поддерживает должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности и соблюдает нормы здорового образа жизни. УК-7.2.Использует основы физической культуры для осознанного выбора здоровьесберегающих технологий с учетом внутренних и внешних условий реализации конкретной профессиональной деятельности. |
Профессиональные компетенции |
|||
1.обучение различных групп населения теории и истории народной культуры, различным видам народного творчества; создания благоприятных психолого- педагогических условий для успешного личностного и профессионального становления обучающихся. 2.осуществление патриотического воспитания, формирование духовно – нравственных ценностей и идеалов личности, культуры межнационального общения на материале и средствами народной художественной культуры и национально – культурных традиций народов России. |
ПК-2 |
Применяет на практике методику преподавания хореографических дисциплин, профессионально осуществляет педагогическую и репетиционную работу с исполнителями, использует понятийный аппарат и терминологию хореографической педагогики |
ПК-2.1 Знает: терминологический аппарат по дисциплине, основные требования по видам танца; ПК-2.2 Умеет: методически грамотно объяснять исполнение движений, составлять хореографические комбинации по всем видам танца; ПК-2.3 Владеет: навыками работы с исполнителями различных возрастов, навыками практического использования полученных теоретических знаний в области различных видов танца |
5.Объем, структура и содержание дисциплины
5.1 Объем и структура дисциплины
Общая трудоёмкость дисциплины на очной форме обучения составляет: 328 ч., в том числе контактная работа обучающихся с преподавателем 288 ч., самостоятельная работа обучающихся 40 ч., на заочной форме обучения (факультатив) составляет 8 з.е. 288 ч., в том числе контактная работа обучающихся с преподавателем 22,31 ч., самостоятельная работа обучающихся 240 ч.
№ п/п |
Форма обучения |
Курс |
Семестр |
Всего часов |
Лекций |
Практ. (сем.) |
Индив. |
СРС |
Контроль |
1. |
ОФО |
1-3 |
2-5 |
328 |
- |
288 |
- |
40 |
- |
2. |
ЗФО |
1-3 |
2-6 |
288 |
- |
20 |
|
240 |
25,69 |
5.2 Тематический план дисциплины
Очная форма обучения
№ п/п |
Раздел дисциплины/темы |
Семестр |
Виды учебной работы (в часах) |
Формы текущего контроля успеваемости, форма промежуточной аттестации |
|
||||||||||
контактная |
|
|
|||||||||||||
Лекции |
из них в форме практи-ческой подготовки |
Семинар |
из них в форме практи-ческой подготовки |
Практические занятия |
из них в форме практической подготовки |
Индивидуальные занятия |
из них в форме практической подготовки |
Промежуточная аттестация - |
Самостоятельная работа
|
|
|||||
1. |
Раздел 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
1.1 |
Тема 1. 1 Работа над постановкой корпуса в элементарных движениях экзерсиса. |
|
|
|
|
|
16 |
|
|
|
|
2 |
Исполнитель-ский показ |
||
2. |
Раздел 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
2.1 |
Тема 2.1 Детальная проработка основных позиций рук и ног классического танца |
|
|
|
|
|
16 |
|
|
|
|
2 |
Исполнитель-ский показ |
||
3. |
Раздел 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
3.1 |
Тема 3.1 Построение «оси», апломба на двух ногах, на целой стопе и на полупальце.
|
|
|
|
|
|
22 |
|
|
|
|
2 |
Исполнитель-ский показ |
||
4 |
Раздел 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
4.1. |
Тема 4.1 Малые и средние прыжки. Работа над позами. 1,2,3 пордебра |
|
|
|
|
|
18 |
|
|
|
|
4 |
Исполнитель-ский показ |
||
|
Зачёт |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
итоговый показ |
||
|
Итого: |
82 |
|
|
|
|
72 |
|
|
|
|
10 |
|
||
2 курс
№ п/п |
Раздел дисциплины/темы |
Семестр |
Виды учебной работы (в часах) |
Формы текущего контроля успеваемости, форма промежуточной аттестации |
|
|||||||||
контактная |
|
|
||||||||||||
Лекции |
из них в форме практи-ческой подготовки |
Семинар |
из них в форме практи-ческой подготовки |
Практические занятия |
из них в форме практической подготовки |
Индивидуальные занятия |
из них в форме практической подготовки |
Промежуточная аттестация - |
Самостоятельная работа
|
|
||||
1. |
Раздел 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1 |
Тема 1. 1 Развитие устойчивости в упражнениях на полупальцах. Освоение движений в повороте. |
|
|
|
|
|
24 |
|
|
|
|
2 |
Исполнитель-ский показ |
|
2. |
Раздел 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1 |
Тема 2.1 Изучение пируэтов. |
|
|
|
|
|
24 |
|
|
|
|
4 |
Исполнитель-ский показ |
|
3. |
Раздел 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1 |
Тема 3.1 Начало изучения заносок. |
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
2 |
Исполнитель-ский показ |
|
4 |
Раздел 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.1. |
Тема 4.1 Дальнейшее развитие координации движений во всех разделах урока. Развитие физической силы, координации движений, выносливости. Большое аdagio. |
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
2 |
Исполнитель-ский показ |
|
|
Зачёт |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
творческий показ
|
|
|
Зачёт |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
итоговый показ |
|
|
Итого: |
82 |
|
|
|
|
72 |
|
|
|
|
10 |
|
3 курс
№ п/п |
Раздел дисциплины/темы |
Семестр |
Виды учебной работы (в часах) |
Формы текущего контроля успеваемости, форма промежуточной аттестации |
|
|||||||||
контактная |
|
|
||||||||||||
Лекции |
из них в форме практи-ческой подготовки |
Семинар |
из них в форме практи-ческой подготовки |
Практические занятия |
из них в форме практической подготовки |
Индивидуальные занятия |
из них в форме практической подготовки |
Промежуточная аттестация - |
Самостоятельная работа
|
|
||||
1. |
Раздел 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1 |
Тема 1. 1. Работа над корпусом в различных движениях экзерсиса и adagio, а также над выразительностью поз и пластичностью движений. |
|
|
|
|
|
24 |
4 |
|
|
|
2 |
Исполнитель-ский показ |
|
2. |
Раздел 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1 |
Тема 2.1 Изучение больших прыжков с разных приемов |
|
|
|
|
|
24 |
4 |
|
|
|
2 |
Исполнитель-ский показ |
|
3. |
Раздел 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1 |
Тема 3.1 Освоение больших прыжков в танцевальных комбинациях. |
|
|
|
|
|
14 |
2 |
|
|
|
6 |
Исполнитель-ский показ |
|
|
Зачёт |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
творческий показ
|
|
|
Итого: |
82 |
|
|
|
|
62 |
10 |
|
|
|
10 |
|
Заочная форма обучения
1 курс
№ п/п |
Раздел дисциплины/темы |
Семестр |
Виды учебной работы (в часах) |
Формы текущего контроля успеваемости, форма промежуточной аттестации |
|
||||||||||
контактная |
|
|
|||||||||||||
Лекции |
из них в форме практи-ческой подготовки |
Семинар |
из них в форме практи-ческой подготовки |
Практические занятия |
из них в форме практической подготовки |
Индивидуальные занятия |
из них в форме практической подготовки |
Промежуточная аттестация - |
Самостоятельная работа
|
|
|||||
1. |
Раздел 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
1.1 |
Тема 1. 1 Работа над постановкой корпуса в элементарных движениях экзерсиса. |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
22 |
Исполнитель-ский показ |
||
2. |
Раздел 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
2.1 |
Тема 2.1 Детальная проработка основных позиций рук и ног классического танца |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
22 |
Исполнитель-ский показ |
||
3. |
Раздел 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
3.1 |
Тема 3.1 Построение «оси», апломба на двух ногах, на целой стопе и на полупальце.
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
10 |
Исполнитель-ский показ |
||
4 |
Раздел 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
4.1. |
Тема 4.1 Малые и средние прыжки. Работа над позами. 1,2,3 пордебра |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
10 |
Исполнитель-ский показ |
||
|
Зачёт |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
итоговый показ |
||
|
Итого: |
72 |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
3,67 |
64 |
|
||
2 курс
№ п/п |
Раздел дисциплины/темы |
Семестр |
Виды учебной работы (в часах) |
Формы текущего контроля успеваемости, форма промежуточной аттестации |
|
|||||||||
контактная |
|
|
||||||||||||
Лекции |
из них в форме практи-ческой подготовки |
Семинар |
из них в форме практи-ческой подготовки |
Практические занятия |
из них в форме практической подготовки |
Индивидуальные занятия |
из них в форме практической подготовки |
Промежуточная аттестация - |
Самостоятельная работа
|
|
||||
1. |
Раздел 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1 |
Тема 1. 1 Развитие устойчивости в упражнениях на полупальцах. Освоение движений в повороте. |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
20 |
Исполнитель-ский показ |
|
2. |
Раздел 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1 |
Тема 2.1 Изучение пируэтов. |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
10 |
Исполнитель-ский показ |
|
3. |
Раздел 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1 |
Тема 3.1 Начало изучения заносок. |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
16 |
Исполнитель-ский показ |
|
4 |
Раздел 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.1. |
Тема 4.1 Дальнейшее развитие координации движений во всех разделах урока. Развитие физической силы, координации движений, выносливости. Большое аdagio. |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
24 |
Исполнитель-ский показ |
|
|
Зачёт |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
творческий показ
|
|
|
Зачёт |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
итоговый показ |
|
|
Итого: |
72 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
7,34 |
60 |
|
3 курс
№ п/п |
Раздел дисциплины/темы |
Семестр |
Виды учебной работы (в часах) |
Формы текущего контроля успеваемости, форма промежуточной аттестации |
|
|||||||||
контактная |
|
|
||||||||||||
Лекции |
из них в форме практи-ческой подготовки |
Семинар |
из них в форме практи-ческой подготовки |
Практические занятия |
из них в форме практической подготовки |
Индивидуальные занятия |
из них в форме практической подготовки |
Промежуточная аттестация - |
Самостоятельная работа
|
|
||||
1. |
Раздел 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1 |
Тема 1. 1. Работа над корпусом в различных движениях экзерсиса и adagio, а также над выразительностью поз и пластичностью движений. |
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
22 |
Исполнитель-ский показ |
|
2. |
Раздел 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1 |
Тема 2.1 Изучение больших прыжков с разных приемов |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
22 |
Исполнитель-ский показ |
|
3. |
Раздел 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1 |
Тема 3.1 Освоение больших прыжков в танцевальных комбинациях. |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
14 |
Исполнитель-ский показ |
|
|
Зачёт |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
творческий показ
|
|
|
Зачёт |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
итоговый показ |
|
|
Итого: |
72 |
|
|
|
|
6 |
|
|
|
7,34 |
58 |
|
5.2Содержание дисциплины
5.3.1 Содержание практических занятий
Тема практического занятия |
Содержание практического занятия
|
|
Раздел 1 |
Постановка корпуса, ног, рук и головы. Развитие навыков координации путем элементарного сочетания движений. Изучение поворотов на двух ногах. Работа над большими и маленькими позами на середине зала. |
Упражнения у палки: 1. Постановка корпуса. 2. Позиции ног – I, II, III, V и IV (как наиболее трудная, изучается последней) 3. Позиции рук – 1,3,2 (как наиболее трудная, изучается последней). Позиции рук изучаются на середине зала без точного соблюдения позиций ног. 4. Demi plies в I, II, III, V и IV позициях. 5. Battements tendus из I позиции в сторону, вперед и назад. 6. Battements tendus c demi plie в I позиции в сторону, вперед и назад. 7. Passe par terre из I позиции вперед и назад. 8. Понятие en dehors et en dedans. Rond de jembe par terre ¼ круга. 9. Battements tendus из V позиции в сторону, вперед и назад. 10. Battements tendus с demi plie в V позиции в сторону, вперед и назад. 11. Rond de jembe par terre en dehors и en dedans. 12. Battements tendus jetes с I и V позиций в сторону, вперед и назад. 13. Battements tendus jetes с demi plie с I и V позиций в сторону, вперед и назад. 14. Battements tendus pour le pied (doubles tendus) c I и V позиций. а) с опусканием пятки на II позицию; с demi plie во II позиции; б) со сгибанием и вытягиванием подъема работающей ночи на высоте 25о в сторону, вперед и назад. 15. Battements releve lents на 45о в сторону, вперед и назад. 16. Battements tendus jetes piques c I и V позиций в сторону, вперед и назад. 17. Положение ноги sur le cou-de-pied спереди и сзади. 18. Battements frappes в сторону, вперед и назад, носком в пол, по мере усвоения на 30о , на всей стопе. 19. Releves на полупальцах в I, II и V позициях: а) на вытянутых ногах; б) с предварительным demi plie; в) на demi plie в заключении. 20. Перегибы корпуса назад и в сторону в I позиции лицом к станку (исполняется в конце экзерсиса). 21. Petits battements sur le cou pied (изучается на всей стопе, равномерно, по мере усвоения – с акцентом вперед и назад). 22. Battements doubles frappes в сторону, вперед и назад носком в пол, по мере усвоения – на 30о, на всей стопе. 23. Battements fondus в сторону, вперед и назад носком в пол, по мере усвоения на 45о, на всей стопе. 24. Grands plies по I, II, III, V, IV позициям 25. Plies soutenus в сторону, вперед и назад. По мере усвоения с подъемом на полупальцы в V позиции. 26. Battements soutenus носком в пол на всей стопе в сторону, вперед и назад, по мере усвоения на 45о. 27. Temps releve par terre en dehors и en dedans. 28. Rond de jembe par terre en dehors и en dedans на plie 29. Battements retires, служит подготовкой к battements developpes. 30. Battements releves lents на 90о из I и V позиций в сторону, вперед и назад (изучается лицом к палке, вперед, - держась за палку одной рукой). 31. Rond de jembe en lair en dehors и en dedans. 32. Battement developpes в сторону, вперед и назад 33. Grand battements jetes с I и V позиций в сторону, вперед и назад. 34. Battements developpes passes. 35. Grand battements jetes pointes в сторону, вперед и назад. 36. Port de bras 1е, 3е. 37. Pas de bourree с переменой ног en dehors и en dedans. Изучается лицом к палке, к концу года на середине зала. 40. Полуповороты в V позиции к палке и от палки. Упражнения на середине зала: Все движения, проученные у палки изучаются на середине в той же последовательности. Port de bras I, II, III. Понятие epauliments croisee et efface. Позы croisee, effacee, ecartee носком в пол. Поза I, II, III arabesque носком в пол. Temps lie par terres. Pas de bourree с переменой ног en dehors и en dedans. Allegro: - temps leve sauté по I, II и V позициям. - changement de pieds. - Pas echappe на II позицию. - Pas assemble в сторону, вперед и назад. - Pas balance. - Pas glissade с продвижением в сторону, вперед и назад en face. - Sissonne simple. - Sissonne uoverte в сторону. - Sissonne fermee в сторону, вперед и назад en face. - pas jete с открыванием ноги в сторону. - petit et grand pas echappe на II позицию. - petit et grands changements de pied. Трамплинные прыжки по I и II позициям.
|
Раздел 2 |
Развитие физической силы, выносливости путем повторения пройденных упражнений в увеличенном количестве и более быстром темпе. Изучение движений у палки на полупальцах. Исполнение движений в позах у палки и на середине зала. Развитие координации движений в более сложных комбинациях. Элементарное adajio на середине зала. |
Упражнения у палки: 1. Большие и маленькие позы: croisee, eflacee и ecartee вперед и назад, II arabesque носком в пол на вытянутой ноге и на demi-plie. 2. Battements tendus: а) с demi-plie во II позиции без перехода с опорной ноги и в IV без перехода и с переходом с опорной ноги, и в V позиции; б) pour le pied (double) c двойным опусканием пятки во II позицию; в) во всех маленьких позах. 3. Battements tendus jetes: а) balanсoir; б) во всех маленьких позах. 4. Demi-rond et rond de jembe на 45о en dehors и en dedans на всей стопе и на полупальцах. 5. Battements fondus: а) en face во всех направлениях на полупальцах; б) double fondus на всей стопе и на полупальцах. 6. Battements soutenus с подъемом на полупальцы в V позиции во всех направлениях носком в пол и на 45о. 7. Battements frappes во всех направлениях на полупальцах. 8. Battement doubles frappes во всех направлениях на полупальцах. 9. Petits battements sur le cou de pied на полупальцах. 10. Flic-flac вперед и назад на всей стопе и с подъемом на полупальцы. 11. Pas tombe в V позицию спереди и сзади. 12. Pas coupe на всю стопу и на полупальцы. 13. Rond de jambe l ‘iar en dehors и en dedans на полупальцах. 14. Petits temps releve en dehors и en dedans 45 градусов на всей стопе и на полупальцы. 15. Battements relevis lents на 90о и battement developpes: а) в позах: croisee, effacee и ecartee вперед и назад, attitude effacee и croisee, II arabesque. б) passé на 90 градусов из позы в позу. 16. Demi rond de jembe и grand-rond de jembe на 90о en dehors и en dedans. 17. grands battements jetes в больших позах, pointes en face и в позах. 18. Releve на полупальцах в IV позиции; работающая нога в положении sur le-cou-de pied и на 45о. 19. 1-е и 3-е porte de bras с ногой вытянутой на носок вперед, в сторону, назад; 3-е port de bras с demi plie на опорной ноге. 20. Поворот foutte en dehors и en dedans на ¼ и ½ круга с ногой, открытой носком в пол на вытянутой ноге и на demi plie. 22. Soutenus en tournant en dehors и en dedans на ½ поворота, начиная носком в пол, полный поворот (к концу 2 семестра). 23. полуповороты на одной ноге en dehors и en dedans: а) с работающей ногой sur le-cou-de pied; б) с подменой ноги и на всей стопе и на полупальцах. 24. preparations к pirouette sur le-cou-de pied en dehors и en dedans с V, II и IV позиций. Упражнения на середине зала: Упражнения исполняются en face epaulement на всей стопе. 1. Temps lie par terre с перегибом корпуса. 2. Повороты в V позиции. 3. Большие и маленькие позы: croisee, eflacee и ecartee вперед и назад; I,II и III arabesque. 4. Battements releve lents и developpes: а) во всех больших позах, кроме IV arabesque. б) passé на 90 градусов en face, из позы в позу. 5. grands battements jetes et pointes во всех больших позах. 6. поза IV arabesque носком в пол. 7. V, IV, VI port de bras. 8. Pas de bourree без перемены ног из стороны в сторону, на croisee et efface. 9. Allegro: - temps leves sauté по IV позиции. - pas echappe на II позицию с окончанием на одну ногу, вторая в положении sur le cou de pied спереди и сзади. - pas assemble с броском ноги вперед, назад en face в маленькие позы croisee и effacee. - pas jete с продвижением в сторону, вперед и назад. - sissonne simple en face и в маленьких позах. - pas coupe. - pas chasse во всех направлениях en face и в позах. - petite pas de chat. - sissone fermee в позах. - sissonne ouverte par developpe на 45о en face и в позах. - pas emboite вперед и назад на sur le-cou-de pied, на 45о на месте и с продвижением. - pas de basque вперед и назад. - pas balance en tournant по ¼ круга. - temps leve в позах I и II arabesques (сценический sissonne).
|
Раздел 3 |
Развитие устойчивости в упражнениях на полупальцах. Ускорение темпа исполнения движений. Освоение движений в повороте. Изучение пируэтов. Начало изучения заносок. Дальнейшее развитие координации движений во всех разделах урока. Большое аdagio. Развитие физической силы, координации движений, выносливости. |
Упражнения у палки: 1. Battement doubles frappes с поворотом на ¼ и ½ круга. 2. Battements battus sur le-cou-de pied вперед и назад en face и в epaulement. 3. Flic-flac en tournant en dehors и en dedans на ½ поворота. 4. Rond de jembe en l`air en dehors и en dedans с plie-releve и releve на полупальцы. 5. Battements releve lents и battements developpes en face в позах: а) на полупальцах; б) с plie-releve; в) с plie-releve и demi-rond de jembe en face, из позы в позу; г) tombe en face и в позах, оканчивая носком в пол и на 90о. 6. Battements fondues на полупальцах на 90о. 7. Battements developpe ballotes. 8. Releve на полупальцы с поднятой ногой на 90о во всех направлениях и в позах. 9. Demi grand rond de jembe developpe на полупальцах en face из позы в позу. 10. Grand rond de jembe jete en dehors и en dedans 11. Grand battements jetes developpes (мягкие battements) на всей стопе и на полупальцах. 12. Поворот fouette en dehors и en dedans на ¼ и ½ круга с ногой, поднятой вперед или назад на 45о и на 90о на всей стопе и на полупальцах и с plie-releve. 13. Soutenu en tournant en dehors и en dedans полный поворот, начиная со всех направлений на 90о и больших поз. 14. Temps releve en dehors и en dedans – preparation к pirouette и pirouette (факультативно). 15. Pirouette sur le-cou-de pied en dehors и en dedans, начиная с ногой открытой на II позицию 45 градусов. Упражнения на середине зала: 1. Battements releve lents и developpes en face и в больших позах на полупальцах и с plie-releve. 2. Demi-rond de jembe developpe en face из позы в позу на полупальцах, demi plie и с plie-releve. 3. Pas tombe en face из позы в позу на 45о и 90о и с полуповоротом. 4. Temps lie на 90о на всю стопу и с переходом на полупальцы. 5. tour lent en dehors и en dedans: а) во всех больших позах; б) из позы в позу через passé на 90о. 6. Grand battements jetes: а) в позу IV arabesque; б) developpes («мягкие» battement en face и в позах). 7. Поворот fouette en dehors и en dedans на ¼ и ½ с ногой поднятой вперед или назад на 45о. 8. Pirouette с V, II и IV позиций с окончанием в V и IV позиции (2 оборота). 9. Preparation к tour в больших позах с IV и II позиций. 10.Tour в больших позах (1 оборот) a la seconde, attitude. 11. Allegro: - pas echappe battu; - pas echappe battu с окончанием в одну ногу; - pas assembe battu; - royale; - entrechat-qautre; - pas brise вперед и назад (мужской класс); - pas assembli с продвижением с приемов: glissade, coupe, шаг. - pas jete с продвижением с ногой, поднятой на 45о во всех направлениях и позах; - grande sissone ouverte во всех позах без продвижения; - grand temps lie sauté; - grand pas assemble в сторону и вперед с приемов: шага,coupe, glissade, sissone tombe, developpe-tombe вперед; - grand pas jete в позы attitude croisee, II arabesque с coupe-шага, attitude effacce, I, II arabesque с V позиции и с coupe-шага и pas glissade; - sissonne ouverte en tournant во всех направлениях и маленьких позах en dehors и en dedans; - sissonne tombee en tournant во всех направлениях и маленьких позах; - pas jete en tournant с продвижением в сторону на ½ оборота по прямой линии и по диагонали; - rond de jembe en l`air sauté с приема sissonne ouverte en dehors и en dedans; - pas emboit en tournant на месте и с продвижением; - grand pas emboit; - grand pas shasse во всех направлениях и позах; - tour en l,air (мужской класс, по 2 оборота) по одному.
|
Раздел 4
|
Освоение tours в больших позах с различных приемов. Работа над корпусом в различных движениях экзерсиса и adagio, а также над выразительностью поз и пластичностью движений. Чередование ритма в adagio и во всем уроке. Изучение больших прыжков с разных приемов. Освоение больших прыжков в танцевальных комбинациях. |
Упражнения у палки: 1. Grand battements jetes: а) на полупальцах; б) developpes («мягкие» battements) на полупальцах; в) balancoir (вперед и назад) г) passé на 90 градусов. 2. Полуповорот из позы в позу через passé на 45 градусов и 90 градусов на полупальцах и с plie- releve. 3. Поворот fouette на ½ круга с ногой, поднятой вперед или назад на 90 градусов, на полупальцах и с plie- releve. 4. Половина tour с plie- releve с ногой, вытянутой вперед или назад на 45 и 90 градусов. 5. Tours fouette на 45 градусов dehors et en de dedans. 6. Grand battement jetes с поворотом fouette en dehors и en dedans на ½ круга. Упражнения на середине зала: 1. Tours в больших позах: а) со II позиции en dehors и en dedans a la seconde; б) с IV позиции en dedans a la seconde, в позах I, II arabesque attitude eflacce, croisee вперед; в) с IV позиции en dehors в позах III arabesque, attitude croise, efface вперед. 2. Grand fouette en effacee вперед и назад. 3. Grand fouette en face c coupe-шага, оканчивая в attitude, efflacee, I и II arabesque. 4. Grand fouette en tournant en dedans в I, II и в III arabesque и en dehors и en dedans в позу croisse вперед и effacee вперед. 5. Tours en dehors и en dedans в больших позах с приемов: а) pas tombe б) coupe-шаг 6. Quatre pirouettes c 6 ports de bras. 7. Tours fouettes на 45о (8-16 оборотов) 8. Trands pirouettes a la seconde en dehors и en dedans на подскоках (мужской класс 4-8). 9. Grand fouette en tournant en dedans в attitude croisee (итальянское, индивидуально, женский класс). 10. Allegro: - entrechat-trois; - entrechat-cinq; - entrechat-quatre с продвижением; - pas soubrisaut; - pas jete battu; - pas failli вперед и назад; - sissonne tombee en tournant с продвижением; - temps lie saute en tournant; - grand pas jete в позах со всех приемов; - grand jete pas de chat. - pas cabriole на 45о вперед и назад с приемов: coupre-шаг, glissad, sissonne ouverte, sissonne tombe; - grand fouette sauté en face из позы в позу; - grand pas jete en tournant c croisee на croisse c приема tombe-coupe назад; - pas ciseaux; - pas jete entrelace (перекидное jete) по прямой линии и по диагонали с приемов: coupe-шаг, pas chasse; - grand cabriole вперед и назад с приемов: coupe-шаг, pas chasse; - grand pas jete en tournant подряд по диагонали в 1 arabesque; - entrechat-six с V, II позиций; - lour sissonne tobme на efface по диагонали подряд («блинчики») вначале изучаются без поворота (8-16 оборотов, женский класс)/
|
5.3.3 Содержание самостоятельной работы
Наименование раздела |
Вид самостоятельной работы |
Содержание самостоятельной работы
|
Повторение и отработка отдельных движений у палки:
|
подготовка к практическим занятиям |
- разновидности plie; - разновидности battement tendu; - разновидности battement tendu jete; - разновидности fondu; - разновидности adajio - разновидности crand battement jete
|
Отработка отдельных движений, комбинаций и этюдов на середине зала.
|
подготовка к практическим занятиям |
Работа над ошибками |
Работа над выразительностью исполнения.
|
подготовка к практическим занятиям |
Отработка отдельных движений, комбинаций и этюдов на середине зала.
|
Работа с музыкальным материалом.
|
подготовка к практическим занятиям |
Работа над выразительностью исполнения. |
Составление комбинаций у палки, по разновидностям движений, в соответствии с проученным материалом для каждого года обучения. |
подготовка к практическим занятиям |
Работа над выразительностью исполнения. Работа с музыкальным материалом.
|
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации представлен в Приложении 1.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
7.1 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
1. Изучение дополнительной литературы, связанной с культурой, бытом, историческим развитием изучаемых
2. Изучение основных элементов и движений;
7.2 Перечень основных и дополнительных образовательных ресурсов (печатных и электронных), необходимых для освоения дисциплины
а) основная литература:
1. Александрова, Н. А. Классический танец для начинающих / Н. А. Александрова, Е. А. Малашевская. – Санкт-Петербург : Лань, 2009 - 128 с. + DVD. 12. Ваганова, А. Я. Основы классического танца / А. Я. Ваганова. – Санкт-Петербург : Лань, 2007. – 192 с.
2. Базарова, Н. П. Азбука классического танца. Первые три года обучения / Н. П. Базарова, В. П. Мей. – 5-е изд. – Санкт-Петербург : Лань, 2010.
3. Валукин, Максим Евгеньевич. Эволюция движений в мужском классическом танце : учеб пособие / М. Е. Валукин. – Москва : ГИТИС, 2007. – 27 с.
4. Волынский, А. Л. Книга ликований : азбука классического танца / А. Л. Волынский. – Санкт-Петербург : Лань, 2008. – 352 с.
5. Есаулов, И. Г. Введение в эстетику классической хореографии : письма к Ж. Ж. Новерру / И. Г. Есаулов. – Ижевск : Удмуртский государственный университет, 2005. – 296 с.
6. Есаулов, И. Г. Язык классического танца. Хореолингвистика / И. Г. Есаулов. – Ижевск : Удмуртский государственный университет, 2005. – 164 с.
7. Мориц, В. Э. Методика классического тренажа / В. Э. Мориц, Н. И. Тарасов, А. И. Чекрыгин. - 2-е изд. – Санкт-Петербург : Лань, 2009. – 384 с.
8. Нарская, Т. Б. Классический танец / Т. Б. Нарская. – Челябинск, 2005. – 154 с.
Доступны в ЭБС «Лань»:
1. Звездочкин, В. А. Классический танец : учеб. пособие / В. А. Звездочкин. – Москва: Планета музыки, 2011. – 400 с.
2. Меднис, Н. В. Введение в классический танец / Н. В. Меднис, С. Г. Ткаченко. – Москва : Планета музыки, 2011. – 64 с.
3. Мориц, В. Э. Методика классического тренажа / В. Э. Мориц, Н. И. Тарасов, А. И. Чекрыгин. – Москва : Планета музыки, 2009. – 384 с.
4. Тарасов, Н. И. Классический танец. Школа мужского исполнительства : учеб. пособие / Н. И. Тарасов. – Москва : Планета музыки, 2008. – 496 с.
б) дополнительная литература:
1. Балет: энциклопедия. – Москва: Советская энциклопедия, 1981. – 600 с.
2. Барышникова, Т. Азбука хореографии: метод. пособие / Т. Барышникова. – Санкт-Петербург, 1996. – 190 с.
3. Валукин, Е. П. Мужской классический танец: учеб.пособие / Е. П. Валукин. – Москва, 1987. – 100 с.
4. Валукин, Е.П. Основа воспитания / Е. П. Валукин // Советский балет. – 1994. – № 4. – С. 38 – 39.
5. Васильева, Т. Балетная осанка: метод. рекомендации / Т. Васильева. – Москва, 1993. – 42 с.
6. Габович, М. Биомехника и танец / М. Габович //Советский балет. – 1983. – № 2. – С. 38 – 39.
7.3 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, профессиональных баз данных, информационных справочных систем
· 1. Национальная электронная библиотека. – URL: http://xn--90ax2c.xn--p1ai/. – (дата обращения 15.05.2020).
· 2. Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина. – URL: http://www.prlib.ru/. – (дата обращения 15.05.2020).
· 3. Российская государственная библиотека по искусству [Электронный ресурс]. –URL: http://liart.ru/ru/ . – (дата обращения 15.05.2020).
· 4. Смирнов Д.В. К вопросу о ладовой концепции Е.Э. Линевой. [Электронный ресурс]. –URL: http://www.ruplace.ru/etnologiya/kvoprosu-o-ladovoy-kontseptsii e.e.linevoy.d.v.smirnov.html. – (дата обращения 15.05.2020).
· 5. Теория фольклора [Электронный ресурс]. – URL:http://www.philol.msu.ru/folk/old/edu/teorfolk.htm. – (дата обращения 15.05.2020).
· 6. ФолкИнфо – фольклор /Фольклорно-информационный портал [Электронный ресурс]. –URL: http://www.folkinfo.ru. – (дата обращения 15.05.2020)
7.4 Использование дистанционных образовательных технологий при освоении дисциплины
В случае использования дистанционных образовательных технологий в процессе изучения дисциплин, программа реализуется в полном объеме без изменений. Работа, а также проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, будет проходить на сетевых ресурсах ЭИОС института или ZOOM, в рамках которых осуществляется взаимодействие обучающихся с преподавателем в удаленном режиме.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
8.1 Перечень аудиторного фонда, материально-технического оборудования, необходимого для освоения дисциплины
Практические занятия (танцевальные классы).
Аудитории для практических занятий укомплектованы специализированной мебелью, техническими средствами обучения (станки, зеркала, специальные напольные настилы компьютер/ноутбук), учитывающими особенности всех видов хореографического искусства (русский и народно-сценический танец, классический танец, современный танец); классы для индивидуальных занятий, лаборатории, кабинет технических средств, методический кабинет, оснащенный теле- и видеозаписывающей аппаратурой, зал для проведения конференций, семинаров и учебных занятий; музыкальную лабораторию, укомплектованную современным оборудованием.
Практические занятия
Аудитории для практических занятий укомплектованы специализированной мебелью, оборудованные станками, зеркалами, специальными напольными настилами, учитывающими особенности всех видов хореографического искусства (русский и народно-сценический танец, классический танец, современный танец); классы для индивидуальных занятий, кабинет технических средств, оснащенный теле- и видеозаписывающей аппаратурой.
Самостоятельная работа
Помещения для самостоятельной работы оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом к электронной информационно-образовательной среде Института:
- читальный зал (корпус № 6 ; ауд. корпус № 1),
- компьютерные классы (ауд. № 2407).
- танцевальные классы (1502,1504,1503)
8.2 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, необходимого для изучения дисциплины
№ аудитории
|
Наименование программных продуктов |
1502, 1503, 1504 спортивный зал,
|
Программное обеспечение отсутствует
|
Приложение1
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
тЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ
ФАКУЛЬТЕТ МУЗЫКИ, ТЕАТРА, ХОРЕОГРАФИИ
КАФЕДРА НАРОДНОГО ТАНЦА
Фонд оценочных средств
По дисциплине
Элективные курсы по физической культуре
(Хореографический тренаж)
Основная образовательная программа
Руководство хореографическим любительским коллективом
Квалификация (степень) выпускника
бакалавр
Форма обучения
(очная, заочная)
Паспорт фонда оценочных средств
1. Перечень компетенций, этапы и планируемые уровни их сформированности
Код ком-петенции |
Наименование компетенции |
Индикаторы достижения компетенции |
Этапы формирования компетенции |
Виды занятий для формирова-ния компетен-ции |
Виды оценочных средств для определения сформирован-ности компетенции |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
УК-7 |
Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности |
УК-7.1.Поддерживает должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности и соблюдает нормы здорового образа жизни. УК-7.2.Использует основы физической культуры для осознанного выбора здоровьесберегающих технологий с учетом внутренних и внешних условий реализации конкретной профессиональной деятельности. |
Практические занятия, самостоятельная работа
|
Зачёт, Исполнительский показ,
|
Представление о роли предмета в хореографическом образовании, взаимосвязь с другими предметами профессиональ-ного цикла.
|
ПК-2 |
Применяет на практике методику преподавания хореографических дисциплин, профессионально осуществляет педагогическую и репетиционную работу с исполнителями, использует понятийный аппарат и терминологию хореографической педагогики |
ПК-2.1 Знает: - терминологический аппарат по дисциплине, основные требования по видам танца; ПК-2.2 Умеет: - методически грамотно объяснять исполнение движений, составлять хореографические комбинации по всем видам танца; ПК-2.3 Владеет: -навыками работы с исполнителями различных возрастов, навыками практического использования полученных теоретических знаний в области различных видов танца |
Знание элементов движений для основных композиций народно-сценического танца; правил композиции и основ драматургии; владение музыкальной грамотой для репетиций с исполнителями
|
2. Планируемые уровни сформированности компетенций
Этапы формирования компетенции (по отношению ко времени прохождения дисциплины) |
Уровни сформированности компетенции (качество сформированности компетенции) |
Основные признаки (показатели) достижения определенного уровня - критерии |
Оценка достигнутого уровня |
1 |
2 |
3 |
4 |
Практические занятия, самостоятельная работа,
|
Начальный уровень: Знает: особенности постановки корпуса, ног, рук, головы в танцевальных комбинациях Умеет: использовать усвоенные знания с практической деятельностью выполнять функции художественного руководителя этнокультурного центра, клубного учреждения и других учреждений культуры Владеет: техникой исполнения программных движений, как в экзерсисах, так и в танцевально-сценической практике Базовый уровень: Знает: методы и принципы построения хореографических номеров; Умеет: Выстраивать технический урок, корректировать ошибки и неточности исполнения танцевальных номеров; Создавать танцевальные композиции от простых комбинаций до небольших музыкально-хореографических форм. Владеет: техникой исполнения стилевых особенностей танца в танцевально-сценической практике; знаниями принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств Продвинутый уровень: Знает: лексику народно-сценического танца; фрагменты наследия мастеров прошлых поколений; особенности танцев того или иного народа; правила построения композиции и основы хореографической драматургии; особенности национальных музыкальных жанров. Умеет: Создавать и отрабатывать хореографический текст с использованием требуемых репетиционных методов, редактировать, реконструировать и стилизовать хореографические произведения Владеет: знаниями и умениями в своей профессиональной творческой деятельности, в сфере искусства хореографического коллектива.
|
Студент проявляет неполный уровень знаний и слабый уровень владения информацией неграмотно и невыразительно исполняет движения; (частично владеет терминологией); испытывает затруднения в анализе и практическом применении полученных знаний;
Студент проявляет достаточно полный уровень знаний и владений информацией, не допускает существенных неточностей в исполнении (как в техническом плане, так и в исполнительском и репетиционном); использует усвоенные знания в практической деятельности;
Студент проявляет полное знание и владение информацией опирается на знания основной и дополнительной литературы, тесно связывает усвоенные теоретические положения с практической деятельностью; уверенно создает хореографический текст с использованием требуемых методов; организовывает репетиционный процесс работы.
|
Начальный уровень: «удовлетворительно»
Базовый уровень: «хорошо»
Продвинутый уровень: «отлично»
|
1. Типовые контрольные задания и иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения дисциплины
2.1.Обязательные практические задания
Перечень обязательных практических самостоятельных заданий
Практическое задание № 1.
Самостоятельная работа «Показ и объяснение последовательности изучения отдельных движений»
Задание: изучить методику исполнения движений, предполагаемые ошибки в исполнении и способы их устранения.
Форма отчетности: публичный показ и объяснение последовательности изучения движений (на своем курсе).
Практическое задание № 2.
Самостоятельная работа «Подбор музыкального материала для сопровождения урока»
Задание: подобрать музыкальный материал для исполнения упражнений у палки и на середине зала.
Форма отчетности: публичное представление музыкального материала, анализ соответствия проучиваемому лексическому материалу (на своем курсе).
Практическое задание № 3.
Самостоятельная работа «Составление учебной комбинаций упражнений у палки»
Задание: составить упражнения у палки.
Форма отчетности: публичный показ составленных комбинаций, обсуждение представленных упражнений (на своем курсе).
Практическое задание № 4.
Индивидуальная работа «Составление комбинаций упражнений на середине зала»
Задание: составить упражнения на середине зала на отдельных группах движений
Форма отчетности: публичный показ составленных комбинаций, обсуждение представленных упражнений (на своем курсе).
Практическое задание № 5.
Самостоятельная работа «Проведение урока по классическому тренажу»
Задание: подготовить урок в соответствии с программой и провести его на практическом занятии.
Форма отчетности: представление урока, обсуждение проведенного урока (на своем курсе).
Практическое задание № 6.
Самостоятельная работа «Составление учебной комбинации на развитие гибкости и растяжки»
Задание: составить учебнуюкомбинацию, используя 6-8 основных упражнений.
Форма отчетности: публичный показ и исполнение, обсуждение (на своем курсе).
Практическое задание № 7.
Самостоятельная работа «Составление комплекса партерной гимнастики»
Задание: подготовить комплекс партерной гимнастики в соответствии с программой и провести его на практическом занятии.