Contacts:
-
Диана Кристьяновна ГермусУчитель
1. Общие положения
Программа дисциплины «Основы хореографической драматургии, режиссуры и актерского мастерства в хореографии» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 51.03.02. Народная художественная культура, утвержденного приказом Минобрнауки России № 1178 от 06.12.2017, локальных нормативных актов ФГБОУ ВО «Тюменский государственный институт культуры».
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины является ознакомление будущего специалиста с основными направлениями режиссерской деятельности и особенностями творческого процесса создания хореографического образа.
3. Место дисциплины в структуре ООП
Код компетенции
|
Предшествующие дисциплины |
Параллельно осваиваемые дисциплины |
Последующие дисциплины |
ОПК-3; |
|
Производственная практика Производственная творческая практика |
Организация конкурсов и фестивалей Педагогическая работа с хореографическим коллективом Производственная преддипломная практика |
ПК-1; |
Мастерство хореографа Производственная творческая практика
|
Специфика постановки детских танцев Танцевальная техника народов России Производственная педагогическая практика |
Композиция народно-сценического танца Производственная преддипломная практика |
ПК-3; |
Мастерство хореографа История хореографического искусства Производственная творческая практика
|
|
Производственная преддипломная практика |
4.Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины
Наименование категории (группы) компетенций |
Код компетенции |
Наименование компетенции |
Код и наименование индикатора достижения компетенции
|
Общепрофессиональные компетенции |
|||
Творческая деятельность
|
ОПК-3 |
Способен соблюдать требования профессиональных стандартов и нормы профессиональной этики |
ОПК-3.1. Знать: - номенклатуру и назначение документов, регламентирующих профессиональную деятельность; - требования профессиональных стандартов и правила профессиональной этики. ОПК-3.2. Уметь: - адекватно оценивать результаты своей профессиональной деятельности на основе требований профессиональных стандартов и норм профессиональной этики. ОПК-3.3. Владеть: - навыками применения профессиональных стандартов и норм профессиональной этики; - навыками самооценки, критического анализа особенностей свое |
Профессиональные компетенции |
|||
Организационно-управленческая деятельность |
ПК-3 |
ПК-3. Способен собирать, обрабатывать, анализировать информацию и преобразовывать ее в художественные образы для создания хореографических проектов в различных хореографических формах |
Знает: основы планирования, организации и управления хореографическим коллективом, принципы создания хореографических проектов для хореографического коллектива
Умеет: организовывать учебно-педагогический и творческо-постановочный процессы в хореографическом коллективе, подбирать музыкальный материал и хореографический репертуар для проектов различных форм
Владеет: методами организации учебно-педагогического и творческо-постановочного процессов в хореографическом коллективе |
|
ПК-1 |
Создает танцевальные композиции от простых комбинаций до небольших музыкально-хореографических форм, редактирует, реконструирует и стилизует хореографические произведения |
|
5.Объем, структура и содержание дисциплины
5.1 Объем и структура дисциплины
Общая трудоёмкость дисциплины (ОФО) составляет 6 з.е., 216 ч., в том числе контактная работа обучающихся с преподавателем 133.8 ч., самостоятельная работа обучающихся 48,5ч.
Общая трудоёмкость дисциплины (ЗФО) составляет 6 з.е., 216 ч., в том числе контактная работа обучающихся с преподавателем 46,3 ч., самостоятельная работа обучающихся 152 ч.
№ п/п |
Форма обучения |
Курс |
Семестр |
Всего часов |
Лекций |
Практ. (сем.) |
Индив. |
СРС |
Контроль |
1. |
ОФО |
2-3 |
4-6 |
252 |
- |
104 |
27 |
77.5 |
42.7 |
2. |
ЗФО |
2-3 |
4-6 |
216 |
4 |
14 |
3 |
152 |
16 |
5.2 Тематический план дисциплины
Очная форма обучения
№ п/п |
Раздел дисциплины/темы |
Семестр |
Виды учебной работы (в часах) |
Формы текущего контроля успеваемости, форма промежуточной аттестации (по семестрам) |
|||||
контактная |
СРС |
||||||||
Лекции |
Семинар |
Практические занятия |
Индивидуаль-ные занятия |
Промежуточ-ная аттестация
|
|||||
1. |
2 курс (4 семестр) |
|
|
|
34 |
9 |
|
28.75 |
зачет |
1.1 |
Драматургия – первооснова спектакля.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.2 |
Режиссерский замысел спектакля. |
|
|
|
|
|
|
|
|
1.3 |
Работа режиссера с актером.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.4 |
Работа режиссера с художником, композитором и другими создателями хореографического произведения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
3 курс (5 семестр) |
|
|
|
34 |
9 |
|
10.75 |
Зачет с оценкой |
2.1 |
Выразительные средства сценического искусства. |
|
|
|
|
|
|
|
|
2.2 |
Элементы органического действия. |
|
|
|
|
|
|
|
|
2.3 |
Творческое самочувствие, освобождение мышц. |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
3 курс (6 семестр) |
|
|
|
36 |
9 |
|
9 |
экзамен |
3.1 |
Сценическое внимание и воображение. |
|
|
|
|
|
|
|
|
3.2 |
Вера и сценическая наивность.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.3 |
Этюд как освоение и развитие профессиональных качеств режиссера и актера. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Зачёт (зачёт с оценкой) |
|
|
|
|
|
|
|
итоговая работа/защита проекта |
|
Экзамен |
|
|
|
|
|
|
|
экзамен по билетам / итоговая контрольная работа / защита проекта и т.п. |
|
Итого: |
|
|
|
216 |
104 |
27 |
48,5 |
|
Заочная форма обучения
№ п/п |
Раздел дисциплины/темы |
Семестр |
Виды учебной работы (в часах) |
Формы текущего контроля успеваемости, форма промежуточной аттестации (по семестрам) |
|||||
контактная |
СРС |
||||||||
Лекции |
Семинар |
Практические занятия |
Индивидуаль-ные занятия |
Промежуточ-ная аттестация
|
|||||
1. |
2 курс (4 семестр) |
|
4 |
|
2 |
1 |
|
35 |
Зачет |
1.1 |
Драматургия – первооснова спектакля.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.2 |
Режиссерский замысел спектакля. |
|
|
|
|
|
|
|
|
1.3 |
Работа режиссера с актером.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.4 |
Работа режиссера с художником, композитором и другими создателями хореографического произведения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
3 курс (5 семестр) |
|
|
|
6 |
1 |
3,75 |
35 |
Зачет с оценкой |
2.1 |
Выразительные средства сценического искусства. |
|
|
|
|
|
|
|
|
2.2 |
Элементы органического действия. |
|
|
|
|
|
|
|
|
2.3 |
Творческое самочувствие, освобождение мышц. |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
3 курс (6 семестр) |
|
|
|
6 |
1 |
|
63,5 |
Экзамен,К |
3.1 |
Сценическое внимание и воображение. |
|
|
|
|
|
|
|
|
3.2 |
Вера и сценическая наивность.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.3 |
Этюд как освоение и развитие профессиональных качеств режиссера и актера. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Зачёт (зачёт с оценкой) |
|
|
|
|
|
|
|
итоговая работа/защита проекта/ |
|
Экзамен |
|
|
|
|
|
|
|
экзамен по билетам / итоговая контрольная работа / защита проекта и т.п. |
|
Итого: |
|
4 |
|
14 |
3 |
|
151,5 |
|
5.3 Содержание дисциплины
5.3.1 Содержание лекционных занятий
Наименование раздела |
Тема лекции |
Содержание лекции
|
Драматургия – первооснова спектакля.
|
Режиссерский анализ произведения. |
Анализ сценического материала: - событийный ряд, события, главное событие; - сценическое действие: логика, последовательность; - целесообразность; - сквозное действие; - природа конфликта; - задача, сверхзадача; - оправдание задач; - выразительные средства в достижении целей; - атмосфера; - жанр; - художественный образ; - внутренняя и внешняя характерность, перевоплощение; - природа ансамблевого творчества. |
Режиссерский замысел спектакля. |
Применение выразительных средств при постановке хореографического произведения. |
Композиция сценического произведения. Элементы режиссерского замысла: - событийный ряд; - сверхзадача; - сквозное действие; - контрдействие; - конфликт; - сценическая борьба; - предмет борьбы; - параметры борьбы. Зрительный образ. Время и пространство. Принципы и характер мизансцен. Звуковая и цветовая партитуры. Пластическая разработка отдельных сцен и эпизодов. |
Работа режиссера с актером.
|
Определение сценической задачи действующего лица. |
Разбор линии физического действия с актером. Создание внутренних монологов. Определение линии задач. Оценка событий и фактов произведения. Углубление предлагаемых обстоятельств. Создание ритмического рисунка роли, события, танца. Темпо - ритм сквозного действия. Смысловая линия произведения: соединение мыслей автора и мыслей актера. Создание подтекста роли. Мизансцена как пластическое выражение действия и взаимодействия актеров. Самостоятельная мизансцена. Мизансцена как действенное, выразительное средство создания образа, события. - работа над органическими переходами от драматического к хореографическому, от слова к танцу и обратно. - хореографические эпизоды или номера как неотъемлемая часть инсценировки. - введение в инсценировки музыкально-хореографических элементов (танцев, хореографических зарисовок, пластических характеристик героев, музыкально-хореографических приспособлений в общении). |
Выразительные средства сценического искусства. |
Действие – основное выразительное средство сценического искусства. |
1. Художественный образ в театральном искусстве. 2. Воздействие на зрительный зал. Предвидение зрительской реакции. 3. Образное, идейно-эмоциональное воздействие на зрителя. 4. Параметры этюда, развернутой формы хореографического произведения: - атмосфера; - темпо - ритм - мизансцена; - композиция. |
5.3.2 Содержание практических занятий
Тема практического занятия
|
Содержание практического занятия
|
|
Драматургия – первооснова спектакля.
|
Режиссерский анализ произведения. |
Анализ сценического материала: - событийный ряд, события, главное событие; - сценическое действие: логика, последовательность; - целесообразность; - сквозное действие; - природа конфликта; - задача, сверхзадача; - оправдание задач; - выразительные средства в достижении целей; - атмосфера; - жанр; - художественный образ; - внутренняя и внешняя характерность, перевоплощение; - природа
ансамблевого творчества. |
Режиссерский замысел спектакля. |
Зрительный образ. Время и пространство. Принципы и характер мизансцен. Звуковая и цветовая партитуры. Пластическая разработка отдельных сцен и эпизодов. |
Элементы режиссерского замысла: - событийный ряд; - сверхзадача; - сквозное действие; - контрдействие; - конфликт; - сценическая борьба; - предмет борьбы; - параметры борьбы.
|
Работа режиссера с актером.
|
Смысловая линия произведения: соединение мыслей автора и мыслей актера |
Определение сценической задачи действующего лица. Разбор линии физического действия с актером. Создание внутренних монологов. Определение линии задач. Оценка событий и фактов произведения. Углубление предлагаемых обстоятельств. Создание ритмического рисунка роли, события, танца. Темпо - ритм сквозного действия. . Создание подтекста роли. Мизансцена как пластическое выражение действия и взаимодействия актеров. Самостоятельная мизансцена. Мизансцена как действенное, выразительное средство создания образа, события. - работа над органическими переходами от драматического к хореографическому, от слова к танцу и обратно. - хореографические эпизоды или номера как неотъемлемая часть инсценировки. - введение в инсценировки музыкально-хореографических элементов (танцев, хореографических зарисовок, пластических характеристик героев, музыкально-хореографических приспособлений в общении). |
Работа режиссера с художником, композитором и другими создателями хореографического произведения. |
Основные принципы работы с художником-сценографом, художником-костюмером, художником по свету, композитором, хореографом.
|
Знакомство создателей спектакля с постановочным планом спектакля: - идейная проблематика произведения; - анализ событий; - основной конфликт; - трактовка ролей; - композиционные предпосылки; - принципы и характер мизансцен; - звуковая и световая партитура; - пластические разработки. |
Выразительные средства сценического искусства. |
Применение выразительных средств при постановке хореографического произведения. Композиция сценического произведения. |
1. Действие – основное выразительное средство сценического искусства. 2. Художественный образ в театральном искусстве. 3. Воздействие на зрительный зал. Предвидение зрительской реакции. 4. Образное, идейно-эмоциональное воздействие на зрителя. 5. Параметры этюда, развернутой формы хореографического произведения: - атмосфера; - темпо - ритм - мизансцена; - композиция. |
Элементы органического действия. |
. Освоение элементов органического действия на сцене. |
1. Действие как сущность хореографического искусства. 2. Станиславский о методе физического действия. 3. Внутренний мотив действия. 4. Действие как основной элемент актерской психотехники. 5. Этапы изучения элемента «действие»: - целесообразное; - продуктивное; - подлинное действие; - «если бы» – создание предлагаемых обстоятельств; - выполнение упражнений по методу простых физических действий; - упражнение на создание предлагаемых обстоятельств, логику и последовательность действий; - изменение предлагаемых обстоятельств. |
Творческое самочувствие, освобождение мышц. |
Мышечная свобода как важнейший элемент для создания творческого самочувствия, внутренней техники актера. |
1. Станиславский о важности для актера владеть своим физическим аппаратом. 2. Напряжение и освобождение мышц. 3. Развитие умения определять мышцы, несущие нагрузку при определенном физическом действии. 4. Выработка мышечного контроля. 5. Определение центра тяжести и опоры. 6. Воспитание навыков и умения определять работу мышц. |
Сценическое внимание и воображение. |
Актерское воображение как часть сценического творчества. |
1. Станиславский о художественном воображении как об основе творческого процесса. 2. Восприятие как неотделимая часть воображения. Освоение понятия «восприятие без внешнего раздражителя», первое восприятие. Эмоциональное восприятие материала на основе заданных этюдов. 3. Видение внутреннего зрения, «кинолента видений» 4. Развитие восприятия-воображения с помощью упражнений, игр. Постановка задач на развитие воображения. 5. Развитие, обогащение, оживление воображением основных обстоятельств роли (на основе этюдов). 6. Развитие произвольного сценического внимания в реальной плоскости. 7. Развитие воображаемой плоскости. Действие с воображаемыми предметами. |
Вера и сценическая наивность.
|
Вера в вымысел как одно из непременных условий построения психологии и соответствующего поведения придуманных персонажей. |
1. Выполнение упражнений на развитие веры и наивности в действиях. 2. Этюды: «Птичья ферма», «Животноводческая ферма», «Зоопарк», «В цирке», «Джаз», «Оркестр народных инструментов», «Ожившие витрины», «Мастерская игрушек», «Сказки»: - «Подводное царство», - «Замок князя Помидора», - «Инопланетяне», - «Царство Царевны-Сосульки». |
Этюд как освоение и развитие профессиональных качеств режиссера и актера. |
Постановка одинарных, парных, групповых этюдов |
1. Самостоятельная работа студентов под руководством педагога с воображаемыми предметами в разных плоскостях (реальной и нереальной), логически обоснованных, последовательных, оправданных, на основе произведений живописи, музыки, литературы. - работа над сценами, отрывками из пьес, где персонажи менее чем прежде (в инсценировках), приближены к индивидуальности студента. - учёт жанра, эпохи в музыкально-хореографическом материале. - связь музыкально-хореографических эпизодов и номеров с отрывками (сценами) и всем произведением. Относительная самостоятельность и музыкально-драматическая законченность хореографических эпизодов и номеров. |
5.3.3 Содержание самостоятельной работы
Наименование раздела |
Вид самостоятельной работы |
Содержание самостоятельной работы
|
Драматургия – первооснова спектакля.
|
подготовка к практическим занятиям |
Изучение книг по драматургии Просмотр учебных видео уроков по сценическому мастерству Изучение основ хореографической драматургии |
Режиссерский замысел спектакля. |
подготовка к практическим занятиям |
Пластическая разработка отдельных сцен и эпизодов. |
Работа режиссера с актером.
|
подготовка к практическим занятиям |
Мизансцена как пластическое выражение действия и взаимодействия актеров. |
Работа режиссера с художником, композитором и другими создателями хореографического произведения. |
подготовка к практическим занятиям |
Изучение постановочного процесса на примерах театральных и балетных трупп |
Выразительные средства сценического искусства. |
подготовка к практическим занятиям |
Составление этюдов на основное выразительное средство сценического искусства - действие |
Элементы органического действия. |
подготовка к практическим занятиям |
Упражнение на создание предлагаемых обстоятельств, логику и последовательность действий;
|
Творческое самочувствие, освобождение мышц. |
подготовка к практическим занятиям |
Работа над приобретением навыков и умений определять работу мышц. |
Сценическое внимание и воображение. |
подготовка к практическим занятиям |
Составление этюдов на внимание и воображение |
Вера и сценическая наивность.
|
подготовка к практическим занятиям |
Выполнение упражнений на развитие веры и наивности в действиях.
|
Этюд как освоение и развитие профессиональных качеств режиссера и актера. |
подготовка к практическим занятиям |
Самостоятельная работа студентов под руководством педагога с воображаемыми предметами в разных плоскостях (реальной и нереальной), логически обоснованных, последовательных, оправданных, на основе произведений живописи, музыки, литературы. |
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации представлен в Приложении 1.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
7.1 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Особое место в изучении данной дисциплины отводится самостоятельной работе студента по режиссерскому анализу танцевального произведения, созданию замысла, освоению приемов актерского воплощения режиссерского задания. Рекомендуется изучение специальной литературы по курсу. Просмотр видеоматериалов. Посещение концертных залов, театров, учебных спектаклей с целью приобретения опыта работы режиссера в танце и работе актера.
7.2 Перечень печатных и электронных ресурсов, необходимых для освоения дисциплины
а) основная литература:
- Бентли Э. Жизнь драмы. - М, 2004.
- Грачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. – М., 1968.
3. Голубовский Б.Г. Пластика в искусстве актёра. - М., 1986.
- Волькенштейн В. Драматургия. Метод исследования драматических произведений – М., 1929.
5. Балухатый С. Проблемы драматургического анализа. Чехов. – Л., 1927.
6. Кисилёва Н.В.,
Фролов В. А.
Основы системы Станиславского.
Учебное пособие. - Ростов-на-Дону, «Феникс»,
2000.
- Станиславский К.С. Собрание сочинений в 8 т. Т 1-3. – М., 1954-1957.
8. Немеровскии А.Б. Пластическая выразительность актёра. - М., 1976.
- Панферов В.И. Балетмейстер в драматическом спектакле. Монография. Челябинск, 1996.
- Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. В 2-х томах. – Л., 1984.
б) дополнительная литература:
1. Мейерхольд Вс. Статьи. Письма. Речи. Беседы. В 2-х частях. – М.. 1968.
2. Панферов В.И. Основы композиции танца. Экспериментальный учебник по специальности «Народное художественное творчество» специализации «Хореография».Челябинск, 2003
3. Смирнов И.В. Искусство балетмейстера. М., «Просвещение», 1986.
4. Пави П. Словарь театра. – М., 1991.
5. Академический проект, 2002. - C.314-321 . Электронная публикация. – Режим доступа: http://philologos.narod.ru/lotman/kanon.htm
6. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. 1-е изд.: М.: Искусство, 1992. Электронная публикация. – Режим доступа:://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/los8/index.php
7. Пайн Дж. Б., Гилмор Дж. Х. Экономика впечатлений: работа – это театр, а каждый бизнес – сцена / Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2005. Электронная публикация. – Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/95960/read#t4
7.3 Перечень Интернет-ресурсов, необходимых для освоения дисциплины
· 1. Национальная электронная библиотека. – URL: http://xn--90ax2c.xn--p1ai/. – (дата обращения 15.05.2020).
· 2. Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина. – URL: http://www.prlib.ru/. – (дата обращения 15.05.2020).
· 3. Российская государственная библиотека по искусству [Электронный ресурс]. –URL: http://liart.ru/ru/ . – (дата обращения 15.05.2020).
· 4. Смирнов Д.В. К вопросу о ладовой концепции Е.Э. Линевой. [Электронный ресурс]. –URL: http://www.ruplace.ru/etnologiya/kvoprosu-o-ladovoy-kontseptsii e.e.linevoy.d.v.smirnov.html. – (дата обращения 15.05.2020).
· 5. Теория фольклора [Электронный ресурс]. – URL:http://www.philol.msu.ru/folk/old/edu/teorfolk.htm. – (дата обращения 15.05.2020).
· 6. ФолкИнфо – фольклор /Фольклорно-информационный портал [Электронный ресурс]. –URL: http://www.folkinfo.ru. – (дата обращения 15.05.2020).
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Стандартно оборудованные лекционные аудитории; специализированные аудитории, оборудованные станками, зеркалами, специальными напольными настилами, учитывающими особенности всех видов хореографического искусства (русский и народно-сценический танец, классический танец, современный танец); классы для индивидуальных занятий, лаборатории, кабинет технических средств, методический кабинет, оснащенный теле- и видеозаписывающей аппаратурой, зал для проведения конференций, семинаров и учебных занятий, оборудованный проекционной техникой; музыкальную лабораторию, укомплектованную современным оборудованием.
8.1 Перечень аудиторного фонда, материально-технического оборудования, необходимого для освоения дисциплины
Лекционные занятия (теоретический класс).
Аудитории для лекционных занятий укомплектованы мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории (наборы демонстрационного оборудования (проектор, экран, компьютер/ноутбук), учебно-наглядные пособия, тематические иллюстрации).
Практические занятия
Специализированные аудитории, оборудованные станками, зеркалами, специальными напольными настилами, учитывающими особенности всех видов хореографического искусства (русский и народно-сценический танец, классический танец, современный танец);
Индивидуальные занятия
специализированные аудитории, оборудованные станками, зеркалами, специальными напольными настилами, учитывающими особенности всех видов хореографического искусства (русский и народно-сценический танец, классический танец, современный танец);
Самостоятельная работа
Помещения для самостоятельной работы оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом к электронной информационно-образовательной среде Института.
Специализированные аудитории, оборудованные станками, зеркалами, специальными напольными настилами, учитывающими особенности всех видов хореографического искусства (русский и народно-сценический танец, классический танец, современный танец);
8.2 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, необходимого для изучения дисциплины[1]
При осуществлении образовательного процесса применяются следующие информационные технологии,
реализуемые с помощью лицензионного программного обеспечения Microsoft Office (Microsoft Word, Microsoft Excel,
Microsoft Power Point и т.д.) и информационных справочных систем:
– сбор, хранение, систематизация и выдача учебной и научной информации;
– обработка текстовой, графической и эмпирической информации;
– самостоятельный поиск дополнительного учебного и научного материала, с использованием поисковых
систем и сайтов сети Интернет, электронных энциклопедий и баз данных;
– использование электронной почты преподавателей и обучающихся для рассылки, переписки и обсуждения
возникших учебных проблем.
№ аудитории |
Наименование программных продуктов |
1502, 1503, спортивный зал, 1504 1513 |
Программное обеспечение отсутствует
Windows OS, Microsoft Office, Windows Server, ИРБИС 64, Kaspersky Endpoint Security, K-Lite Codec Pack, 7-Zip 15.14, STDU Viewer,Pack, Alternative Flash Player Auto-Updater, Реквизиты договоров и лицензионных сертификатов на программное обеспечение: Microsoft Open License (41957791, 42213966, 42500504, 43477183, 44107839, 46126336, 46126337, 47323872, 47855899, 48158797, 48497044, 60784280, 64454435, 64527996, 68385086, 69133251, 69133680) ИРБИС 64 (По договору № 3/145/1 от 2010), KES (1B08171114064952317273) |
Приложение 1
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся
по дисциплине
«Основы хореографической драматургии, режиссуры и актерского мастерства в хореографии»
Направление подготовки
51.03.02. Народная художественная культура
Профиль\направленность
Руководство хореографическим любительским коллективом
Квалификация (степень) выпускника
бакалавр
Форма обучения
(очная, заочная)
Паспорт фонда оценочных средств
1. Перечень компетенций, этапы и планируемые уровни их сформированности
Код ком-петенции |
Наименование компетенции |
Индикаторы достижения компетенции |
Виды занятий для формирова-ния компетен-ции |
Виды оценочных средств для определения сформирован-ности компетенции |
Этапы формирования компетен-ции |
Уровни (качество) сформированности компетенции
|
Оценка достигнутого уровня |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
ОПК-3 |
Способен соблюдать требования профессиональных стандартов и нормы профессиональной этики |
ОПК-3.1. Знать: - номенклатуру и назначение документов, регламентирующих профессиональную деятельность; - требования профессиональных стандартов и правила профессиональной этики. ОПК-3.2. Уметь: - адекватно оценивать результаты своей профессиональной деятельности на основе требований профессиональных стандартов и норм профессиональной этики. ОПК-3.3. Владеть: - навыками применения профессиональных стандартов и норм профессиональной этики; - навыками самооценки, критического анализа особенностей свое |
Лекции Практические занятия Самостоя-тельная работа |
Опрос
Предвари-тельный, итоговый творческий показ |
Драматургия – первооснова спектакля. Режиссерский замысел спектакля. Работа режиссера с актером. Работа режиссера с художником, композитором и другими создателями хореографического произведения Выразитель-ные средства сценического искусства. Элементы органического действия. Творческое самочувствие, освобождение мышц. Сценическое внимание и воображение. Вера и сценическая наивность. Этюд как освоение и развитие профессиональных качеств режиссера и актера. |
Начальный уровень: знание основных законов драматургии и режиссуры, владение терминологией в области театрального и хореографического искусства
Базовый уровень: владение теоретическими и практическими навыками создания образа в хореографическом произведении с учётом режиссерского замысла
Продвинутый уровень: способность к самостоятельному созданию хореографического произведения с учетом режиссерского замысла, создаваемых образах, музыкального сопровождения и готовность к его практической реализации в учреждениях культурной сферы |
Начальный уровень: «удовлетворительно» - удовлетворительное знание объема учебной дисциплины. Не всегда правильное применение законов драматургии и режиссуры, приемов для создания образа в хореографическом произведении; допускаются различные ошибки, иногда грубые; обладает удовлетворительной памятью и чувством ритма; достаточно музыкален, но исполнительская индивидуальность не отличаются примечательными свойствами.
Базовый уровень: «Хорошо» - достаточно хорошее знание объема учебной дисциплины, всех законов драматургии и режиссуры, приемов для создания образа в хореографическом произведении Умение без затруднений, достаточно активно и точно выполнять учебные задания. Допускаются незначительные ошибки в сложных заданиях. Обладает хорошей музыкальной и хореографической памятью, чувством ритма. Достаточно эмоционален, но не в полной мере артистически выразителен
Продвинутый уровень: «Отлично» - исчерпывающие знания объема учебной дисциплины, всех законов драматургии и режиссуры, приемов для создания образа в хореографическом произведении . Умение без затруднений, достаточно активно и точно выполнять учебные задания. Допускаются малозначительные ошибки, только при выполнении сложных учебных заданий. Обладание отличной музыкальной и хореографической памятью, врожденным чувством ритма, эмоциональностью восприятия музыки, живым и ясным творческим воображением, хорошим исполнительским вкусом, яркой исполнительской индивидуальностью.
|
ПК-3 |
ПК-3. Способен собирать, обрабатывать, анализировать информацию и преобразовывать ее в художественные образы для создания хореографических проектов в различных хореографических формах |
Знает: основы планирования, организации и управления хореографическим коллективом, принципы создания хореографических проектов для хореографического коллектива
Умеет: организовывать учебно-педагогический и творческо-постановочный процессы в хореографическом коллективе, подбирать музыкальный материал и хореографический репертуар для проектов различных форм
Владеет: методами организации учебно-педагогического и творческо-постановочного процессов в хореографическом коллективе |
|||||
ПК-1 |
Создает танцевальные композиции от простых комбинаций до небольших музыкально-хореографических форм, редактирует, реконструирует и стилизует хореографические произведения |
|
2. Типовые контрольные задания и иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения дисциплины
№ п/п |
Наименование оценочного средства |
Краткая характеристика оценочного средства |
Представление оценочного средства в фонде |
1. |
Творческое задание |
Частично регламентированное задание, имеющее нестандартное решение и позволяющее диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся. |
Темы групповых и/или индивидуальных творческих заданий |
Перечень творческих заданий (ОФО), (ЗФО)
Тема 1. Драматургия простейших композиционных форм танца.
разобрать понятия «драматургия танца», «композиционные формы», понять как влияют законы драматургии на рисунок танца.
Тема 2. Музыкально-хореографическая драматургия
провести анализ выбранных музыкальных форм; осуществить анализ литературных произведений, выразительно-
изобразительных средств танца;
Тема 3. Сюжет хореографического произведения
разобрать понятия «сюжетной » и «бессюжетной »драматургии танца;
проанализировать литературное произведение, выделить «сюжет», расписать сюжетную драматургию.
Тема 4. Структура драматургического действия в танце
понятие «этапы» развития в танце; проанализировать и расписать этапы развития драматургии танца (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка) в сочиненном хореографическом произведении.
Тема 5. Тема и идея хореографического произведения.
« Действенный танец», как выразительное средство; составить композиционный план, где развита тема и действо, подобрать музыкальный материал, соответствующий развитию законов драматургии.
Тема 6. Содержание, форма, стиль хореографического произведения
Факторы, определяющие жанр, форму и стиль хореографического произведения;
сочинить композицию танца на заданную музыкальную тему.
Тема 7. Постановка танца с бессюжетной драматургией
Разобрать понятие бессюжетной драматургии в танце, сочинить композицию танца на заданную музыкальную тему.
Тема 8. Художественный образ в танце
Хореодраматургия танца; провести характеристику хореографической драматургии, разобрать художественный образ, придумать танцевальную композицию.
.
Примерные темы курсовых работ
1) Художественный образ в танце;
2) Хореографический образ и его связь с музыкальной драматургией;
3) Образ и его характерные черты;
4) Музыкальные выразительные средства и их влияние на развитие хореографического образа;
5) Природа изобразительного, выразительного и образного в танце;
6) Образы человека в хореографическом искусстве;
7) Образы животных в хореографическом искусстве;
8) Образы природы в хореографическом искусстве;
9) Образы предметов в хореографическом искусстве;
10) Образы-события в хореографическом искусстве;
11) Образы-символы в хореографическом искусстве;
12) Фантастические образы в танце;
13) Образы человеческих чувств;
14) Литературная основа сюжетных танцев;
15) Конфликт, как источник сюжета;
16) Проблемы стилизации;
17) Законы драматургии в образном танце.