1. Общие сведения
1.1. Нормативные документы для разработки рабочей программы дисциплины «Преподавания творческих дисциплин»
Рабочая программа дисциплины МДК02.01.02 «Преподавание творческих дисциплин» разработана в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) и на основании следующих нормативных правовых актов ТГИК:
¾ Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования;
¾ Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования.
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (междисциплинарному курсу), соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы подготовки специалиста среднего звена (ППССЗ)
Целью дисциплины МДК02.01.02 «Преподавание творческих дисциплин» является формирование представления о педагогических основах преподавания художественных и проектных дисциплин, навыков самостоятельно разрабатывать учебную программу занятий, подготовка к выполнению методической работы.
В результате изучения дисциплины студент должен:
уметь:
использовать теоретические сведения о личности и межличностных отношениях в педагогической деятельности;
знать:
основы педагогики;
основы теории воспитания и образования;
психолого-педагогические аспекты творческого процесса;
традиции художественного образования в России;
методы планирования и проведения учебной работы в детских школах искусств, детских художественных школах, других организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях.
3. Указание места дисциплины (междисциплинарного курса) в структуре программы подготовки специалиста среднего звена
Дисциплина МДК 02.01 «Преподавания творческих дисциплин» относится к профессиональному модулю, согласно программе подготовки специалиста среднего звена в соответствии с ФГОС 54.02.01 Дизайн (по отраслям) в культуре и искусстве углубленной подготовки.
Курс является обеспечивающим для последующих курсов для последующих курсов «Учебно-методическое обеспечение учебного процесса» и для «Производственной практика (педагогической)».
4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен освоить следующие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
ПК 2.1. Осуществлять преподавательскую и учебно-методическую деятельность в образовательных организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств), общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях.
ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и теоретических дисциплин в преподавательской деятельности.
ПК 2.3. Использовать базовые знания и практический опыт по организации и анализу образовательного процесса, методике подготовки и проведения занятия.
ПК 2.4. Применять классические и современные методы преподавания.
ПК 2.5. Использовать индивидуальные методы и приемы работы с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
ПК 2.6. Планировать развитие профессиональных умений обучающихся.
ПК 2.7. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.
5. Объем, структура и содержание дисциплины (модуля)
Общая трудоемкость дисциплины «Преподавание творческих дисциплин» составляет 54 часа (36 лекций, 18 СРС, 6 семестр), 1,5 зачетные единицы.
Тематический план дисциплины «Преподавания творческих дисциплин»
6 семестр 18 недель
Раздел дисциплины, тема |
Всего часов |
Аудиторные |
СРС |
контроль |
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) |
||
Лекц. |
Практ (сем). |
Инд. |
|||||
Раздел I . Педагогические основы преподавания дисциплин ИЗО |
|
|
|
|
|
|
|
1.1. Педагогика, как теоретическая основа методики. |
|
2 |
|
|
1 |
|
|
1.2. Роль дидактических принципов в преподавании ИЗО |
|
2 |
|
|
1 |
|
Опрос, подготовка сообщений к семинарским занятиям |
Раздел II. Методы, классификация педагогических методов и их применение в преподавании творческих дисциплин |
|
|
|
|
|
|
|
2.1.Классификация педагогических методов |
|
4 |
|
|
2 |
|
Опрос, подготовка сообщений к семинарским занятиям |
2.2.Методы преподавания ИЗО. История развития методов преподавания ИЗО |
|
4 |
|
|
2 |
|
Опрос, подготовка сообщений к семинарским занятиям |
Раздел III. Педагогические технологии, характеристика, признаки |
|
|
|
|
|
|
|
3.1. Педагогические технологии |
|
2 |
|
|
1 |
|
|
3.2. Педагогические технологии в преподавании ИЗО |
|
2 |
|
|
1 |
|
Опрос, подготовка сообщений к семинарским занятиям |
Раздел VI. ФГОС ООО, предметная область искусство |
|
|
|
|
|
|
|
4.1. Предметная область искусство ФГОС основного общего образования |
|
4 |
|
|
2 |
|
Опрос, подготовка сообщений к семинарским занятиям |
4.2. УМК по предмету ИЗО |
|
4 |
|
|
2 |
|
Опрос, подготовка сообщений к семинарским занятиям |
4.3. Требования к современному уроку |
|
4 |
|
|
2 |
|
Опрос, подготовка сообщений к семинарским занятиям |
Раздел V. Внеклассная работа по изобразительному искусству в школе |
|
|
|
|
|
|
|
5.1. Виды и формы организации внеклассной и внешкольной работы по ИЗО |
|
4 |
|
|
2 |
|
Опрос, подготовка сообщений к семинарским занятиям |
Раздел VI. Федеральные государственные требования к программам дополнительного образования (общеразвивающим, предпрофессиональным) |
|
|
|
|
|
|
|
6.1. ФГТ к программам дополнительного образования |
|
4 |
|
|
2 |
|
Опрос, подготовка сообщений к семинарским занятиям |
Итого |
54 |
36 |
|
|
18 |
|
Зачет с оценкой |
Содержание дисциплины «Преподавание творческих дисциплин»:
Раздел I . Педагогические основы преподавания дисциплин ИЗО.
1.1. Педагогика, как теоретическая основа методики.
Современная дидактика - теоретическая основа, «стержень», педагогики, основа обучения и образования. Понятие «ДИДАКТИКА»
Элементы системы образования: семья, дошкольные и школьные учреждения, вузы и другие институты образования.
Основные вопросы педагогики
объем знаний в предметных областях стремительно растет, актуальность вопросов “чему” и “как” учить становится беспрецедентной.
С одной стороны,: “Нельзя объять необъятное!”
С другой стороны — люди должны овладевать постоянно растущими знаниями.
Дидактика призвана искать выход из этой парадоксальной ситуации.
1.2. Роль дидактических принципов в преподавании ИЗО
Дидактические принципы определяют:
¾ содержание,
¾ методологию,
¾ формы и методы учебной работы.
Правильное использование принципов теории обучения (дидактики) лежит в основе работы педагога при построении плана занятий, при разработке такой структуры урока, которая бы стимулировала творческую активность учащихся, заинтересовывала их и тем самым позволяла добиваться высоких результатов обучения. Дидактические положения в сочетании с целями и методами воспитательной работы создают основы для профессионально грамотного, квалифицированного проведения различных форм учебной работы. |
Основные дидактические принципы
1) Развивающее и воспитывающее обучение.
2) Научность и доступность (посильная трудность обучения).
3) Сознательность и творческая активность учащихся (при руководящей роли преподавателя).
4) Наглядность обучения.
5) Системность и систематичность обучения.
6) Связь обучения с жизнью.
7) Прочность результатов обучения и развитие познавательных способностей учащихся.
8) Положительный эмоциональный фон обучения.
9) Коллективный характер обучения и учет индивидуальных способностей учащихся.
10) Гуманизация и гуманитаризация обучения.
11) Компьютеризация обучения.
12) Интегративность обучения, учет межпредметных связей.
13) Инновативность обучения.
14) Переход от обучения к самообразованию
Практическая реализация дидактических принципов, при учете содержания данного раздела той или иной предметной области и форм учебной работы, помогает определить и методы, такие как проблемное обучение, индивидуализованное дистанционное обучение и др.
Дидактические принципы определяют также условия и преимущества применения различных средств обучения, в частности, таких, как наглядно-визуальные, звукотехнические, компьютерные и т.д.
Раздел II. Методы, классификация педагогических методов и их применение в преподавании творческих дисциплин
2.1. Классификация педагогических методов
«Метод» - от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине. Роли и определения понятия «метод обучения».
В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения.
по характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучаемых
1. Информационно-рецептивный
2. Репродуктивный метод.
3. Метод проблемного изложения.
4. Частично-поисковый, или эвристический метод
5. Исследовательский метод.
Классификация методов на основе выделения источников передачи содержания
¾ словесные методы
¾ практические методы
¾ наглядные методы
Классификация методов воспитания на основе учета структуры личности: методы формирования сознания, поведения и чувств.
¾ методы формирования сознания
¾ методы формирования поведения
¾ методы формирования чувств (стимулирования)
Факторы выбора метода или системы обучающих методов и приемов
¾ Цель и задачи данного занятия / урока.
¾ Специфика вида деятельности
¾ Возрастные особенности детей
¾ Уровень подготовленности класса или группы детей
¾ Понимание учителем цели художественного образования, его содержания и задач
¾ Уровень педагогического мастерства и личностные качества учителя
2.2. Методы преподавания ИЗО. История развития методов преподавания ИЗО
Методы преподавания менялись в результате борьбы взглядов, идей, смены художественных направлений, принципов и подходов к обучению.
ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО. Навыки в рисовании первобытный человек приобретал путем непосредственного наблюдения и подражания. Обучения в эпоху палеолита еще не было.
В эпоху неолита земледельческий и ремесленно-производственный характер изменил отношение человека к искусству. Умение рисовать человек стал использовать для украшения предметов своего ремесла, главным образом предметов гончарного производства. В связи с этим стали возникать и методы обучения. Но четко разработанных принципов обучения еще не было.
В Древнем Египте рисованию учили в школах наряду с черчением. Мемфисская придворная школа архитекторов - ведущая школа Древнего царства. Обучение - систематически. Метод и система преподавания единые, утвержденные каноны и правила предписывали строжайшее соблюдение всех установленных норм.
Древнегреческие художники по-новому подошли к проблеме обучения и воспитания и значительно обогатили методы преподавания. К IV веку до н. э. в Греции существовало несколько школ рисунка: Сикионская, Эфесская и Фиванская. Сикионская школа рисунка оказала большое влияние на метод обучения, и на дальнейшее развитие изобразительного искусства.
В Древней Греции был заложен метод научного понимания искусства.
Древний Рим не внес ничего нового в методику и систему преподавания, продолжая пользоваться достижениями греческих художников. Обучение рисованию популярно, но новых методик в обучение введено не было, система обучения рисованию упростилась.
В эпоху средневековья, основой обучения считается механическое копирование образцов. Одна из попыток теоретически обосновать закономерности построения в рисунке различных форм принадлежит Виллару де Оннекуру.
В эпоху средневековья развитие рисования как учебной дисциплины было приостановлено. Научно- теоретические положения реалистического рисунка и методы его преподавания, которые были выработаны художниками античности, были фактически уничтожены.
Возрождение открывает новую эру и в истории развития изобразительного искусства, и в области методов обучения рисованию. Эпоха Возрождения внесла большой вклад в теорию методики преподавания рисования и для профессионального обучения, и для общеобразовательного. Над проблемами рисунка начинают работать лучшие мастера изобразительного искусства: Ченнини Ченнино, Альберти, Леонардо да Винчи, Дюрер и многие другие.
В конце XVI века - новые направления в области художественного образования и эстетического воспитания, новые педагогические принципы и установки, меняется методика преподавания рисования.
XVII век период становления рисования как учебного предмета и развития новой педагогической системы преподавания — академической.
Характерной особенностью этого периода является создание специальных учебных заведений — академий художеств и художественных школ, где было серьезно поставлено преподавание рисунка.
Основные положения академической системы и методика преподавания рисунка сложились в процессе длительной педагогической практики в частных школах Просперо Фонтаны, Кальварта, а также в Академии рисунка во Флоренции (открыта в 1563 году), Академии св. Луки в Риме (открыта в 1577 году) и «Академии, вступившей на верный путь» братьев Карраччи (основана между 1585 и 1588 годами).
Самой прославленной была Болонская академия художеств, основанная Людовиком Карраччи и его двоюродными братьями — Агостино и Аннибале. В художественной школе Карраччи сложилась, в основном, академическая система художественного образования, которая в последующие столетия лишь совершенствовалась.
Позже возникли Королевская академия живописи и скульптуры в Париже (1648г.), Академия художеств в Риме (1690г.), в Вене (1692г), в Берлине (1696г.), Академия Сан-Фернандо в Мадриде (1753г.), Академия трех знатнейших художеств в Петербурге (1757г.), Академия художеств в Лондоне (1768г.).
Самой крупной и богато оснащенной учебными пособиями была частная мастерская великого фламандского художника Питера Пауля Рубенса (1577-1640). В мастерской Рубенса было разработано большое количество различных учебных пособий, среди которых специальное пособие по рисунку, в котором пропорциональное членение фигуры человека на части проводится на основе математического расчета и геометрического построения формы.
XVII век внес много нового и прогрессивного в методику преподавания художественных дисциплин.
Положение о пользе рисования как общеобразовательного предмета было высказано великим чешским педагогом Я А. Коменским в его «Великой дидактике». Почти одновременно с Коменским общеобразовательную ценность рисования отстаивал английский педагог и философ Джон Локк. Обстоятельно о рисовании как общеобразовательном предмете говорил французский философ-энциклопедист Жак-Жан Руссо.
В начале XIX века рисование начинает входить в круг школьных занятий. Инициатива принадлежала швейцарскому педагогу Иоганну Генриху Песталоцци - отцу школьной методики.
Большой известностью пользовались труды Иосифа Шмидта — ученика Песталоцци, Петра Шмида, Солдана, братьев Дюпюи, Гальяра. В 1735 году был издан на немецком и одновременно на русском языке учебник по рисованию И. Д. Прейслера «Основательные правила, или Краткое руководство к рисовальному художеству».
В конце XIX века специалисты школьного преподавания рисования разделились на два лагеря: сторонники геометрального метода и сторонники натурального.
В 1844 году Г. А. Гиппиус издает фундаментальный труд — «Очерки теорий рисования как общего учебного предмета» - первый капитальный труд по методике обучения рисованию в общеобразовательной школе.
Большое влияние на развитие методики преподавания рисования оказал выдающийся художник-педагог П. П. Чистяков. «Хорошо учить, значит, любя учить, а любя ничего не скучно делать».
Вклад в развитие советской методики обучения рисованию в общеобразовательных школах Д. Н. Кардовского.
Детскому творчеству посвящают теоретические труды: в Италии К. Риччи "Дети — художники"; в Германии профессор Лейпцигского университета Лампрехт возглавляет движение по собиранию и изучению детского рисунка; в России учитель К. Лепилов, психиатр Л. Оршанский, искусствовед А. В. Бакушинский и другие
Раздел III. Педагогические технологии, характеристика, признаки;
3.1. Педагогические технологии
Педагогические технологии и подходы в учебно-воспитательном процессе
развивающее обучение;
проблемное обучение;
коммуникативное обучение;
проектная технология;
игровые технологии;
диалог культур;
информационно-коммуникативные технологии;
групповые технологии;
компетентностный подход;
деятельностный подход;
личностно-ориентированный подход.
3.2. Педагогические технологии в преподавании ИЗО
Педагогические технологии в преподавании ИЗО, особенности и формы применения.
Этнопедагогические технологии в системе преподавания ИЗО:
Современная модель образования должна базироваться на принципах этнокультурной идентификации и интеграции в мировое сообщество.
Анализ генезиса этнопедагогических теорий позволяет сделать вывод о том, что прежде чем индивид сопоставит себя с мировой, общечеловеческой, планетарной культурой и узнает «язык» другой культуры, необходимо, чтобы он встретился со своей национальной культурой
Организационные формы:
¾ учебная исследовательская деятельность (метод проектов);
¾ изготовление учебных продуктов;
¾ работа в системе погружения;
¾ аудиторная и внеаудиторная форма.
Раздел VI. ФГОС ООО, предметная область искусство.
4.1. Предметная область искусство ФГОС основного общего образования.
Стандарты второго поколения. Образовательная область «Искусство».
Принципы. Цель образования.
Из ФГОС НОО
12.5. Искусство
Изобразительное искусство:
¾ сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
¾ сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
¾ овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
¾ овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
Из ФГОС ООО
11.6. Искусство
Изучение предметной области «Искусство» должно обеспечить:
¾ осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
¾ развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами;
¾ развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
¾ формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.
¾ Предметные результаты изучения предметной области «Искусство» должны отражать:
Изобразительное искусство:
1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
3) освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
Формированием универсальных учебных действий (УУД) имеющих надпредметный характер, ключевая компетенция – умение учиться.
УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные и личностные действия.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся (УУД), проявляющихся в познавательной, регулятивной, коммуникативной практической творческой деятельности учащихся.
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности: это умение определять цель своей работы, в том числе учебной, выявлять этапы работы, находить соответствующие средства и инструментарий, осуществлять поэтапный контроль своих действий, уметь с позиции адекватно поставленной цели оценивать результат своей деятельности.
Художественное познание
связано с умением строить художественный
образ, то есть, определяя отношение к явлениям жизни, выделять эмоционально
главное в видимом, сопоставлять и
сравнивать, конструктивно анализировать форму с позиций задуманного образа, обобщать
и делать художественный отбор, то есть выбор существенного для своих целей.
Художественное познание для ребенка особенно связано с особым навыком смыслового
рассматривания явлений жизни и искусства, с обучением видеть, как мы называем
это процесс мыследеятельности.
Коммуникативные универсальные учебные. Важнейшей социальной функцией искусства являются его коммуникативные свойства: визуально-пространственные искусства являются организаторами среды общения людей. Поэтому вопросы развития коммуникативных способностей учащихся в процессе художественной деятельности можно рассматривать очень широко и многоаспектно. К развитию коммуникативных качеств учащихся имеет прямое отношение и восприятие произведений искусства, и собственное художественное творчество, и становление понимания социальных функций искусства.
В качестве учебных действий следует рассматривать обсуждение работ учащихся, выставки, разные формы организации коллективных работ, оформление праздников и др.
Результатами художественно-коммуникативных действий в процессе обучения являются умения понимать намерения и интересы взаимодействующих с ним людей, умение понимать и вести свою роль в общей работе, соблюдать правила общения, умение отстаивать свои позиции без подавления прав окружающих, как способность ученика к сотрудничеству, уважению чужого мнения и права быть Иным, умение вести диалог, понимать и оценивать сложившуюся в действии ситуацию общения и др.
В качестве метапредметных результатов обучения следует также назвать:
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог,
распределять функции и роли в процессе
выполнения коллективной творческой работы.
Личностные результаты художественно-эстетического обучения, которые отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:
-эмпатические свойства личности, способности к эстетическому переживанию, созерцанию окружающего мира, проявленность чувства интереса к явлениям жизни;
-способности к эмоционально-нравственной и ценностно-смысловой ориентации в окружающем мире; культуросообразная оценка явлений реальности;
-сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
-сформированность эстетических
потребностей — потребностей в общении с
искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру,
потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
-уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде, умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Портфолио – багаж творческих достижений учащегося или педагога
детские творческие достижения:
участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, спектаклях, концертах;
творческие проекты:
изготовление и составление тематических альбомов, газет, коллекций, компьютерных презентаций;
съемка и создание тематических видеороликов и фильмов;
литературное и изобразительное творчество;
участие в создании музыкально-театральных спектаклей и постановок;
мини-исследования и др.
В портфолио учащегося могут быть включены документы, характеризующие личность ученика с точки зрения его учебной и досуговой деятельности.
4.2.УМК по предмету ИЗО
Краткая характеристика УМК по учебному предмету «Изобразительное искусство»,
Наиболее распространённых в практической деятельности педагогов и имеющие завершенную линию учебников (не только для начальной школы).
Учебно-методический комплект «Изобразительное искусство»
под редакцией Б.М. Неменского.
Комплект нацелен на формирование разносторонней художественной культуры учащихся и раскрытие полноценной творческой личности в каждом ребенке.
Учебный комплект создан на основе развития традиций российского художественного образования и внедрения современных инновационных методов, с учетом анализа зарубежных художественно-педагогических практик и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Данный УМК является целостной системой введения учащихся в художественную культуру на основе изучения всех основных видов пространственных (пластических) искусств, т.е. искусств, связанных с деятельностью художника: изобразительных (живопись, графика, скульптура); конструктивных (архитектура, дизайн); декоративных (различных видов декоративно-прикладного искусства); синтетических искусств (экранные, театр). В качестве системообразующей основы изучения выделяется триада художественной деятельности: изобразительная, декоративная и конструктивная.
Содержание учебников по изобразительному искусству для 1–4 классов общеобразовательных учреждений соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Учебники для 5–8 классов по предмету «Изобразительное искусство» соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и фундаментальному ядру содержания образования по предмету.
Все составляющие учебно-методического комплекта в основной школе посвящены более глубокому изучению отдельных видов искусства. Это живопись, графика, скульптура, дизайн, архитектура, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Учебный материал показывает все многообразие видов искусства через раскрытие особенностей художественного языка каждого вида искусства и их социальных функций.
Учебники помогут сохранить целостность и системность в приобщении детей к духовному содержанию искусства.
Учебно-методический комплект «Изобразительное искусство»1-4 класс, авторы: В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. «Искусство. Изобразительное искусство»5-9 класс,
авторы: С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Кармазина
Учебно-методический комплект по изобразительному искусству для 1 – 4 классов соответствует ФГОС начального общего образования. Содержание учебного материала представлено блоками: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Учащиеся:
· знакомятся с видами и жанрами изобразительного искусства;
· приобщаются к лучшим образцам живописи, графики, скульптуры и получают представление о ведущих художественных музеях России (в учебниках введены условные знаки «Третьяковская галерея», «Русский музей» и т.д.);
· обучаются основам рисунка, живописи, скульптуры, художественного конструирования и дизайна, декоративной работе;
· учатся самостоятельно выбирать сюжет из предложенной темы, передавать художественно-выразительными средствами свое отношение и характер персонажа (например, эффекты светотени, композиционный центр, цвет);
Вопросы преемственности художественного образования решает УМК «Искусство. Изобразительное искусство» для 5 – 9 классов С. П. Ломова С. Е. Игнатьева, Кармазиной М.В.
Содержание и методический аппарат учебников обеспечивает развитие художественных умений и навыков, сформированных у детей в начальной школе, углубление основ знаний в области рисунка, живописи, декоративно-прикладного искусства и выводит на широкую практическую деятельность.
Материалы учебника и рабочей тетради по рисунку и живописи знакомят школьников с правилами рисования, обогащают их знаниями конструктивного строения предметов, элементарных законов линейной и воздушной перспективы, светотени, композиции, гармонии цветовой окраски, расширяют их представления о многообразии предметов, явлений действительности, несут в себе ярко выраженную познавательную направленность. Знакомят с элементарными основами проектной графики, вводят учащихся в современный мир дизайна.
Учебный материал представлен в единстве воспитания и образования, обучения и творческой деятельности. Содержание УМК показывает все многообразие видов искусства через раскрытие особенностей художественного языка и средств выразительности, а так же применение разнообразных художественных материалов через систему заданий и упражнений.
Учебники помогут сохранить целостность и системность в приобщении детей к основам изобразительной грамотности, созданию художественных образов и воспитанию творческой личности.
Учебно-методический комплект «Изобразительное искусство»
Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой, Г.А. Поровской и др.
Учебник написан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В основе учебника — содержательные линии и темы, отражённые в рабочей программе «Изобразительное искусство. 1 — 4 классы», созданной авторским коллективом педагогов из разных регионов России под редакцией Т. Я. Шпикаловой. Учебник знакомит с творчеством выдающихся деятелей культуры России (живописцев — Д. Левицкого, А. Куинджи, И. Левитана, И. Шишкина, В. Васнецова, Н. Рериха и др.; графиков — Д. Митрохина, В. Фаворского, И. Билибина, П. Филонова и др.; древнерусских зодчих и народных мастеров из центров художественных промыслов разных регионов России). Учебник содержит наглядные художественно-дидактические таблицы и упражнения, помогающие учащимся осваивать различные художественные приёмы и техники, справочные материалы и систему контрольных, поисковых, проектных и творческих заданий. Содержание учебника направлено на развитие у учащихся способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, освоение первоначальных знаний о пластических искусствах и их роли в жизни человека и общества, а также на выражение в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Учебники «Изобразительное искусство» для 5 - 8 классов продолжают знакомить с выдающимися произведениями искусства стран Западной Европы и России. Учат понимать особенности художественно-образного воспроизведения природы и человека в портрете, натюрморте и жанровой картине средствами живописи и графики, а также раскрывают специфику художественного языка скульптуры, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства. Учебники и рабочие тетради включают вариативные творческие задания, задания для самоподготовки и справочные материалы.
В УМК особое внимание уделено знанию и формированию художественно-творческого опыта, направленного на изучение народного искусства как части культуры.
4.3. Требования к современному уроку
Качество современного урока определяется общими к нему требованиями
использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса;
реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов;
обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей;
установление осознаваемых учащимися межпредметных связей;
связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся;
мотивация и активизация развития всех сфер личности;
логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности;
эффективное использование педагогических средств;
связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся;
формирование практически необходимых знаний, умений и навыков, рациональных приемов мышления и деятельности;
формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.
Методы, приёмы и формы обучения в преподавании изобразительного искусства.
Средства обучения изобразительному искусству как основное понятие методики.
Вербально - информационные средства обучения, наглядные средства обучения и современные технические средства обучения и методика их применения на занятиях изобразительным искусством. Визуальные и аудиовизуальные средства, компьютерные средства обучения предмету. Кабинет изобразительного искусства, его оборудование, оформление и учебно-материальная база. Особенности уроков изобразительного искусства (беседы, практикумы, уроки контроля знаний, уроки-экскурсии и др.).
Виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием различных форм выражения:
изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
декоративная и конструктивная работа;
восприятие явлений действительности и произведений искусства;
обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
изучение художественного наследия;
подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных классических, современных).
Применение современных педагогических технологий.
Типы уроков
- урок постижения (открытия) новых знаний, умений и навыков (цель-ознакомление учащихся с новым материалом и формирование новых знаний, умений, навыков);
- урок формирования и закрепления способов деятельности (цель - закрепление знаний, умений и навыков);
- урок контроля и коррекции (цель - проверка и коррекция знаний, умений и навыков);
- урок обобщения и систематизации (цель - обобщение и систематизация изученного);
- комбинированный (смешанный) урок, направленный на решение педагогом сразу нескольких дидактических задач
Конструкт урока (технологическая карта урока).
Раздел V. Внеклассная работа по изобразительному искусству в школе
5.1. Виды и формы организации внеклассной и внешкольной работы по ИЗО
Задачи внеурочной и внеклассной деятельности обучающихся:
1. Соблюдение преемственной системы урочной, внеурочной и внеклассной деятельности, направленной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы;
2. Обеспечение устойчивого развития воспитательных результатов;
Формообразование внеурочной деятельности должно быть направлено на формирование целостного отношения к истории и культуре своей страны для постижения и понимания культуры других народов и мира.
Внеурочная деятельность организуется в многообразном видовом диапазоне, где виды деятельности могут быть интегрированы в рамках работы одной студии, научного общества, творческого коллектива и т.д.
Для организации внеурочной деятельности могут быть использованы разнообразные виды и направления:
1. Игровая (спортивно-игровая) деятельность;
2. Познавательно-проектная деятельность;
3. Проблемно-ценностное общение и взаимодействие;
4. Досугово-ценностное общение и взаимодействие;
5. Социально-преобразующая (общественно-полезная) деятельность;
6. Художественно-творческая (трудовая) деятельность;
7. Экологическая (эколого-творческая) деятельность;
8. Патриотическая (историко-творческая) деятельность;
9. Экспедиционно-музейная деятельность и т.д.
Данные виды деятельности полностью согласуются с основными направлениями внеурочной работы определенными Федеральными государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования.
Народное искусство и художественное творчество, связанное с ним, обладая в своем содержании социальным, ценностным и коллективным опытом, несет в себе богатейший духовно-нравственный потенциал. Родной язык, устное народное творчество, народные художественные промыслы и ремесла непреходящие ценности, объединяющие в себе все виды и направления деятельности человека: через игру, к обучению и воспитанию, к труду, как преобразующему творчеству.
Основные формы внеклассной работы по изобразительному искусству:
Кружок – Наиболее распространенный вид внеклассной работе по изобразительному искусству. Занятия в кружках являются как бы продолжением классных занятий. Изокружки могут быть самые различные: рисунка и живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства, оформительского дела, линогравюры, керамики, юных искусствоведов и т.д.
Факультативные занятия – дают широкие возможности для эстетического воспитания школьников. Эти занятия должны вызывать интерес учащихся к занятиям живописью, рисунком, гравюрой, керамикой, к изучению истории искусств. Факультативные занятия носят ярко выраженный проблемный характер. Они рассчитаны на активность и самостоятельность учащихся в восприятии материала, в выполнении заданий.
Экскурсии – углубляют знания, полученные учащимися в часы классных занятий, расширяют их кругозор и активизируют самостоятельную работу над рисунками. Экскурсии устраиваются с целью полнее раскрыть отдельную тему учебной программы, глубже ознакомить с видами изобразительного искусства, дать ясное представление о специфике творческой работы художника.
Беседы. – внеклассные беседы проводятся в тех случаях, когда затронутая на уроках тема вызвала особый интерес учащихся и они изъявили желание получить более глубокие знания по данному вопросу, а также в тех случаях, когда сложная тема не дает возможности в учебные часы полностью изложить интересный материал.
Лекции, доклады – значительно отличается от обычных лекций высшей школы: она охватывает гораздо меньший круг вопросов, строится с учетом возраста и подготовленности учащихся, материал излагается в простой и занимательной форме и длится не все 45 минут, а с небольшими паузами, которые заполняются собеседованием. Лекция применяется в том случае, когда надо дать обобщенный материал о целой эпохе, направлении в искусстве, о жанре, о технике и технологии материалов (в живописи, графике, керамике, чеканке по металлу).
Кинофильмы – тема кинофильма по изобразительному искусству должна соответствовать учебной программе. При выборе фильма учитывается возраст учащихся. Просмотр каждого фильма сопровождается специальной беседой. Кинофильмы могут быть посвящены также технике изобразительного искусства.
Домашнее рисование учащихся – особенно сложной формой внеклассного руководства является наблюдение за домашней работой учащихся. Педагогу необходимо регулярно просматривать, кроме домашних заданий, еще и рисунки учащихся, выполненные ими по собственной инициативе. Это даст ему возможность сохранить творческий подход школьников к работе, направлять ее и оберегать от влияния дурного вкуса, фотографичности, натурализма.
Выставки – Участие в выставке, выступление с докладом на вечере искусства, право написать объявление о предстоящем конкурсе на лучший детский рисунок — все-это является эффективным средством поощрения детей, пробуждает интерес к искусству, художественным занятиям.
Организация работы факультативов по изобразительному искусству.
Один из сложных вопросов, стоящих перед учителем,— разработка методики проведения факультативных занятий. Прежде всего, следует разнообразить методику занятий, сочетая лекции учителя с творческой работой школьников, с их докладами, сообщениями, с анализом художественных произведений, шире использовать совместные (коллективные) обсуждения ученических рисунков, скульптур, поделок. Очень важно разнообразить технику художественных работ — выполнять рисунки карандашом, углем, цветными карандашами, тушью, сангиной, пастелью, акварелью, гуашью, в линогравюре, монотипии; создавать скульптуры в глине, пластилине; выполнять изделия из керамики и папье-маше.
В качестве объектов изображения на факультативных занятиях учащимся предлагаются отдельные предметы сложной формы (чучела зверей, птиц, античные вазы и т. п.), тематические натюрморты; рекомендуется выполнение зарисовок пейзажного характера, памятников архитектуры, фигуры человека, отдельных частей фигуры человека (голова, кисти рук и т. п.).
Отличительной особенностью факультативных занятий является обязательное сочетание практических занятий с анализом репродукций с произведений мастеров живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства (кроме специальных занятий по истории искусств).
На факультативных занятиях учащиеся фактически кратко изучают историю искусств с древнейших времен до наших дней. Особое значение при этом уделяется проблемам развития советского искусства. Как свидетельствует опыт факультативных занятий в ряде городов (Москва, Санкт-Петербург), хорошие результаты дает проведение факультативных занятий по истории искусств в художественных музеях.
Планирование занятий кружка по изобразительному искусству.
Успех работы изокружка зависит от увлеченности учителя, хорошей организации занятий, обеспечения необходимым инвентарем и натурным фондом, от регулярности занятий и их четкого планирования. При планировании работы необходимо учитывать число членов изокружка, количество часов, тематику заданий, их сложность, методику проведения занятий и организацию итоговых выставок.
К началу каждого занятия необходимо заранее подготовить соответствующие объекты натурной постановки, муляжи или свежие плоды, подобрать их композиционно по окраске и величине, сообразуя с ними цвет драпировки, с тем чтобы в организационной части занятия установить натуру в короткий срок. Нужно обратить особое внимание на размещение учащихся по отношению к натуре, не допуская слишком близкого расстояния от нее.
В школьных кружках изобразительного искусства при комплектовании групп не следует разбивать детей по их художественной подготовке, так как это приведет к созданию нескольких параллельных групп. Однако педагогу необходимо учитывать индивидуальные склонности и способности каждого члена кружка, помогая их развитию.
Одновременно с учебной работой педагог ведет и большую воспитательную работу, в особенности в период организации и первых занятий кружка. Он должен объединить детей в единый коллектив, живущий общими интересами, с едиными творческими устремлениями. Члены кружка выбирают старосту, который становится помощником учителя. Он следит за дисциплиной, за посещаемостью. Каждый поступивший в изокружок должен аккуратно посещать занятия, выполнять предусмотренные планом задания и разработанные кружком правила поведения, принимать активное участие в делах кружка, в общественной жизни школы.
Раздел VI. Федеральные государственные требования к программам дополнительного образования (общеразвивающим, предпрофессиональным).
6.1. ФГТ к программам дополнительного образования
Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012г. № 156. Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе.
Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012г. № 159. Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество» и сроку обучения по этой программе.
Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 09 августа 2012г. № 855. Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Дизайн» и сроку обучения по этой программе.
Примерные программы по учебным предметам по дополнительным предпрофессиональным и общеразвивающим программам Дизайн, Живопись и Декоративно-прикладное творчество. Структура и содержание примерных программ дисциплин.
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)
Задания для самостоятельной работы, вопросы и задания для самопроверки и пр.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Что изучает методика преподавания изобразительного искусства?
2. Назовите основные дидактические принципы.
3. Назовите цели и задачи художественного образования.
4. Каковы особенности художественного образования в древнем Египте?
5. Как развивалось художественное образование в Древней Греции?
6. Каковы особенности художественного образования в эпоху Средневековья?
7. Что ценного внесли художники Возрождения в методику обучения?
8. Расскажите о становлении академической системы художественного образования в 16 - 19 вв.
9. Назовите отечественных теоретиков методики изобразительного искусства?
10. Какое место отводится предмету «Изобразительное искусство» в Федеральном государственном стандарте НОО и ООО?
11. На реализацию каких подходов ориентировано преподавание предмета «Изобразительное Искусство»?
12. Назовите УМК по дисциплине ИЗО соответствующие ФГОС и рекомендованные министерством образования?
13. Проведите анализ УМК по изобразительному искусству (В. С. Кузин, Б. М. Неменский, Т. М. Шпикалова).
14. С какими видами художественной деятельности знакомятся учащиеся на уроках ИЗО?
15. Охарактеризуйте методику изобразительного искусства в начальных классах?
16. Что должен знать учащийся в результате изучения изобразительного искусства (предметные результаты)?
17. Что должен уметь учащийся в результате изучения изобразительного искусства (предметные результаты)?
18. На формирование каких метапредметных результатов направлено изучение изобразительного искусства?
19. Как формируются УУД на занятиях по дисциплине ИЗО?
20. В какой практической деятельности и повседневной жизни учащийся может использовать приобретенные на уроках ИЗО знания и умения?
21. Какие формы внеклассной и внешкольной работы по изобразительному искусству существуют?
22. Что определяют Федеральные государственные требования к образовательным программам дополнительного образования детей?
23. В чем основные отличия предпрофессиональных и общеразвивающих программ?
24. Что входит в структуру программ дисциплин ДОД?
7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)
Данный раздел представляется в виде Приложения к рабочей программе по дисциплине, см. Приложение.
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины:
*литература, представленная в фонде научной библиотеки ТГИК
а) основная литература:
Доступно в ЭБС «IPRbooks»
1. Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Вып. 8. Ч.1. / ред. В. К. Лебедко и др. – Москва : Прометей, 2012. – 440 с.
2. Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Вып. 8. Ч.2. / ред. В. К. Лебедко и др. – Москва : Прометей, 2012. – 448 с.
Доступны в ЭБС «Лань»:
1. Астраханцева, Н. В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества : учебное пособие / Н. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушланова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. – 347 с.
2. Ратиева, О. В. Обучение техникам живописи. Теория и методика преподавания в художественной школе : метод. указания и рекомендации / О. В. Ратиева, В. И. Денисенко. – Санкт-Петербург : Лань : Планета музыки, 2014. – 160 с..
б) дополнительная литература:
1. Беляева, С. Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования : учебное пособие / С. Е. Беляева. – 2-е изд., стер. – Москва : Академия, 2007. – 208 с. : ил
2. Варава, Л. В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия. Художественная обработка камня, кожи, металла. Художественная эмаль, литье, керамика. Мозаика из дерева. Точение по гипсу / Л. В. Варава. – Ростов-на-Дону : Феникс ; Донецк : Кредо, 2007. – 304 с. : ил. – (Город мастеров).
3. Величко, Н. К. Русская роспись : техника, приемы, изделия / Н. К. Величко. – Москва : АСТ - ПРЕСС : Книга, 2010. – 224 с. : ил.
4. Голубева, Ольга Леонидовна. Основы композиции : учебник / О. Л. Голубева. – 3-е изд. – Москва : Сварог и К, 2008. – 144 с
5. Молотова, В. Н. Декоративно-прикладное искусство / В. Н. Молотова. – 2-е изд. – Москва : Форум, 2010. – 288 с.
6. Поверин, А. И. Художественные стили в керамике (алгебра гармонии) : учебное пособие / А. И., Поверин. – Москва : МГУКИ, 2010. – 139 с. – 1 экз.
7. Фишер, Д. Расписываем керамику : пер. с англ. / Д. Фишер. – Москва : АСТ : Астрель, 2008. – 64 с.
8. Художественные ремесла и рукоделия России : библиогр. путеводитель / Российская гос. библиотека ; сост. И. В. Еремина, С. И. Коровицына. – Москва : Пашков дом, 2008. – 392 с.
Доступно в ЭБС «IPRbooks»:
1. Миненко, Л. В. Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы в структуре традиционной культуры России и художественные промыслы Западной Сибири : учебное пособие / Л. В. Миненко. – Кемерово : КемГУКИ, 2006. – 111 с.
2. Соколов, М. В. Декоративно-прикладное искусство : учебное пособие / М. В. Соколов, М. С. Соколова. – Москва : Владос, 2013. – 399 с.
3. Основы декоративно-прикладного искусства : учебное пособие / сост. Е. С. Арсланова. – Комсомольск-на- Амуре, 2011. – 203 с.
Доступно в ЭБС «Лань»:
1. Зорин, Л. Н. Рисунок : учебное пособие / Л. Н. Зорин. – Санкт-Петербург : Лань : Планета музыки, 2014. – 104 с.
Доступно в ЭБС «IPRbooks»:
1. Основы декоративно-прикладного искусства : учебное пособие / сост. Е. С. Арсланова. – Комсомольск-на- Амуре, 2011. – 203 с.
2. Соколов, М. В. Декоративно-прикладное искусство : учебное пособие / М. В. Соколов, М. С. Соколова. – Москва : Владос, 2013. – 399 с.
Доступно в ЭБС «Лань»:
1. Зорин, Л. Н. Рисунок : учебное пособие / Л. Н. Зорин. – Санкт-Петербург : Лань : Планета музыки, 2014. – 104 с.
Доступно в ЭБС «elib» (ТИУ)
1. Декоративный натюрморт : метод. указания для студентов вузов / сост. О. Л. Козловская, К. Н. Зыков. – Тюмень : БИК ТИУ, 2016. – 10 с.
2. Декоративная фантазия на заданную тему : метод. указания для студентов вуза / сост. К. Н. Зыков, О. Л. Козловская. – Тюмень : БИК ТИУ, 2016. – 18 с.
1. Министерства культуры РФ . Официальный сайт . Документы . – URL : https://www.mkrf.ru/documents/ob_utverzhdenii_federalnykh_gos352749/.
https://www.mkrf.ru/documents/ob_utverzhdenii_federalnykh_gos352794/.
https://www.mkrf.ru/documents/primernye-programmy-po-uchebnym-predmetam-po-dopolnitelnym-predprofessionalnym-programmam-zhivopis-i/ .- (дата обращения 29.09.2020).
2. Национальная электронная библиотека (НЭБ). – URL : http://xn--90ax2c.xn--p1ai/- (дата обращения 29.09.2020).
3. Открытый урок [Электронный ресурс]: фестиваль педагогических идей. – URL: festival.1september.ru. – (дата обращения 29.09.2020).
4. Официальный сервер российского школьного образования [Электронный ресурс]. – URL :http://www.school.edu.ru. - (дата обращения 29.09.2020).
5. Педагогика искусства: сетевой электронный журнал. – URL : http://www.art-education.ru/electronic-journal . – (дата обращения 29.09.2020).
6. Педсовет [Электронный ресурс] . – https://pedsovet.org/beta. – (дата обращения 29.09.2020).
7. Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина. – URL : http://www.prlib.ru/
8. УМК ИЗО - Издательства «Просвещение». – URL : http://www.prosv.ru/subject/art.html. – (дата обращения 29.08.2020).
9. УМК ИЗО – Корпорация «Российский учебник». – URL : https://drofa-https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/predmet-izo/. – (дата обращения 29.08.2020).
10. Художников.ру. [Электронный ресурс] : коллекция книг о живописи и искусстве.– URL : http://hudozhnikov.ru/tags/knigi-po-zhivopisi-i-grafike. – (дата обращения 29.09.2020).
11. Энциклопедические словари на сервере Edic.ru. – URL: http://www.edic.ru/ – (дата обращения 29.09.2020).
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)
· Лицензионное программное обеспечение: пакет программ Microsoft Office (MS Word, MS Power Point).
12.Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Для освоения дисциплины «Преподавания творческих дисциплин»:
Институт предоставляет для обеспечения учебного процесса:
· Проведение дисциплины предполагает использование средств мультимедиа. Стандартно оборудованные лекционные аудитории для проведения интерактивных лекций: видеопроектор, экран настенный, мультимедийные средства др. оборудование