МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«тЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»

ФАКУЛЬТЕТ ДИЗАЙНА, ВИЗУАЛЬНЫХ ИСКУССТВ И АРХИТЕКТУРЫ

КАФЕДРА КОММУНИКАТИВНОГО И СРЕДОВОГО ДИЗАЙНА.

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

_______________( Н.В. Крамская)

(подпись)

«_____» _______________ 2022 г.

 

 

 

 

Рабочая программа дисциплины

Дизайн-проектирование

 

по основной образовательной программе

54.03.01 Дизайн

 

 

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

 

 

Форма обучения

очная

 

 

Год набора

2019

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень, 2022 г.

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры

Коммуникативного и средового дизайна

 

протокол №______ от «____» __________________ 2022 г.

 

Заведующий кафедрой ____________________ / А. Н. Ревкова /

(подпись)

Председатель УМК _______________________ / В. С. Сидорова /

(подпись)

«____» ______________ 2022 г. (протокол заседания УМК № _____)

 

 

СОГЛАСОВАНО

 

Директор научной библиотеки ____________________ / Н. П. Соколова /

(подпись)

 

 

Руководитель образовательной программы

____________________________ / /

(подпись)

 

 

Рабочая программа разработана

Емельяненко А.В., старшим преподавателем кафедры коммуникативного и средового дизайна

_______________________

(подпись)


СОДЕРЖАНИЕ

1.

Общие положения

4

2.

Цели освоения дисциплины

4

3.

Место дисциплины в структуре образовательной программы

4

4.

Результаты освоения дисциплины. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины

4

5.

Объём, структура и содержание дисциплины

5

5.1.

Объём и структура дисциплины

5

5.2.

Тематический план дисциплины

6

5.3.

Содержание дисциплины

8

6.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

10

7.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10

7.1.

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

10

7.2.

Перечень основных и дополнительных образовательных ресурсов (печатных и электронных), необходимых для освоения дисциплины

11

7.3.

Перечень образовательных ресурсов информационно-телекоммуникационной сети интернет, профессиональных баз данных, информационных справочных систем

13

7.4.

Использование дистанционных образовательных технологий при изучении дисциплины

13

8.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

14

8.1.

Перечень аудиторного фонда материально-технического оборудования, необходимого для освоения дисциплины

14

8.2.

Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, необходимого для освоения дисциплины

14

ПРИЛОЖЕНИЯ:

15

1.

Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

 

2.

Аннотация рабочей программы дисциплины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общие положения

Программа дисциплины «Дизайн-проектирование» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн (бакалавриат), утверждённого приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 №301, локальных нормативных актов ФГБОУ ВО «Тюменский государственный институт культуры.

  •  

2. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Дизайн-проектирование» являются:

  • формирование у студентов общекультурных, социально-личностных, профессиональных компетенций в соответствии с особенностями традиций подготовки дизайнеров в России и мире, а также спецификой регионального рынка труда.
  • основ профессионального творческого проектного мышления, изучение основных композиционных принципов, приобретение навыков проектной работы.
  • 3. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Дизайн-проектирование» входит в состав обязательной части учебного плана основной образовательной программы.

Логическая и содержательно-методическая взаимосвязи дисциплины с другими частями ООП осуществляется посредством освоения компетенции:

Код компетенции

Предшествующие дисциплины

Параллельно осваиваемые дисциплины

Последующие дисциплины

ОПК – 3

ОПК – 4

ОПК – 6

ПК – 1

ПК – 2

ПК – 3

ПК – 4

 

Эргономика и антропометрия,

Архитектурно-строительные конструкции и материалы,

Основы ландшафтного проектирования

Дизайн-проектирование,

Event-дизайн,

Визуальные исследования,

Преддипломная практика

 

4. Результаты освоения дисциплины. Компетенция, формируемая в результате освоения дисциплины

Наименование категории (группы) компетенций

Код компетенции

Наименование компетенции

Код и наименование индикатора

достижения компетенции

Общепрофессиональная компетенция

Методы творческого процесса дизайнеров

ОПК – 3

 

Способен выполнять поисковые эскизы изобразительными средствами и способами проектной графики; разрабатывать проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи; синтезировать набор возможных решений и научно обосновывать свои предложения при проектировании дизайн-объектов, удовлетворяющих утилитарные и эстетические потребности человека (техника и оборудование, транспортные средства, интерьеры, полиграфия, товары народного потребления)

ОПК-3.1.

знает основные приемы изобразительных средств рисунка, живописи и проектной графики для выражения художественного образа, проектной идеи;

ОПК-3.2.

знает методологию дизайн-проектирования, последовательность выполнения проектных работ, стратегии и тактики решения дизайнерских задач;

ОПК-3.3.

знает современные методики изучения потребителей объектов искусства и дизайна;

ОПК-3.4.

умеет разрабатывать художественно-проектную идею с использованием поисковых эскизов, изобразительных

средств и способов проектной графики;

ОПК-3.5.

умеет синтезировать набор возможных решений и научно обосновывать свои предложения при проектировании дизайн-объектов.

Информационно-

коммуникационные технологии

ОПК – 4

 

Способен проектировать, моделировать, конструировать предметы, товары, промышленные образцы и коллекции, художественные предметно-пространственные комплексы, интерьеры зданий и сооружений архитектурно-пространственной среды, объекты ландшафтного дизайна, используя линейно-конструктивное построение, цветовое решение композиции, современную шрифтовую культуру и способы проектной графики

ОПК-4.1.

знает основы графической и цветовой композиции;

ОПК-4.2.

знает правила линейного построения объектов проектирования;

ОПК-4.3.

знает принципы объемно-пространственного моделирования формы;

ОПК-4.4.

знает современную шрифтовую культуру и способы проектной графики;

ОПК-4.5.

умеет работать с цветом и цветовыми композициями;

ОПК-4.6.

умеет использовать методы и средства проектной и

шрифтовой графики, цветовое решение композиции при проектировании, моделировании и конструировании дизайн-проекта.

Информационно-

коммуникационные технологии

ОПК – 6

 

Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности

 

ОПК-6.1.

знает роль и значение информации и информационных технологий в развитии современного общества и в профессиональной деятельности;

 

ОПК-6.2.

знает современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, для решения задач профессиональной деятельности;

ОПК-6.3.

умеет решать профессиональные задачи с применением информационных технологий;

ОПК-6.4.

умеет выбирать и применять современные программные средства для решения профессиональных задач.

Художественное моделирование объектов дизайна

ПК – 1

 

Способен моделировать композиционно-художественное, колористическое дизайнерское решение, удовлетворяющее эмоциональные и эстетические потребности человека

 

ПК-1.1.

знает основы проектной композиции и колористики;

ПК-1.2.

умеет проводить композиционный анализ ситуации, разрабатывать образную стилевую концепцию и реализовывать ее в проектном решении;

ПК-1.3.

умеет выполнять эскизы разрабатываемых объектов от руки,

а также с использованием цифровых технологий;

ПК-1.4.

умеет выполнять макеты разрабатываемых объектов.

Разработка систем визуальной информации, идентификации и коммуникации на основе методов проектно-художественной деятельности

ПК – 2

 

Способен проектировать объекты дизайна с учетом особенностей материалов, конструктивно-технологических и экономических параметров

 

ПК-2.1.

знает свойства материалов, современные технологии, основы эргономики, нормативные требования к дизайн-проекту и оформлению проектной документации;

ПК-2.2.

умеет собирать и обрабатывать проектную информацию, проводить предпроектные исследования;

ПК-2.3.

умеет разрабатывать дизайн-концепцию.

Разработка систем визуальной информации, идентификации и коммуникации на основе методов проектно-художественной деятельности

ПК – 3

 

Создавать презентацию и осуществлять защиту дизайн-проекта, в том числе с использованием цифровых технологий

ПК-3.1.

знает цифровые технологии и компьютерные программы для разработки мультимедийных презентаций и способы их представления;

ПК-3.2.

умеет создавать презентацию дизайн-проекта в цифровом виде;

ПК-3.3.

умеет проводить публичную презентацию дизайн-проекта, в том числе в информационной среде интернета.

Разработка систем визуальной информации, идентификации и коммуникации на основе методов проектно-художественной деятельности

ПК – 4

 

4 Способен проектировать объекты дизайна с учетом технологических особенностей их производства, используя соответствующие цифровые технологии.

 

ПK-4.1.

знает компьютерное программное обеспечение, используемое при создании дизайн-объектов;

ПК 4.2.

умеет учитывать при разработке свойства материалов и технологий реализации дизайн-проектов.

5. Объём, структура и содержание дисциплины

5.1. Объём и структура дисциплины

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 180 часов, 5 зачётных единиц, в том числе контактная работа обучающихся с преподавателем 144,4 ч., аудиторная работа 144 ч., самостоятельная работа обучающихся 35,6 ч., контроль 0,4 ч.

 

№ п/п

Форма обучения

Курс

Семестр

Всего часов

Лекций

Практ. (МГЗ)

Инд.

(ИКР)

СРС

Контроль

1.

ОФО

3

5

90

 

72

 

17,8

зачёт (0,2)

 

2.

ОФО

3

6

90

 

72

 

17,8

экзамен (0,2)

 

  • Тематический план дисциплины

Очная форма обучения

№ п/п

Разделы и темы дисциплины

семестр

Виды учебной работы (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости, формы промежуточной аттестации

 

 

 

контактная

самостоятельная работа

из них в форме практической подготовки

 

 

 

 

лекции

из них в форме практической подготовки

семинар

из них в форме практической подготовки

практические занятия

из них в форме практической подготовки

индивидуальная контактная работа

из них в форме практической подготовки

промежуточная аттестация

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1.

Задание-тренинг на сочетание навыков исследования и творческого решения поставленной проблемы.

5

 

 

 

 

24

 

 

 

 

6

 

Опрос по теме

2.

Подготовка к просмотру.

5

 

 

 

 

20

 

 

 

 

6,75

 

Опрос по теме

3.

Проектирование выставочного пространства.

5

 

 

 

 

28

 

 

 

 

6

 

Опрос по теме

 

Контроль

5

 

 

 

 

 

 

 

 

0,2

 

 

 

 

За первый семестр

 

 

 

 

 

72

 

 

 

0,2

17,8

 

90

4.

Освоение навыков образного визуального высказывания

6

 

 

 

 

18

 

 

 

 

5

 

Опрос по теме

5.

Подготовка к просмотру.

6

 

 

 

 

18

 

 

 

 

5

 

Опрос по теме

6.

Проектирование общественного пространства

 

6

 

 

 

 

18

 

 

 

 

5

 

Опрос по теме

7.

Промежуточная аттестация. Анализ работ.

6

 

 

 

 

18

 

 

 

 

2,8

 

Опрос по теме

 

Контроль

6

 

 

 

 

 

 

 

 

0,2

 

 

 

 

За второй семестр

 

 

 

 

 

72

 

 

 

0,2

17,8

 

90

 

Итого:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

180

 

5.3. Содержание дисциплины

5.3.1. Содержание практических занятий

Наименование раздела

Тема практического занятия

Содержание практического занятия

(перечень дидактических единиц:

рассматриваемых подтем, вопросов)

Задание-тренинг на сочетание навыков исследования и творческого решения поставленной проблемы.

Айдентика предприятия

Выявление проблем. Рассмотрение и анализ аналогов и опыта проектирования. Требования к проекту: художественные, функциональные. Графические способы поиска и подачи проекта. Завершается общий обзор проектных проблем и задач выбором объекта проектирования. Айдентика: работы и идеология Отла Айхера, работы российских дизайнеров: Б. Трофимова, М. Аникста, М. Жукова и др. Общие требования к товарным знакам и логотипам, современные тенденции, критерии, ограничения. Патентная экспертиза и авторские права.

Анализ проектной ситуации. Анализ аналогов. Формирование сценариев разработки. Словесное определение целей, задач, состава проекта, разработка техзадания. Ассоциативный поиск, выработка авторской концепции. Составление технического задания на проектирование. Эскизирование. Базовая метафора и паттерны. Обобщение, читаемость знака и логотипа. Критика и отбор решений.

 

Подготовка к просмотру.

Проработка итогового решения

Критика и отбор решений. Коллективные обсуждения работ. Доработка проектной идеи. Верстка и подготовка к печати готовой работы. Материалы: бумага ф. А 2, А 4, графические материалы и инструменты. Допустима компьютерная графика.

Проектирование выставочного пространства.

Проект выставки определённой направленности, тематики в музее, галерее (например, выставки собственных работ

Знакомство с проектированием выставок. Метод как объединяющий инструмент и средство осуществления разнородных проектов. Идеология проектирования. Значение мировоззрения как основы проектного поиска и решения. Поиск визуальных кодов проектирования темы. Применительно к интерьеру студенты дополнительно разрабатывают небольшой объект, предмет, которого недостаёт в окружающей жизни, учёбе, жизни близких: аксессуары для дома, светильники, элементы мебели, аксессуары.

Эскизы элементов, проработка масштабов и габаритов, поиск пластики и цвета. Поиск шрифтов и графических приемов. Виды перспектив («метод архитектора», «зенитная»). Культурные ассоциации – поиск «гения места», его адаптация к проекту. Фотографии, аналитические коллажи, текстовые коллажи.

Эскизы элементов, проработка масштабов и габаритов, поиск пластики и цвета. Поиск шрифтов и графических приемов. Виды перспектив («метод архитектора», «зенитная»). Культурные ассоциации – поиск «гения места», его адаптация к проекту. Фотографии, аналитические коллажи, текстовые коллажи.

Материалы эскизирования: ручная или компьютерная графика: модели в программах SketchUp, AutoCAD,  Corel Draw, Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Adobe InDesign.

Состав презентации: эскизная часть, общие виды, планы, развёртки, фрагменты, авторские предметы, представленные с учётом требований ЕСКД.

Презентация: планшеты А2. Композиция – по выбору студента. Должны быть представлены пояснения и авторская идеология проектирования объекта, который необходимо детально представить в изометрии и в городской среде.

Освоение навыков образного визуального высказывания

Отработка средств выразительности. Освоение навыков образного высказывания и языка поэтики.

Материалы: бумага ф. А-1, для эскизов – электронные презентации. Техники: компьютерная графика, фотография, ручная графика.

Изучение тенденций развития плаката. Плакат России, Японии, Польши. Анализ лучших решений в форматах изобразительного и шрифтового плаката. Плакаты с использованием фото (Гюнтер Рамбов и др.). Шрифтовые плакаты. Язык плаката: средства выразительности, выразительные особенности использования шрифтов.

Особенности изобразительных средств в плакате. Композиции плаката, различных его видов. Читаемость изображения. Колористика в плакате. Шрифт как основа плаката. Различия в использовании шрифта в изобразительном плакате и шрифтовом.

Соответствие находимых средств тематике. Определение адресности плаката. Уточнение сценариев и сюжетов плаката, соответствия плакатных решений особенностям аудитории, для которой предназначены плакаты.

Эскизирование и обсуждение представляемых работ. Оттачивание приёмов поэтики и композиции плаката на основе представляемых эскизов.

Подготовка к просмотру.

Проработка итогового решения

Критика и отбор решений. Коллективные обсуждения работ. Доработка проектной идеи. Верстка и подготовка к печати готовой работы.

Проектирование общественного пространства

 

Проект интерьера общественного назначения, на выбор студента

Знакомство с проектированием общественных пространств. Идеология проектирования. Поиск визуальных кодов проектирования темы. Эргономические схемы, изучение СНИПов..

Эскизы элементов, проработка масштабов и габаритов, поиск пластики и цвета. Поиск шрифтов и графических приемов. Виды перспектив («метод архитектора», «зенитная»). Культурные ассоциации, адаптация к проекту. Фотографии, аналитические коллажи, текстовые коллажи.

Материалы эскизирования: ручная или компьютерная графика: модели в программах SketchUp, AutoCAD,  Corel Draw, Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Adobe InDesign.

Состав презентации: эскизная часть, общие виды, планы, развёртки, фрагменты, авторские предметы, представленные с учётом требований ЕСКД.

Презентация: планшеты А2. Композиция – по выбору студента. Должны быть представлены пояснения и авторская идеология проектирования объекта, который необходимо детально представить в изометрии и в городской среде.

Промежуточная аттестация. Анализ работ.

Проработка итогового решения

Критика и отбор решений. Коллективные обсуждения работ. Доработка проектной идеи. Верстка и подготовка к печати готовой работы. Презентация: планшеты А2. Композиция – по выбору студента. Должны быть представлены пояснения и авторская идеология проектирования объекта, который необходимо детально представить в изометрии и в городской среде.

 

 


 

5.3.2. Содержание самостоятельной работы

Наименование раздела

Вид самостоятельной работы

Содержание самостоятельной работы

(перечень дидактических единиц:

рассматриваемых подтем, вопросов)

Задание-тренинг на сочетание навыков исследования и творческого решения поставленной проблемы.

Закрепление материала аудиторных занятий

Работа с литературой, Интернет-ресурсами. Эскизирование, составление коллажей, поиск образного решения, концепции.

Подготовка к просмотру.

Закрепление материала аудиторных занятий

Работа с литературой, Интернет-ресурсами. Отбор, верстка.

Проектирование выставочного пространства.

Закрепление материала аудиторных занятий

Работа с литературой, Интернет-ресурсами. Эскизирование, составление коллажей, поиск образного решения, концепции.

Освоение навыков образного визуального высказывания

Закрепление материала аудиторных занятий

Работа с литературой, Интернет-ресурсами. Эскизирование, составление коллажей, поиск образного решения, концепции.

Подготовка к просмотру.

Закрепление материала аудиторных занятий

Работа с литературой, Интернет-ресурсами. Отбор, верстка.

 

Проектирование общественного пространства

 

Закрепление материала аудиторных занятий

Работа с литературой, Интернет-ресурсами. Эскизирование, составление коллажей, поиск образного решения, концепции.

Промежуточная аттестация. Анализ работ.

Закрепление материала аудиторных занятий

Работа с литературой, Интернет-ресурсами. Отбор, верстка.

 

5.3.3. Перечень тем контрольных работ

Семестр

Раздел дисциплины

Темы контрольных работ

5

Экзаменационный просмотр

Презентация проектов, работа над которыми велась в течении семестра. планшеты А2. Композиция – по выбору студента. Должны быть представлены пояснения и авторская идеология проектирования объекта, который необходимо детально представить в изометрии и в городской среде.

6

Экзаменационный просмотр

Презентация проектов, работа над которыми велась в течении семестра. планшеты А2. Композиция – по выбору студента. Должны быть представлены пояснения и авторская идеология проектирования объекта, который необходимо детально представить в изометрии и в городской среде.

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации представлен в Приложении 1.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Общие рекомендации.

Успешное усвоение дисциплины предполагает активное участие обучающихся на всех этапах её освоения путём планомерной работы. Изучение дисциплины следует начинать с изучения данной рабочей программы.

Рекомендации по изучению теоретического материала, выполнению практических и самостоятельных заданий.

Учебный материал апробируется, отрабатывается и закрепляется на практических занятиях. Они являются обязательными для выполнения. При выполнении практических заданий следует озвучивать и обсуждать неясные моменты.

Для полноценного овладения учебной дисциплиной и формирования соответствующей компетенции организуется и реализуется самостоятельная работа обучающихся.

При освоении учебной дисциплины особое внимание уделяется практической подготовке обучающихся, направленной на формирование, развитие, закрепление практических умений и навыков. Практическая подготовка реализуется в форме контактных (аудиторных) практических занятий и самостоятельной работы, предусматривающих выполнение отдельных видов работ, связанных с профессиональной.

Критериями оценивания выполненных практических и самостоятельных работ являются уровень теоретических знаний по теме задания, умение применять теоретические знания при выполнении практических заданий, умение выстраивать и адаптировать алгоритмы выполнения заданий, способность оценивать и интерпретировать результаты выполнения заданий, способность делать выводы, видение перспектив практического использования технологий и результатов выполнения заданий.

Рекомендации по прохождению промежуточной и итоговой аттестаций по дисциплине.

Промежуточная и итоговая аттестации по дисциплине (первый семестр, второй семестр) проходят в форме просмотров, которые требуют предварительной подготовки, выполнение практических работ.

Рекомендации по организации учебного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Специфика обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья регламентируется нормативными правовыми актами различного уровня, в том числе, Порядком организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Тюменский государственный институт культуры».

 

7.2. Перечень основных и дополнительных образовательных ресурсов (печатных и электронных), необходимых для освоения дисциплины

Печатные ресурсы

1. Дизайн: основные положения, виды дизайна, особенности дизайнерского проектирования, мастера и теоретики: иллюстрированный словарь-справочник: учеб. пособие для вузов / под ред. Г. В. Минервина. – Москва : Архитектура-С, 2004. – 283, [1] с.

2. Ефимов, А. В. Дизайн архитектурной среды : учебник / А. В. Ефимов, А. П. Ермолаев [и др.]. – Москва : Архитектура-С, 2006. – 504 с.

3. Шимко, В. Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование : основы теории. – Москва : Архитектура-С, 2006. – 145 с.

4. Шимко, В. Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование : сновы теории (средовой подход). – Москва : Архитектура-С, 2009 – 145 с.

5. Шимко, В. Т. Основы дизайна и средовое проектирование : учебное пособие / В. Т. Шимко. – Москва : Архитектура-С, 2007. – 160 с.

 

7.3. Перечень образовательных ресурсов информационно-телекоммуникационной сети интернет, профессиональных баз данных, информационных справочных систем

Подписные электронно-библиотечные системы

Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks

Электронно-библиотечная система eLib

Электронные библиотечные системы свободного доступа

Национальная электронная библиотека (НЭБ) https://нэб.рф

Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина http://www.prlib.ru

 

7.4. Использование дистанционных образовательных технологий при освоении дисциплины

Платформой для организации обучения в дистанционной форме является электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) вуза (https://eduoffice.tumgik.ru).

В ЭИОС предоставлены материалы учебного и методического содержания. При освоении дисциплины используются различные элементы и ресурсы электронной информационно-образовательной среды.

 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8.1. Перечень аудиторного фонда, материально-технического оборудования, необходимого для освоения дисциплины

Практические занятия

Аудитории для практических занятий укомплектованы мебелью (посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя) и техническими средствами обучения (проектор, экран, компьютер / ноутбук, компьютеры на рабочих местах, обучающихся с доступом к сети интернет).

Индивидуальные занятия

Для индивидуальных занятий используются аудитории, оснащенные мебелью и компьютерной техникой.

Самостоятельная работа

Помещения для самостоятельной работы оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети интернет и доступом к электронной информационно-образовательной среде Института: аудитория № 142 учебного корпуса.

 

8.2. Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, необходимого для изучения дисциплины

№ аудитории

Наименование программных продуктов

142

 

Cloud — (Acrobat DC Pro, Adobe Dimension CC, Adobe Photoshop Lightroom Classic CC, Adobe Premiere Clip, After Effects CC

Animate CC, Dreamweaver CC, Edge Animate CC, Edge Code CC, Edge Inspect , Edge Reflow CC (Preview), Fireworks CS6, Flash Builder, Illustrator CC, InCopy CC, InDesign CC, Muse CC, Photoshop CC, Prelude CC, Premiere Pro CC, Scout , SpeedGrade CC)

Реквизиты договоров и лицензионных сертификатов на программное обеспечение:

Security, Creative Cloud (271B8E6CE6A27D73F34A)

 

 


Приложение 1

к рабочей программе дисциплины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся

по дисциплине «Дизайн-проектирование»

 

Основная образовательная программа

54.03.01 Дизайн

 

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

 

Форма обучения

очная

 

 

Паспорт фонда оценочных средств (ФОС) по дисциплине «Дизайн-проектирование»

Паспорт ФОС содержит программу и этапы формирования компетенции в процессе освоения дисциплины, а также формы контроля сформированности компетенции у обучающихся.

 

1. Перечень компетенций, формируемых дисциплиной, индикаторы их достижения и этапы формирования компетенций, критерии оценивания уровня сформированности

Код компетенции

(или её части)

Наименование компетенции

Индикаторы достижения компетенции

Виды занятий для формирования компетенции

Виды оценочных средств для определения сформированности компетенции

Этапы формирования компетенции

Уровни сформированности компетенции и

основные критерии достижения определённого уровня

Оценка достигнутого уровня

1

2

3

4

5

6

7

8

  • ОПК – 3
  • способен выполнять поисковые эскизы изобразительными средствами и способами проектной графики; разрабатывать проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи; синтезировать набор возможных решений и научно обосновывать свои предложения при проектировании дизайн-объектов, удовлетворяющих утилитарные и эстетические потребности человека (техника и оборудование, транспортные средства, интерьеры, полиграфия, товары народного потребления)

ОПК-3.1.

знает основные приемы изобразительных средств рисунка, живописи и проектной графики для выражения художественного образа, проектной идеи;

ОПК-3.2.

знает методологию дизайн-проектирования, последовательность выполнения проектных работ, стратегии и тактики решения дизайнерских задач;

ОПК-3.4.

умеет разрабатывать художественно-проектную идею с использованием поисковых эскизов, изобразительных

средств и способов проектной графики;

ОПК-3.5.

умеет синтезировать набор возможных решений и научно обосновывать свои предложения при проектировании дизайн-объектов.

  • практические работы, самостоятельная работа
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  • экзаменационный просмотр
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  • пятый –шестой семестр

 

 

 

 

 

 

 

начальный уровень:

знает: основные приемы изобразительных средств рисунка, живописи и проектной графики для выражения художественного образа, проектной идеи; методологию дизайн-проектирования, последовательность выполнения проектных работ, стратегии и тактики решения дизайнерских задач

на минимальном уровне.

умеет: разрабатывать художественно-проектную идею с использованием поисковых эскизов, изобразительных

средств и способов проектной графики на минимальном уровне.

владеет: способностью синтезировать набор возможных решений и научно обосновывать свои предложения при проектировании дизайн-объектов на минимальном уровне.

 

базовый уровень:

  • знает: основные приемы изобразительных средств рисунка, живописи и проектной графики для выражения художественного образа, проектной идеи; методологию дизайн-проектирования, последовательность выполнения проектных работ, стратегии и тактики решения дизайнерских задач на базовом уровне

умеет: разрабатывать художественно-проектную идею с использованием поисковых эскизов, изобразительных

  • средств и способов проектной график на базовом уровне

владеет: способностью синтезировать набор возможных решений и научно обосновывать свои предложения при проектировании дизайн-объекта на базовом уровне.

продвинутый уровень:

  • знает: основные приемы изобразительных средств рисунка, живописи и проектной графики для выражения художественного образа, проектной идеи; методологию дизайн-проектирования, последовательность выполнения проектных работ, стратегии и тактики решения дизайнерских задач и применяет на практике.

умеет: разрабатывать художественно-проектную идею с использованием поисковых эскизов, изобразительных

  • средств и способов проектной графики на повышенном уровне.

владеет: способностью синтезировать набор возможных решений и научно обосновывать свои предложения при проектировании дизайн-объекта на повышенном уровне

оценка «зачтено/ удовлетворительно»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

оценка «зачтено / хорошо»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

оценка «зачтено / отлично»

 

  • ОПК – 4

способен проектировать, моделировать,конструировать предметы, товары, промышленные образцы и коллекции, художественные предметно-пространственные комплексы, интерьеры зданий и сооружений архитектурно-пространственной среды, объекты ландшафтного дизайна, используя линейно-конструктивное построение, цветовое решение композиции, современную шрифтовую культуру и способы проектной графики.

ОПК-4.1.

знает основы графической и цветовой композиции;

ОПК-4.2.

знает правила линейного построения объектов проектирования;

ОПК-4.3.

знает принципы объемно-пространственного моделирования формы;

ОПК-4.4.

знает современную шрифтовую культуру и способы проектной графики;

ОПК-4.5.

умеет работать с цветом и цветовыми композициями;

ОПК-4.6.

умеет использовать методы и средства проектной и

шрифтовой графики, цветовое решение композиции при проектировании, моделировании и конструировании дизайн-проекта.

  • практические работы, самостоятельная работа
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  • экзаменационный просмотр
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  • пятый –шестой семестр

 

 

 

 

 

 

 

начальный уровень:

знает: основы графической и цветовой композиции; правила линейного построения объектов проектирования; принципы объемно-пространственного моделирования формы; современную шрифтовую культуру и способы проектной графики на минимальном уровне.

умеет работать с цветом и цветовыми композициями на минимальном уровне.

владеет: навыками использования методов и средств проектной и

шрифтовой графики, цветовым решением композиции при проектировании, моделировании и конструировании дизайн-проекта. на минимальном уровне.

базовый уровень:

знает: основы графической и цветовой композиции; правила линейного построения объектов проектирования; принципы объемно-пространственного моделирования формы; современную шрифтовую культуру и способы проектной графики на базовом уровне.

  • умеет: работать с цветом и цветовыми композициями на базовом уровне.

владеет: навыками использования методов и средств проектной и

шрифтовой графики, цветовым решением композиции при проектировании, моделировании и конструировании дизайн-проекта на базовом уровне.

 

 

продвинутый уровень:

  • знает: основы графической и цветовой композиции; правила линейного построения объектов проектирования; принципы объемно-пространственного моделирования формы; современную шрифтовую культуру и способы проектной графики на повышенном уровне.
  • умеет: работать с цветом и цветовыми композициями на повышенном уровне.

владеет: навыками использования методов и средств проектной и

шрифтовой графики, цветовым решением композиции при проектировании, моделировании и конструировании дизайн-проекта на повышенном уровне

оценка «зачтено/ удовлетворительно»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

оценка «зачтено / хорошо»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

оценка «зачтено / отлично»

 

  • ОПК – 6

способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности.

ОПК-6.1.

знает роль и значение информации и информационных технологий в развитии современного общества и в профессиональной деятельности;

 

ОПК-6.2.

знает современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, для решения задач профессиональной деятельности;

ОПК-6.3.

умеет решать профессиональные задачи с применением информационных технологий;

ОПК-6.4.

умеет выбирать и применять современные программные средства для решения профессиональных задач.

  • практические работы, самостоятельная работа
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  • экзаменационный просмотр
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  • пятый –шестой семестр

 

 

 

 

 

 

 

начальный уровень:

знает роль и значение информации и информационных технологий в развитии современного общества и в профессиональной деятельности, современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, для решения задач профессиональной деятельности на минимальном уровне.

умеет: решать профессиональные задачи с применением информационных технологий на минимальном уровне.

владеет: навыками выбора и применения современных программных средств для решения профессиональных задач на минимальном уровне.

базовый уровень:

знает: роль и значение информации и информационных технологий в развитии современного общества и в профессиональной деятельности, современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, для решения задач профессиональной деятельности на базовом уровне.

умеет: решать профессиональные задачи с применением информационных технологий на базовом уровне.

владеет: навыками выбора и применения современных программных средств для решения профессиональных задач на базовом уровне.

продвинутый уровень:

знает: роль и значение информации и информационных технологий в развитии современного общества и в профессиональной деятельности, современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, для решения задач профессиональной деятельности на продвинутом уровне.

умеет: решать профессиональные задачи с применением информационных технологий на продвинутом уровне.

владеет: навыками выбора и применения современных программных средств для решения профессиональных задач на продвинутом уровне.

оценка «зачтено/ удовлетворительно»

 

 

 

 

 

 

 

 

оценка «зачтено / хорошо»

 

 

 

 

 

 

оценка «зачтено / отлично»

 

  • ПК - 1

способен моделировать композиционно-художественное, колористическое дизайнерское решение, удовлетворяющее эмоциональные и эстетические потребности человека.

ПК-1.1.

знает основы проектной композиции и колористики;

ПК-1.2.

умеет проводить композиционный анализ ситуации, разрабатывать образную стилевую концепцию и реализовывать ее в проектном решении;

ПК-1.3.

умеет выполнять эскизы разрабатываемых объектов от руки,

а также с использованием цифровых технологий;

ПК-1.4.

умеет выполнять макеты разрабатываемых объектов.

  • практические работы, самостоятельная работа
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  • экзаменационный просмотр
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  • пятый –шестой семестр

 

 

 

 

 

 

 

начальный уровень:

знает: основы проектной композиции и колористики на минимальном уровне.

умеет: умеет проводить композиционный анализ ситуации, разрабатывать образную стилевую концепцию и реализовывать ее в проектном решении на минимальном уровне.

владеет: навыками выполнения эскизов разрабатываемых объектов от руки,

а также с использовать цифровые технологий, выполнять макеты разрабатываемых объектов на минимальном уровне.

базовый уровень:

знает: основы проектной композиции и колористики на среднем уровне.

умеет: умеет проводить композиционный анализ ситуации, разрабатывать образную стилевую концепцию и реализовывать ее в проектном решении на среднем уровне.

владеет: навыками выполнения эскизов разрабатываемых объектов от руки,

а также с использовать цифровые технологий, выполнять макеты разрабатываемых объектов на минимальном уровне.

продвинутый уровень:

знает: основы проектной композиции и колористики на продвинутом уровне.

умеет: умеет проводить композиционный анализ ситуации, разрабатывать образную стилевую концепцию и реализовывать ее в проектном решении на продвинутом уровне.

владеет: навыками выполнения эскизов разрабатываемых объектов от руки,

а также с использовать цифровые технологий, выполнять макеты разрабатываемых объектов на продвинутом уровне.

оценка «зачтено/ удовлетворительно»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

оценка «зачтено / хорошо»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

оценка «зачтено / отлично»

 

  • ПК - 2

способен проектировать объекты дизайна с учетом особенностей материалов, конструктивно-технологических и экономических параметров

ПК-2.1.

знает свойства материалов, современные технологии, основы эргономики, нормативные требования к дизайн-проекту и оформлению проектной документации;

ПК-2.2.

умеет собирать и обрабатывать проектную информацию, проводить предпроектные исследования;

ПК-2.3.

умеет разрабатывать дизайн-концепцию.

  • практические работы, самостоятельная работа
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  • экзаменационный просмотр
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  • пятый –шестой семестр

 

 

 

 

 

 

 

начальный уровень:

знает: свойства материалов, современные технологии, основы эргономики, нормативные требования к дизайн-проекту и оформлению проектной документации на минимальном уровне.

умеет: собирать и обрабатывать проектную информацию, проводить предпроектные исследования на минимальном уровне.

владеет: навыками разрабатки дизайн-концепции на минимальном уровне.

базовый уровень:

знает: свойства материалов, современные технологии, основы эргономики, нормативные требования к дизайн-проекту и оформлению проектной документации на среднем уровне.

умеет: собирать и обрабатывать проектную информацию, проводить предпроектные исследования на среднем уровне.

владеет: навыками разрабатки дизайн-концепции на минимальном уровне.

продвинутый уровень:

знает: свойства материалов, современные технологии, основы эргономики, нормативные требования к дизайн-проекту и оформлению проектной документации на среднем уровне.

умеет: собирать и обрабатывать проектную информацию, проводить предпроектные исследования на среднем уровне.

владеет: навыками разрабатки дизайн-концепции на минимальном уровне.

оценка «зачтено/ удовлетворительно»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

оценка «зачтено / хорошо»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

оценка «зачтено / отлично»

 

  • ПК – 3

создавать презентацию и осуществлять защиту дизайн-проекта, в том числе с использованием цифровых технологий.

ПК-3.1.

знает цифровые технологии и компьютерные программы для разработки мультимедийных презентаций и способы их представления;

ПК-3.2.

умеет создавать презентацию дизайн-проекта в цифровом виде;

ПК-3.3.

умеет проводить публичную презентацию дизайн-проекта, в том числе в информационной среде интернета.

  • практические работы, самостоятельная работа
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  • экзаменационный просмотр
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  • пятый –шестой семестр

 

 

 

 

 

 

 

начальный уровень:

знает: знает цифровые технологии и компьютерные программы для разработки мультимедийных презентаций и способы их представления на минимальном уровне.

умеет: создавать презентацию дизайн-проекта в цифровом виде на минимальном уровне.

владеет: навыками проведения публичной презентации дизайн-проекта, в том числе в информационной среде интернета на минимальном уровне.

базовый уровень:

знает: знает цифровые технологии и компьютерные программы для разработки мультимедийных презентаций и способы их представления на среднем уровне.

умеет: создавать презентацию дизайн-проекта в цифровом виде на среднем уровне.

владеет: навыками проведения публичной презентации дизайн-проекта, в том числе в информационной среде интернета на среднем уровне.

продвинутый уровень:

знает: знает цифровые технологии и компьютерные программы для разработки мультимедийных презентаций и способы их представления на продвинутом уровне.

умеет: создавать презентацию дизайн-проекта в цифровом виде на продвинутом уровне.

владеет: навыками проведения публичной презентации дизайн-проекта, в том числе в информационной среде интернета на продвинутом уровне.

оценка «зачтено/ удовлетворительно»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

оценка «зачтено / хорошо»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

оценка «зачтено / отлично»

 

  • ПК-4

способен профессионально применять живописные материалы, техники и технологии, используемые в творческом процессе при создании авторских произведений.

ПK-4.1.

знает компьютерное программное обеспечение, используемое при создании дизайн-объектов;

ПК 4.2.

умеет учитывать при разработке свойства материалов и технологий реализации дизайн-проектов.

  • практические работы, самостоятельная работа
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  • экзаменационный просмотр
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  • пятый –шестой семестр

 

 

 

 

 

 

 

начальный уровень:

знает: компьютерное программное обеспечение, используемое при создании дизайн-объектов.

умеет: учитывать при разработке свойства материалов и технологий реализации дизайн-проектов.

владеет: навыками работы с программным обеспечением для создания дизайн-проекта.

базовый уровень:

знает: компьютерное программное обеспечение, используемое при создании дизайн-объектов.

умеет: учитывать при разработке свойства материалов и технологий реализации дизайн-проектов.

владеет: навыками работы с программным обеспечением для создания дизайн-проекта.

продвинутый уровень:

знает: компьютерное программное обеспечение, используемое при создании дизайн-объектов.

умеет: учитывать при разработке свойства материалов и технологий реализации дизайн-проектов.

владеет: навыками работы с программным обеспечением для создания дизайн-проекта.

 

оценка «зачтено/ удовлетворительно»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

оценка «зачтено / хорошо»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

оценка «зачтено / отлично»

 

  •  
  •  

2. Типовые контрольные задания и иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения дисциплины

 

2.1. Отчёты по выполненным практическим работам

План отчёта:

1. Название выполненной работы.

2. Теоретические положения, лежащие в основе практических заданий.

3. Алгоритм выполнения заданий.

4. Характеристика результатов выполненной работы.

5. Возможности использования результатов практической работы в профессиональной деятельности.

Защита отчёта заключается в ответах на вопросы по его содержанию и форме представления.

Критерии оценивания отчётов по практическим работам:

- уровень теоретических знаний по теме практического занятия;

- умение применять теоретические знания при выполнении практических заданий;

- умение выстраивать и адаптировать алгоритмы выполнения практических заданий;

- способность оценивать и интерпретировать результаты выполнения практических заданий, способность делать выводы;

- качество оформления отчёта;

- способность оперативно, адекватно и аргументировано отвечать на вопросы по содержанию и форме представления отчёта.

 

2.3. Контрольная работа

 

Критерии оценивания итоговой аттестации обучающихся

по дисциплине

оценка «зачтено / отлично»

Студент достиг повышенного уровня сформированности компетенции. Успешно выполнил задания в течение семестра.

оценка «зачтено / хорошо»

Студент достиг базового уровня сформированности компетенции. Студент выполнил задания в течение семестра. Выполнил с незначительными замечаниями.

оценка «зачтено / удовлетворительно»

Студент достиг минимального уровня сформированности компетенции. Студент выполнил не полностью задания, допустил большое количество ошибок.

оценка «не зачтено / неудовлетворительно»

Студент выполнил не полностью задания, более 50% объема выполнено неправильно.

 


Приложение 2

к рабочей программе дисциплины

 

 

 

 

Аннотация

рабочей программы дисциплины

направления подготовки 51.03.06 Дизайн

 

Уровень образования: бакалавриат

Квалификация выпускника: бакалавр

Форма обучения: заочная

Год набора: 2019

 

ДИЗАЙН - ПРОЕКТИРОВАНИЕ

 

Кафедра, за которой закреплена дисциплина: Кафедра коммуникативного и средового дизайна.

Трудоемкость дисциплины: Общая трудоемкость дисциплины составляет з. е. 180 часов (из них на очной форме обучения: 144 – ауд., 35,6 – СРС, 0,4 – контроль). Дисциплина изучается в 5-6 семестре.

  • Цель изучения дисциплины: Формирование у студентов общекультурных, социально-личностных, профессиональных компетенций в соответствии с особенностями традиций подготовки дизайнеров в России и мире, а также спецификой регионального рынка труда, основ профессионального творческого проектного мышления, изучение основных композиционных принципов, приобретение навыков проектной работы.

Место дисциплины в структуре образовательной программы: «Дизайн-проектирование» (Б1.О.20) входит в Блок 1 – обязательная часть, согласно учебному плану по специальности 54.03.01 Дизайн, проходит в 5 - 6 семестре.

Наименование дисциплин, необходимых для освоения данной дисциплины: Программа «Дизайн- проектирование» связана с дисциплинами «Материаловедение», «Компьютерное моделирование», «Физика предметно – пространственной среды», «Эргономика и антропометрия».

Краткая характеристика учебной дисциплины (основные разделы, блоки, темы):

  • Проект выставки определённой направленности, тематики в музее, галерее Обзор проектных проблем и задач, выбор объекта проектирования. Знакомство с проектированием выставок. Поиск визуальных кодов проектирования темы. Фотографии, аналитические коллажи, текстовые коллажи. Эскизы элементов, проработка масштабов и габаритов, поиск пластики и цвета. Поиск шрифтов и графических приемов.

Материалы: бумага ф. А 2, А 4, графические материалы и инструменты. Допустима компьютерная графика. (Должны быть представлены пояснения и авторская идеология проектирования объекта, который необходимо детально представить в изометрии и в городской среде.)

 

  • Разработка интерьера магазина и витрины магазина для города. Изучение значения и форм витрин как части городской среды. Поиск выразительных средств, материалов и технологий проектирования. Моделирование. Отработка моделей в среде. Критика и отбор перспективных решений. Доработка поисковых эскизов в проектную матрицу.

Презентация: планшеты А2. Техника – по выбору студента. (Должны быть представлены пояснения и авторская идеология проектирования объекта, который необходимо детально представить в изометрии и в городской среде.)

Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины:

ОПК-3; ОПК-4; ОПК-6; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4.

В результате освоения дисциплины необходимо:

  • овладеть способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу;

уметь обосновать свои предложения при разработке проектной идеи, основанной на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи;

анализировать и определять требования к дизайн-проекту и синтезировать набор возможных решений задачи или подходов к выполнению дизайн- проекта;

  • учитывать при разработке художественного замысла особенности материалов с учетом их формообразующих свойств.

Формы проведения занятий, образовательные технологии: лекции, практические занятия

Формы промежуточного контроля знаний: курсовая работа, экзаменационный просмотр.

Форма итогового контроля знаний курсовая работа, экзаменационный просмотр.