1.      Общие положения

 

   Программа дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту. Гимнастика» разработана в соответствии с требованиями Федеральных  государственных образовательных стандартов (ФГОС3++)  по всем  направлениям подготовки  высшего образования (уровень бакалавриата), реализуемым ФГБОУ ВО «Тюменский государственный институт культуры»: 51.03.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», 51.03.06 «Библиотечно-культурная деятельность», 51.03.03 «Социально-культурная деятельность»,07.03.01 «Архитектура», 53.03.04 «Искусство народного пения»,  53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство», 53.03.05 «Дирижирование»,  53.03.06 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство», 53.03.01 «Музыкальное искусство эстрады», 53.03.03 «Вокальное искусство», 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников», локальных нормативных актов ФГБОУ ВО «Тюменский государственный институт культуры».

 

2. Цели освоения дисциплины 

           Целями дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту. Гимнастика»   являются:

- формирование физической культуры личности будущего профессионала, востребованного на современном рынке труда;

- развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья, укрепление индивидуального здоровья;

- формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, в занятиях физкультурно-оздоровительной деятельностью;

 - овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья;

- овладение системой профессионально и жизненно значимых практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья;

- приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной деятельности, овладение навыками сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.  

   Содержательная линия ориентирует образовательный процесс на укрепление здоровья обучающихся  и воспитание бережного к нему отношения. Через свое предметное содержание она нацеливает обучающихся  на формирование интересов и потребностей в регулярных занятиях физической культурой и творческое использование осваиваемого учебного материала в разнообразных формах активного отдыха и досуга, самостоятельной физической подготовке к предстоящей жизнедеятельности с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

  Содержание образовательного процесса соотносится с интересами обучающихся  на занятиях физической культурой и характеризуется направленностью на обеспечение оптимального и достаточного уровня физической и двигательной подготовленности обучающихся с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Образовательный процесс ориентирует на развитие интереса обучающихся к будущей профессиональной деятельности и показывает значение физической культуры для их дальнейшего профессионального роста, самосовершенствования на современном рынке труда.

   Содержание учебно-методических занятий обеспечивает: формирование у обучающихся установки на психическое и физическое здоровье; освоение методов профилактики профессиональных заболеваний; овладение приемами массажа и самомассажа, психорегулирующими упражнениями; знакомство с тестами, позволяющими самостоятельно анализировать состояние здоровья. На учебно-методических занятиях преподаватель проводит консультации, на которых по результатам тестирования помогает определить оздоровительную и профессиональную направленность индивидуальной двигательной нагрузки с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Занятия обучающихся нацелены на устранение функциональных отклонений и недостатков в их физическом развитии, формирование правильной осанки, совершенствование физического развития, укрепление здоровья и поддержание работоспособности на протяжении всего периода обучения. Вместе с тем в зависимости от заболеваний двигательная активность обучающихся может снижаться или прекращаться. Обучающиеся, временно освобожденные по состоянию здоровья от практических занятий, осваивают теоретический и учебно-методический материал, готовят рефераты, выполняют индивидуальные проекты.

   Задачи:

Образовательные:

         Содействовать гармоничному развитию и выработке умений использовать физические упражнения, гигиенические факторы и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостоять стрессам в процессе освоения раздела «Основы знаний по физической культуре и спорту». Комплексное использование различных факторов физической культуры для полного общего развития свойственных человеку жизненно важных физических качеств и основанных на них двигательных способностей наряду с формированием широкого фонда двигательных умений и навыков, необходимых в жизни.

Оздоровительные:

         Содействовать овладению комплексными физическими упражнениями оздоровительной и коррегирующей направленности с учетом индивидуального физического развития, развитию интересов к культуре телосложения и культуре движений. Планирование и регулирование тренировочной нагрузки в зависимости от пола, возраста, уровня подготовленности обучающихся. Обеспечивать регулярность и единство врачебного и педагогического контроля в процессе занятий и соревнований. Широко использовать оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Обеспечивать прикладную физическую подготовку к массовым видам деятельности и службе в армии.

 Воспитательные:

         Систематические занятия физическими упражнениями формируют организованность, настойчивость, способность преодолевать трудности, собственное нежелание или неумение и в конечном итоге воспитывают трудолюбие. Воспитание привычки к организованности в работе и планировании своих возможностей.

 

3.    Место дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту. Гимнастика» в структуре ООП:

       Дисциплина «Элективные курсы по физической культуре и спорту. Гимнастика» входит в состав части, формируемой участниками образовательных отношений, согласно учебным планам ООП по  направлениям подготовки на уровне бакалавриата.

  Содержательно-методическая взаимосвязь дисциплины с другими частями ООП осуществляется посредством освоения компетенции УК-7: предшествующая дисциплина Физическая культура и спорт; параллельно осваиваемые: Элективные курсы по физической культуре и спорту. Волейбол, Баскетбол, Адаптированная программа по физической культуре для лиц с ОВЗ.

 

      4. Результаты освоения дисциплины.  Компетенции,  формируемые в результате      освоения дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту. Гимнастика»:

Изучение дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту. Гимнастика» направлено на формирование следующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВО:

Универсальные компетенции



Направление подготовки


       

Программа дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту. Гимнастика» разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по всем специальностям и направлениям подготовки бакалавриата, реализуемым в ТГИК: 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», 54.03.01 «Дизайн» (уровень бакалавриата), 54.05.03 «Графика», 54.05.02 «Живопись»,  (уровень специалитета).

Целью дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту. Гимнастика.» является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки к будущей профессиональной деятельности бакалавров и специалистов посредством обеспечения этапов формирования компетенций, предусмотренных ФГОС, в части представленных ниже знаний, умений, владений.

Задачи дисциплины: 

- сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;

- понимание социальной значимости физической культуры и ее роли в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности;

- формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установка на здоровый стиль жизни, физическое совершенствование и самовоспитание привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом;

- овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и самосовершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре и спорте;

- приобретение личного опыта повышения двигательных и функциональных возможностей, обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности к будущей профессии и быту;

- создание основы для творческого и методически обоснованного использования физкультурно-спортивной деятельности в целях последующих жизненных профессиональных достижений.

Дисциплина «Элективные курсы по физической культуре и спорту. Гимнастика» формирует у бакалавров и специалистов набор специальных знаний и компетенций, необходимых для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач и связана с дисциплиной «Физическая культура и спорт». Элективные курсы по физической культуре и спорту являются важнейшим компонентом целостного развития личности и тесно связано не только с физическим развитием и совершенствованием функциональных систем организма, но и с формированием средствами физической культуры и спорта жизненно необходимых  психических качеств, свойств и черт личности. Все это в целом находит свое отражение в психофизической надежности выпускника, в необходимом уровне и устойчивости его профессиональной работоспособности.

1.       Место дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту. Гимнастика» в структуре образовательной программы:

            Дисциплина «Элективные курсы по физической культуре и спорту. Гимнастика» входит в состав вариативной части  дисциплин по выбору –  (Б1.В.ДВ) согласно учебным планам ООП по всем направлениям подготовки (уровень бакалавриата и специалитета). «Элективные курсы по физической культуре и спорту. Гимнастика» являются обязательными и в зачетные единицы не переводятся.

2.      Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту. Гимнастика»

В результате освоения дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту. Гимнастика» у студента должна быть сформирована следующая общекультурная компетенция (в соответствии с направлением подготовки/специальности):

ОК-9  способностью поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

 

54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

 

 

В результате освоения дисциплины студент должен:

ЗНАТЬ:

-значение физической культуры в формировании общей культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям и здоровому образу жизни, в укреплении здоровья человека, в профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни в процессе физкультурно-спортивных занятий;

-содержание и направленность различных систем физических упражнений, их оздоровительную и развивающую эффективность.

УМЕТЬ:

-учитывать индивидуальные особенности физического, гендерного возрастного и психического развития занимающихся и применять их во время регулярных занятий физическими упражнениями;

-проводить самостоятельные занятия физическими упражнениями с общеразвивающей, профессионально-прикладной и оздоровительной направленностью;

-составлять индивидуальные комплексы физических  упражнений с различной направленностью.

ВЛАДЕТЬ:

-комплексами упражнений, направленных на укрепление здоровья, обучение двигательным действиям и развитие физических качеств;

-способами определения дозировки физической нагрузки и направленности физических упражнений;

-приемами страховки и способами оказания первой помощи во время занятий физическими упражнениями;

-средствами и методами укрепления индивидуального здоровья, физического самосовершенствования, ценностями физической культуры личности для успешной социально-культурной и профессиональной деятельности.