Contacts:
-
Ольга Юрьевна АдамовичУчитель
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»
ФАКУЛЬТЕТ МУЗЫКИ, ТЕАТРА, ХОРЕОГРАФИИ
КАФЕДРА НАРОДНОГО ТАНЦА
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
______________(Л.В. Демина)
"26" июня 2022г.
Рабочая программа дисциплины
Народно-сценический танец и методика его преподавания
по основной образовательной программе
51.03.02. Народная художественная культура
профиль/направленность
Руководство хореографическим любительским коллективом
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
(очная, заочная)
Год набора
2022г.
Тюмень, 2022г.
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры народного танца
протокол № 8 от « 06 » мая 2022г.
Заведующий кафедрой __________________(Т.Н. Цепляева)
(подпись)
Председатель УМК _____________________(С.А. Коломиец)
(подпись)
«12» мая 2022 г. (протокол заседания УМК № 9)
«СОГЛАСОВАНО»
Директор научной библиотеки ___________(Н.П.Соколова)
(подпись)
Заведующий выпускающей кафедрой ___________(Т.Н.Цепляева)
(подпись)
Руководитель образовательной программы
____________________________(Т.С.Михайлова)
(подпись)
Рабочая программа разработана
Адамович О.Ю., доцент кафедры народного танца
Михайлова Т.С., доцент кафедры народного танца
___________________________________________________________
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. |
Общие положения |
4 |
2. |
Цели освоения дисциплины |
4 |
3. |
Место дисциплины в структуре образовательной программы |
4 |
4. |
Результаты освоения дисциплины. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины |
6 |
5. |
Объем, структура и содержание дисциплины |
7 |
5.1 |
Объем и структура дисциплины |
7 |
5.2 |
Тематический план дисциплины |
7 |
5.3 |
Содержание дисциплины |
11 |
6. |
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
34 |
7. |
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины |
35 |
7.1. |
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины |
35 |
7.2 |
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины |
36 |
7.3 |
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, профессиональных баз данных, информационных справочных систем |
39 |
7.4 |
Использование дистанционных образовательных технологий при изучении дисциплины (модуля) (при необходимости) |
39 |
8. |
Материально-техническое обеспечение дисциплины |
39 |
8.1 |
Перечень аудиторного фонда материально-технического оборудования, необходимого для освоения дисциплины |
40 |
8.2 |
Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, необходимого для освоения дисциплины |
40 |
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЯ: |
|
1. |
Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине |
41 |
1. Общие положения
Программа дисциплины «Народно-сценический танец и методика его преподавания» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 51.03.02. Народная художественная культура, утвержденного приказом Минобрнауки России № 1178 от 06.12.2017, локальных нормативных актов ФГБОУ ВО «Тюменский государственный институт культуры».
2. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины является подготовка студентов к осуществлению деятельности в области народной хореографии, развить умение применять на практике полученные знания в качестве педагога народно-сценического танца в профессиональных учебных заведениях среднего звена, детских школ искусств, методиста по хореографии в учреждениях культуры.
3. Место дисциплины в структуре ООП
Код компетенции
|
Параллельно осваиваемые дисциплины |
Последующие Дисциплины |
ПК-2; |
Танцевальная культура народов России Сценическая техника и исполнительское мастерство Классический танец и методика его преподавания; Современный танец и методика его преподавания; Русский танец и методика его преподавания; Наследие и репертуар Хореографический тренаж Возрастная и педагогическая психология в хореографической деятельности Гимнастика Профессиональная этика |
Ученая ознакомительная практика Производственная педагогическая практика Производственная преддипломная практика Подготовка к защите и защита ВКР |
ПКО-3; |
Педагогика народного художественного творчества Классический танец и методика его преподавания; Современный танец и методика его преподавания; Русский танец и методика его преподавания; Наследие и репертуар Возрастная и педагогическая психология в хореографической деятельности |
Педагогическая работа с хореографическим коллективом Ученая ознакомительная практика Производственная творческая практика Производственная педагогическая практика Производственная преддипломная практика Подготовка к защите и защита ВКР |
4.Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины
Наименование категории (группы) компетенций |
Код компетенции |
Наименование компетенции |
Код и наименование индикатора достижения компетенции
|
Профессиональные компетенции |
|||
Педагогическая деятельность |
ПКО-3; |
Способность реализовывать актуальные задачи воспитания различных групп населения, развития духовно-нравственной культуры общества и национально-культурных отношений на материале и средствами народной художественной культуры |
ПКО-3.1. • Знает: - цели и задачи современного воспитания, в том числе духовно-нравственного; - возрастные и психологические особенности различных групп населения; - специфику развития духовно-нравственной культуры и национально-культурных отношений ПКО-3.2. • Умеет: - формулировать актуальные задачи воспитания различных групп населения; - использовать различные методики художественного воспитания и средства народной художественной культуры применительно кразличным группам населения. ПКО-3.3. • Владеет: - методикой использования средств народной художественной культуры для воспитания различных групп населения; - умением анализировать эффективность средств народной художественной культуры в воспитании различных групп населения, развитии духовно- нравственной культуры общества и национально-культурных отношений.
|
ПК-2; |
Применяет на практике методику преподавания хореографических дисциплин, профессионально осуществляет педагогическую и репетиционную работу с исполнителями, использует понятийный аппарат и терминологию хореографической педагогики |
ПК-2.1 Знает: терминологический аппарат по дисциплине, основные требования по видам танц ПК-2.2 Умеет: методически грамотно объяснять исполнение движений, составлять хореографические комбинации по всем видам танца ПК-2.3 Владеет: навыками работы с исполнителями различных возрастов, навыками практического использования полученных теоретических знаний в области различных видов танца |
5.Объем, структура и содержание дисциплины
5.1 Объем и структура дисциплины
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 19 з.е., 684 ч., в том числе контактная работа обучающихся с преподавателем 347,06 ч., самостоятельная работа обучающихся 69ч.
№ п/п |
Форма обучения |
Курс |
Семестр |
Всего часов |
Лекций |
Практ. (сем.) |
Индив. |
СРС |
Контроль |
1. |
ОФО |
1-4 |
1-8 |
684 |
- |
275 |
69 |
213,34 |
123,6 |
2. |
ЗФО |
1-4 |
1-8 |
684 |
4 |
50 |
10 |
485,5 |
58,94 |
5.2 Тематический план дисциплины
Очная форма обучения
№ п/п |
Раздел дисциплины/темы |
Семестр |
Виды учебной работы (в часах) |
Формы текущего контроля успеваемости, форма промежуточной аттестации (по семестрам) |
|||||
контактная |
СРС |
||||||||
Лекции |
Семинар |
Практические занятия |
Индивидуаль-ные занятия |
Промежуточ-ная аттестация
|
|||||
1. |
1 курс (1 семестр) |
|
|
|
|
|
|
|
экзамен |
1.1 |
Терминология в народно – сценическом танце |
|
|
|
10 |
6 |
18 |
6 |
|
1.2 |
Методика изучения движений народно-сценического танца (прак). |
|
|
|
26 |
3 |
|
3 |
|
2. |
1 курс (2 семестр) |
|
|
|
|
|
|
|
экзамен |
2.1 |
Музыкальное сопровождение и воспитание музыкальности на уроке народного танца. |
|
|
|
8 |
3 |
|
3 |
|
2.2 |
Особенности составления элементарных танцевальных комбинаций. |
|
|
|
10 |
3 |
|
2 |
|
2.3 |
Методика изучения движений народно-сценического танца (прак). |
|
|
|
18 |
3 |
|
4 |
|
3. |
2 курс (3 семестр) |
|
|
|
|
|
|
|
экзамен |
3.1 |
Методика построения экзерсиса у палки по народно-сценическому танцу. |
|
|
|
12 |
3 |
6 |
2 |
|
3.2 |
Методика изучения движений народно-сценического танца (прак). |
|
|
|
12 |
3 |
6 |
4 |
|
3.3 |
Особенности составления этюдов на середине зала. |
|
|
|
12 |
3 |
6 |
3 |
|
4. |
2 курс (4 семестр) |
|
|
|
|
|
|
|
экзамен |
4.1 |
Методика изучения движений народно-сценического танца (прак). |
|
|
|
10 |
2 |
4 |
15 |
|
4.2 |
Использование выразительных средств при сочинении танцевальных комбинаций и этюдов на середине зала. |
|
|
|
14 |
5 |
8 |
15 |
|
4.3 |
Особенности составления этюдов на середине зала. |
|
|
|
12 |
2 |
4 |
15 |
|
5. |
3 курс (5 семестр) |
|
|
|
|
|
|
|
Зачет с оценкой |
5.1 |
Методика построения и ведения урока по народному танцу в младших классах в школах искусств. |
|
|
|
12 |
4
|
|
18 |
|
5.2 |
Методика изучения движений народно-сценического танца (прак). |
|
|
|
22 |
5 |
|
28 |
|
6. |
3 курс (6 семестр) |
|
|
|
|
|
|
|
экзамен |
6.1 |
Методика записи танцевальных комбинаций. |
|
|
|
12
|
3 |
6 |
9 |
|
6.2 |
Методика построения и ведения урока по народному танцу в средних классах в школах искусств. |
|
|
|
12 |
3 |
6 |
9 |
|
6.3 |
Методика изучения движений народно-сценического танца (прак). |
|
|
|
12 |
3 |
6 |
9 |
|
7. |
4 курс (7 семестр) |
|
|
|
|
|
|
|
Зачет с оценкой |
7.1 |
Методика построения и ведения урока по народному танцу в старших классах в школах искусств. |
|
|
|
14 |
|
|
16 |
|
7.2 |
Методика изучения движений народно-сценического танца (прак). |
|
|
|
20 |
|
|
30 |
|
8. |
4 курс (8 семестр) |
|
|
|
|
|
|
|
экзамен |
8.1 |
Художественная окраска сценического исполнения. |
|
|
|
6 |
4 |
18 |
9 |
|
8.2 |
Методика изучения движений народно-сценического танца (прак). |
|
|
|
21 |
2 |
18 |
12 |
|
|
Экзамен |
|
|
|
|
|
|
|
Экзаменационный показ |
|
Экзамен |
|
|
|
|
|
|
|
Экзаменационный показ |
|
Итого: |
|
|
|
275 |
69 |
124 |
214 |
|
Заочная форма обучения
№ п/п |
Раздел дисциплины/темы |
Семестр |
Виды учебной работы (в часах) |
Формы текущего контроля успеваемости, форма промежуточной аттестации (по семестрам) |
|||||
контактная |
СРС |
||||||||
Лекции |
Семинар |
Практические занятия |
Индивидуаль-ные занятия |
Промежуточ-ная аттестация
|
|||||
1. |
Установочная сессия |
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1 |
Истоки и развитие народного хореографического искусства. |
|
2 |
|
|
|
|
16 |
|
2. |
1 курс (1 семестр) |
|
|
|
|
|
|
|
экзамен |
2.1 |
Терминология в народно – сценическом танце |
|
|
|
2 |
0.5 |
3 |
4 |
|
2.2 |
Методика изучения движений народно-сценического танца (прак). |
|
|
|
2 |
0.5 |
3 |
10 |
|
3. |
1 курс (2 семестр) |
|
|
|
|
|
|
|
Экзамен,К |
3.1 |
Музыкальное сопровождение и воспитание музыкальности на уроке народного танца. |
|
|
|
2 |
|
3 |
8 |
|
3.2 |
Особенности составления элементарных танцевальных комбинаций. |
|
|
|
2 |
0,5 |
3 |
10 |
|
3.3 |
Методика изучения движений народно-сценического танца (прак). |
|
|
|
2 |
0,5 |
3 |
10 |
|
4. |
2 курс (3 семестр) |
|
|
|
|
|
|
|
экзамен к/р |
4.1 |
Методика построения экзерсиса у палки по народно-сценическому танцу. |
|
2 |
|
2 |
|
2 |
30 |
|
4.2 |
Методика изучения движений народно-сценического танца (прак). |
|
0.5 |
|
2 |
|
4 |
20 |
|
4.3 |
Особенности составления этюдов на середине зала. |
|
0.5 |
|
2 |
1 |
3 |
30 |
|
5. |
2 курс (4 семестр) |
|
|
|
|
|
|
|
экзамен |
5.1 |
Методика изучения движений народно-сценического танца (прак). |
|
|
|
2 |
|
2 |
30 |
|
5.2 |
Использование выразительных средств при сочинении танцевальных комбинаций и этюдов на середине зала. |
|
|
|
2 |
1 |
4 |
24 |
|
5.3 |
Особенности составления этюдов на середине зала. |
|
|
|
2 |
|
3 |
30 |
|
6. |
3 курс (5 семестр) |
|
|
|
|
|
|
|
зачет с оценкой |
6.1 |
Методика построения и ведения урока по народному танцу в младших классах в школах искусств. |
|
|
|
3 |
0.5 |
|
40 |
|
6.2 |
Методика изучения движений народно-сценического танца (прак). |
|
|
|
3 |
0.5 |
|
39 |
|
7. |
3 курс (6 семестр) |
|
|
|
|
|
|
|
Экзамен,К |
7.1 |
Методика записи танцевальных комбинаций. |
|
|
|
2 |
|
|
20 |
|
7.2 |
Методика построения и ведения урока по народному танцу в средних классах в школах искусств. |
|
|
|
2 |
1 |
|
23 |
|
7.3 |
Методика изучения движений народно-сценического танца (прак). |
|
|
|
2 |
|
4 |
10 |
|
8. |
4 курс (7 семестр) |
|
|
|
|
|
|
|
зачет с оценкой |
8.1 |
Методика построения и ведения урока по народному танцу в старших классах в школах искусств. |
|
|
|
4 |
1 |
2 |
40 |
|
8.2 |
Методика изучения движений народно-сценического танца (прак). |
|
|
|
4 |
1 |
2 |
46 |
|
9. |
4 курс (8 семестр) |
|
|
|
|
|
|
|
Экзамен |
9.1 |
Художественная окраска сценического исполнения. |
|
|
|
4 |
1 |
4 |
36 |
|
9.2 |
Методика изучения движений народно-сценического танца (прак). |
|
|
|
4 |
1 |
5 |
45 |
|
|
Курсовая работа (проект) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Зачёт (зачёт с оценкой) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Экзамен |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
|
|
|
|
|
5.3 Содержание дисциплины
5.3.1 Содержание лекционных занятий ЗФО
Наименование раздела |
Тема лекции |
Содержание лекции
|
Истоки и развитие народного хореографического искусства. |
Народный танец как вид искусства хореографии.
|
Возникновение народного танца как явления. Отражение истории того или иного народа, условий его жизни в образцах народных танцев. Образность, яркость и национальный колорит народных танцев.
|
Методика построения экзерсиса у палки по народно-сценическому танцу. |
Построение урока. Ритм и темп урока. . |
Последовательность упражнений у станка и на середине зала, чередование движений по трудности и характеру их исполнения. |
Методика изучения движений народно-сценического танца |
Методика изучения движений. |
Методически разработанная система изложения материала Обусловленность принципа изложения необходимостью равномерного распределения физической нагрузки на суставы, связки, мышцы. |
Особенности составления этюдов на середине зала. |
Этюдная работа, направленная на развитие и совершенствование техники танца.
|
Сочинение этюдов на основе проученных комбинаций у станка и на середине зала. |
5.3.2 Содержание дисциплины
Тема практического (семинарского) занятия |
Содержание практического (семинарского) занятия (перечень дидактических единиц: рассматриваемых подтем, вопросов) |
|
1. Истоки и развитие народного хореографического искусства. |
Возникновение народного танца как явления. Народный танец как вид искусства хореографии. Отражение истории того или иного народа, условий его жизни в образцах народных танцев. Образность, яркость и национальный колорит народных танцев. |
1 курс (1 семестр) Упражнения у палки
1. Позиции ног. · I, II, III, IV, V – открытые позиции (выворотные) · I, II, III, IV, V – прямые позиции (параллельные) · Свободные позиции ( ноги находятся в серединном положении между открытыми и прямыми позициями) · I (носки повернуты внутрь, пятки разведены в стороны) и II (носки повернутые внутрь, пятки разведены в стороны на расстоянии стопы) закрытые позиции.
2. Позиции и положения рук. · I и III позиции рук как в классическом танце · II позиция – руки раскрыты в стороны, кисти повернуты ладонями вверх · Положение рук на талии · Положение рук скрещенных перед грудью · Положения рук за спиной · Положение рук за головой.
3.Положения корпуса. · Корпус ровный · Корпус от талии наклонен вперед · Перегиб корпуса от талии назад · Перегиб корпуса от талии в бок ( вправо или влево )
4.Положения головы. · Голова en face (прямо) · Поворот головы (вправо или влево) · Наклон головы (вперед, вправо, влево) · Голова отклонена назад.
Demi plie и Grand plie.(Деми плие и гранд плие)-Приседания.
Battement tendu (Батман тандю) –движение для развития подвижности стопы.
Battement tendu jete (Батман тандю жете). Маленькие броски.
Rond de jambe par terre (Ронд де жамб пар тер). Круговые движения ногой по полу или по воздуху.
Развороты бедра.
Battement fondu.( Батман фондю)
Flic-flac.( Флик-фляк) Упражнения для свободной стопы.
Pas tortile.( Па тортье). Развороты стопы.
Дробные выстукивания.
Battement Developpe. ( Батман Девлёпе) Раскрывание ноги на 90 градусов.
Grand battement jete.(Гранд батман жете). Большие броски.
Упражнения на середине зала
Русский народный танец Основные движения · Простой бытовой шаг. - с продвижением вперед - с продвижением назад · Переменный шаг · Переменный шаг с ударом в позицию - с продвижением вперед - с продвижением назад · Переменный шаг с выносом ноги через I позицию вперед · «Припадание» · «Гармошка» - Боковая по VI позиции – «елочка» - Боковая с переводом стоп из I выворотной позиции в I невыворотную позицию · «Веревочка» - Простая. - Синкопированная - С переступанием - Двойная · «Ковырялочка» - без подскока - с подскоком · Каблучные упражнения · «Моталочка» - на полупальцах - на всей стопе (муж.) · Дроби - I, II, III ключи - Дробная дорожка - «дробь с подскоком» · Присядки - С выбросом ноги вперед - С отскоком в сторону на одну ногу - С растяжкой по II позиции · «Голубец» - подряд - с переступанием · «Молоточки» · «Хлопушки»
Белорусский народный танец Основные движения
· Основной ход танца «Лявониха» · Боковое скользящее подбивание (галоп) · Повороты с откидыванием ноги назад (бег в повороте) · Подскоки в повороте · «Заключение»- тройной притоп · Подбивание. · Основной ход танца «Крыжачок». · Голубец с переступанием. · «Веревочка» с переступаниями. · Присядки - с выносом ноги на каблук вперед - с выносом ноги вперед на воздух
Танцы народов Балтии ( по выбору педагога )
Эстонский танец Основные движения · Положения рук · Легкий бег. · Шаг с подскоком · Шаг с проскальзыванием · Шаг с каблука · Шаг с подъемом ноги вперед и переступаниями на полупальцах · Переступания с ноги на ногу с хлопками в ладоши · Вальсовый ход · Вальсовый ход накрест · Вальс с подскоком на одной ноге · Полька - трехшаговая - полька на подскоках · Расположение танцующих в паре и положения рук в парном танце.
Литовский танец Основные движения · Простые шаги. · Шаги вперед, одна нога накрест другой · Боковые шаги. · «Качающийся шаг» · Легкий бег · Шаги с подскоками. · Подскоки поочередно то на двух, то на одной ноге. · Перескок из VI позиции во II параллельную позицию и обратно · Концовка в три удара. · Полька. · Полька с поворотом во время подскока. · Прыжки с полным поворотом в воздухе.
Латышский танец Основные движения · Положения рук. · Расположение танцующих в паре и положения рук в парном танце. · Простой шаг. · Легкий бег. · Боковые перескоки с продвижением в сторону. · Шаг с подскоком. · Проскальзывание на обеих ногах. · Небольшие подскоки с выносом работающей ноги вперед. · Боковые шаги с выносом работающей ноги вперед · Шаг с ударом работающей ноги по стопе опорной ноги. · Галоп с остановкой. · Полька.
1 курс (2 семестр) Упражнения у палки
Demi plie и Grand plie.(Деми плие и гранд плие)-Приседания.
Battement tendu (Батман тандю) –движение для развития подвижности стопы.
Battement tendu jete (Батман тандю жете). Маленькие броски.
Rond de jambe par terre (Ронд де жамб пар тер). Круговые движения ногой по полу или по воздуху.
Развороты бедра.
Дробные выстукивания.
Battement Developpe. ( Батман Девлёпе) Раскрывание ноги на 90 градусов.
Grand battement jete.(Гранд батман жете). Большие броски.
Упражнения на середине зала
Марийский народный танец Основные движения · Положения рук. · Движения рук. · Движения кистей. · Прищелкивания пальцами. · Горно-марийский основной ход. · Переменный шаг с ударом · Скользящий шаг в сторону. · Шаг с перескоком с одной ноги на другую. · «Елочка» или «гармошка» вперед, назад, в повороте. · Дробь с двух ног. · Шаг накрест. · Боковая дробь с продвижением. · Шаги вперед и назад с заворотами стоп. · Боковой шаг с поворотом и с выносом работающей ноги на каблук вперед. · Боковой шаг с положением работающей ноги «назад» на полупалец.
Татарский народный танец Основные движения · Положения рук. · Переменный ход на невысоких полупальцах. · Переменный ход на невысоких полупальцах с небольшим прыжком. · Мелкая дробь по VI позиции · Боковой ход с отбрасыванием ноги в сторону и выносом вперед на каблук через подскок. · Боковой ход с поворотом стопы. · Ход с каблука. · Переступания с каблука на полупальцы. · Боковой шаг с соскоком на две ноги. · Поворот с подскоком на одной ноге. · Притопы. · Вращения. · Присядки.
Башкирский народный танец (женский) Основные движения
· Положения рук. · Переменный ход на невысоких полупальцах вперед. · Переменный ход на невысоких полупальцах назад. · Боковой ход с ударом работающей ноги полупальцами в пол и с ударом пятками обеих ног. · Простой дробный ход вперед с выносом ноги вперед с ударом каблука в пол. · Дробь с притопом. · Ход на полупальцах назад с ударом пятки работающей ноги в пол. · Переменный шаг с трилистником. · Припадание
2 курс ( 3 семестр) Упражнения у палки
Demi plie и Grand plie.(Деми плие и гранд плие)-Приседания.
Battement tendu (Батман тандю) –движение для развития подвижности стопы.
Battement tendu jete (Батман тандю жете). Маленькие броски.
Rond de jambe par terre (Ронд де жамб пар тер). Круговые движения ногой по полу или по воздуху.
Развороты бедра.
Battement fondu.( Батман фондю)
Flic-flac.( Флик-фляк) Упражнения для свободной стопы.
Pas tortile.( Па тортье). Развороты стопы.
Дробные выстукивания.
Battement Developpe. ( Батман Девлёпе) Раскрывание ноги на 90 градусов.
Grand battement jete.(Гранд батман жете). Большие броски.
Grand battement jete с Demi plie на опорной ноге и с опусканием работающей ноги на каблук.
Упражнения на середине зала
Таджикский народный танец Основные движения
- поворот кисти к себе - поворот кисти от себя - волнообразные сгибания и выпрямления запястья и пальцев - «Рез»- мелкое непрерывное движение от запястья
- от себя - к себе
Узбекский народный танец Основные движения · Движения кистей: - сгибание и разгибание в запястье - вращение внутрь и наружу - волнообразные движения (женские) - щелчки пальцами · Движение рук: - мягкое от предплечья - переводы из стороны в сторону через низ - переводы со щелчками - переводы с поворотом кистей · Движения плеч: - поочередные и одновременные вперед - поочередные и одновременные назад · Движения головы: - из стороны в сторону - акцентированное · Ходы: - в три переступания - мягкие шаги на полупальцах с переступанием на всю стопу - боковой шаг с подставлением ноги сзади - боковое движение с переводом обеих стоп из выворотного положения в невыворотное – «гармошка» - переступания с полупальцев на каблук · Шаг на полупальцы с выносом ноги вперед и с резким соскоком на обеих ногах по I прямой позиции(мужское) · Поворот на одной ноге по I прямой позиции(мужское) · Шаг с каблука в повороте и с соскоком на всю стопу(мужское) · Повороты с хлопком с продвижением вправо и влево · Шаг с соскоком и полуповоротом · Боковой ход с каблука · Переменный ход на полупальцах · Повороты: - с шагами из стороны в сторону - с выпадом на месте - с переступанием на месте · Перегибания корпуса - стоя – назад - стоя на коленях – назад - сидя на коленях – по кругу · Опускания на колени: - на одно колено - на оба колена - на оба колена в полном приседании
Польский народный танец «Краковяк» Основные движения · Положения ног. · Положения рук. · Притопы: - Перескок на всю стопу с последующим ударом в пол другой ноги по I прямой позиции. - Перескок на всю стопу с двумя последующими ударами в пол по I прямой позиции. · «Ключ» - одинарный - двойной · «Кшэсанэ» · «Цвал» - галоп – скользящий · «Цвал»- галоп – с подскоком · Шаг с броском ноги вперед и последующим сгибанием обеих ног в прыжке. · «Голубец»: - по полу - на 35 градусов в маленьком прыжке · Перескок с ноги на ногу (pas de basque) с двумя последующими переступанием по V свободной позиции. · Соскоки - в I и II прямые позиции на полупальцы в полуприседание - на одну ногу с одновременным полуповоротом и последующим ударом полупальцами в пол свободной ноги.
Венгерский народный танец Основные движения · Положения ног. · Положения рук. · Ходы «Чардаш»: - шаг в сторону. Вперед или назад в прямом положении ног с последующей подставкой свободной ноги в I прямую позицию - шаг одной ногой в сторону в прямом положении с поворотом стопы свободной ноги: а) в открытое положение б) из открытого положения в прямое с двумя ударами ребром каблука · Переступания: - шаг или перескок в сторону в прямом положении с двумя последующими переступаниями по I прямой позиции - шаг или перескок в сторону в прямом положении с двумя последующими переступаниями одной ногой спереди на ребро каблука, другой сзади на низких полупальцах. - шаг или перескок в сторону в свободном положении с двумя последующими переступаниями в перекрещенном положении, одной ногой сзади на полупальцы, другой спереди на всю стопу. - шаг или перескок в сторону с двумя последующими переступаниями в перекрещенном положении одной ногой сзади на полупальцы, другой в полуприседании спереди на всю стопу · «Боказо»- жесткий ключ.
2 курс (4 семестр) Упражнения у палки
Demi plie и Grand plie.(Деми плие и гранд плие)-Приседания.
Battement tendu (Батман тандю) –движение для развития подвижности стопы.
Battement tendu jete (Батман тандю жете). Маленькие броски.
Rond de jambe par terre (Ронд де жамб пар тер). Круговые движения ногой по полу или по воздуху.
Развороты бедра
Battement fondu.( Батман фондю)
Flic-flac.( Флик-фляк) Упражнения для свободной стопы.
Pas tortile.( Па тортье). Развороты стопы.
Дробные выстукивания.
Battement Developpe. ( Батман Девлёпе) Раскрывание ноги на 90 градусов.
Grand battement jete.(Гранд батман жете). Большие броски.
Упражнения на середине зала
Башкирский народный танец (мужской) Основные движения · «Голубец» · Широкий бег. · Подскок с ударом каблуками · Подскоки на полном приседании. · Прыжок с прогибом корпуса назад с одной ноги · Прыжок с прогибом корпуса назад с двух ног · «Качалка» · Pas de bourre по V и VI позициям · Жесткие соскоки на опорной ноге в повороте с согнутой в колене работающей ногой поднятой вытянутыми пальцами к колену. опорной ноги.
Еврейский народный танец Основные движения · Положения рук. · Ход с каблука по VI позиции · Ход с выносом ноги вперед · Ход с каблука с наклоном корпуса вперед · Перескок с ноги на ногу с ударом полупальцами свободной ноги сзади опорной. · Притопы по VI и III позициям · Прыжки по VI позиции с различными положениями рук · Прыжок с подгибанием ног и перегибом корпуса назад. · Ход с носка с наклоном корпуса вперед «Приветствие» · Бег с отбрасыванием ног назад. · Шаг с выносом ноги вперед и с поворотом корпуса на 180 градусов. · Вращения в паре. · Pas de basque
Итальянский сценический танец «Тарантелла» Основные движения · Работа с тамбурином. · Положения в паре. · Перескоки с ноги на ногу. · Бег с отбрасыванием ноги назад в выворотном и согнутом в колене положении. · Бег с подскоком и броском ноги от себе- к себе- от себя · Тройные перескоки с ноги на ногу. · Прыжки в прозах. · Соскоки на II позицию с выносом ноги вперед. · Соскоки на II позицию с последующим поворотом · Подскоки на одной ноге в полуприседании: - вытянутая стопа ноги в положении спереди или сзади опорной ноги на уровне щиколотки (sur le cоu-de-pied) - согнутая нога поднята вперед или назад в открытом положении на 45 или 90 градусов - нога вытянута и поднята в открытом положении на 45 или 90 градусов · Повороты внутрь(en dedans) и наружу (en dehors): - на поочередных переступаниях по III или V свободной позиции - на опорной ноге с согнутой работающей ногой в колене (pas pirouettes)
3 курс (5 семестр)
Упражнения у палки
Demi plie и Grand plie.(Деми плие и гранд плие)-Приседания.
Battement tendu (Батман тандю) –движение для развития подвижности стопы.
Развороты бедра
Battement fondu.( Батман фондю)
Flic-flac.( Флик-фляк) Упражнения для свободной стопы.
Дробные выстукивания.
Battement Developpe. ( Батман Девлёпе) Раскрывание ноги на 90 градусов.
Grand battement jete.(Гранд батман жете). Большие броски.
Упражнения на середине зала
Молдавский народный танец Основные движения
- положения рук. - шаг в сторону с открыванием ноги вперед с плавным подъемом на полупальцы - шаг накрест в полуприседании - мелкие поочередные переступания на полупальцах в полуприседании - шаги вперед и назад в полуприседании с подъемом на полупальцы - шаг в сторону в открытом положении с вытянутым коленом на полупальцы - шаг в сторону в открытом положении с вытянутым коленом на ребро каблука
- положения рук - акцентированный шаг в сторону с открыванием ноги вперед в сокращенное положение на всю стопу - бег с поочередным отбрасыванием согнутых ног назад - шаги с подскоком и подъемом согнутой ноги вперед на 90 градусов - перескоки на полупальцах на месте с подъемом согнутых ног вперед на 90 градусов - короткие прыжки с поджатыми ногами
- положения рук. - основной боковой ход – подбивка - боковой ход с подскоком на впереди стоящей ноге - ход вперед с подскоками и ударами по голенищу во время прыжка - вращения в паре - продвижение по кругу ( руки на плечи).
Украинский народный танец Основные движения
Движения для мужчин:
Туркменский народный танец Основные движения
· Положения рук в женском танце. · Положения рук в мужском танце. · Движения рук в женском танце. · Движения рук в мужском танце. · Простой женский ход. · Переменный ход с пятки на всю стопу на низких полупальцах. · Боковой ход с одной ноги по VI позиции. · «Хым-мыл» - опускание с низких полупальцев на всю стопу пружиня в голеностопном суставе.(женское) · Простые шаги с последующим приседанием (женское) · Переступания накрест. · Основной мужской ход – легкий бег с одной ноги. · «Скачки джейрана» - прыжок наверх с последующим приземлением в положение накрест и выпадом на одну ногу (мужское). · Три шага с последующим резким броском свободной ноги вперед (мужское). · Подскоки на двух ногах по IV параллельной позиции. · Ход с проскальзыванием.
Казахский народный танец Основные движения · Положения рук. · Переменный ход. · Приставной ход. · Припадание. · Переступания накрест. · Переступания накрест с остановкой. · Наклоны и перегибы корпуса. · Боковые шаги с выпадом на ногу. · Работа с предметами. Грузинский народный танец Основные движения
· Положения рук. · Положения ног. · Движения рук в женском танце. · Движения рук в мужском танце. · Движения кистей в женском танце. · Движения кистей в мужском танце. · Свла – шаги в три переступания · Адгилзе – шаги на месте. · Гвердзе – шаги с продвижением в сторону. · Укусвла – шаги с продвижением назад. · Циповла – шаги вперед. · Сада мухлура – шаги со сгибанием колена. · Сада – удар каблуком с переходом на носок · Бруни – повороты · Вращения.
Армянский народный танец Основные движения
· Позиции рук. · Положения рук в женском танце. · Положения рук в мужском танце. · Расположение танцующих и положения рук в массовых, цепных или круговых танцах. · Движения рук: - «Дзеркна-птуйт» - вращение кистей «к себе» и «от себя» - неполное вращение кистей рук ладонями «к себе» и «от себя» - повороты рук от локтя «к себе» и «от себя» - «Чахарак»- вращение рук от локтя одна вокруг другой. - круговое движение вокруг лица - перевод рук из стороны в сторону - «Цалк» - легкий рывок среднего пальца вверх - «Чешмя» - прищелкивание - поочередное подведение одной руки к затылку с одновременным открытием другой руки в сторону II позиции (мужское) - взмах двумя платками перед собой - «Цап» - хлопки в ладоши · Положения и движения корпуса, плеч и головы. · «Двели» - ходы с непрерывным и интенсивным продвижением по кругу и по прямой. · «Сюзьма» - танец на месте, без продвижения по сценической площадке, но иногда с переступаниями или поворотами на месте, выполняемый главным образом игрой корпуса, рук, лица. · «Манруки» - мелкие движения, выполняемые или на месте или с небольшим продвижением по площадке. · «Птуйт» - повороты на одном месте. · Винтообразные движения и прыжки. · «Чатма» - присядки. Азербайджанский народный танец Основные движения
· Положения рук. · Шаг с подскоком. · Бег. · Легкие переступания с продвижением вперед · Легкие переступания с продвижением назад на полупальцах. · Соскоки по III открытой позиции · Выпад, на ногу сгибая ногу в колене, другая вытянутая с сокращенной стопой. · Подскоки на одной ноге на месте · Подскоки на одной ноге с продвижением. · Подскоки на одной ноге в повороте. · Подскоки с переступанием: - с ударом полупальцами по I прямой позиции - с ударом полупальцами спереди накрест опорной ноги - с ударом полупальцами сзади накрест опорной ноги · Боковые шаги с остановкой. · Присядки: - на месте - с продвижением вправо - с продвижением влево 3 курс (6 семестр) Упражнения у палки
Demi plie и Grand plie. (Деми плие и гранд плие)-Приседания.
Battement tendu (Батман тандю) –движение для развития подвижности стопы.
Battement tendu jete (Батман тандю жете). Маленькие броски.
Rond de jambe par terre (Ронд де жамб пар тер). Круговые движения ногой по полу или по воздуху.
Развороты бедра
Flic-flac.( Флик-фляк) Упражнения для свободной стопы.
Battement Developpe. ( Батман Девлёпе) Раскрывание ноги на 90 градусов.
Grand battement jete.(Гранд батман жете). Большие броски.
Упражнения на середине зала
Польский народно-сценический танец «Мазурка» Основные движения
- акцентированный из стороны в сторону - спереди назад или сзади вперед (в открытом положении)
Венгерский народный танец Основные движения
- в открытое положение - из открытого положения в прямое с двумя ударами ребром каблука
- шаг или перескок в сторону в прямом положении с двумя последующими переступаниями по I прямой позиции - шаг или перескок в сторону в прямом положении с двумя последующими переступаниями одной ногой спереди на ребро каблука, другой сзади на низких полупальцах - шаг или перескок в сторону в свободном положении с двумя последующими переступаниями в перекрещенном положении одной ногой сзади на полупальцы, другой спереди на всю стопу - шаг или перескок в сторону с двумя последующими переступаниями в перекрещенном положении одной вытянутой ногой сзади на полупальцы, другой в полуприседании спереди на всю стопу
Румынский народный танец Основные движения
Элементы китайского танца Основные движения
4 курс (7 семестр) Упражнения у палки Добавляются следующие движения:
Упражнения на середине зала
Венгерский народно-сценический танец Основные движения
- из стороны в сторону - спереди – назад - с сзади - вперед
- на обеих ногах по V позиции внутрь и наружу - на одной ноге из IV открытой позиции (en dedans)
Испанский народно-сценический танец Основные движения
- удлиненные шаги в полуприседании - удлиненный шаг вперед на всю стопу с двумя последующими переступаниями на demi plie
- поочередные выстукивания полупальцами и каблуками по I прямой позиции
4 курс (8 семестр) Упражнения у палки
Добавляются следующие движения:
Упражнения на середине зала Мексиканский танец «Харабэ астеко» Основные движения
Цыганский танец Основные движения
Болгарский танец Основные движения
- обыкновенные шаги - мелкие и широкие шаги - перекрестные шаги со скольжением - качающийся шаг левой ногой перед правой и наоборот - винтообразное движение ног со сгибанием тела в сторону винта - шаги с акцентом
«Дорожка» из стороны в сторону.
|
2. Терминология в народном танце. |
Упражнения у палки. Упражнения на середине зала. |
|
3. Музыкальное сопровождение и воспитание музыкальности на уроке народного танца.
|
Музыкальное сопровождение занятий в хореографическом коллективе как важнейший фактор эстетического и художественного воспитания. Значение творческого контакта в работе педагога и концертмейстера. Формы и методы работы, их характеристика. Работа концертмейстера по подбору музыкального материала для сопровождения урока и постановочной работы. Изучение музыкальных традиций и их использование на занятиях коллектива. Подчинение движения музыкальной фразе. Соответствие движения структуре выбранного музыкального сопровождения. Воспитание музыкального вкуса студентов. Совершенствование природной музыкальности. Сопровождение беседы музыкальными и танцевальными примерами. |
|
4. Особенности составления элементарных танцевальных комбинаций. |
Составление танцевальных комбинаций с учетом пройденного материала на данном курсе. |
|
5. Методика построения урока по народно-сценическому танцу. |
Построение урока. Последовательность упражнений у станка и на середине зала, чередование движений по трудности и характеру их исполнения. Ритм и темп урока. Методика изучения движений. Методически разработанная система изложения материала. Обусловленность принципа изложения необходимостью равномерного распределения физической нагрузки на суставы, связки, мышцы. |
|
6. Особенности составления этюдов на середине зала.
|
Этюдная работа, направленная на развитие и совершенствование техники танца. Сочинение этюдов на основе проученных комбинаций у станка и на середине зала. |
|
7. Использование выразительных средств при сочинении танцевальных комбинаций и этюдов на середине зала. |
Использование костюмов и атрибутов, подчеркивающих характер исполняемого танца.
|
|
8. Методика построения и ведения урока по народному танцу в младших классах в школах искусств. |
Построение урока. Взаимосвязь всех частей урока. Построение урока в зависимости от его целей и задач. Подача материала с учетом возрастных особенностей учащихся, а также пройденного материала. |
|
9. Методика построения и ведения урока по народному танцу в средних классах в школах искусств.
|
Методические особенности учебной и воспитательной работы. Последовательность урока. Ведение занятий с учетом возрастных особенностей. Сочинение комбинаций у станка и на середине зала в соответствии с пройденным материалом. |
|
10. Методика построения и ведения урока по народному танцу в старших классах в школах искусств.
|
Формы и задачи учебно-воспитательной работы в хореографических самодеятельных коллективах. Учет возрастных и профессиональных данных учащихся при проведении учебно-воспитательной работы. Взаимосвязь и единство воспитательных и образовательных целей в работе коллектива. |
|
11. Художественная окраска сценического исполнения.
|
Изучение стиля танцев в их народных и сценических вариантах. Изучение танцевального наследия профессиональных ансамблей танца и изучение характерных танцев из классических балетов. |
5.3.3 Содержание самостоятельной работы
Наименование раздела |
Вид самостоятельной работы |
Содержание самостоятельной работы |
1. Истоки и развитие народного хореографического искусства. |
подготовка к практическим занятиям |
1. Изучение книг по народной хореографии 2. Просмотр учебных видео уроков по народно-сценическому танцу. 3. Изучение отличительных особенностей, национального колорита того или иного народа, условий его жизни в образцах народных танцев. |
2. Терминология в народном танце. |
подготовка к практическим занятиям |
1. Повторение и отработка отдельных движений у палки: - разновидности plie; - разновидности battement tendu; - разновидности battement tendu jete; - разновидности fondu; - разновидности flic-flac; - разновидности развороты бедра; - разновидности выстукивание (каблучное); - разновидности pas tortille - разновидности adajio - разновидности crand battement jete
|
3. Музыкальное сопровождение и воспитание музыкальности на уроке народного танца.
|
подготовка к практическим занятиям |
1. Отработка отдельных движений, комбинаций и этюдов на середине зала. 2. Работа над выразительностью исполнения. 3. Работа с предметом. 4. Работа над точностью исполнения характерных танцев. |
4. Особенности составления элементарных танцевальных комбинаций. |
подготовка к практическим занятиям |
1.Составление комбинаций у палки, по разновидностям движений, в соответствии с проученным материалом для каждого года обучения. |
5. Методика построения урока по народно-сценическому танцу. |
подготовка к практическим занятиям |
1.Составление комбинаций у палки, по разновидностям движений, в соответствии с проученным материалом для каждого года обучения. 2.Грамотный показ и объяснение правил исполнения движений.
|
6. Особенности составления этюдов на середине зала. |
подготовка к практическим занятиям |
1.Составление учебных и развернутых комбинаций на середине зала. 2.Составление этюдов на проученном материале. |
7. Использование выразительных средств при сочинении танцевальных комбинаций и этюдов на середине зала. |
подготовка к практическим занятиям |
1. Работа над выразительностью исполнения. 2. Работа с предметом. 3. Работа над точностью исполнения характерных танцев.
|
8. Методика построения и ведения урока по народному танцу в младших классах в школах искусств. |
подготовка к практическим занятиям |
1.Составление комбинаций у палки, по разновидностям движений, в соответствии с проученным материалом для каждого года обучения. 2.Грамотный показ и объяснение правил исполнения движений. 3.Составление учебных и развернутых комбинаций на середине зала. 4.Составление этюдов на проученном материале |
9. Методика построения и ведения урока по народному танцу в средних классах в школах искусств.
|
подготовка к практическим занятиям |
1.Составление комбинаций у палки, по разновидностям движений, в соответствии с проученным материалом для каждого года обучения. 2.Грамотный показ и объяснение правил исполнения движений. 3.Составление учебных и развернутых комбинаций на середине зала. 4.Составление этюдов на проученном материале |
10. Методика построения и ведения урока по народному танцу в старших классах в школах искусств.
|
подготовка к практическим занятиям |
1.Составление комбинаций у палки, по разновидностям движений, в соответствии с проученным материалом для каждого года обучения. 2.Грамотный показ и объяснение правил исполнения движений. 3.Составление учебных и развернутых комбинаций на середине зала. 4.Составление этюдов на проученном материале |
11. Художественная окраска сценического исполнения.
|
подготовка к практическим занятиям |
1. Работа над выразительностью исполнения. 2. Работа с предметом. 3. Работа над точностью исполнения характерных танцев |
5.3.4 Перечень тем контрольных работ
Семестр |
Раздел дисциплины |
Темы контрольных работ
|
3 семестр |
Методика изучения движений народно-сценического танца |
«Современные методы работы педагога по изучению движений в народно-сценическом танце» |
8 семестр |
Художественная окраска сценического исполнения. |
«Работа с предметом» |
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации представлен в Приложении 1.
1. Повторение и отработка отдельных движений у палки:
- разновидности plie;
- разновидности battement tendu;
- разновидности battement tendu jete;
- разновидности fondu;
- разновидности flic-flac;
- разновидности развороты бедра;
- разновидности выстукивание (каблучное);
- разновидности pas tortille
- разновидности adagio
- разновидности grand battement jete
2. Отработка отдельных движений, комбинаций и этюдов на середине зала.
3. Работа над выразительностью исполнения.
4. Работа с предметом.
5. Работа над точностью исполнения характерных танцев.
6. Составление комбинаций у палки, по разновидностям движений, в соответствии с проученным 7.материалом для каждого года обучения.
8.Грамотный показ и объяснение правил исполнения движений.
9.Составление учебных и развернутых комбинаций на середине зала.
10.Составление этюдов на проученном материале.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
7.1 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
1.Адамович, О. Ю. Народно-сценический танец. Упражнения у станка. [Электронный ресурс] / О. Ю. Адамович, Т. С. Михайлова, Н. Н. Александрова. — Санкт-Петербург : Лань, Планета музыки, 2016. — 136 с. — URL : http://e.lanbook.com/book/90026.
2. Классический танец. Упражнения на пальцах: методическое пособие / сост. Т.Н.Цепляева – РИЦ ТГИК : Тюмень, 2017. – 60 с.
3.Классический танец. Упражнения у станка (1-й год обучения) : методическое пособие / сост. Л.И. Вавилова, М.В. Вычужанина. –РИЦ ТГИК : Тюмень, 2017. – 60 с.
Деятельность преподавателя должна быть направлена на сознательное освоение студентами практической профессиональной деятельности. Преподавателю необходимо четко проектировать учебный процесс, ясно формулировать задачи и цели практики, ориентироваться на следующие основополагающие методические принципы:
- связь теории с практикой: владение методикой хореографических дисциплин, умение использовать накопленный исполнительский и исследовательский материал (в том числе и региональный) для решения практических задач в будущей профессиональной деятельности;
- принцип формирования сознательности и активности студента, так как образовательный процесс невозможен без интенсивного, сознательного сопряжения всех познавательных процессов и психических функций обучающегося.
Для освоения данной практики необходимо использовать следующие средства обучения, в которые входят:
- рабочая программа,
- специальная и дополнительная учебно-методическая литература,
- наглядный дидактический материал,
- аудио- и видео записи.
Эффективное применение традиционных (практического, наглядного, словесного) и инновационных (проблемного, игрового, и д.р.) средств и методов обучения позволит:
- создать у студентов мотивацию к изучению курса;
- сформировать профессиональные компетенции, связанные с практическими знаниями, умениями и навыками студентов;
- сформировать у студентов умение планировать и организовывать свою будущую профессиональную педагогическую деятельность.
Рекомендуемые основные подходы, заложенные в формирование средств и методов обучения:
- использование активных методов обучения;
- использование индивидуального подхода к обучающимся;
- оптимальное сочетание различных методов обучения;
- специально разработанные учебно-методические материалы.
7.2 Перечень печатных и электронных ресурсов, необходимых для освоения дисциплины
Основные
1. Богданов, Г. Тренинг четырех В : воображения, внимания, веры, воли. Методика русской плясовой импровизации : учеб.-метод. пособие / Г. Богданов. – Москва: ВЦХТ, 2012. – 128 с.
2. Борзов, А. А. Народно-сценический танец : экзерсисы у станка : учеб. пособие / А. А. Борзов. – Москва : ГИТИС : Московская академия образования Н. Нестеровой, 2008. – 493 с. 3. Борзов, А. А. Танцы народов мира / А. А. Борзов. – Москва : Ун-т Натальи Нестеровой 2006. – 496 с..
4. Гусев, Г. П. Методика преподавания народного танца : этюды / Г. П. Гусев. – Москва : ВЛАДОС, 2004. – 232 с..
5. Лопухов, А. В. Основы характерного танца / А. В. Лопухов, А. В. Ширяев. – 3-е изд. – Санкт-Петербург : Лань, 2007. – 344 с..
6. Мурашко, М. П. Русская пляска : учеб. пособие / М. П. Мурашко. – Москва : МГУКИ, 2010. – 487 с..
7. Мурашко, М. П. Формы русского танца кн. 1 ч. 1. / М. П. Мурашко. – Москва : Один из лучших, 2006.
8. Мурашко, М. П. Формы русского танца кн. 1 ч. 2 / М. П. Мурашко. – Москва : Один из лучших, 2006. – 307 с.
Доступно в ЭБС «Лань»
1. Адамович, О. Ю. Народно-сценический танец. Упражнения у станка. [Электронный ресурс] / О. Ю. Адамович, Т. С. Михайлова, Н. Н. Александрова. — Санкт-Петербург : Лань, Планета музыки, 2016. — 136 с. — URL : http://e.lanbook.com/book/90026.
2. Вац, А. Б. Танцевальное искусство Китая : история и современность. [Электронный ресурс] / А. Б. Вац. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург : Лань, Планета музыки, 2011. — 208 с. — URL : http://e.lanbook.com/book/1940 — Загл. с экрана.
3. Даренская, Н. В. Белорусский танец : учебно-методическое пособие. [Электронный ресурс] / Н. В. Даренская. — Омск : ОмГУ, 2011. — 92 с. — URL : http://e.lanbook.com/book/75471 — Загл. с экрана.
4. Есаулов, И. Г. Народно-сценический танец. [Электронный ресурс] / И. Г. Есаулов, К. А. Есаулова. — Санкт-Петербург : Лань, Планета музыки, 2014. — 208 с. — URL : http://e.lanbook.com/book/55707 — Загл. с экрана.
5. Касиманова, Л. А. Основные формы народного танца. Теория и методика преподавания. [Электронный ресурс] / А. А. Касиманова. — Санкт-Петербург : Лань, Планета музыки, 2016. — 64 с. — URL : http://e.lanbook.com/book/9127 — Загл. с экрана. 10
6. Матвеев, В. Ф. Русский народный танец. Теория и методика преподавания. [Электронный ресурс] / В. Ф. Матвеев. — Санкт-Петербург : Лань, Планета музыки, 2013. — 256 с. — URL : http://e.lanbook.com/book/38846 — Загл. с экрана.
7. Танец и методика его преподавания (народно-сценический) : учебно-методический комплекс по направлению подготовки 51.03.02 (071500.62) «Народная художественная культура», профиль «Руководство хореографическим любительским коллективом». [Электронный ресурс] — Кемерово : КемГИК, 2014. — 63 с. — URL : http://e.lanbook.com/book/79371 — Загл. с экрана. 8. Теория, методика и практика народно-сценического танца : учебно-методический комплекс по направлению подготовки 52.03.02 (071300) «Хореографическое исполнительство», профиль «Артист-танцовщик ансамбля народного танца, педагог-репетитор». [Электронный ресурс] — Кемерово : КемГИК, 2014. — 88 с. — URL : http://e.lanbook.com/book/79370 — Загл. с экрана.
Доступно в ЭБС «IPRbooks»:
1. Бочкарева, Н. И. Русский народный танец. Теория и методика [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств / Н. И. Бочкарева — Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2006. — 179 c. — URL : http://www.iprbookshop.ru/22082. — ЭБС «IPRbooks».
2. Бриске, И. Э. Народно-сценический танец и методика его преподавания [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 071301 Народное художественное творчество / И. Э. Бриске — Челябинск : Челябинский государственный институт культуры, 2007. — 93 c. — URL : http://www.iprbookshop.ru/56453. — ЭБС «IPRbooks».
3. Бриске, И. Э. Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Народно-сценический танец и методика его преподавания» [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 071301 Народное художественное творчество / И. Э. Бриске — Челябинск : Челябинский государственный институт культуры, 2006. — 63 c. — URL : http://www.iprbookshop.ru/56498. — ЭБС «IPRbooks».
4. Гусев, Г. П. Народный танец. Методика преподавания [Электронный ресурс] : учебное пособие / Г. П. Гусев — Москва : Владос, 2012. — 608 c. — URL : http://www.iprbookshop.ru/14174. — ЭБС «IPRbooks».
5. Дубских, Т. М. Башкирские и татарские танцы на Южном Урале [Электронный ресурс] : учебное пособие / Т. М. Дубских — Челябинск : Челябинский государственный институт культуры, 2002. — 144 c. — URL : http://www.iprbookshop.ru/56389. — ЭБС «IPRbooks».
6. Дубских, Т. М. Хореографическое искусство Южного Урала (башкирский и татарский танцы) [Электронный ресурс] : учеб. пособие по дисциплинам «Методика преподавания танцевальных дисциплин (народно-сценический танец)», «Композиция танца (народно-сценический танец)» для студентов, обучающихся по специальностям 51.03.02 Народная художественная культура, профиль «Руководство хореографическим любительским коллективом», 52.03.01 Хореографическое искусство, профиль 11 «Искусство балетмейстера» / Т. М. Дубских — Челябинск : Челябинский государственный институт культуры, 2015.— 176 c. — URL : http://www.iprbookshop.ru/56534. — ЭБС «IPRbooks».
7. Танец и методика его преподавания (народно-сценический) [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс по направлению подготовки 51.03.02 (071500.62) «Народная художественная культура», профиль «Руководство хореографическим любительским коллективом», квалификация (степень) выпускника «бакалавр». — Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2014. — 63 c. — URL : http://www.iprbookshop.ru/55262. — ЭБС «IPRbooks».
8. Теория, методика и практика народно-сценического танца [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс по направлению подготовки 52.03.01 (071200) «Хореографическое искусство», профиль «Искусство балетмейстера», квалификация (степень) выпускника «бакалавр». — Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2014.— 119 c. — URL : http://www.iprbookshop.ru/29717. — ЭБС «IPRbooks».
9. Теория, методика и практика народно-сценического танца [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс по направлению подготовки 52.03.02 (071300) «Хореографическое исполнительство», профиль «Артист-танцовщик ансамбля народного танца, педагог-репетитор», квалификация (степень) выпускника «бакалавр». — Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2014.— 88 c. — URL : http://www.iprbookshop.ru/55266. — ЭБС «IPRbooks».
10. Кособуцкая, Н. Ю. Мужские танцевальные движения прыжковой группы [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие по дисциплине «Русский танец» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 071200.62 «Хореографическое искусство» и 071500.62 «Народная художественная культура» / Н. Ю. Кособуцкая — Челябинск : Челябинский государственный институт культуры, 2013. — 68 c. — URL : http://www.iprbookshop.ru/56447. — ЭБС «IPRbooks».
11. Мартынова, Н. Э. Народная традиционная хореография Южного Урала (на материале Челябинской области) [Электронный ресурс] : репертуарный сборник по дисциплине «Народный танец» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 071500 Народная художественная культура / Н. Э. Мартынова — Челябинск : Челябинский государственный институт культуры, 2013. — 88 c. — URL : http://www.iprbookshop.ru/56452. — ЭБС «IPRbooks».
Дополнительная литература:
1. Бриске, И. Э. Народно – сценический танец и методика его преподавания : учебное пособие / И. Э. Бриске. – Челябинск, ЧГАКИ, 2007. – 96 с.
2. Гусев, Г. П. Народный танец : Методика преподавания: учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусств / Г. П. Гусев. – Москва : Владос, 2012. – 608 с.
3. Есаулов, И. Г. Народно – сценический танец : учебное пособие / И. Г. Есаулов, К. А. Есаулова. - 2-е изд. : стереотип. – Санкт-Петербург : Лань ; Планета музыки, 2014. – 208 с.
4. Заикин, Н. И. Областные особенности русского народного танца : учебное пособие Ч. II / Н. И. Заикин, Н. А. Заикина. – Орёл : ОГИИК, 2004. – 688 с.
5. Заикин, Н. И. Областные особенности русского народного танца : учебное пособие Ч. I / Н. И. Заикин, Н. А. Заикина. – Орёл: ОГИИК, 1999. – 550 с.
6. Зацепина, К. Народно – сценический танец Ч. I : учеб. методическое пособие для средних специальных и высших учебных заведений искусств и культуры / К. Зацепина, А. Климов, К. Рихтер, Н. Толстая, Е. Фарманянц. – Москва : Искусство, 1976. – 224 с.
7. Лопухов, А. В. Основы характерного танца / А. В. Лопухов, А. В. Ширяев, А. И. Бочаров – 2-е, изд. : стереотип. – Санкт-Петербург : Лань, 2006. – 344 с.
8. Матвеев, В. Ф. Русский народный танец : Теория и методика преподавания : учебное пособие / В. Ф. Матвеев. – Санкт-Петербург : Планета музыки ; Лань, 2010. – 256 с.
9. Мурашко, М. П. Классификация русского танца : Монографическое исследование / М. П. Мурашко. – Москва : МГУКИ, 2012. – 552 с.
7.3 Перечень Интернет-ресурсов, необходимых для освоения дисциплины
· 1. Национальная электронная библиотека. – URL: http://xn--90ax2c.xn--p1ai/. – (дата обращения 15.05.2020).
· 2. Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина. – URL: http://www.prlib.ru/. – (дата обращения 15.05.2020).
· 3. Российская государственная библиотека по искусству [Электронный ресурс]. –URL: http://liart.ru/ru/ . – (дата обращения 15.05.2020).
· 4. Смирнов Д.В. К вопросу о ладовой концепции Е.Э. Линевой. [Электронный ресурс]. –URL: http://www.ruplace.ru/etnologiya/kvoprosu-o-ladovoy-kontseptsii e.e.linevoy.d.v.smirnov.html. – (дата обращения 15.05.2020).
· 5. Теория фольклора [Электронный ресурс]. – URL:http://www.philol.msu.ru/folk/old/edu/teorfolk.htm. – (дата обращения 15.05.2020).
· 6. ФолкИнфо – фольклор /Фольклорно-информационный портал [Электронный ресурс]. –URL: http://www.folkinfo.ru. – (дата обращения 15.05.2020).
7.4 Использование дистанционных образовательных технологий при освоении дисциплины (модуля)
В случае использования дистанционных образовательных технологий в процессе изучения дисциплины, программа реализуется в полном объеме без изменений. Работа будет проходить в таких сетевых ресурсах как ЭИОС института, ZOOM, др., в рамках которых осуществляется взаимодействие обучающихся с преподавателем в удаленном режиме.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
– учебные аудитории для групповых, учебных и индивидуальных занятий, оснащенные роялем, зеркалами, стульями;
– специализированные кабинеты: танцевальные залы площадью не менее 95 кв. м., имеющие специализированные покрытие, балетные станки (палки) длиной не менее 25 м погонных вдоль трех стен, зеркала размером 7 м x 2 м на одной стене и звуковоспроизводящую технику (магнитофоны, аудио-проигрыватели);
– библиотека, читальный зал, лингафонный кабинет, помещения для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека);
– рабочие места в компьютерных классах, читальном зале библиотеки, оборудованные выходом в Интернет, сканерами, принтерами
8.1 Перечень аудиторного фонда, материально-технического оборудования, необходимого для освоения дисциплины
Аудитории для лекционных занятий укомплектованы мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории (наборы демонстрационного оборудования (проектор, экран, компьютер/ноутбук), учебно-наглядные пособия, тематические иллюстрации).
Практические занятия.
Специализированные аудитории для практических занятий, оборудованные станками, зеркалами, специальными напольными настилами, учитывающими особенности всех видов хореографического искусства (русский и народно-сценический танец, классический танец, современный танец); классы для индивидуальных занятий, кабинет технических средств, оснащенный теле- и видеозаписывающей аппаратурой. Индивидуальные занятия (при наличии).
Специализированные аудитории для индивидуальных занятий, оборудованные станками, зеркалами, специальными напольными настилами, учитывающими особенности всех видов хореографического искусства (русский и народно-сценический танец, классический танец, современный танец);
Самостоятельная работа (при наличии).
Специализированные аудитории для самостоятельной работы, оборудованные станками, зеркалами, специальными напольными настилами, учитывающими особенности всех видов хореографического искусства (русский и народно-сценический танец, классический танец, современный танец);
Помещения для самостоятельной работы оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом к электронной информационно-образовательной среде Института:
- читальный зал (корпус № 6 ; ауд. корпус № 1),
- компьютерные классы (ауд. № 2407).
- танцевальные классы (1502,1504,1503)
8.2 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, необходимого для изучения дисциплины
№ аудитории
|
Наименование программных продуктов |
1502, 1503, спортивный зал, 1504 1513 |
Программное обеспечение отсутствует
Windows OS, Microsoft Office, Windows Server, ИРБИС 64, Kaspersky Endpoint Security, K-Lite Codec Pack, 7-Zip 15.14, STDU Viewer,Pack, Alternative Flash Player Auto-Updater, Реквизиты договоров и лицензионных сертификатов на программное обеспечение: Microsoft Open License (41957791, 42213966, 42500504, 43477183, 44107839, 46126336, 46126337, 47323872, 47855899, 48158797, 48497044, 60784280, 64454435, 64527996, 68385086, 69133251, 69133680) ИРБИС 64 (По договору № 3/145/1 от 2010), KES (1B08171114064952317273) GNU GPL: K-Lite Codec Pack, 7-Zip 15.14, STDU Viewer,Pack, Alternative Flash Player Auto-Updater |
Приложение 1
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся
по дисциплине «Народно-сценический танец и методика его преподавания»
51.03.02. Народная художественная культура
Профиль\направленность
Руководство хореографическим любительским коллективом
Квалификация (степень) выпускника
бакалавр
Форма обучения
(очная, заочная)
Паспорт фонда оценочных средств
1. Перечень компетенций, этапы и планируемые уровни их сформированности
Код ком-петенции |
Наименование компетенции |
Индикаторы достижения компетенции |
Виды занятий для формирова-ния компетен-ции |
Виды оценочных средств для определения сформирован-ности компетенции |
Этапы формирования компетенции |
Уровни (качество) сформированности компетенции
|
Оценка достигнутого уровня |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
ПК-2 |
Применяет на практике методику преподавания хореографических дисциплин, профессионально осуществляет педагогическую и репетиционную работу с исполнителями, использует понятийный аппарат и терминологию хореографической педагогики
|
ПК-2.1 Знает: терминологический аппарат по дисциплине, основные требования по всем видам танца ПК-2.2 Умеет: методически грамотно объяснять исполнение движений, составлять хореографические комбинации по всем видам танца ПК-2.3 Владеет: навыками работы с исполнителями различных возрастов, навыками практического использования полученных теоретических знаний в области различных видов танца |
Практические занятия Индивидуальные занятия Самостоятельная работа
|
Исполнительский показ Экзаменационный показ
|
1курс Постановка корпуса, ног, рук и головы. Развитие навыков координации путем элементарного сочетания движений 2-3 курс Развитие физической силы, выносливости путем повторения пройденных упражнений в увеличенном количестве и более быстром темпе. 4 курс- Практическое использование полученных теоретических знаний в области народно-сценического танца |
Начальный уровень: знание основных элементов народно-сценического танца, владение терминологией по предмету, методическую основу по предмету; грамотное исполнение движений; умение применять полученные знания на практике Базовый уровень: владение теоретическими навыками составления учебных комбинаций; уметь пользоваться профессиональной литературой по предмету; основными навыками в исполнительской технике и умениями применять полученные знания в преподавательской деятельности Продвинутый уровень: знать методику проведения занятий; закономерности формирования профессиональных способностей, средства и способы развития выразительности; правила исполнения и преподавания движений и комбинаций; на практике использовать полученные психолого-педагогические знания в различных условиях деятельности |
Начальный уровень: «Удовлетвори-тельно» Студент в недостаточной степени владеет пройденным материалом. Не выразительное исполнение экзерсиса, не владение техникой. Индивидуальные задания выполнены не полностью. Теряется в ответах на теоретические вопросы. Базовый уровень: «Хорош» Студент показал прочные знания по данной дисциплине, дал ответ на дополнительные вопросы. Технически грамотно, музыкально и артистично исполнил танцевальные комбинации. полностью выполнил самостоятельные задания Продвинутый уровень: «Отлично» Студент показал глубокие и прочные знания по данной дисциплине, дал четкий ответ на дополнительные вопросы. Технически грамотно, музыкально и артистично исполнил танцевальные комбинации. полностью выполнил самостоятельные задания
|
ПКО-3 |
способностью реализовать актуальные задачи воспитания различных групп населения, развития духовно-нравственной культуры общества и национально – культурных отношений на материале и средствами народной художественной культуры; |
ПКО-3.1.Знает: -цели и задачи современного воспитания, в том числе духовно-нравственного; - возрастные и психологические особенности различных групп населения; - специфику развития духовно-нравственной культуры и национально-культурных отношений. ПКО-3.2. • Умеет: - формулировать актуальные задачи воспитания различных групп населения; - использовать различные методики художественного воспитания и средства народной художественной культуры применительно к различным группам населения. ПКО-3.3. • Владеет: - методикой использования средств народной художественной культуры для воспитания различных групп населения; - умением анализировать эффективность средств народной художественной культуры в воспитании различных групп населения, развитии духовно- нравственной культуры общества и национально-культурных отношений. |
|
|
Организационная работа в коллективе Планирование рабочего процесса в коллективе различных групп населения, Специфика работы с -руководителя с коллективом различных групп населения, Педагогическое требование. Его роль и значение в работе с коллективом и культурных отношений на материале и средствами народной художественной культуры; |
Начальный уровень: Знает: цели и задачи современного воспитания Умеет: использовать усвоенные знания с практической деятельностью; анализирует Владеет: методикой использования средств народной художественной культуры
Базовый уровень: Знает: методы и принципы построения работы с различными группами; Умеет: Выстраивать национально-культурные отношения Владеет: Методами воспитания различных групп населения
Продвинутый уровень: Знает: психологические особенности различных групп населения; Умеет: формулировать актуальные задачи воспитания различных групп населения; использовать различные методики художественного воспитания; анализировать эффективность средств народной художественной культуры в воспитании различных групп населения Владеет: знаниями и умениями в своей профессиональной творческой деятельности, |
Начальный уровень: «удовлетворительно» Студент в недостаточной степени владеет пройденным материалом. Индивидуальные задания выполнены не полностью. Теряется в ответах на теоретические вопросы. Базовый уровень: «хорошо» Студент показал глубокие и прочные знания по данной дисциплине, дал четкий ответ на дополнительные вопросы.
Продвинутый уровень: «отлично» Студент показал глубокие и прочные знания по данной дисциплине, дал четкий ответ на дополнительные вопросы, полностью выполнил самостоятельные задания |
2. Примерные вопросы для самостоятельной работы:
1. Истоки и развитие народного хореографического искусства.
2. Терминология в народно – сценическом танце
3. Музыкальное сопровождение и воспитание музыкальности на уроке народного танца.
4. Методика построения экзерсиса у палки по народно-сценическому танцу.
5. Особенности составления этюдов на середине зала.
6. Использование выразительных средств при сочинении танцевальных комбинаций и этюдов на середине зала.
7. Методика построения и ведения урока по народному танцу в младших классах в школах искусств.
8. Методика записи танцевальных комбинаций.
9. Методика построения и ведения урока по народному танцу в средних классах в школах искусств.
10. Методика построения и ведения урока по народному танцу в старших классах в школах искусств.
11. Художественная окраска сценического исполнения.
2. Типовые контрольные задания и иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения дисциплины
Примерный перечень и краткая характеристика оценочных средств
№ п/п |
Наименование оценочного средства |
Краткая характеристика оценочного средства |
Представление оценочного средства в фонде |
1. |
Контрольная работа |
Средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу |
Комплект контрольных заданий по вариантам |
1. Истоки и развитие народного хореографического искусства.
2. Терминология в народно – сценическом танце
3. Музыкальное сопровождение и воспитание музыкальности на уроке народного танца.
4. Методика построения экзерсиса у палки по народно-сценическому танцу.
5. Особенности составления этюдов на середине зала.
6. Использование выразительных средств при сочинении танцевальных комбинаций и этюдов на середине зала.
7. Методика построения и ведения урока по народному танцу в младших классах в школах искусств.
8. Методика записи танцевальных комбинаций.
9. Методика построения и ведения урока по народному танцу в средних классах в школах искусств.
10. Методика построения и ведения урока по народному танцу в старших классах в школах искусств.
11. Художественная окраска сценического исполнения.
Тест-определитель по композиции народно-сценического танца
(задание на выбор правильного ответа)
1.Какие из перечисленных танцев не исполняются в Польше:
А) «Гопак»
Б) «Краковяк»
В) «Оберек»
Г) «Куявяк»
Д) «Полонез»
Е) «Мазур»
Ж) «Чардаш»
Ответ: А) Гопак, Ж) Чардаш
2.Какой из предложенных танцев исполняется с кастаньетами в руках:
А) «Арагонская хота»
Б) «Тарантелла»
В) «Руцавиетис»
Г) «Зорбос»
Д) «Хасапико»
Ответ: А) Арагонская хота
3. Каким составом танцующих исполняется танец «Понтозоо»:
А) женский
Б) мужской
Г) смешанный
Д) парой
Ответ: Б) мужским
4. Музыкальным размером танца «Мазурка» является:
А) 2/4
Б) 6/8
В) 3/4
Г)7/12
Ответ: В) ¾
5. Движение «отбиане»относится к танцу:
А) чешский
В) румынский
Г) польский
Д) венгерский
Ответ: Г) польский
6. Женский танец, предполагающий раскрывание ноги на 90:
А) Индии
Б) Средней Азии
В) Кавказа
Г) Молдавии
Д) Греции
Ответ: А) Индии, Г) Молдавии, Д) Греции
7. Для каких народностей не характерны вращения рук:
А) Испании
Б) Средней Азии
В) России
Г) Молдовы
Д) Белоруссии
Ответ: В) России, Г) Молдовы, Д) Белоруссии
8. Танцевальный этюд это:
А) фрагмент урока
Б) сюжетный танец
В) развернутая комбинация
Г) экзерсис
Д) вариация
Ответ: А) фрагмент урока
9. В репертуаре какого коллектива не встречаются народные танцы:
А) ансамбле И.Моисеева
Б) ансамбле П.Вирского
В) ансамбле М.Годенко
Г) хора Турецкого
Д) Северного хора
Ответ: Г) хора Турецкого
10. Что не влияет на формирование танцевальной культуры народа:
А) географическое положение
Б) религия
В) музыкальная культура
Г) наука
Д) быт
Е) промышленность
Ж) история
Ответ: Г) наука, Е) промышленность
11. В мягкой обуви исполняются следующие танцы:
А) «Жига» (Ирландия)
Б) «Маламбо» ( Аргентина)
В) Чукотский танец
Г) «Бульба» (Белоруссия)
Д) «Арагонская хота» (Испания)
Ответ: А) «Жига» (Ирландия), В) Чукотский танец, Д) «Арагонская хота» (Испания)
12. Установите соответствие движений, встречающихся в танце:
А) прыжок в «кольцо» А) таджикский
Б) «сапатеадо» Б) осетинский
В) «гасма» В) испанский
Г) «присядка» Г) цыганский
Д) «шаг с подскоком» Д) русский
Ответ: а-г, б-в,в-б,г-д.
13. В композиции народного танца сюита это:
А) танцевально-музыкальная форма
Б) одноактный балет
В) фрагмент из оперы
Г) шоу-балет
Д) свой вариант
Ответ:А)
14. В какой народности встречается танец «Молдовеняска»:
А) Украина
Б) Болгария
В) Белоруссия
Г) Молдавия
Д) Румыния
Ответ: Г) Молдавия
15. Какие народности танцуют «Хору»:
А) Болгария
Б) Румыния
В) Италия
Г) Молдавия
Д) Венгрия
Ж)Азербайджан
Ответ: А),Б),Г)
16. Соотнесите названия движений французской терминологии классического и народно-сценического танцев:
А) plie А) круговые движения ногой по полу или по воздуху
Б) Battement fondu Б) большие броски
В) Rond В) упражнения с ненапряженной стопой
Г) Grand battmement Г) приседания
Д) Flic-flaс Д) низкие и высокие развороты ноги
Е) Battement tendu Е)упр-ние на развитие подвижности стопы
Ж)twist Ж) движение плечами
Ответ: а-г, б-д, в-а, г-б, д-в, е-е.
17. В танцах каких народов исполняется движение «трилистник»:
А) Поволжья
Б) Севера
Б) Кавказа
Г) Сибири
Д) Балтии
Е) Средиземноморья
Ж) Скандинавии
Ответ: А) Поволжья
18. Ход руки движением «восьмерка» не характерен для танца:
А) польского
Б) русского
В) венгерского
Г) мексиканского
Д) испанского
Е) индийского
Ж)ирландского
Ответ: Б), Г), Д), Е), Ж)
19. Элементом костюма какого народа являются «газыри»
А) Кавказа
Б) Средней Азии
В) Севера
Г) Казачий
Д) Узбекистан
Ответ: А) Кавказа, Г) Казачий
20. Тряска всем телом является выразительным средством народов:
А) Таджикистана
Б) Туркменистана
В) России
Г) цыгане
Д) Калмыкии
Е) Мари
Ж) Чувашии
Ответ: Д) Калмыкии
21. Установите соответствие названий танцев и народности их исполняющие:
А) «Газахы» А) Осетинский танец
Б) «Симд» Б) Мексиканский танец
В) «Гаучо» В) Польский танец
Г) «Краковяк» Г) Аргентинский танец
Д) «Авалюлько» Д) Калмыцкий танец
Е) «Чичирдык» Е) Азербайджанский
Ответ: а-е, б-а, в-г, г-в, д-б, е-д.
22. Какие движения не присущи русскому народному танцу, но имеют тождественные движения у других народов:
А) «тынок»
Б) «выхилясник»
В) «бигунец»
Г) «шалахо»
Д) «отбиане»
Ответ: А),Б),В),Д)