Contacts:
-
Елена Николаевна КоролюкУчитель
1. Общие положения
Программа дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту. Гимнастика» разработана в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС3++) по всем направлениям подготовки высшего образования (уровень бакалавриата), реализуемым ФГБОУ ВО «Тюменский государственный институт культуры»: 51.03.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», 51.03.06 «Библиотечно-культурная деятельность», 51.03.03 «Социально-культурная деятельность»,07.03.01 «Архитектура», 53.03.04 «Искусство народного пения», 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство», 53.03.05 «Дирижирование», 53.03.06 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство», 53.03.01 «Музыкальное искусство эстрады», 53.03.03 «Вокальное искусство», 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников», локальных нормативных актов ФГБОУ ВО «Тюменский государственный институт культуры».
2. Цели освоения дисциплины
Целями дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту. Гимнастика» являются:
- формирование физической культуры личности будущего профессионала, востребованного на современном рынке труда;
- развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья, укрепление индивидуального здоровья;
- формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, в занятиях физкультурно-оздоровительной деятельностью;
- овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья;
- овладение системой профессионально и жизненно значимых практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
- приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной деятельности, овладение навыками сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.
Содержательная линия ориентирует образовательный процесс на укрепление здоровья обучающихся и воспитание бережного к нему отношения. Через свое предметное содержание она нацеливает обучающихся на формирование интересов и потребностей в регулярных занятиях физической культурой и творческое использование осваиваемого учебного материала в разнообразных формах активного отдыха и досуга, самостоятельной физической подготовке к предстоящей жизнедеятельности с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Содержание образовательного процесса соотносится с интересами обучающихся на занятиях физической культурой и характеризуется направленностью на обеспечение оптимального и достаточного уровня физической и двигательной подготовленности обучающихся с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Образовательный процесс ориентирует на развитие интереса обучающихся к будущей профессиональной деятельности и показывает значение физической культуры для их дальнейшего профессионального роста, самосовершенствования на современном рынке труда.
Содержание учебно-методических занятий обеспечивает: формирование у обучающихся установки на психическое и физическое здоровье; освоение методов профилактики профессиональных заболеваний; овладение приемами массажа и самомассажа, психорегулирующими упражнениями; знакомство с тестами, позволяющими самостоятельно анализировать состояние здоровья. На учебно-методических занятиях преподаватель проводит консультации, на которых по результатам тестирования помогает определить оздоровительную и профессиональную направленность индивидуальной двигательной нагрузки с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Занятия обучающихся нацелены на устранение функциональных отклонений и недостатков в их физическом развитии, формирование правильной осанки, совершенствование физического развития, укрепление здоровья и поддержание работоспособности на протяжении всего периода обучения. Вместе с тем в зависимости от заболеваний двигательная активность обучающихся может снижаться или прекращаться. Обучающиеся, временно освобожденные по состоянию здоровья от практических занятий, осваивают теоретический и учебно-методический материал, готовят рефераты, выполняют индивидуальные проекты.
Задачи:
Образовательные:
Содействовать гармоничному развитию и выработке умений использовать физические упражнения, гигиенические факторы и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостоять стрессам в процессе освоения раздела «Основы знаний по физической культуре и спорту». Комплексное использование различных факторов физической культуры для полного общего развития свойственных человеку жизненно важных физических качеств и основанных на них двигательных способностей наряду с формированием широкого фонда двигательных умений и навыков, необходимых в жизни.
Оздоровительные:
Содействовать овладению комплексными физическими упражнениями оздоровительной и коррегирующей направленности с учетом индивидуального физического развития, развитию интересов к культуре телосложения и культуре движений. Планирование и регулирование тренировочной нагрузки в зависимости от пола, возраста, уровня подготовленности обучающихся. Обеспечивать регулярность и единство врачебного и педагогического контроля в процессе занятий и соревнований. Широко использовать оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Обеспечивать прикладную физическую подготовку к массовым видам деятельности и службе в армии.
Воспитательные:
Систематические занятия физическими упражнениями формируют организованность, настойчивость, способность преодолевать трудности, собственное нежелание или неумение и в конечном итоге воспитывают трудолюбие. Воспитание привычки к организованности в работе и планировании своих возможностей.
3. Место дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту. Гимнастика» в структуре ООП:
Дисциплина «Элективные курсы по физической культуре и спорту. Гимнастика» входит в состав части, формируемой участниками образовательных отношений, согласно учебным планам ООП по направлениям подготовки на уровне бакалавриата.
Содержательно-методическая взаимосвязь дисциплины с другими частями ООП осуществляется посредством освоения компетенции УК-7: предшествующая дисциплина Физическая культура и спорт; параллельно осваиваемые: Элективные курсы по физической культуре и спорту. Волейбол, Баскетбол, Адаптированная программа по физической культуре для лиц с ОВЗ.
4. Результаты освоения дисциплины. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту. Гимнастика»:
Изучение дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту. Гимнастика» направлено на формирование следующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВО:
Универсальные компетенции |
Наименование категории компетенций: Самоорганизация и саморазвитие, в том числе и здоровьесбережение |
Код и наименование компетенции: УК-7 Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности |
УК-7.1 знать: - основы и правила здорового образа жизни; - значение физической культуры и спорта в формировании общей культуры личности, приобщении к общечеловеческим ценностям и здоровому образу жизни, укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек средствами физической культуры в процессе физкультурно-спортивных занятий. УК-7.2 уметь: - вести здоровый образ жизни, поддерживать уровень физической подготовки; - самостоятельно заниматься физическими упражнениями и в спортивных секциях с общей развивающей, профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленностью; - составлять индивидуальные комплексы физических упражнений с различной направленностью; УК-7.3 владеть: - навыками организации здорового образа жизни и спортивных занятий; - способами определения дозировки физической нагрузки и направленности физических упражнений и спорта. |
УК-7.1 знать: – методы сохранения и укрепления физического здоровья и уметь использовать их для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности; – социально-гуманитарную ценностную роль физической культуры и спорта в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности; – роль физической культуры и принципы здорового образа жизни в развитии человека и его готовности к профессиональной деятельности; – влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек; – способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности; – правила и способы планирования индивидуальных занятий различной целевой направленности; УК-7.2 уметь: организовывать режим времени, приводящий к здоровому образу жизни; – использовать творчески средства и методы физического воспитания для профессионально-личностного развития, физического самосовершенствования, формирования здорового образа и стиля жизни; – выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнения атлетической гимнастики; – выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации; – преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения; – выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки; УК-7.3 владеть: – опытом спортивной деятельности, физическим самосовершенствованием и самовоспитанием; – способностью к организации своей жизни в соответствии с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни; – методикой самостоятельных занятий и самоконтроля за состоянием своего организма; – методикой повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья и подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации; – методикой организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха и при участии в массовых спортивных соревнованиях. |