Contacts:
-
Ольга Юрьевна ЕвсееваУчитель
1. Общие сведения
1.1. Нормативные документы для разработки рабочей программы дисциплины «Черчение и перспектива»
Рабочая программа дисциплины ОПЦ.04 «Перспектива» разработана в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) и на основании следующих нормативных правовых актов ТГИК:
¾ Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования;
¾ Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования.
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (междисциплинарному курсу), соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы подготовки специалиста среднего звена (ППССЗ)
Цель дисциплины ОПЦ.04 «Перспектива» является подготовка студентов к графическому осуществлению художественного замысла дизайн-проекта, в макетировании и моделировании, разработке конструкций изделия, посредством формирования знаний об основах ортогонального и центрального проецирования, графических умений и навыков.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
Знать:
основы построения геометрических фигур и тел в перспективе;
основы теории построения теней;
основные методы пространственных построений на плоскости;
законы линейной перспективы;
Уметь:
применять теоретические знания перспективы в художественно-проектной практике и преподавательской деятельности;
3. Указание места дисциплины (междисциплинарного курса) в структуре программы подготовки специалиста среднего звена
Рабочая программа учебной дисциплины ОПЦ.04 «Перспектива» относится к учебным дисциплинам Общепрофессиональный цикл согласно программе подготовки специалиста среднего звена в соответствии с ФГОС 54.02.01 Дизайн (по отраслям) в культуре и искусстве углубленной подготовки.
Курсу является обеспечивающим для последующих курсов «Дизайн-проектирование», «Рисунок». «Творческая художественно-проектная деятельность», «Учебная практика (по профилю специальности)», «Проектная практика», «Производственная практика (исполнительская)».
4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины ОПЦ.04 «Перспектива» обучающийся должен освоить следующие компетенции:
общие
ОК 1 - Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.
профессиональные
Вид деятельности: творческая художественно-проектная деятельность
ПК 1.1. Изображать человека и окружающую среду визуально-графическими средствами.
5. Объем, структура и содержание дисциплины (междисциплинарного курса)
Общая трудоемкость дисциплины (междисциплинарного курса) составляет 36 часов.
Содержание дисциплины «Черчение и перспектива»:
2 курс
3 семестр
Раздел I . Введение.
1.1. История развития перспективы.
«Перспектива» — это один из разделов и составная часть науки, которая называется «Начертательная геометрия». Термин перспектива – от французского (perspektive), что означает «вид вдаль». Произошло оно от латинского глагола «perspicere» — «ясно видеть», «насквозь видеть», «внимательно рассматривать».
Понятие «перспектива» имеет несколько значений.
Перспектива — это наука о построении изображений предметов на какой-либо поверхности такими, какими их воспринимает глаз человека.
В изобразительном искусстве перспектива — это изображение предметов, полученное на какой-либо поверхности в соответствии с кажущимися изменениями их величины, четкости очертания их формы и светотеневых отношений, которые можно наблюдать в натуре.
Перспектива — это специальный предмет, который изучается в художественных высших и средних учебных заведениях. Перспективой называют вид панорамы города, а также открытое пространство равнинной или рельефной местности с речными и лесными далями.
Краткий исторический очерк развития перспектив.
Первоначальные теоретические положения линейной перспективы, основанные на практическом опыте, были изложены великими художниками эпохи Возрождения (Леон Баттиста Альберти, Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер и многие другие). Построение перспективного изображения на плоской прозрачной картине в том виде, как это представляли себе художники эпохи Возрождения, положен в основу современной теории перспективы. Несмотря на относительную сложность способа, он наиболее полно отражает пространственную схему процесса рисования. В этом случае задается единая и неподвижная точка зрения (глаз человека), связанная с горизонтальной плоскостью, и прозрачная картина, через которую рассматривают (рисуют) находящиеся за ней различные предметы. На гравюрах Альбрехта Дюрера показаны механические способы рисования с натуры объектов через стекло и квадратную сетку.
1.2.Аппарат перспективы. Элементы картины.
По принципу центрального проецирования разработана модель проецирующего аппарата, с помощью которой удобно изучать законы и способы построения перспективных изображений объектов, заданных в предметном пространстве и полученных на картине методом центрального проецирования.
Взаимно перпендикулярные плоскости с точкой зрения образуют основные элементы проецирующего аппарата. Перспективное изображение объекта на картине и степень соответствия его зрительному восприятию и пространственному образу во многом зависит от правильного выбора элементов проецирующего аппарата
Предметная плоскость, П расположена горизонтально и подразумевается безграничной. На ней находятся картина, зритель и изображаемые предметы.
Картинная плоскость, К — это плоскость проекций или картина. Ее располагают перпендикулярно к предметной плоскости, то есть вертикально.
Основание картины, кк — линия пересечения картинной и предметной плоскостей.
Точка зрения, S — это центр проекций, через который проходят проецирующие лучи ко всем точкам изображаемого предмета. Точка зрения условно определяет положение «глаз» рисующего.
Точка стояния, s— основание перпендикуляра, проведенного из точки зрения на предметную плоскость
Высота точки зрения, Ss— длина перпендикуляра, определяемая расстоянием от точки зрения до предметной плоскости.
Нейтральная плоскость, N — плоскость зрителя, которая проходит через высоту точки зрения параллельно картине.
Предметный след нейтральной плоскости — линия пересечения нейтральной и предметной плоскостей. Она проходит через точку стояния параллельно основанию картины.
Положения картинной и нейтральной плоскостей определяют три безграничных пространства.
Предметное, или картинное, пространство расположено за картиной.
Промежуточное, или нейтральное, пространство находится между картиной и нейтральной плоскостью.
Мнимое пространство расположено от нейтральной плоскости за зрителем. Это реальное пространство, которое существует, но зритель его не видит, поэтому оно называется мнимым.
Раздел II. Перспективные масштабы
2.1. Общие понятия о перспективных масштабах
На картине величина изображаемых предметов определяется или задается иначе, по другим правилам. Для построения на картине объектов по их заданным размерам применяется перспективный масштаб. Он позволяет установить на картине соотношения между натуральными и перспективными размерами предметов. Для этого сначала задается масштаб картины.
Масштаб глубин строят на прямых, расположенных перпендикулярно к картинной плоскости (они имеют предельной точкой главную) с применением дистанционных точек.
Масштаб широт строят на прямых, расположенных параллельно основанию картины. Он основан на положениях из геометрии. Если заданный размер отрезка надо перенести на параллельную прямую, то для этого используют линии переноса, проведенные в любом направлении равны заданному
Масштаб высот строят на прямых, расположенных вертикально. Геометрической основой является равенство вертикальных отрезков, расположенных между параллельными прямыми. Эти же построения применимы в перспективе.
2.2. Масштабная шкала и ее практическое применение.
Масштаб глубин.
Масштаб широт.
Масштаб высот.
Масштабной перспективной шкалой удобно пользоваться как при построении изображений на картине по указанным размерам, так и в решении обратной задачи при определении их натуральных величин. В этом случае элементы предметов измеряют по их изображению на картине и на заданной глубине «прикладывают» данный размер к делениям на масштабной шкале. При любом варианте задания масштабной шкалы величина отрезков будет одинаковая.
2.3. Перспективный масштаб на произвольно направленной прямой.
Способы задания и нахождения размеров на произвольно направленной прямой. Применения масштабной шкалы.
Раздел III. Перспектива углов.
3.1. Построение углов на горизонтальной плоскости. Метод архитектора.
Задания углов в горизонтальной плоскости. Нахождение положения предельных точек. Угловая перспектива. Задание масштаба. Построение архитектурного объекта методом архитектора.
3.2. Построение восходящих и нисходящих прямых и плоскостей.
Задание углов для восходящих и нисходящих прямых. Построение объектов в перспективе с нисходящими и восходящими плоскостями.
Раздел VI. Перспектива окружности
4.1. Общие правила построение окружности в перспективе.
Геометрическая основа построение окружности в перспективе. Способ описанного квадрата. Он является основным, наиболее простым и практически самым удобным способом. Сущность его заключается в том, что сначала в перспективе строят в простейшем положении квадрат. На картине положение квадрата считается простейшим, когда пары параллельных его сторон являются прямыми глубин и широт (или высот). Затем вписывают в него окружность, диаметр которой равен его стороне. При этом отмечают восемь точек: четыре — середины сторон квадрата, которые являются точками касания, и четыре — точки пересечения диагоналей с окружностью. Запомним, что точки касания являются концами горизонтального и вертикального диаметров изображаемой окружности, которые в перспективе будут, соответственно, прямыми глубин и широт (или высот). Для построения эллипса небольших размеров, как правило, восьми точек бывает достаточно.
4.2. Построение окружностей способом смежных полуквадратов.
Сущность этого способа заключается в том, что описанный вокруг окружности квадрат делят на две половины (полуквадрата или смежных прямоугольника). В них проводят диагонали и определяют точки пересечения с ними вспомогательных прямых.
Следовательно, в основу этого построения положен также способ описанного квадрата с определением на серединах его сторон и точек касания окружности. А построение промежуточных точек основано на способе диагоналей полуквадратов.
4.3. Построение окружности методом парных точек.
При построении в перспективе окружности большого размера для обеспечения максимальной точности ее изображения возникает необходимость увеличения количества точек для определения очертания эллипса. В этом случае удобно применять способ построения парных точек, связанных с диагоналями описанного квадрата.
Основой этого построения также является способ описанного квадрата вокруг окружности и определения восьми точек эллипса (четыре точки — концы диаметров окружности и еще четыре — это точки пересечения с ней диагоналей). Однако при изображении в перспективе окружности большого диаметра для построения эллипса восьми точек бывает недостаточно, поэтому строят дополнительные. Их задают на тех участках кривой, где между точками имеется большой промежуток.
Построение окружности в перспективе достаточно точно позволяет изображать на картине предметы, имеющие круглые очертания их формы.
Раздел V. Теория теней
5.1 Построения теней в перспективе. Общие сведения
Общие вопросы построения теней в перспективе. Направление световых лучей. Тени геометрических поверхностей
5.2. Построение теней от искусственного источника освещения.
Построение теней от точечного источника. Тени в интерьере. Нахождение проекций источника света на плоскости в интерьере.
5.3 Построение теней от естественного источника освещения.
Построение теней при естественном освещении. Положение источника света, его влияние на положение падающей тени.
Раздел VI. Теория отражений
6.1. Построение отражений в перспективе. Общие сведения.
Определение положения уровня зеркала. Принципы построение отражений в плоском зеркале.
6.2. Построение отражений во фронтальной перспективе.
Построение отражений объектов расположенных во фронтальной перспективе. Нахождение уровня зеркала
6.3. Построение отражений в угловой перспективе.
Построение отражений объектов расположенных по углом к рисующему. Нахождение уровня зеркала.
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (междисциплинарному курсу)
6.1.Вопросы для самоконтроля
1) Какой вид проецирования лежит в основе перспективы
2) Перспектива - понятие.
3) Что входит в аппарат перспективы.
4) Как определяется положение элементов картины.
5) Построение перспективы точки.
6) Построение в перспективе отрезка.
7) Перспективный масштаб. Масштаб высот.
8) Перспективный масштаб. Масштаб широт.
9) Перспективный масштаб. Масштаб глубин.
10) Элементы картины во фронтальной перспективе.
11) Построение углов в перспективе, нахождение точек схода.
12) Построение в перспективе восходящих прямых и плоскостей
13) Построение в перспективе нисходящих прямых и плоскостей
14) Масштаб в угловой перспективе
15) Элементы картины в угловой перспективе.
16) Способы построения в перспективе окружности.
17) Построение окружностей в перспективе способом описанного квадрата.
18) Построение окружности в перспективе способом смежных полуквадратов.
19) Построение окружности в перспективе методом парных точек.
20) Построение в перспективе предметов круглой формы.
2 курс 4 семестр
1) Тени в перспективе.
2) Основной принцип построение теней в перспективе.
3) Тени в перспективе, перечислите светотеневые градации.
4) Построение теней при солнечном освещении.
5) Построение теней при искусственном освещении.
6) Основные принципы построения отражений в перспективе
7) Построение во фронтальной перспективе отражений на зеркальных плоскостях частного положения.
8) Построение в угловой перспективе отражений на зеркальных плоскостях.
7. Фонд оценочных средств для проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (
Данный раздел представляется в виде Приложения к рабочей программе по дисциплине «Перспектива», см. Приложение.
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля). Примерный перечень музыкальных произведений, специальных хрестоматийных изданий, партитур, клавиров, в объеме, необходимом для реализации дисциплины (междисциплинарного курса).
а) основная литература:
1. Макарова, М. Н. Перспектива : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство» / М. Н. Макарова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Академический проект, 2007. – 477 с.
2. Макарова, М. Н. Практическая перспектива : учеб. пособие для вузов / М. Н. Макарова. – Москва : Академический проект, 2005. – 398, [1] с.
Доступно в ЭБС «Юрайт» :
3. Чекмарев, А. А. Начертательная геометрия и черчение : учебник для СПО / А. А. Чекмарев. – Москва : Юрайт, 2020. – 423 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-08937-0. – Текст : электронный // Электронно-библиотечная система ЮРАЙТ : [сайт]. – URL : https://urait.ru/book/nachertatelnaya-geometriya-i-cherchenie-451216. – (дата обращения : 28.08.2022). – Режим доступа : для авторизированных пользователей.
б) дополнительная литература
1. Чекмарев, А. А. Начертательная геометрия и черчение : учеб. для бакалавров / А. А. Чекмарев. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2013. – 471 с.
Доступно в ЭБС «Юрайт» :
2. Константинов, А. В. Начертательная геометрия : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Константинов. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 389 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13496-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/496079 (дата обращения: 03.10.2022).
- Константинов, А. В. Начертательная геометрия. Сборник задач : учебное пособие для СПО / А. В. Константинов. – Москва : Юрайт, 2020. – 623 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12452-1. – Текст : электронный // Электронно-библиотечная система ЮРАЙТ : [сайт]. – URL : https://urait.ru/book/nachertatelnaya-geometriya-sbornik-zadaniy-448899. – (дата обращения : 28.08.2022). – Режим доступа : для авторизированных пользователей.
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), необходимых для освоения дисциплины (междисциплинарного курса);
1. Начертательная геометрия. Краткий курс инженерной графики. [Электронный ресурс]. – URL : http://ngeom.ru/teorgraf13.html
2. Черчение. [Электронный ресурс]. – URL: http://cherch.ru/
3. Национальная электронная библиотека (НЭБ). – URL : http://xn--90ax2c.xn--p1ai/
4. Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина. – URL : http://www.prlib.ru/
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
При выполнении графических работ по разделу дисциплины «Перспектива» целесообразно ведение работы по алгоритму:
· Задать картинную плоскость.
· Определить положение линии горизонта и главной точки так, чтобы на формате расположились все элементы (Точка зрения, дистанционные точки, предельные и масштабные точки).
· Задать метрическую шкалу при картине.
· Выполнить необходимые построении в тонких линях.
· Выполнить обводку графического изображения.
· В правом нижнем углу подписать графическую работу (название, кто выполнил).
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (междисциплинарному курсу), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)
Лицензионное программное обеспечение: пакет программ Microsoft Office (MS Word, MS Power Point).
12. Материально-техническое обеспечение дисциплины (междисциплинарного курса)
Для освоения дисциплины «Перспектива» студенту необходимы следующие материалы и оборудование:
· Графические материалы: карандаши разной твердости, и т.д..
· Инструменты чертежные: линейка, угольники, циркуль и т.д...
· Бумага формат А4, А3.
Институт предоставляет для обеспечения учебного процесса:
· Проведение дисциплины предполагает использование средств мультимедиа. Стандартно оборудованные лекционные аудитории для проведения интерактивных лекций: видеопроектор, экран настенный, мультимедийные средства др. оборудование
· Аудитории для практических занятий оборудованные доской.
· Инструменты для чертежно-графических работ на доске.