Contacts:
-
Светлана Михайловна ИгнатьеваУчитель
Дисциплина закреплена за кафедрой социально-культурной деятельности, культурологии и социологии.
Цели изучения дисциплины: воспитание духовно развитой
личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к
созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения,
национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и
уважения к русскому языку и ценностям отечественной культуры; совершенствование общеучебных умений и навыков обучающихся:
языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических; формирование
функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической
(языковедческой), коммуникативной, культуроведческой); совершенствование умений
обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно
использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых
ситуациях; дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к
речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой
деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и
саморазвития; информационных умений и навыков; поиска,
систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети
Интернет.
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Цикл «Общеобразовательная подготовка», обязательные предметные области (ОУП.01).
Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе обучения в школе.
Краткая характеристика учебной дисциплины
Раздел 1. Введение. Русский язык в современном мире
Раздел 2. Фонетика
Раздел 3. Графика и орфография
Раздел 4. Лексика и словообразование
Раздел 5. Морфемика и словообразование
Раздел 6. Стилистика. Функциональные стили речи
Раздел 7. Морфология
Раздел 8. Синтаксис и пунктуация
Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины: ОК 10
Результаты освоения дисциплины:
знать о связи языка и истории, культуры русского и других народов; смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь: осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное) в зависимости от коммуникативной задачи; извлекать необходимую информацию из различных источников (учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации), в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; вести диалог в ситуации межкультурной коммуникации.
Формы проведения занятий, образовательные технологии: лекции, грамматический практикум, развивающие лингвистические игры, участие во Всероссийском тотальном диктанте и открытых олимпиадах.
Формы текущего контроля знаний: опрос, лингвистический анализ текста, изложение, сочинение, контрольный урок, защита языкового портфеля, тестирование, собеседование.
Форма промежуточного контроля знаний: контрольный урок в 1, 2, 3 семестрах.
Форма итогового контроля знаний: комплексный экзамен по русскому языку и литературе в 4 семестре.